LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>




Вопросы.
1. Определи жанр.
"Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах."
2. Определи жанр.
" Прыжок с подвыподвертом"
3. "Для того, чтобы начать игру, надо знать её правила, чтобы играть в прятки, надо выбрать водящего". Какой жанр устного народного творчества вы используете?
4. Определи жанр.
"Днём спит,
Ночью летает
И мышек хватает". (Сова)
5. Как называются детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, весне?
Подсказка: "Коровушка, бурёнушка,
Подай молочка,
Покорми пастушка."
6. Определи жанр.
"Как по речке, по реке.
Ехал рыжий на быке.
Рыжий красного спросил:
- Чем ты бороду красил?
- Я не краской, не помазкой,
Я на солнышке лежал,
Кверху бороду держал."

Ответы: 1. Пословица. 2. Скороговорка. 3. Считалка.
2. Загадка. 5. Закличка. 6. Небылица. 7. Зашифрованное слово - сказка.

14. Игра "Собери словечко" (по теме "Русская народная сказка")
ЗА ЖУ НА СА
МЕД ЛИ КА ВЕДЬ
СОБА ВОРО ЯЦ РАВЛЬ

15. Игра "Восстанови слово".
С...кр...т (е, е)
Пр... ст... л...сь (о, о, а)
К...р...нд...ш (а, а, а)


15. Игра "Доскажи словечко"
Оборудование: карточки со стихами без одного последнего слова.
Содержание: досказать словечко.
1).Все те, кто рос тогда со мной
И набирал года.
Однажды с этою страной
Простились ... (навсегда)
2). Мне стоит лишь собрать багаж!
А долго ли собрать
Бумагу, ручку, карандаш
И общую ... (тетрадь)
С. В. Михалков.

16. Игра "Торги или Начинаем с десяти слов".
Ведущий называет по очереди предложение из десяти слов. Кто быстрее назовёт, тот выиграл.
Пример:
1. "Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю всё..."
("По щучьему велению")
2. "Жил старик со своею старухой у самого синего моря..."
("Сказка о рыбаке и рыбке")
3. "В старые - стародавние времена царь Горох воевал с грибами..."
4. "Посадил дед репку - выросла репка большая - пребольшая. Стал дед репку тащить..." ("Репка")
5. "Захотелось петушку посмотреть, кто так сладко поёт: выглянул он в окно..." ("Петух и кот")
6. " - Уже полную корзину набрала? Проворные у тебя руки.
- Да ведь их там..." ("Двенадцать месяцев")
7. "Вижу один островок небольшой -
Зайцы на нём собрались гурьбой..." (Дедушка Мазай и зайцы")
8. "... Солнце день ото дня ярче, день ото дня жарче. Тает, тает в поле снег..." ("Синичкин календарь)



Дидактические игры на уроках на уроках обучения грамоте и русского языка.

1. Игра "Выиграй миллион".
Цели игры: Развитие произвольной сферы, умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать знания.
Эту игру можно проводить на уроках закрепления или проверки знаний на любом предмете и по многим темам.
Оборудование: карточки.
Ход игры: Играющий берёт карточки по порядку. За каждый правильный ответ даётся бонус.
Условия игры: Выбери верное утверждение.
1 карточка: В русском алфавите 27 букв.
В русском алфавите 33 буквы.
2 карточка: Согласная буква может обозначать только
твёрдый звук.
Согласная буква может обозначать мягкий и
твёрдый звук
3 карточка: Согласная буква образует слог.
Гласная буква образует слог.
4 карточка: Слогов в слове больше, чем гласных букв.
Слогов в слове меньше, чем гласных букв.
Слогов в слове столько же, чем гласных букв.

2. Игра "Собери слово".
Может проводиться на этапе ознакомления с новым словарным словом.
Т Р Л К А А Е (тарелка)
В Р Н О О А (ворона)
3. Игра "Проверочные слова"
Играющие делятся на 2 группы. Участник игры из первой группы произносит слово с безударным гласным. Один из играющих второй группы должен ответить словом, проверочным для данного.
4.Игра "Третий лишний"
Задание: Найти лишнее слово в каждой группе.
- Желток, железо, жёлтый.
- Часовщик, часть, час.
- Печурка, печать, печь.
- Циркуль, циркач, цирк.
- Гусь, гусеница, гусята.
- Водичка, водитель, водный.
5. Игра "Школа".
Содержание игры: На тему "Школа" дети записывают слова с ударением на первом слоге, потом на втором слоге, потом на третьем. Например, школа, парта, ручка; учебник, пенал, учение; ученик, перемена, карандаш.
Игра на время: кто больше слов записал и не ошибся, тот победил.
6. Диктант- игра "Кто больше запомнит"
Учитель произносит цепочку, например, из 3 слов и больше её не повторяет. Затем делает паузу, во время которой дети записывают, что запомнили. Учитель читает новую цепочку из 3 слов и опять делает паузу, достаточную для того, чтобы школьники успели записать. Так происходит несколько раз, пока дети не запишут12-15 слов. После написания учащиеся подсчитывают у себя или друг у друга количество слов. За правильно записанное слово зачисляется по одному очку, а за пропущенное или заменённое слово и за каждую орфографическую ошибку - по штрафному очку. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество очков. Учитель на доске демонстрирует правильно записанные слова, и учащиеся могут проверить точность своих подсчётов. Тетрадь кандидата в победители просматривает учитель.
Достоинства:
1) повышается орфографическая грамотность учащихся;
2) совершенствуется речевая память школьников;
3) увеличивается скорость письма
7. Игра "Ремонт".
На доске записаны пословицы (пропущена частица НЕ). Учащиеся читают их и доказывают неправильность этих пословиц. Затем "ремонтируют" их, то есть записывают пословицы в исправленном варианте.

8.Игра "Угадай слово"
На доске записан конец слова. Первые буквы (2, 3 или 4) пропущены. Число пропущенных букв обозначается чёрточками. Найти начало слова.
Например:
--дка (лодка, дудка)
---дка (ягодка, грядка)
----дка (загадка, отгадка)
9. "Обгонялки". Эстафета между рядами (повторение слов из словаря, слова с безударными гласными, слова с непроизносимыми согласными, слова с парными согласными).
На доске в 3 столбика записаны слова. По команде ребята вставляют пропущенную букву. Выигрывает тот ряд, который первым и без ошибок закончит свою работу.
10 Игра "Загадочное слово".
Прибавляя по одной букве к загадочному слову, можно получить слова с другими значениями. Отгадать загадочное слово. Например:
* Газообразное состояние (пар)
* Место отдыха (парк)
* Театральная принадлежность (парик)
* Теплица (парник)
11.Игра "Не подведи свой ряд"
1. Ученики делятся на 3 группы (3 ряда)
2. Учитель даёт карточку со словами с пропущенными орфограммами. Дети по очереди вписывают буквы. Выигрывает тот ряд, кто быстро и безошибочно выполнит работу.
3. Исправление ошибок коллективно.
Примеры:
1. Парные согласные
гря...ка но...ка мя..кий
бере...ка ре..кий подру...ка
гри...ки ры..ка погру...ка
жира... у...кий пры...ки
тра...ка шу...ка рука...
ло...кий зу...ки горо...
бли...кий кре кий ро...кий
стол... дроз... морко...ка
2. Безударные гласные.
3. Непроизносимые согласные.
12. Игра "Рыцарский турнир".
1. Ученики делятся на несколько групп. Нужно за 1,5 минуты собрать наибольшее количество словарных слов, которые рассыпались и никак не могут самостоятельно найти свои половинки.
2. Учитель даёт карточку.
3. Взаимообмен и сверка. Исправление ошибок.
Примеры:
кар га род хо ро ще во те тель
о лек даш ки лен зонт у зи ток
де ран тив жи ри дарь ап ло чет
ма ти ный аг зяй метр кор ро ка
ка жур зин го ли ном мо чи на
кол го на ка ло ство звезд до на

13. Игра "Лото"
1. Игра состоит из 40 неповторяющихся карточек с 6-ью словами на каждой. Все слова объединены в 40 корневых групп. У каждого ученика карточка (можно 2)
2. Учитель называет корень. Ученик отыскивает на своей карточке слово с таким корнем, то закрывает его фишкой. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из учеников первым не закроет все 6 слов.
3. Проверка. Выигравший должен прочитать каждое слово и назвать в нём корень. Игру можно повторять.
Примеры:
Карточки для учителя:
Гор-, друг-, сед-, сад-, вод-, земл-, позд-, лов-, кач-, свист-, говор-, зим-, чист-, лес-, берёз-, ...
Содержание больших карточек:
№1 №2 №3 №4
рассказ домушка заморозить близость
опоздание похолодание зеленеть отъезд
морозный связать беготня улетать
возить ловить выбелить грузовой
зимовье дружный пригорок убегать
качаться зачистить берёза садовник
№5 №6 №7 №8
связка вычернить горец желтизна
позеленеть берёзка купить пересказ
пересадить близкий цветник седоватый
снежок очистка сторожевой садовый
цветочный цветок перелесок чистый
зимовщик поездка беловатый отвозить

и другие

14. Игра "Лингвистический турнир".
1. Ученики делятся на несколько групп (2 или 3).
Слова написаны на листе бумаги, количество букв соответствует количеству участников; дети по очереди подбегают и пишут слова.
2. Необходимо написать как можно больше различных частей речи.
3. Проверка коллективно.
Примеры:

ТРУДОЛЮБИЕ
Т - ты, местоимение
Р - разве, частица
У - удивляться, глагол
Д - десять, числительное
О - ох, междометие
Л - легко, наречие
Ю - юла, существительное
Б - без, предлог
И - или, союз

15. Игра "Найди слово"
Оборудование: карточки со словами.
Содержание: Вставить нужные по смыслу буквы.
Пример:
1) деревянная п...лка 3) яблочный со...
острая пи...ка усатый со...
2) глубокая ...ора 4) огромный к...т
еловая ...ора пушистый к...т
16. Игра "Алфавит"
Оборудование: карточки с разрезными буквами алфавита.
Содержание: Поставить буквы в алфавитном порядке, чтобы получилось слова.
Например,
И А Я З (Азия)
Т О Г С Ь (гость)
Т О Н Е (енот)
О Ч К Ь Л Я (клочья)
17. Игра "Спустись по лесенке".
Оборудование: 3карточки со словами.
Содержание: Каждый ряд дописывает недостающую парную согласную.

в
о

г
р
и

з
а
в
о

л
ё

с
н
е

м
о
р
о


18. Игра "Наборщик"
Оборудование: карточки со слогами.
Содержание: Из данных слов составить слова.

ЛЫ, ЧА, ПРУ, ЧАЙ, ЩА, НИК, ЧА
МА, НА, ЩА РО, КА, ВЕЛЬ
КРЫ, ЖИ, ШИ ВСТРЕ

19. Игра Слог за слогом".
Оборудование: лист бумаги и карандаш.
Содержание: Один из участников игры называет слово, состоящее из двух или более слогов. Все записывают это слово. Затем каждый должен написать цепочку слов так, чтобы последний слог предыдущего слова был начальным слогом следующего. Выигрывает тот, кто первым напишет 10 слов.
Я -ма, ма - ши - на , на - ту - ра, ра - ке - та, та - рел - ка, ...
20. Кроссворд "Удвоенные согласные".
Содержание: подобрать нужное слово и записать его по горизонтали.



















1. Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу.
2. Дорога с рядами деревьев по сторонам.
3. Место. Где продают билеты.
4. Человек, который совершает поездку на транспорте, пароходе или другом виде транспорта.
5. Дорога, покрытая асфальтом..

Ответы: 1. Хоккей 2. Аллея 3. Касса 4. Пассажир 5. Шоссе

21. Игра "Лесенка"
Оборудование: Карточки.
Содержание: восстановить слово.
Щ- щи У- ус
Щ-- щит У-- ухо
Щ--- щука У--- урок
Щ---- щегол У---- укроп
Щ----- щавель У----- ученик

22. Игра "Подбери пару".
Оборудование: разрезные карточки со словами.
Содержание: Из слов подобрать пару (словосочетание)
тетрадь торопливый
турист терпеливый
телефон тёплый
туфли трудолюбивый
театр творческий
тигр твёрдый



Дидактические игры на уроках
математики.

1. Игра "День и ночь"
Оборудование: карточки с цифрами у каждого ученика.
Содержание игры: учитель говорит "Ночь". Дети опускают головы на парту, закрывают глаза. Учитель: "Я задумала два числа, сложила их, у меня получилось 5 (4, 3, ...). Какие числа я задумала? Кто отгадал эти числа, для того наступил день" (Дети поднимают головы и показывают числа)

2. Игра "Опусти рыбку в море".
Оборудование: На плакате изображён аквариум с рыбками. На каждой рыбке написан свой пример. Изображение Нептуна. Слова Нептуна говорит учитель.
Содержание игры. Нептун: "Мои рыбки попали в неволю. Дети помогите им вернуться в море." Дети решают примеры, спасают рыбок и отпускают их в море. Если ученик решил пример неправильно, то рыбка остаётся в аквариуме.

3. Игра "Незнайка - математик".
Оборудование: изображение Незнайки, примеры могут быть записаны на доске или на плакате.
Содержание игры: Учитель вспоминает с детьми эпизоды из сказки Н. Носова о том, как Незнайка хотел стать поэтом, художником, музыкантом. "А вчера, ребята, он решил стать математиком и решил много примеров, и всем малышам и малышкам хвастался, что теперь он вместе со Знайкой будет делать математические расчёты космических кораблей и ракет. А сегодня он принёс нам свои расчёты, чтобы мы его похвалили. Давайте посмотрим, какой он математик". Дети по рядам проверяют 3 столбика примеров, исправляют ошибки.
Итог урока: Как вы думаете, ребята, возьмёт ли Знайка к себе в помощники Незнайку? Чему ещё надо научиться Незнайке? Итог игры можно связать с новой темой урока.

4. Игра "Сбор плодов"
Оборудование: изображены два дерева, около каждого корзинки. На одном дереве прикрепляются рисунки яблок, на другом - груш. На обратной стороне рисунков различные примеры на сложение и вычитание.
Содержание игры: Девочки собирают в корзины "яблоки", мальчики - "груши". Ученик подходит к доске, выбирает яблоко или грушу и "рвёт" её с ветки. Если он правильно решит пример, то положит плод в корзину, если же нет - вернёт на дерево, а к доске выйдет следующий ученик.

5. Детский сад" (игра в парах)
В детский сад с соответствующим номером подбираются игрушки. Например, в наборе две большие карточки: на первой написано число 36 (номер детского сада), а внизу приклеен медвежонок, на второй число 24 (номер второго детского сада) и медвежонок. В конверте ещё 16 маленьких карточек: на каждой медвежонок и один пример, в ответе которого либо 24, либо 36 (например. 72: 2, 12*3, 18*2, , 9 * 4, 48:2, 72:3 и т. д.)
Каждый из играющих берёт себе по одной карточке и затем ходит по очереди. Выигрывает тот, кто скорее "завезёт" в свой детский сад всех медвежат, то есть подберёт 8 карточек с примерами, ответ которых соответствует номеру детского сада. Ценность игры в том, что у неё большое число вариантов (меняются игрушки и примеры).

6. "Лучший считающий в классе"
Работа в парах. 1 ученик показывает другому пример (на обороте ответ для быстрой проверки). Считает, сколько примеров решено за 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Кто больше всех решит примеров за 2 минуты, является лучшим считающим в классе.

7. Игра "Обгонялки"
Каждый ряд получает карточку с примерами. (Сколько учеников, столько и примеров.) Решив один пример, ученик передаёт следующему эту карточку.

8. Игра "Математическая рыбалка".
Оборудование: на 3-х альбомных листах нарисован плакат с рыбками - примерами.
Содержание:
- Наше путешествие продолжается. Мы летим над синим морем. А у самого синего моря жил старик со своею старухой. Какая это сказка? Кто её автор?
- Вот мы в гостях у золотой рыбки. Она приплыла к нам не одна, а со своими подружками и предложила поиграть в игру. Посмотрите на рисунок.
Кто из рыбаков поймал больше рыбок?


- Раскрасьте удочку каждого рыбака и рыбок, которых он поймал, одинаковым цветом.

9. Игра "Лабиринт"
Карточки.


- Надо пройти через двое ворот так, чтобы сумма чисел, стоящих в воротах, равнялась11 (12)

10. Игра "Цветик - семицветик".
Оборудование: Макет цветика - семицветика, с обратной стороны задания - карточки.
- Добрая старушка из сказки "Цветик - семицветик" прислала нам свой волшебный цветок. Теперь мы стали волшебниками и будем исполнять желания своих товарищей. Кто сорвёт лепесток и выполнит задание верно, имеет право на три желания, которые волшебники исполнят. Но эти желания математические.
По команде учителя выходит ученик, срывает лепесток, правильно отвечает и задаёт свои три вопроса классу.
Итог игры: победили те, чьи желания выполнились.
Задания на лепестках:
1 лепесток: Прочитай примеры и посчитай
14 - 7 + 8
12 - 8 + 9
13 - 5 + 6
2 лепесток: Ребусы. Прочитай слова, которые здесь написаны:

ВИ 3 НА 100 Л

3 лепесток: Отгадай загадки.
1) Два братца пошли купаться;
один купается, а другой у воды дожидается.
Что это? (ведра)
2) У него 4 лапки,
Лапки - цап-царапки,

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign