LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующим ключевым компонентом самовыражения является саморазвитие. В толковании термина "саморазвитие" имеется ряд расхождений. Так, по Канту, саморазвитие - это культивирование собственных сил. Процесс развития в детском и подростковом возрасте - не во всем и не всегда сознательный, зачастую он проходит спонтанно и неосознаваемо. Потребности в выплеске эмоциональной, физической, сексуальной энергии управляют растущей личностью и вовлекают её в соответствующие виды деятельности, где, выражая свои наличные возможности, ребенок накапливает новые физические и духовные силы. Таким образом, под саморазвитием, вслед за Кантом, можно понимать спонтанный, природообусловленный процесс поиска своего "Я".
Существует и другой, более узкий подход в определении саморазвития: "развиваю свою самость". Он подчеркивает в понятии саморазвития только то, что человек делает для создания своей индивидуальности, целостной личности, своего "Я".
Наконец, саморазвитие можно понимать как более широкую категорию, включающую активность субъекта, осуществляемую сознательно или подсознательно, прямо или косвенно, и приводящую к прогрессивным изменениям физических, духовных, психических и социальных способностей. Здесь саморазвитие детерминируется целенаправленной деятельностью растущего человека по самостроительству в соответствии с образом, идеалом человека. О саморазвитии можно и должно говорить как о фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни. С этой точки зрения определим саморазвитие как процесс сознательного, качественного и необратимого изменения личностью своих нравственных качеств, интеллектуальных и социальных способностей и возможностей, своих физических, психических и духовных сил с целью "достроить" себя до идеального образа целостной личности. Саморазвитие неотделимо от самообучения и самовоспитания. Главнейшим результатом образования человека является формирование у него потребности и способности к самостоятельному развитию себя как личности, субъекта деятельности, индивидуальности.
Саморазвитие личности осуществляется по пути развития своих отличительных возможностей во взаимодействии с окружающим миром и за счет присвоения культурного тезауруса социума.
Всеобщие человеческие ценности становятся доступными только достаточно развитой личности, ибо они не являются вещными и не переходят к человеческому индивиду по наследству. Они являются закономерным результатом и плодом его собственного развития, т.е. такого развития, в котором каждая личность и проектирует себя, и самостоятельно реализуется в своем проекте.
Способность к саморазвитию - важнейшее свойство личности. Оно не завершается в каком-либо возрасте, так как принципиально незавершимо. Саморазвитие может охватывать различные сферы жизнедеятельности субъекта с различной степенью глубины, идти с неодинаковой интенсивностью. Но процесс саморазвития в своей направленности детерминируется параллельно идущим с ним процессом саморегуляции, сердцевиной которого являются нравственные принципы. Поэтому помочь растущему человеку в выработке нравственных принципов - центральная задача образования.
Осознание и развитие своих возможностей вызывают потребность проявить в окружающем мире свой личностный потенциал, почувствовать себя хозяином собственной жизни, особенно в проблемно-конфликтных ситуациях. Механизм и результат осуществления человеком своего предназначения в жизни, своих возможностей и способностей, когда личность оказывается перед необходимостью выбора целей и средств их достижения, называется самореализацией. Исходя из принципа единства (совмещенности) процессов обособления и интеграции человека с социальным пространством, можно констатировать, что личность самореализуется двухпланово: путем проявления своих отличительных потенций и интенций в проблемных ситуациях и в ходе предъявления себя социуму в качестве типовой социальной единицы.
Частным проявлением самореализации Г.К. Селевко называет самоактуализацию52. Понятие самоактуализации введено американским психологом А. Маслоу, который понимает ее как непрерывную реализацию потенциальных возможностей, способностей и талантов, свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., более полное познание и, стало быть, приятие своей собственной изначальной природы, неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности53. Потребность в самоактуализации вызывается желанием человека самоосуществиться, стать тем, кем он может быть, заниматься тем, что он предпочитает.
Чтобы личность могла самореализоваться, необходимо предоставить ей соответствующие условия: свободу волеизъявления, пространство самостоятельной деятельности, разнообразные формы творческой деятельности, возможность занять активную позицию и т.п.
Стремление к индивидуальному самовыражению образует мотивационную основу социального поведения и творческой активности личности. Самовыражение составляет одну из базовых ценностей жизнедеятельности. Индивидуальное самовыражение имеет различные формы проявления:
* отстаивание своей точки зрения, своих прав в процессе столкновения неодинаковых позиций; выражения разных подходов. При этом важно, чтобы собственные мнения и суждения воспринимались не как единственно значимые и справедливые, а как опосредованные другими мнениями и ориентациями. С другой стороны, в условиях суггестивного влияния группы или человека, занимающего более высокое статусное положение, умение не поддаться давлению, не переопределяться под влиянием значимых других - важное качество, сопровождающее человека по жизни;
* активное утверждение в общественно ценной и личностно-значимой деятельности своих наличных и потенциальных возможностей связано со стремлением ребенка в чем-то превосходить окружающих, иметь перед ними преимущество и на основе кажущихся или реальных преимуществ завоевать себе значимое место в референтной группе. Ребенок пытается занять такое положение среди сверстников, которое соответствует его представлению о себе. Крайне важно, чтобы, настойчиво провозглашая и реализуя свои актуальные возможности и личностный потенциал, ребенок избрал социально приемлемые формы самоутверждения;
* преодоление препятствий, затрудняющих решение личностно и социально значимых проблем. Препятствие - то, что отделяет и отдаляет личность от достижения желаемого результата. Согласимся с С.В. Кульневичем и будем выделять субъективные препятствия (находящиеся внутри личности, обычно связанные с переживаемым ребенком дефицитом знаний, опыта, способов деятельности), объективные препятствия (в роли которых выступает социум как носитель определенных предписаний, требований, образовательных программ и т.п.), материальные препятствия (проявляются в нехватке материальных средств)54. Перечисленные группы препятствий встречаются на пути развития процессов самости. Преодоление препятствий является динамическим условием становления и реализации личности. Нонконформистская позиция, неадаптивная активность, способность бороться за свои интересы через преодоление трудностей - таковы наиболее важные результаты трудной и важной работы по преодолению препятствий на пути развития процессов самости;
* настойчивость в следовании принятой цели проявляется тогда, когда для достижения запланированного результата необходимо преодолеть сопротивление среды или возникающие препятствия. В отличие от пассивности как тенденции непротивления препятствующим обстоятельствам ребенок проявляет определенную настойчивость по отношению к реализуемой цели. Достижение цели в дезорганизующих условиях воспитывает полезное для взрослой жизни качество - доводить дело до конца;
Признание неотъемлемого права ребенка на самовыражение предполагает признание его индивидуальных прав, т.е. морально-правовых принципов, определяющих степень свободы действий человека с опорой на свободный выбор, меру собственной, а не санкционированной обществом ответственности, которая основывается на принуждении.
Анализ данных, полученных в процессе нашего исследования, позволяет выделить три достаточно устойчивых стадии развития способности к реальному самовыражению. Первая отличается тем, что стремление 10-11-летнего ребенка к самовыражению проявляется в потребности признания права на это со стороны взрослого. Безусловно, стремление к самовыражению проявляется у разных детей по-разному. У одних отмечается стремление поступить в соответствии со своими желаниями, настоять на своем как взрослый, у других - в желании участвовать в разнообразных делах наравне со взрослыми. На второй стадии 12-13-летний подросток уже не удовлетворен возможностью выразить себя через участие в совокупности общественно-значимых дел, у него разворачивается потребность в общественном признании актов самовыражения. На третьей стадии у 14-15-летнего подростка все чаще обнаруживается готовность к проявлению себя, которая ведет к осознанию своей социальной приобщенности и отличительной индивидуальности, обостряя потребность в адекватном самовыражении.
Итак, в подростковом возрасте ситуация кардинально меняется, именно на этом отрезке времени ребенок становится субъектом собственной жизни. Поэтому помощь в объективнотрудном деле - поиске социальноодобряемых форм и способов самовыражения - необходима уже в предподростковом возрасте, в зоне ближайшего развития и саморазвития новой способности, когда дети готовы осваивать новое образование, но еще не могут разобраться в этом самостоятельно. Помочь ребенку осознать непростой процесс поисков и не подменять его подбором готовых рецептов - в этом, очевидно, состоит функция образовательной среды.


Е.Н. Абанина

Экологическое образование в России

У современных школьников и студентов, к сожалению, по отношению к природе складывается психология неисчерпаемости природных ресурсов и примитивного потребительства. И, как следствие этого, - уже у взрослых граждан отношение к природе далеко не похоже на "бережное", укрепляется в сознании, что природные богатства беспредельны, что от природы можно брать все и ничего не отдавать взамен, что за счет природы можно просто наживаться.
Отношение к природе формируется уже в школьном возрасте. Именно в этот период у детей должно складываться правильное отношение к окружающей среде: личная заинтересованность в ее сохранении, чувство бережного отношения к природе, озабоченность ее состоянием. Государство и общественные организации стараются способствовать этому.
10 января 2002 г. был принят федеральный закон РФ "Об охране окружающей среды", где в ст.71 говорится о всеобщности и комплексности экологического образования: в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов.
В средних учебных заведениях основы экологических знаний обычно входят в курсы таких дисциплин, как биология, основы правоведения, обществоведение и др. В некоторых государственных школах, частных, общественных, религиозных и других средних учебных заведениях основы экологических знаний преподаются как "основы экологии", "экология", "основы природопользования", "основы охраны природы" и т.д.
В 1994г. было принято постановление Министерства образования и Минприроды "Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях РФ", которое предусматривало первоочередные меры по:
- созданию практической деятельности учащихся по улучшению окружающей среды;
- пересмотру всех школьных курсов с точки зрения идей экологически безопасного, устойчивого развития, введения понятия "гражданин планеты", обсуждению глобальных проблем;
- созданию инфраструктуры для обеспечения системы непрерывного экологического воспитания и образования;
- подготовке и повышению квалификации педагогических кадров по вопросам экологического образования. При этом непременным условием является сочетание теоретической подготовки с активной практической деятельностью в области охраны окружающей среды.
Прошло 8 лет. Однако, несмотря на то, что законы и постановления предписывали сочетать теорию и практику, дети далеки от природы. Основы экологии преподаются классическим "старым" методом: прошли новую тему, проверили домашнее задание, получили новое. А где же практика?
Очень показателен в этом вопросе г. Липецк, где школьники действительно активно изучают основы экологических знаний: они посещают промышленные предприятия, собирают сведения о влиянии этих предприятий на окружающую среду (составляют графики выбросов загрязняющих веществ в атмосферу), а затем предлагают свои решения проблем экологии. В Пензенской области проводятся слеты юных экологов, участники этих слетов также проводят свои исследования в области охраны природы. К сожалению, нет сведений о преподавании основ экологических знаний в других городах России, но, по словам студентов (те вчерашние школьники), максимум их активного участия в охране окружающей среды и в изучении экологии выражалось только в озеленении города.
Во многом это связано с недооценкой в обществе значимости экологического образования; несоответствием бюджетного финансирования потребностям его развития; отсутствием эффективного государственно-общественного механизма управления экологическим образованием; со слабым развитием материально-технической базы; нормативно-правового, научно-методического, психолого-педагогического, информационного и кадрового обеспечения.
В высших учебных заведениях преподавание экологических знаний началось с 70-х годов. Первая специализированная кафедра была образована в 1969 году в Казанском университете. Затем такие кафедры появились в Ростовском (1974), Уральском (1976), Пермском и Симферопольском (1977) университетах и в ряде институтов.
Как и в случае со средними учебными заведениями, преподавание основ экологических знаний в высших учебных заведениях не должно быть оторвано от практики, а как все происходит на самом деле. Для нас привычна такая схема: лекции-семинары-экзамен/зачет, для особо активных студентов плюс кружки и секции. Необходима связь с практикой, как это проходит в г. Иркутске, где образованы "Экологические клиники". Там студенты имеют реальную возможность познакомиться с тем, как осуществляется охрана окружающей среды; они посещают судебные заседания, принимают участие в рассмотрении жалоб граждан и организаций, связанных с использованием и охраной природы.
Можно предложить также такую форму "активного" изучения основ экологических знаний: направление студентов на практику в природоохранительные органы - прокуратуру, Министерство природных ресурсов, госкомэкологии и др., где они могли бы посмотреть как происходит использование природных ресурсов и их охрана. Но для этого должен быть хорошо развит государственно-общественный механизм управления экологическим образованием; должно быть развито сотрудничество государственных природоохранных органов, органов образования и общественных объединений.
Только в случае, когда школьники и студенты будут привлекаться к охране окружающей среды, будут участвовать в рациональном использовании природных ресурсов, в устранении последствий вредного влияния на окружающую среду и возможно правильное экологическое воспитание и образование.










Об авторах

Акинфиева Наталья Викторовна

- кандидат педагогических наук, доцент Саратовского государственного университета
Абанина Елена
Николаевна

- преподаватель экологического права кафедры земельного, сельскохозяйственно-кооперативного и трудового права Саратовской государственной академии права
Борисова Светлана Александровна

- учитель химии МОУ СОШ № 76 г. Саратова
Гончар Мария
Валерьевна

- кандидат педагогических наук, консультант управления образования администрации Калининградской области
Гусев Валерий
Валерьевич

- учитель химии МОУ СОШ № 2 г. Петровска
Дорофеева Любовь Ивановна

- кандидат экономических наук, профессор Саратовского государственного университета
Дубнова Юлия
Борисовна

- учитель английского языка МОУ прогимназии "Кристаллик" г.Саратова
Егорова Алевтина Юрьевна

- кандидат химических наук, доцент, зав. кафедрой органической и биоорганической химии Саратовского государственного университета
Кармаев Александр Алексеевич

- кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, ученый секретарь Балашовского филиала Саратовского государственного университета
Канавина Наталья
Васильевна

- аспирант кафедры историографии, региональной истории и археологии Саратовского государственного университета
Малетин Виктор
Владимирович

- начальник отдела образования Кировского района г. Саратова
Осипова Людмила Григорьевна

- директор лицея №49 г. Калининграда
Пилюгина Светлана Анатольевна

- кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования
Поздняков Александр Николаевич

- кандидат исторических наук, доцент кафедры управления образованием и развития образовательных систем Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования
Рыбаков Алексей
Юрьевич


- аспирант кафедры земельного, сельскохозяйственно-кооперативного и трудового права Саратовской государственной академии права
Седова Любовь
Николаевна

- доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Балашовского филиала Саратовского государственного университета
Стеклова Ирина
Владимировна

- кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Саратовского Государственного технического университета
Федотова Лидия
Павловна

- зам. директора по УВР санаторной школы-интерната г. Петровска
Чанилова Наталья Григорьевна

- кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования
Ширяева Виктория Александровна

- кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагоги и психологии профессионального образования института дополнительного профессионального образования Саратовского государственного университета
Шкель Виктория
Федоровна

- старший преподаватель кафедры педагогики Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования
Штых Ирина
Владимировна

- кандидат педагогических наук, зав. кафедрой педагогики Балашовского филиала Саратовского государственного университета
Юсухно Светлана Александровна

- заместитель начальника, руководитель муниципальной методической службы управления образования администрации Петровского района Саратовской области










0












Научное издание


ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

Под редакцией Н.В. Акинфиевой



Редактор Е.Б. Крылова
Технический редактор Л.В. Агальцова
Корректор И.Ю. Астахова
Оригинал-макет подготовлен Т.Ю. Аборваловой

Подписано в печать 5.03.02. Формат 60*841/16.
Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Печать офсетная.
Усл. печ. л.7,44 (8). Уч.-изд. л. 8,6. Тираж 300. Заказ 247.
Издательство Саратовского университета.
410026, г. Саратов, ул. Астраханская, 83.
Отпечатано с оригинал-макета в типографии "Ориент 2000".
410026, г. Саратов, ул. Б.Садовая, 158.
1 Функции работодателя на уровне предприятия выполняют одновременно два субъекта: директор предприятия, наделенный правом вступать с наемным персоналом в юридически закрепленные отношения найма; руководитель определенного структурного подразделения предприятия. Последний и осуществляет оперативное руководство трудовой деятельностью работника. Необходимым субъектом социального партнерства является профсоюзный комитет предприятия, функции которого практически не отличаются от функций отраслевого или регионального профсоюза.
1 См.: Рудык Э. Вилинов И. Становление отношений социального партнерства на уровне хозяйственной организации // Российский экономический журнал. 1997. № 10. С. 49; Рудык Э. Управление трудом в России: к вопросу о применении японского опыта // Российский экономический журнал. 2002.№1. С. 54-55.
2 См.: Вазгенов А. Управление трудовыми отношениями в условиях обострения социальной напряженности// Проблемы теории и практики управления. 1999. №4. С.91; Мишин А. Основа для согласия в российском обществе есть // Человек и труд. 1998. №10. С.91; Комаровский В. Система социального партнерства в России // Общественные науки и современность. 1998. №2. С. 26-31.
1 Подробнее об этом см.: Анисимов В. Правовая база социального компромисса // Человек и труд. 1998. №1. С.86.
2 Подробнее об этом см., в частности: Комаровский В., Садовая Е. Объединения работодателей в системе социального партнерства; опыт развитых стран и России // МЭиМО. 1997. №5 С. 52-61; Кудюкин П. Социальное партнерство или корпоративизм? // Вопросы экономики. 1994. №5. С.71-77; Комаровский В., Садовая Е. Федеральный уровень социального партнерства // Человек и труд. 1999. №4. С. 73-76.
1 Подробнее об этом см., в частности: Куликов В. Российская приватизация в шестилетней ретроспективе // Российский экономический журнал. 1998. №1.
2 См.: Олейник А. Институциональная экономика. Тема 9. Теория фирмы // Вопросы экономики. 1999. №9. С. 130.
1 См.: Силин А. Участие работников в управлении предприятиями на Западе и в России // Человек и труд. 1997. № 8. С.87-91; Бертони С.Л. "Тойотизм" как новая форма взаимоотношений труда и капитала // Вопросы экономики. 1997. № 3. С. 119-127; Шмидт Г. Демократия управления как условие современного менеджмента // Человек и труд. 1993. №12. С. 60-69; Рудык Э. Управление трудом в России: к вопросу о применении японского опыта // Российский экономический журнал. 2002. №1. С.51, 55-56.
1 См.: Силин А. Участие работников в управлении предприятиями на Западе и в России // Человек и труд. 1997. №8. С.87-91; Бертони С.Л. "Тойотизм" как новая форма взаимоотношений труда и капитала // Вопросы экономики. 1997. №3. С. 119-127; Шмидт Г. Демократия управления как условие современного менеджмента // Человек и труд. 1993. №12. С. 60-69; Рудык Э. Управление трудом в России: к вопросу о применении японского опыта // Российский экономический журнал. 2002. №1. С.51, 55-56.; Рудык Э., Коремецкий Я., Завьялова Г. Задачи демократизации собственнических отношений на российских предприятиях // Российский экономический журн. 1999. №4. С. 11-15.
2 В данном случае автор принимает следующее определение собственности: "Собственность - это не только право, возможность владеть и распоряжаться имуществом, получать доход от его использования. Собственность - это, прежде, всего власть в хозяйстве. Власть эта реализуется в праве собственника (субъекта собственности) на руководство, управление хозяйством, на распоряжение его результатами и в ответственности собственника за результаты хозяйственной деятельности" См.: Ракитская Г.Я. Позиция профсоюзов по принципиальным вопросам реформы предприятий // Реформа предприятий: задачи и возможные действия профсоюзов и других организаций трудящихся. М., 1993. С. 8.
1 См., например, Гончаров В.В. В поисках совершенства управления. М., 1997. Т.1. С.386-387; Бовыкин В.И. Новый менеджмент. М., 1997. С. 368; Рудык Э. Управление трудом в России: к вопросу о применении японского опыта // Российский экономический журн. 2002. №1. С. 53.
2 Рудык Э. Указ. соч. С. 51-52.
1 Управление школой: теоретические основы и методы: Учеб. пособие / Под ред. В.С. Лазарева. М., 1997. С.51.
2 Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М., 1998. С. 6.
3 См.: Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
4 См.: Чошанов М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. 1997. № 2.
5 См.: Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М., 1997.
6 Большая советская энциклопедия. М., 1976. Т. 25. С. 537.
7 См.: Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

8 Кушнир А.М. Педагогика грамотности // Школьные технологии. № 4-5. 1996.
9 Чошанов М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика, № 2. 1997.
10 См.: Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. М., 1999. С.87.
11 См.: Альтшуллер Г.С. и др. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач) Кишинев, 1989; Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем?: Книга для учителя. М., 1990.
12 См.: Иванов Г.И. ...И начинайте изобретать! Иркутск, 1987; Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем?: Книга для учителя. М., 1990.
13 См.: Викентьев И.Л., Кайков И.К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах. Новосибирск, 1992; Дерзкие формулы творчества: Сборник / Сост. А.Б. Селюцкий. Петрозаводск, 1987; Злотин Б.Л., Зусман А.В. Изобретатель пришел на урок. Кишинев, 1989; Иванов Г.И. ...И начинайте изобретать! Иркутск, 1987; Как стать еретиком / Сост. А.Б. Селюцкий. Петрозаводск, 1991; Макаревич В. Психологическое обеспечение педагогического процесса в школе // Познание: Информ.-метод. сб. для учителей и учащихся. Рига, 1992. Вып. 2. С. 31-70; Нить в лабиринте: Сборник/Сост. А.Б. Селюцкий. Петрозаводск, 1988; Альтшуллер Г.С. и др. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач) Кишинев, 1989; Правила игры без правил: Сборник / Сост. А.Б. Селюцкий. Петрозаводск, 1989;Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем?: Книга для учителя. М., 1990.
14 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1984 С.357.
15 См.: Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения // Шанс на приключение / Сост. А.Б. Селюцкий. Петрозаводск, 1991. С.237.
16 См.: Там же. С.296-301.
17 См.: Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. М., 1999.С.75.
18 См.: Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. 2-е изд., доп. Новосибирск, 1991; Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М., 1979. С. 14-19; Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества: Для учителя. М., 1993; Альтшуллер Г.С. и др. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач) Кишинев, 1989; Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем?: Книга для учителя. М., 1990.
19 Макаревич В. Психологическое обеспечение педагогического процесса в школе // Познание: Информ-метод. сб. для учителей и учащихся. Рига, 1992. Вып. 2. С. 33.
20 Кудрявцев В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. №11. 1998. С. 90.
21 Кудрявцев В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. №11. 1998. С. 86.
22 См.: Культурное строительство в Саратовском Поволжье: Документы и материалы. Ч. 1. 1917-1928 / Сост. Г.А. Малинин, З.Е. Гусакова. Саратов, 1985. С. 4.
23 Государственный Архив Саратовской области (ГАСО). Ф. 456, оп. 1, д. 787, л. 100.
24 Там же. Л. 102.
25 См.: ГАСО. Ф. 456, оп. 1, д. 787, л. 100.
26 Там же. Л. 101об.
27 См.: Центр документации новейшей истории Саратовской области. Ф. 6107, оп. 1, д.38, л. 8; Там же. Д. 22, л. 25, 26.
28 ЦДНИСО. ф. 6107, оп.1, Д. 38, л. 7об.
29 См.: Саратовские известия. 1923. 5 авг. № 176.
30 См.: ЦДНИСО. Ф. 27, оп. 3, д. 436, лл. 1, 2, 3, 4.
31 См.: Всесоюзная школьная перепись 15 декабря 1927 года. М., 1927. Т. 1. С. 24.
32 См.: ГАСО. Ф. 456, оп. 1, д. 787, л. 101об.
33 См.: ЦДНИСО. Ф. 27, оп. 2, д. 801, л. 172.
34 См.: ЦДНИСО. Д. 663, лл. 36,38.
35 См.: ЦДНИСО. Ф. 6107, оп. 1, д. 38, лл. 8об, 25об.
36 См.: Там же. Ф. 6107, оп. 1, д. 23, л. 10об.
37 См.: Там же. Ф. 27, оп. 3, д. 1270, л. 19об.
38 См.: Там же. Л. 20.
39 См.: ГАСО. Ф. Р-847, оп. 1, д. 52, л. 90.
40 См.: Правда. 1923. 23 нояб.
41 ГАСО. Ф.Р-847, оп. 1, д. 55, л. 32.
42 См.: Культурное строительство в Саратовском Поволжье: Документы и материалы. Ч.1. 1917 - 1928/Сост. Г.А. Малинин, З.Е. Гусакова. Саратов, 1985. С. 8.
43 Всесоюзная партийная перепись 1926 г.: Инструкция для регистраторов. М., 1926. С. 6.
44 См.: Эксперимент: Поиск, развитие, творчество: Сб. трудов. Калининград, 2001.
45 См.: Эбелинг В. Образование структур при необратимых процессах. М., 1979. С. 15, 39, 40.
46 См.: Выпускник 80-х. Социологический очерк. Л., 1990. С. 10, 11.
47 См.: Филиппов Ф.Р. Социология образования. М., 1980. С. 16, 17.
48 См.: Выпускник 80-х. Социологический очерк. Л., 1990. С. 13, 14.
49 См.: Эбелинг В., Энгель А., Файстель Р. Физика процессов эволюции. М., 2001. С. 12-13.

50 Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига, 1995. С. 16-17.

51 См.: Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000. С.51.

52 См.: Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. М., 1999. С. 13.
53 См.: Маслоу А. Психология бытия. М., 1997. С. 49.
54 См.: Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий. Ростов н/Д, 2001. С. 124-125.
??

??

??

??

1


57



<< Пред. стр.

страница 6
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign