LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ключ» 10 экземпляров CD электронного издания в формате *.pdf объемом 10 усл. печ. л.,
включающем 10 глав по 5-6 разделов в каждой главе, (исходным материалом является
прошедший редакторскую обработку текст с иллюстрациями в формате *.doc) с установкой
защиты от несанкционированного копирования требует 4 человеко-часов. При этом
«типографские» расходы (не включающие расходы на создание мастер-диска) на
изготовление 1 экз. CD вместе со стоимостью бокса и печатью обложки и этикетки не
превышают 25-30 руб. даже при мелкосерийном производстве, когда запись компакт-дисков
производится на CD-райтере. Это позволяет назначать цену на один CD от 40 до 80 руб. в
зависимости от планируемого спроса. Спрос определяется в числе прочих факторов и
количеством размещенных на одном CD произведений. При сопоставлении с ценой
печатных изданий этих произведений покупатель выигрывает в 3-4, а иногда и большее
число раз и он предпочитает электронные издания печатным даже, если ему предстоит
потратиться на распечатку необходимых текстов. В отличие от печатных при выпуске
электронных изданий стоимость одного экземпляра CD не зависит от объема
изготавливаемой партии тиража. Это позволяет допечатывать тираж по мере возникновения
спроса, не формируя значительных складских запасов и не «замораживая» тем самым
финансовые средства.
Для ряда вузов может оказаться полезным опыт УГАТУ по реализации электронных
изданий на CD за наличный расчет. При относительно небольших объемах реализации
содержание собственной торговой точки с кассовым аппаратом может оказаться
нерентабельным. В УГАТУ реализация изданий за наличный расчет производится
арендаторами торговых точек на условиях ограничения торговой наценки продавца над
отпускной ценой вуза 5-тью процентами.




Topic 1
48 Theory and methodic of studying the informatics
XVI Международная конференция
«Применение новых технологий в образовании» Троицк, 28.06 – 29.06 2005
Литература
1. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре
документов» (с изменениями от 27 декабря 2000 г., 11 февраля 2002 г.).
2. Гост 7.82-2001 Межгосударственный стандарт СИБИД. Библиографическая запись.
Библиографическое описание электронных ресурсов. Введен с 01.07.2002.
3. Гост 7.83-2001 Межгосударственный стандарт СИБИД. ГОСТ 7.83-2001
Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. Введен с 01.07.2002.
4. Инструкция по применению Положения о порядке присвоения ученых званий
(профессора по кафедре и доцента по кафедре). Утверждена приказом Министерства
образования Российской Федерации от 14.06.2002 № 2235.

COMPUTER SCIENCE IN SCHOOL: PROGRAMMING FOR ALL OR PROGRAMMING
FOR PROFESSIONALS?
Ozerkova I.A. (nskg_002@mtu-net.ru)
gymnasia 2, Zheleznodorozhny town
Abstract
This report is about general differences between teaching of computer science for general and
technologic course and for programming course

ШКОЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА: ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ ИЛИ
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ?
Озеркова И.А. (nskg_002@mtu-net.ru)
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №2,
г. Железнодорожный
В настоящее время считается свершившимся фактом разделение курса школьной
информатики на теоретическую информатику (включая алгоритмизацию) и
информационные технологии. Также считается целесообразным обучать школьников как
первой, так и второй дисциплине (причем упор по ряду причин делается на вторую). При
этом происходит ориентация на средний уровень развития школьников и обычный уровень
социального заказа на знания выпускников.
Действительно, современные требования к выпускникам включают в себя
необходимость широкой информационно-технологической подготовки. И поскольку
технология – это эффективная последовательность действий, приводящая к заданному
результату в стандартном случае, реализация этих требований в школе вполне реальна для
большинства учащихся.
Однако если мы ставим вопрос о том, какие из наших выпускников станут не просто
пользователями, а профессионалами, причем не в области информационных технологий, а в
области программирования, то картина резко меняется. Мое мнение: существующая система
обучения информатике и информационным технологиям не только не помогает
выращиванию профессионалов, а препятствует этому, необратимо формируя
технологический подход к решению задач в ущерб методологическому. Алгоритмическое
мышление и навыки постановки задач при таком обучении формируются скорее не
благодаря, а вопреки преподаванию.
Поясняю свою позицию.
Прежде всего, само преподавание информатики в школе является технологией в
прямом смысле этого слова. Подход к обучению, как правило, либо объяснительно-
иллюстративный (чаще всего), либо программированный (что гораздо эффективнее). Таким
образом, у учащихся уже подсознательно закрепляется именно такой способ решения задач,
когда в деятельности программиста гораздо большую значимость играют эвристический и
проблемный подход (которые, кстати, при обучении технологиям и плохо применимы!).
Секция 1
Теория и методика обучения информатике 49
New Computer Technology in Education
Troitsk, June, 28-29, 2005 XVI International Technology Institute
Далее, содержание курса для технологов и программистов, казалось бы, довольно
похожее, однако упор должен делаться в последнем случае на совсем другие части курса, и
порядок их освоения при этом заметно меняется.
Так, обычный курс состоит по порядку из изучения следующих разделов: знакомство с
операционной системой, графические редакторы, текстовые редакторы, электронные
таблицы, базы данных, интернет-технологии, системы программирования (в основном
визуальные).
Между тем, для формирования методологического подхода порядок должен быть
несколько иной: текстовые редакторы, учебные алгоритмические системы (для младших
школьников, в среднем звене этот раздел вполне можно пропустить), невизуальные системы
программирования (типа Turbo Pascal), операционные системы, визуальные системы
программирования (типа Delphi), графические, звуковые и иные редакторы, базы данных,
программирование для интернета. Причем я бы не рекомендовала начинать сразу с
визуальных систем программирования, минуя невизуальные – за красивой экранной формой
учащиеся просто не успевают разглядеть алгоритм, и в результате у них получаются внешне
красивые, но малополезные и тем более неэффективные программы. Кроме того, линейка
«Turbo Pascal –Delphi» кажется мне наиболее подходящей для обучения, так как «Qbasic –
Visual Basic» необратимо портит алгоритмическое мышление, способствуя решению задач
«методом тыка» (данная проблема, по моему опыту, почти не поддается корректировке), а
«C++ – Visual C++» затрудняет решение задач именно начинающими тем, что, собственно,
составляет его плюс для профессионалов – близостью к аппаратной реализации.
Конечно, я не призываю всех немедленно перейти с технологического на
программистский подход к обучению. Это и невозможно, например, в силу разных
способностей и интересов учащихся, и не нужно – в большинстве своем школьникам
требуются именно технологические знания. Поэтому приходится возвращаться к мысли о
ранней специализации и специальных программистских классах или, вернее, лабораториях,
так как на самом деле на одном и том же уровне мышления могут находиться учащиеся
разного (в пределах трех классов) возраста. Определить наличие способностей и
наклонностей к данному занятию очень нетрудно: достаточно дать несколько очень простых
заданий. Правда, если эти способности не обнаружены в данный момент, ничто не может
сказать о том, что они не могут появиться позже, через год или два (все определяется
преимущественным способом мышления, который вполне можно развивать, но с нуля это
делать крайне трудно). Главная же проблема в этом случае скорее не педагогическая, а
организационная.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИКА
Паращенко И.П. (pip@inetcomm.ru)
Г.Троицк
Возникают вопросы: как же обучать неопределяемому или же: зачем ещё одно слово
(информация) когда уже имеются аналогичные слова? Практика жизни такова:
обучающемуся учитель предъявляет для непосредственного восприятия ряд предметов
(явлений) и говорит: то, что обще вот этим предметам (явлениям) называется так-то, а вот
эти предметы (явления) не имеют отношение к осваиваемому понятию.
В обыденной жизни слово "информация" используется в информационных явлениях,
которым характерно: 1) наличие источника информации и памяти, фиксирующей черты
источника информации, 2) информация требует своей интерпретации, 3) смысл
существования информационного явления заключается в понимании через интерпретацию
сущности источника информации.
Таким образом, информация есть то, что представляет источник информации, и что
превращается после интерпретации в знания. Информация реализуется как соответствующая

Topic 1
50 Theory and methodic of studying the informatics
XVI Международная конференция
«Применение новых технологий в образовании» Троицк, 28.06 – 29.06 2005
часть разнообразия памяти, которая признаётся как след на памяти от воздействия источника
этой информации.
Теория информации Шеннона не является теорией информации, так как Шеннон чётко
заявил, что его теория не касается смысла информации, т.е. самое главное, ради чего
вводится слово "информация" (понять: что же представляет собой источник информации),
Шеннон в принципе отвергает. Таким образом, Шеннон не корректно использовал слово
"информация" и тем самым породил путаницу в употреблении этого слова.
Шеннона интересует не информация, а количество разнообразия, которое можно
передать по каналу связи. Информация реализуется через разнообразие, но из этого вовсе не
следует, что любое разнообразие является информацией. Например, сигнал радиоглушилки
или излучаемый сигнал радиолокационной станции вовсе не передают информацию.
Информация связана не с неопределённостью, а, наоборот, с определённостью в
сигнале. Именно определённое источником информации разнообразие сигнала и выделяется
из сигнала (сообщения) при решении задачи о выделении информации из сигнала
(сообщения).
Следовательно, нужно заново пересмотреть все те области знаний, которые используют
слово "информация". Сложность заключается в том, что явления реальности многоплановы и
характеризуются качественно разными моделями. Объединение (а не выделение какой-либо
одной) этих моделей и делает отражаемый информацией источник более реальным.
Подобно тому как физика есть область знания об энергии, её видах и преобразованиях,
информатика есть область знания о информации, её видах (сообщении, данных), форме
(явная, неявная, достоверная, …) и преобразованиях.
Количество информации выражается вовсе не битами, а информационными точками.
Биты выражают количество разнообразия, а не информации.
Важнейшими разделами информатики являются языкознание, математика,
измерительное дело (теория измерений и планирования эксперимента). Главный вопрос,
решаемый информатикой: сколь адекватна модель источника информации, получаемая в
результате отражения-интерпретации, источнику этой информации.
Такие области знания как химия, физика, информатика, религия, … определяют те или
иные стороны многоплановой реальности, т.е. определяют основные понятия и законы,
характеризующие эти стороны реальности. На основе этих фундаментальных знаний
формируются прикладные области знаний, позволяющие человеку "работать" с теми или
иными объектами реальности.
Компьютерное дело не является информатикой. Это прикладная область знания о таком
предмете реальности как компьютер, являющийся инструментом для преобразования
информации о разнообразии.

МОЙ ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ
В МЕЖДУНАРОДНОМ ЛИЦЕЕ «ГРАНД»
Пастух О.А. (pastuhes@mail.ru)
Международный лицей «Гранд», Киев
На мой взгляд, школьное образование нуждается в применении новых форм работы в
границах традиционной системы. На повестке дня стоит вопрос о формировании у учеников
умений и привычек саморазвития личности, что в значительной мере достигается путем
внедрения инновационных технологий организации процесса обучения. Ныне объем
информации возрос так, что стало невозможно постижение ее одним человеком, и потому
дидактическая функция учителя состоит скорее не столько в передаче знаний, сколько в
формировании привычек приобретать их. Учебная дисциплина «Информатика» - предмет
особый, и школьный кабинет информационных технологий может стать в учебном
заведении центром повышения квалификации коллег-учителей.

Секция 1
Теория и методика обучения информатике 51
New Computer Technology in Education
Troitsk, June, 28-29, 2005 XVI International Technology Institute
В лицее «Гранд» на базе кабинета информатики, которым я имею честь заведовать,
практикуются различные формы учебно-воспитательной работы с учащимися, а также курсы
повышения квалификации учителей лицея.
Курс уверенного пользователя компьютера. Курс рассчитан на 34 учебных часа.
Преподаётся учащимся выпускного класса. Учащимся, успешно сдавшим итоговый экзамен,
выдаётся сертификат установленного образца, помогающий трудоустроиться. Особенно это
актуально для будущих студентов.
Компьютерная поддержка общелицейских мероприятий. Это самая увлекательная
форма работы как для учеников, так и для родителей, регулярно ведется в течении всего
года. Это и экскурсии в музей техники, и на предприятия, в вузы по профилю
информационных технологий. Также в кабинете информатики проводятся игры: «Брей -
ринг», «Поле чудес», «Клуб знатоков», «Блеф-клуб». Эти компьютерные игры помогают
развивать формы мышления и быстроту реакции учащихся.
Урочная форма - самая распространённая. Здесь полезно использовать разные виды
уроков. На мой взгляд, самая эффективная - интегрированные уроки. Информатикам для
отработки практических навыков по многим приложениям не приходится искать
надуманные упражнения, смежным предметникам даёт возможность поднять уровень
преподавания и сделать урок ярким, запоминающимся.
Индивидуальные консультации – самая «незаметная» форма работы, но решающая
важные проблемы, например, смягчение отрицательных последствий миграции школьников
из одного учебного заведения в другое из-за не стыковки программ. Как известно,
преподавание информатики может осуществляться по любому из нескольких вариантов
программ. Также можно заинтересовать отстающих или углубиться в изучение темы с
продвинутыми учащимися, которые, как правило, со временем становятся нашими
«олимпийцами».
И тогда мы переходим к следующей форме работы:
Углублённая подготовка по предмету – очень похожа на форму, описанную выше, но
это уже групповой вариант. «Прабабушкой» этой формы обучения можно считать
кружковую, когда на определённый период времени (в нашем случае – на семестр)
собираются увлечённые компьютером ребята и под руководством учителя работают над
созданием определённого продукта. Например, со старшеклассниками мы запустили
«Электронную энциклопедию для продвинутых тинэйджеров», найти её можно по адресу
www.liceum.com.ua, а с малышами мы «самовыражаемся» по адресу www.oxanapas.narod.ru.
Эти работы мы не раз с гордостью демонстрировали на городских конкурсах МАН.
Тренинги – это когда за несколько установочных занятий даются определённые навыки.
Например, навыки скоро печатанья или работа на клавиатуре «вслепую».
Сочетание различных форм преподавания на протяжении 11 лет обучения даёт
прекрасные результаты. Самый прекрасный из всех – это объемные творческие работы,
которые выпускники защищают на экзамене по информатике. Заметим с гордостью, что не
каждый студент вуза демонстрирует такую пользовательскую квалификацию, как
выпускники лицея «Гранд». Но и это ещё не всё! Опыт работы с учениками может быть
перенесён на обучение коллег. Результатом становится компьютерное сопровождение
любого учебного предмета, интересные, зрелищные мероприятия и познавательные игры. А
какие яркие конспекты уроков и разнообразный раздаточный материал готовят наши
«физики» и «лирики». И всё благодаря такой форме работы как масштабные творческие
работы учителей-предметников на внутри лицейских курсах повышения квалификации.
Убеждена, что на базе компьютерного класса можно создать в школе своеобразный
научный полигон для совершенствования методик обучения учащихся и повышения
квалификации педагогов лицея.



Topic 1
52 Theory and methodic of studying the informatics
XVI Международная конференция
«Применение новых технологий в образовании» Троицк, 28.06 – 29.06 2005
THE STUDY OF THE NOTION OF THE VALUE
IN THE CONDITIONS OF COMPETENCE APPROACH
Pestova S.J. (pestova_sv@mail.ru)
The Department of Omsk Pedagogical University in Tara
Abstract
The realization of competence approach while studying the notion of the value is in the
orientation of study to the formation of the generalized skills while using this, i.e. to the formation
of key competencies.

ИЗУЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ ВЕЛИЧИНЫ В ИНФОРМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ
КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Пестова С.Ю. (pestova_sv@mail.ru)
Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре
Одним из приоритетных подходов к отбору обновленного содержания образования
становится компетентностный подход, который согласно «Концепции модернизации
российского образования на период до 2010 года» характеризуется формированием целостной
системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной
деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть формированием ключевых
компетенций, определяющих современное качество образования [1].
Важнейшим аспектом подготовки школьников является изучение понятий. Знание
понятий предполагает не только умение воспроизводить его определение, но самое главное
способность активно использовать в своей учебной деятельности. Изменение целей
обучения в соответствии с компетентностным подходом влечет за собой изменение
содержания с последующей коррекцией учебного процесса и, возможно, его методического
оснащения. Компетентностный подход требует изменения учебного процесса, например, в
той части, где происходит усиление значимости учебных ситуаций, позволяющих учителю
формировать обобщенные понятия и способы деятельности.
Следует отметить, что мировоззренческие и общеобразовательные аспекты
информатики наилучшим образом раскрываются через полноценное введение и развитие
фундаментальных понятий информатики, к которым, в частности, относится понятие
«величина». Важность данного понятия состоит в том, что «кроме создания целостных
представлений об окружающем мире путём выявления основных закономерностей и
особенностей развития природы человеческого познания при формировании понятия
величины, изучение данного понятия положительно влияет на умственное развитие
учащихся, так как связано с развитием способности отождествления, сравнения, обобщения,
абстрагирования и включением исследовательских действий»[3].
В рамках формирования, изучения и обобщения понятия величины в школьном курсе
информатики в условиях компетентностного подхода наибольший интерес представляет
процесс становления ключевых («надпредметных») компетенций. Рассмотрим, каким
образом изучение понятия величины может способствовать формированию ключевых
компетенций (по классификации А.В. Хуторского):
• ценностно-смысловая компетенция: понятие величины относится к «метапредметным»
понятиям, и, являясь основополагающим для многих школьных курсов, является основой
для формирования научного мировоззрения школьников;
• учебно-познавательная компетенция включает знания и умения применения понятия
величины непосредственно в курсе информатики, а также в повседневной жизни и для
изучения других школьных дисциплин;
• информационная компетенция: изучение понятия величины включает в себя знания о
способах хранения величин в памяти компьютера, формирует умение самостоятельно

Секция 1
Теория и методика обучения информатике 53
New Computer Technology in Education
Troitsk, June, 28-29, 2005 XVI International Technology Institute
описывать и использовать величины того или иного типа при написании программ, тем
самым формируются умения использования информационных технологий;
• общекультурная компетенция: величина – одно из основных понятий при восприятии
окружающего мира, историческое развитие понятия величины тесно связано с развитием
человеческой цивилизации, начиная с этапа зарождения математических знаний и до
использования компьютеров практически во всех областях;
• компетенция личностного самосовершенствования может быть реализована
посредством развития у школьников теоретического и операционного мышлений.
Анализ современных подходов к отбору и структурированию содержания обучения
информатике по данным разделам в условиях компетентностного подхода к обучению
позволил нам обозначить идеи для совершенствования процесса обучения, обобщающего
понятие величины:
• процесс изучения понятия величины осуществлять в соответствии с принципом
наращивания содержания и объема понятия;
• необходимо учитывать интегративую составляющую компетентностного подхода, то
есть учёт знаний учеников, полученных по всем предметам основной школы по данной теме;
• включение в процесс формирования понятия величины в информатике логических
приемов анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения.
Исходя из этого, реализация компетентностного подхода в данном случае может быть
представлена в виде реализации некоторой модели действий, где основными элементами
выступают: деятельность учащихся, направленная на формирование умений использовать
данные понятия при решении широкого круга задач, а также на применение способов
самостоятельной деятельности; деятельность учителя, направленная на изменение состояний
компонентов методической системы обучения информатике в школе, связанных с изучением
понятий величины; деятельность учителя по организации процесса обучения, которая
предполагает использование исследовательских, личностно – ориентированных подходов.
Литература
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: 2002.
2. «Ключевые компетенции и образовательные стандарты». Доклад А.В. Хуторского на
Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО от 23 апреля 2002г.
3. Пестова С.Ю. Особенности формирования понятия величины в школьной информатике.
XIV международная конференция - выставка «Информационные технологии в
образовании»: Сборник трудов участников конференции, ч.2- М., МИФИ, 2004г.

ON THE ROLE AND PLASE OF ALGORITHMIZATION IN THE SCHOOL COURSE OF
INFORMATION TECHNOLOGY
Prusakova O. (ol_prusakova@mail.ru)
Secondary school № 18, Kolomna, Russia
Abstract
At the present stage within the framework of the school course Information Technology
different trends of this science are being studied. This enables to develop pupils’ ability to work
with modern equipment under modern conditions. Along with mastering of information
technologies modern must think reason in a special way, first of all logically. The course of
algorithmization is aimed at the development of theoretical thinking.




Topic 1
54 Theory and methodic of studying the informatics
XVI Международная конференция
«Применение новых технологий в образовании» Троицк, 28.06 – 29.06 2005
О РОЛИ И МЕСТЕ АЛГОРИТМИЗАЦИИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ
Прусакова О.А. (ol_prusakova@mail.ru)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 18 г. Коломны
На современном этапе в рамках школьного курса информатики изучаются различные
направления этой науки, что позволяет выработать у учащихся умение работать в
современных условиях с современной техникой. Но кроме владения информационными
технологиями современный человек должен мыслить по-особенному, прежде всего
логически. На развитие теоретического мышления направлен курс алгоритмизации.
В нашем мире современному человеку все чаще приходится сталкиваться с большими
объемами информации. И от того насколько эффективно он с ней работает, будет зависеть
его жизненный и профессиональный успех в условиях информатизации общества. А
осознание и эффективное использование информации невозможно без навыков ее
систематизации.
В связи с этим в преподавании информатики особое место отводится развитию
теоретического, творческого мышления школьников, а также формированию нового типа
операционного (или как говорят алгоритмического) мышления, направленного на развитие
умения выбирать оптимальное решение. Важнейшую роль в школьном курсе информатике
занимает линия алгоритмизации [2]. Одной из педагогических задач в рамках
алгоритмизации является формирование у учеников такого понятия как алгоритмическая
культура, которое является частью общей культуры человека. Школьники, овладевшие
алгоритмической культурой, хорошо понимают значение алгоритма и алгоритмического
типа деятельности, роль алгоритма в системах управления, знают основные типы
алгоритмов и способы их описания, умеют нечто сложное представить через более простое.
По исследованиям психологов оптимальный возраст для развития алгоритмического
мышления школьников – 10-15 лет, т.к. он характеризуется становлением избирательности,
целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и
логической памяти. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое
мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями,
развиваются гипотетико-дедуктивные процессы, появляется возможность строить сложные
умозаключения, выдвигать гипотезы и проверять их. Именно формирование мышления
приводит к развитию рефлексии – способности делать предметом своей мысли саму мысль –
средства, с помощью которого подросток может размышлять о себе, то есть, становится
возможным развитие самосознания. Наиболее важен в этом отношении период 11-12 лет (5-6
класс) – время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными
представлениями к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти к логической [3].
Отметим, что организация учебной деятельности в средних классах должна быть
направлена на формирование рассуждающего теоретического мышления, основанного на
оперировании не конкретными образами и представлениями, а понятиями, на умении
сопоставлять эти понятия, переходить в рассуждениях от одного суждения к другому. Более
всего по содержанию и направленности всем перечисленным выше требованиям
соответствует изучение темы алгоритмизация курса информатика [1].
Литература

<< Пред. стр.

страница 7
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign