LINEBURG


страница 1
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Анатолий Каспржак

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ:
ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ 1. ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 3
1. Введение 3
1.1 Появление элективных курсов как ответ на запрос ученика, семьи, учителя, общества и государства. 3
1.2 Скрытые задачи, разрешаемые элективными курсами или "на пути к освоению современных образовательных технологий". 7
1.3 Профильное образование и профильная школа. 8
2. Виды элективных курсов 10
2.1 Элективные курсы в старшей профильной школе 10
2.2 Старшие классы основной школы. Предпрофильная подготовка и элективные курсы 15
2.2.1 Предпрофильная подготовка - цели, задачи, условия, риски. 16
2.2.2 Виды элективных курсов в основной школе. 19
3. Элективные курсы и проблема учебных материалов 20
3.1 Учебные материалы для 21
"пробных", "ориентационных" и "углубляющих" элективных курсов. 21
3.2. Какого рода учебные материалы могут помочь в преподавании "общекультурных" элективных курсов? 24
4. Любой элективный курс - авторский. 24
4.1 Содержание элективного курса 25
4.2 Вопросы автору программы элективного курса 26
5. Организация работы элективных курсов в школе 27
5.1 Временные ресурсы для работы элективных курсов в учебном плане основной школы. 27
5.1.1 Аудиторная нагрузка, предусмотренная Базисным учебным планом на организацию элективных курсов в составе предпрофильной подготовки. 29
5.1.2 Возможности организации элективных курсов в 5-8-классах основной школы 31
5.1.2 Курсы по выбору за счет часов вариативного компонента в сочетании с частичным использованием часов образовательной области "Технология" 32
5.2 Временные ресурсы для работы элективных курсов в учебном плане старшей школы. 33
5.3 Существующие модели профильного обучения в старшей школе и организация элективных курсов. 36
5.3.1 Основные модели реализации идеи профильного обучения. 36
5.3.2 Существующие организационные формы реализации идеи профильного обучения. 37
5.4 Механизм построения индивидуальных учебных планов ученика и рабочего учебного плана общеобразовательного учреждения 39
5.5 Кто должен вести занятия по элективным курсам? 51
5.6 Возможные варианты оплаты труда учителя, который ведет элективные курсы. 53
ЧАСТЬ 2. МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МОДЕЛИ (1986-2001 гг.). 54
6. Теоретическое обоснование модели Московской городской педагогической гимназии. 55
6.1 Универсальные языки и проблема выбора 55
6.2 Принципиальная схема построения учебного плана гимназии 58
7. Организация образовательного процесса в Московской городской педагогической гимназии. 60
7.1 Годичная циклограмма работы гимназии 61
7.2 5-6 классы - завершение начального образования, адаптация к особенностям сложной интеллектуальной деятельности в образовательном процессе. 62
7.3 7-8 классы. Элективные курсы и подготовка ученика к осознанному выбору профиля. 65
7.3.1 Организационная схема работы элективных курсов 65
7.3.2 Применение проектных технологий. 66
7.4 Мягкий профиль в 9-ом классе 69
7.5 Курсы по выбору в старшей школе 72
7.6 Варианты содержательного наполнения образовательная область "Технология" в учебном плане педагогической гимназии 75
7.7 Схема возможных выборов, совершаемых за время учебы учениками Московской городской педагогической гимназии 83
ЧАСТЬ 3. ЗНАКОМСТВО ПОСЛЕ БЕСЕДЫ 85



ЧАСТЬ 1. ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

1. Введение
Прилагательное "элективный1" в переводе с латинского языка означает избранный, отобранный. Отсюда следует, что любой курс, нареченный в учебном плане "элективным" должен выбираться. Тут возникает сразу несколько вопросов. Первый лежит на поверхности - кем он, этот курс, может и должен быть выбран и кто собственно определяет "меню", набор курсов для выбора? Следующая серия вопросов куда сложней. Для того чтобы определиться с местом элективных курсов в учебном плане школы, следует обсудить, как минимум, два вопроса:
* Какие новые цели и задачи собирается решать современная отечественная школа, вводя в образовательные программы подобные курсы как обязательную составляющую Базисного учебного плана?
* Чей образовательный интерес призваны удовлетворить эти курсы?

Если к этому добавить, что дискуссия относительно выше сформулированных вопросов должна быть нами развернута, прежде всего, с учетом введения профильного обучения в старшей школе; наличия разработанных, принципиально новых, но не принятых стандартов; эксперимента, связанного с введением Единого государственного экзамена, то становится ясно, что задача эта не такая простая.

Все выше изложенное определяет структуры текста. Сначала мы выделим основные результаты, которые требуют от школы потребители образовательной услуги сегодня, то есть поговорим немного о так называемом "новом качестве образования"; затем коротко остановимся на профильной школе, как одном из механизмов реализации профильного обучения; и только после этого перейдем к подробному обсуждению вопросов, связанных с определением места элективных курсов в учебном плане современной российской школы, спецификой их содержания, особенностей программ и учебных материалов, технологий преподавания, способов оценивания уровня достижений учащихся и т.д.

1.1 Появление элективных курсов как ответ на запрос ученика, семьи, учителя, общества и государства.
Начнем мы с вопроса, который, на первый взгляд, не имеет прямого отношения к элективным курсам. Попробуем для начала обсудить образовательные результаты, которые должна стремиться обеспечить современная школа, поговорим о ряде принципиальных изменениях в обществе, которые не могут не повлиять на содержание общего образования, организацию образовательного процесса в любом общеобразовательном учреждении.

Элективные курсы в школе как механизм актуализации и индивидуализации процесса учения.
Работодателю новой формации (в какой-то степени это относится и к государству) требуется человек способный совершать ответственный выбор. Очевидно, что для решения данной задачи ученик уже в школе должен иметь возможность выбирать и, затем, нести ответственность за принятые решения. Для массовой отечественной школы (пока практически советской по своей сути), которая до последнего времени работала по единому для всей станы учебному плану - ситуация поистине революционная.

При введении профильного обучения в старшей школе ученику (семье) будет предлагаться совершить выбор двух уровней. Сначала ученик выберет профиль, а вместе с ним и набор предметов, уровня их изучения, соответствие которых задачам образовательной программы определяется государством и школой. Затем школьник осуществит выбор второго уровня - определит набор элективных курсов. Выбор элективных курсов будет осуществляться, конечно же, из числа предложенных школой, но, тем не менее, это выбор может быть принципиально другой, нежели тот, который совершается при определении профиля учения.
Словосочетание "может быть" поставлено в предыдущее предложение не случайно. Дело в том, что школьник будет поставлен в ситуацию ответственного выбора только в том случае, если школа не "добавит" механически часы элективных курсов к профильным предметам или на изучение столь нужных сегодня каждому иностранного языка и/или информатики. Можно просто добавить один час в неделю к литературе, а можно предложить ученикам гуманитарного класса, изучающим литературу на профильном уровне, осуществить выбор между элективными курсами "Журналистика" и "Анализ художественного текста". Причем - "или-или". Надо выбрать, а, следовательно, от чего-то отказаться.
Правда, для того, что бы это случилось, руководство, педагогический коллектив школы должны понять и принять как минимум два положения:
a. Механическое увеличение аудиторных часов на изучение любого учебного предмета дает не такой большой эффект. Особенно это касается профильных предметов в профильных классах. Добавление 1-ого часа в неделю в математическом классе к математике2, например, даст значительно меньший образовательный эффект нежели постановка ученика в ситуацию выбора, то есть построения индивидуального учебного плана.
b. Время требует, чтобы выпускник современной школы умел договариваться, а не работать по поручениям. Следовательно, в школе должна быть смоделирована эта ситуация. Значимые же для обеих сторон переговоры (не по вопросу цвета фирменной футболки или времени начала занятий) между школой и семьей могут возникнуть только в том случае, если образовательное "предложение" превышает "спрос". В этом случае родитель приходит в школу и начинает обсуждать то, что будет (что и как будет учить его чадо), а не то, что уже было, как это происходит сегодня.


Таким образом, можно констатировать, что элективные курсы призваны обеспечить вариативность внутри школы, параллели, класса, то есть индивидуализацию, а, следовательно, и актуализация учения. Процессы самоидентификации школ, произошедшие в девяностые, дошли сегодня до уровня ученика. Механизмом реализации этой идеи могут и должны стать элективные курсы.

Элективные курсы и проблема оценивания. "Научение успехом"
Вопросы о том КТО И КАК оценивает уровень достижений ученика в школе, ЧТО вообще может подвергаться оценке - относятся к разряду вечных в педагогике. Но, по нашему мнению, как минимум обсуждать эти вопросы необходимо. При этом сделаем акцент на рассмотрении того, ЧТО собственно вообще может оцениваться в школе.

a. На уроке, в пространстве учения-обучения, оцениваются чаще всего методом экспертной оценки, результаты организованной учебной деятельности. Экспертом, в подавляющем большинстве случаев, является учитель. Метод оценки - сравнение уровня представления удачно предъявленных учителю школьником разрозненных учебных достижений школьника с эталоном, сложившимся в голове у ученика и меняющим свои очертания в зависимости от настроения, самочувствия, фона и т.д.
Реформы, начавшиеся у нас в стране во второй половине 80-х, начале 90-х, были связаны с одной стороны, с "очеловечиванием школьных пространств", то есть работой по "гуманизации взглядов эксперта", очеловечиванием эталона, созданного им и прибывающего в учительской голове, а, с другой, с объективизацией проверки. Эти же процессы шли, со значительным опережением, и в школах мира.
Тенденция последнего десятилетия - попытка проверить "...состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезными учащимся в будущем, а также умение самостоятельно приобретать знания, необходимые для современной адаптации в современном мире3". При очевидной пользе, которую приносит сравнительный анализ результатов достижений школьников различных стран, следует заметить, что, во-первых, подобные исследования только начаты и трудно оценить в какой степени то, что они проверяют, позволяет людям быть успешными в жизни, а, во-вторых, проверяют они все-таки умения и знания.

b. В пространстве школьной жизни, частично - "учения-обучения", оцениваются и отчуждаемые результаты, так называемые "продукты". Это, с одной стороны, спектакли, газеты, викторины и т.д., оцениваемые потребителем (слушателем, зрителем) и, сочинения, результаты учебных исследований, презентации, оцениваемые учителями, с другой.
Это весьма существенная проблема. Она касаются и права учителя на оценку творчества ученика (сочинение, декламация, рисунок, поделка), и расхождение в оценках "продукта" двумя основными группами его оценщиков: "учителя-ученики", и место в этом процессе родителей и т.д.
Следует обратить внимание на то, что оценка внеклассной деятельности ученика (образовательной по своей сути) обычно никак не влияет на его формальные результаты, и очень часто с ними существенно расходится.
Добавим к этому, что в самое ближайшее время задача оценивания усложнится многократно. Это связано с тем, что проект Федерального образовательного стандарта провозглашает переориентацию школы на работу в логике компетентностного подхода. Появляется необходимость проверки уровня развития компетентности - интегративной способности школьника решать нестандартные проблемы, используя опыт, приобретенный в "урочном пространстве.

Практически для всех профессионалов очевидно, что для изменения сложившейся ситуации, в первую очередь, просто необходимо изменить практику установления оценки относительно идеала. "Тройка до сих пор - это наказание за невыполнение или за некачественное выполнение. Тройка по-новому - это признание того, что ученик освоил то, что освоить обязательно4". Получение тройки, "государственной", как принято было говорить в советские времена, по заранее сформулированным учителем (лучше - школой, государством) неизменяемым от урока к уроку критериям, лишает учителя возможности манипулировать учеником, делает школьника полноценным субъектом образовательного процесса.

Понятно, что произойдут ожидаемые изменения системы оценивания не так быстро, многое нам продиктует практика. При этом, трудно себе представить, что разработка и апробация принципиально новых схем оценивания (рейтинг, портфель достижений и т.д.) произойдет на базовых и профильных предметах. И здесь опять не обойтись без элективных курсов. Только здесь, ведя поиск, можно найти эффективные техники оценивать реальный отторгаемый и востребованный, а не абстрактный продукт, произведенный учеником, умение решать учеником проблемы, которые ставит перед ним школьная жизнь. Это означает, что появление элективных курсов может трансформировать образовательный процесс таким образом, что в нем появятся "пространства реального действия", своеобразные "инициативные5" ученические производства, продукты которых выполняются не только для учителя, а для того, чтобы конкурировать и получить оценку на внутреннем (школьном) и внешнем (общественном) рынке.
Апробация на элективных курсах отличных от традиционных оценочных шкал, может, на наш взгляд, дать материал, который позволит педагогическим коллективам сделать следующий шаг к постижению принципов гуманной, личностно ориентированной педагогики успешно применяющий технологию научения не палкой, а успехом.

Чем бы учитель не тешился - лишь бы все время осваивал новое!
Живём мы сегодня в тот период времени, когда доступность к информации является массовой. Следствием этого стало то, что современный учитель (это, кстати, относится общемировая тенденция) утерял позицию "неисчерпаемого источника знаний", "проводника в храм науки". Если раньше учитель должен был отвечать на все вопросы, которые ему ставили ученики, то теперь этого он сделать не может. Фраза учителя: "Не знаю, но готов вместе с Вами разобраться" становиться нормой. Мастерство, ремесло, которое мы называем "учительством" состоит сегодня не в умении передавать информацию, не в создании условий, при которых они могут перерасти в знания и умения молодого человека, а в умении создать ситуацию, способствующую освоению учеником способов ее (информации) приобретения, эффективной работы с ней. Это, в свою очередь, означает, что непоколебимая несколько столетий позиция традиционного учебного предмета, классического урока выглядит сегодня не столь убедительной. Традиционные же учебные предметы "отягощенные" и стандартом, и образовательной традицией вряд ли в обозримом будущем предоставят ученику и, прежде всего, учителю найти свое новое место в образовательном пространстве. Выход - нормативное закрепление в учебном плане школы места свободной, творческой образовательной работы. Планируется, что это место в современной отечественной школе должны занять элективные курсы. Именно на занятиях элективных курсов учитель сможет поискать адекватные своим и ученическим способностям и возможностям образовательные технологии, испытать отличные от традиционных способы оценивания уровня достижений школьников и т.д. Одним словом - элективные курсы представляют собой своеобразное место учительского поиска, рефлексии, то есть - самообразования. Если директора школ увидят в элективных курсах и этот ресурс, то в школе появится несколько маленьких учительских лабораторий. Учителя начнут учиться, и.... Сделаем небольшую остановку и перейдем обсуждению не совсем явных задач, которые могут решаться путем введения элективных курсов в учебный план общеобразовательной школы.

1.2 Скрытые задачи, разрешаемые элективными курсами или "на пути к освоению современных образовательных технологий".
Основное возражение, которое приходится слышать от оппонентов, противников траты времени "на пустяки", можно сформулировать примерно так: "Вы своими элективными курсами отнимаете время у ученика и учителя на подготовку к экзаменам. Учебные программы (стандарты) сегодня таковы, что времени на их освоение и так не хватает, а вы... ".
Думаю, что доля истины в этих монологах есть. Стандарты (все имеющиеся их проекты), программы действительно перегружены; задачи (требования к уровню достижений выпускников) не конкретизированы и потому не выполнимы. И это все происходит на фоне так и не произошедшего в умах учителей принятия для себя решения относительно утопичности решения задачи передачи ученику "всего опыта, накопленного человечеством". Наш учитель продолжает считать, что требования "полноты" содержания учебного предмета по отношению к одноименной науке - благо. Попробуем вступить с этими учителями в полемику.

Тезис первый. Ученику действительно надо предоставить возможность подготовиться к экзамену, оснастить, "оспособить" всем тем, что поможет ему надлежащим образом "пройти" выпускные и вступительные испытания. Но только ли в знания и предметные умения помогут ему это сделать? Разве не важно то, как он будет излагать материал, содержащийся в билете, реагировать на вопросы, вести диалог? А есть ли у учителя достаточный ресурс времени на отработку этих составляющих успеха на уроке по общеобразовательному или профильному предмету. Ответ однозначен - нет. Значит, нужно найти в учебном плане место, где решение данного набора задач будет доминировать. Решить эти задачи, мы и предлагаем на элективных курсах.

Тезис второй. Для успешной сдачи экзамена ученик должен уметь самостоятельно работать с источниками, уметь искать необработанную специально (как в учебнике) информацию, использовать при решении учебных задач свой собственный жизненный опыт. Понятно, что в решении этой задачи учебник, жесткая учебная программа не всегда помогает. Да и учебная группа в 25-30 человек этому не способствует. Значит, и здесь нас могут выручить элективные курсы, занятия по которым будут организованы в малых группах, проходящие в лаборатории, библиотеке, информационном центре.

Третий тезис. Мотивация к изучению того или иного предмета возникает у ученика через успех. Нравиться, обычно то, что получается. Но ведь успешны на уроке далеко не все. У части учеников вырабатывается привычка быть неуспешным, у кого-то возникает страх получить двойку, тройку. Элективные же курсы могут и должны стать тем местом, приходя в которое, ученик не боится получить плохую оценку, "не попасть в ответ". Он начинает свободно высказывать свои мысли, раскрепощается, приобретает опыт успешного ученичества. Повышается эффективность работы ученика (учителя) на обязательных для изучения курсах.

Еще один, возможный тезис. Неуспешность ученика вызвана стойким конфликтом с единственным учителем данного предмета, у которого есть свое понимание "блага" для ученика (я ему желаю добра, готовлю его к экзаменам и т.п.) "Вырваться из-под диктата сильного предметника традиционного типа можно путем самостоятельного выполнения какой-то задачи (проекта, набора задач или опытов, списка обязательных творческих работ, изученных источников и т.п.) можно через индивидуальный учебный план по курсу по выбору.
Конечно, нарисованная нами картина во многом идеальна, на практике все будет не совсем так, но влиять на мотивацию к учению по традиционным предметам элективные курсы будут. Подобные эффекты наблюдаются в тех школах, которые давно ввели элективные курсы в учебные планы.

Если посмотреть на сформулированные выше тезисы, то можно сделать и еще один вывод. При правильных действиях школьной администрации, эффектом от появления в учебном план школы элективных курсов, может и должно стать то, что учителя будут поставлены перед необходимостью осваивать современные образовательные технологии. Этот опыт, не может не быть распространен на обязательные для изучения предметы. На мой взгляд, данный эффект является очень значимым для изменения ситуации в школе в целом.
Сказанное верно, если вы точно знаете, что курсы по выбору ориентированы на эти новые технологии, если новые технологии - атрибут курса по выбору.
Обратите внимание, вот мы вернулись к той мысли, которой закончили предыдущий параграф.

1.3 Профильное образование и профильная школа.
Прежде чем обсуждать содержательные, организационные и технологические проблемы, связанные с появлением в учебном плане школы элективных курсов, необходимо остановиться на некоторых основных положениях Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования6.
В самом начале этого документа говориться, что "...следует различать понятия "профильное обучение" и "профильная школа".
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели".

В этих фразах, по моему мнению, сформулировано две очень важные мысли.
Первая. Профильная школа "организм", который должен быть устроен так, чтобы ученик, находясь в нем, был максимально возможно успешен. Интересы ученика, устремленные к следующей ступени образования и/или профессиональной деятельности не просто должны учитываться, а определять и содержание, и устройство школы.
И вторая. Профильная школа - лишь одна из форм реализации профильного обучения. Самая распространенная, конечно же, но только одна из нескольких возможных. Само наличие профильной школы не отрицает иных путей получения молодым россиянином аттестата. Следовательно, с введением профильного обучения, школа как институциональная форма в среднесрочной перспективе начнет конкурировать с экстернатом, дистанционным, семейным и другими формами образованием.
То есть, создавая проект старшей школы, каждый педагогический коллектив должен понимать, что реализуемая им образовательная программа, должна учитывать теперь не только интересы государства, но и профессиональных элит, вуза и самого старшеклассник. Было бы не вено утверждать, что содержание базовых и профильных предметов не имеют личностной составляющей, не могут быть интересны ученику. Это не так. Но возможности учета интересов, запросов ученика (семьи) к результатам образования, которые достигаются за счет изучения элективных курсов, максимален по сравнению с другими составляющими образовательной программы. Этого нельзя не учитывать ни автору программы (учебного пособия) по элективному курсу, ни учителю, которому предстоит по ней (нему) работать.

И еще четыре важных замечания.
1. Пройдет не так много времени, и образовательный стандарт претерпит существенные изменения. Произойдет то, о чем ученые, педагоги пока только говорят - требования к уровню достижений ученика будут сформулированы не только как сумма знаний, но и набор умений. Причем, как показывает опыт развитых стран, умения станут первичными по отношению к совокупности знаний по тому или иному предмету (образовательной области).
Подтверждением этого предположения является то, что последние варианты проектов стандартов включают не только умения, ориентированные на отдельные предметы, но и надпредметные. Содержание образования в этих же проектах стандартов включает (хотя бы номинально) не только перечень единиц знания, но и опыт, и умения. Причем, если сравнить несколько последовательно созданных проектов стандартов, то "удельный вес" раздела "требования к уровню достижений учеников" все время растет.

Профильная же школа будет отличаться от общеобразовательной тем, что она должна будет дать ученику возможность приобрести необходимый набор умений на том наборе учебных курсов (профиль), который ученику ближе, интереснее. Причем, содержание части этих учебных предметов будет задано стандартом профильного уровня, а вторая его часть (элективная) - станут предметом согласования между конкретным учителем и группой учеников.

2. В педагогических кругах часто доводится слышать, что мы имеем колоссальный опыт профильного обучения. Смею поставить под сомнение это утверждение. Действительно, следствием реформы 1966-ого года в СССР появились классы и школы с углубленным изучением различных предметов; в 90-х годах прошлого столетия - лицеи, гимназии, комплексы и т.д. Но необходимо учесть, что все они работали "на фоне" массовой общеобразовательной школы, то есть, имели возможность выбора ученика. Сегодня учителям кажется, что если вся старшая школа станет профильной, то и все ученики будут успешными. Думаю, что здесь наблюдается подмена желаемым действительного. Количество одаренных и мотивированных к учению подростков останется прежним. Это факт. Нам, как это было и раньше, придется заинтересовывать учеников, агитировать их (в хорошем смысле этого слова) стать "физиками или лириками" красотой физического эксперимента или литературного текста. На элективном же курсе, где и народу поменьше, и обязательного учебника нет - это сделать проще, легче, уместнее.

3. Вероятно, подавляющее большинство школ, изберут традиционную для России модель реализации профильного обучения, создав несколько классов, каждый определенного профиля. Очевидно для меня и то, что чиновники "от образования" постараются не заметить, что следующие за Базисным учебным планом старшей профильной школы варианты его реализации, являются примерными. Но не верю я и в то, что не найдутся у нас в стране школы, директора, которые, по тем или иным причинам, не создадут иную модель старшей профильной школы. Найдя недостающие средства на оплату труда учителей, используя имеющиеся в школе и вне ее пределов кадры, они реализуют модель, при которой каждый ученик будет осваивать свой собственный индивидуальный учебный план7. Это, вероятнее всего, произойдет в образовательных Центрах, малых сельских школах. Понятно, что в этом случае, элективные курсы начинают занимать еще более значимое место.

4. Важно понимать, что элективные курсы принципиально отличаются от давно существующих в отечественной школе факультативов. Курс необязательный, но возможный для изучения (факультативный) идеологически отличается занятий, отнесенных к разделу Базисного учебного плана "Обязательные занятия по выбору". Идеология "изучаю - не изучаю" не предполагает, что выбор становиться обязательным элементом общего образования, тогда как введение элективных курсов направлено именно на решение этой задачи.
Впрочем, мы знаем как "умелый" учитель делал обязательным факультативные занятия, понимаем, что подобная участь может постигнуть и элективные, но.... Будем, как говориться, надеяться на лучшее.

Заканчивая общие рассуждения, следует сказать, что включение в Базисный учебный план элективных курсов - действие для российской школы инновационное. Они становятся тем местом в образовательном пространстве школы, которое может позволить:
* Получить результаты, на основании которых можно сделать очередной шаг к созданию цивилизованного образовательного стандарта;
* Школе - вступить в диалог с семьей не только о качестве изучения их чадом предложенного, предначертанного кем-то, но и о том, что и зачем собственно следует учить;
* Учителю - попробовать поработать не так, как обычно. Поискать, не боясь быть битым методистом, администратором;
* Старшекласснику, его семье - получить возможность "поучиться не для аттестата"....

Впрочем, все эти благие намерения могут и не сбыться, если мы не договоримся о некоторых общих для всех "правилах игры". Сделать же это можно только после того как элективные курсы пройдут апробацию в массовой школе, результаты этой работы будут проанализированы, итоги формализованы в виде целого ряда нормативных документов.


2. Виды элективных курсов
Виды элективных курсов определяются и задачами ступени школы, и видом учебного заведения, и местными условиями, и возможностями класса, группы, учителя, и так далее. Думаю, что в рамках настоящей работы нам вряд ли удастся обсудить весь перечень вопросов с этим связанный. Поэтому, поступим следующим образом. Начнем с обсуждения места элективных курсов в старшей профильной, а затем, в основной школе.

2.1 Элективные курсы в старшей профильной школе
Хорошо представляю себе картину - учитель, которому навязали преподавание элективного курса, входит в класс и "агитируя" подопечных говорит о том, что на изучение истории (математики, биологии...) в учебном плане 10-ого класса отведено до смешного мало времени; что для того, чтобы достойно сдать экзамены, конечно надо добавить часик-другой; что содержание элективного курса удивительно интересно, но всем до очевидности ясно, что его надо отложить "до лучших времен" и заняться "делом".... Потом сообщает время и место встречи на "обязательном-элективном", добавляя при этом для убедительности, что те, кому эта встреча покажется ненужной на хорошую отметку по его предмету могут не рассчитывать. Так бывало на "обязательных факультативных занятиях", может так произойти с элективными курсами. Для того, чтобы так не случилось мы обсудим сначала какие образовательные задачи могут быть решены элективными курсами в старшей профильной школе.

Как уже говорилось выше, наличие права принятия учеником ответственного решения - мощнейший педагогический ресурс. Сама возможность совершения такого выбора ставит ученика перед необходимостью принятия ответственного решения. Для того, чтобы выбрать что-то от чего-то необходимо отказаться, то есть надо решить проблему. Это означает, что надо оценить что именно, для чего и с чьей помощью следует изучать. У классного руководителя, учителя, ученика, родителя, психолога появляется предмет переговоров, который касается содержания образования и уже только из-за этого стоит вводить в учебный план школы курсы по выбору.
Но в рамках реализации концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования элективные курсы вводились не с этой целью. По замыслу идеологов реформы, элективные курсы должны помочь в решении следующих задач:
a) Создание условий для того, чтобы ученик утвердился или отказался от сделанного им выбора направления дальнейшего учения и связанного с определенным видом профессиональной деятельности.
Думаю, не надо доказывать, что выбор 15-тилетним человеком жизненного пути и связанный с этим выбор профиля учения очень часто не является точным. Чаще всего, в этом возрасте школьник хорошо знает то, что ему не нравиться, чем он почти наверняка заниматься не будет.
Ответить же на вопрос относительно того, чем собственно он хочет заниматься в жизни он не может - он просто никогда не пробовал (не имел возможности) серьезно заняться гуманитарными науками или, например лингвистикой. Юноше или девушке кажется, что если он любит читать, то это означает, что карьера филолога ему подходит; если у него пятерка по математике, то надо поступать на механико-математический факультет университета и т.д. и т.п. Одним словом он не только не ответил, но даже не сформулировал для себя два ключевых вопроса, которые должны стоять перед ним в старшей школе: "Могу ли?" и "Хочу ли я?" заниматься тем или этим делом? Причем именно от сочетания утвердительных и отрицательных ответов на эти вопросы и зависит выбор жизненного пути. В школе мы сталкивались со старшеклассниками, которые многое могут и даже учатся хорошо, но ничего не хотят; с обратными, промежуточными вариантами. Нам учителям ясно, что любовь к чтению исторических романов никак не связана с успешностью в исторических науках, а интерес к пиротехническим эффектам - это еще не любовь к химии. На уроках же по общеобразовательным и профильным предметам вынуждены ежечасно доводить до сведения ученика "новый материал" и.... Одним словом времени на то, чтобы познакомить подростка со спецификой деятельности исследователя или организатора производства, физика или историка у нас просто нет. Некогда нам "до одури" повторять один и тот же эксперимент, обсуждая - почему собственно он не получился; некогда сходить в архив или почитать друг другу стихи. Одним словом, не было у нашего ученика в учебном плане места для проб и ошибок. Этим местом могут и должны стать элективные курсы определенного вида. Этот вид элективных курсов мы условно назвали "пробные".
Аналогом пробных элективных курсов можно считать ту часть прежних факультативных курсов, программы которых были ориентированы на знакомство с видами деятельности характерными для человека, работающего в той или иной образовательной области. Разница состоит лишь в том, что факультативы изучались не всеми и после уроков, а элективные курсы для всех (какие-то элективные курсы должен выбрать каждый старшеклассник) и являются они составной частью индивидуального учебного плана ученика.

Здесь следует сделать одно весьма важное, на наш взгляд, замечание. Ученик частенько не знает, почему ему не нравится тот или иной предмет, в чем причина его неуспехов в физике и/или литературе. Для такого ученика "пробные" курсы тоже очень важны. Вполне вероятно, что занятия ученика на подобном курсе изменят его отношение к одноименному базовому предмету. Позанимается парень или девушка археологией, и глядишь измениться ее отношение к истории в целом.

Следует, вероятно, привести несколько возможных примеров таких курсов. В естественных науках это курсы, связанные с практическим экспериментированием; математике - в гуманитарных областях - работа с архивными документами, оригинальными текстами; лингвистике - аспектным переводом.
Типичным примером пробного курса может стать курс с названием "Технический перевод", например или "Новейшая история России в публикациях". И тот и другой курс предполагают, с одной стороны, практическую, самостоятельную работу со специальными текстами, а с другой, помогают ученику лучше понять суть учебного предмета "спутниками" которого они являются.

b) Вторая задача - помочь старшекласснику, совершившему в первом приближении выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности с ней связанных.
Предположим, ученик утвердился во мнении, что он должен осваивать программу филологического класса. Но кем он будет - журналистом, литературным критиком или корректором, например, он пока не решил. Для подобного решения у него нет пока оснований, реального опыта для рефлексии. В решении этой проблемы также могут помочь элективные курсы, но несколько другие, чем те, о которых мы говорили выше. Элективные курсы данного вида мы назвали "ориентационными".
Думаю, что содержание и способы работы на занятиях по этим курсам может более напоминать работу творческого кружка. Но не танцев и драматической студии, а астрономии, журналистики, практического стихосложения и т.д. Программы этих должны иметь больше "свободы", учитель должен будет менять программу (каждый урок), реагируя на интерес данной группы учеников, каждого в отдельности. Написал ученик удачное эссе, сочинил стихотворение, принес в класс модель вечного двигателя и учитель обязан остановиться, выслушать, обсудить.
Понятно, что такая "ситуативная" образовательная технология не слишком близка российскому учителю. Гораздо легче начинать урок, зная, чем его надо закончить. Но осваивать подобный способ работы надо, если мы хотим помочь старшекласснику не только получить аттестат, но и найти свое место в жизни.
Приведем примеры таких курсов, ориентированных на тех учеников, которые успешны в филологии, языках. Это могут быть: "Журналистика", "Практическое стихосложение", "Анализ литературных текстов" и т.д. Понятно, что все они для определенного круга учеников, но каждый из них ориентирован на вполне конкретный вид деятельности, профессию.
Завершая рассуждения об "ориентационных" элективных курсах, следует сделать еще одно замечание. Разумный администратор-пессимист, после чтения раздела, посвященного ориентационным элективным курсам, скажет - не может школа (даже если в параллели не один класс) предложить ученикам такое количество элективных курсов, которое обеспечит и реальный выбор для ученика, и решение всех выше сформулированных задач. Опасение имеет основания. Но здесь можно предложить следующий выход. Почему бы не создать курс, который интегрировал все выше перечисленные виды деятельности? Идея, прием (программный ход), который позволит добиться разнообразия видов деятельности на одном курсе, может стать, например, реализация проекта "Литературный альманах". Почему бы на элективном курсе не заняться разработкой и непосредственным выпуском такого журнала? В процессе этой работы обязательно нужно будет познакомиться и со спецификой работы журналиста, и литературного критика, и, по желанию - прозаика, поэта и т.д.
Аналогичную задачу, но по отношению к образовательной области "Общество" может выполнить элективный курс "Науки сопровождающие историю" (археология, геральдика, нумизматика и т.д.). Этот курс также может быть решен проектным ходом. Думаю, что старшеклассники, в качестве зачетного мероприятия по курсу, могут подготовить выставку для младших.
Одним словом, ориентационные курсы могут быть решены как коллективное выполнение проекта, которое интегрирует, во-первых, несколько видов деятельности, а, во-вторых, содержание нескольких наук. Преимущество такого подхода очевидно: и результат деятельности учеников "ощутим", и условия при которых каждый школьник может "найти свое место" создаются, и время экономится.

c) Третья задача - удовлетворение естественного любопытства молодого человека к какой-то области знаний, которая не представлена в традиционном учебном плане.
Можно же представить, что у школы есть возможность предложить старшеклассникам учебный курс "Шедевры мирового кинематографа", "Основы производственного дизайна" или "История делового костюма". Трудно предположить, что большая часть старшеклассников, прослушав такие курсы, станут кинокритиками, дизайнерами или модельерами. Но, трудно себе представить, что старшеклассники не захотят посещать эти общекультурные курсы. Есть же в учебных планах английских школ предмет, который называется "Театр". Более того, известно, что пользуется он большим спросом. Известно также, что весьма большой интерес проявляют школьники многих регионов России к изучению народных ремесел, различных видов искусств. Думаю, что такого рода курсы обязательно должны присутствовать в учебных планах старшей профильной школы.

d) В школах, которые традиционно реализовывали учебные программы, существенно превышающие по объему содержательных единиц стандарт профильного уровня (элитные школы с углубленным изучением иностранного языка, математики и т.д.),
элективные курсы, вероятнее всего, будут использоваться на прохождение дополнительных разделов учебного предмета. То есть, на элективных курсах данного вида будет решаться задача углубления, расширения. Эти элективные курсы будем называть углубляющими.
Прежде чем продолжить разговор об особенностях элективных курсов этого вида, следует, вероятно, "провести водораздел" между понятиями "профильное" и "углубленное" изучение учебного предмета.
На сегодняшний день, проекты стандартов общего (полного) среднего образования, задают только два уровня освоения школьниками учебного материала - базовый и профильный. Вместе с тем, структура Единого государственного экзамена состоит из трех ступеней. Да и школы, на самом деле, можно разделить на те, которые предлагают несколько увеличить аудиторную нагрузку на предметы той или иной образовательной области, и те, которые делают в своей образовательной программе "ставку" на 1-3 предмета, что происходит за счет какого-то элемента (предмета, образовательной области) учебного плана. То есть, фактически мы предлагаем ученику учебный материал на четырех уровнях:
i. "Непрофильном" - уровень знаний учащихся должен соответствовать минимуму, определенному требованиям к знаниям и умениям учащихся в стандарте;
ii. "Базовому" - знания, умения и навыки учащихся определяются содержанием учебников (программ), рекомендованный МО РФ для общеобразовательных школ;
iii. "Профильному" - рассчитанному на то, что ученик, обучаясь на этом уровне, освоит набор "содержательных единиц" какой-то предметной области соответствующий требованиям стандарта профильного уровня, набор умений, который выпускник приобретет, позволит ему успешно сдать Единый государственный экзамен профильного уровня.
iv. "Углубленному" - За счет максимально возможного сокращения учебного времени отведенного на изучение практически всех предметов, ученику предоставляется возможность освоить учебный материал, значительно превышающий требования государственного стандарта и базового и профильного уровня.

Подобное (условное) разделение "профильных" и "углубленных" курсов дает нам возможность сделать весьма существенное замечание.
Следует обратить внимание учителя на то, что обучение в "профильном" классе существенно отличается от имеющейся в отечественной практике опыта работы с отобранными, мотивированными, способными к изучению того или иного учебного предмета старшеклассниками. В рамках профильного обучения, мы лишь предоставляем ученику возможность, достичь определенных стандартом интеллектуальных и практических умений на том учебном материале, который ему "ближе". В классах же "углубленного" уровня, весь ресурс учебного времени (в том числе и время, отведенное на элективные курсы) расходуется на подготовку выпускника школы к продолжению учебы в уже избранной образовательной области. Именно этот факт и предъявляет определенный набор требований к содержанию "углубляющих" элективных курсов.
Существует риск (об этом я писал выше), что каждая школа причислит себя к углубленной и составит школьный компонент учебного плана именно их такого рода курсов. Как легко математику или физику придумать курс - "Решение задач повышенной сложности"! Увы, но к углубляющим элективным курсам это не имеет никакого отношения. Здесь, скорее, идет речь о дополнительных занятиях для определенной группы школьников. А вот если предлагается курс "Решение дифференциальных уравнений" или что-то в этом роде, то это - самый раз, то, что надо.
И еще одна мысль, предостережение. Выбирая подобный курс, руководству школы, учителю следует оценить реально свои силы, уровень подготовки школьников. Завышение "планки" может привести к прямо противоположенному эффекту относительно запланированного.



В заключение этого раздела хотелось бы обратить внимание на то, что выше приведенное деление элективных курсов на виды не полно и весьма условно. Вероятно, в какой-то школе могут появиться коррекционные курсы (для учеников, изменивших профиль в ходе обучения) или, например, ориентированные на подготовку к обучению в вузе с которым школа связана договором, да и задачи, решаемые элективными курсами, на практике будут пересекаться. Но! При составлении школой учебного плана, определении необходимого набора курсов (создания "поля выбора"), без понимания того - кому, какой и зачем элективный курс может быть нужен, без этого условного деления обойтись вряд ли удастся.

2.2 Старшие классы основной школы. Предпрофильная подготовка и элективные курсы
Реализация идеи профильного обучения как обязательного на старшей ступени общего образования, ставит выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора. Выбор подросток должен совершить и в отношении "...индивидуальной образовательной траектории (или профессиональной, если основная школа становится последним этапом школьного образования) траектории...8", и, в какой-то степени, относительно предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
Множественность ситуации выбора расширится в том случае, если старшая школа, которая будет продолжать обмениваться обучающимися с начальной профессиональной, сама, что весьма вероятно, разделиться на традиционную (много и однопрофильные) и академическую (гимназии и лицеи). Возникает еще одно поле выбора - выбор вида дальнейшей деятельности: интеллектуальная, производственная, организаторская и т.д.

Следует заметить, что выбор учеником образовательной программы того или иного профиля в старшей школе, сегодня, в большинстве случаев, носит случайный характер. Определяющими факторами обычно становятся семейные традиции, рекомендации соседей, друзей, "уход" от конфликтной ситуации с учителем в якобы любимый профиль и т.д. Результат - необходимость смены профиля, уход в никуда и пр.
Условиями решения этой задачи, является, с одной стороны "...построение школы на принципе множественности видов деятельности ребенка9...", а, с другой - "...установление разумных ограничений или пределов свободы при осуществлении самоопределения10". Это противоречие и определяет структуру настоящего параграфа. Сначала, необходимо сформулировать условия достижения цели (способность осознано совершить выбор); затем - описать ограничения и риски, которые возникают в основной школе вследствие расширения поля свободы. Только после этого можно будет перейти к описанию основных видов элективных курсов, которые с одной стороны, помогут решить выше обозначенную задачу, а, с другой, минимизировать риски, возникающие в основной школе с введением предпофильной подготовки.

2.2.1 Предпрофильная подготовка - цели, задачи, условия, риски.
Само понятие - "предпрофильная подготовка" является для отечественной школы новым. Формально оно появилось в тексте Концепции старшей профильной школы в 2003-ем году. Там, в частности, говорится: "...реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности11".

На самом деле, определенное количество российских инновационных школ, реализующих в старших классах (обычно - 8-11) образовательные программы сразу нескольких профилей, сталкивались с необходимостью решения задачи организации деятельности (педагогической, психологической, организационной, информационной и т.д.), способствующей самоопределению учащихся относительно выбора профиля дальнейшего учения. То есть, занимались практически предпрофильной подготовкой. Это позволило включить в данный раздел не только размышления и предположения, а конкретные предложения, основанные на рефлексии деятельности подобных образовательных учреждений.
А) Необходимыми условиями создания образовательного пространства основной школы, которое способствовало бы самоопределению подростка, являются:
* Введение предпрофильной подготовки через "...организацию ...курсов по выбору12".
Все существующие варианты Базисных учебных планов для основной школы (действующие, экспериментальные, проекты), наряду с обязательной частью содержат раздел "Обязательные курсы по выбору" (школьный и ученический компоненты). Назначение этих курсов - помочь ученику в выборе профиля своего обучения в старшей школе. Их содержание должно быть нетрадиционно, не должно повторять программу соответствующего предмета (образовательной области). Это содержание (расширяющее и/или углубляющее традиционное), позволяет учащемуся, методом проб и ошибок, составить представление о тех видах деятельности, которые будут для подростка основными, если он совершит тот или иной выбор.
Исходя из этого, содержание, формы организации "учебных занятий по выбору", должны иметь, прежде всего, практическую направленность. Основная их цель - "...знакомство с методами изучения тех или иных областей действительности, того или иного содержания13".
Социальная значимость задач, которые решают курсы по выбору диктует необходимость кардинального сокращения сокращение образовательного ядра (минимального содержания образования), а компетентностная ориентация как основополагающий критерий отбора, позволят начать движение к отказу от принципа полноты при отборе содержания учебных предметов, относящихся к обязательным для изучения всеми.

* Введение уровневой дифференциации. Обеспечение ученику (родителю) возможности выбора уровня изучения материала по одному и тому же предмету, образовательной области.
Применительно к учебному материалу, способу овладения им, это означает то, что с одной стороны, в содержании должны быть выделены дидактические единицы, "...подлежащие обязательному изучению, но не обязательному усвоению всеми учащимися14", а с другой - необходимость расширения многообразия форм получения основного общего образования (экстернат, очно-заочное образование и т.д.). Это позволит обучающимся, оптимизировать процесс учения.
Таким образом, обеспечивается идентичность предъявляемого школьника материала (гарантия возможности смены предварительно избранного профиля) и создаются условия для его дифференциации как по объему, так и степени освоения тех или иных учебных предметов (содержательных областей), что и является началом профилизации (предпрофильной подготовкой).
Следовательно, при построении образовательных программ старших классов основной школы, необходимо, основываясь на многоуровневости образовательного стандарта и нормативных актах, обеспечивающих разнообразие форм получения основного общего образования, стремиться к росту вариативности образовательной системы.

* Целенаправленная работа, направленная на создание условий, при выполнении которых обучающиеся смогут приобрести умения и навыками, позволяющие быть успешными учениками в старшей профильной школе, системе начального (среднего) профессионального образования.
Повышение значимости высшего образования как ресурса успешности в жизни (стремление практически всех выпускников городских и сельских школ учиться в вузе), наметившаяся тенденция расширения системы начального профессионального образования, делают старшую профильную школу ориентированной на высшее учебное заведение в большей степени, чем это было ранее. Это, в свою очередь, означает, что ученик старшей школы должен обладать такими умениями как: выстраивать монологическую речь в течение определенного промежутка времени, конспектировать лекции, работать с информацией по определенной теме, проводить учебные исследования (готовить доклады, писать рефераты, планировать и реализовывать исследовательские проекты и т.д.). Создание условий для того, чтобы подросток мог приобрести эти умения в школе - задача основной школы.

* Технология работы учителя, учебная деятельность ученика принципиально отличается от тех, которые доминируют на предметах, составляющих инвариант. Используемые образовательные технологии должны быть ориентированы не столько на когнитивные, сколь на развивающие цели.
"При этом, очень важно заметить, что позиция учителя, учителя, руководителя, организатора учебных занятий, составляющих вариативную часть, существенно отличается от традиционной.
Преподаватель организует проблемное общение в предметном поле и не является ответственным за уровень освоения учащимися этого учебного (научного) материала. Педагог лишь представляет возможность ученику приобрести знания, универсальные способы ведения учебной и научной деятельности, знакомит, используя деятельностный подход, с характером труда человека, связавшего свою жизнь с той или иной специальностью (физик, историк, филолог и т.д.)15".
* Наличие организационных и кадровых ресурсов, позволяющих образовательному учреждению создать условия, обеспечивающих равноценный выбор для каждого.
Выбор того или иного курса, уровня его освоения, формы прохождения будет способствовать успешному решению задачи осознанного выбора профиля обучения учеником в том случае, если:
a. Выбор реален. Ученик может выбирать только те занятия, которые ему представляет школа. Это означает, что расписание должно представлять ученику варианты выбора (класс на эти занятия должен делиться на несколько подгрупп).
b. Соблюдаются принципы:
o Равенства педагогов перед учеником. В том случае, если учитель одного из курсов по выбору ведет параллельно и учебной предмет - принцип не может быть соблюден. Он неминуемо "смешает" занятия по базовому курса и курсу по выбору, отдав предпочтение первому.
o Равенства образовательных областей. Профильность насильственно "не закладывается" в старших классах основной школы в зависимости от имеющихся у образовательного учреждения кадровых возможностей, традиций. Идеальный вариант - они равномерно распределены по всем образовательным областям.
o "Полноценности" курсов по выбору. Они стоят в расписании, занимая в них равное место с предметами, обязательными для изучения; занятия по ним ведут лучшие учителя школы и/или квалифицированные привлеченные специалисты; оценки учеников за достижения по обязательным и элективным курсам одинаково значимы и т.д.
o Ресурсной обеспеченности. Равная между собой и по отношению к курсам инвариантного компонента обеспеченность учебными программами, материалами, средствами обучения и т.д.
o Информационной доступности. Реализуется через обеспечение предварительной информации о содержании образовательной услуги, возможностях, правах и обязанностях ученика, родителей, учителя, школы.
o Учета возрастных и гендерных особенностей подростков при выборе форм организации образовательного процесса. Необходимо обеспечить разнообразие форм организации учебных занятий, соответствие их содержания половозрастным особенностям подростков.

В) Основные ограничения или пределы свободы, которые следует учитывать при организации образовательного процесса в основной школе ориентированного на профильную старшую.

Прежде чем вводить предпрофильное обучение в старших классах основной школы, руководству образовательного учреждения следует учесть следующее.

* Необходимость завершения полного цикла знакомства с общепринятым культурным минимумом. Общедоступный (не обязательный) характер старшей (в том числе и профильной) школы приводит к тому, что определенная часть учащихся завершает учение на этом этапе. Это, в свою очередь, делает обязательным следование концентрического подхода в учебных программах по литературе, истории, обществоведению, физике, химии, биологии, географии.
* Организация занятий по выбору в малых группах, даже оправданное использование в качестве преподавателей этих курсов специалистов высшей квалификации, не должно понижать качество преподавания предметов, относящихся к инвариантному компоненту. Например, не должно приводить к уменьшению количества групп при изучении иностранного языка, физической культуры и т.д.
* Увеличение учебных групп, требует большего количества учебных помещений. Нельзя допускать того, чтобы организация занятий по выбору учащихся приводило к появлению (увеличению) второй (третий) смены. При разработке образовательных программ, включающих курсы по выбору учащихся, надо учитывать пространственные ограничения, влияющие на организационные возможности школы.
* Курсы по выбору ученика необходимо вводить постепенно. Мгновенное введение целого спектра разнообразных курсов по выбору, может поставить ученика (семью) перед неразрешимой задачей. Содержание и формы организаций учебных занятий на этих курсах, обычно, отлично от традиционных, непривычна форма оценивания уровня достижений. Необходима целенаправленная, опережающая работа по освоению учеником самого механизма принятия решения, освоения "поля возможностей и ответственностей".

Делая выводу по данному разделу, хочется обратить внимание на то, что само появление элективных курсов в учебном плане основной школы еще не говорит о наличии в учреждении предпрофильной подготовки. Взявшись за ее организацию, руководству школы, педагогическому коллективу надо отдавать отчет в том, что следует решать параллельно целый блок образовательных задач, ориентированных на достижение определенной цели. Причем цель эта лежит не в поле "знаю - не знаю" таблицу умножения или закон Ньютона, а в области социальной, личностно значимой для подростка, семьи, общества, государства.

2.2.2 Виды элективных курсов в основной школе.
Строго говоря, виды элективных курсов в старшей и основной школах весьма близки. Задачи, которые они решают - те же, но решаются они на несколько другом уровне. Конечно, в основной школе будут присутствовать и "пробные", и "ориентационные" курсы. Это два основных вида элективных курсов, которые должны присутствовать в старших классах основной школы. Повторим еще раз, создание пространства, "учебная жизнь" в котором поможет ученику в процессе самоопределения относительно профиля дальнейшего обучения и/или профессиональной деятельности - основная задача предпрофильной подготовки.
Вместе с тем, если школа является математической или ориентируется на углубленное изучением иностранного языка, то, вероятно, в ее учебном плане будут присутствовать и "углубляющие" курсы. Процесс самоопределения подростков в этих образовательных областях происходит раньше и, как показывает практика, наиболее эффективно предлагать начинать осваивать ученику соответствующие учебные программы в младших классах основной и даже в начальной школе.
В основной школе, вероятно, "массовый характер" будет носить и переход школьников из одного профиля в другой. Это, в свою очередь, означает, что администрации общеобразовательных учреждений чаще, чем на третьей ступени обучения, придется решать вопрос о ликвидации пробелов, появившихся в знаниях и умениях школьников, связанных со сменой профиля. Так, скорее всего, появятся в учебном плане школы коррекционные курсы.
Весьма вероятным является и наличие в основной школе общекультурных курсов. Можно предположить, что курсов этого вида в основной школе будет больше, чем в старшей. Как известно, именно в старшем подростковом возрасте, ученики, чаще всего, теряют мотив к учению и создание условий, которые способствуют "повышению статуса школы" в глазах школьника - ключевая задача старших классов основной школы. Причем решаться эта задача должна не только во внеурочном пространстве, путем организации секций и студий ("...мне нравиться волейбольная секция и потому я потерплю вашу математику..."), но в учебном поле. Это очень важно. Надо помнить, что возникшее желание прийти в школу ценно тогда, когда возникло оно через участие в основном виде деятельности. Для школы - через учебу, уроки. Вот почему так важны в основной школе элективные общекультурные курсы. Именно здесь, на общекультурных курсах, может заработать давно забытая, а, быть может, просто неосвоенная, массовой практикой российской школы педагогическая технология "приманки", эксплуатирующий природную любознательность молодого человека. Как будет хорошо, если ученик ответит на вопрос учителя или родителя относительно оснований выбора того или иного элективного курса: "Я пришел сюда потому, что мне это просто интересно!".

Следует обратить внимание и еще на один факт. Если внимательно посмотреть на задачи элективных курсов, которые будут вводиться в старших классах основной школы, то можно отметить, что готовят они ученика к самоопределению в профильной старшей. Но, очевидно, что к успешному учению в 9-ом классе ученика тоже надо подготовить. И здесь, как показывает практика, без курсов по выбору не обойтись....
Одним словом, из всего выше изложенного следует, что приводить какую-то особую классификацию курсов по выбору в основной школе не имеет смысла.

* * *
В заключение главы "Виды элективных курсов", предпримем попытку ответить еще на один вопрос: "В чем основное отличие элективных курсов от профильных предметов?". Обратите внимание, и те и другие ориентированы на создание условий, которые должны позволить ученику успешно завершить программу данной ступени образования, "состояться" на следующей обучения (основная- старшая; школа - вуз). Но если при освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний и умений, которые определены государственным стандартом (уровень достижений классифицирован), то работа элективных курсов призвана удовлетворить образовательный запрос (интересы, склонности) ученика (его семьи). Это, в свою очередь, означает, что использование аудиторных часов, отведенных Базисным учебным планом на элективные курсы на "доводку базы и/или профиля" противоречит основным самой идее их появления в общеобразовательной школе. Отсюда - многообразие видов элективных курсов.

3. Элективные курсы и проблема учебных материалов
На первый взгляд кажется, что в отечественной школе практически нет учебных материалов, которые возможно использовать на элективных курсах. Если подходить формально, то это так и есть. Только сейчас Национальный фонд подготовки кадров завершает конкурс по созданию учебных пособий для элективных курсов16. Это, в свою очередь, означает, что учителю предстоит или работать без учебного пособия, или подбирать какие-то учебные материалы.
Обсудим некоторые критерии, которые позволят учителю выбрать учебные материалы из существующих, учитывая, что они будут отличаться друг от друга по разным образовательным областям и видам элективных курсов.

3.1 Учебные материалы для
"пробных", "ориентационных" и "углубляющих" элективных курсов.
В таблице 1 представлен примерный набор учебных материалов, который можно использовать при работе на основных видах элективных курсов.

Таблица 1

Образовательная область
Основные образовательные задачи
Виды (примеры) элективных курсов

Пробные
Ориентационные
Углубляющие

Возможность использования учебного пособия

Научно-популярная литература, пособия для профессиональной школы и т.д.
Научно-популярная литература, пособия для профессиональной школы, дополнительные главы к школьным учебникам, пособия для подготовки в вуз и т.д.
Факультативные курсы, дополнительные главы к школьным учебникам, пособия для подготовки в вуз и т.д.
Филология
Работа с художественным текстом, его анализ
Название (примерное) курса

Художественный анализ текста
Журналистика
Поэты серебряного века
Математика
Демонстрация красоты математики как науки, а не как аппарата для изучения других наук
Название (примерное) курса

Замечательные неравенства
Геометрическое моделирование реального мира
Дифференциальные уравнения как математические модели реальных процессов
Информатика
Показать итнегрирующую роль информатики в содержании общего образования человека.
Название (примерное) курса

Технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами
Компьютерная графика
Программирование
Общество
Учители и ученик "собеседники". Они вместе ищут способ понимания сложных социальных проблем. Учатся ставить вопросы, находить решения, соотнося их с уровнем своей компетенции.
Название (примерное) курса

Работа с источниками
Археология
История философии
Естествознание
Ориентация работы ученика на приобретение практических и исследовательских умений
Название (примерное) курса

Измерение физических величин
Фундаментальные опыты по физике
Квантовая физика

Как видно из таблицы, набор учебных материалов, которые можно использовать на занятиях элективных курсов, достаточно велик. Причем, одно и то же пособие, например, подготовленное для преподавания факультативного курса, может использоваться на курсах, отнесенных к разным видам (деление на виды условно). Важно не то, какое используется пособие, а как оно используется, на решение каких задач ориентировано. Покажем это на примере образовательной области "Естествознание"17.

Если вы обратитесь к любому хорошему учителю одного из естественно научных предметов с вопросом: "Чем бы Вы занялись с учениками, если бы у Вас появилось несколько свободных уроков в первую очередь?", то непременно бы получили ответ, что провел бы интересный опыт, исследовательскую работу, организовал бы дискуссию по результатам проделанного. Действительно, результатом борьбы за научную полноту и точность, которая шла параллельно с процессом сокращения часов, отводимого Базисным учебным планом на изучение биологии, химии или физики, стало отсутствие какой-либо необходимости приобретения новых приборов, препаратов. Зачем, если и те, которые сохранились в школьных кабинетах "с лучших времен" практически не используются? Меловая физика и химия, биология, в лучшем случае, "под видик" - вот та реальность, которая бытует сегодня в массовой российской школе. Объем информации, сообщаемый ученикам на лекциях, которые мы только по привычке называем уроками, стал таков, что разговоры о формировании интеллектуальных (да и предметных) умений перестал иметь хоть какой-то смысл. Где уж тут побудить интерес или способствовать формированию осознанного мотива к изучению одноименной науки, показать красоту ее теорий, "вычитать бы материал" успеть.
Но с началом реализации идеи обязательного профильного обучения в старшей школе у учителей-естественников, кажется, появился шанс. Конечно, никто не освобождал учителя от необходимости выполнять стандарт, но появились профильные предметы и можно говорить о решение проблемных, исследовательских и ситуативных задач; появились элективные курсы - можно попробовать собрать группу подростков и "поломать" с ними старый радиоприемник, или перенести пиротехнические опыты со двора в школьную лабораторию.

Анализ известных программ элективных курсов18, относящихся к образовательной области "Естествознание" показывает, что они ориентированы на компенсацию выше обозначенных дефицитов. При этом, элективные курсы всех выше обозначенных видов решают общие цели, но ставят перед собой различные задачи.
К достоинствам "пробных" курсов следует отнести, прежде всего, то, что на них учителя предлагают не просто показывать демонстрационные эксперименты и/или делать фронтальные лабораторные работы (что само по себе очень неплохо), а ориентируют ученика на выполнение работ, которые носят исследовательский характер. Это может позволить учителю решить задачу развития учеников, создать условия для приобретения ими опыта участия в учебном исследовании. В ходе выполнения подобных работ, ему предстоит приобрести опыт работы с различными источниками информации, постановки и описания экспериментов, и т.д. и т.п. Не говоря уж о том, что в школе появляется "место роста" будущих физиков-экспериментаторов, инженеров.
Пробные курсы, отнесенные к образовательной области "Естествознание" помогают ученикам восполнить те отрицательные воздействия, которые на нас оказал технический прогресс. Так, например, раньше практически каждый мальчишка знал, как работает фотоэлемент, так как он пользовался экспонометром. Теперь этого не надо знать - бытовой фотоаппарат сам устанавливает режим съемки. Перестали люди ремонтировать бытовые приборы сами, перестало в сетях "скакать" напряжение и не стали знать мальчишки об амперметрах, омметрах и т.д. А откуда же он, парнишка, узнает, что у него технический склад ума? Где он повозится с тем же омметром. На подобном курсе, конечно же. Следовательно, этот курс выполняет и задачу ориентации на технические профессии. Здесь "пробный" элективный курс начинается смыкаться с "ориентационными".
Если говорить о подборе, учебных материалов пособий для обеспечения преподавания подобных элективных курсов, то тут особых проблем нет. В СССР, да и в современной России издавалось и издается большое количество пособий для практикумов разного рода, рекомендаций по постановке экспериментов в домашних условиях и т.д.

Ориентационные курсы по "Естествознанию" предполагают знакомство с определенным аспектом базовой науки или направлением исследования, которая возникло на стыке двух-трех естественных наук. Очень часто мы слышим о том, что старшеклассник собирается стать биофизиком или специалистом в полупроводниках, основывая свой выбор лишь на двух трех страницах в учебнике. К чему это иногда приводит, мы тоже хорошо знаем. Для избежания подобных ошибок, расширения кругозора учеников и служат эти курсы. Конечно, для молодого человека, который только заканчивает среднюю школу, слово биофизика звучит завораживающее, но что это такое....

Углубляющие курсы у естественников, обычно, направлено на решение проблемы обобщения изученного. Решить эту проблему можно нетрадиционно: изучая, например, последовательно модели, которые изучаются в различных разделах физики или в процессе выполнения ряда фундаментальных экспериментов. В процессе курсов данного вида школьники смогут расширить свои представления о естественных науках, по иному взглянуть на роль эксперимента, осознать ход процесса познания человеком природы, переосмыслить, "присвоить" вроде бы уже знакомые понятия, законы.
Не могу не обратить Вашего внимания на то, что в программах элективных курсов может достаточно необычно для отечественной школы выглядеть порядок изложения материала. Здесь нет необходимости выдерживать логику одноименной науки, добиваться исполнения принципа полноты. Причем, как по отношению школьного курса в целом, так и по отношению к какому-то его разделу.
Например, логика разворачивания курса может быть такова: сначала идет обсуждение общих принципов проведения естественнонаучного эксперимента (наблюдение, моделирование), а затем практикум.
Такой ход не "отделяет" одну науку от другой (на физике, биологии и химии в нашей школе об одном и том же явлении говорят, обычно, на разных языках), а работает на интеграцию наук образовательной области через освоение характерных для естествоиспытателя умений. Прежде всего, таких как:
* Владение циклом познания (факты, гипотеза, эксперимент, следствия);
* Процессуальными умениями (наблюдать и изучать явления, описывать результаты наблюдения, моделировать явление, отбирать нужные приборы, выполнять измерение, определять порядок погрешности, представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков, делать выводы, обсуждать результаты эксперимента).

Можно полагать, что элективные курсы, отнесенные к образовательным областям филология и математика, будут ориентированы, прежде всего, на формирование практических умений, так как в базовых курсах на это просто нет времени. Это означает, что основными учебными материалами на элективных курсах по филологии станут сами художественные тексты, а математике - сборники задач. "Новый взгляд" на гуманитарное знание19 достаточно точно определяет основную задачу элективных курсов этой образовательной области. В учебное время, "свободное" от решения проблемы запоминания фактов, учитель и ученик смогут, в режиме дискуссий, учиться ставить проблемы, которые не имеют "единственно верного" решения. Следовательно, учебными материалами для элективных курсов этого вида станут источники, периодическая, мемуарная литература и т.д.

3.2. Какого рода учебные материалы могут помочь в преподавании "общекультурных" элективных курсов?
При обосновании содержания и специфики "общекультурных" элективных курсов, следует, прежде всего, учитывать, что общеобразовательная школа призвана готовить своих выпускников не только к будущей профессиональной, но и социальной деятельности. Элективные курсы этого вида призваны восполнить "общекультурный вакуум", который возник практически во всех образовательных областях как следствие выполнения весьма формального исполнения принципа научности при конструировании учебных предметов в школе. Так, например, изучая физику или историю, подростку очень хочется узнать об истории развития техники; посещая уроки музыки, мировой художественной культуры, старшеклассник жаждет послушать современную музыку или бардов и т.д. и т.п. Перечень, который можно было бы назвать "ученику хочется, любопытно", можно продолжать до бесконечности. Причем, "хочется" и будущему математику, и химику, и филологу....
Понятно, что главная проблема преподавания элективных курсов - не учебник, но учитель. Если есть учитель, который возьмется за преподавание, точнее, общение с учениками в данном культурном поле, то вопрос об учебных материалах отпадает сам собой. Для курса "Шедевры мирового кинематографа" это видеозаписи, "Песни нашего века" - CD диски....
Скажу более жестко. Мне кажется, что учебник по подобному элективному курсу вообще не нужен. Он может "засушить" курс, как, скажем, учебник по физической культуре.
И еще. Общекультурный элективный курс (программа по нему) не тиражируем. Он является авторским. Причем, в значительно большей степени, нежели элективный курс любого другого вида.

* * *
В заключение данной главы, перефразируя известного классика, можно сказать, что слухи об отсутствии учебных материалов для преподавания элективных курсов в школе сильно преувеличены. Проблема, скорее, в понимании и принятии учителем, руководителем школы образовательных задач, которые можно решать на элективных курсах, а также образцов программ (лучше - материалов к курсам), на основании которых, учителя смогут создавать свои собственные программы, подбирать учебные материалы.


4. Любой элективный курс - авторский.
Как уже говорилось, основой для работы учителя, ведущего элективный курс, могут стать программы факультативных курсов, разнообразные учебные пособия. Даже если предположить, что учителю повезет, и он купит учебно-методический комплект специально созданный "под элективный курс", то трудно предположить, что им не будет сделано в программе каких-то изменений. Они, эти изменения, будут связаны и с уровнем подготовленности конкретных учеников, которые избрали данный курс (выбирают то ученики); наличием тех или иных средств обучения в школе; личными интересами, уровнем подготовки учителя и т.д. Это означает, что "взяв" программу и/или учебное пособие учитель начнет переделывать его "под себя". Может быть и следующий вариант. Поработав по какому-то пособию (учебной программе), учитель решит, что для решения проблем пришедших к нему на курс учеников надо не переделывать имеющуюся программу, а создавать новую, свою. Что необходимо учитывать в этом случае, на что нельзя не обратить внимания?
Зачем же заранее ориентировать читателя на то, что получить комплект можно только "по счастью", пугать, что нельзя хотя бы для начала воспользоваться своим багажом знаний и умений, освоенных технологий, а сразу что-то нужно менять. Можно подумать, что по неэлективным курсам учитель "пашет" по образцу без изменений. Напротив, стоит создавать позитивную установку. Вам, уже владеющим тем-то и тем-то будет интересно попробовать оценить возможности, предоставленными курсами по выбору. Иные возможности помогут качественно изменить отношение учащихся к изучаемому материалу, что не может не сказаться на общих образовательных результатах.

4.1 Содержание элективного курса
Содержание программы курса по выбору, прежде всего зависимости от особенностей набора профилей на третьей ступени обучения в данной школе и специфики состава учащихся (количество, уровень предшествующей подготовки, половой состав и т.п.). как уже говорилось выше, работая с одной группой нужно, прежде всего, ликвидировать пробелы в знаниях и умениях, а другой - получить опыт решения задач повышенного уровня сложности. Но какие бы задачи не сформулировал перед собой учитель, он не может не помнить о необходимости соблюдения следующих условий (некоторые позиции, сформулированные выше, я позволю себе повторить кратко):

* Курс должен быть построен так, чтобы он позволял в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы. В противном случае и "ликвидация пробелов" и "углубленная подготовка" переродится во вполне традиционное натаскивание.
* Содержание курса, форма его организации должны помогать ученику через успешную практику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы ("Я учусь в социально-гуманитарном классе не потому, что не нашел в себе силы выучить таблицу умножения, а потому, что намерен стать юристом или журналистом, а для этого буду поступать в Университет").
* Отбирая содержание, учитель (автор программы, учебника) должен постараться сам себе ответить на вопросы: "Почему ученик выберет именно этот курс, а не другой? Чем он будет ему полезен, интересен?".
* Элективные курсы должны способствовать созданию положительной мотивации ("Пойду на социально-гуманитарный профиль, потому что мне интересно то-то и то-то, у меня хорошо получается то-то"). Помочь ученикам проверить себя, ответить на вопросы: "Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?". Вместе с тем, надо помнить, что чрезмерная перегруженность курса новым содержанием, может не позволить ученику ответить на главные вопросы.
В связи с этим, что возможна ситуация, когда не весь объем содержания элективного курса является строго обязательным. Программа может быть построена так, какой-то ее объем минимально необходим, а все остальное - "по потребностям". Это следует из того, что доминанта умений и позитивного опыта может быть обеспечена на любом завершенном содержательном модуле или блоке.
* Курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будет для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор (историк, филолог, физик и т.д.), то есть повлиять на выбор учеником сферы профессиональной деятельности, пути (направления) получения им образования в профессиональной школе (прежде всего, высшей). Они должны включать пробы по ведущим для данного профиля видам деятельности (чтобы показать специфику данного профиля через деятельность - работа с текстами, анализ источников, использование правовых документов и т.п.)
1 Курсы (по возможности) должны опираться на какое-либо пособие. Это позволит исключить "монополию учителя на информацию".
* Содержание элективных курсов не должно дублировать содержание предметов обязательных для изучения.
* Если автор относит (условно) свой курс к ориентационным, он должен так построить учебную программу, чтобы ученик мог получить представление о характере профессиональной деятельности (юрист, экономист, журналист, зоотехник и т.д.).
* Хорошо, если программа курса состоит из ряда законченных модулей. Это позволит ученику, в том случае, если он понял, что его выбор ошибочен, пойти в следующей четверти (полугодии) на занятия по другому курсу.

Отобранное содержание должно с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям старшеклассников, а, с другой, предоставляя ученику возможность опыт работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.
Содержание курса может представлять собой:
* Расширенный, углубленный вариант какой-то раздел базового курса ("Механика", "Международные отношения", "Океаны" и т.д.);
* Являться введением в одну из "сопутствующих" данному предмету наук, профессий (астрономия, археология, журналистика и т.д.);
* Совокупность отдельных фрагментов из различных разделов одного или нескольких предметов, если курс ориентирован на определенный уровень обобщения ("Естествознание", например) или освоение определенного вида деятельности ("Эксперименты в физике, химии, биологии", "Работа с источниками информации").

4.2 Вопросы автору программы элективного курса20
Прежде чем приступить к составлению программы элективного курса педагогу полезно ответить на вопросы:
* На каком содержательном материале и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи профильной подготовки (помочь ученику сориентироваться в выборе пути продолжения образования и/или профессиональной деятельности, восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха)?
* Чем содержание курса будет качественно отличаться от обязательного для изучения курса (оно вообще не представлено в общеобразовательном или профильном предмете; оно представлено "вскользь", о нем лишь упоминается; оно представлено односторонне, не отражены другие точки зрения и т.п.)?
* Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс (фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, дидактические материалы и т.п.)
* Какие виды деятельности (профильно и профессионально ориентированные) возможны в работе с данным содержанием?
* Какие виды работ могут и должны выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем учении, профессиональной деятельности?
* Какова доля самостоятельности ученика в работе данного курса, в чем он может проявить инициативу?
* Какие критерии, ясные педагогу и ученику позволят оценить успехи в изучении данного курса?
* Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности?

Ответив на данные вопросы, учитель фактически подготовится к составлению пояснительной записки к программе. Далее останется записать свои ответы, отредактировать свои записи и приложить к ним календарное планирование.



5. Организация работы элективных курсов в школе

страница 1
(всего 7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign