LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


POSSESSION OF ALGORITHMIZATION SKILLS
IS COMPONENT OF INFORMATION CULTURE
Mylenkyy A. (magna@i.com.ua), Kachanov P.
State university of information and communication technologies (SUICT), Kiev, Ukraine
Abstract
The visual programming system allowing to decide of a various task direct at a level of
algorithms is offered. The system provides input, display, editing, debugging and performance of
algorithms of any complexity, sufficient for the educational purposes. The mastering by skills
algorithmization with the help of system develops logic thinking and essentially facilitates study of
the programming languages.

ВЛАДЕНИЕ НАВЫКАМИ АЛГОРИТМИЗАЦИИ —
СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Миленький А.В. (magna@i.com.ua), Качанов П.Т.
Государственный университет информационно-коммуникационных технологий
(ГУИКТ), г. Киев, Украина
Стремительная информатизация всех сфер деятельности общества выдвигает перед
образовательной деятельностью новую цель — привить и развивать информационную
культуру. Особую роль в достижении этой цели играет учебная дисциплина "Информатика".
Наряду с формированием культуры использования достижений информационных
технологий, не менее важной задачей "Информатики" является развитие творческих
способностей учащихся, чему должен в максимальной степени содействовать раздел
"Алгоритмизация и программирование". К сожалению, во многих учебных программах
этому разделу уделяется недостаточное внимание, причем алгоритмизация рассматривается
как вспомогательный (и даже необязательный) этап программирования.
Такой подход признан неэффективным в международных рекомендациях по изучению
"Информатики" CC2001 [1] и одной из альтернативных моделей обучения предлагается
стратегия с ориентацией на алгоритмы. Понятие "алгоритмизация" в более широком смысле
— как умение тщательно продумать последовательность и возможные варианты решения
поставленной задачи — выходит далеко за рамки собственно программирования. В
настоящее время, и особенно в перспективе, это умение становится неотъемлемой частью
информационной культуры. По прогнозам аналитиков Департамента труда США [2] в 2012

Секция 1
Теория и методика обучения информатике 41
New Computer Technology in Education
Troitsk, June, 28-29, 2005 XVI International Technology Institute
г. к претендентам на 30% новых и 8% всех рабочих мест будет предъявляться требование
владения навыками программирования.
Для повышения эффективности обучения основам алгоритмизации в ГУИКТ создана и
успешно используется учебная инструментальная система Алгоритм, которая представляет
собой интегрированную среду визуального программирования на уровне алгоритмов. Она
позволяет вводить, отображать, редактировать, сохранять и непосредственно выполнять
блок-схему алгоритма, которая может состоять из фрагментов линейной, ветвящейся,
циклической и иерархической структуры с многократным вложением фрагментов.
С целью облегчения использования системы Алгоритм в учебном процессе
предусмотрены возможности:
упрощенного синтеза алгоритма (подобно игре, позволяющей создать некоторую
конструкцию из готовых элементов);
одновременного отображения на экране методических материалов (подготовленных
преподавателем в виде HTML-документа), и создаваемой блок-схемы;
трассировки алгоритма, позволяющей наглядно демонстрировать последовательность
выполнения блоков.
Система Алгоритм оперирует с числовыми, логическими, символьными и строковыми
данными и позволяет решать широкий круг задач. Таким образом, она может быть полезна
как пользователям-непрограммистам, так и на начальном этапе обучения языку
программирования высокого уровня [3]. В процессе доклада планируется её демонстрация.
Литература
1. Рекомендации по преподаванию информатики в университетах. Computing Curricula:
Computer Science.– (пер. с англ.) Санкт-Петербургский государственный университет.–С.-
Птб., 2002.–188с.
2. Зубинский А. Визуальное программирование/ Компьютерное обозрение, 2005,
№14(483), с.58-60.
3. Миленький А.В. Опыт использования системы "Алгоритм" при изучении курса
"Информатики"/ Компьютер в школе и семье, 2003, №5, с.13-14 (на укр. языке).

ПОМОГАЯ ДРУГИМ, УЧИМСЯ САМИ!
Милёшина О.И. (oimil@rambler.ru)
Автономная некоммерческая организация «Средняя общеобразовательная школа
“Приоритет”» (АНО СОШ «Приоритет»), г. Москва
Скажи мне — и я забуду,
Покажи — и я запомню,
Дай мне сделать самому — и я пойму.
(Восточная мудрость)
Метод проектов и обучение в сотрудничестве (cooperative learning) находят все большее
распространение в системах образования разных стран мира. Причин тому несколько, и
корни их лежат не только в сфере собственно педагогики, но, главным образом, в сфере
социальной:
необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько
научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными
знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами,
разными точками зрения на одну проблему;
значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами
(сбор необходимой информации, фактов, умение их анализировать с разных точек зрения,
выдвижение гипотез, подведение итогов).


Topic 1
42 Theory and methodic of studying the informatics
XVI Международная конференция
«Применение новых технологий в образовании» Троицк, 28.06 – 29.06 2005
На своих уроках информатики я всегда стараюсь развивать у учеников творческое
мышление: мысленно экспериментировать; самостоятельно переносить знания для решения
новой задачи, проблемы; искать новые решения; развивать способность комбинировать
ранее известные методы.
Имея большой опыт преподавания программирования школьникам, убеждена, что если
учитель при объяснении какой — то темы, или метода программирования показывает, где это
можно применить в реальной жизни, повышается интерес к программированию. Точно так же,
изучая компьютерные технологии, надо показать детям, что информатика — это прикладная
дисциплина, с помощью которой можно органично соединить знания различных областей.
Идея монопроекта — презентации «Великие математики древности и их вклад в
мировую цивилизацию» возникла при изучении темы «Рекурсивные алгоритмы» в
программировании. Как известно, один из наиболее ярких примеров применения рекурсии
дают числа Фибоначчи. Они определяются следующим образом:
X[1]=X[2]=1
X[n]=X[n-1]+X[n-2] при n > 2
Каждый элемент ряда Фибоначчи является суммой двух предшествующих элементов,
т.е. 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144… и так далее до бесконечности.
С помощью программы вычисляются числа Фибоначчи с произвольным номером.
После первых нескольких чисел в последовательности, отношение любого числа к
следующему старшему равна примерно 0.618 к 1, а к соседнему младшему —
приблизительно 1.618 к 1.
Проект «Великие математики древности и их вклад в мировую цивилизацию» (о
знаменитом математике средневековья Леонардо Фибоначчи) представляет
исследовательско — информационную деятельность учащихся 11 — класса, основанную на
применении компьютерных технологий.
1.618 (или 0.618) известно как Золотая пропорция или Золотое сечение. Его гармония
приятна для глаз и является важным явлением в музыке, искусстве, архитектуре и биологии.
Природа использует Золотое сечение в своих наиболее сокровенных строительных блоках и
в наиболее продвинутых образцах, от таких мелких форм, как атомные структуры,
микрокапилляры мозга и молекулы ДНК до таких огромных, как планетарные орбиты и
галактики. Оно касается таких разнообразных явлений, как расположение квазикристаллов,
планетарных расстояний и периодов обращения, отражения световых лучей от стекла, мозг и
нервная система, музыкальная аранжировка и строение растений и животных. Наука быстро
доказывает, в природе действительно существует основной закон пропорций.
Проект всегда требует творческого подхода, алгебра так же предполагает
соответствующего оформления результатов. Для оформления результатов была
использована программа MS—PowerPoint. В работе над проектом использовались разные
методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Метод исследовательских проектов основан на развитии умения осваивать
окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач
общего образования.

SOME ASPECTS OF REALIZATION OF PROFILE TRAINING IN THE FIELD OF
COMPUTER SCIENCE AND INFORMATION TECHNOLOGIES
Nesterova L. (info_70@mail.ru)
Gymnasium № 3, Astrakhan
Abstract
In the report aspects of realization of profile training to computer science and information
technologies, in particular, questions of development and introduction in an educational practice of
profile rates and the differentiated educational programs are considered.

Секция 1
Теория и методика обучения информатике 43
New Computer Technology in Education
Troitsk, June, 28-29, 2005 XVI International Technology Institute
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ
ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Нестерова Л.В. (info_70@mail.ru)
МОУ «Гимназия №3» г. Астрахань
Основная задача российской образовательной политики на современном этапе –
обеспечение высокого качества образования, соответствующего актуальным потребностям
личности, общества и государства на основе сохранения его фундаментальности. Этой
проблеме в последние годы уделяется все больше внимания, предлагаются различные пути
ее решения, одним из которых является переход к профильному образованию с введением
гибких образовательных программ. Современная школа, не отказываясь от знаний, умений и
навыков, приоритетным направлением считает, тем не менее, – научить учиться. В этой
связи большое внимание уделяется разработке элективных курсов и внедрению их в
образовательную практику.
Элективные курсы обязательны для посещения по выбору и реализуются за счет
школьного компонента. Программы элективных курсов носят примерный характер, так как
данные курсы не связаны рамками каких-либо стандартов и обязательными
экзаменационными требованиями. Таким образом, элективные курсы позволяют преодолеть
одну из наиболее значительных проблем, возникающих при обучении – проблему
успеваемости, так как дети с разными возможностями достигают и разных результатов в
обучении. Темп рассмотрения материала также может варьироваться [1].
В 2004-2005 уч. году в гимназии №3 г. Астрахани были разработаны и реализованы
элективные курсы по информатике, представленные в виде набора отдельных модулей –
спецкурсов, каждый из которых рассчитан на 12-24 часа: «Компьютерная графика и дизайн»,
«Компьютерные телекоммуникации», «Основы визуального программирования» и др. Такой
подход позволил в течение учебного года углубленно изучить четыре раздела и более в
дополнение к базовому и профильному курсам информатики, гармонично сочетая
системность знаний по предмету с глубокой проработкой отдельных тем, которые в базовом
курсе представлены недостаточно полно. В качестве примера можно привести элективный
курс «Компьютерная графика и дизайн», состоящий из трех модулей: «Растровая графика»,
«Векторная графика», «Трехмерная графика и анимация». Курс «Компьютерные
телекоммуникации» также состоит из нескольких модулей: «Сетевые технологии»,
«Информационный поиск в сети Интернет», «Основы Web-дизайна», «Программирование
сценариев и управление объектами в Web-страницах». В ходе реализации курсов
преподавателями гимназии широко используется проектная технология, роль которой на
третьей ступени обучения с каждым годом все возрастает. В качестве одной из итоговых
форм отчетности была принята научно-практическая конференция с выставкой творческих
работ учащихся.
Опыт проведения элективных курсов показал их высокую эффективность в профильном
(10-11 кл.) и предпрофильном (8-9 кл.) обучении. Следует отметить необходимость введения
элективных курсов именно в предпрофильном образовании, так как они с одной стороны
способствуют развитию познавательного интереса восьми- и девятиклассников, а с другой –
предъявляют к ученику повышенные требования и дают ему возможность адаптироваться к
обучению в таких условиях. Следовательно, планируя элективный курс и отбирая
содержание, учитель, прежде всего, должен поставить перед собой вопрос: «Чем данный
курс будет полезен ученику для осознанного выбора профиля и успешного обучения в
старшей школе?». Очень важно также и то, что курсы помогают ученику реально оценить
свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, разобраться в своих
приоритетах, создают положительную мотивацию освоения той или иной технологии или
программного продукта.
В 2005-2006 учебном году планируется расширить перечень предлагаемых учащимся
элективных курсов, включив в них рассмотрение возможностей математических пакетов
Topic 1
44 Theory and methodic of studying the informatics
XVI Международная конференция
«Применение новых технологий в образовании» Троицк, 28.06 – 29.06 2005
MathCad и MatLab [2], систем автоматизированного проектирования, программ
компьютерной верстки (курс «Издательское дело на компьютере»). Кроме этого
творческими группами преподавателей проводится активная работа по созданию
межпредметных элективных курсов, цель которых заключается в интеграции знаний
учащихся о природе и обществе.
Литература
1. Нестерова Л.В. Дифференциация и индивидуализация в обучении информатике//
Международный конгресс конференций «Информационные технологии в образовании». XIII
Международная конференция «Информационные технологии в образовании»: Сборник
трудов участников конференции. Часть III. – М.: Просвещение, 2003. – с. 132-133.
2. Нестерова Л.В., Яголичева С.А. Использование компьютерной системы MathCad на
уроках и занятиях спецкурса по математике в профильных классах гимназии//
Образовательные технологии. Межвузовский сборник научных трудов. - Воронеж:
Центрально-Черноземное книжное издательство, 2004.- с. 49-54.

ЭКСПЕРИМЕНТ ПО СОЗДАНИЮ ПОРТФОЛИО ПО ИНФОРМАТИКЕ
Никитина С.И. (sch1273@yandex.ru)
школа №1273 г. Москва
Эксперимент по созданию портфолио по информатике проводился в школе №1273 в
2004-2005 учебном году в параллели 9–х классов в течение года. Содержание учебного
материала включало в себя знакомство с операционной системой Windows2000 и
некоторыми информационными технологиями: Word, Paint, PhotoShop, Excel, Power Point.
Целью создания Портфолио являлось — представить отчет о процессе образования
подростка, увидеть «картинку» значимых образовательных результатов в целом и
обеспечить отслеживание индивидуального прогресса каждого ученика. Метод Портфолио
использовался как технология сбора и анализа информации о результатах учебной
деятельности в процессе обучения.
Титульный лист Лист успеваемости
Оценка на
Средняя общеобразовательная № Тема Самооценка защите
школа №1273 с углубленным портфолио
изучением английского языка
1 Текстовый
_____________________________
редактор
Портфолио по информатике
Фамилия:_____________
2 Компьютерная
Имя:_____________
графика
Отчество:_____________
Класс:_____________
3 Электронные
Период, за который представлены таблицы
материалы с 1.09.04 по 31.05.05.
______________________________
4 Компьютерные
Личная подпись ученика:
презентации
__________

Итоговая оценка _________
Комиссия по Портфолио_______________________



Секция 1
Теория и методика обучения информатике 45
New Computer Technology in Education
Troitsk, June, 28-29, 2005 XVI International Technology Institute
Примерная структура Портфолио:
Информационные технологии



Электронные Компьютерная
Текстовый
графика:PhotoSh
таблицы: Excel
редактор: Word
op



Уроки, домашние Уроки, домашние Уроки, домашние
задания, задания, задания,
творческие работы творческие работы творческие работы
(хранятся на диске (хранятся на диске (хранятся на диске
ученика) ученика) ученика)




Проверочные Проверочные Проверочные
работы (хранятся работы (хранятся работы (хранятся
на диске у на диске у на диске у
учителя) учителя) учителя)



Защита на Защита на Защита на
ученической ученической ученической
конференции конференции конференции



Оформление, накопленного и размещённого на внешнем
носителе или в Интернете, материала. Итоговая Защита
«портфолио». Оценка за работу по созданию «портфолио» и
самооценка ученика.

Портфолио по информатике представляет собой рабочую файловую папку,
содержащую многообразную информацию: комплект классных работ, домашних заданий,
проверочных и творческих работ, а также серию отзывов и самооценок самого учащегося.
Ученик, создающий Портфолио, фиксирует, систематически собирает, накапливает, и
демонстрирует приобретенный опыт и достижения. Портфолио создается на дискете, диске,
флеш-карте или в Интернете и носит именной характер. Заполняет его сам ученик, а
ответственность за заполнение несет учитель, который регулярно отслеживает
наполняемость «портфеля», отвечает за объективность и достоверность заносимых сведений.
В конце четверти (или на завершающем уроке пройденной темы) ученик презентует свой
«потрфолио» на ученической конференции. Оценку работы осуществляет «совет по
портфолио» во главе с учителем или завучем школы.
Подобный механизм создания и ведения портфолио, безусловно, может использоваться
далеко не во всех школьных предметах, но при изучении ИКТ, он, с моей точки зрения,
Topic 1
46 Theory and methodic of studying the informatics
XVI Международная конференция
«Применение новых технологий в образовании» Троицк, 28.06 – 29.06 2005
оказывается очень эффективным, особенно при прохождении элективных курсов по выбору
в целях поощрения активности и самостоятельности учащихся.
В процессе создания Портфолио решаются педагогические задачи:
а) поддержание высокой учебной мотивации школьников,
б) поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможностей обучения
и самообучения,
в) развитие навыков оценочной(самооценочной) деятельности,
г) формирование умения учиться — ставить цели, планировать и организовывать
собственную деятельность.
В связи с этим меняется роль учителя. Освобождаясь от рутинной работы, учитель
выступает в качестве организатора учебного процесса, эксперта обучения в условиях
избытка информации. Используемые методологические принципы реализуют
деятельностный подход в педагогике.
Оформление портфолио осуществляется по единой схеме:

THE CREATING OF ELECTRONIC BOOKS IN HIGHER INSTITUTION
Nikin A.D. (nikin@ugatu.ac.ru), Krioni N.K. (krioni@mail.rb.ru),
Andreev K.A. (xxakaxx@mail.rb.ru)
Ufa State Aviation Technical University, RUSSIA
Abstract
Report deals with technology of electronic books small volume production which based on
structural approach when separate functional modules are created on one-type patterns. Patterns set
is given. Problems of the given production process and electronic books putting into practice under
Russian higher institution conditions are presented.

СОЗДАНИЕ УЧЕБНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ В ВУЗЕ
Никин А.Д. (nikin@ugatu.ac.ru), Криони Н.К. (krioni@mail.rb.ru),
Андреев К.А. (xxakaxx@mail.rb.ru)
ГОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет»
Издательская деятельность – один из важнейших видов деятельности современного
вуза. Являясь, с одной стороны, основой методической поддержки собственной
образовательной деятельности, результаты деятельности по созданию учебно-методических
материалов в виде учебных изданий могут и должны приносить вузу доход от их
реализации. В последние годы в связи с широким внедрением информационных технологий
во все сферы жизни общества наряду с традиционными печатными изданиями получают
распространение и электронные издания. Нормативное обеспечение производства
электронных изданий обеспечивается Федеральным законом [1], а также
межгосударственными стандартами [2, 3]. Законом [1] определена обязательность
государственной регистрации электронных изданий, требования к минимальному объему
тиража электронных изданий, порядку и срокам доставки обязательных бесплатных
экземпляров электронных изданий в Научно-технический центр «Информрегистр»,
осуществляющий их государственное хранение. Электронным изданиям, принятым на
государственное хранение присваивается номер государственной регистрации, а
поставщикам выдается свидетельство о государственной регистрации. Электронные издания
наряду с печатными могут быть включены в список научных и учебно-методических работ
(форма № 16) при подготовке документов на присвоении ученых званий (в Инструкции [4]
при описании правил заполнения формы № 16 в числе возможных форм объективного
существования работы наряду с печатной и рукописной упомянута и «компьютерная»).
Таким образом, с правовой точки зрения электронные издания полностью идентичны
печатным. С функциональной точки зрения электронные издания, даже не включающие
Секция 1
Теория и методика обучения информатике 47
New Computer Technology in Education
Troitsk, June, 28-29, 2005 XVI International Technology Institute
элементов мультимедиа, обладают рядом преимуществ над печатными: быстрая навигация
по тексту, контекстный поиск, высококачественные черно-белые и цветные иллюстрации,
практически не отражающиеся на стоимости издания. Наличие элементов мультимедиа:
динамической графики, звука, интерактивных элементов придает электронным изданиям
свойства, недостижимые для печатных изданий.
Себестоимость мастер-диска электронного издания во многом зависит от степени
технологичности его создания. Весьма эффективным нам представляется структурный
подход, когда отдельные функциональные блоки создаются на основе однотипных
шаблонов. В состав шаблонов входят:
• индексный экран
• титульный экран
• экран представления контента, включающий средства навигации по контенту
• плагины (программы, необходимые для корректного функционирования электронного
издания
• программа установки электронного издания на компьютер пользователя
• экраны с комментариями вопросов для самопроверки
• руководство пользователя
• сведения об авторах
• файл readme
• версия для быстрой печати
• презентация издателя
• этикетка CD
• обложка упаковки
Благодаря используемому структурному подходу удается достичь весьма высокой
производительности изготовления электронного издания. Так, например, изготовление «под

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign