LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 17
(всего 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ную регистрацию и имеет свидетельство Института па-
тентной экспертизы.
Она представляет собой семилучевую звезду магов и ас-
трологов. Эта звезда бессмертия, вечного обновления. В ее
середине помещены буквы «А» и «О», где «А» вписана в
«О». Звезда находится в круге — совершеннейшей фигуре.
Прокл в «Комментариях» к Евклиду писал, что пер-
вая, простейшая и наиболее совершенная из фигур — круг.

177
Если разделить Вселенную на небеса и бренный мир, то
круговые формы надлежит приписать небесам, а прямые —
бренному миру. Действительно, именно круг охватывает
самую большую площадь при данной длине замкнутой
линии, которая к тому же строится лишь по одному из-
мерению — величине радиуса; он символизировал собой
космическую бесконечность, абсолютную гармонию; плав-
ная кривизна линии не содержит изломов, являющихся
своеобразными «раздражающими» восприятие центрами
излучений.
Помимо того, что буквы «О» и «А» обозначают ини-
циалы основателя и руководителя Школы, они несут в
себе определенное смысловое значение: «О» — 16-я буква
алфавита. В современном оккультизме число 16 символи-
зирует связь, прямой канал в Мировой Разум, «О» нахо-
дится в центре нашей эмблемы семилучевой звезды, но 16
= 1 + 6, т.е. семь. Биосистемы рождаются в лучевом
канале времени. «А» — означает открытость и размах,
округлость и полноту, охват целого.

Практические занятия
Первая неделя: внимательно изучить материал беседы
(осознать значение и смысл понятий: «число», «слово»,
«образ», «символ»).
Вторая неделя: прочитать неоднократно, имея перед
собой таблицы, приложение № 5: текст «Техника работы
с «Таблицами Андреева — Шестое чувство».
Третья неделя: приступить к работе с таблицами, ис-
пользуя магнитофонную запись на аудиокассете програм-
мы «Шестое чувство».

Отчет по беседе 7
Окончив занятия по беседе 7, заполните бланк отчета
(приложение № 2) аналогично тому, как вы делали это
раньше, но пока не отправляйте его в Школу Олега Анд-
реева. Приступайте к работе с материалами беседы 8.
БЕСЕДА ВОСЬМАЯ

НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ
ПРОГРАММИРОВАНИЕ.
ОТКРЫТИЕ КАНАЛА ИНТУИТИВНОГО
МЫШЛЕНИЯ
Вводное слово
Настоящая беседа завершает рассмотрение материалов
программы «Шестое чувство». После выполнения заклю-
чительного комплекса упражнений настоящей беседы вам
предстоит ответить на вопросы итоговой анкеты, которая
определит результаты освоения всей программы в целом.
Выполняя многочисленные упражнения в предыдущих
беседах, вы глубоко проникли в понимание многих внут-
ренних психических процессов, определяющих поведение
человека как личности. В этой беседе мы разберем еще
два подхода к анализу психической деятельности челове-
ка — нейролингвистическое программирование и откры-
тие канала интуитивного мышления.

НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Основные понятия
Внешние проявления поведения человека — движения
глаз, мимика лица, жесты, слова, голос, его интонации,
тембр, громкость — оказывают определенное биоэнерге-
тическое воздействие на окружающих. Чтобы это влия-
ние было эффективным, целенаправленным и гармонич-
ным, необходимо знать определенные правила воздействия.
Комплекс этих знаний и правил получил название нейро-
лингвистическое программирование (НЛП). Термин НЛП
предложил известный американский психолог Ричард Бэн-
длер, и под ним понимается следующий смысл.
Слово «программирование» введено потому, что в те-
чение всей своей жизни человек непрестанно программи-
рует себя, подбирает способы мышления, чувствования и
поведения.
«Нейро» — потому что наша способность к самопрог-
раммированию основывается на нейрофизиологической
активности мозга и нервной системы.
179
Наконец, «лингвистическое» — поскольку язык отра-
жает особенности нашего субъективного опыта и струк-
турирует его. Речь человека заключает в себе огромное
количество информации о том, какими способами он строит
свой субъективный опыт.
НЛП — это новая модель человеческих коммуникаций
и поведения, получившая развитие в 1983-1989 гг. бла-
годаря работам американских исследователей: Ричарда
Бэндлера, Джона Гриндера, Лесли Кэмерон-Бэндлер и
Джудит Делозье. Но все-таки в своих истоках НЛП раз-
вивалось на базе исследований известного психотерапев-
та Милтона Эриксона.
Милтон Эриксон (1901-1980) совершил жизненный и
научный подвиг, став к концу жизни признанным во всем
мире авторитетом в области гипноза и краткосрочной пси-
хотерапии. Идеи, методы и техники, созданные им, в на-
стоящее время начинают доминировать в американской
психотерапии. Эриксон был не просто одаренной личнос-
тью. Ему приходилось творить и изобретать еще и в силу
жестокой необходимости, вызванной болезнью, породив-
шей для него иной мир, отличный от мира нормальных
людей. Эриксон от рождения был лишен возможности ви-
деть цвета и различать звуки по их высоте. Он был абсо-
лютно неспособен воспроизвести даже самую простую ме-
лодию. Кроме того, в детстве он страдал от дислексии (на-
рушения процесса чтения), а в 17 лет перенес полиомие-
лит и выздоровел полностью лишь благодаря разработан-
ной им самим программе реабилитации. В 51 год страш-
ная болезнь снова настигла его, и на этот раз выздороветь
удалось только частично: последние 10 лет жизни он был
прикован к инвалидному креслу, его мучили постоянные
боли, были парализованы язык и правая рука. Вопреки, а
во многом и благодаря всем этим ограничениям Эриксон
научился использовать и реализовывать потенциальные
способности, которыми обладает каждый из нас.
Элементы эриксоновского гипноза, называемого также
«гипноз без гипноза», положенные в основу нейролингвис-
тического программирования, дают новые возможности и
значительно расширяют сферу влияния людей, овладев-
ших ими, среди людей, не знакомых с этими элементами.
Используя ту информацию, которую человек извлекает
с помощью освоенных аналитических методик, в процессе
наблюдения за вербальными (словесными) и невербальны-
ми (несловесными — язык тела и жестов) сигналами чело-
века, оппонент с успехом может применить новые гипно-
180
тические формы своего воздействия на его подсознание и
посредством тонкого психологического манипулирования
сформировать у него желательные для себя программы.
Овладев техникой прикладного (нелечебного) психо-
анализа, можно быстро и продуктивно анализировать по-
ведение партнера в ходе беседы, выявляя его скрытые
мотивы и потенциальные намерения.
Бэндлер и Гриндер поставили перед собой цель выя-
вить структуру деятельности выдающихся психотерапев-
тов, эффективность работы с пациентами которых была
настолько велика, что позволяла не только говорить о
магии, но и построить ее формальную модель. Их первая
книга по нейролингвистическому программированию так
и называлась «Структура магии». Работая над ней, они
широко пользовались видеозаписями сеансов психотера-
пии, а затем часами вглядывались в экран, стремясь ус-
тановить повторяющиеся элементы действий психотера-
певта и поведения пациента.
Комментируя собственную деятельность в книге «Из
лягушек в принцы», авторы заявляют: «Мы обращаем
очень мало внимания на то, что люди говорят, но зато
внимательно смотрим на то, что они делают, а затем строим
модель деятельности». Функция моделирования заклю-
чается в получении полезных описаний.

Достоинства нейролингвистического программирования
Важнейшее из них состоит в возможности по-новому
взглянуть на процесс обучения. «В сущности, мы просто
ищем способы научить людей пользоваться собственными
мозгами, — заявляет в одной из работ Ричард Бэндлер. —
Люди поразительно способны к учению. Я убежден... что
все мы — машины для учения. Хорошая сторона в том,
что вы можете быстро и легко усваивать самые разные
вещи. Плохая в том, что всякий хлам вы можете усвоить
так же легко, как и полезные вещи».
Преимущество НЛП перед большинством других пси-
хологических подходов заключается в том, что здесь в
центре внимания оказываются формальные особенности
внутренних процессов познавания и чувствования, а не
содержание переживаний человека.

Механизмы нейролингвистического программирования
Человек, для которого общение с людьми составляет
суть профессиональной деятельности, может легко разли-

181
чить этапы внутреннего процесса, вызывающие в его со-
беседнике отрицательную реакцию. Достаточно заменить
один элемент последовательности другим, чтобы разру-
шить стереотип внутреннего поведения. Изменение фор-
мы процесса неизбежно влияет на его содержание.
Другая особенность НЛП — стремление не уничтожать,
а порождать; не устранять нежелательные формы поведе-
ния, а мобилизовать бессознательные ресурсы и созда-
вать новые, более действенные способы поведения, ибо
любой из них эффективен, но в свое время и на своем
месте.

Ожидаемый эффект от использования
По мнению специалистов Исследовательского инсти-
тута проблем административного работника США, НЛП
представляет собой наиболее продуктивный из существу-
ющих ныне способов изменения поведения человека. Спе-
циальный американский журнал «Психология сегодня»
отмечает: «НЛП дает формулы того, как человек вбирает
в себя чувственные впечатления, организует их внутри в
такие познавательные процессы, как память и принятие
решений, а затем преобразует эту последовательность во
внешнее поведение».
Технология НЛП позволяет: решать многочисленные
задачи: в медицине — избавить пациентов от серьезных
психологических проблем — депрессий, фобий и т.д. в те-
чение часа; в обучении — успешно освоить правописание,
чтение, математику; в области управления, рекламы,
спорта — приобрести профессиональные навыки в самых
различных областях: от пилотирования самолета до стрель-
бы из пистолета. С помощью НЛП можно значительно
расширить возможности поведения в изменяющихся об-
стоятельствах. Оно позволяет менять и дополнять про-
граммы, заложенные в нас предыдущим жизненным опы-
том, делая наше поведение более гибким и предоставляя
нам дополнительные возможности для полного раскрытия
и использования своих неосознаваемых ресурсов.

Термины и определения
Нейролингвистическое программирование работает с
внутренними психическими процессами, выявляя их струк-
туру и внося в них изменения. Для описания этих про-
цессов в НЛП применяются понятия ведущей, репрезен-
тативной и референтной систем. Когда вы что-то спраши-

182
ваете у своего собеседника, он, прежде чем ответить, дол-
жен «переварить» полученные данные, и при этом в нем
происходят события, о которых можно судить по вне-
шним особенностям его поведения. Одно из таких собы-
тий — извлечение информации для ответа, выраженное в
форме визуальных (зрительных), аудиальных (слуховых)
и кинестетических (связанных с внутренними ощущения-
ми и чувствами) образов.
Система, ответственная за извлечение информации, на-
зывается ведущей. Затем извлеченная информация долж-
на быть как-то представлена сознанию. Это дело репрезен-
тативной системы. Информация здесь также может быть
выражена визуально, аудиально или кинестетически.
Однако если ведущая система выполняет свои функ-
ции ниже уровня осознания, то репрезентативная систе-
ма осознается.
В одних случаях модальности ведущей и репрезента-
тивной систем могут совпадать (когда в обеих системах
обрабатывается визуальная, аудиальная либо кинестети-
ческая информация), в других этого совпадения может и
не быть.
На завершающем этапе в процесс включается референ-
тная система, сверяющая полученный результат с иско-
мым. Это обязательный этап в любой стратегии приня-
тия решений. Если кто-то заявляет: «Я сам не знаю, чего
хочу», — это значит, что у него референтная система от-
сутствует. В табл. 8.1 представлены характеристики трех
рассмотренных информационных систем человека и фор-
мы образов, используемых при их реализации.

Таблица 8.1
ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ЧЕЛОВЕКА
И ФОРМЫ ОБРАЗОВ




183
Чтобы понять, какая часть переживаемого нами осоз-
нается, следует обращать внимание на то, какими слова-
ми мы описываем процессы, т.е. какие формы образов
используем.
У одного человека в речи преобладают слова, характе-
ризующие визуальную сторону переживаемого, у друго-
го — аудиальную, у третьего — кинестетическую.
Для человека с основной визуальной модальностью
наиболее адекватными словами и словосочетаниями ока-
жутся такие:
видеть — видение — рассматривать — с моей точки
зрения — под углом зрения — в фокусе — ярко — смут-
но — смутно вижу суть вопроса — перспективы — ника-
ких перспектив.
В речи человека с основной аудиальной модальностью
скорее всего будет присутствовать примерно следующий
набор:
слышать — звучать — я вас слушаю — я прислуши-
ваюсь — шумный — громко — мелодично — тихо.
Человек с основной кинестетической модальностью в
разговоре будет употреблять описания сенсорных пережи-
ваний:
чувствую — ощущаю — схватываю — схватываю суть
проблемы — зажатый — скованно — свободно — удоб-
но — остро — остро ощущаю.
Итак, основная репрезентативная система — эта та-
кая система, которой человек пользуется наиболее часто.
Кроме основной, существует ведущая репрезентатив-
ная система. Она отражает деятельность мозга в данный
момент, в ситуации «здесь и сейчас». Для ее определения
используются невербальные ключи доступа, представля-
ющие собой наблюдения за движениями глаз, о чем будет
рассказано ниже.
Таким образом, в зависимости от доминирования того
или иного способа поступления и переработки информа-
ции репрезентативные системы могут быть представлены
в трех основных категориях:
— визуальной (восприятие посредством зрительных
образов);
— аудиальной (восприятие посредством слуховых впе-
чатлений);
— кинестетической (восприятие посредством ощуще-
ний).
Каждый индивидуум, обладая всеми тремя модальнос-
тями, предпочитает чаще всего использовать лишь одну
184
из них. Значит, для одного мир — это, прежде всего, то,
что можно увидеть, для второго — он наполнен звучани-
ем, для третьего мир — это определенное эмоциональное
настроение.
Реальности таких людей сильно отличаются, и если
другие репрезентативные системы у них не развиты, об-
щение между ними напоминает разговор на разных язы-
ках, о чем сами они и не подозревают.
К счастью, в жизни чистые случаи встречаются редко.
Мы пересекаемся друг с другом хотя бы частью наших
реальностей, и взаимопонимание возможно.
Для того чтобы взаимопонимание было еще и эффек-
тивным, вы должны научиться слышать предикаты* со-
беседника, т. е. слова — вербальные ключи доступа, опи-
сывающие процесс. Умение услышать предикаты собесед-
ника и пользоваться всеми их модальностями поможет
вам присоединиться к его реальности, войти в его мир
(мир визуалиста, аудиалиста или кинестетика). Давайте
посмотрим, вслушаемся, ощутим, осознаем еще раз, как
могут выглядеть предикаты различных модальностей:
— визуальные: видеть, яркий, ясный, туманный, от-
четливо, расплывчатый, сфокусировать, мелькать, тем-
ный, пестрый, цветастый, ракурс, перспектива и т.д.;
— аудиальные: слушать, звучать, громкий, настраи-
вать, звенеть, согласовывать, скрипеть, кричать, оглу-
шать, скрежетать и т.п.;
— кинестетические: чувствовать, притрагиваться, теп-
лый, гладкий, мягкий, орудовать, хватать, тугой, шеро-
ховатый, твердый, тяжелый и др.;
— обонятельные и вкусовые: пахнуть, вкусный, пре-
сный, соленый, острый, несвежий, сладкий, терпкий, кис-
лый, горький, ароматный и прочие.
Кроме того, есть такие слова, по которым невозможно
определить, в какой модальности человек осознает свои
переживания. Например: думать, знать, понимать, вос-
принимать, изменяться, учитывать, помнить, верить,
милый, уважаемый и т.д.
Если вам заявляют: «Я вас знаю», можно спросить:
«Вы это видите, слышите или чувствуете?» Это позволит
вам понять, как ваш собеседник воспринимает мир, что
из этого мира осознается им и на каком уровне. И, исхо-
дя из этого, строить свое общение.

* Предикат (лат. praedicatum) — сказанное, отношение, т.е.
свойство нескольких предметов.
185
В табл. 8.2, имеющей большое практическое значе-
ние, представлены в сжатой форме различные модальнос-
ти и соответствующие им предикаты или, как говорят
психологи, вербальные, т.е. словесные ключи доступа,
иначе говоря, ключи, открывающие двери во внутренний
мир нужного вам собеседника.
Например, вы стремитесь создать доверительные, близ-
кие отношения. В этом случае вам следует применять
предикаты той же модальности, что и ваш собеседник.
Если же, наоборот, вы предпочитаете держать его на
дистанции, достаточно, чтобы в вашей речи преобладали
предикаты иной, чем у вашего собеседника, модальности.
Таблица 8.2
ПРЕДИКАТЫ (ВЕРБАЛЬНЫЕ КЛЮЧИ ДОСТУПА)
СОБЕСЕДНИКА РАЗЛИЧНЫХ МОДАЛЬНОСТЕЙ




186
Обращая внимание на модальность предикатов речи со-
беседника, вы получаете представление о том, как он осоз-
нает самого себя и свое окружение. Если этот человек со-
вершенно вам незнаком, вы в считанные секунды поймете,
что он собой представляет и как следует с ним себя вести.
Компетентный коммутатор, как правило, получает от-
вет на свой вопрос раньше, чем он прозвучит. Самый про-
стой способ тоже стать компетентным — это наблюдать
движение глаз, когда человек о чем-либо думает.

Тренировочные упражнения
Упражнение 8.1. Определение внутренних состояний
человека по движению глаз (праворуких)
В разговоре человек постоянно делает движения глаз-
ными яблоками. Вы сами не раз замечали, что в общении
взгляд собеседника постоянно перемещается и никогда не
остается неподвижным. Такие перемещения получили на-
звание паттерн (от англ. «сетка»). Оказывается, однако,
что подобные движения не являются хаотическими, а с
четкой закономерностью отражают информационные взаи-
модействия, происходящие в нейронных сетях нашего мозга.
В зависимости от вектора направления паттернов, их
можно упорядочить в определенную структуру, представ-
ленную на следующей схеме рис. 8.1.


<< Пред. стр.

страница 17
(всего 24)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign