LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>



...




Всего





Работа по составлению итогового расписания школы должна начинаться с представления (презентации) предварительного варианта рабочего учебного плана школы ученикам. Необходимо пояснить учащимся механизм составления индивидуального учебного плана, содержания курсов, которые ученик может выбрать, возможности и правила его изменения за время обучения в старшей школе, формы отчетности по изученным курсам. Так, например, школой может быть принято решение, что индивидуальные учебные планы могут быть изменены учеником после окончания каждого полугодия (три раза за два года); условием изменения является выполнение учеником зачетной работы на положительную оценку по всем курсам (в том числе по тем, которые ученик решил более не изучать); получение зачетов по тем элективным курсам, которые заканчиваются.
Важно, чтобы ученики хорошо поняли правила составления учебных планов.

Пристальное внимание следует уделить также тому, чтобы не только ученики, но и их родители понимали: совершая выбор, они принимают ответственное решение, нечто приобретая и от чего-то отказываясь. Ученики и их родители должны понимать, что изменить набор предметов можно только при выполнении определенных условий, получении соответствующих оценок. Для того чтобы все заинтересованные стороны "не забыли" своих обязательств за время обучения, многие школы заключают соглашения, определяющие права и обязанности ученика, родителей (лиц их заменяющих), администрации и педагогического коллектива школы.

Этап 3. Составление индивидуальных учебных планов, рабочего учебного плана школы и расписания занятий.
После того, как ученики уяснят правила составления индивидуальных учебных планов, познакомятся с содержанием предлагаемых курсов, формами отчетности (оценивания) по ним, можно переходить к составлению индивидуальных учебных планов.
Учащиеся выбираются предметы, которые хотят изучать на профильном уровне (их должно быть не менее двух). Следует обратить внимание на такие положения Базисного учебного плана:
* Если предметы "Математика", "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "История", входящие в инвариантную часть БУПа, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются.
* В случае, если на профильном уровне изучаются "Физика" и один из других учебных предметов естественнонаучного цикла, то интегрированный курс "Естествознание" на базом уровне не изучается.
* Учебный предмет "Обществознание" в старшей школе на базовом уровне включает модули (разделы) "Обществоведение", "Экономика" и "Право", которые могут преподаваться как в составе данного предмета, так и в качестве самостоятельных учебных предметов. На профильном уровне "Обществоведение", "Экономика" и "Право" изучаются как самостоятельные учебные предметы в различных комбинациях в зависимости от выбранного профиля. В случае, если "Обществоведение" и один из учебных предметов социально-экономического цикла ("Экономика", "Право") изучаются на профильном уровне, то интегрированный курс "Обществознание" на базовом уровне не изучается.

После этого производится подсчет суммарного объема часов, составляющих индивидуальный учебный план и, если потребуется, следует привести его в соответствие с объемом учебной нагрузки, предусмотренной базисным планом. Необходимо заметить, что суммарная аудиторная нагрузка старшеклассника, отводимая на изучение базовых и профильных предметов, не должна превышать величины 2100 часов за два учебных года (но может быть и меньше этого числа). Затем ученик вписывает предметы регионального компонента (суммарный объем - 140 часов за два года) и элективные курсы (210 часов за два года).
Учебная часть школы, классные руководители, делают сводную таблицу, которая суммирует индивидуальные учебные планы старшеклассников. Приведем элемент такой таблицы для школы, имеющей в параллели 10-х классов 50 учеников (2 класса).



Таблица 10
Таблица школы №__ города N по предметам базового и профильного компонента (10-ые классы; первое полугодие 2004-05 учебного года)

Предмет
Базовый уровень
Профильный уровень
Учебных часов
В неделю
Выборов

Учебных групп34
Учебных часов
В неделю
Выборов

Учебных групп
Русский язык
1
35
1
2
15
1
Литература
4
30
1
5
20
1
Математика
4
20
1
6
30
1
История
2
50
2
-

Информатика и ИКТ
2
17
1
4
33
3
Иностранный язык
4
-
6
50
4
...



Физика
2
45
5
5
Всего учебных групп



Из таблицы видно, что по предметам Русский язык, Литература и Математика вопрос решается достаточно просто - создаются учебные группы, которые принадлежат параллели (на разных предметах они будут иметь различный состав).
Историю школа предлагает изучать только на базовом уровне. Это означает, что существуют две подгруппы.
На занятиях по информатике класс делится на подгруппы. Здесь может быть выбран, предположим, такой вариант: 1 подгруппа базового уровня; три - профильные.
При изучении иностранного языка класс также делиться на подгруппы, следовательно, в столбце количество подгрупп, напротив предмета английский язык появляется цифра 4.
Сложнее обстоит дело с изучением физики. Простым перераспределением учеников вопрос не решить. Группа из пяти человек может изучать физику на профильном уровне только в том случае, если на это найдутся средства. Источниками могут стать: увеличение бюджета, часы факультатива, кружка, родительские средства и т.д. Эта позиция становится предметом переговоров.
После этого прибавляется количество подгрупп, которые появляются за счет изучения предметов, составляющих национально-региональный и школьный компоненты.
Затем оцениваются возможности школы (расписание, кадры, средства и т.д.), в режиме переговоров с семьей старшеклассника производится коррекция индивидуальных учебных планов, возможно, вносятся изменения и начинается составление расписания работы школы.
Работа по составлению расписания работы школы, реализующей профильное обучение, фактически предполагает составление расписаний учителей и каждого ученика. В последствии также изменяется способ заполнения классного журнала.

Предложенный вариант составления расписания является примерным, пригодным для одной из моделей школ. Возможны иные варианты, например, если школа работает в режиме "учебных погружений" или предоставляет ученику возможность некоторые курсы 11-ого класса завершить в 10-ом и т.д. При сетевом взаимодействии образовательных учреждений и организаций также следует учитывать, что ИУП учащегося может предполагать прохождение некоторых учебных курсов и социальных практик в учреждениях дополнительного образования, заочных школах, сторонних общеобразовательных учреждениях; в рамках дистанционного образования, экстерната и пр.

Примечания.
А) Варианты коррекции индивидуальных учебных планов учащимися 10-11-х классов, смены профиля обучения.
В процессе освоения старшеклассником индивидуального учебного плана, может возникнуть ситуация, при которой ученик захочет его скорректировать. Такое право ему необходимо предоставить. Анализ практики работы школ, реализующих обучение старшеклассников по индивидуальным образовательным программам показывает, что в течение двух лет (10-11-й классы), вполне возможно предусмотреть механизм, который позволяет это сделать.
Например, школа (сеть) может установить, что старшеклассник, имеет право частично изменять набор предметов и курсов, составляющий его индивидуальный учебный план, один раз в полугодие (три раза за два года). При этом, возникают две проблемы: формы и содержания отчетности ученика по ранее изученному материалу и дополнительных обязательств, которые берут на себя ученик и его семья при изменении профиля.
a. Основаниями для изменения профиля обычно является:
* выполнение учеником работы на положительную оценку по той части учебного предмета, осваиваемого на профильном уровне и/или элективного курса. Это, в свою очередь означает, что школа (учитель), уже перед началом реализации программы полного среднего образования, должна точно определить объем учебного материала и уровень учебных достижений, которыми должен обладать старшеклассник по окончании каждого полугодия. Причем эти требования должны быть доведены до сведения ученика (его семьи);
* решение педагогического коллектива школы (соответствующего органа сети) относительно возможности ученика освоить другой набор предметов на профильном уровне.
b. При изменении индивидуального учебного плана (набора предметов, которые изучает ученик на профильном и базовом уровне), возникает проблема несоответствия программ (особенно при неравномерном распределении учебных часов по учебным годам, полугодиям). Ученики и их родители должны хорошо понимать, что определенный объем содержания образования они должны будут освоить самостоятельно и, что главное, подготовиться к успешной сдаче выпускных экзаменов (в том числе - не менее двух предметов на профильном уровне). Вероятно, здесь не обойтись без подписания соответствующего договора, определяющего права и обязанности всех субъектов образовательного процесса, а также возможные последствия.

В) Комплектование групп для изучения предметов на профильном уровне, элективных курсов.
В процессе комплектования профильных групп (как внутри одной школы, так и в образовательной сети), которые формируются из старшеклассников, изъявивших желание изучать тот или иной предмет на профильном уровне), а также групп для изучения элективных курсов, может сложиться ситуация при которой число желающих обучаться предмету на профильном уровне, программу какого-либо элективного курса, привышает возможности школы (сети).
В этом случае, педагогический коллектив, координационный совет сети, может осуществить процедуру отбора претендентов. Основаниями такого отбора могут, например, стать средний бал аттестата об основном общем образовании, учебные достижения претендента по соответствующему профилю, рейтинги учеников, накопительные оценки, успехи в предметных олимпиадах и т.д.
При введении подобных процедур, важно учитывать, что:
* Общее полное образование является общедоступным, а при введении обязательного профильного обучения в старшей школе ученик должен изучать не менее двух предметов на профильном уровне, любой ученик должен иметь возможность его получить;
* Ученики, родители, учителя, руководство общеобразовательных школ (для сетевой формы организации), должны быть заранее ознакомлены с установленными правилами. Так, например, если речь идет о комплектовании профильных групп в 10-ом классе, то, вероятно, эти правила должны быть доведены до всех заинтересованных сторон к началу обучения претендентов в 9-ом классе.
* Установленные правила комплектования групп должны иметь однозначную трактовку, быть разъяснены как учителям, так и ученикам и их родителям.

С) Изменение функционала школьных администраторов, классных руководителей, учителей предметников.
Могут возникнуть дополнительные сложности с составлением расписания занятий. Оно может меняться не только при изменении индивидуальных учебных планов учеников, но само изменение является основополагающей идеей реализации образовательной программы школы. Так, например, значительная часть учебной нагрузки по предметам, изучаемым старшеклассниками на базовом уровне, может быть сконцентрирована в 10-ом классе. Учебные предметы могут осваиваться не параллельно, а последовательно, один за другим. Это заставит изменять расписание учебных занятий чаще, чем в традиционной школе. Учителям предметникам предстоит не только преподавать, но и предварительно проводить презентации содержания учебных курсов, находить способы включения учеников, которые изменили свой учебный план, проводить для учащихся дополнительные занятия для коррекции уровня их подготовки и т.д.

Вариант 4. (индивидуальные учебные планы, сеть)

А) Механизм взаимодействия образовательных учреждений (организаций), обеспечивающий возможность построения индивидуальных учебных планов старших школьников
Переход к обязательному профильному обучению в старшей школе, потребует большее количество учителей, способных обеспечить качественное преподавание на профильном уровне, увеличения числа специальных учебных кабинетов, дорогостоящих учебных пособий, средств обучения и т.д. Повысить качество обучения в старшей школе в этот период, можно используя имеющие материальные и кадровые ресурсы не в рамках одного учебного заведения, а сразу в нескольких школах - образовательной сети, создаваемой для решения задачи обеспечения качества преподавания на третьей ступени общего образования.
К основным вопросам, которые предстоит решить в первую очередь при организации сетевого взаимодействия нескольких образовательных учреждений, совместно обеспечивающих реализацию образовательных программ полного среднего образования, следует отнести:
* О составе, схеме взаимодействия образовательных учреждений и организаций образовательной сети, которая, с одной стороны, способна максимально возможно удовлетворить образовательные запросы учащихся старших классов (их семей), а, с другой, наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы;
* О механизме построения индивидуальных учебных планов, рабочих учебных планов сети и каждого учреждения его составляющего.

В) Состав, схемы взаимодействия образовательных учреждений и организаций в сети.
Сетевой вариант взаимодействия школ предполагает, что старшеклассники имеют возможность ряд предметов, учебных курсов своего индивидуального учебного плана осваивать не в своей школе, а одном из учреждений сети, которое предоставляет такую возможность. Таким образом, при определении состава сети, представителям учредителя следует, во-первых, учесть тот факт, что старшеклассники и учителя должны будут иметь возможность во время учебной недели несколько раз перемещаться из одного здания в другое, а, во-вторых, так подобрать учреждения и организации, чтобы совокупность реализуемых ими учебных программ предоставляла ученику реальный выбор.

Ученик, школа, образовательная сеть и механизмы финансирования образовательного процесса.
При формировании образовательной сети может случиться вариант, при котором старшеклассник только некоторую часть предметов осваивает в школе, возникает вопрос о принадлежности ученика определенной школе. Выход из этой ситуации - обеспечение ученику возможности изучения всех предметов Базисного учебного плана на базовом уровне в своей школе. Основанием такого решения является: конституционное право каждого гражданина на получение полного среднего образования (его общедоступность) и
необходимостью наличия материального и кадрового ресурса для получения школой лицензии на реализацию программ полного среднего образования. Таким образом, можно констатировать, что образовательная сеть создается для повышения качества преподавания учебных предметов на профильном уровне, регионального компонента и элективных курсов.
Вместе с тем, в отдельных случаях (при недостатке кадров, например), допускается объединение учеников при изучении предметов и на базовом уровне.
Руководители региональных и муниципальных учреждений образования, директора школ, педагогические коллективы, в процессе создания образовательных сетей, должны учитывать тот факт, что введение обязательного профильного обучения на третей ступени общего образования, неминуемо приведет к увеличению объемов финансирования (даже в малых школах необходимо будет делить классы на подгруппы). При объединении учеников из различных школ для изучения предметов на профильном уровне, элективных курсах, дополнительные объемы финансирования могут быть сокращены. При этом, правде, следует соотнести экономию фонда оплаты труда с затратами на перемещение учеников и учителей внутри сети, а также два выше обозначенных параметра с планируемыми изменениями качества образовательной услуги, и, как следствие, социальной ситуацией в регионе.

Правовые база формирования образовательной сети. При формировании состава образовательной сети, следует обратить внимание на то, чтобы совокупность учреждений и организаций ее составляющих, имела право на реализацию программ полного среднего образования.
Наиболее простой вариант - сеть состоит из школ, каждая из которых имеет лицензию на право реализации программы полного общего образования. В этом случае, никаких дополнительных процедур, подтверждающих право школы на включение в сеть проводить не надо.
Но, могут быть случаи, когда в состав сети целесообразно привлечь учреждение (организацию) дополнительного, профессионального образования и т.д. В этом случае, региональной лицензионной комиссии следует осуществить процедуру лицензирования какого-либо учреждения (организации) на право преподавания отдельного учебного предмета, реализуемого на основе стандарта полного среднего образования.
Элективные курсы, которые также могут реализовываться одним из учреждений сети для учеников всех образовательных учреждений проходят утверждение руководителями школ, составляющих сеть, так как эти курсы относятся к школьному компоненту Базисного учебного плана. Возможно, что директора школ предоставят право утверждения программ элективных курсов образованному в сети координационному совету, методической службе и т.д.
Можно также предположить, что ряд учеников школ сети, обучающихся в заочных и/или музыкальных школах, спортивных секциях и т.д., дающих качественное образование, но имеющих лицензий на право преподавания программ полного среднего образования, хотят иметь право не посещать одноименные уроки (профильный, базовый уровни, элективные курсы). Для предоставления таким ученикам подобной возможности, рекомендуется создавать внутри сети систему экстерната. В этом случае, часть предметов старшеклассник может осваивать в своей школе, часть - в учреждениях (организациях) сети, остальные - экстерном.

В) Механизм построения индивидуальных учебных планов, рабочих учебных планов сети и каждого учреждения его составляющего
Предположим, что муниципальная образовательная сеть состоит из пяти школ:

Б В

А



Г Д


Возможны следующие варианты организации сети
1) А - базовая школа; Б, В, Г, Д - филиалы.
В этом случае предпочтителен вариант, при котором все пять школ пользуются единым расчетным счетом, что облегчает ситуацию взаимных расчетов между учреждениями, составляющими муниципальную образовательную сеть. Такой вариант, вероятно, приведет в перспективе к тому, что школы-филиалы потеряют не только расчетный счет, но и юридическое лицо. Это означает, что школ будет не пять, а одна; ученики всех пяти школ будут зачисляться в одну школу; в наличии будет одна печать и т.д.

2) Школы, составляющие муниципальную образовательную сеть - равноправны.
Ключевой вопрос в этом варианте - руководство деятельностью сети. Руководить деятельностью школ, составляющих сеть, может Координационный совет, во главе которого может находиться представитель учредителя или один из директоров школ, составляющих совет. В любом случае, определяющая роль в распределении функций между школами будет принадлежать учредителю, так как именно он несет ответственность за эффективным использованием ресурсов.

Перейдем теперь к описанию составления расписания работы сети, принимая во внимание то, что механизм его составления практически не зависит от варианта организации.

Этап 1. Составление рабочего учебного плана каждой из школ, составляющих сеть.
Начинается составление расписания с определения рабочего варианта базисного учебного плана каждой из школ, которые входят в сеть. Каждая школа (А-Д) составляет "меню" (набора) учебных предметов, которые конкретная школа может предложить ученикам школы на выбор. Речь идет о профильных предметах и элективных курсах.
При сетевой организации школ, важным становится критерий (критерии), который "закрепляет" ученика за своей школой. Думаю, что наиболее простым, является следующее решение - предметы, которые изучаются на базовом уровне "остаются" в своей школе.
Существуют несколько причин в пользу такого решения. Во-первых, каждая школа, реализующая программу общего (полного) образования должна иметь на это право (лицензию), а во-вторых, ученик (его семья) могут не согласиться ездить в какую-то удаленную школу лишь для того, чтобы получать образовательный минимум. Ситуации изучения-преподавания курса базового, профильного и элективного различны. Понятно, что мы можем предложить ученику 1-2 раза в неделю ездить куда-то для того, чтобы получить консультации у квалифицированного учителя по предмету, изучаемому на профильном уровне или для того, чтобы заниматься элективным курсом в оснащенной для этих целей лаборатории. Но какие аргументы можно привести ученику, которые убедят семью возить своего ребенка за несколько километров от дома для того, чтобы он изучал, биологию, например, на базом уровне? Не знаю.

Этап 2. Составление рабочего учебного плана сети школ и индивидуальных учебных планов учеников.
Затем, производится процедура механического сведения рабочих учебных планов школ в единую сетку (таблицу) и принимается решение относительно целесообразности наличия того или иного предложения в рабочем учебном плане.
Так, например, учебный предмет регионального компонента, предложили вести все пять школ сети, но реальная оценка ситуации с кадрами и материальной базой показывает, что только в школе "А" это можно осуществлять на должном уровне. Вот почему в сетке рабочего учебного плана сделано такое предложение.


Таблица 11
Рабочий учебный план сети школы (10-11 классы)

Предмет
Профильный уровень
10 класс
Изучается в
11 класс
Изучается в
Русский язык
2
А, Б, В, Г, Д
435
А, Б, В, Г, Д
Литература
5
А, Б, В
5
А, Б, В
Математика
6
С, Г
6
С, Г
История
4
А
4
А
Информатика и ИКТ
4
С
4
С
Иностранный язык
6
В, Д
6
В, Д
...


Физика
5
С
5
С
Всего


Региональный компонент
Социально-экономические ресурсы области

2
А
Литература ....
2
А, Б,С,Д

Элективные курсы36
Полугодия
1
Школа
1
Школа
1
Школа
1
Школа
История техники
2
А



Фундаментальные эксперименты по физике

С


...




Всего по разделу ЭК





После этого следует провести первый опрос учеников относительно их намерений изучать профильные предметы, элективные курсы.

Таблица 12
Таблица выборов учащихся профильных и элективных курсов

Предмет
Профильный уровень
Учебных часов
В неделю
Количество выборов в школе
Кол-во

Школа

А
Б
В
Г
Д
У
Гр.
Русский язык
2
12
21
14
19
15
81
5
А, Б, В, Г, Д
Литература
5
20
16
7
12
15
70
3
А; Б(Г);Д (В)
Математика
6
8
16
16
10
20
70
3
С
История
-




Информатика и ИКТ
4
14
17
15
14
12
72
3
С
Иностранный язык
6
17
18
20

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign