LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Медаль
Годы
1997/1998
1998/1999
1999/2000
Серебро
15
17
27
Золото
-
-
2

Поступление в вузы:
1998 г. - 206 чел. (38%)
1999г. - 211 чел. (42%)
2000г. - 265 чел. (48%)

Таблица 4
Участие школьников в олимпиадах, чел.

Олимпиады

1998/1999
1999/2000
2000/2001
Районная
239
292
330 чел.
Областная
11
11
-
Результаты
география 3 место грамоты 2
география 3 место грамоты 3



Сильные стороны
Из данных РИК, ОШ, анкетирования наблюдается тенденция роста успеваемости, качества знаний учащихся. За последние три года увеличилось количество выпускников, получивших серебряные медали на 80%, впервые за 17 лет двое учащихся закончили школу с золотыми медалями.

Слабые стороны
Из результатов анкетирования видно, что технологии обучения в большинстве своем предусматривают пассивное восприятие учащимися знаний, не направленных на их развитие, на формирование активной позиции, творческого подхода к применению знаний на практике. Недостаточная работа по управлению качеством образования включает:
- отсутствие мониторинга качества образования;
- отсутствие психологического мониторинга и проектирования оптимальных результатов каждого ученика;
- нет модели выпускника и оценки его возможностей;
- недостаточное количество классов компенсирующего обучения в школах.

О здоровье обучающихся и выпускников можно сказать следующее:
в районе функционирует санаторная школа-интернат для детей, больных сколиозом, имеют возможность обучаться в ней и дети-инвалиды с другой патологией. Однако число больных детей растет. По итогам медицинского осмотра детей 1999 года, патологию органов дыхания имеют 30% детей, органов пищеварения - более 50%, болезни нервной системы органов чувств - 60%, костно-мышечной системы - более 50% детей. Причем наблюдается тенденция роста заболеваний у учащихся от 1-9 классов.
Состояние здоровья детей ухудшается во время школьной жизни, что связано с перегрузкой:
1) большое количество часов по программе;
2) увеличивающийся объем информации;
3) несоответствие методик и технологий образования функциональным возможностям ребенка;
4) нерациональность организации учебного процесса.

Об организации управления:
Изучив проблемы, стоящие перед образовательными учреждениями и педагогическими работниками, мы пришли к выводу, что причины их возникновения вытекают из недостатков в управлении системой образования, начиная со школьного и заканчивая муниципальным звеном. Эти проблемы высвечивают круг вопросов, связанных с технологиями обучения, кадровым потенциалом.
В связи с этим хочется отметить положительные стороны, к которым мы относим:
- координацию действий органов социальной сферы - отдела образования,
- управления социальной защиты, комитет по делам молодежи, комиссия по делам несовершеннолетних, здравоохранения;
- создается система государственно-общественного управления, в которую входят: районное родительское собрание, районный родительский комитет, попечительские советы в образовательных учреждениях;
- налажен механизм системы повышения квалификации и переподготовки руководителей образовательных учреждений;
- действует отлаженная система сбора статистических данных.
Обратим внимание на отрицательные моменты в организации управления: ожидаемых качественных изменений в управлении образованием не произошло, так как государственно-общественное управление как целостная система существует формально (в виде отдельных органов самоуправления), не оказывая влияния на управление образованием. Причин этому несколько:
1. Не разграничены сферы деятельности государственных и общественных интересов.
2. При опросе общественности можно отметить, что ей не хватает знаний для выполнения управленческих функций.
3. По-прежнему, администрации школ, управление образованием района загружены организационными и диспетчерскими вопросами (обилие приказов, инструкций, отчетов, до мелочей регламентирующие деятельность управленца, лишая самостоятельности в выработке важных решений). Школьные, муниципальные уровни управления нуждаются в более компетентных управленческих кадрах, владеющих современными технологиями стратегического менеджмента. Для решения этой проблемы необходимо наладить обучение новым технологиям, вариациям методик, исследовательской деятельности с обязательным переходом на интерактивные формы работы со слушателями в процессе обучения.
4. Отсутствие системы мониторинга эффективности на муниципальном уровне.
5. Отсутствие компьютерного оснащения органов управления образованием района и школ города.
Из сказанного, можно сформулировать выводы о проблемах муниципальной системы образования Петровского района.
- Количество учащихся, не получивших основное образование, составляет 0,2%.
- При переходе из начальной школы в основную происходит снижение степени обученности с 61 до 39,9%.
- На 64 образовательных учреждения приходится 12 психологов и 5 социальных педагогов, что составляет лишь 19% и соответственно 5% от нормативно установленного числа специалистов данного профиля, тем самым осложняется оказание полноценной оперативной помощи ученикам, консультативной помощи учителям.
- Из общего количества обучающихся на "4" и "5" творческие задания могут выполнять 70% учащихся.
- Количество детей, занимающихся в кружках, спортивных секциях, в учреждениях дополнительного образования на начало учебного года составляет 70%, к концу I полугодия - 40% от общего числа учащихся.
- За последние 3 года число здоровых выпускников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 20%.
- Из общего числа общественных организаций только 30% участвуют в управлении образования.
- За последние 3 года на пенсию ушли из школ 87 человек (8%), прибыло молодых специалистов 38 человек (3,5%). Как следствие - нехватка учителей в сельской местности.
- Школьные, муниципальные уровни управления нуждаются в более компетентных управленческих кадрах, владеющих современными технологиями стратегического менеджмента.



В.А. Ширяева

Значение ТРИЗ-педагогики как макротехнологии
в социальном партнерстве в системе повышения
квалификации работников образования

Важной сферой развития и совершенствования профессионального образования является формирование партнерских отношений социального диалога системы образования с социальными партнерами; взаимодействия системы профессионального образования с региональными и местными рынками труда. Система профессионального образования участвует в формировании двух, пожалуй, основных, ресурсов развития экономики региона: подготовка специалистов и развитие существующего кадрового потенциала, т.е. повышение квалификации работников и их переподготовка.
Развитие кадрового потенциала (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) во многом обусловлено ситуацией определенного несоответствия изменяющихся требований рынка труда, в целом, конкретных работодателей, в частности, и имеющейся квалификацией работающих специалистов. Динамичное развитие потребительского спроса, техники и технологии делает актуальным вопрос постоянного профессионального роста работников различных служб и организаций.
На "поверхности" видны возможные аспекты современной стратегии развития профессионального образования:
* углубление процесса гуманизации системы профессионального образования как стабильной базы для развития демократического гражданского общества;
* содействие формированию способности субъекта к эффективному личностному самоопределению, самообучению и толерантности в рамках современных гуманистических ценностей.
* совершенствование междисциплинарных элементов в профессиональном образования и более тесная связь междисциплинарного обучения с основами фундаментальных дисциплин;
Возникает вопрос: какая технология поможет реализовать данные аспекты стратегии развития профессионального образования? Технология, которая, реализуя межпредметные связи, могла, опираясь на гуманизацию, способствовать личностному самоопределению. ТРИЗ-педагогика, опирающаяся на адаптивную теорию решения изобретательских задач и теорию развития творческой личности как макротехнология могла бы занять эту нишу. Но здесь необходима дополнительная информация о самой ТРИЗ-педагогике.
ТРИЗ-педагогика как научное и педагогическое направление сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов XX века. В её основу была положена теория решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллера.
Какие задачи ставит перед собой ТРИЗ-педагогика?
И.Л. Викентьев, А.А. Гин, А.В. Козлов пишут, что целью ТРИЗ-педагогики является формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем, созданных противоречиями, в различных областях деятельности10.
В чем отличие ТРИЗ-педагогики от хорошо известного проблемного обучения? В использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Педагоги-новаторы переработали инженерный материал по методологии творчества и согласовали его с целями педагогики. Под методами решения изобретательских задач стали подразумевать приемы и алгоритмы, разработанные в области ТРИЗ, а также зарубежные методы активизации мышления. Можно сделать постепенное и поэтапное восхождение по этим методам к алгоритмам и законам развития систем.
Первым шагом будет овладение методами активизации мышления: мозговым штурмом, методом каталога, методом фокальных объектов, синектикой, морфологическим анализом и другими их модификациями11.
Второй шаг в специализированный учебный курс по развитию творческого воображения, включающий в себя: ступенчатый эвроритм, оператор РВС (размер, время, стоимость), бином фантазию, фантастическое сложение и умножение, метод Робинзона Крузо, фантастическое вычитание, инверсию, перемену мест, метод золотой рыбки, метод снежного кома и другие их модификации12.
Третьим шагом станет овладение законами развития систем, системным оператором, уровнями новизны как одним из критериев творчества13.
ТРИЗ-педагогика, пропагандируя творчество, несет в себе добро и свет познания окружающего мира. Поэтому остальные критерии (признаки) творческой деятельности ("социальная и личная значимость", "прогрессивность" и т.д.) имеются в виду, но не рассматриваются в данной работе. Не вдаваясь в анализ богатого набора определений творчества, рассмотрим только один из его существенных признаков, без которого нет творчества - это "НОВИЗНА".
С.И. Ожегов в своем словаре русского языка дает следующее определение: "Новизна - нечто новое в чем-нибудь"14. Под "новым" подразумевается что-то, созданное впервые. Прообразом способа оценки творчества по новизне послужила статья Г.С. Альтшуллера "Краски для фантазии"15, в которой приводится шкала оценки научно-фантастической литературы.
Иллюстрация примера использования уровней новизны поможет лучше понять предлагаемую методику оценки педагогических разработок.
В основе методики:
* "Шкала "Фантазия" Г.С. Альтшуллера16;
* и/ли методика оценки педагогических методик А.А. Гин17.
В шкале Г.С. Альтшуллера пять критериев: новизна, убедительность, человековедческая ценность, художественная ценность и субъективная оценка. А.А. Гин предложил в качестве критериев оценки педагогических методик взять актуальность, новизну, инструментальность, понятность, показатель роста. Возьмем за основу критерии А.А. Гин, а иерархию критериев будут определять уровни изобретений18.
Подходя к вопросу определения актуальности разработки (методики), педагогу необходимо ответить на ряд вопросов: "Какие его проблемы она решает?".

Предлагаемые варианты ответов
1. Методика практически неактуальна, применение ее ничего в вашей работе не изменит.
2. Методика затрагивает не основные моменты работы; владение методикой улучшит некоторые второстепенные параметры.
3. Методика затрагивает основные моменты работы, но с ее внедрением можно и подождать, потому что и старые хорошо работают.
4. Это как раз то, что необходимо школе сегодня!
5. Интересные размышления, которые могут пригодиться в школе ближайшего будущего!
Второй вопрос, который должен встать перед педагогом: "Что реально нового дает данная разработка профессионалу?".

Варианты ответов
1. Новизна на уровне терминологии. Автор методической разработки заменяет известные слова новыми, переодевая банальные истины в новые одежды. Жонглирует, переставляет местами давно известные вещи, создавая видимость новых подходов. Сюда же можно отнести новизну на эмоциональном уровне. Автор методики показывает новую точку зрения на уже известные факты, заставляет волноваться и переосмысливать, воодушевляет. Что хорошо и полезно, но имеет мало общего с настоящей методикой.
2. Новизна на информационном уровне. Даны новые факты, примеры, задачи, упражнения и решения.
3. Новизна на системном уровне. Известные приемы в новой, более рациональной компоновке.
4. Принципиальная новизна. Предлагаются новые способы работы, дающие отличающиеся от прежних результаты.
5. Новизна, которая изменяет цели, а значит, и парадигму образования.
"Насколько разработка (методика) технологична и инструментальна?" - вот следующий вопрос, который требует ответа у думающего педагога.

Варианты ответов
1. Методика, которая сводится к лозунгам и призывам. Возможно, эти призывы красивы и благородны, но от их повторения толку не будет. Контрольные вопросы помогут определить: какие проблемы решает данная разработка и каков процент успешных решений?
2. Методика эффективна лишь у автора. При его отсутствии результат почти не достигается. Требуется длительное обучение, постоянные консультации.
3. Методика передаваема частично, отдельными рекомендациями; или работает нестабильно, только в благоприятных условиях; или ее могут реализовывать только способные к ней люди.
4. Методика передаваема, дает стабильные результаты, но требует больших усилий или много времени для освоения.
5. Методика передаваема, дает стабильные результаты, не требуя больших усилий или много времени для освоения.
Немаловажно отметить, что методики, перенасыщенные научными терминами, отпугивают массового читателя и учителей в том числе. Поэтому педагогу нужно выяснить, насколько доступно и понятно изложена разработка (методика).

Варианты ответов
1. Текст напоминает словесные джунгли, через которые без словаря трудно пройти. Автор методики пишет длинными фразами, тщательно маскируя смысл сказанного.
2. Отдельные фрагменты методики понятны, а вот связи между разделами и системы работы в целом - нет. Многие положения методики не аргументированы. Проверено ли это на практике? Нет достаточного количества примеров.
3. Методика в целом понятна. Но читать ее трудно. Количество примеров достаточное. Но не хватает их разновидностей.
4. Методика понятна в частях и в целом. Автор открывает некоторые нюансы и особенности ее использования. Количество примеров достаточно, их вариативность широкая.
5. Методика понятна. Автор открывает "ноу-хау". Картотека примеров по интересующим направлениям.
Последний вопрос, который может оказать влияние на выбор разработки (методики): "Помогает ли методика профессиональному личному росту педагога?".

Варианты ответов
1. Методика никак не помогает профессиональному росту.
2. Методика помогает профессиональному и личному росту косвенно.
3. Методика позволяет увеличить основные показатели работы, обеспечивает степень уверенности в себе.
4. Методика позволяет выйти на творческий уровень, стимулирует желание совершенствовать педагогическое мастерство.
5. Методика позволяет выйти на самостоятельный творческий уровень, стимулирует желание постоянно совершенствовать мастерство, развивать педагогический инструментарий, в том числе и методику.
Перед педагогом оказались всего пять критериев, которым можно поставить "школьную отметку". Максимальная сумма баллов анализа педагогической разработки (пособия, методики) - 25, минимальная - 5. Хотелось бы здесь обязательно добавить, что за более чем двадцатилетний педагогический стаж работы автору статьи не удалось познакомиться с пособием, которое получило максимальное количество баллов. Конечно, были интересные методики, пособия, но они набирали намного меньше баллов.
Инструментальность прикладного характера известных уровней изобретений доказывает А. В. Макаревич, который, опираясь, все на ту же "шкалу новизны", выделил пять возможных уровней квалификации школьного психолога19.
1. Содержание работы психолога зависит от запросов администрации, учителей и родителей. Запросы касаются чтения лекций на психологические темы, выступлений на родительских собраниях, разбирательств с конкретными школьниками по конкретным проступкам или с их неудовлетворительными результатами в учебном процессе. Диагностическая работа ведется от случая к случаю. Её результаты, как правило, глубоко не анализируются и не несут в себе прогностической функции. Таким образом, на первом уровне психологом выполняются, в основном, только психопросветительская, психоконсультационная и психодиагностическая функции.
2. Работа психолога относительно независима от требований администрации. Выполняются заказы учителей и родителей. Данные диагностики тщательно анализируются. Результаты диагностической работы, а также советы психолога используются в педагогической работе. Иногда это приносит результаты. Ведется коррекционная работа. Однако психолог работает не со всеми учениками (в основном, с теми, кто плохо успевает либо систематически нарушает дисциплину).
3. Проводится не только психодиагностическая и психокоррекционная, но и психопрофилактическая работа. Психолог старается отслеживать межличностные и внутриличностные конфликты, организует коррекционные мероприятия: лекции, тренинговые группы, проводит индивидуальную работу с девиантными и неуспевающими детьми, факультативные курсы и кружки. Работой охвачено большинство школьников (в основном старшеклассников). В своей работе психолог относительно независим от администрации школы.
4. В сферу интересов психолога включается деятельность учителя. Известно, что большую часть времени учащиеся проводят в школе, работая на уроках. Следовательно, личностное развитие учащихся зависит в значительной мере от того, что происходит на этих уроках. Поэтому дидактические системы, применяемые учителями в школе, подвергаются психологической экспертизе. При необходимости психолог помогает учителю в создании собственной дидактической системы, найти верный тон общения с детьми на уроках с учетом индивидуальных особенностей учащихся конкретного класса. Посредством этого реализуется также и функция защиты интересов ученика. Кроме того, по инициативе психолога и с его активным участием в школе проводятся уроки по психологии, составляющие курс, условно именуемый "Развитие".
5. Психолог владеет навыками самоизменения. Основываясь на данных диагностики и наблюдения, он передает учащимся и учителям навыки самоизменения и саморазвития, способствуя наиболее полной реализации личностного потенциала каждого человека в творческой активности. При этом корректируются не отдельные познавательные, эмоционально-волевые процессы и личностные особенности, а личность в целом. При этом часть функций по диагностике и прогностике личностного развития школьника передается педагогам школы и учащимся.
Ресурс одной статьи весьма мал, и он ограничивает показ инструментальности уровней изобретений (как одной из технологий ТРИЗ-педагогики) приведенными примерами.
Необходимо обучаться теории и ее прикладному направлению всем, а особенно педагогам. Сегодня современная ТРИЗ-педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Так, в рамках повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений, в институте дополнительного профессионального образования Саратовского государственного университета в контексте общей программы по педагогике, слушатели знакомятся с историей развития теории решения изобретательских задач и некоторыми ее прикладными возможностями в педагогике на специальном курсе по развитию творческого воображения и ТРИЗ.
Уже сегодня для развития творческих навыков ТРИЗ-педагогами накоплен большой фонд учебных изобретательских и исследовательских задач в таких областях, как физика, биология, экология, техника, бизнес. Но следует различать ознакомительный и инструментальный способ, обеспечивающий применение методики на практике, уровни освоения ТРИЗ-методик. Обязательным условием качественного инструментального обучения в ТРИЗ-педагогике является не только освоение соответствующих методик, но и способы их создания.
На сегодняшний день известно и опубликовано более сорока методических пособий, книг различных авторов по педагогической тематике, опирающихся на ТРИЗ; издается регулярный сборник статей "Педагогика + ТРИЗ". В журнале "Школьные технологии" с 2000 года появился постоянный раздел "ТРИЗ-педагогика". Все это еще раз подтверждает, что ТРИЗ-педагогика, обладающая технологическими методиками и алгоритмизированными приемами, как научное и педагогическое направление развивается и расширяется в нашей стране и за рубежом.


С.А. Борисова, А.Ю. Егорова, Н.Г. Чанилова

Партнерство школы и вуза:
целесообразность и эффективность

В последнее десятилетие стала стремительно развиваться довузовская подготовка школьников, осуществляемая через систему комплексов школа-вуз. Преподавание естественных дисциплин требует сочетания необходимой глубины фундаментальных наук с ранней профессиональной ориентацией, расширением естественнонаучного кругозора учащихся.
В рамках сотрудничества кафедры органической и биоорганической химии химического факультета Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского и МОУ "Средняя общеобразовательная школа №76" создана программа профильного обучения для школьников 10-11 классов по специальности "Лаборант органического анализа", которая служит звеном в системе непрерывного химического образования в общеобразовательной школе с дальнейшей ориентацией учащихся на вузы химико-экологического профиля.
Подобное сотрудничество явилось предпосылкой создания концепции профильного химического предвузовского образования и разработки единой системы образовательных программ, способствующих максимальному развитию творческого потенциала учащихся и его реализации на всех этапах процесса обучения: урок - лабораторный практикум - творческий семинар - исследовательская работа в научной лаборатории химического факультета СГУ.
Цели, которые были поставлены при разработке программы данного курса профессионального обучения, состоят в следующем:
- создать наиболее благоприятные условия для творческого развития личности учащихся и повысить их интеллектуальный уровень;
- формировать научно-исследовательское мировоззрение у школьников, проявляющих интерес и способности в области естественных наук;
- расширить спектр возможных специализаций старшеклассников на базе средней общеобразовательной школы.
Данная программа была разработана как альтернативная действующим в средней школе № 76 программам профессиональной подготовки учащихся старших классов по специальностям токаря, радиомонтажника. Она явилась продолжением многогранной долгосрочной работы, нацеленной на повышение интереса учащихся к изучению химии.
Разработанная методика предметного и логико-психологического содержания каждого занятия позволяет учащимся проследить и понять диалектику развития науки, способствует углубленному восприятию учебного материала, приобщает школьников к решению науковедческих задач.
За прошедшие годы обучение в группе лаборантов стало престижным для старшеклассников, вызвало большой интерес среди родителей, отбор в группу стал конкурсным. При этом основными критериями отбора являются хорошая подготовка по химии (обученность), способность к усвоению предмета химии (обучаемость), намерение изучать химию в процессе вузовской подготовки (профессиональные устремления). За семь лет профильное обучение прошли 84 старшеклассника школы №76. Курс апробирован на базе школ № 67, 75 г. Саратова.
Отбор содержания исследовательских форм и методов преподавания обеспечивает эффективное развивающее влияние на процесс обучения, что способствует также успешному развитию научного химического сообщества в школе.
Большой объем предлагаемых лабораторных работ, выполняемых как на базе кабинета химии школы № 76, так и на оборудовании и площадях кафедры органической и биоорганической химии СГУ, позволяет школьникам на достаточно высоком уровне овладеть основами химического эксперимента, приемами выделения, очистки, анализа и синтеза органических веществ.
Контроль усвоения учебного материала показывает не только умение учащихся выполнять химические исследования, но и способность к анализу, интерпретации и полному осмыслению полученных результатов. Качество знаний по химии у ребят, занимающихся в группе лаборантов (выявляется в процентах по отношению числа учеников, получивших при аттестации за отчетный период - четверть, полугодие, год - хорошие и отличные оценки, к общему числу школьников), в среднем на 20% выше, чем у одноклассников. Регулярно проводимое анкетирование учащихся и их родителей подтверждает увлеченность школьников предметом, родители отмечают также достаточную подготовку для успешного поступления в вузы химико-экологического профиля.
Данный курс самостоятелен, преподается параллельно с базовым школьным курсом химии, рассчитан на 136 учебных часов (по 4 часа в неделю) за счет часов вариативной части базисного учебного плана общеобразовательной школы.
Актуальность и новизна разработанного курса определяется тем, что изучению химии в средней школе, безусловно, препятствует барьер абстрактности. В программе курса подобран материал, способствующий успешному усвоению химических представлений благодаря увеличению объема экспериментальных работ, усилению прикладной части химии, ее материаловедческой направленности, связи химической науки с экологическими проблемами современной жизни общества, ориентированности на приобретение навыков, которые необходимы в реальной жизни, что имеет большое значение для профориентации учащихся, а также для формирования химической грамотности, устранения химофобии.
Программа имеет полное методическое обеспечение, издано учебно-методическое пособие "Руководство к практическим занятиям" для учащихся. Пособие содержит подробное описание техники экспериментальных работ по курсу. Каждая глава пособия содержит также блок вопросов для программированного контроля и самоконтроля качества усвоения материала, преимущественно в форме тестов.
Рефераты по истории химии и литературные эссе, подготовленные учащимися к занятиям и конференциям, оформляются в переплетенном виде по годам.
С уверенностью можно утверждать, что данная программа, не заменяя лабораторный практикум по основному курсу химии 10-11 классов, удачно дополняет его, существенно повышает воспитательный потенциал обучения, заметно облегчает решение таких учебно-воспитательных задач обучения химии, как:
- формирование умений и навыков грамотного и безопасного обращения с веществами и оборудованием при выполнении опытов;
- развитие умений не только наблюдать, но и объяснять химические явления с точки зрения закономерностей протекания химических реакций, методов разделения смесей, очистки веществ;
- раскрытие гуманистической направленности химии, ее возрастающей роли в решении проблем, стоящих перед человечеством;
- воспитание экологической культуры.
Освоение данного курса параллельно с базовым курсом органической химии 10-11 классов ведет к значительному повышению степени обученности осваивающих его учащихся по сравнению с другими школьниками, а также заметному повышению интереса к предмету со стороны последних; позволяет учащимся подготовиться к сознательному выбору профессии в соответствии с личными способностями и потребностями общества. Все эти годы школьники, занимающиеся в группе лаборантов, не только успешно выполняют итоговую задачу и сдают зачет, но и выбирают химию на итоговой аттестации за 11 класс, показывая при этом только хорошие и отличные знания (табл. 1).
Таблица 1
Число учащихся 11 классов, занимающихся по специальности
"Лаборант органического анализа" и сдающих на вступительных экзаменах в вузы предмет "химия"

Учебные годы
В % от общего числа
1994/1995
67
1995/1996
75
1996/1997
100
1997/1998
83,3
1998/1999
100
1999/2000
100

Как правило, большая часть из состава этих учащихся сдают химию как предмет на вступительных экзаменах в вузы. Ежегодно педагогический совет школы рекомендует группу учащихся из числа лаборантов для поступления на химический факультет СГУ, и они успешно сдают экзамены (табл. 2).

Таблица 2
Сравнение качества знаний учащихся МОУ "Средняя общеобразовательная школа
№76" по химии по итогам контрольно-методических срезов ЗУН, %

Класс
Среднее для параллели значение качества знаний по химии учащихся, занимающихся по традиционной программе
Среднее для параллели значение качества знаний по химии учащихся, занимающихся в группе лаборантов
1996/1997 учебный год
10
39
47
11
42
59
Итого
40,5
53
1997/1998 учебный год
10
52
64
11
60
72
Итого
56
68
1998/1999 учебный год
10
56
67
11
68
76
Итого
62
71,5
1999/2000 учебный год
10
60
72
11
69
78
Итого
64,5
75

Психологическая служба школы отмечает высокий рейтинг предмета "химия" по всем параметрам: предмет, личность и профессионализм учителя, кабинет, профессиональная подготовка, внеклассная работа по предмету.
Учащиеся систематически успешно выступают на научно-практических конференциях районного, городского и областного уровня и конференциях, проводимых Саратовским государственным университетом имени Н.Г. Чернышевского, Саратовским государственным техническим университетом.
Следует особо отметить хорошие результаты, показанные учащимися на районных олимпиадах по химии.
Увлечение наукой, а также полученные в ходе обучения теоретические знания и практические навыки позволяют выпускникам выдерживать вступительные экзамены и далее продолжать обучение на химических специальностях в вузах.


В.В. Гусев, С.А. Юсухно, Л.И. Федотова

Выделение круга заинтересованных сторон -
обязательное условие установления взаимодействия
в образовательных системах

К системе образования имеет отношение достаточно широкий круг заинтересованных в результатах образовательной деятельности и ощущающих на себе её последствия сторон. Заинтересованные стороны представлены несколькими категориями: конечные благополучатели, непосредственные благополучатели, другие заинтересованные группы, отдельные лица, которые могут относиться одновременно к нескольким категориям на разных этапах реализации проекта (табл. 1, 2).

Таблица 1
Группы, заинтересованные в проекте, и их интересы

Заинтересованные стороны
Их интересы
Учащиеся
Повышение качества образования. Социальная адаптация в мире взрослых. Приобретение навыков социального партнерства. Формирование активной гражданской позиции
Родители
Повышение качества образования детей, направленного на усиление его адаптивности. Появление возможности влияния на принятие управленческих решений в сфере образования. Изменение взаимоотношений в системе образования, усиление сотрудничества и взаимопонимания участников образовательного процесса. Обретение нового опыта участия в общественной жизни
Профессионально-педагогическая
общественность
Информационная осведомленность. Реализация творческого потенциала, повышение рейтинга педагогов, участвующих в проекте, у родителей, учащихся, коллег. Активизация профессионального общения. Изменение отношений с учащимися в ходе совместного участия в Мегапроекте. Возрастание возможности оказания влияния на принятие управленческих решений


Таблица 2
Косвенно заинтересованные стороны и их интересы

Косвенно
заинтересованные стороны

Их интересы
Региональная стратегическая команда
Утверждение в педагогическом сообществе, расширение влияния на региональную систему образования. Проведение широких научных исследований и экспериментов. Общение с высококвалифицированными отечественными и зарубежными специалистами. Межрегиональное сотрудничество с целью расширения знакомства с опытом других регионов. Формирование готовности членов команды к проектной деятельности. Развитие опыта РСК как организаторов и экспертов
Муниципальные стратегические команды
Обретение нового образовательного опыта. Повышение авторитета в педагогическом коллективе. Возможность включения в управление образованием. Взаимодействие с единомышленниками из других районов области. Получение навыков разработки стратегии МОС и программы её развития
Руководители
образовательных
учреждений
Объединение педагогического коллектива вокруг идеи. Мотивация педагогов к инновационной и творческой деятельности. Привлечение общественного внимания к проблемам школы. Повышение рейтинга школы, участвующей в эксперименте. Повышение квалификации руководителя. Выявление учительских резервов в управлении. Повышение профессиональной квалификации
Администрация Петровского
района
Позитивные изменения в муниципальных образовательных системах являются показателем работы администрации муниципалитетов. Снижение уровня конфликтности в педагогическом сообществе района. Участие широкой общественности в осуществлении образовательной политики района. Повышение рейтинга администрации муниципалитета среди жителей района в связи с предстоящими демократическими преобразованиями
Лидеры общественных структур, объединений,
организаций
Обучение совместной деятельности с представителями государственных структур. Повышение компетентности в управлении образованием. Повышение авторитета в организации. Обновление направлений деятельности организации
Муниципальное управление
образования


Инновационные изменения в муниципальных образовательных системах. Повышение авторитетности управления образованием в глазах МО области и педагогической общественности района и области. Обретение нового управленческого опыта. Реальная возможность разработки документов стратегического менеджмента (Программа развития, стратегический план и др.). Активизация межведомственного взаимодействия. Сокращение властной дистанции в управлении. Создание школы резерва руководителей ОУ из членов МСК. Создание форм ГОУ МОС на муниципальном уровне. Привлечение СМИ к проблемам образования. Обучение специалистов управления образованием. Разработка перспективных планов, программ развития. Повышение квалификации сотрудников управления образованием. Разработка стратегических программ и проектов для управления образования
Петровское
районное собрание
Демонстрация общественности результатов деятельности депутатского корпуса. Расширение сферы влияния депутатов. Увеличение потенциального электората
В.В. Малетин

Модернизация муниципальной системы
управления образованием

Опишем и обоснуем основной стратегический подход идеи содержательного хода, с помощью которого планируется осуществить проектируемые преобразования и обеспечить модернизацию системы управления образованием.
Модернизация муниципальной системы управления образованием предусматривает следующие стратегические преобразования:
- создание системы трехуровневого управления муниципальной системой образования (система управлением образовательным учреждением, территориального управления образованием, управления образованием на муниципальном уровне), управления муниципальной системы образования;
- разработку модели структуры управления образованием на каждом уровне;
- определение принципов и основных направлений взаимодействия структур управления всех уровней;
- создание структур по координации деятельности государственных и общественных органов, участвующих в управлении образованием на муниципальном уровне;
- становление и развитие общественной составляющей образовательного взаимодействия;
- создание на муниципальном уровне института педагогических, управленческих, общественных лидеров;
- создание инновационных практик и образцов;
- разработка нормативной базы для реализации моделей управления на каждом уровне.
Области и направления стратегических изменений
Предполагаемые стратегические изменения будут носить системный характер при выполнении ряда условий:
- создании системы социального партнерства между институтами гражданского общества, государственными органами и педагогическим сообществом;
- повышении квалификации и переподготовки работников, участвующих в процессе модернизации по преобразованию системы управления образования на муниципальном уровне;
- создании структур стратегического планирования и развития образования.
Общие стратегические цели модернизации
Главной целью модернизации является создание необходимых условий для развития муниципальной системы образования.
Из анализа проблем и потенциала муниципальной системы образования для реализации главной цели необходимо:
1) определить приоритетные направления в деятельности образовательных учреждений и развитии системы образования района. Основными из них являются:
- модернизация системы управления образования на уровнях образовательного учреждения, территориальном и муниципальном;
- создание модели управления образованием на основе демократических государственно-общественных отношений;
- создание системы информационного обеспечения образования;
- становление эффективной системы социального партнерства.
2) разработать образовательную политику, основанную на принципах социально-территориальной организации образования, способную обеспечить становление и развитие демократических государственно-общественных отношений в образовании.
В результате реализации модернизации в системе управления образованием должны произойти изменения на всех уровнях: муниципальном, территориальном и школьном. Характер проектируемых изменений в управлении образованием представлен в табл.1,2.

Таблица 1
Изменения в управлении образованием

Уровень планируемых изменений
Муниципальная система
управления образованием
Территориальная система управления образованием
Система управления образовательными учреждениями
Принятие в качестве основной задачи
Создание оптимальных условий для развития муниципальной системы образования, обеспечивающих реализацию жителями района конституционных прав на образование
Обеспечение участия в развитии территориального избирательного округа, избирательных учреждений округа, педагогической общественности, товаропроизводителей, представителей малого бизнеса
Создание равных возможностей, их адаптации в изменяющихся социально-экономических условиях
Формирование в качестве основных функций управления
Участие в разработке концепции развития.
Повышение степени открытости системы управления образованием за счет широкого привлечения общественности к развитию МОС
Прогнозирование развития образования
Становление социального парт-нерства
Создание института лидеров
Развитие финансово-эконо-мических ресурсов; контроль за эффективностью их использования
Формирование правовой культуры населения
Разработка стратегии развития ОУ
Обеспечение открытости управления ОУ
Формирование внебюджетных фондов развития ОУ
Создание условий для широкого привлечения учащихся к реализации стратегии развития ОУ и принятия управленческих решений



Окончание табл. 1

Появление новых структур
Муниципальный общественный Совет
Муниципальная стратегическая группа

Совет директоров образовательных учреждений района
Союз предпринимателей района
Совет представителей политических партий и общественных движений
Союз товаропроизводителей района
Создание территориального общественного совета
Ассоциация педагогической общественности
Совет председателей попечительских советов ОУ
Совет председателей школьных родительских комитетов
Совет руководителей органов ученического самоуправления ОУ
Создание общественного Совета школы

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign