LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Сначала группы формировались учителем-предметником из учеников одного класса. При этом содержание проекта всегда носило интегрированный характер. Затем - группы стали разновозрастные. Это позволило наряду с задачей создания условий для самоопределения подростка относительно дальнейшего профиля учения, решать целый ряд педагогических задач.

Работу над проектом можно условно разделить на следующие этапы:
a) Подготовительный этап (сентябрь - октябрь). Здесь, с помощью учителя-консультанта, который имеется у каждой проектной группы, осуществляется написание проектного задания, которое определяет тему, уточняет состав группы, распределение обязанностей и т.д.
b) Практический этап (ноябрь - декабрь) - сбор информации для выполнения проекта, уточнение темы, проведение подготовительных работ (перевод текстов, изучение теории и т.д.)
c) Оформление результатов проекта (зимняя учебная сессия) - оформление результатов работ, подготовка публичной презентации проекта. Понятно, что во время учебы это сделать практически не возможно.
d) Презентация проекта (зимняя сессия) - выступление проектной группы перед экзаменационной комиссией и гостями. Обсуждение результатов работы, оценка деятельности группы в целом и каждого ее участника.
Думаю, что это формальная оценка (отметка) деятельности каждого гимназиста в проектной группе, является самой трудной и мало проработанной задачей. Мы использовали для этих целей несколько способов, самым эффективным из которых оказался метод накопительной оценки. Если за выполнение каждого этапа ставить ученику (возможно, что это ученики делают самостоятельно внутри группы), то итоговая отметка выглядит более обоснованной.
При этом, надо отдавать себе отчет, что инегрированное содержание проекта определяет необходимость ответить на целую серию вопросов - в какой предмет "пойдет" отметка, как к этому отнесется учитель этого предмета, как перевести накопительную шкалу в 5-тибальную? Думаю, что ответы на эти вопросы в каждой школе будут свои, зависящие от специфики школы, ее традиций.

В заключение этой части книги, приведу без редакционной правки Проектное задание, которое в декабре 1999-ого года было представлено группой семиклассников учителю физики - консультанту, то есть мне.



ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ.

Тема: Исходные требования к разделу "Рычаги" учебника физики основной школы.

Состав проектной группы:
1. Аргунов Дмитрий;
2. Савин Сергей;
3. Морейно Артем;
4. Гончаров Дмитрий;
5. Новоселов Илья;
6. Коробко Александр;
7. Харитонова Елизавета.

Руководитель проектной группы: Аргунов Дмитрий.
Консультант: Каспржак Анатолий Георгиевич.

Задания участникам группы:
1. Изучить соответствующую главу в учебнике "Физика- 7" Перышкин А., Родина..
2. Осуществить перевод соответствующей главы учебника для английской школы;
3. Изучить государственную программу по физике для 7-ого класса;
4. Изучить научно- популярные материалы по данному вопросу (Перельман, курс "История физики");
5. Выделить основные проблемы изученных учебных пособий;
6. Написать самостоятельно данную главу;
7. оценить ее качество методом экспертной оценки;
8. Сделать выводы;
9. Создать тест записки к проекту и по нему составить резюме и устное сообщение на русском и английском языках.

Цели проекта:
* углубление и систематизация знаний по физике;
* изучение иностранных учебных пособий;
* знакомство с учебной программой по физике;
* развитие умения переводить с английского на русский язык и наоборот;
* научиться планировать самостоятельно работу, согласовывать ее ход с коллегами;
* познакомиться со способами проверки предположений (гипотезы);
* приобрести опыт публичного выступления, участия в научной дискуссии.



7.4 Мягкий профиль в 9-ом классе

В 9-ом классе часы, отводимы на элективные курсы используются для организации, так называемого, "мягкого профиля", назначение которого - гибкий переход из подростковой школы в старшую профильную. Выбор "профиля" в 9 классе - заявительный, с минимальной коррекцией со стороны педагогического коллектива.
"Выбор профиля предопределяет ряд особенностей организации образовательного процесса.
Большую роль в выборе мягкого профиля играет предыдущий опыт выбора деятельности и форм освоения содержания образования через систему элективных курсов. Ко времени перехода в 9 класс учащиеся имеют опыт осуществления ответственного выбора, серию достижений, которые публично предъявлены в продуктной форме (проекты, работы выполненные в курсах, выступления на конференциях, смотрах, конкурсах и т.п.).
Профориентационная работа психологической службы строится как:
* классно-просветительская
* индивидуально-консультационная
* индивидуально-групповая с родителями
* мониторинг профессиональных интересов гимназистов в динамике
* профориентационные тренинги.

Перед последней учебной четвертью 8 класса проводится "профориентационная карусель" силами педагогов, психологов и учащихся 10 профильного класса. Эта форма представляет собой профильное погружение в рамках двухдневных сборов. Первый день учащиеся 8 класса работают на занятиях основного планируемого профиля, второй - на занятиях резервного (запасного) профиля. По итогам занятий консилиум педагогов и психологов вырабатывает рекомендации для каждого ученика 8 класса, которые не носят обязательного для ребенка и его семьи характера.
В 9 классах формируются "профильные" подгруппы (по две-три в каждом классе). При этом классы могут быть переформированы при необходимости по окончании первого полугодия, если состав профильных подгрупп 9 класса изменится.
Особенность организации предпрофильной подготовки при данном варианте состоит в том, что часть занятий по предметам, ориентированным на профиль (в примерном варианте учебного плана - математика, физика, история), изучаются в составе класса по единой программе, а часть (1-2 часа) - в профильных подгруппах. При этом предъявляемый всем учащимся уровень материала на занятиях класса является одинаковым, а глубине его проработки и способы организации занятий в группах - различается в зависимости от профиля46".
Реализовано это может быть в рамках поточно-групповой системы (словосочетание принадлежит заместителю директора МГПГ Г.Б.Шандалову). Мы сознательно не использовали традиционный для вуза термина "лекционно-семинарская" система преподавания. Практикующие педагоги ощущают определенную специфику школьной лекции, семинара. В 1992-94 гг. мы опробовали (скопировав) вузовскую лекционно-семинарскую систему в выпускных классах. Увы, но результаты обучения показали ее низкую эффективность. Конечно, проведенный эксперимент был не до конца чистым, так как у учащихся отсутствовали традиционные для студента, материалы (разработки семинарских занятий, вопросники и т.д.) к лекциям и семинарам, но общие выводы мы все - таки смогли сделать. Степень оснастки общеучебными умениями и навыками старшего школьника не позволяет учителям использовать традиционные для высшей школы технологии преподавания.

Итак, идентичность первичного предъявления учебного материала гимназисту может быть обеспечена наличием потока, а уровеневая дифференциация - объем и степень его освоения - определяются самим учеником, выбором им соответствующей группы (в них варьируется и количество часов и соответственно отрабатываемых "содержательных единиц").
Если теперь предположить, что на поточных занятиях мы сумеем предъявить материал, соответствующий профильному, то групповые занятия могут соответствовать базовому основному и профильному уровню. Обратим при этом внимание, что в основной школе нет стандарта профильного уровня. Мы ориентировались на соответствующие тому или иному уровню учебные программы.
Приведем учебный план 9-ого класса, состоящего из двух подгрупп различного профиля. Заметим, при этом, что совмещение в классе "противоположенных" подгрупп в определенной степени решало проблему наличия в классе примерного равного количества мальчиков и девочек.

Такая организация учебного процесса, конечно, создала сложности с составлением расписания. Выход можно найти, если ставить лекции в середине учебного дня, а занятия по подгруппам - первыми и/или последними уроками.


Таблица 17
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 9 КЛАССА
(два профиля: историко-филологический и физико-математический)
Образовательные области
Учебные предметы
Количество занятий
в составе
Всего
Из школьного компонента

Класса
Подгрупп
1 2

Филология
1. Русский язык
2
1 1

2. Литература отечественная и зарубежная
(в т.ч. МХК)
3
2 1

3. Английский язык
2+2
10 9
+1 0
Математика
5. Математика
2
1 3

6. ИВТ
1 2
4 6
0 +2
Естествознание
7. Физика
1
2 3



8. Химия
2


9. Биология
2
7 8
+1 +2
Обществознание
10. История отечественная и зарубежная
(в т.ч. МХК)

2
2 1

11. Обществознание

2
2 0


13. География
2
8 7
+2 0
Физическая культура
14. Физическая культура и ОБЖ
2 + 2


2
Технология
15.Спецкурс профориентац. или тренинг (технология)
1 + 1

16. Введение в научное исследование
1 + 1

17. Спецкурсы



Итого
16
18
17 17
35 34
4 4





7.5 Курсы по выбору в старшей школе
При создании модели старшей школы, гимназия прошла эволюцию от традиционных профильных классах, через многопрофильные (чаще - двухпрофильные ) классы, к разработке и практической реализации идеи учения старшеклассников по индивидуальным образовательным программам.
Механизм построения расписания так работающей школы представлена в соответствующем разделе (часть 1) настоящей книги, о работе же учебно-исследовательских мастерских следует поговорить отдельно.

Работе учащихся в учебно-исследовательских мастерских, которые были организованы 10-11-х классах за счет часов выделяемых на элективные курсы (обязательные занятия по выбору), предшествовало изучение предмета "Введение в научные исследования". Этот предмет был введен в учебный план 9-ого класса как элемент образовательной области "Технология" и был рассчитан не 35 часов. В течение года ученики, готовя реферат, определялись с возможной областью, в которой они хотели бы вести учебное исследование, а, следовательно, и с мастерской, в которой начинали работать с начала 10-ого класса.
Как показала практика, работа учебно-исследовательских мастерских, является весьма эффективным средством формирования исследовательского интереса интерес гимназистов. Задачей руководителя мастерской (обычно им являлся учитель, который имел опыт ведения научного исследования) являлось создание условий, которые позволяли ученикам овладеть основами методологии исследовательской работы, и, параллельно, обобщить, систематизировать знания по одноименному учебному предмету.
Итогом работы выпускника в учебно-исследовательской мастерской была дипломная работа, которая публично защищалась. Успешная публичная защита такой работы (чаще всего по педагогике, методики преподавания предмета) давала возможность гимназистам претендовать на совмещенный экзамен в педагогический вуз, при котором была аккредитована гимназия. Кроме того, успешная защита дипломной работы засчитывается за экзамен по выбору. Сделать это нам позволяло то, что учебно-исследовательские мастерские были педагогическими и относились в учебном плане к образовательной области "Технология".

Думаю, что читателю будет интересно и полезно познакомиться с требованиями к дипломной работе. Это, на наш взгляд, позволит лучше понять, на какие результаты ориентируется учитель, работающий в учебно-исследовательских мастерских.

Требования к дипломной работе гимназиста

1.1 Общие положения.
Дипломная работа - это выпускная работа с элементами исследования по профилю обучения в гимназии, направленная на формирование самостоятельности и познавательной активности будущего учителя, привитие умений исследовательского труда в области воспитания или предметной методики обучения.
Дипломная работа, как правило, выполняется на протяжении обучения в 10-11 классах.
В процессе подготовки к дипломной работе гимназисты:
* проходят обучение по одному из профилей гимназии в соответствии со своими интересами, склонностями, выбором профессионального будущего;
* изучают курс основ педагогики (включая элементы истории педагогики, основы теории воспитания и дидактики, азы педагогического общения), знакомятся с некоторыми педагогическими школами;
* обучаются в учебно-исследовательских мастерских, где под руководством преподавателя овладевают основами исследовательского подхода к проблемам базовой науки и педагогической технологии;
* знакомятся с основами методологии и методики научного исследования через специальный теоретический курс;
* на практике знакомятся с важнейшими этапами исследования в области педагогики, учатся анализировать научно-методическую и научную литературу, критически оценивать степень разработанности педагогической проблемы, самостоятельно (с помощью научного руководителя) выделять существенные для педагогического процесса стороны научной проблемы, выдвигать гипотезу, предполагающую пути решения намеченных задач, планируют и проводят педагогический эксперимент (или его часть), собирают и анализируют данные о результате своей педагогической практики (урока, экскурсии, воспитательного мероприятия, занятия кружка, мастерской, фрагмента элективного курса и т.п.), делают итоговые выводы о проведенном исследовании, включая практическую его часть.

1.2. Планирование и организация дипломного проектирования.
Дипломная работа является факультативной частью учебной подготовки выпускников гимназии, она выполняется по желанию гимназиста и по рекомендации научного руководителя.
Тематика дипломных работ предлагается предметными лабораториями гимназии, как правило, она совпадает с планом НМР лаборатории или соотносится с научными интересами учителей-руководителей научно-исследовательских мастерских. Темы дипломных работ и состав научных руководителей утверждаются научно-методическим советом гимназии.
Планирование работы над дипломом включает определение важнейших ее этапов: работа с научной и научно-педагогической литературой , подготовка плана осуществления педагогической части, осуществление педагогического компонента на практике, обработка полученных результатов, написание текста, рецензирование работы учителями, публичная защита.
Предметные лаборатории обсуждают на своих заседаниях предварительные итоги работы над дипломами, контролируют соблюдение установленных сроков для каждого этапа, заслушивают отчеты научных руководителей.

1.3. Научное руководство.
Руководство дипломными работами выпускников гимназии осуществляют наиболее квалифицированные учителя гимназии, специалисты высшей квалификации, привлеченные к работе в гимназии, педагоги-кураторы, утвержденные в этом качестве (научного руководителя) научно-методическим советом по представлению ведущих специалистов. Как правило, руководят дипломными работами гимназистов руководители научно-исследовательских мастерских.
Научно-методический совет при утверждении научных руководителей принимает во внимание их опыт исследовательской работы в области педагогики, опыт руководства дипломными работами в данном учебном заведении, учитывает реальные временные возможности осуществления качественного руководства определенным количеством дипломов одновременно.
Научный руководитель осуществляет взаимодействие с дипломником на всех этапах от выбора темы до защиты работы и оценки ее результата; проводит индивидуальные и групповые консультации, при необходимости вносит изменения в план работы и сообщает о ходе работы на заседаниях предметной лаборатории. В случаях, когда дипломная работа выполняется по смежным предметам может быть назначено двойное научное руководство, или научный руководитель может привлечь в качестве консультанта специалиста по необходимому профилю.

Завершенная дипломная работа представляется к публичной защите на специально организованном заседании предметной лаборатории.
Процедура защиты предполагает краткое (в пределах 10-15 минут) выступление дипломника с сообщением важнейших положений гипотезы, описанием педагогической практики (урока или иного педагогического мероприятия), выводов, к которым автор пришел в результате проведенной работы.
После выступления дипломника участники защиты могут задать автору работы вопросы, касающиеся как существа научной проблемы, так и методов, этапов, приемов работы на практике. Дискуссия призвана прояснить те моменты в работе, которые недостаточно ясны без текста, являются спорными, выражают авторскую позицию дипломника.
После завершения дискуссии слово представляется рецензенту, который представляет объективную оценку проведенной работы, ее основных параметров, как по содержанию, так и по оформлению, предлагает свою оценку данной дипломной работы. При этом учитывается как представленный текст, так и ответы дипломника на вопросы и его выступление на защите.
Выступление научного руководителя посвящается характеристике дипломника, его качеств проявившихся в ходе работы, оценке полученного результата.
Итоговая оценка за диплом выставляется на основе консенсуса присутствующими на защите учителями-предметниками. Эта оценка вносится в протокол и выставляется в аттестат о полном среднем образовании.

Выпускник Московской городской педагогической гимназии, успешно выполнивший и защитивший дипломную работу, может получить рекомендацию педагогического совета для поступления в МПГУ. Такая рекомендация без дипломной работы не предполагается.
Выпускник гимназии, успешно выполнивший и защитивший дипломную работу, считается сдавшим квалификационный экзамен по педагогике и освобождается от одного из выпускных экзаменов (из числа экзаменов по выбору учащегося).

Результаты дипломных работ, получивших высокую оценку и содержащих реальные научные результаты, значимые для организации работы гимназии, по решению научно-методического совета могут быть рекомендованы для публикации в сборниках научных работ, в педагогических изданиях, а также для практического использования в работе с учащимися.
* * *
Как уже стало ясно из предыдущего раздела, курсы по выбору в Московской городской педагогической гимназии были организованы как за счет часов школьного компонента Базисного учебного плана, так и за счет аудиторных часов, выделенных на освоение образовательной области "Технология". К рассмотрению того почему и как это было сделано мы теперь и перейдем.


7.6 Варианты содержательного наполнения образовательная область "Технология" в учебном плане педагогической гимназии

Московская городская педагогическая гимназия "произошла" от школы №388, в которой с 1979-ого года работали педагогические классы. Положение о педагогических классах в системе трудового обучения предусматривало использование аудиторных часов, выделенных на занятия по предметам, составляющих образовательную область "Технология" на профессиональную педагогическую ориентацию и подготовку. Кроме этого, как уже говорилось в первой части работы, аудиторная нагрузка, отведенная Базисным учебным планом на эту образовательную область, можно частично использовать на обязательные курсы по выбору (элективные курсы).
Сначала, "замена" произошла только в старшей школе, затем - в старших классах основной; в последствие - во всей основной и старшей школе. Причем, часть аудиторной нагрузки, выделенной на "Технологию" использовалась на психолого-педагогическую подготовку, а вторая часть - на разнообразные курсы по выбору.
Такой подход позволял нам:
* Создавать "поле выбора". Классы можно делить на подгруппы, комплектуя их из всех учащихся параллели.
* Решать проблемы "выравнивания" уровня учеников, которые приходили нам в пятый класс (гимназия работала в составе 5-11-х классов) из разных школ.

Нами апробировались различные варианты использования учебного времени, отводимого на образовательную область "Технология". Так, например, в 5-6 классах был введен предмет "Развитие познавательных процессов" (смотри выше); в 7-х, мы пробовали "играть" с подростками в школу, проводить тренинги и т.д.
И, все-таки, наиболее завершенными, выглядят, на мой взгляд, программы учебных курсов, занятия по которым, сопровождали все годы пребывания ученика в педагогической гимназии, его практическую деятельность, организованную в группах, скомплектованных по разновозрастному принципу47. Именно поэтому, я счел целесообразным включить часть этих материалов48 в настоящую работу.


"Введение в педагогику"
(материалы к курсу)

Аннотация программы
Программа по данному предмету, как и аналогичные составляющие общего курса "Основы педагогического мастерства" (Таблица 18), представляет весьма специфическую образовательную область допрофессиональной подготовки учащихся Московской городской педагогической гимназии, и поэтому она снабжена развернутым объяснением.
Допрофессиональная подготовка на профессию учителя в педагогической гимназии является интегрирующим элементом всего образовательного пространства учебного заведения. Это вытекает из основной задачи, сформулированной в образовательной программе гимназии: "МГПГ является образовательным учреждением, ориентированным на работу с учащимися, обладающими повышенной мотивацией к учебной деятельности, предрасположенными к практической или исследовательской работе педагога в различных типах учебных заведений".
Исходя из этого, с восьмого класса гимназист начинает знакомиться с различными образовательными системами, закономерностями в организации процессов обучения, воспитания и развития в них, основополагающими педагогическими принципами ряда теорий, различными сторонами педагогического труда (преподавателя, исследователя, методиста, организатора различных сторон жизни детей и т.д.).
Принципиальную схему занятий, сопровождающих практическую педагогическую работу учащихся в гимназии, можно условно представить следующей таблицей

Таблица 18

Предмет
Основная задача курса
Основные формы организации учебного процесса
Класс
Аудиторная нагрузка
1
Введение в педагогику
Продемонстрировать особенности процесса педагогического взаимодействия как предмета педагогики. Дать представление о предметах и объектах наук, изучающих педагогическое взаимодействие (психология, педология, дидаскология и т.д.)
Коммуникативный тренинг (дискретный)
8
34
2
Педагогический театр
(история педагогики в лицах)
Посредством:
o знакомства с историей жизни, и педагогическими теориями философов, педагогов (Сократ, Платон, Коменский, Руссо, Ушинский и т.д.);
o поиск "следов" этих теорий в современной отечественной (прежде всего, своей) школе,
показать различие в требованиях, которые предъявляются к учителю, работающему в учебных заведениях, исповедующему различные педагогические традиции.
Создать условия для формирования у школьников культурных способов работы с педагогической литературой.
Семинары, дискуссии, диспуты и т.д.
9
64
3
Педагогические мастерские
В процессе знакомства с "традиционными инновациями" (Штайнер, Мотессори и др.), познакомить учеников с культурным многообразием школ, реализуемых ими образовательных программ, норм поведения учителя.
Работа в подгруппах
(обязательные занятия по выбору)
10
64
4
Дипломное проектирование
Дать возможность самостоятельно выполнить учебное исследование.
Исследование позволяет ученику интегрировать умения, приобретенные им в процессе изучения общеобразовательных, профильных и элективных курсов.
Индивидуальные консультации с научным руководителем.
11
Не нормируется



Необходимо также отметить, что все педагогические предметы курса "Основы педагогического мастерства" сопровождаются изучением учащимися предметов "Основы психологии" (10-й класс - 34 часа), "Введение в методику научного исследования" (9-й класс - 34 часа).

Таким образом, программу по предмету "Введение в педагогику" целесообразно представить в следующей схеме:
1. Объяснительная записка (характеристика структуры и принципов построения).
2. Содержание программы (включая таблицы, описание процедур и тем для возможных дискуссий).
3. Организация и проведение аттестации учащихся.
4. Терминологический словарь для гимназистов.
5. Список литературы, обеспечивающей эффективную реализацию программы.

1. Объяснительная записка
"Введение в педагогику" является тем предметом, с изучения которого начинается систематическое знакомство гимназиста с профессией учителя. Из определения основных задач (см. таблицу 18), которые могут быть решены в процессе прохождения курса, определяют основу обучения - коммуникативно-познавательную. Это дает возможность развивать у учащихся значимые для педагога личностные способности, делать для них необходимым процесс приобретения психолого-педагогических знаний.
Коммуникативная ориентация курса стимулирует у гимназистов интерес к познанию людьми друг друга и себя, развивает умение организовывать обмен информацией, ролями, деятельностью, межличностным и педагогическим общением.
Все это позволяет сделать обучение радостным, дает возможность учителю поддерживать устойчивый интерес к занятиям.
В этих условиях основным элементом становится решение практических психолого-педагогических задач учащимися, в процессе которого они учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выяснять закономерности.
Работа преподавателя этого предмета должна способствовать формированию педагогической направленности гимназиста, развитию элементарных педагогических умений и навыков. Таких, как: вести профессиональное наблюдение за учащимися, формулировать цели учебного занятия, развивающего мероприятия, планировать их; овладевать техникой подготовки себя к акту педагогического общения и т.д.
Занятия с гимназистами следует доверять проводить учителям, прошедшим специальную психолого-педагогическую подготовку.
При организации занятий следует помнить о том, что слушателями являются подростки
13-14 лет, что требует большого педагогического такта, особенно при наблюдении и последующем анализе образовательной работы своей школы, ее учителей.
Переходя к изложению основного содержания программы, следует отметить, что избранная форма проведения занятий - коммуникативный тренинг - диктует необходимость привести в качестве примера определенные процедуры, которые, по мнению автора, способствуют раскрытию учащимся основного содержания темы, а в качестве приложения приводятся темы возможных вариантов материалов для итоговой аттестации учащихся по данному предмету.
Кроме того, четыре часа учебного времени являются резервными и могут использоваться учителем по его усмотрению.



2. Основное содержание курса (34 часа)
Возможен также вариант - 64 часа. При этом количество часов, указанное на каждую тему, удваивается.

2.1. Что является предметом педагогики?

"Педагогика - это наука об индивидуальном искусстве воспитания детей. Но, заметьте, чужих..."
С.Л.Соловейчик

Говорят, К.С.Станиславский говорил, что актер становится настоящим актером только тогда, когда выращивает в себе "человека на кулисе".

Межличностное и педагогическое взаимодействие. Понятие педагогического взаимодействия, его закономерностей как предмета, изучаемого педагогической наукой.
Ученик и Учитель - субъекты педагогического взаимодействия.
Педагогические навыки и профессиональное знание, порождающие учительское мастерство.
Педология и дидаскология - науки об индивидуальных особенностях ученика и учителя.
Педагогически значимые характеристики субъектов педагогического взаимодействия. Понятие рефлексии как анализа информации, полученной педагогом в результате самонаблюдений в процессе педагогического взаимодействия. Разница между родительским и педагогическим общением.

Процедура 1
"Вам будет "два"
Одному из учеников предлагается сыграть роль учителя. Оставшаяся группа - класс, который не выучил уроки. Учитель начинает проверку домашнего задания и ставит одну двойку за другой, повторяя тем самым своего учителя.
Анализируя увиденное, можно показать учащимся, что стандартные "педагогические" приемы, которые они усвоили в процессе обучения, присвоены ими и проявляются ими рефлекторно.
Далее ситуация может быть изменена путем введения роли инспектора (гостя) - это должно принципиально изменить поведение актеров.

Процедура 2
Ученик садится за парту. Ему дается лист бумаги и ручка. Он описывает что-то, ему хорошо известное. Через 1-2 минуты друзья начинают задавать испытуемому различные вопросы по темам, не относящимся к той, которая описывается. Эта процедура продолжается еще 2-3 минуты.
Затем анализируется содержание микроповествования и почерк ученика, делается вывод относительно владения учеником определенными автоматизированными действиями (навыками), умениями и знаниями.

Возможные варианты домашнего задания.
a) Прочитайте какое-либо полюбившееся вам стихотворение или прозаическое произведение об учителе, подготовьтесь к его пересказу.
b) Напишите короткий рассказ или стихотворение о любимом (нелюбимом) учителе, воспитателе.

2.2. Человек на своем месте, или направленность и способности личности (4 часа).

Для человека нет ничего более интересного,
чем люди.
В.Гумбольдт

Если вы заботитесь о своей профессиональной компетенции, вам не обойтись без науки об учителе-дидаскологе.
"Человек по профессии человек". В.Погребенский, Ю.Турчанинова

Что привлекает людей в профессии учителя. Потребности, интересы и идеалы как главный источник активности личности (педагога). Склонности. Способности и выбор профессии. Основные типы профессий: "Человек-машина", "Человек-природа", "Человек-знак", "Человек - художественный образ", "Человек-Человек".

<...>

Процедура 3
На вопрос: "Кто я" ответьте 5-10 раз, используя существительные и прилагательные, характеризующие вас. Попробуйте найти общее в ответах и упущенное всеми, но очевидное для всех. Далее возможна беседа о самоанализе.

Процедура 4
Каждый ученик в классе записывает название 10 животных, располагая их таким образом, чтобы "субъективная симпатичность" представленного ряда падала.
Затем ученик получают задание отметить того, на кого он, по его мнению, похож. По близости выбираемого объекта к началу середине или концу списка определяется степень самооценки.
По полученным результатам можно провести дискуссию о
внешнем и духовном сходстве, идеалистическом и материалистическом понимании психики.

Тема для дискуссии.
Кто хочет живое описать и понять
Пытается дух из него изгнать.
И вот он держит все части в руках,
Но связи духовной в них нет - это мрак.
Гете. Фауст.

Возможны варианты домашнего задания.
а) Сравните понятия "индивидуальность" и "личность".
б) Напишите сочинение "Особенности моей личности: характер и темперамент".

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign