LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Привлекать общественные организации к осуществлению внутришкольного контроля.
Создание при отделе образования методической и социально-психологической служб, работающих с одаренными детьми (противоречие между необходимостью развития интеллектуального потенциала детей и отсутствием условий для такого развития).
Создание районной летней школы для одаренных детей.
Содействовие инновационным процессам в образовательных учреждениях, созданию НОУ в образовательных учреждениях района. Создание фонда поддержки одаренных детей за счет средств попечительских советов.
Учитывая объективные трудности, основной упор при формировании нравственного, культурного уровня сделать на воспитательную значимость уроков. Усилить личностно-ориентированный подход к воспитанию ребенка при организации учебно-воспитательного процесса.
Организовать взаимодействие ОУ с заинтересованными организациями и ведомствами с целью привлечения их к воспитанию школьников. Расширить сеть дополнительных платных услуг, привлечь средства попечительских советов для создания дополнительных кружков, секций на базе школ и внешкольных учреждений. Содействовать созданию института кураторства, созданию органов ученического самоуправления, объединений детей по интересам в каждом образовательном учреждении.


Н.Г. Чанилова

Педагогическое сопровождение как форма
социального партнерства участников проектного обучения

Проектное обучение по своей идеологии требует коренного изменения педагогических действий учителя, центральной задачей которых является перевод учащихся в режим самостоятельного созидания знаний. Согласно основополагающему постулату Л.С. Выготского и его последователей, обучение может быть названо развивающим, если оно идет впереди развития и ведет за собой. В случае проектного обучения, предполагающего самостоятельное обучение учащихся, речь должна идти о саморазвитии, причем эти два процесса, находясь в диалектическом взаимодействии, усиливают друг друга, обеспечивая поступательное восхождение учащихся по шкале интеллектуального роста. Залог положительного исхода проектной деятельности видится в грамотном педагогическом сопровождении учебной работы, упреждающем потерю интереса у школьников при встрече с интеллектуальными, эмоциональными и физическими затруднениями.
Педагогическое сопровождение ? это система педагогических действий учителя, связанная с нейтрализацией прогнозируемых трудностей на этапе разработки проектного задания, оказанием оперативной помощи во время выполнения проекта и упреждающим внесением корректив в последующие этапы учебной работы учащихся (курсив мой. - Н.Ч.). Педагогическое сопровождение в проектном обучении обеспечивает создание предпосылок для самостоятельного выхода из проблемной ситуации. Кроме того, разностатусные отношения учителя и ученика выводятся в плоскость равноправного сотрудничества. Социальное взаимодействие в контексте идей педагогического сопровождения организуется на принципах равнозначимости и дополнительности субъектов обучения. Предметом педагогического сопровождения становится процесс совместного с учеником устранения препятствий, мешающих самостоятельному достижению школьником положительного результата. Несмотря на то, что наличный субъектный опыт взрослого и ребенка качественно и количественно отличается друг от друга, совместное решение проблемы ставит их в условия совместного поиска, кооперативного выбора и партнерского принятия решений. Наиболее важным препятствием, которое педагог и ученик совместно преодолевают, является дефицит некоторых умений, не востребуемых при традиционном обучении. К их числу относятся:
* прогнозирование некоторого будущего состояния, будущей конструкции на основе современных данных. Прогнозируемые перспективные достижения станут реальными только в том случае, если участникам проектной деятельности удастся в настоящем почувствовать фрагмент будущего, увидеть прообразы новых обликов проектируемых конструкций, предвосхитить возможные пути развития событий, выйти за рамки имеющихся представлений;
* умение прослеживать события в обратном порядке, от ожидаемого исхода к истоку замысла проекта;
* выбор перспективных путей решения проблемы в условиях поливариантности. В ходе прослеживания на одной из промежуточных ступеней обнаруживаются новые, более благоприятные возможности, варианты, идеи. Они могут коренным образом изменить характер исходной проблемы или нарушить внутреннее равновесие между элементами проектируемого, и в этом случае все нужно начинать сначала или с какого-то места технологической цепочки. Учащимся приходится маневрировать в пространстве с большим числом возможных комбинаций, мысленно видеть точку ветвления целесообразных продолжений, оценивая приемлемость каждого из них. Увеличение количества вариантов решения означает резкое уменьшение стабильности проектной ситуации и одновременно повышает ее сложность. Таким образом, проектная задача может иметь вероятностный характер, и из лабиринта вариантов ученик должен уметь выбрать один, который был бы в основе решения. Школьник оказывается в состоянии неопределенности, он лишается привычных точек опоры, ранее несомненные положения утрачивают свою надежность, и это порождает ситуацию интеллектуального и психологического напряжения. С одной стороны, подобное затруднение можно рассматривать как учебное затруднение, а с другой - как необходимый элемент учебного взаимодействия. Педагог оказывается перед дилеммой: следует ли "подтолкнуть" исследование, дав ученику наводку на наиболее ценный вариант, или, вооружившись терпением, наблюдать за процессом поиска истины, не вмешиваясь;
* планирование коллективных действий. В условиях непрерывного изменения исходных данных, начальной формулировки задачи, появления новых вариантов возникает сложность в согласовании действий нескольких участников проектной работы. Слаженность и координация требуются не только в их действиях, но и в случае столкновений мнений, ценностей и убеждений отдельных учащихся, общественных воззрений и идеологий. Нередки ситуации, когда предлагаемые одними участниками изменения идут вразрез с мнением других и интересами третьих. Между членами группы возникает непонимание, и группа теряет способность к консолидированному движению вперед. В таких обстоятельствах на первый план выходит умение достичь компромисса, сотрудничать в выработке решения, понять чужие интересы. Педагогу в такой ситуации на какое-то время целесообразно взять на себя роль координатора действий учащихся;
* целостное представление объекта. Зависимости между следствиями и отдаленными по времени причинами прослеживаются с помощью воображения, с применением гипотетических конструкций. Ученикам необходимо иметь обширное поле представлений, представлять в уме всю конструкцию целиком, удерживать в памяти большой объем информации и мысленно оперировать ею. Для этого они хорошо должны знать исходный материал, уметь его обобщить и проанализировать, выявить дефицит знаний и организовать поиск недостающей информации, которая, как правило, рассеяна по многим источникам. При этом у учащихся развивается умение отбирать сущностное, главное, отбрасывать второстепенное. Педагогу необходимо прогнозировать все ситуации, которым проектное задание должно отвечать;
* конфликт между организованным и спонтанным мышлением. Управляя проектной работой, ученик стремится выполнить ее системно и последовательно. Однако пространство, в котором учащимися ведется поиск, слишком велико для упорядоченного исследования. Объем информации, которая должна быть осмыслена, критически переработана и освоена, всегда излишен, а опыт и знания ограничены, поэтому трудно предусмотреть все возможные варианты и комбинации. Кроме того, в силу вступают ограничения, связанные с лимитом учебного времени, и в стремлении свести его затраты к минимуму учитель отказывается от всестороннего обследования каждого отдельного варианта, единолично отделяя перспективные от второстепенных. Важно, чтобы стратегия проектной деятельности предоставляла место как организованному, так и неорганизованному мышлению.
Для преодоления школьниками затруднений, препятствующих успешности проектной деятельности, необходимо педагогическое сопровождение учебного процесса, которое условно можно разделить на три этапа: подготовительный, совместных действий и рефлексивный.
Компонентами подготовительного этапа являются:
* научно-методическое моделирование, предусматривающее определение рационального режима интеллектуальных, эмоциональных и физических нагрузок; соотношения объема урочной и внеурочной работы; форм учебной деятельности; объема вводной информации, предъявляемой в готовом виде, и информации, которая должна быть самостоятельно добыта учащимися. Кроме того, педагог должен представлять себе рациональное место проекта в учебном плане класса и возможность его комплексной увязки с другими школьными предметами;
* организационная обеспеченность, являющая собой деятельность учителя по созданию комфортных условий для творческой работы школьников. Она включает в себя выбор учебного помещения, удобного времени работы как по продолжительности, так и по срокам ее начала и завершения, периодичности занятий, сроков выполнения и т.д.;
* ресурсное снабжение, означающее техническую вооруженность процесса обучения и предполагающее подготовку места проведения занятий; подготовку необходимых учебных пособий, справочной литературы, таблиц, схем; обеспечение всем тем, что требуется для оформления проекта и его презентации (бумага, клей, ножницы, карандаши, фломастеры и т.д.).
Этап совместных действий предполагает разнообразные формы сотрудничества всех участников педагогического процесса на стадиях разработки, реализации и общественной презентации проекта. Его основные составляющие:
* представление проектного задания, т.е. совместное с учениками обозначение и осознание проблемы, четкое разъяснение целей работы и конечного результата. Важно помочь школьникам выявить потенциально сложные элементы предстоящей работы и, таким образом, диагностировать характер затруднений, а затем поддержать учеников в поиске путей их преодоления собственными силами. Определенность в этих вопросах будет способствовать успешному старту группы;
* перестройка мотивационной сферы, связанная с изменением содержания деятельности. Роль школьника в системе проектного обучения не сводится к аккуратному выполнению предписаний учителя, а предполагает самостоятельное или кооперативное осуществление общественно-значимой деятельности. Актуализируется потребность в самостоятельном овладении новыми способами деятельности, обеспечивающими собственный рост, самосовершенствование личности обучаемого;
* обеспечение самостоятельной плодотворной работы над проектом. Учитель должен постоянно помнить о том, чтобы излишней педагогической активностью не повлиять на атмосферу самостоятельного творческого поиска учащихся. Он имеет право быть в центре внимания ровно столько, сколько требуется для общих коллективных пояснений. Оставшаяся часть учебного времени для учителя - индивидуальные консультации по запросам с рабочих мест, а для учащихся - самостоятельная коллективная деятельность;
* управление учебным общением, ориентированное на овладение способами взаимодействия с людьми, когда из множества индивидуальных точек зрения складывается согласованная позиция, общее видение проблемы во всей ее сложности. Педагог должен убедить учащихся в том, что любое локальное суждение в той или иной мере помогает глубже, рельефнее осознать проблему. Для того чтобы учебное общение было полноценным, учителю необходимо позаботиться о "блокировке фильтров", т.е. о создании обстановки, исключающей критику любого, пусть даже самого фантастического или нереального предложения. Для этого необходимо воздерживаться от текущих замечаний, так как школьников не должно тревожить, будут ли приняты или отвергнуты их соображения. Доброжелательность учебного общения может стимулировать предварительная договоренность о том, что после периода созревания идей не будет производиться никаких оценок высказанных предложений. Организуя обмен мнениями, учитель управляет схемой исследования. Совместно обсуждая ситуацию, школьники определяют, насколько выбранная стратегия способна привести к приемлемому решению, т.е. создают общее смысловое поле. Кроме того, здесь обозначаются вероятные пути альтернативных стратегий, помогающие выбрать наиболее перспективную из них. В этом процессе учителю отводится важная роль: он является активным координатором и партнером обсуждения жизненности выбранной стратегии, так как уже на этом этапе он видит ее уязвимые места, которые позже неизбежно приведут к пересмотру проделанной работы, частичному или полному отказу от сделанного и возврату на исходные позиции.
Этап рефлексии означает осмысление отдельных этапов проектной работы и проделанного в целом. Педагог создает условия, в которых школьник анализирует свои действия, оценивает и способ действий, и достигнутый результат. Анализ смысла совершенных действий, их пооперационный состав возвращает ученика в познавательную деятельность с новым видением того, "в чем" он пребывал. Важно помочь школьникам заметить те изменения, которые в них происходят. Рефлексия направлена на развитие понимания и восприимчивости по отношению к себе и к другим, осознание и соотнесение собственных способностей, установок, ценностей с имеющимися у других людей. В ходе совместной с педагогом рефлексии создаются условия для возникновения целостного видения собственной деятельности, выявляются ее ценностно-смысловые основания. Опираясь на классическое положение Л.С. Выготского о чередовании коллективной и индивидуальной формы в сублимации нового психического образования, нужно отметить исключительную роль рефлексии как стартовой площадки для новой ступеньки развития психики.
Самостоятельно выполнить проектное задание, а значит, приобрести навык решения проблемы собственными силами ученик сможет, если педагог продумает систему мероприятий, приближающих его к желаемому результату.
Технологическими особенностями педагогического сопровождения должны быть следующие моменты.
* Для сокращения пространства поиска ученикам нужно посоветовать игнорировать все поле исследования и сосредоточиться на небольших его участках, где можно ожидать эффективных решений.
* Сложную проектную задачу необходимо преобразовать в несколько простых и решать их поэтапно, путем последовательного рассмотрения входящих в сложную задачу частных проблем.
* В условиях многовариантности альтернатив необходимо выбрать прикидочное решение в качестве средства оперативного исследования ситуации, которой должен удовлетворять проект. Если такое решение не приводит к удовлетворительному результату, то выбирается новое решение.
* Альтернативные варианты решений целесообразно прорабатывать последовательно, т.е. в каждый данный момент прорабатывается только одна концепция.
* В соответствии с компетентностью участников проекта в рассматриваемых вопросах коллективных проектных работ имеет смысл закрепить за некоторыми из учеников роли экспертов, на которых возлагается полная ответственность за все существенные решения. Эксперты определяют общую схему работы, конечный вид конструкции и распределяют работу среди остальных. Разделение действий открывает возможность для гораздо более широкого поиска вариантов без увеличения общих сроков проектирования.
* Обсуждение варианта решения должно носить дискуссионный характер, так как большая группа учеников сможет следить за происходящими событиями, высказывать свои оценки, сообщать те сведения, которые выходят за пределы опыта и наличных знаний проектировщиков. Такая стратегия дает возможность использовать при принятии важных решений предложения всех участников проектной работы.
Проектное обучение означает переосмысление характера и стиля работы педагога, который не снимает завесу с готовых знаний и способов мышления, а проходит совместно с учеником весь путь их постижения. Профессиональные функции учителя в проектном обучении существенно изменяются: от ретранслятора книжного знания, носителя истины - к руководителю исследовательской деятельности на коллегиальных и равнопартнерских началах.


И.В.Штых, Л.Н. Седова

Проектирование образовательной системы
регионального уровня

Современная социокультурная ситуация в России, изменения нормативно-правовой базы в сфере образования предопределяют большую вариативность при проектировании образовательных программ, определяющих стратегию и основные направления его развития на региональном, муниципальном уровнях, а также на уровне образовательного учреждения.
В основу проектирования Программы развития общего образования в Балашовском районе Саратовской области в 2001-2005 годах авторы данной статьи, осуществившие научное обоснование рассматриваемой программы, предложили программно-целевой и системно-целостный подходы. Основной нормативной базой при этом явились международные, государственные и региональные законодательные акты (Конвенция о правах ребенка, Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральная Программа развития образования; Программа развития образования Саратовской области на 2001-2005 годы и др.).
Программа определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения, ожидаемые результаты развития общего образования района на период с 2001-2005 годы, которые разработаны на основе анализа социально-экономического положения в районе, текущего состояния системы общего образования, образовательных потребностей населения (раздел I).
Содержательная часть Программы представляет собой совокупность научнообоснованных путей (концептуальных, ресурсных, организационно-управленческих) реформирования системы образования ОМО Балашовского района (раздел II).
Реализация Программы обеспечивается комплексом мероприятий, намечающих стратегию изменения основных компонентов системы в соответствии с приоритетными направлениями федеральной и региональной образовательной политики, с учетом актуальных проблем в области образования и возможностей их решения на муниципальном уровне (раздел III).
Главным критерием эффективности планируемых изменений является обеспечение устойчивого развития всех компонентов системы общего образования, расширенное воспроизводство образовательных ресурсов при одновременном непрерывном повышении качества образовательных услуг.
Программа является основой для коррекции и разработки проблемно-функциональных образовательных программ общеобразовательных учреждений управления образования администрации ОМО Балашовского района.
Остановимся подробнее на содержании второго раздела, посвященного реформированию системы образования Балашовского района. Этот раздел содержит следующие пункты:
1) концептуальное обоснование, раскрывающее стратегическую цель и задачи функционирования системы образования Балашовского района; приоритетные направления развития системы образования Балашовского района; новые подходы к образовательному процессу;
2) обновление инфраструктуры образования Балашовского района в общем, профессиональном и дополнительном образовании;
3) ресурсное обеспечение: финансово-экономическое, материально-техническое и кадровое обеспечение, а также научное обеспечение образования;
4) организационно-управленческое обеспечение;
5) социальные гарантии в системе образования.
Концептуальное обоснование

Стратегическая цель функционирования системы образования Балашовского района - гармоничное развитие личности на различных направлениях и уровнях образования.
Для достижения данной цели планируется выполнение следующих задач:
- создать развивающую среду, интегрированную в единое образовательное пространство Балашовского района;
- реорганизовать инфраструктуру образования Балашовского района на основе выявления роли и места образовательных учреждений различных направлений, уровней и типов и их вклада в единое образовательное пространство;
- обновить содержание педагогического процесса во всех образовательных учреждениях Балашовского района в целях создания развивающей среды как условия гармонического развития личности;
- научно обосновать и на практике реализовать механизм, интегрирующий деятельность образовательных учреждений Балашовского района в рамках единого образовательного пространства.

Приоритетные направления развития системы образования Балашовского района.
Реализовать идеи непрерывного образования за счет создания соответствующей инфраструктуры на базе Балашовского района, обеспечивающей многоуровневость образования, вариативность образовательных программ.
В рамках инфраструктуры Балашовского района рассматривать следующую совокупность образовательных учреждений:
* общее образование: дошкольные учреждения, дневные общеобразовательные школы (начальная школа, основная общая школа, полная средняя общая школа, школа-интернат), школы для детей с недостатками умственного и физического развития, вечерние (сменные) общеобразовательные школы;
* профессиональное образование: начальное, среднее, высшее, послевузовское;
* дополнительное образование;
* учреждения обеспечения системы образования: межшкольный учебно-производственный комбинат, межрайонный школьный информационно-прокатный пункт.
Интеграция образовательных учреждений на основе взаимосвязанной и взаимодополняющей научно-теоретической и практико-ориентированной деятельности в рамках региональной ассоциации.
Деятельность образовательных учреждений на основе механизма реализации личностноориентированного образовательного процесса, включающего в себя:
- содружество и сотворчество педагогов и воспитанников;
- организацию диалогового общения;
- создание развивающей образовательной среды;
- использование инновационных педагогических технологий.
Готовность образовательных учреждений осуществить право личности на выбор индивидуальной образовательной траектории.
Осуществление преемственности в содержании образовательных программ различных типов образовательных учреждений.

Новые подходы к образовательному процессу
Исходя из сущности социального заказа, отражающего особенности современной социокультурной ситуации, система образования призвана обеспечить реализацию следующих направлений:
- формирование нового менталитета личности, базирующегося на планетарности сознания, гуманистических ценностях современного демократического общества;
- историческую преемственность поколений, основанную на сохранении, трансляции и преумножении национальной культуры как общечеловеческого достояния;
- подготовку граждан к активной жизнедеятельности в правовом демократическом государстве, предполагающую воспитание патриотов России, любящих и знающих свою "малую родину";
- освоение человеком мировой и национальной культуры на индивидуально-личностном уровне, формирование на этой основе базовой культуры личности;
- развитие творческого потенциала личности как основы ее созидательной и преобразующей деятельности в условиях обновляющегося общества;
- формирование потребности личности в многоаспектном саморазвитии и оптимальной самореализации.
Реализация данных направлений в рамках процесса обучения предполагает решение следующих задач:
- формирование у учащихся современной общенаучной картины мира;
- гуманизацию учебного процесса с позиций требований личностноориентированной образовательной парадигмы;
- фундаментализацию содержания учебного процесса;
- обеспечение практической направленности обучения;
- развитие региональной составляющей содержания обучения;
- включение в содержание образования изучения национальных особенностей, культуры, традиций, быта;
- ориентацию на продуктивные педагогические технологии.
Новые подходы к процессу воспитания основываются на решении следующих задач:
- перевод процесса управления формированием личности воспитанника в процессы стимулирования его самовоспитания и саморазвития;
- понимание содержания воспитания не как системы нормативно заданных качеств, а как совокупности базовых культур личности, выступающих основой для дальнейшего самосовершенствования личности;
- включение в содержание воспитания национальных и региональных компонентов, учет этнических особенностей и межэтнических отношений;
- развитие системы детско-юношеских объединений и организаций на основе добровольной совместной деятельности по удовлетворению социальных потребностей и интересов юных граждан;
- совершенствование системы воспитания на основе достижений этнопедагогики.
- ориентация на технологии, основанные на педагогике ненасилия, как условия эффективного содружества и сотворчества педагогов и воспитанников.
В разработке индивидуальных программ воспитания в качестве приоритетных возможны следующие направления деятельности:
1. Программа "Здоровье", направленная на формирование навыков самообслуживания; соблюдение санитарно-гигиенических норм; знание норм и правил ОБЖ; формирование культуры половых отношений.
2. Программа "Общение", направленная на формирование навыков межличностного общения в различных социальных средах: в школе, в семье, на улице, в общественных местах.
3. Программа "Учение", направленная на формирование культуры умственного труда; развитие познавательного интереса; создание для каждого воспитанника ситуаций успеха в обучении.
4. Программа "Досуг", направленная на формирование культуры досуговой деятельности; расширение сфер творческой самореализации личности через систему внеклассной и внешкольной воспитательной работы, создание единых центров, координирующих досуговую воспитательную деятельность в регионе.
5. Программа "Образ жизни", направленная на формирование культуры отношений личности к обществу, к людям, к природе, к себе; становление активной жизненной и гражданской позиции личности; воспитание патриотизма и интернационализма; стимулирование процесса социальной адаптации личности в различных социумах; профилактику асоциального и дезадаптивного поведения воспитанников.

Обновление инфраструктуры образования Балашовского района

Общее образование:
Дошкольное образование:
- развитие системы различных видов дошкольных образовательных учреждений и обеспечение их функционирования с учетом потребностей населения;
- расширение сети коррекционных дошкольных образовательных учреждений для детей с различными нарушениями здоровья;
- поддержка создания в сельской местности комплексов "Детский сад - школа";
- широкое использование вариативных программ, нацеленных на развитие и саморазвитие личности ("Радуга", "Развитие", "Одаренные дети", "ТРИЗ" и др.).
Школьное образование:
- структурная перестройка системы общего образования с учетом геополитической ситуации в регионе на основе многообразия типов и видов общеобразовательных учреждений (инновационные, с углубленным изучением отдельных областей знания, профильные, работающие на основе национальных традиций и др.);
- вариативность образовательных программ как условие удовлетворения образовательных потребностей населения;
- поэтапная реализация основных положений перехода на структуру 12-летнего образования;
- поддержка и развитие малокомплектных общеобразовательных учреждений в сельской местности;
- реализация структурных изменений в системе общего образования, направленных на расширение возможностей для обучения одаренных детей;
- развитие структуры учебных заведений, обеспечивающих образование детей с ограниченными возможностями здоровья;
- расширение сети городских и районных экспериментальных площадок на базе учебных заведений.

Профессиональное образование:
- увеличение профилей обучения по профессиям, востребованным на рынке труда Балашовского региона;
- развитие научно-образовательных комплексов, включающих учреждения профессионального образования различного уровня в целях научно-методического обеспечения профессионального образования;
- разработка региональных компонентов государственных образовательных стандартов профессионального образования;
- внедрение инновационных подходов к организации образовательного процесса, использование продуктивных педагогических технологий, современных информационных технологий, средств телекоммуникации, индивидуализация форм и методов обучения для обеспечения развития и саморазвития личности.

Дополнительное образование:
- развитие инфраструктуры дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях за счет вариативности дополнительных образовательных программ;
- реорганизация деятельности учреждений дополнительного образования на принципах разноуровневости и вариативности;
- осуществление в рамках учреждений дополнительного образования коррекционной и реабилитационной работы с детьми "группы риска" и детьми с особенностями в развитии.


Ресурсное обеспечение

Финансово-экономическое обеспечение:
1) совершенствование системы нормативно-правовых актов, регулирующих финансово-хозяйственную деятельность образовательных учреждений:
- внедрение нормативного финансирования образовательных учреждений на основе учета их типов и видов;
- разработка нормативных документов, обеспечивающих повышение эффективности использования федеральной собственности и защиты имущественных прав учреждений образования, определенных законодательством об образовании;
- оптимизация структуры получателей бюджета в системе образования;
2) разработка системы мер по финансово-экономическому и правовому регулированию деятельности учреждений образования:
- реализация мер по эффективному управлению собственности в системе образования;
- работа по снижению кредиторской задолженности учреждений образования;
- осуществление региональной программы энергоресурсосбережения;
3) внедрение системы мер по социальной защите участников педагогического процесса:
- реализация адресной социальной поддержки детей из малообеспеченных семей;
- поэтапное повышение заработной платы работников учреждений образования, увеличение надтарифного фонда, пересмотр повышающихся коэффициентов ЕТС по оплате труда, введение региональной ЕТС.

Материально-техническое обеспечение:
- прогнозирование изменений материально-технической базы образовательных учреждений Балашовского муниципального образования на основе системно-целостного анализа перспектив социально-демографического развития региона и требований современного образовательного процесса;
- разработка и осуществление программы капитального строительства и капитального ремонта учреждений образования;
- осуществление системы мер по улучшению условий труда и техники безопасности в образовательных учреждениях;
- реализация мер по обновлению учебного оборудования, средств обучения, в том числе и на базе новых информационных технологий.

Кадровое обеспечение:
1) разработка концептуальных основ кадровой политики в области образования с учетом демографической ситуации и кадровых потребностей Балашовского муниципального образования:
- углубление работы по профессионально-педагогической ориентации учащихся города и района за счет поиска новых эффективных форм связи школы и БФСГУ;
- своевременное выявление потребностей образовательных учреждений города и района в педагогических кадрах;
- оперативное донесение данной информации до выпускников профессионально-педагогических образовательных учреждений на основе координации деятельности управления образованием, администрации профессионально-педагогических образовательных учреждений и муниципальной службы занятости;
- расширение практики привлечения студентов выпускных курсов в качестве педагогов-стажеров на вакантные места в образовательных учреждениях муниципального образования;
2) кадровое обеспечение летнего оздоровительного отдыха детей:
- создание муниципальной программы летнего оздоровительного отдыха детей, выступающей нормативной базой деятельности летних оздоровительных лагерей и городских площадок;
- возрождение практики подготовки педагогических кадров для обеспечения летнего оздоровительного отдыха на базе БФСГУ и учреждений дополнительного образования детей;
3) разработка концепции повышения квалификации работников образования с учетом общих тенденций развития региональной системы образования и социокультурных потребностей педагога:
- создание муниципальной нормативно-правовой базы, регулирующей систему переподготовки педагогических кадров (в том числе и руководящих) с учетом кадрового потенциала БФСГУ;
- сбор оперативной информации о работниках различных типов образовательных учреждений, нуждающихся в повышении квалификации;
- разработка и поэтапная реализация программы повышения квалификации педагогических работников Балашовского муниципального образования;
4) работа по повышению творческого потенциала педагогических кадров:
- совершенствование системы аттестации педагогических кадров;
- выявление, изучение и внедрение инновационной педагогической деятельности;
- координация деятельности творчески работающих педагогов в рамках региональной ассоциации "Педагогика развития личности".

Научное обеспечение образования:
1) научное обоснование достижений в области педагогической практики:
- выявление и научное осмысление педагогического мастерства, творчества и новаторства педагогических работников Балашовского муниципального образования;
- адаптирование к нуждам практических работников образовательных учреждений нового в отечественной и зарубежной педагогической теории и практики;
2) научно-методическая помощь учреждениям образования:
- ведение педагогического просвещения через систему научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, деятельность региональной ассоциации "Педагогика развития личности";
- разработка методических рекомендаций по актуальным вопросам педагогической теории и практики, связанным с реализацией требования личностно ориентированного образовательного процесса;
- оперативная адресная помощь отдельным работникам, учреждениям и органам образования.

Организационно-управленческое обеспечение

Осуществление программно-целевого подхода в управлении системой
образования, включающего:
- изучение образовательных потребностей субъектов Балашовского муниципального объединения и различных категорий граждан;
- оперативную диагностику состояния системы образования и ее возможностей в удовлетворении выявленных образовательных потребностей населения;
- выявление тенденций совершенствования системы образования с учетом полученных данных;
- разработку и реализацию системы мер, направленных на оптимизацию функционирования системы образования в соответствии с реалиями времени и потребностями населения.

Социальные гарантии в системе образования

Основные направления развития социальных гарантий в системе общего
образования призваны обеспечить:
- реализацию права граждан на бесплатное общее образование;
- реализацию дополнительных гарантий на получение образования детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
- право выбора обучающимися формы получения образования, типа и вида образовательного учреждения, индивидуальной образовательной траектории;
- расширение прав в получении общего образования лицами с особенностями развития и социально дезадаптированными детьми;
- улучшение условий обучения, отдыха и оздоровления учащихся, реализацию социальных гарантий работникам системы образования;
- получение обучающимися и воспитанниками полноценного питания в столовых образовательных учреждений, в том числе на льготных условиях и бесплатно;
- выделение бюджетных ассигнований на содержание объектов оздоровления учащихся и воспитанников и социально-культурной сферы системы общего образования.


С.А. Пилюгина

Образование в системе повышения квалификации
как социальное партнерство

Общество рубежа веков ученые часто называют новым - информационным. Концепция информационного общества трактуется и социологами, и программистами, и философами. Так, З. Бжезинский, Р.Ф. Абдеев рассматривают ее как разновидность теории постиндустриального общества, в котором капитал и труд (основа индустриального общества) уступают место информации и знанию. Именно знание становится важнейшим критерием успешной адаптации человека в социуме; знание, которое включается в структуру информационного пространства и мыслиться не как статическая, а как динамическая категория; рождающая новое знание и расширяющая, информационное пространство. Общество настоящего времени сложно представить без взаимосвязей людей различных специальностей, без профессионалов своей деятельности, без социального партнерства, поскольку в сегодняшней науке и практике наблюдается феномен синергетики - не механического, а сущностного объединения, взаимопроникновения различных отраслей знания, разнообразных видов деятельности.
В таких условиях образование определяется не только как "движение человека от незнания к общественной культуре" (Г. Гегель), но и как обогащение общественной культуры личностным, вновь созданным, знанием. Другими словами, образование может трактоваться как социальное партнерство между личностью и образовательными учреждениями.
Один из ведущих экономистов мира Лестер Туроу высказал мнение, что "...знание сегодня становиться единственным источником долговременного устойчивого конкурентного преимущества, поскольку всё остальное выпадает из уравнения конкуренции, но знание может быть использовано только через квалификацию индивидов".
Современные и будущие работодатели заинтересованы в таком работнике, который:
* умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (применять знания, полученные в процессе образования);
* обладает критическим и творческим мышлением (сформированном образованием);
* владеет богатым словарным запасом, основанном на глубоком знании;
* умеет добывать новые знания (способен к самообучению, самообразованию).
Другими словами, образование как социальное партнерство становится "ключом" к конкурентоспособности, к возможности успешного "вписывания" в структуру нынешнего общества, к активной социализации личности. Академик Б.С. Гершунский выделил основные "социальные роли", которые предоставляет человеку образование.
1. "Реализовавшаяся личность". Человек, хорошо знающий свои способности, возможности, знающий цель своей деятельности и последовательно её достигающий, выбирая для этого наиболее оптимальные способы.
2. "Деятельный участник культурного развития". В этой роли человек бережно относится к любым проявлениям культуры отечественной и зарубежной; человек, участвующий в процессе культурного обогащения личности и общества.
3. "Высококвалифицированный работник".
4. "Информированный гражданин". Это личность, хорошо осведомлённая в вопросах экономики, политики, истории, искусства и прочее; чутко реагирующий на международные и национальные проблемы.
5. "Человек, видящий жизнь как постоянное учение". Это роль человека, умеющего гибко реагировать на общественные изменения и постоянно получать новое знание, необходимое в изменившихся условиях социума.
Андрагогические исследования всё чаще опираются на понятие "непрерывное (пожизненное) образование" (С.Г. Вершловский). Образование надстраиваемое и обновляемое в связи с запросами общества и потребностями личности. Взрослый человек, получивший среднее специальное образование, затем высшее, позднее - постоянно занимающийся на курсах повышения квалификации, постепенно осознаёт ведущие функции образования. Мы выделим некоторые (не претендуя на полноту обзора). Одна из них - адаптационная. Образование, как уже говорилось, способствует более активной социализации личности, более адекватному пониманию законов развития общества, более глубокому проникновению в сущность своей роли в социуме. Следующая функция образования, как нам думается, заключается в возможности саморазвития личности в процессе образования. Развитие и интеллектуальной, и эмоциональной сферы, а также личностных качеств и умений. Функция саморазвития тесно связана с самопознанием (которое возможно в процессе образования). Самопознание выражается в построении своей "Я - концепции": в выявлении своих достоинств, в выработке приоритетных целей на будущее и шкалы ценностей, в осознании собственных проблем и трудностей, а также способов их преодоления, в понимании своего жизненного предназначения. В свою очередь, саморазвитие и самопознание "движут" личностною самореализацию (как значимую функцию самообразования). Образование также расширяет границы общения, наполняет его новым содержанием, позволяет овладеть коммуникативными умениями (осуществляется взаимодействие личности и социума). В действительности функций образования множество, мы ограничимся указанными.
СарИПКиПРО как социальный партнер для многих образовательных учреждений Саратова и области осуществляет непрерывное постдипломное образование педагогических работников города и области. На кафедре педагогики была разработана и в настоящее время частично апробируется учебная программа по курсу "Основы педагогического мастерства: от самопознания до самореализации". Она предназначена для различных категорий педагогических работников, желающих совершенствовать своё педагогическое мастерство. Её появление - не случайность. При знакомстве с учебными планами мы отметили отсутствие такого курса во всех педагогических образовательных учреждениях города и области (педагогический институт СГУ, Балашовский педагогический институт, Аткарское педагогическое училище, Вольское педагогическое училище, Энгельсское педагогическое училище, Саратовский педагогический колледж). Анализ анкет наших слушателей (выпускников этих учреждений) показал востребованность такого знания.
Рассматривая педагогическое мастерство (МП), мы выделили его структурные компоненты: гуманистическую направленность личности учителя, профессиональное знание и педагогическую технику, педагогические способности. Такая структура ПМ определила и строение курса, состоящего из трёх основных блоков: социально-психологического, педагогического и эстетического (таблица). Особый интерес представляет собой эстетический блок, построенный на основе социального партнерства между СарИПКиПРО и СГК, ПИ СГУ, СГУ, Саратовского академического театра оперы и балета. Так, преподаватели Саратовского театрального факультета СГК им. Л. Собинова проводили лекции и практические занятия по актерскому мастерству учителя, режиссуре в театре и на уроке, по изучению методологии и методики художественно-педагогической драматургии урока. Преподаватели филологического факультета СГУ имени Н.Г. Чернышевского раскрывали для слушателей особенности риторики и способы саморазвития полемического мастерства. Фониатр Саратовского академического театра оперы и балета учила беречь и охранять учительский голос. Ведущими тематическими направлениями курса являются:
- сущность ПМ и пути его становления;
- современные образовательные технологии и их конструирование;
- активные методы обучения;
- информационные технологии в обучении;
- педагогическое прогнозирование:
- основы риторики и полемического мастерства;
- саморегуляция учителя;
- взаимосвязь школьной и театральной педагогики, элементы актёрского мастерства;
- профессиональные заболевания учителя и их профилактика.
Преподаваемый курс поставил нас перед необходимостью создания пособия, которое представляет собой сборник педагогических вопросов, заданий и задач, направленных на самопознание и саморазвитие личности учителя (таблица).
Изучение постдипломной учебной деятельности взрослых даёт широкие возможности для андрагогических исследований, для более глубокого понимания сущности обучения человека на разных возрастных этапах жизни, для углубления социального партнерства между СарИПКиПРО и различными общественными и образовательными организациями.




Предполагающееся чтение лекций и проведение практических занятий

Направленность
Социально-психологический блок
Педагогический блок
Эстетический блок
Гуманистическая направленность
личности учителя
1. Психолого-педагогические аспекты педагогического мастерства
2. Психолого-педагогическая культура деятельности учителя
3. Психология развития личности учителя
4. Психологическая структура личности
5. Игра в педагогическом процессе (практикум)
1. Педагогическое мастерство (эмпирический опыт - ремесло - искусство) и гуманистическая направленность личности учителя
2. Педагогическая деятельность
3. Учитель - творчески саморазвивающаяся личность (от самопознания к самореализации)
4. Ученик - творчески саморазвивающаяся личность (от самопознания к самореализации)
5. Взаимосвязь школьной и театральной педагогики в решении проблемы мастерства учителя
1. Актерское мастерство (эмпирический опыт - ремесло - искусство)
2. Деятельность актера и режиссера (система К.С. Станиславского). Учитель - актер и режиссер
3. Личность актера - исполнитель или творец. Учитель - креативная личность. Актерская и педагогическая интуиция (практикум)
4. Игра в театре и в педагогическом процессе (практикум)
Профессиональное
знание
1. Психолого-педагогические аспекты профессионального знания.
2. Психологические особенности познавательной деятельности.
3. Психолого-педагогические аспекты семейного воспитания. Психолого-педагогические аспекты религиозного воспитания. Социально-правовые вопросы воспитания.
4. Саморегуляция учителя (практикум).
1. Сущность профессионального знания
2. Педагогические технологии как средство управления процессом обучения; информационные технологии обучения
3. Педагогика сотрудничества
4. Активизация учителем познавательной деятельности учащихся. Активные методы обучения
5. Педагогические технологии в воспитательном процессе
6. Педагогическая техника как форма организации поведения учителя
1. Режиссура как способ управления процессом создания спектакля. Режиссура в театре и на уроке
2. Методология и методика художественно-педагогической драматургии урока
3. Музыкальная психотерапия (практикум)
4. Культура внешнего вида учителя (практикум)





Окончание табл.

Направленность
Социально-психологический блок
Педагогический блок
Эстетический блок
Педагогические способности
1. Тестирование (выявление педагогических способностей)
2. Практикум педагогического общения
3. Социальная работа с семьей, с трудными подростками
1. Сущность педагогических способностей
2. Мастерство педагогического общения
3. Мастерство предупреждения конфликтов
4. Мастерство педагогической диагностики и прогнозирования
1. Риторика. Саморазвитие ораторского и полемического мастерства (практикум)
2. Невербальные средства общения актера и учителя (мимика и жесты, их роль в общении) (практикум)
3. Паралингвистические средства общения (интонация, темп речи, тембр голоса, пауза) и их значение (практикум)

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 2000.
2. Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. М., 1987.
3. Гегель Г. Феноменология духа. М., 1965.
4. Гершунский Б.С. Россия и США на пороге третьего тысячелетия. М., 1999.
5. Зязюн И.А. Основы педагогического мастерства. М., 1989.
6. Туроу Л. Будущее капитализма. Новосибирск, 1999.
7. Философский словарь /Под ред. И.Т. Фролова. М., 1986.
8. Современная западная философия: Словарь. М., 1998.
9. Пилюгина С.А. Основы педагогического мастерства: Сб. пед. вопр. Саратов, 2001.


И.В Стеклова

Синергетика во взаимодействии науки и образования

Современная культура находится в состоянии закономерного периодического кризиса, связанного со становлением новой культурной парадигмы. Актуальными в связи с этим становятся поиски методологических и теоретических оснований возможной новой научной парадигмы, которая самым тесным образом связана с вопросами образования. Успехи, которые были достигнуты в исследовании инвариантных свойств объектов, принадлежащих к различным структурным уровням бытия, привели в последние десятилетия XX века к созданию общенаучной дисциплины - синергетики, которая исследует наиболее общие условия самоорганизации и саморазвития.
Синергетика выступает альтернативой существующим теориям о развитии. Она, возникшая в недрах естественных наук, проникает в пределы гуманитарной научной парадигмы, что, естественно, требует пристального к ней внимания не только естествоиспытателей, но и гуманитариев.
Кибернетика, общая теория систем в момент их возникновения также претендовали на позиции философии. Однако со временем сферы влияния общенаучных дисциплин и философии разграничились. Возможно, аналогично события будут развиваться и в отношении синергетики, так как она является лишь одной из теорий развития. Синергетика уточняет и конкретизирует философские выводы и служит связующим звеном между абстрактно-всеобщими философскими тезисами и положениями, которые описывают реальные конкретные процессы. Взгляд на развитие с позиций синергетики в определенной мере заполняет тот пробел, который существует между двумя уровнями философского анализа: наиболее общими методологическими подходами и исследованиями конкретных сторон социального развития. В частности, это распространяется на научное познание и образование.
Основными условиями самоорганизации и саморазвития, с точки зрения синергетики, являются:
- наличие флуктуирующих элементов системы;
- открытость системы, обеспечивающая постоянный приток энергии;
- усиление отклонений от неустойчивых состояний и превышение ими некоторых критических значений;
- нелинейность описывающих систему управлений;
- кооперативное поведение элементов системы45.
Данные факторы детерминируют и научное познание. Общим основанием в данном случае выступают детерминанты самоорганизации и саморазвития. Возможность применения принципов синергетики к науке подтверждается тем, что, во-первых, наука - это "открытая система", во-вторых, для научного познания характерен концептуальный (допарадигмальный) хаос (по Т. Куну), в-третьих, в ней проявляется синхронистичность, в-четвертых, науку отличает нелинейность, в-пятых, здесь возможен выход за границу меры.
Науку можно рассматривать в качестве академической системы. Исследовательские, образовательные, просветительские, вспомогательные учреждения, ориентированные на умножение и воспроизведение всей совокупности атрибутивных науке отношений, демонстрируют социальный уровень науки как академической системы. Следует отметить, что для нее вначале был характерен именно образовательный аспект, который дополняется исследовательским, проявившимся лишь в XVI веке, когда начинают складываться вольные сообщества и клубы, образуются национальные академии, возникают государственные обсерватории и начинает выходить в свет научная литература. Обособление системы образования, изменения, происходящие в ней, позволяют также рассматривать ее с позиций организации и саморазвития.
В современных условиях сфера образования становится одной из центральных в социальной структуре. Данное обстоятельство связано с рядом факторов, среди которых можно выделить следующие:
- растущее значение научно-технического потенциала в системе производительных сил, превращение науки в мощный фактор развития общества;
- способность сферы образования генерировать принципиально новые идеи, правильно их оценивать и быстро реализовывать на внутреннем и международном рынке;
- возникновение новых знаний, новых типов оборудования и машин, новых производительных процессов и новых профессий;
- междисциплинарный характер большей части новых направлений в науке и технике, рост числа открытий и изобретений, совершающихся сегодня на стыке дисциплин;
- динамизм происходящих в сфере производства изменений (перестройка отдельных предприятий и целых отраслей промышленности, быстрая смена элементной базы, технологий);
- ускорение и обострение социальных процессов, актуализирующих теоретическое и практическое значение образования46.
Из сказанного следует, что возможен анализ различных сторон науки и образования с позиций синергетических представлений. Он необходим, прежде всего, потому, что в настоящее время наблюдается рассогласованность образования и науки. Кризис системы образования выражается в том, что она не обеспечивает решение тех проблем, которые характерны для современного развития цивилизации. К подобным проблемам можно отнести увеличение числа неграмотных, снижение доступности образования и его качества, разрыв между образованием и наукой.
Социальный заказ, требования, предъявляемые обществом к системе образования, вступают в противоречия с возможностями данной системы удовлетворить социальные потребности. С точки зрения Ф.Р. Филиппова, существуют две группы подобных противоречий: противоречия между опережающим, по сравнению с реально существующими общественными потребностями, развитием системы образования и развитием производства и общества в целом, с одной стороны, и внутренние противоречия, присущие системе образования, между ее текущими и перспективными социальными функциями - с другой47.
В одной из альтернативных классификаций выделены четыре противоречия, присущие сегодня данной системе:
- несоответствие между количеством и качеством подготовки специалистов, выпускаемых учебными заведениями;
- несогласованность подсистем общего и профессионального образования, даже в известном разрыве между ними, отсутствие эффективных форм взаимодействия;
- взаимодействие между системой образования и состоянием общественного производства, в частности, уровнем его технической оснащенности и организации;
- несоответствие между реальными потребностями общества и жизненными планами выпускников учебных заведений48.
Разрыв науки и образования является отчасти продолжением тех проблем, которые наука пытается сегодня решить. Существующая система образования сложилась в общих чертах тогда, когда происходило становление науки как самостоятельного способа освоения действительности, ее обособления от других форм познания. Традиционная научная парадигма опиралась на ньютоно-картезианские представления. Ведущими принципами познания в данном случае являются рационализм, механицизм, редукционизм, детерминизм. Действительность в соответствии с этими принципами рассматривалась через призму противопоставления, оппозиции субъекта и объекта познания. В результате сложилось жесткое противопоставление субъекта и объекта обучения, жесткая регламентация жизни учебных заведений, догматизация преподаваемых знаний, отсутствие инициативы и творчества студентов и преподавателей.
Связь науки и образования стала носить односторонний характер, так как задачей образования является трансляция знаний, добытых наукой. Однако зависимость образования от науки, хотя в определенный момент она и носила положительный характер (например, в период ликвидации безграмотности), выступает в условиях информационного общества тормозом развития всех компонентов данных систем. При расширении пространства науки они оказываются более взаимозависимыми и взаимообусловленными. В соответствии с синергетическими представлениями, наука и образование должны быть "открыты друг другу", поскольку развиваться могут лишь коррелируя друг с другом.
Сегодня становится все более очевидным, что безальтернативность "классической" модели образования, сформировавшейся под влиянием философских и педагогических идей конца XVIII - начала XIX веков, фактически "отжила" свой век. В исследованиях, посвященных проблемам информационного общества, раскрываются различные аспекты проблемы. Спор идет о положительных и отрицательных последствиях происходящих изменений. Бесспорным оказывается вывод о существенном и часто определяющем влиянии информации на все стороны общественной жизни.
Складывающийся в настоящее время синергетический подход к образованию предлагает модель образования в рамках "синергетической парадигмы", характеризующийся определенной системой представлений о действительности. Принципиальным здесь является представление о сфере образования как о единой самоорганизующейся и саморазвивающейся системе - континууме: образование - наука - производство.
Согласно общепринятому определению, эволюцию можно рассматривать как неограниченную последовательность процессов самоорганизации. Эволюционирующая система проходит последовательность состояний различного качества. При этом существенную роль играют различные факторы. Анализ этих действующих и определяющих условий, сил и механизмов имеет значение для разработки теории эволюции49.
Рассмотрим ряд моментов, оказывающих определяющее влияние на научное познание и образование.
На науку и образование распространяется способность к экспорту энтропии путем обмена энергией и веществом с окружающей средой. При обратимых процессах величина энтропии остается неизменной, при необратимых, наоборот, неуклонно возрастает, причем этот прирост происходит за счет уменьшения "механической энергии". Следовательно, все то множество необратимых процессов, которые происходят в науке и образовании, сопровождается уменьшением "механической энергии", что в конечном итоге должно привести к всеобщему "параличу". Но такой вывод правомочен лишь в случае постулирования тоталитарности данных систем как замкнутой эмпирической данности, где необратимо растет энтропия. Системы в таком случае деградируют и распадаются. Вывод, справедливый для физических систем, оказывается доминирующим принципом постмодерна, для которого характерны тенденции уклада, деструкции, декаданса.
Важным является вывод о том, что, хотя для саморазвития необходимо уменьшение энтропии (ее экспорт), степени хаоса, наличие хаоса, неопределенности является необходимым условием развития. Его роль может быть конструктивной. Открытость систем является условием развития. Наличие связей с внешней средой обеспечивает возможность самоорганизации и перехода на новый структурный уровень. В сфере науки и образования это обстоятельство играет на этапе информационного общества особую роль. Как никогда прежде, все элементы общества становятся связанными друг с другом посредством локальных и глобальных сетей. Ограничение вещественных, энергетических и информационных потоков ведет неизбежно к прекращению прогрессивного развития. Ни образование, ни наука не могут существовать вне рамок внешней системы. Проблема состоит в вычленении связей, которые обеспечат вещественные, энергетические и информационные потоки, как между подсистемами универсума, так и внутри каждой подсистемы.
С физической точки зрения, особо важное значение имеет неравновесный характер "диссипативной структуры", стоящей на закритическое расстояние от термодинамического равновесия. Диссипация (от лат. dissipatio - рассеивание) энергии - это переход энергии упорядоченного движения в энергию хаотического движения частиц. В социальной сфере, в частности, в науке и образовании, происходят те же процессы. Учет этого обстоятельства позволяет выделить противоборствующие силы и тенденции на текущий момент, оценить "хрупкость" системы, ее способность к саморазвитию. Для обозначения диссипативной самоорганизации, т.е. образования диссипативных структур, используется термин "самоорганизация". Но наряду с диссипативной самоорганизацией существуют и другие формы самоорганизации. Под самоорганизацией в данном контексте понимается необратимый процесс, приводящий в результате кооперативного действия подсистем к образованию более сложных структур всей системы. Этот процесс - элементарный процесс эволюции, состоящий из неограниченной последовательности процессов самоорганизации.
Динамика системы существенно определяется нелинейными эффектами, кооперативным характером поведения относительно подсистем, способностью к спонтанному нарушению симметрии. Малые причины в научном познании могут вызывать большие следствия в образовании. В свою очередь, научные работники прежде всего получают образование, а затем уже вовлекаются в научное творчество, где качество знаний через скачок может определить его количество. Таким образом, нелинейные эффекты, оказываются характерными для двух данных систем. Сотрудничество науки и образования выглядит естественным и необходимым условием развития, но здесь могут происходить самопроизвольные события, то есть события, вызванные не внешними воздействиями, а внутренними причинами.
Отдельные единицы научного познания и образования, в соответствии с синергетическими представлениями, способны к самовоспроизведению, т.е. к образованию относительно точных копий исходной системы или подсистем. Кроме этого, для них характерна конечность времени жизни и связанные с ней непрестанная смена поколений и процесс обновления.
Одновременно в науке и образовании могут существовать несколько устойчивых состояний, характеризующихся мультистабильностью, отражающей синхронную и диахронную устойчивость. Текущее состояние научных и образовательных систем зависит от предыстории, поскольку для них характерна потенциальная способность к хранению информации. Здесь происходит отбор систем и механизмов с благоприятными свойствами из большого числа возможных результатов конкурентных процессов. Если отвлечься от физической терминологии, то можно привести в качестве примера для подтверждения аналогии процесс вступительных экзаменов в учебные заведения, для которых явление отбора является определяющим.
В системе высшей школы прослеживается такое явление, как мультистабильность, вследствие случайной ошибки в процессе репродукции, которая становится источником новых структур, механизмов и информации. В истории иногда бывают случаи, когда из "плохих" учеников получаются студенты-отличники. В научном познании были примеры, когда ошибки в ходе исследования приводили к выдающимся открытиям, т.е. случайность, с позиции синергетики, оказывается не помехой, а необходимым, конструктивным фактором развития в духовном производстве, как особом роде деятельности, обладающем способностью к созданию, хранению, воспроизведению и использованию информации. Этот процесс тесно связан с творчеством, характеризующимся случайностью, риском, непредсказуемостью. С позиций синергетики, в критических точках (точках бифуркации) выбор траектории развития происходит случайно.
Поэтому необходимо соблюдать тот баланс между широтой и глубиной образования, который только и позволяет успешно преодолевать проблемы, выдвигаемые временем. Дело при этом заключается в том, что сама система образования оказывается не подготовленной к той роли, которая ей отводится в концепциях постиндустриального и информационного общества. В связи с этим важнейшей задачей, стоящей на повестке дня, является совершенствование образования, адаптация его к потребностям сегодняшнего и завтрашнего дня. Речь уже не должна идти о косметических изменениях, не затрагивающих основ системы образования. Действительность требует масштабной реформы школы, включающей необходимые структурные изменения, совершенствование учебных программ, насыщение школ, вузов новыми техническими средствами - спутниковой связью, учебным телевидением и др. Второстепенные, казалось бы, по сравнению с учебными программами технические средства оказывают не меньшее влияние на учебные процессы, чем содержание учебных планов и методики обучения. Применение технических средств в обучении является решающим шагом к информационному обществу, так как позволяет качественно изменить обучение.
Опыт в области образования за рубежом свидетельствует еще и о том, что не следует слепо копировать "западные модели" без учета национальных традиций, истории, культуры. Кроме этого, настоящий опыт в нашей стране показывает, что любые альтернативные школы, системы домашнего обучения не могут заменить системы государственного образования. Естественно, различного рода частные учебные заведения являются необходимым дополнением к государственным, но лишь в том случае, когда они функционируют в русле той социальной политики, которая проводится государством.
Таким образом, приведенные факторы эволюции имеют не только физический характер, но и применимы к системе науки и образования. Кроме того, следует иметь в виду то, что несмотря на существенный вклад физики в понимание качественных переходов при эволюционных процессах, имеются такие области бытия (даже в физической реальности), где физические законы не работают (например, сингулярные точки). Поэтому в данном случае возможен лишь философский анализ, способный "разрушить" эти сингулярности. Ни один из перечисленных признаков не является чем-то новым для философии, потому что в различных ситуациях с позиций разных философских воззрений все они анализировались ранее. Роль синергетической парадигмы в том, что данные свойства рассматриваются в совокупности как взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга в процессе детерминации развития. Подобный подход позволяет уточнить и конкретизировать ряд моментов, связанных с самообразованием и саморазвитием в конкретных сферах. Синергетический подход к системе науки и образования подразумевает учет этих свойств как в процессе функционирования, так и особенно при реорганизации систем на пути органического единства и взаимной открытости.



Н.Г. Чанилова, В.Ф. Шкель

Индивидуальное самовыражение как способ
интеграции учащихся в социальное пространство

Проблемы, связанные с поиском своего места в системе человеческих отношений, издавна являются темой исследований и дискуссий представителей гуманитарных наук. Связано это с тем, что растущий человек, включающийся в общественные связи, сталкивается с необходимостью найти свою нишу в социуме, которая позволила бы ему полноценно и адекватно раскрыть и реализовать индивидуальные способности и устремления. На этом пути он сталкивается с противоречием между стремлением быть идеально представленным в обществе своими отличительными свойствами и потребностью социума в поддержании, культивировании и одобрении лишь тех его индивидуальных особенностей, которые способствуют прогрессивному развитию общности и его как личности. Назовем эти два противоречивых процесса: выделение себя из социума и идентификация себя с социумом. Поскольку выражать можно то, что имеется в наличии и что осознается личностью как особенное, постольку личность познает присущее исключительно ей в постоянно перемежающихся процессах обособления и вхождения в социум.
Тенденция к выделению себя из социума связана со стремлением личности ощутить свою особость, неповторимость. Как справедливо заметила Г.А. Цукерман, "обостренная смутным временем бережная внимательность к детской Я-самости у педагогов... повернула современную психолого-педагогическую мысль к теме субъектности, способности ребенка быть не только рецептором культуры, тем драгоценным сосудом, который щедрые взрослые наполняют до краев разумным, добрым, вечным, но и самостоятельным источником неподражательных добрых и разумных дел, существом, ответственным за собственное развитие"50.
Потребность в провозглашении перед обществом своей единичности сопровождается поиском средств и способов обозначения и выражения собственной индивидуальности. Под индивидуальным понимают личностную характеристику, которая делает человека подобным самому себе и отличным от других. Набор индивидуальных характеристик, отличающийся преемственностью во времени и пространстве, позволяет выделять данного индивида среди других людей.
Предъявление ребенком окружающему миру личностных свойств, отображающих его индивидуальность, продиктовано желанием самостоятельно расширить пределы собственных представлений и умений. Быть собой в глазах значимых других, в том числе и в собственных глазах, - движущая сила самораскрытия своей уникальности. Выражение собственного "Я" осуществляется в процессе расширения спектра предпочтительных видов деятельности и партнеров для их осуществления. Когда ребенок попадает в ситуацию выбора и оказывается в состоянии реализовать этот выбор, можно констатировать, что наступает момент разворачивания своей самости, обособления себя от окружающего мира. Автономизация, обособление от окружающего мира концентрирует внимание ребенка на себе и подталкивает его на неожиданное открытие себя с тех сторон, о которых он еще не знал.
Наряду с выделением себя из социума необходимым условием позитивного самовыражения является идентификация себя с социумом. Под идентификацией личности с социумом мы понимаем установление совпадений или несовпадений смысла базовых, принятых социумом ценностей и личного представления о них. Выявление несоответствия вызывает накопление внутренних противоречий, кризисов и делает возможным их разрешение и устранение. Социум мы рассматриваем как сложную, неоднозначную систему факторов развития и саморазвития личности, включающую в себя условия жизнедеятельности ребенка и межличностные отношения и контакты с другими людьми. Основу идентификации составляет проекция (наложение) субъектом собственных свойств, состояний, потребностей, смыслов и ценностей на нормативные.
Идентификация с социумом связана, с одной стороны, с усвоением социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих обществу и социальным группам, в которые ребенок входит, с другой, с активным воспроизведением системы социальных связей и социального опыта. Растущий человек приобретает умение соответствовать предъявляемым требованиям, адекватно применять репертуар освоенных социальных ролей. Источником нормы выступают значимые другие: сверстники, родители, иногда педагоги. Часто в выборе социальных ориентиров ведущую роль играют известные люди прошлого и настоящего времени.
Отметим, что в процессе упражнения в активном освоении предъявляемых извне ценностей, норм, правил и способов деятельности ребенок строит свою систему уникальных ценностей, норм, правил, способов деятельности, произвольно изменяя свое "Я". Повседневные нормы играют роль опоры и помогают детям действовать в неопределенных, непредвиденных, проблемных ситуациях и условиях. При этом ребенок "выращивает" и надстраивает над уже сформировавшимися новые личностные структуры.
Процесс самопреобразования, т.е. укоренения новых личностных структур, приводится в движение перманентно переживаемым растущей личностью внутренним кризисом, порождаемым недостаточностью возможностей прежних личностных структур в смысле разрешения новой ситуации. Переживание личностью кризисной ситуации и своего участия в ней может стать основой для перехода в новое качественное состояние, если ребенок займет активную позицию по творческому преобразованию ситуации. Таким образом, новые требования приводят к возникновению многовариантного комплекса возможностей вероятностного развития личности с диапазоном от деструктивного к конструктивному. В данном случае социум выступает носителем общественно одобряемых ценностей и регулятором проявлений конструктивного личностного отношения к ним. Принятые личностью социальные установки находят отражение в индивидуальных формах презентации собственной системы и иерархии ценностей. Выстраивая ценностно-ориентационное единство с социумом, приобретая определенные поведенческие стереотипы, ребенок овладевает умением проявлять и управлять собственным поведением в соответствии с осознанно принятыми и добровольно исповедуемыми требованиями.
Результатом идентификации себя с окружающим миром является умение соотнести свои и общественные ценности, нормы и способы деятельности и образовать на основе установленного соответствия/несоответствия новые уникальные для личности структуры, которые позднее проявятся в актах самовыражения. Добавим, что признаком зрелой личности является не идентификация себя с каким-то другим человеком (какой он есть), а идентификация с идеями человечества (каким должен быть человек).
Итак, выделение себя из социума и идентификация с окружающим миром - это двуединый процесс, лежащий в основе сохранения самобытности, неповторимости, уникальности личности, средство развития творческой индивидуальности, с одной стороны, и формирующий механизм "встраивания" себя в социокультурное пространство, с другой. "Достроить себя до общего" означает соответствовать всему социальноодобряемому, что свойственно всем людям. В данном случае подчеркивается значение общечеловеческого в стремлении к самовыражению. Остаться самобытным, пробиться к себе через толщу норм и предписаний, освоив и приняв их, значит развить свою индивидуальность, особость, свою самость.
Таким образом, самовыражение строится на фундаменте двух базовых взаимопроникающих, но разнонаправленных тенденций: выделения себя из окружающего мира и идентификации с окружающим миром.
Взаимодействие с окружающим миром предполагает одновременно как связи с другими людьми, так и индивидуальную автономию в системе этих связей. Любой человек стремится к поддержанию тех или иных форм взаимодействия с социумом и в то же время к утверждению себя в той или иной форме, как индивида, как самостоятельного субъекта в системе этого взаимодействия, что невозможно без дистанцирования, обособления себя от других.
В основе системы представлений о себе лежат суждения, полученные в результате интеграции в социум, сравнения себя с другими людьми и выделения в себе отличий в форме индивидуальной автономии. Трансформация представлений о себе детерминируется противоположной направленностью двух базовых тенденций личности - выделения себя из окружающего мира и идентификации с социумом. Развитие каждой из этих тенденций наталкивается на "сопротивление" противоположной: человек не может слиться полностью с социумом, превратиться в лишенную всякой самости, особости функциональную единицу, равно как не может обрести абсолютную автономию от социального окружения.
Контактируя с социумом, ребенок обнаруживает новую форму привычного, которая представляется ему идеальной и потому желательной для закрепления в структуре личности. Доминирующая на этом этапе тенденция идентификации себя с социумом порождает в личности стремление быть как идеальные другие. Переживание собственного наличного облика, неадекватного желаемому идеальному, ведет к изменению образа "Я". В границах старой, привычной формы воссоздается и утверждается иная, новая жизнь, ребенок осознает свои силы и возможности, которые позволяют ему справиться с внутренним конфликтом. Образ - Я вновь претерпевает изменения, связанные с выражением себя с новой, неожиданной стороны через вновь приобретенные или вдруг раскрытые возможности. Как только конфликт между Я-реальным и Я-идеальным исчерпывается, стратегия идентификации себя с социумом перестает удовлетворять ребенка, здесь обнаруживает себя дефицит автономии. Тенденция к самовыделению из окружающего мира заявляет о себе во весь голос и остается доминирующей вплоть до обнаружения нового желаемого качественного состояния.
С позиций рассмотренного нами дадим определение понятию "индивидуальное самовыражение". Под "индивидуальным самовыражением" мы понимаем способность человека к возможно более полному проявлению своих наличных и потенциальных возможностей и представлений о себе, познаваемых и осваиваемых в процессах выделения себя из социума и идентификации с ним, направленное на качественное изменение своей личности, других людей, окружающего мира.
Механизм индивидуального самовыражения реализуется через самопознание, саморазвитие и самореализацию, равно представленные в обеих базовых тенденциях - выделения себя из социума и идентификации себя с ним. Мы разделяем мнение Н.Б. Крыловой о том, что было бы ошибкой искать какую-то единую структуру всех процессов самости, каждый раз они выстраиваются и взаимодействуют в соответствии с логикой конкретного исследования, конкретных ситуаций и обстоятельств51. Поэтому из всего многообразия процессов самости мы остановились на самопознании, саморазвитии и самореализации, имея в виду, что остальные прямо или косвенно сопрягаются с ними.
"Познай себя" было выбито на храме Аполлона в Дельфах в Древней Греции, колыбели западной цивилизации. Самопознание - тот отправной пункт, из которого исходят все направления и формы самовыражения личности. Самопознание в процессе самовыражения выступает в двух разных ипостасях: как осознание и принятие собственной неповторимой индивидуальности и как осознание и принятие себя в качестве носителя культуры окружающего мира. Под самопознанием мы понимаем процесс ориентировки человека в собственном внутреннем мире с целью возможно более полного выявления и развития своих личностных возможностей.
Уже в младшем подростковом возрасте (10-11 лет) у человека просыпается интерес к самому себе, своему внешнему облику, своим способностям. В нравственной сфере ребенок осознанно ищет ответ на жизненные вопросы: кто я? какой я? Весь подростковый возраст - это возраст исследования своего "Я". При этом самопознание имеет амбивалентную природу: с одной стороны, речь идет о самоисследовании личностью своего наличного состояния (что я есть?), с другой, своего перспективного состояния (чем я могу и должен стать?). Последнее всегда связано с проецированием себя теперешнего на предполагаемую ситуацию действий, задающую нормативный или эталонный образец поведения.
Познающий себя ребенок раскрывает свои сильные и слабые стороны, индивидуальные качества своей личности, в процессе чего формируется честное, адекватное отношение к себе. Самопознание подводит к осмыслению ценности собственной личности, своего "Я", сопровождается верой в себя и свои возможности, безусловным доверием как принципом выстраивания взаимоотношений с окружающим миром (курсив наш. - Н.Ч., В.Ш.) .
Самопознание осуществимо в полной мере при сформированности основных рефлексивных умений: самонаблюдения, оценивания, осмысления, корректировки своей деятельности. Рефлексия с точки зрения самопознания представляет собой способность выходить за пределы собственного "Я", осмысливать, изучать, анализировать что-либо посредством сравнения образа своего "Я" с какими-либо событиями, личностями.

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign