LINEBURG


страница 1
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Муниципальное образовательное учреждение.
Средняя общеобразовательная школа №48.







Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках
средствами дидактической игры.

Сборник дидактических игр
















Магнитогорск
2005г.


Посвящается
55 - летию
школы №48
г. Магнитогорска






Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках
средствами дидактической игры.

Сборник дидактических игр
для учителей начальных классов,
воспитателей дошкольных учреждений,
родителей.












Магнитогорск
2005г.


Авторы: педагоги средней общеобразовательной
школы №48 г. Магнитогорска:
1. Лебедкина Екатерина Яковлевна- директор МОУ СОШ №48
2. Смирнова Лариса Петровна - заместитель директора по начальной школе.
3. Грешнякова Ольга Петровна - руководитель научно - методического объединения учителей начальной школы.
4. И. В. Калунина, С. В. Ильина, Н. В. Панфилова,
Л. Р. Губина, Е. Б. Семёнова, С. Л. Дорошенко, С. А. Чупахина, Л. А. Седова.



Авторы выражают благодарность в подготовке данного методического пособия:
1. Михайленко Ирине Николаевне - заместителю директора ГМЦ.
2. Рогачёвой Людмиле Александровне - методисту по начальной школе ГМЦ.
3. Королёвой Надежде Дмитриевне - психологу ГМЦ.




В брошюре раскрываются психолого - педагогические особенности использования дидактических игр на уроках в начальной школе и опыт работы педагогов школы №48 г. Магнитогорска.
Издание рассчитано на учителей, воспитателей, родителей.






Содержание.

Введение.

Глава 1
"Дидактическая игра - как средство развития познавательной деятельности."

Глава 2
"Систематизация и обобщение дидактических игр, используемых учителями начальных классов школы №48."

Глава 3
"Конспекты и проекты открытых уроков учителей МОУ СОШ №48"

Введение.
В далёком 1951 году в г. Магнитогорске была открыта школа №48. Почти 55 лет в стенах школы жили, творили и созидали прекрасные педагоги. От поколения к поколению передавался накопленный педагогический опыт, который помогал становлению новых учительских кадров. Преемственность педагогических идей, инновации проявляются в среде педагогов начальной школы. Это почувствовал каждый молодой специалист, который оказался в школе.
Сегодняшние учителя - это продолжатели передового педагогического опыта, накопленного педагогическим коллективом школы №48. Они работают над повышением престижа знаний, состояния здоровья, нравственного потенциала учащихся через продолжение и развитие школьных традиций.
Руководители НМО учителей начальной школы всегда старались вовлечь своих коллег в творческий процесс, благодаря которому у каждого педагога вырабатывался свой педагогический почерк.
Меняется традиционная система обучения, в её рамках появляются вариативные курсы, новые учебные предметы, программы и т. п., авторы которых расширяют представления о целях современного начального образования. Педагоги начальной школы №48 стараются обогатить традиционную систему элементами развивающего обучения. В 2004 - 2005 учебном году учителя начальной школы изучают использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и математики.
Любое импровизационное учебное занятие включает дидактические игры, которые являются средствами обучения, обеспечивающими полноту реализации возможностей проживаемого ребёнком возраста и формированию у младшего школьника учебной деятельности.




Глава 1.
Дидактическая игра - как средство
развития познавательной активности.

Учебная деятельность, являясь сложной и по содержанию и по структуре, формируется у ребёнка не сразу. Требуется немало времени и усилий, чтобы в ходе систематической работы под руководством учителя маленький школьник приобрёл умение учиться. Для полноценного формирования учебной деятельности требуется овладение всеми её компонентами в равной мере.
Структурными элементами учебной деятельности являются:
- учебные мотивы
- учебные задачи
- учебные действия
- контроль
- оценка
Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ней. Требования учебной деятельности в начальной школе неизбежно ведут учеников к формированию 1)произвольности
2) рефлексии
3) внутреннего плана действий
Развитие этих психологических новообразований младшего школьного возраста идёт в неразрывной связи учебной и игровой деятельности.
Игра является источником развития сознания ребёнка, произвольности его поведения, особой формой моделирования отношений между ребёнком и взрослым.
Игровая среда создаёт обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулом его активности в познании.
Выделяют четыре принципа игровой деятельности:
1) эмоциональной комфортности;
2) активности;
3) открытости;
4) индивидуализированности (дидактическая игра делает учебную деятельность субъективно - значимой, где каждый ребёнок находит свою "нишу", получает возможность максимально реализовать себя и продемонстрировать свой успех в деятельности)
Дидактические игры направлены на
- формирование познавательной активности и интереса учащихся;
- желание сформировать адекватные взаимоотношения в коллективе, помочь освоить социальные роли;
- развитие умений преодолевать трудности, анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности.
Игра проходит различные этапы. По Д. Б. Эльконину, сначала появляется предметная игра, когда ребёнок воспроизводит предметные действия взрослых. Затем на первый план выходит сюжетно - ролевая игра, направленная на воспроизведение отношений между взрослыми людьми. В конце дошкольного детства появляется игра с правилами - осуществляется переход от игры с открытой ролью и скрытым правилом к игре с открытым правилом и скрытой ролью. С началом обучения в школе роль игры уменьшается, но в этом возрасте значительное место начинают занимать игры с правилами: - интеллектуальные;
- подвижные.
К интеллектуальным играм относят:
- предметные;
- сюжетно - интеллектуальные;
- дидактические;
- трудовые;
- компьютерные.
Выделяют определённые этапы организации дидактической игры:
- формулировка цели игры;
- определение количества играющих;
- подбор дидактических материалов и пособий;
- учёт временного фактора.
Общая структура дидактической игры включает 4 компонента:
1. Мотивационный - потребности, мотивы, интересы, определяющие желание детей принимать участие в игре.
2. Ориентировочный - выбор средств игровой деятельности.
3. Исполнительный - действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель.
4. Контрольно - оценочный - коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.
При проведении дидактической игры необходимо сохранить все её структурные элементы:
- дидактическая задача: формулируется педагогом и отражает его обучающую деятельность:
- игровая задача: осуществляется детьми;
- игровые действия: чем они разнообразнее, тем интереснее игра для детей;
- правила игры: с их помощью педагог управляет игрой; процессами познавательной деятельности, поведением детей;
- подведение итогов игры.
Основными условиями проведения дидактической игры являются:
1) методическая подготовка учителя по использованию дидактической игры в учебном процессе;
2) выразительность проведения игры;
3) включенность педагога в дидактическую игру. Он является и участником, и руководителем игры.
4) оптимальное сочетание занимательности и обучения, при этом наглядность, используемая в дидактической игре должна быть простой, красочной, ёмкой;
5) между учителями и детьми должна быть атмосфера доверия, сопереживания и взаимопонимания.
Педагогам необходимо соблюдать ряд требований к
проведению дидактической игры.
- подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи;
- доступно изложить сюжет, распределить роли;
- поставить перед детьми познавательную задачу;
- участвовать должны все дети;
- характер дидактической игры зависит от этапа урока, на котором он проводится;
- итоги игры должны быть всегда положительные: отмечаются не только достижения учащихся, но и над чем следует ещё поработать.

По характеру познавательной деятельности выделяют:
а) игры, направленные на формирование исполнительской позиции в деятельности;
б) игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность;
в) игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся;
г) игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность;
д) игры, включающие элементы поисковой деятельности.
Важно продумать поэтапное распределение дидактической игры на уроке. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решать задачи усвоения, обобщения или повторении учебного материала. В конце урока игра должна носить поисковый и творческий характер.
Таким образом, дидактическая игра - это игра только для детей. Для учителя - это эффективный способ обучения, воспитания и развития.
Дидактическая игра помогает традиционное обучение приблизить к инновационному, развивающему.
Дидактическая игра создаёт "зону ближайшего развития" для каждого ученика, совершенствует познавательные процессы детей (внимание, память, мышление, воображение и т. д.), формирует произвольность в поведении, адаптирует интеллектуально- пассивных детей в учебной деятельности, даёт ощущение свободы и раскованности слабым и неуверенным в себе детям.
Не стоит забывать и релаксирующее значение игры. Она даёт возможность ученику передохнуть, снять чувство давящей напряжённости.




Глава 2.
Систематизация и обобщение дидактических игр, используемых учителями начальных классов школы №48.

Дидактические игры на уроках литературного чтения

1. Игра "Внимание".
Оборудование: карточки с напечатанными словами у учителя.
Содержание игры: Учитель показывает карточку на несколько секунд, затем убирает. Дети должны сказать, что прочитали - ель, щель
- мех, смех
- лук, люк
- Что менялось в словах?
2. Игра "Угадай"
Оборудование: карточки с предложениями, в которых нет концов слов.
Содержание игры: Дети выбирают карточку и пробуют прочитать предложение.
Например, Мы с пап сегод пош в ки .
3. Игра "Найди пару".
Оборудование: карточки с напечатанными пословицами или устойчивыми словосочетаниями. Каждая пословица поделена пополам и написана на двух карточках.
Содержание игры: Дети, работая в небольших группах, находят начало и конец пословицы на разных карточках, составляют их и объясняют смысл. (Например, Всякая дорога вдвоём веселей. Друзья познаются в беде. У одного с трудом, у двоих со смехом.)
4. Игра "Кораблекрушение"
Учитель вывешивает плакат, на котором разными цветами написаны слова. Из данных слов составить название рассказов.
5. Игра "Найди слово в слове".
Класс делится на 2 команды. На доске записано слово. Ученики по очереди называют по одному слову. Выигрывает та команда, которая последняя назовёт слово.
6. По опорным словам отгадать название рассказа.
Например,
Курица, утёнок, собака ("Пиковая Дама")
Зайчик, бобр, выдра ("Листопадничек")
Собака, хозяйка, щенки ("Малька провинилась")
7. Конкурс "Вспомни, кто написал"
Детям раздаются карточки с отрывками произведений, которые изучались в данном разделе. Задача - прочитать выразительно для соперников. Соперники должны назвать автора.
8. Игра "Откуда я?"
Учитель показывает предметы или сюжетные картинки из изученных произведений. Дети должны отгадать произведение и рассказать кратко, о чём этот рассказ, или прочитать наизусть стихотворение.
9. Игра "Расскажи по картинке"
В игре используются лучшие сюжетные картинки, которые рисовали дети в качестве иллюстраций к рассказам изученной темы.
(Это иллюстрация к рассказу... Здесь изображены... Это тот отрывок рассказа, где происходит...)
10. Игра "Третий лишний"
Назвать лишнее слово в ряду и объяснить, почему оно лишнее.
Например, обобщающий урок по теме "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок".
Федя, Гриша, Миша (Гриша - не герой рассказа Носова)
Рожь, пшеница, мука (пшеница не упоминалась в Фединой задаче)
11. Игра "Угадай название сказки"
1. Учитель зачитывает отрывки из сказок.
2. Учащиеся должны отгадать автора сказки и название. (команд может быть несколько)
Пример: "Колыбельку сделали из блестящей лакированной скорлупки грецкого ореха. Вместо перинки положим несколько фиалок, а вместо одеяльца - лепесток розы."
(Г. Х. Андерсен "Дюймовочка")


12. "Продолжи стихотворение".
1. Снег теперь уже не тот,
Потемнел он в поле.
(На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.)

2. Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит,
(А зелень золотистая
На солнышке горит.)

3. Лёд идёт! Лёд идёт!
Вереницей длинной
(Третьи сутки напролёт
Проплывают льдины)

4. На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
(И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий)

5. А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
(Бежит, струится маленький
Серебряный ручей)

13. Игра "Цветик - семицветик" по теме "Устное народное творчество"
Оборудование: цветик - семицветик, юла со стрелочкой, карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
Содержание игры:
Учитель: Сегодня у нас необычный урок,
на нём подведём мы работы итог.
О жанрах устного народного творчества поговорим.
И что же новое определим
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла
Во саду ли, в огороде
Цветочки поливала.
Один цветочек сорвала
И нам в класс передала.
А цветочек не простой -
В нём каждый лепесточек расписной.

Один ребёнок раскручивает юлу. Смотрит, на какую карточку указывает стрелка, прикреплённая к ней. Учитель открывает лепесток с этим номером, а ребёнок читает задания, написанные на лепестке.

Задание №1.
Назовите и объясните пословицы о семье, родителях и детях.
" Детки - радость, детки же и горе."
" Вся семья вместе - так и душа на месте."
"Не тот отец - мать, кто родня, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил."

Задание №2.
Прочитайте скороговорки
1. Пришёл Прокоп, кипит укроп,
И при Прокопе кипит укроп.
И ушёл Прокоп, кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.
2. Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
_Ха -ха-ха-ха!
2. В один, Клим, клин колоти.

Задание №3.
Один, два, три, четыре, пять -
Кто умеет здесь считать!
Рассчитайтесь - ка, ребята,
Что в кружочке здесь стоят.
Катилось яблоко Конь ретивый
Мимо сада. С длинной гривой
Мимо сада, Скачет по полям
Мимо града. Тут и там.
Кто поднимет, Где проскачет он,
Тот и выйдет! Выходи вон!
Задание №4.
Определите жанр:
Три - та - та, три - та - та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке,
А кошечка - по подлавочке,
Ловит кота за лапочки:
- Ох ты, котик, котик,
Крутолобенький!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!

Задание №4.
- Что такое небылицы?
Придумайте небылицу с рифмой галка - палка.

Задание №5.
- Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность человека?
1) Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.
2) Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.
3) Два брюшка, четыре ушка.

Задание №6.
Разгадайте кроссворд - и вы узнаете ещё один жанр
устного народного творчества.


1





2






3




4



5




6


страница 1
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign