LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ


2.3. Педагогические техники бессловесных воздействий (8 часов).
Встречают по одежке.....

<...>

2.6. Посещение уроков учителей-мастеров и обсуждение увиденного (4 часа).

Возможные задания учащимся для наблюдения при посещение урока.
1. Оценить, в какой степени педагог, ведущий учебное занятие, умеет (владеет навыком):
1.1. Управлять своим психо-физическим состоянием.
1.2. Слышать настроение в классе.
1.3. Распределять внимание при работе с учащимися на уроке.
1.4. Невербальной выразительностью своего отношения к происходящему;
1.5. Суггестивными способностями.
1.6. Техникой речи и т.п.
2. Попробовать:
2.1. Определить, в чем состоят главные особенности общения данного учителя с классом.
2.2. Нарисовать схему взаимоотношений, которая, на взгляд посещающего, наиболее точно отражает взаимоотношения в коллективе класса, в котором проходит урок. (Последующее обсуждение полученных результатов лучше проводить в присутствии учителя, на уроке которого присутствовали гимназисты, классного руководителя этого класса.)
2.3. Выделить учеников, которые находятся, по мнению посещающего, в состоянии конфликта с преподавателем, предложить возможные причины его возникновения, выявить его инициатора.
2.4. Выделить ребят, которые, по вашему мнению, относятся к наиболее популярным среди своих одноклассников и "отвергаемых", т.е. тех, которые сами бы хотели иметь друзей в классе, но с ними никто не хочет иметь дело, а также тех, кто не проявляет никакой инициативы для общения с другими.
Затем (при анализе, рефлексии увиденного) можно проанализировать, во-первых, почему тот или иной ученик был отнесен именно в ту или иную группу, во-вторых, каковы причины того, что он оказался в этой группе.
Охарактеризовать эмоциональную атмосферу в классе.
Назвать тех учеников, которым преподаваемый учителем предмет нравится (не нравится), и пояснить, почему.
3. Опираясь на имеющиеся знания о педагогическом взаимодействии, попробовать описать его характер на данном уроке.

Пояснения:
Предложенные примерные вопросы разбиты на три группы.
В первой группе собраны вопросы, относящиеся к профессиональной оснащенности педагога, во второй - характеризующие взаимоотношения в классе. Третье задание -обобщающее. Ученику предлагается описать характер педагогического взаимодействия на основе тех знаний по педагогике и психологии, которые он имеет.
Часы, выделенные на занятие этого вида, могут быть использованы несколькими способами. Так, например, посещение урока может быть организовано после прохождения какой-либо темы и полученный материал использоваться на последующих занятиях. Но при этом 1-2 часа из данного раздела программы следует оставить на завершение курса, а полученный материал станет основой для проведения итогового диспута (2.7). .. г


2.7. Семинар-диспут "Чего мне не хватает сегодня, чтобы стать учителем" (2 часа).

3. Организация и проведение аттестации учащихся
Целью итоговой аттестации является:
1 Проверка уровня развития дидактических, суггестивных, коммуникативных и других специальных педагогических способностей у подростков.
2. Стимулировать учащихся к овладению азами педагогического труда.
3. Способствовать формированию у учащихся устойчивого интереса к учительской профессии.
4. Проверить уровень освоения учениками представленным им учебным материалом.
Аттестацию учащихся по данному предмету целесообразно проводить в форме творческого экзамена. Временем его проведения может быть окончание полугодия или года, если экзамен проводится в конце полугодия, то семинар-диспут целесообразно заменит итоговое обобщающее занятие, содержащее элементы экзамена. Педагог, который организует проведение экзамена, должен построить его так, чтобы он становился процедурой, в которой заинтересован сам экзаменуемый. Это имеет принципиальное значение, так как именно во время успешного публичного выступления у подростка, подчас, происходит изменение "линии жизни", складывается желание стать учителем.
Исходя из сформулированных выше целей, экзамен должен состоять из трех элементов.
Первый - творческое задание, представляющее собой самостоятельно подготовленное экзаменуемым монологическое выступление по теме, предложенной ученику, вместе с необходимой литературой за 2-3 часа до проведения аттестации.
Вторым элементом экзамена является ответ на теоретический вопрос, дающий возможность проверить степень усвоения основных теоретических положений. Подготовка к ответу на теоретический вопрос осуществляется традиционным способом.
Завершается экзамен проверкой умений ученика анализировать педагогические ситуации, которые могут быть предъявлены ему текстуально, видеорядом или разыграны товарищами непосредственно перед ответом.
Чрезвычайно важное значение имеет оценка, которая может быть выставлена ученику по результатам экзамена. Ясно, что традиционная пятибалльная шкала оценок неприменима. Учитывая цели проведения аттестации, целесообразно выставлять оценки по двухбалльной системе "зачет-незачет". При этом следует учитывать, что выставление оценки "незачет" означает установление комиссией профессиональной непригодности экзаменуемого или является реакцией на его отношение к изучаемому предмету, т.е. оценка "незачет" может быть выставлена ученику в исключительных случаях. Истинная же оценка результата, достигнутого во время процедуры аттестации, происходит при рефлексии, которую проводит учитель индивидуально с каждым подростком.
Для достижения целей экзамена на него можно пригласить родителей, других учащихся, учителей школы, не входящих в экзаменационную комиссию.

Возможные варианты, предлагаемые учащимся для публичных выступлений:
1. Начните свой первый урок рассказом о важности предмета, который вам предстоит преподавать в классе.
2. Выступление на педсовете "Зачем учителю нужно изучать педагогику".

Примерные теоретические вопросы:
1. Чем трудна и интересна работа педагога в ряду других профессий (предприниматель, программист, президент страны, художник, летчик).
(Специальные педагогические способности как основа овладения человеком учительским мастерством.)
2. Всегда ли адекватны мысли учителя его высказываниям? Всегда ли ученики замечают это?
(Единство словесных и бессловесных действий. Говорящий и слушающий, закономерности их поведения.)

Некоторые педагогические ситуации, предлагаемые экзаменуемым для мгновенных реакций:
1. Учитель объясняет новый материал. Один из учеников начинает громко повторять слова, произносимые учителем. Педагог начинает менять громкость, интонации. Ученик вторит ему. В классе начинают раздаваться смешки...
2. Вы пошли со своим классом в поход на майские праздники. Было жарко, но в лесу еще кое-где лежал снег. Пройдя более десяти километров, группа вышла на берег реки, и тут один из учеников воскликнул: "Ребята, айда купаться!" Все кинулись к реке...

4. Краткий терминологический словарь для гимназистов
Анализ - мысленное расчленение предмета или явления на составные части или признаки. Виды педагогических способностей:
Дидактические - способности, составляющие основу умений излагать учащимся учебный материал доступно, интересно, четко и ясно.
Организаторские - проявляются в умении организовать учащихся на какую-либо деятельность и наиболее эффективно организовать свою собственную работу.
Коммуникативные - способности, позволяющие правильно устанавливать взаимоотношения с учащимися.
Перцептивные - составляют основу умения проникать во внутренний мир ребенка, умение читать "по глазам", предвидеть результат педагогического действия.
(К) распределению внимания - позволяют учителю делать несколько мыслительных операций параллельно.
Аудиторные - умение создать атмосферу, способствующую наиболее эффективному педагогическому взаимодействию. Суггестивные - способности внушать, оказывать эмоционально-волевое влияние.
Научно-исследовательские (академические) - способности к овладению информацией, знаниями.
Речевые - способности к успешному овладению техникой речи, обеспечивающей эффективность педагогической деятельности.

<...>

5. Список литературы


7.7 Схема возможных выборов, совершаемых за время учебы учениками Московской городской педагогической гимназии

Все выше изложенное позволяет мне надеется, что представленные ниже таблицы, представляющие собой общую схему учебных планов гимназии, будут понятны читателю.

Таблица 19
Основная школа

Класс
Компонент учебного плана
классы
5
6
7
8
9
Базовый компонент
28
29
31
30
30
В том числе: инвариантная часть
25
26
27
26
27
вариативная (гимназическая) часть
3
3
4
4
3
В том числе: языки (русский, иностранный)
2
3
4
4
3
искусство
1
-
-
-
-
Школьный (гимназический) компонент
4
4
4
5
6
В том числе: математика, информатика
1
2
-
-
-
обществознание
-
-
-
1
1
естествознание
-
-
2
3
2
Обязательные занятия по выбору и педагогические технологии
3
2
2
1
2
Предметный профиль
-
-
-
-
2
Предельная нагрузка учащегося
32
33
35
35
36

Старшая школа

Класс
Компонент учебного плана
10
11
1
2
3
4
1
2
3
4
Базовый компонент
19
19
19
19
19
19
19
19
Инвариантный (гимназический) компонент




В том числе: русский язык
1
1
1
1
1
1
1
1
Иностранный язык
6
6
6
6
4
4
4
4
Вариативная обязательная (гимназическая) часть




В том числе: профильные предметы
4
4
4
4
4
4
4
4
обществознание
1
1
1
1
1
1
1
1
Математика, информатика
1
1
1
1
1
1
1
1
естествознание
5
5
5
5
5
5
5
5
Предельная нагрузка учащегося
36
36
36
36
36
36
36
36

Условные обозначения:
А. Цифрой обозначен: 1 физико-математический профиль;
2 - гуманитарный;
3 - биолого-химический;
4 - социально-психологический.

В. В 11-ом классе ученики занимаются по индивидуальным учебным планам.

* * *

Закончить эту часть книги я хотел бы одной историей из моей педагогической жизни. Проходя по вестибюлю, я встретился взглядом с пожилой женщиной, которая ждала своего внука. По взгляду было ясно, что она что-то хочет спросить у директора. Я подошел к ней. Не делая никаких "заходов", она поинтересовалась у меня: "Почему гимназия называется педагогической"? Вопрос не поставил меня в тупик. Я начал бойко отвечать на него, используя привычный "птичий" язык. Не послушав и трех минут, она, на правах старшего, прервала монолог и сказала следующее: "Милый! А я знаю, почему гимназия называется педагогической! Просто в ней все "по уму". Я ничего не смог ей ответить.... Это была самая лучшая в жизни оценка моей работы, труда всего педагогического коллектива.

1 Electus - латинский. Л. Крысин "Толковый словарь иноязычных слов", "Русский язык", М., 1998.
2 В примерной программе класса физико-математического профиля, которая является приложением к проекту Федерального Базисного учебного плана, на изучение математики рекомендовано отвести 6 аудиторных часов в неделю.
3 Г. Ковалева и др. Изучение знаний и умений учащихся в рамках Международной программы PISA. Общие подходы. РАО, М., 1999
4 В.В. Фирсов. Многоуровневый стандарт. Каким должен быть образовательный стандарт. М., МКО, ИСО - ГУ-ВШЭ, 2002.
5 Многие современные педагоги, в частности Джон Равен, считают, что оценивать следует лишь мотивированной ученическое действие. Подробнее его соображениями по этому вопросу можно познакомиться в книгах:
* Д. Равен. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы", М., "Когито Центр", 2001;
* Д. Равен. Компетентность в современном обществе (выявление, развитие и реализация), М., "Когито Центр", 2002.
6 Одобрена на заседании Федерального координационного совета по общему образованию от 24.04.2002 и 28.06.2002.
7 Под индивидуальным учебным планом здесь названа совокупность учебных предметов, которые изучает ученик в школе.
8 Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. М., НФПК, Сентябрь, 2001.
9 Там же.
10 Иванова Л.Ф. Выбор видов учебной деятельности в Московской городской педагогической гимназии: проблемы и перспективы. Сборник - Современная гимназия - через универсальность к многообразию. М., Чарли, 1996
11 Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования.
12 Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработчиков документов по обновлению общего образования, М., МО РФ, НФПК, 2001
13 Иванова Л.Ф. Выбор видов учебной деятельности в Московской городской педагогической гимназии: проблемы и перспективы. Сборник - Современная гимназия - через универсальность к многообразию. М., Чарли, 1996

14 Требования к уровню подготовки выпускников (руководитель проекта В. Фирсов)., М., МО РФ, НФПК, 2001
15 Каспржак А.Г. Некоторые вопросы видового своеобразия современной гимназии. Сборник - Современная гимназия - через универсальность к многообразию. М., Чарли, 1996
16 К началу 2004-05 учебного года первые из них должны прийти в школу.
17 Автор работы по специальности - учитель физики.
18 В частности тех, которые использовались в Московской городской педагогической гимназии в 1995 - 2001гг., школах - участниках федерального эксперимента по предпрофильной подготовке (2003-04 учебный год), а так же представленных на конкурс учебных пособий, проведенный в 2002-04 гг. Национальным фондом подготовки кадров.
19 "...Гуманитарное знание не истина в ее законченном виде, а способ понимания сложно устроенных объектов, таких как человек, общество, и, прежде всего, сам субъект познания..." К. Митрофанов, К. Поливанова. Специфика содержания и способы преподавания элективных курсов по общественным дисциплинам. НФПК, М., 2004
20 Настоящий раздел подготовлен по материалам, разработанным заместителем директора Московской гимназии 1505 Л.Ф. Ивановой, в рамках эксперимента по предпрофильной подготовке.
21 Приказ Министарства образования РФ № 1312 от 9.03.04.
22 Утверждена Приказом Министра образования № 2783 от 18.07.2002
23 МО РФ 2003
24 БУП-98 выбран как основной, поскольку он содержит меньший объем школьного компонента по сравнению с экспериментальными базисными учебными (так называемые БУП-1, БУП-2 и БУП-3), утвержденными для широкомасштабного эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Использование школой одного из экспериментальных учебных планов дает несколько большие резервы для предпрофильной подготовки.
25 Раздел "Особенности организации курсов по выбору".
26 При осуждении модели Московской городской педагогической гимназии.
27 Федеральный Базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации. Среднее (полное) образование. М., 2004
(?) - в скобках расчетный (не нормативный) объем учебных часов в неделю: (X класс / XI класс).
(**) - в этом варианте учебный предмет "Обществознание" изучается без разделов "Экономика" и "Право".
28 Механизм формирования индивидуальных учебных планов определяется Базисным учебным планом, пояснительной запиской к нему.
29 Пояснительная записка к федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для образовательных учреждений Российской Федерации. Среднее (полное) общее образование.
30 Национально-региональный компонент может быть представлен не набором учебных курсов, а дополнительными часами, которые выделены на изучение какого-то предмета, представленного в Федеральном базисном учебном плане. В этом случае, список предметов не расширяется, а увеличивается количество часов на какой-то (какие-то) из них.
31 В Базисном учебном плане в скобках приведен не нормативный объем учебных часов. Он может быть перераспределен школой в соответствие со спецификой реализуемой ей образовательной программы, сохраняя общий объем учебных часов, определенный Федеральным Базисным учебным планом для изучения данного предмета на третьей ступени общего образования.
32 70 часов (1/1) на изучение Информатики и иностранного языка на базовом уровне были добавлены решением регионального управления образования из регионального компонента.
33 Элективный курс может быть рассчитан на преподавании в течение одного полугодия.
34 Данная колонка заполняется в последнюю очередь
35 В Базисном учебном плане в скобках приведен не нормативный объем учебных часов. Он может быть перераспределен школой в соответствие со спецификой реализуемой ей образовательной программой, сохраняя общий объем учебных часов, определенным Федеральным Базисным учебным планом для изучения данного предмета на третьей ступени общего образования.

36 Элективный курс может быть рассчитан на преподавании в течение одного полугодия.
37 Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. М., 2001
38 Более подробно об этом можно прочесть в статье А. Каспржака "Универсальное образование как модель". Современная гимназия и универсальное образование. Сборник статей. ИНТНРПРАКС, М., 1995
39 Материалы исследования, проведенные группой сотрудников ВЦАОМ во главе с А. Левинсоном, представлены в материалах проекта "Разработка системы комплексного социологического мониторинга реализации плана действий Правительства, в части организации эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, а также реструктуризации сельских школ". МВШСЭН, М., 2001
40 Происходит от латинского "cultura", что в переводе означает "возделывание", "образование", "понимание".
41 От латинского "norma" - руководящее начало", "правило", образец".
42 Подробно прочитать о курсе можно в статье О. М. Смирновой и О.О. Савиной "Особенности организации и построения курса "развитие познавательных процессов у учащихся 5-6 классов гимназии". Сборник статей "Современная гимназия: от эксперимента к практике универсального образования". М., ПАРИСФАЛЬ, 1999
43 Здесь приведены реальные авторские курсы, которые преподавались в гимназии. С программами курсов можно познакомиться в сборниках: "Современная гимназия - через универсальность к многообразию" М, Чарли, 1996

44 Идея курса представлена в статье И. Дединского, Ю. Лобанова "Вариативный подход к преподаванию информатики" Сборник статей "Современная гимназия: от эксперимента к практике универсального образования". М., ПАРИСФАЛЬ, 1999

45 Приводится по сборникам статей, подготовленных педагогическим коллективом гимназии: "Современная гимназия - через универсальность к многообразию" М, Чарли, 1996 и "Современная гимназия: от эксперимента к практике универсального образования". М., ПАРИСФАЛЬ, 1999


46 Л. Иванова, А. Каспржак, Л. Наумов ГОУ гимназия 1505 "Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория", Приводится по книге "Модернизация образовательного процесса в начальной основной и старшей школе: варианты решения", М, Просвещение, 2004

47Многолетняя практика доказала нам, что именно практическая работа является основой допрофессиональной подготовки.


48 В полном объеме с материалами можно познакомиться в работе А.Г. Каспржака "Введение в педагогику" (материалы к курсу). "Современная гимназия - через универсальность к многообразию" М, Чарли, 1996
??

??

??

??




1



<< Пред. стр.

страница 7
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign