LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Обратимся теперь к обсуждению вопроса временных ресурсов, которые предоставляет школе федеральный базисный учебный план21 для организации элективный курсов. В пояснительной записке к этому документу говориться "...Соотношение распределения регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения по ступеням общего образования и учебным годам устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом того, что на компонент образовательного учреждения отводится не менее 10 процентов. Часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения могут использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных курсов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях, а также в других формах.
В IX классе часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения рекомендуется отводить на организацию предпрофильной подготовки учащихся".
Это означает, что школе рекомендовано вводить элективные курсы в 9-ом классе основной школы как элемент предпрофильной подготовки и при организации профильного обучения на третей ступени общего образования. Рассмотрим эти случаи.

5.1 Временные ресурсы для работы элективных курсов в учебном плане основной школы.
Как уже говорилось выше, объемы аудиторной нагрузки, которая может быть выделена школой на занятия элективными курсами, определяется Федеральным базисным учебным планом (таблица 2).


Таблица 2
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
образовательных учреждений Российской Федерации
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Учебные предметы
Количество часов в год
Всего
V
VI
VII
VIII
IX
Русский язык
105
105
105
105
70
490
Литература
70
70
70
70
105
385
Родной язык и литература *
(210)
(210)
(175)
(105)
(105)
(805)
Иностранный язык
105
105
105
105
105
525
Математика
175
175
175
175
175
875
Информатика и ИКТ
0
0
0
35
70
105
История
70
70
70
70
70
350
Обществознание (включая экономику и право)
0
35
35
35
35
140
География
0
35
70
70
70
245
Природоведение
70
0
0
0
0
70
Физика
0
0
70
70
70
210
Химия
0
0
0
70
70
140
Биология
0
35
70
70
70
245
Искусство (Музыка и ИЗО)
70
70
70
35
35
280
Технология
70
70
70
35
0
245
Основы безопасности жизнедеятельности
0
0
0
35
0
35
Физическая культура
70
70
70
70
70
350

Итого:
805
840
980
1050
1015
4690
Региональный (национально-региональный) компонент и
компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя)
280
280
210
175
210
1155
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка
при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН)
1085
1120
1190
1225
1225
5845
Региональный (национально-региональный) компонент и
компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя)
175
175
105
70
105
630
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка
при 5-дневной учебной неделе (требования СанПиН)
980
1015
1085
1120
1120
5320

(*) При расчете часы, отведенные на преподавание "Родного языка и литературы", засчитываются в региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.

(**) В основной школе для организации изучения учащимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе - 35 часов учебного предмета "География" и 35 часов учебного предмета "Биология"; в VIII классе - 35 часов учебного предмета "Искусство" и 35 часов учебного предмета "Технология"; в IX классе - 35 часов учебного предмета "История". Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного курса "Краеведение" или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.




5.1.1 Аудиторная нагрузка, предусмотренная Базисным учебным планом на организацию элективных курсов в составе предпрофильной подготовки.

В таблице часов нас интересует, прежде всего, строка "Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения. Мы видим, что при организации курсов по выбору в 9-ом классе основной школы, на предпрофильную подготовку может быть выделено до 210-ти аудиторных часов при 6-тидневной учебной неделе и до 105-ти - 5-тидневной. При этом, следует обратить внимание на то, что Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования22, рекомендует "...образовательным учреждениям использовать часы вариативного компонента, прежде всего на организацию предпрофильной подготовки". Это, в свою очередь, означает, до 6-ти часов в неделю при шестидневной рабочей неделе и до трех часов - при пятидневной, школа может использовать на преподавание элективных курсов.

Рекомендации МО РФ экспериментальным школам, была предложена базовая модель предпрофильной подготовки23. В этом документе было сказано, что:
"...Предпрофильная подготовка может реализовываться в различных вариантах. Вместе с тем представляется целесообразным кратко описать некую ее базовую, исходную модель, в которой были бы отражены возможные объемы и основные составляющие предпрофильной подготовки.
Исходя из анализа действующих учебных планов (БУП-98 и экспериментальные учебные планы)24, базовый объем предпрофильной подготовки следует определить примерно в 100 часов. Точнее - 102 часа, если считать 3 учебных часа в среднем на 34 учебных недели в году.
Из имеющихся 100 часов рекомендуется большую часть времени - ориентировочно, 2/3, т.е. 2 часа в неделю - отводить на специально организованные, краткосрочные (от месяца до полугодия) курсы по выбору. Предполагается, что содержание, форма организации этих курсов будут ориентированы не только на расширение знаний ученика по тому или иному предмету (образовательной области), а прежде всего на организацию занятий, способствующих самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе.
1/3 объема предпрофильной подготовки, суммарно примерно 30-35 часов за год, предлагается отводить на информационную работу (знакомство с местными учреждениями возможного продолжения образования после 9-го класса, изучение особенностей их образовательных программ, условий приема, посещение дней открытых дверей и др., - не менее половины этого времени), а также на мероприятия профориентационного характера и на психолого-педагогическую диагностику, анкетирование и консультирование 9-классников.


Сказанное можно обобщить в виде следующей простой схемы:
Таблица 3.

Предпрофильная подготовка = 100 часов

Курсы по выбору


70 часов

Информационная работа


15 часов

Профконсультирование, профориентационная работа

15 часов


Для нас, в этом документе, является важным следующее:
a) Определен состав предпрофильной подготовки (курсы по выбору, информационная работа, профориентационная работа);
b) Доля (часть) времени, которую рекомендовано школе выделять на курсы по выбору.
c) Установка на краткосрочность курсов, связанную с созданием "поля проб".

Переходя теперь к принятому в 2004-ом году Федеральному Базисному учебному плану, мы можем предположить, что при шестидневной рабочей неделе на элективные курсы можно будет выделить 4, а при пятидневной - 2 учебных часа. Как лучше распорядиться ими для того, чтобы задачи предпрофильной подготовки могли быть решены?

Напомним (подробно - смотри выше), что для реализации возможностей профильного самоопределения элективные курсы должны соответствовать следующим требованиям:
* Набор предлагаемых курсов должен носить вариативный характер, их количество должно быть избыточным.
* Необходимо создать такие условия в организации учебного процесса, который позволял бы ученику менять наполнение индивидуального учебного плана курсами по выбору как минимум два раза за учебный год.
* Содержание курсов по выбору должно включать не только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и знакомить учеников со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля.
* В целях формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю через освоение новых аспектов содержания и более сложных способов деятельности содержание курсов по выбору может включать оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы (история науки и техники, астрофизика Элементы математической статистики, различного рода практикумы и т.д.).


Приведем теперь два возможных варианта использования школьного компонента Федерального базисного учебного плана (основная школа) организации элективных курсов.

Таблицы 4, 5
Курсы по выбору, организованные за счет часов школьного компонента (при 5- дневной неделе - 2 часа в неделю; при 6- дневной неделе - 4 часа).

5-дневка

Вариант

Часов в год
Продолжительность курса


17
(одна четверть)
34
(полугодие)


Количество курсов в год
2
68
4
2

6-дневка

Вариант

Часов в год
Продолжительность курса


17
(одна четверть)
34
(полугодие)


Количество курсов в год
4
136
8
4

Дадим краткие пояснения.
a) В таблице производится расчет исходя из того, что учебный год состоит из 34, а не 35 учебных недель. Это связано с тем, что одна учебная неделя в течение года обычно выпадает из-за государственных, местных или школьных праздников.
b) Продолжительность элективного курса рассчитана на 17 аудиторных часов (одна четверть) или 34 часа - полугодие.
c) Ориентация на "краткосрочные" курсы по выбору, определяется необходимостью решения основных задач предпрофильной подготовки, особенностями их организации, которые определены Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования.
В этом документе25, в частности, говориться:
"...Основная функция курсов по выбору - профориентационная. В этой связи число таких курсов должно быть по возможности значительным. Они должны носить краткосрочный и чередующийся характер, являться своего рода учебными модулями. Курсы по выбору необходимо вводить постепенно. Единовременное введение целого спектра разнообразных курсов по выбору может поставить ученика (семью) перед трудноразрешимой задачей. Необходима целенаправленная, опережающая работа по освоению учеником самого механизма принятия решения, освоения "поля возможностей и ответственности".

5.1.2 Возможности организации элективных курсов в 5-8-классах основной школы
Как уже упоминалось выше, работа по созданию условий для самоопределения подростка в отношении собственной образовательной перспективы не может ограничиваться работой в 9-ом классе. Кроме того, как показывает практика, именно в основной школе происходит "охлаждение" ученика к школе как "месту учения". Это связано и с особенностями развития подростка, и с организационными дефицитами основной школы.
Один из возможных выходов из сложившейся ситуации - введение элективных курсов в учебный план основной школы; создание "места, свободного от стандарта и формальной отметки". Подробно обсуждать мало изученную для отечественной школы проблему обучения в ситуации выбора в 5-8-х классах мы будем ниже26. Остановимся лишь на обсуждении временных ресурсов, которые имеются у школы для организации элективных курсов в основной школе.

А) Курсы по выбору, организованные за счет часов школьного компонента Базисного учебного плана

Если внимательно посмотреть на пояснения к таблице Базисного учебного плана, то нетрудно увидеть, что часы вариативного компонента частично "заняты". Обратите внимание на пояснения: "... для организации изучения учащимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе - 35 часов учебного предмета "География" и 35 часов учебного предмета "Биология"; в VIII классе - 35 часов учебного предмета "Искусство" и 35 часов учебного предмета "Технология"; в IX классе - 35 часов учебного предмета "История". Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного курса "Краеведение" или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента". Вместе с тем, если произвести расчеты, то нетрудно убедиться, что временной ресурс на элективные курсы остается, причем весьма значительный.

Таблица 6

Компонент БУП \ класс
5
6
7
8
6-дневная неделя
Региональный (национально-региональный) компонент и
компонент образовательного учреждения
280
280
210
175
Остаток учебного времени на элективные курсы с учетом рекомендаций
280
210
210
105
Часы в неделю (при равномерном распределении нагрузки по учебному году)
8
6
6
3
5-дневная неделя
Региональный (национально-региональный) компонент и
компонент образовательного учреждения
175
175
105
70
Остаток учебного времени на элективные курсы с учетом рекомендаций
175
105
105
-
Часы в неделю (при равномерном распределении нагрузки по учебному году)
5
3
3
-

Как видно из таблицы, сложности с организации элективных курсов могут возникнуть только при их организации 8-ом классе, при 5-дневной рабочей неделе.

5.1.2 Курсы по выбору за счет часов вариативного компонента в сочетании с частичным использованием часов образовательной области "Технология"
В дополнение к возможностям первого варианта, возможно, по нашему мнению, использование часов из образовательной области "Технология". Данная возможность определяется двумя причинами. Это поясняется тем, что в значительной части школ либо отсутствует необходимая материальная база для реализации современного курса "технология", либо она не соответствует современным требованиям. В этом случае, в восьмом классе появляется 35 учебных часов, которые могут использоваться на элективные курсы. При реализации этого варианта следует обратить внимание руководителей школ на то, что образовательный стандарт по технологии для основной школы должен быть освоен учащимися до 8-ого класса.
В этом варианте, целесообразно сохранить деление классов на подгруппы при использовании часов образовательной области "Технология" для организации элективных курсов. Это позволит учреждению предложить ученикам значительно большее количество элективных курсов, которые идут параллельно, создав, таким образом, реальную ситуацию выбора.

5.2 Временные ресурсы для работы элективных курсов в учебном плане старшей школы.
Базисный учебный план полного среднего образования, предусматривает выделение значительно большего процента учебного времени, которое выделяется на элективные курсы, нежели в основной школе. Если посмотреть на таблицу 7, то это утверждение, на первый взгляд, не кажется очевидным.
На самом же деле, количество аудиторной (учебной) нагрузки, которая приходится на элективные курсы, определяется, скорее, отношением к идее введения такого рода занятий в школьные учебные планы руководителями образования региона, школ. Действительно, если внимательно посмотреть на цифры, указанные в сетке, то можно сделать следующие замечания:
a) Компонент образовательного учреждения не может быть меньше 280-ти часов (4 часа в неделю в течение двух лет при равномерном распределении учебных часов). Обратите внимание на то, что ограничена нижняя граница учебных часов, которые должны присутствовать в индивидуальном учебном плане старшеклассника из школьного компонента ("...не менее..."), а верхняя определяется лишь предельно допустимым объемом аудиторной нагрузки. Простейшая прикидка усредненного индивидуального учебного плана старшеклассника с учетом выполнения всех требований показывает (базовые, не менее двух профильных курсов и т.д.), что объем школьного компонента может быть увеличен в 1,5-2 раза.
Покажем на примере учебного плана ученика, который собирается стать, например, филологом и обучается по 6-тидневной рабочей неделе.
Первая составляющая индивидуального учебного плана. Суммарное количество учебных часов, которые будет изучать предметы на базовом уровне, составят 910 часов (математика - 280; история - 140; обществоведение - 140; естествознание - 210; физическая культура - 140).
Вторая. Профильные курсы "добавят" еще 980 (русский язык - 210; литература - 350; иностранный язык - 420).
Третья. Объем национально-регионального компонента - 140 часов.
Четвертая. Предельно допустимый объем аудиторной нагрузки старшеклассника - 2520 часов.
Это означает, что школьный компонент может составить - 2 520 - (910 + 980 + 140) = 490.
b) При понимании важности образовательных задач, решаемых элективными курсами, региональные органы управления образования могут выделить часть часов, составляющих национально-региональный компонент, на обязательные курсы по выбору. Думаю, такое решение вполне возможно, так как времена учебных предметов подобных "Краеведению" и "Литературному наследию малой Родины", к счастью, проходят. Я не хочу, что бы читатель думал, что автор этих строк не является патриотом родного края. Это не так. Скорее наоборот. Просто многолетняя работа в школе подсказывает мне, что введение одноименного с проблемой предмета ее не решает, а, скорее, усугубляет.
Так было с проблемой-предметом "Этикой и психологией семейной жизни", так сегодня происходит с "Охраной безопасности и жизнедеятельности". Увы, но именно так происходит уже десятки лет с великой русской литературой....
Изменять надо содержание, форму организаций учебных занятий, а не "реагировать на запрос времени", вводя очередной предмет.

При варианте работы школы по пятидневной рабочей неделе ситуация существенно изменяется, причем - не в лучшую сторону. Но, как показывает практика, старшие классы школ практически повсеместно работают 6 дней в неделю - таковы сегодняшние стандарты, программы, требования Единого государственного экзамена и т.д.
Следовательно - шестидневка, учебный план которой выделяет достаточно времени на элективные курсы. Достаточно для того, чтобы за счет этого времени, можно достаточно эффективно решить задачи, которые сформулированы по отношению к элективным курсам в пояснительной записке к Федеральному Базисному учебному плану.
Напомним их кратко:
"Элективные курсы выполняют три основных функции:
1 "надстройки" профильного курса, когда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным (а школа /класс/, в котором он изучается, превращается в традиционную школу с углубленным изучением отдельных предметов);
2 развивают содержание одного из базовых курсов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету;
3 способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека27".

Впрочем, имеющиеся временные ресурсы могут не дать должного эффекта, если школа и/или группа школ не будет иметь соответствующие целям и задачам кадры, учебные пособия, средства обучения.



Таблица 7
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для среднего (полного) общего образования

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ


ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ
Обязательные учебные предметы на базовом уровне



<< Пред. стр.

страница 2
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign