LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Учебные предметы
Количество часов за два года обучения (?)

Базовый уровень

Русский язык
70 ( 1 / 1 )

Литература
210 ( 3 / 3 )

Иностранный язык
210 ( 3 / 3 )

Математика
280 ( 4 / 4 )

История
140 ( 2 / 2 )

Обществознание
(включая экономику и право)
140 ( 2 / 2 )

Естествознание
210 ( 3 / 3 )

Физическая культура
140 ( 2 / 2 )



ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях



Учебные предметы
Количество часов за два года обучения (*)

Базовый уровень
Профильный уровень

Русский язык
-
210 ( 3 / 3 )

Литература
-
350 ( 5 / 5 )

Иностранный язык
-
420 ( 6 / 6 )

Математика
-
420 ( 6 / 6 )

История
-
280 ( 4 / 4 )

Физическая культура
-
280 ( 4 / 4 )

Обществознание (**)
70 ( 1 / 1 )
210 ( 3 / 3 )

Экономика
35 ( 0,5 / 0,5 )
140 ( 2 / 2 )

Право
35 ( 0,5 / 0,5 )
140 ( 2 / 2 )

География
70 ( 1 / 1 )
210 ( 3 / 3 )

Физика
140 ( 2 / 2 )
350 ( 5 / 5 )

Химия
70 ( 1 / 1 )
210 ( 3 / 3 )

Биология
70 ( 1 / 1 )
210 ( 3 / 3 )

Информатика и ИКТ
70 ( 1 / 1 )
280 ( 4 / 4 )

Искусство (МХК)
70 ( 1 / 1 )
210 ( 3 / 3 )

Технология
70 ( 1 / 1 )
280 ( 4 / 4 )

ОБЖ
35 ( 1 / - )
140 ( 2 / 2 )

ВСЕГО:
не более 2100 ( не более 30 / не более 30 )



РЕГИОНАЛЬНЫЙ (НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ) КОМПОНЕНТ

ВСЕГО:
140 ( 2 / 2 )



КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВСЕГО:
не менее 280 ( не менее 4 / не менее 4 )


ИТОГО:
до 2520 ( 36 / 36 )
Предельно допустимая аудиторная учебная
нагрузка при 6-дневной учебной неделе:
2520 ( 36 / 36 )
Предельно допустимая аудиторная учебная
нагрузка при 5-дневной учебной неделе:
2450 ( 35 / 35 )

5.3 Существующие модели профильного обучения в старшей школе и организация элективных курсов.

Прежде чем говорить об учебных планах школ, содержащих элективные курсы; способах составления расписания; организации занятий, следует, сначала обратить внимание на то, что варианты решения обозначенных выше проблем зависят, с одной стороны, от избранной модели реализации профильного обучения, а, с другой, - от форм ее реализации.

5.3.1 Основные модели реализации идеи профильного обучения.
Концепция профильного обучения на третьей ступени среднего образования, сложившаяся практика, позволяют выделить два основных способа (модели) освоения старшеклассником образовательных программ профильного обучения: через жестко заданные, предложенные ученику школой профили (школы, классы) и индивидуальные учебные планы.

Под образовательной программой понимается совокупность учебных курсов, которые осваивают старшеклассник; форм и способов их освоения; итоговой и промежуточной аттестации, которые позволяют ученику, с одной стороны, освоить федеральный образовательный стандарт, а, с другой - создать условия для максимального удовлетворения запроса на образование семьи с учетом возможностей системы образования и ученика.

Совокупность учебных курсов, выбранных старшеклассником из Базисного учебного плана старшей школы для освоения, называются индивидуальным учебным планом.

Разработка и введение: стандарта двух уровней (базовый, профильный), принципиально нового Базисного учебного плана предполагают, что региональные и муниципальные органы управления образования, каждая школа будут выбирать модель организации профильного обучения на третьей ступени общего образования. При этом, очевидно, что наиболее распространенным вариантом реализации идеи профильного образования станут классы, которые будут предлагать ученику (семье) образовательную программу и соответствующий ей учебный план (план) того или иного профиля, разработанный на основе примерного, рекомендуемого МО РФ. Это означает, что выбирать ученик будет не уровень, объем изучения каждого из предметов, составляющих Базисный учебный план, а готовый "набор" (совокупность) предметов, определяемых образовательным учреждением.
Итак, первая модель профильного образования ("основная") - реализация профильными школами и классами соответствующих образовательных программ.

Вместе с тем, ряд видов общеобразовательных учреждений, среди которых, следует, прежде всего, выделить традиционные для России - школы с углубленным изучением предметов и малокомплектные сельские школы; а также новые виды - лицеи, гимназии, образовательный центры, и т.д., не смогут реализовывать основную модель профильного образования. Это связано, во-первых, с множественностью запросов семей, работодателей, вузов и т.д., которых не сможет удовлетворить полностью набор примерных профилей, которые рекомендует Базисный учебный план, а, во-вторых, желанием педагогических коллективов образовательных учреждений сохранить свою самобытность (видовое своеобразие). Для всех перечисленных выше видов школ данного типа (общеобразовательные учреждения), значительно больше подходит модель реализации профильного обучения через индивидуальные учебные планы.
Попробуем определить основные квалификационные признаки такой модели, сравнив ее с типовой.
В "типовой" модели, ученику предоставляется возможность выбрать учебный план, который жестко задает количество часов, отведенных на все базовые и профильные предметы (право выбора распространяется только на элективные курсы). При такой организации учебного процесса не могут быть учтены интересы (образовательный запрос) всех учеников школы.
Эту проблему можно, в определенной мере решить, если отказаться от существующего принципа формирования учебного плана школой и комплектования класса (классов) по соответствию запроса и возможности ученика (учеников) этому плану. Ситуация изменяется, если не школа первая осуществляет выбор учебных планов для их реализации, а ученики. Такой подход должен лежать в основе построения старшей профильной школы, реализующей профильное обучение через индивидуальные учебные программы.
В такой школе, сначала формируют индивидуальные учебные планы каждого ученика, а затем их совокупность определяет учебную программу данной школы. Совокупность индивидуальных учебных планов старшеклассников становится основой распределения учащихся по учебным группам, которые могут принадлежать классу, параллели, ступени.
Структура Базисного учебного плана позволяет это сделать по всем (базовым, профильным и элективным) курсам28. Чем больше учащихся в классе, параллели, тем больше профильных групп можно создать, тем в большей мере учебный план класса может отвечать индивидуальным интересам.

То есть, если в профильной школе право выбора реализуемых образовательных программ отдается школе, то при реализации механизма индивидуальных образовательных программ, школа формирует образовательные программы исходя из анализа образовательного запроса семей, возможности учеников, согласуя их с имеющимися в своем распоряжении ресурсами.

Итак, основным отличием профильной школы (класса) от образовательного учреждения, создающего условия для реализации индивидуальных образовательных программ состоит в том кто - школа или ученик первым формирует учебный план на основе базисного.

В заключение данного параграфа, следует сделать еще одно замечание. Роль элективных курсов в типовой и индивидуальной моделях существенно отличаются друг от друга. В первой модели элективные курсы являются единственным элементом, который может стать предметом согласования между школой и учеником (его семьей), во второй - лишь одним из элементов согласования возможности и интереса. Это не может не оказать определенного влияния на цели и задачи элективных курсов, формах, способах работы с ними.

5.3.2 Существующие организационные формы реализации идеи профильного обучения.
Как уже говорилось выше, Концепция профильного обучения исходит из многообразия форм его реализации. Возможна такая организация образовательного процесса, при которой реализуется не только содержание выбранного профиля, но и предоставляется возможность учащимся осваивать важное для каждого из них содержание из других профильных предметов. Такая возможность может быть реализована как посредством разнообразных форм организации образовательного процесса (дистанционные курсы, факультативы, экстернат), так и за счет кооперации (объединения образовательных ресурсов) различных образовательных учреждений (общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного, начального и среднего профессионального образования и др.). Это позволит старшекласснику одного общеобразовательного учреждения при необходимости воспользоваться образовательными услугами других учреждений общего, начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих наиболее полную реализацию интересов и образовательных потребностей учащихся.

Как показывает анализ сложившейся образовательной практики, можно выделить несколько форм организации профильного обучения:
А) Внутришкольная профилизации.
Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранный профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения).
Общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов предоставлять школьникам (в том числе, в форме многообразных учебных межклассных групп) в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.
В) Вариант сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций.
Данная форма профильного обучения учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений и организаций. Оно может строиться в двух основных вариантах.
Первый вариант связан с объединением нескольких школ вокруг некоторого образовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, способного стать "ресурсным центром" для других школ. В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя "ресурсный центр".
Второй вариант основан на паритетной кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется право выбора способов профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования и др.).
Анализ сложившейся образовательной практики, первых результатов реализации плана перехода к профильному обучению в старшей школе показывают, что в регионах складываются именно эти две организационные модели. Выбор же конкретной модели организации профильного обучения определяется, прежде всего, ресурсами, которыми располагает школа и ее партнеры, муниципальная система образования в целом.

Переходя к обсуждению способов организации элективных курсов в каждой из этих моделей, следует сделать два существенных замечания.
Первое. Думаю, что на практике, чаще всего будут реализовываться смешанные модели. Старшеклассникам, скорее всего, будет предоставляться возможность реализовать какую-то часть своих индивидуальных планов в своей школе, какую-то - используя возможности других общеобразовательных учреждений, включенных в сеть.

5.4 Механизм построения индивидуальных учебных планов ученика и рабочего учебного плана общеобразовательного учреждения

В новом Базисном учебном плане говорится, что "...выбирая различные сочетания базовых и профильных курсов и учитывая нормативы учебного времени, установленные СанПиНами, каждая школа, а в принципе и каждый ученик вправе формировать собственный учебный план...". Вместе с тем, механизм составления учебного плана учреждения, ученика, зависит от избранной модели профилизации, форм реализации этой модели. Как видно из параграфов 5.3.1, 5.3.2, количество возможных вариантов - четыре (смотри таблицу 8).

Таблица 8

Модели

Формы
Традиционная (профильные классы)
Индивидуальные учебные планы
Внутри школы
1
3
Образовательная сеть
2
4


Прежде чем рассматривать специфические особенности составления расписания работы школы (сети) в каждом из четырех случаев, обозначим три основных, общих для всех четырех случаев, этапа этого процесса.
1) Определение рабочего варианта учебного плана школы на основе Федерального базисного учебного плана.

Рабочий учебный план - совокупность учебных предметов (набор, список) с указанием объемов аудиторной нагрузки, выделенной школой на их освоение, с описанием возможных способов (динамики) их освоения учеником. То есть, рабочий учебный план образовательного учреждения, является конкретизацией Базисного учебного плана для данной школы.

Рабочий учебный план зависит, прежде всего, от ресурсов (кадровых, финансовых), которыми располагает учебное заведение, а так же используемых школой для достижения целей общего образования технологий.
Так, например, у одной школы (региона, муниципалитета), может иметься возможность делить классы на подгруппы при прохождении профильных предметов и элективных курсов, а другого нет. Или - в каком-то городе может быть принято решение относительно того, что предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" в 10-11 классах проходится в объеме, превышающим количество часов, предусмотренное на это Федеральным базисным планом в два раза за счет часов национально-регионального компонента. Причем, все эти учебные часы концентрируются на июнь и проходятся старшеклассниками в выездных лагерях между 10-ым и 11-ым классом. Понятно, что "сетка" рабочего плана, в этом случае, будет отличаться от примерного учебного плана соответствующего профиля, который приводится в качестве приложения к Федеральному базисному учебному плану.

2) Предложение списка учебных предметов ученику для составления индивидуального учебного плана.
Следует понимать, что индивидуальные учебные планы получаются у ученика при любой степени "жесткости" рабочего учебного плана школы. Само наличие элективных курсов в Базисном плане определяет это. Другое дело, что в одной школе ученики смогут выбрать только набор элективных курсов (причем - два из трех), а в другом - набор профильных предметов, элективных курсов и "места" их освоения (сетевой вариант).

3) Коррекция рабочего учебного плана школы на основании индивидуальных учебных планов старшеклассников и составления расписания.
Даже в случае самого "простого" варианта рабочего учебного плана школы, который предлагается ученикам для формирования индивидуальных учебных планов, может возникнуть необходимость его коррекции. Предположим, что школа, в 10-ом классе, предоставляет ученикам возможность выбрать два элективных курса из четырех. При этом, случилось так, что число выборов первых трех курсов было 20, 15 и 17, а четвертого - 2 (в параллели 10-х классов было 54 человека). Очевидно, что школе предстоит или отменить четвертый курс, или заменит его. Одним словом, произвести коррекцию предложенного ученикам изначально рабочего учебного плана.

Остановимся теперь подробнее, на обсуждении особенностей реализации этапов составления расписания (организации работы старшей школы) для каждого из четырех выше обозначенных вариантов реализации идеи профильного обучения.


Вариант 1 (профильные классы, работающие в конкретной школе).
При составлении рабочего учебного плана в данном варианте, руководству образовательного учреждения следует задуматься над следующими вопросами:
* Не стоит ли какие-то учебные предметы сконцентрировать, пройти погружением? Как, например, в выше приведенном примере с учебным предметом "Основы безопасности и жизнедеятельности".
* Стоит ли элективные курсы "закреплять" за конкретным классом? Есть и другие варианты - параллель, ступень. Организация элективных курсов для параллели (ступени), уже при двух 10-х или 11-х классах, дает возможность открыть большее количество групп без увеличения бюджета.

Вариант 2 (профильные классы, элективные курсы организованы "принадлежат" не школе, а муниципальной образовательной сети).
В данном варианте, руководителям учреждений и организаций, составляющих муниципальную образовательную сеть, перед тем, как представить ученикам рабочий учебный план, предстоит ответить на большее количество вопросов.
* Какая школа и/или учреждение дополнительного (профессионального) образования и т.д. обеспечивает преподавание элективных курсов?
* На какой базе будет организовано преподавание того или иного элективного курса?
* В какое время будут преподаваться элективные курсы (по субботам, например)?
* Как будет организована доставка учеников и/или учителей от своей школы до места работы того или иного элективного курса?
* Кто и в какой журнал будет записывать учеников, посещающих элективные курсы, выставлять отметки?
* Как будут организованы взаимные расчеты между учреждениями, составляющими муниципальную образовательную сеть; учителями, преподающими элективные курсы?

Вариант 3 (работа по индивидуальным учебным планам внутри одного общеобразовательного учреждения).
Важно понимать, что выбираются учеником в данном варианте не только элективные курсы, но и профильные предметы.

Этап 1. Формирование списка учебных предметов и курсов, предлагаемых учащимся
Начинается составление расписания с определения предварительного варианта рабочего учебного плана школы или набора учебных предметов, которые конкретная школа может предложить ученикам на выбор. Исходной точкой отсчета является минимальный перечень обязательных предметов на базовом уровне. "...Обязательными базовыми курсами являются: "русский язык", "литература", "иностранный язык", "математика", "история", "физическая культура", а также интегрированный курс "обществоведение" (включая экономику и право) и интегрированный курс "естествознание..."29.

Пример. Предположим, что конкретная школа имеет возможность обеспечить преподавание всех предметов Базисного учебного плана кроме искусства (базовый и профильный уровни), экономики (профильный), физики (профильный), химии (профильный). Это означает, что этих предметов не будет в списке учебных курсов раздела Базисного учебного плана "Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровне", который будет предложен ученикам на выбор.

Затем рабочий учебный план школы дополняется предметами, составляющими национально-региональный компонент30 и элективными курсами. Перечень и содержание элективных курсов определяется школой (компонент образовательного учреждения).


Этап 2. Предложение списка учебных предметов и курсов к выбору учащихся.
После этого рабочий учебный план школы предлагается ученикам для составления индивидуальных учебных планов. Он может выглядеть примерно так:

Таблица 9

Учебный план школы №__ города N (10-11 классы)

Предмет
Базовый уровень
Профильный уровень
10 класс
11 класс
10 класс
11 класс
Русский язык
1
1
2
431
Литература
4
2
5
5
Математика
4
4
6
6
История
2
2
-
-
Информатика и ИКТ
232
2
4
4
Иностранный язык
4
4
6
6
...


Физика
2
2
5
5
...


Всего


Региональный компонент
История родного края

2
2
Элективные курсы33
Полугодия
1
2
1
2
1
2
1
2
История техники
2
2



Фундаментальные эксперименты по физике

2
0

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign