LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

- активное распространение в обществе идей государственно-обществен-ного управления образованием;
- содействие становлению положительного общественного мнения;
- оповещение о ходе реализации инициативных общественных проектов и их результатах (через публикации в местной печати);
- организация традиционных телепередач, посвященных различным аспектам муниципального образования
Армия и
военкомат
Осуществление патриотического и физического воспитания, способы поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
Программа, направленная на:
- сбор материалов для "Книги памяти", конкурсы творческих работ учащихся по исследованию истории Балашовского района в годы Великой отечественной войны (Программа "Поиск");
- организацию дней допризывника, организация стрелковой подготовки учащихся школ;
- организацию курсов гражданской обороны, изучение основ безопасности и жизнедеятельности

Окончание табл. 1

Социальный партнер
Цели социального партнерства
Направления взаимодействия
Прокуратура
Повышение правовой грамотности учащихся
Программа, направленная на:
- проведение на районном уровне, при участии экспертов - работников прокуратуры, олимпиады по правоведческим предметам;
- проведение в школах "Недели правовых знаний";
- проведение систематических опросов и оперативных совещаний с участием представителей образования и прокуратуры
Здравоохранение
Оздоровление детей в общеобразовательных
учреждениях
Программа, направленная на:
- организацию рационального питания детей в общеобразовательных учреждениях;
- проведение качественных профилактических медицинских осмотров;
- выполнение программы реабилитации детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья;
- организацию и проведение городских акций "Против наркотиков" и др.
Культура и
искусство
Повышение уровня культуры и осуществление эстетического развития
школьников
Программа, направленная на:
- организацию смотров творчества детей: вокального, художественного, музыкального, декоративно-приклад-ного и др.
- проведение общерайонного праздника "Последний звонок" с целью создания традиций участия администрации района, представителей отраслей и ведомств в поддержке лучших выпускников;
- организацию эстетического и исторического просвещения учащихся района через сотрудничество с драматическим театром, краеведческим музеем, выставочным залом г. Балашова;
- благотворительные акции показов художественных фильмов, а также фильмов воспитательной направленности: о Великой Отечественной войне, по правовой и антинаркотической тематике

Таблица 2
Управление внутренними отношениями в Балашовской МОС

Группы партнеров
Цели партнерства
Направления взаимодействия
совместной деятельности
Учащиеся
Влияние на уровень качества образования посредством участия в управлении, решение задач обучения, воспитания, развития
Планирование и контроль программ воспитания, развития;
планирование и организация досуговой деятельности;
защита прав, потребностей и интересов учащихся
Родители
Влияние на уровень качества образования детей, на привлечение и распределение ресурсов: кадровых, нормативно-правовых, финансовых и др.;
участие в решении задач обучения, воспитания, развития
Планирование и организация образовательного, инновационного и обеспечивающего процессов
Педагоги
Влияние на создание оптимальных условий для образовательного и инновационного процессов, общественную оценку своей профессиональной деятельности, на привлечение и распределение ресурсов: кадровых, информационных, концептуальных, программно-методических, нормативно-правовых, ресурсо-отношений
Планирование, организация, руководство и контроль образовательного и инновационного процессов

Администраторы в образовании
Повышение эффективности своей работы посредством приобретения общественного авторитета, гарантий социальной защищенности
Привлечение ресурсов: кадровых, информационных, нормативно-пра-вовых отношений
Взаимодействие с органами власти, выработка решений по кадровым и нормативно-правовым вопросам

Таблица 3
Управление структурами Балашовской МОС

Структуры общественной
составляющей в управлении МОС
Функции в управлении
Ассоциация педагогов
* Экспертиза направленности и содержания образовательных программ, реализуемых в образовательных учреждениях
* Организация педагогического просвещения по актуальным вопросам образования
* Участие в разработке нормативно-правовой документации в сфере образования
* Социальная и правовая защита работников образования
* Участие в разрешении социальных конфликтов



Продолжение табл. 3

Структуры общественной
составляющей в управлении МОС
Функции в управлении
Пресс-центр "Образование"
* Активное распространение в обществе идей государственно-общественного управления образованием
* Содействие становлению положительного общественного мнения
* Оповещение о ходе реализации инициативных общественных проектов и их результатах (через публикации в местной печати)
* Организация традиционных телепередач, посвященных различным аспектам муниципального образования
Общественный фонд
поддержки образования
* Финансовая поддержка инициативы отдельных общественных коллективов, ведущих разработку проектов реализации государственно-общественного управления в имеющихся условиях на высоком профессиональном уровне (оценка научного уровня проектов, возможностей их выполнения и выработка рекомендаций о целесообразности и объеме их финансирования)
* Объявление конкурсов с целью поддержки общественных инициатив
* Сбор средств на осуществление проектов и программ развития государственно-общественного управления образованием
Союз директоров школ
* Организация взаимодействия с органами власти: Управлением образования, Комитетом по делам молодежи и др.
* Экспертиза деятельности управленцев, выработка рекомендаций по решению кадровых вопросов (в том числе назначение и увольнение директоров школ)
* Общественный аудит состояния школ
* Обеспечение принципа "прозрачности финансирования"
Клуб "Родители в образовании"

* Организация досуговой деятельности детей
* Пропаганда и распространение положительного опыта семейного воспитания
Союз родителей
одаренных детей
* Помощь в творческом развитии, профессиональном общении, изучение примеров развития, обучения, воспитания
* Организация работы профессиональной направленности
* Организация культурно-образовательных инициатив


Окончание табл. 3

Структуры общественной
составляющей в управлении МОС
Функции в управлении
Попечительский совет
* Решение финансовых вопросов, главным образом касающихся части общественного контроля расходования средств бюджета на образование
* Поиск партнеров среди государственных и коммерческих структур
* Определение видов и уровней образовательных услуг учащимся
* Проведение экспертизы качества подготовки выпускников
* Оказание материальной, финансовой и иной благотворительной помощи социально необеспеченным учащимся и педагогам
* Выделение средств на поощрение участников образовательных мероприятий (призы, стипендии, премии)
Родительский комитет
* Участие в разработке нормативных документов МОС в управлении образованием
* Общественный аудит состояния школ
* Реализация и защита прав родителей на участие в управлении образованием
* Помощь и поддержка семей в создании условий для решения проблем семейного воспитания
Ученический комитет
* Содействие организации и реализации модели ученического самоуправления
* Участие в решении вопросов защиты прав детей
* Содействие в разрешении социальных конфликтов с учителями и администрацией школ
* Организация досуга


В.В. Малетин

Социально-территориальная организация
образования в переходный период развития
российского образования

Особенности пространственно-временного континуума любой природной и общественной системы зависят от характера парных категорий ее развития - места и цикла. Это проявляется в элементарном факте: известные нам циклические процессы природы и общества протекают в определенных местах ноосферы, на организованных людьми территориях. Именно поэтому разнообразные циклические концепции социально-исторического процесса тяготеют к анализу территориальной организации общества (ТОО).
В основе категории "месторазвитие" лежит феномен пространственно-временной гармонии общественной жизни, который, в свою очередь, покоится на принципах сохранения, структуры и симметрии. Специфическими началами "месторазвития" как основополагающего модуса территориальной организации общества служат, во-первых, первичные потребность и способность человека ориентироваться во времени, во-вторых, стремление территориальной общности - социума - структуризировать и сохранить выбранный ритм своего жизненного времени.
Современное российское общество претендует в этом тысячелетии на политическое и экономическое влияние в мире, на политическую и экономическую самостоятельность. Изменения, которые происходят в социально-экономической формации и государственно-политическом обустройстве России, требуют определенных приоритетов в стадии реформирования современного российского общества. Приоритет трансформации общества должен быть определен в трансформации национального образования в новой социально-территориальной организации образования. Прежде всего это связано с рядом факторов:
- во-первых, образование - это та идея согласия, которую так ищет общество;
- во-вторых, образованность народа - главная задача общества - общество не приняло еще эту позицию, и задача заключается в том, чтобы общество осознало это;
- в-третьих, в современных условиях сфера образования обеспечивает высокую социальную и профессиональную мобильность, обеспечивает конкурентные преимущества России, является основой социализации личности как фактора возрождения духовной культуры;
- в четвертых, сфера образования становится одной из центральных в социальной структуре. Это связано со способностью сферы образования генерировать принципиально новые идеи, правильно их оценивать и быстро реализовать на внутреннем и международном рынке и с актуализацией теоретического и практического значения образования при ускорении и обострении социальных процессов.
Разработка проблем территориальной организации народного образования в отечественной социологии и социальной географии ведется до сих пор в основном рефлекторно, без применения специального категориального аппарата. В русле отмеченных дисциплин предлагается ряд следующих дефиниций:
1) образование - под влиянием социальных институтов общества в национально-культурной среде народа проведение педагогами просвещения, обучения (передача знаний) и воспитания (передача смыслов) человека, групп населения;
2) образованное общество - социальные структуры и институты (семья, круги, страты, классы, общественность, партии, движения и др.), динамика и результативность которых предопределена в стране профессиональной и неформализованной педагогической деятельностью интеллигенции, всего образовательного сообщества;
3) функция образовательного сообщества - передача педагогами народу из поколения в поколение страны накопленного за исторический период багажа знаний и традиционного образа мыслей (менталитета), которые отвечают региональным особенностям Отечества и целой цивилизации;
4) цель образовательного процесса - территориальная организация народного образования для воспроизводства образованного общества как главного носителя национальной культуры, выразителя самосознания народа и интересов граждан перед лицом социальной, экономической и политической власти в стране и за рубежом;
5) недообразованные части общества - деклассированные и криминальные элементы, люмпены, чернь, толпа в качестве социальной базы чрезмерно радикальных преобразований и дезорганизационных процессов в системе "гражданин-общество-государство", разрушающих единство страны и всю ТОО;
6) народное образование - общественно-гражданская и государственная организация обучения и воспитания человека в семье, школе, социальных кругах, среди сверстников, от поколения к поколению, в масштабе этноса, региона, страны и в других таксонах цивилизации.
В свете изложенных дефиниций территориальная организация народного образования является первоосновой цивилизованного "месторазвития" общества. Как и здоровье, образование народа - это подсистема ТОО, целевая функция которой полностью совпадает с целеполаганием, исторической судьбой "месторазвития" самого общества. Основоположники знаний, языка, письменности конкретного народа кладут начало территориальной организации народного образования и таким образом закладывают основу цивилизации. Отсюда понятно цивилизованное значение национально-регионального компонента в образовании - совокупности природных, экономических, экологических, историко-социокультурных, демографических, медицинских, этнопсихологических особенностей региона, отраженных в содержании образования. Национально-патриотические функции территориальной организации народного образования включают в содержание воспитательной работы педагогических коллективов разносторонние знания о культуре языка, обычаях и традициях народа, приобщение к основам национальной культуры и государства. Территориальная организация народного образования обеспечивает воспроизводство человеческого и социального капиталов, содействует социализации человека, его адаптации к условиям жизни и творческой деятельности в обществе благодаря целостности социокультурной, исторической и национальной среды, единству целевых установок и предметного содержания, доступности разным социальным субъектам, достаточности материально-финансовых средств и воспитательных технологий. Вот почему в современной территориальной организации образования важны различные формы интеграционных связей по типу "школа-детский сад", "экспериментально-педагогические площадки", "колледж-университет", "гимназия-лицей", "совместный учебно-научный центр".
Единая территориальная организация народного образования является одним из институтов ТОО, который может обеспечить нравственную зрелость человеческой личности, взаимопонимание людей, биопсихосоциальное благополучие жителей страны. В этой подсистеме ТОО реализуются общественные потребности с учетом исторических традиций, национальных особенностей. Именно образование является ориентированной в будущее детерминантой, от которой зависит перспективы развития ТОО.
Общенациональная, региональные и локальные подсистемы народного образования - историко-культурный феномен, который развивается во времени и непрерывно обновляется. Это средоточие, решающее условие и интегральный показатель духовного состояния и развития нации, всех регионов и местностей страны. Являясь основой социализации личности, духовной культуры нации и социальной памяти народа, образование обеспечивает необходимую профессиональную и миграционную мобильность населения, всю социодинамику цивилизации.
В доиндустриальном аграрном обществе первичными основополагающими ячейками территориальной организации народного образования служат крестьянские домохозяйства и сельские школы. Наука, духовная культура и высшее образование являются важнейшими компонентами развитой цивилизации индустриального техногенного типа. Вместе с тем без воспитующей роли семьи и школы любые другие развивающие структуры публичной сферы индустриального общества не способны обеспечить природосообразную жизнь сельского и городского населения. Вслед за М. Хайдеггером и К. Ясперсом отечественные исследователи справедливо отмечают отрицательное влияние техногенной цивилизации на все жизненное пространство человека, в результате чего человеческий дух сводится к простой способности обучаться. В контексте территориальной организации народного образования это означает, что в системе "техника-человек" жители страны получают ущербное культурно-нравственное и природосообразное воспитание, в конечном счете, становясь людьми без родины, без национальных традиций, своеобразными варварами и даже дикарями в отношении окружающей природной среды. Вот почему от территориальной организации народного образования, от ее первичных до высших элементов и уровней зависит будущее всего общества, а от уровня развития образованного общества - будущее цивилизации.
В крестьянской России конца ХIХ века будущее народа и страны покоилось еще на сельской школе, через столетие на пороге ХХI века будущее российской цивилизации зависит от всех без исключения территориальных структур образования и образованного общества.
Важный аспект в социально-территориальной организации образования, прежде всего, становление системы управления образованием на муниципальном уровне.
Современное российское образование находится в стадии модернизации структуры и содержания образования. Сфера образования является самой массовой формой организации гражданского общества. Ее существование и функционирование отвечает двум основным социальным запросам: во-первых, необходимость реализации права граждан на образование, во-вторых, реализация права граждан на участие в управлении, т.е. потребность создания такой модели управления муниципальной образовательной системой на основе развития демократических государственно-общественных отношений, которая способна удовлетворять как право народа на образование, так и интересы общегосударственного развития. Таким образом, актуальность создания данной модели определяет необходимость реализации требований гражданского общества и государства. Анализ управления муниципальной системой образования, проведенный муниципальной стратегической командой отдела образования администрации Кировского района г. Саратова, показал, что в практике сложившихся отношений образовательных учреждений района с общественностью по совершенствованию системы управления образованием возможен вариант создания модели трехуровневого управления образованием в районе (на уровне образовательного учреждения, территориальном и муниципальном уровнях).
Анализ социума, состояния и прогноза изменения внешней среды муниципальной образовательной системы показал, что у общественных групп сформирована потребность участия в развитии образования, включая управление образованием. Однако отсутствие муниципальных структур родительской, педагогической, ученической общественности, структур, координирующих деятельность общественных организаций и политических партий, делает общественность пассивной, неспособной реально влиять на образовательную систему района. Кроме того, отсутствие механизмов взаимодействия между структурами общественности района негативно влияет на информированность о процессах, происходящих в образовательной сфере.
Модель управления образования включает в себя возможности формирования механизмов взаимодействия общественности, административных органов и педагогического сообщества, создания муниципальных структур, координирующих данное взаимодействие, создания системы социального партнерства, института лидеров, реализации принципов социально-территориальной организации управления образованием.
В территориальной организации образования важен анализ состояния и прогноз тенденций изменения внешней среды муниципальной образовательной системы.


Н.В. Акинфиева

Специфика стратегических
образовательных технологий

Технологические процессы, прочно вошедшие во все сферы человеческой деятельности, включая социальную, требуют адаптированного определения технологических процессов. К сожалению, термин "технология" в педагогике постигла та же участь, что и большинство других неологизмов в разных сферах деятельности человека, а именно: широта распространения термина опередила глубину раскрытия и научного описания обозначенного им понятия. Это приводит к серьезным искажениям, неоправданным упрощениям толкования новых понятий. Многие исследователи определяли понятие "технология", однако, эти определения чаще всего относились к педагогической технологии, а точнее к дидактической технологии. Если учитывать острую потребность в модернизации всей системы образования, то изучение только педагогических технологий едва ли сможет помочь в удовлетворении названной потребности, требуется внимательное исследование всех образовательных процессов, в том числе и их технологическое описание.
Понятие "технология" в образовании чаще всего используется при характеристиках процессов обучения, воспитания, и поэтому к ней больше подходит определение "педагогическая". Именно педагогическая технология, так или иначе, определяется в научной литературе. Дефиниции образовательных технологий, как более широкого понятия, встречаются крайне редко.
Следует различать дидактическую, воспитательную, педагогическую, образовательную технологии. Дидактическая технология связана с действиями по обучению (не только детей, но и взрослых, включая самообучение); воспитательная - с воспитательными мероприятиями; педагогическая - связана с любыми действиями, изменяющими личность, к ней относятся как частные случаи дидактические и воспитательные технологии; образовательная технология - наиболее широкое понятие из рассматриваемых - содержит действия, относящиеся к любым образовательным процессам (управление системой образования, развитие образовательного учреждения, формирование педагогического коллектива и т.п.).
Рассмотрим, как определяются "технологии" педагогами. Например, весьма известный и уважаемый деятель педагогической науки и практики Н.Е. Щуркова говорит, что: "педагогическая технология - это научно-педагогическое обоснование характера педагогического воздействия на ребенка в процессе взаимодействия с ним, научно-педагогическое обоснование системы профессиональных умений педагога, позволяющих осуществить тонкое прикосновение к личности ребенка, входящего в культуру"2. Закономерно возникает вопрос, как обоснование (научное или практическое) может быть технологией. Ведь эти два понятия относятся к разным сферам: обоснование - это объяснение необходимости и возможности применения каких-либо действий, а технология - это сами действия и их последовательность. Хотя Н.Е. Щуркова действительно дает технологическую карту работы педагогических студий. И такие противоречивые суждения по поводу педагогических (дидактических) технологий можно встретить у самых разных авторов, например:
* педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса3;
* технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы4;
* педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей5.
Первые два определения явно характеризуют дидактическую технологию, хотя трудно сказать, что они ее устанавливают. В последнем определении уже присутствует главное технологическое качество - соответствие средств цели. Несмотря на то, что педагогическая, дидактическая и тем более, образовательная технология относится к наименее разработанным понятиям в педагогике, сам термин "технология" достаточно известен и имеет вполне явное токование в производственной сфере. В энциклопедии технология определяется как "совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки материалов..., осуществляемых в различных областях промышленности... В результате осуществления технологических процессов происходит качественное изменение обрабатываемых объектов. В состав современной технологии включается и технический контроль производственного процесса"6. При отнесении этой формулировки к образованию ее можно трансформировать следующим образом: образовательная технология - это целевое применение системы средств системы образования, направленное и однозначно определяющее получение заданных характеристик некоторого образовательного феномена (качества выпускников, содержания образования, повышения квалификации работников образования и т.д.). Таким образом, на основе технологии можно прогнозировать и проектировать эффективность деятельности образовательной системы.
Кроме того, для полноценной разработки понятия "образовательная технология" необходимо перечислить комплекс критериев, в основном, по отношению к педагогической, которые способствовали бы более четкой идентификации рассматриваемого понятия. На наш взгляд, эти критерии можно условно разделить на две группы: в первую группу входят критерии, определяющие структурную принадлежность некоторого образовательного явления к технологии; во вторую - критерии, характеризующие качественность (успешность) технологии.
Первая группа
1.1. Диагностичность описания цели7. Иначе этот критерий называют идентификацией цели. В отличие от точных наук гуманитарные дисциплины практически не имеют устойчивых формулировок, определений понятий, особенно, если понятия принадлежат к числу новых. Каждый автор, обращаясь к тому или иному термину, как правило, вносит некоторые коррективы в существующие определения. Для конструирования технологии все эти нюансы важны. Здесь важно не столько всеобщее признание единого определения, сколько однозначная идентификация того качества, формирование которого выдвигается в качестве цели. К примеру, разрабатывается технология активизации учебной деятельности школьников. Понятие "активизация" в педагогике давно и широко обсуждается, тем не менее единого определения нет, поэтому каждому автору технологии необходимо выбрать или самостоятельно определить это понятие, тем самым идентифицировать цель.
1.2. Жесткая детерминированность системы средств поставленной целью технологии. К сожалению, рассогласованность цели, средств достижения цели и полученных результатов - явление в образовании не редкое. Рассмотрим процесс обучения: в качестве приоритетных целей все чаще называются развивающие, направленные на формирование способностей учащихся, становление их личности и т.д., при этом реальным содержанием педагогической деятельности является передача некоторой суммы знаний по различным предметам. Но, даже предположив, что усвоение знаний является достаточным для достижения названных целей (что, конечно же, не так), то все равно остается рассогласование цели с результатами деятельности: ведь на контроль выносится установление степени соответствия знаний, умений и навыков образовательному стандарту, а не уровень достижений ребенка, не степень развития его способностей. Здесь можно сделать поправку на новизну целей и объяснить эту несогласованность тем, что содержание обучения еще не успело адекватно откликнуться на изменившиеся требования, но, к сожалению, четкой детерминированности педагогического процесса целями нельзя увидеть и в традиционном обучении. Глобальная педагогическая цель звучала как "формирование всесторонне развитой гармоничной личности", в связи с ее идеальностью и недостижимостью эту цель обучения конкретизировали на политехническое, этическое, эстетическое, физическое и др. образование. Реально же ученики усваивают предметные знания. Такая "связь" цели и системы средств по ее достижению, с точки зрения технологии, не допустима.
1.3. Системность средств, используемых в технологии. Этот критерий означает, что комплекс средств системы образования, используемый в технологии для достижения некоторой цели, должен отвечать всем условиям системы: целостность, взаимосвязанность и взаимоподчиненность элементов. Этот же критерий означает, что изменение хотя бы одного элемента требует внесения изменений и в другие составляющие системы. В принципе, если система высокого качества, то она должна саморазвиваться (изменяться), обладать синергетическими характеристиками. Иначе, если разработчикам действительно удалось организовать качественную систему образовательных средств, то любое изменение в составе технологии неизбежно приводит к адаптации всей системы, и не требует внешних дополнительных усилий к формальной "подгонке" других частей системы к появившемуся новому элементу.
1.4. Исчерпывающая оптимальность. А.М. Кушнир8 истолковывает этот критерий таким образом: ничего нельзя изъять, ничего не надо добавлять. Это, безусловно, не означает, что в реализации задуманной технологии не должно быть ничего лишнего, не вошедшего в описание технологии, но это лишнее не оказывает существенного влияния на педагогический процесс и, как следствие, формально не должно входить в состав технологии.
1.5. Однозначность интерпретации результатов и их воспроизводимость. Этот критерий необходим по тем же причинам, что и критерий 1.2, согласованность цели и результатов должна быть максимальной. Например, цель технологии - повышение уровня обученности школьников, а в результате отмечается и повышение активности детей. Что это? Следствие высокой обученности, нетрадиционности обучения или просто "побочный" эффект? Является ли повышение активности результатом данной технологии, можно определить по воспроизводимости результатов. При использовании технологии на другом учебном материале, с другими детьми, в другое время. Если и в новых условиях стабильно наблюдается это явление, то его можно отнести к успешности созданной технологии, если нет - это результат, не имеющий прямого отношения к этой технологии.
Вторая группа
2.1. Человекосообразность. Педагогическая технология, в отличие от производственных технологий, имеет дело с личностью, и даже если образовательная технология не имеет непосредственного отношения к преобразованию человека, то она все равно опосредованно влияет на формирование его личности. Поэтому любую образовательную технологию следует изучать на предмет "полезности" для человека.
2.2. Мобильность и гибкость. Если образовательная технология будет статична, то она перестанет отвечать критерию 2.1, так как не будет вовремя реагировать на происходящие в обществе изменения9.
Кроме определения существенных признаков и критериев, для более полного представления преимуществ технологического описания образовательных процессов необходимо установить отличительные признаки в процессе сравнения исследуемого понятия со смежными: "методика", "система", "опыт работы". В целом, все эти понятия, так или иначе, содержат описание образовательной деятельности, между тем, характер этих связей различен и по происхождению, и по логике. Даже если сузить эти понятия до дидактического или педагогического, то различие очевидно. Приведем классические определения большинства учебников педагогики, педагогических словарей, энциклопедий:
* методика обучения - частная дидактика, объектом исследования которой является процесс обучения той или иной учебной дисциплины, а предметом - связь, взаимодействие преподавания и учения в обучении конкретному учебному предмету. Деятельность учителя заключается в осуществлении последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования.
* система обучения - то же, что и методика, но с одним жестким критерием: методы обучения, составляющие методику, должны представлять собой систему (а не простую совокупность), т.е. обладать свойствами целостности, взаимосвязанности и взаимоподчиненности. Это требование не присутствует в характеристике методики в явном виде.
* опыт работы педагога (или педагогического коллектива) - совокупность (систематизированная или нет) педагогических средств: форм, методов, приемов, используемых для обеспечения усвоения содержания предмета.
Если же распространить эти понятия на другие образовательные процессы, то они скорее потеряют ряд позитивных характеристик, т.к. наибольшую разработанность они имеют именно в дидактике.
Теперь, если вернуться к определению технологии, то, исходя из дефиниций и критериев, можно установить отличительные признаки технологии от рассмотренных понятий (табл. 1).

Таблица 1
Смежные понятия по структурным критериям технологии

Структурные критерии
Технология
Методика
Система
Опыт работы
Целевое назначение
+
+
+
- (+)
Жесткая детерминированность комплекса педагогических средств целью
+
-
-
-
Системность образовательных средств
+
- (+)
+
- (+)
Исчерпывающая информация
+
-
- (+)
-
Однозначность результатов, их воспроизводимость
+
-
-
-

Примечание. "+" - педагогическое явление отвечает заданному критерию, "-" - не отвечает, "- (+)" - в зависимости от исполнителя или внешних условий данный критерий может учитываться, но не является обязательным.

Из табл. 1 видно, ближе всего к "технологии" по структуре подходит "система".
Приведем результаты аналогичного сравнения рассматриваемых понятий и по качественным критериям технологии (табл.2).

Таблица 2
Смежные понятия по качественным критериям технологии

Качественные критерии
Технология
Методика
Система
Опыт работы
Человекосообразность
+
- (+)
- (+)
- (+)
Гибкость и мобильность
+
- (+)
- (+)
- (+)

Примечание. "+" - педагогическое явление отвечает заданному критерию, " - " - не отвечает, "- (+)" - в зависимости от исполнителя или внешних условий данный критерий может учитываться, но не является обязательным.

Безусловный интерес для сравнительного анализа представляли бы обратные таблицы, в которых за основу были бы приняты критериальные признаки образовательной системы, опыта, методики. Но основная цель данных рассуждений - понятие "технология" - позволяет нам остановиться и на этом.
Итак, чтобы некоторая система образовательных средств однозначно и оптимально "работала" на формирование определенного качества, необходимо: 1)четко определить это качество со всеми его параметрами и проявлениями, описать способы идентификации его, т.е. задать систему индикаторов; 2)подробно представить всю систему образовательных средств (включая условия их применения); 3)разработать мониторинговую систему, методику диагностики интенсивности проявления формируемого качества (для определения того, насколько заданная система средств соответствует цели разрабатываемой технологии). Контроль за достижением цели будет более корректным, если помимо использования качественных методов будут использованы и количественные.
Таким образом, в структуру образовательной технологии входят как обязательные следующие компоненты:
* целеполагание;
* описание системы действий, адекватной поставленным целям, направленной на непосредственное достижение именно этих целей;
* мониторинг и оценка, определяющие уровень приближения к цели при заданной организации образовательного процесса.
Понятно, что каждый из указанных компонентов содержит многогранные составляющие, рассмотрение которых и будет представлять собой основное содержание работы.
Представленное описание технологического подхода в образовании можно отнести к любым образовательным процессам, для того чтобы технология могла привести к стратегическим изменениям в системе, требуется привлечение достижений теории управления. Для проектирования стратегических технологий в работе описаны и адаптированы к образовательным системам следующие методы стратегического менеджмента:
- проблемно-ориентированный анализ образовательной системы, позволяющий определить приоритетные проблемы системы образования и выбрать их решение в качестве цели технологии;
- анализ внешней среды;
- методы формирования стратегических целей;
- логико-структурный подход в проектировании стратегических изменений;
- анализ факторов риска и допущений;
- построение бизнес-планов модернизации образования.
Если образовательная технология проектировалась на основе требований стратегического менеджмента, а именно: целью технологии является решение стратегически важной для образования проблемы; достижение качественно новых результатов, обеспечивающих развитие системы, то такую технологию можно называть стратегической образовательной технологией. Стратегически важные цели системы образования составляют ее миссию в обществе.

В.В. Гусев, С.А. Юсухно

Взаимное влияние внешней среды и системы
образования как фактор развития

Анализируя социально-экономическое положение Петровского района, можно лишь отметить относительную стабильность государственной власти, стабилизацию сельскохозяйственного производства, рост темпов промышленности.
Наиболее важное значение в данном регионе имеют следующие тенденции: наращивание объемов производства в денежном и натуральном выражении, развитие машиностроения и приборостроения, поддержка местных товаропроизводителей.
В перспективе это может привести к созданию новых рабочих мест, уменьшению числа безработных, привлечению капиталовложений из других регионов, увеличению отчислений в местный бюджет и внебюджетный фонд, дополнительному финансированию учреждений дополнительного образования, подготовке в представительствах высших учебных заведений специалистов для предприятий города.
Стабилизация сельскохозяйственного производства способствует созданию многочисленных перерабатывающих предприятий местного значения, которые бесплатно обеспечивают продуктами первой необходимости (мука, хлеб, масло, макаронные изделия) школы и детские сады в сельской местности.
Однако на фоне стабилизации сельскохозяйственного и промышленного производства продолжает падать жизненный уровень населения, возникают и обостряются социальные проблемы.
Низкий уровень оплаты труда в районе сказывается на росте асоциальных процессов, на уменьшении численности воспитанников ДОУ, уровне здоровья населения.
Сокращение численности населения, его старение в дальнейшем приведут к уменьшению численности воспитанников МДОУ и школ, как следствие к сокращению численности педагогических работников.
Система образования находится под влиянием указанных тенденций, развивается в сложных противоречивых социально-экономических условиях.
Для выявления возможных образовательных результатов, которые являются доминирующими, и для того чтобы направить систему образования на получение именно этих результатов, мы изучили мнение социальных заказчиков. Также использовался комплекс исследовательских методов: анкетирования, беседы с учителями, администрацией школ; индивидуальные и групповые беседы с учащимися и родителями. Всего в анкетировании участвовало 300 человек. Из опрошенных 96% учащихся сказали, что им нравится учиться в их школах. Но 69% учащихся считают, что изучаемые предметы перегружены информацией, которая является невостребованной в будущей трудовой деятельности и повседневной жизни; такое же мнение имеют 42,37% родителей и 54,83% опрошенных учителей. Наиболее перегруженными предметами, по мнению учащихся, являются: физика (30,71%), математика (15,03%), химия и история (12,41%); физика (6,77%), история (6,77%), химия и литература (5,08%) - по мнению родителей; математика (16,12%), физика (12,90%), история (9,67%) - по мнению учителей.
Интересный факт - мнение родителей по загруженности математики резко отличается от остальных мнений, всего 3,38% считают, что математика перегружена ненужной информацией.
Опрошенные учащиеся назвали предметы, на которые, по их мнению, можно увеличить время, отводимое на их изучение. Это такие предметы, как информатика (35,15%), физическая культура (26,02%), математика (20,54%), русский язык и литература (16,89%), биология (14,61%), иностранный язык (14,15%), химия (13,24%), история (11,41%) и т.д., т. е. предметы, которые будут нужны в будущем учащимся для продолжения образования.
Большинство опрошенных родителей хотели бы ввести следующие новые предметы в курс средней школы: информатику с 6 класса (20,33%), эстетику (13,55%), экономику (8,47%), правоведение (6,77%), Закон Божий (3,38%).
Мнение родителей совпадает с потребностями учащихся. Они хотели бы ввести такие предметы: экономика (18,23%), правоведение (15,88%), астрономия (14,70%), психология (11,17%), информатика с 9 класса (8,82%), новые иностранные языки (6,47%), культура (этика) (4,70%), МХК (3,6%), танцы (2,94%).
Однако есть мнение, что при введении этих предметов в курс средней школы по другим предметам можно уменьшить время, отводимое на изучение. Это такие предметы, как физика (46,57%), литература (20,09%), математика (15,57%), химия (9,58%), история (9,13%) и т.д. Так считают учащиеся, участвующие в опросе.
7% родителей считают, что должно быть углубленное индивидуальное обучение каждого ребенка по определенным предметам и поверхностное изучение других, менее требуемых предметов.
Более 63% опрошенных учащихся выбрали способ получения ЗУН, когда дана цель, ситуация, но алгоритм действия он выбирает сам.
16,43% выбрали наиболее трудный способ получения ЗУН - это, когда в задаче задана цель, но не ясна ситуация, в которой цель может быть достигнута, и от учащегося требуется дополнить (уточнить) ситуацию и применить ранее усвоенные действия для решения данной нетиповой задачи. Однако более 26% желают получать пассивно ЗУН, то есть "с полной подсказкой".
При ответе на вопрос, по какой дидактической системе вы хотели бы учить/учиться, большинство выбрали традиционную классно-урочную (около 50% опрашиваемых); индивидуальную систему - около 20% опрошенных родителей и учащихся, дифференцированную - групповую выбрали 30% опрошенных.
Таким образом, в учебном процессе упор делается на расширение объема, изучаемого материала. Это приводило к перегрузке учащихся, наносило ущерб развитию навыков самостоятельного творческого мышления, здоровью. При отборе материала по отдельным предметам учителя стремятся "обогатить" материал как можно большим числом теоретических концепций, количеством цифр, фактов, дат и требуют от учащихся, чтобы они все непременно запомнили. В результате год от года снижалось положительное эмоциональное отношение учащихся к учению.
Учителя не всегда еще по достоинству оценивают тот факт, что наибольший успех в учении достигается, когда обучающиеся ориентируются на самостоятельное выполнение предварительно отработанных интеллектуальных операций.
На вопрос - "Устраивает ли Вас пяти-балльная система?" - большая часть опрошенных отвечает - "да". Однако 30% учащихся, 45,76% родителей и 51,61% учителей отмечают, что оценка по пяти-балльной шкале получается слишком обобщенной и грубой. Родители и учителя считают, что этого недостатка лишена двенадцати-балльная шкала оценок.
Около 50% опрошенных считают, что в школах нужно улучшить организацию досуга детей: увеличить число кружков и секций (13,55%), создать клубы по интересам (6,45%), 80% опрошенных считают, что большие перемены между уроками нужны, так как дают возможность детям отдохнуть, принять пищу в столовой или в буфете.
Детское питание в школе родителей (51,61%) и учителей (45,76%) устраивает. Однако более 66% учащихся считают, что в питании в школе нет разнообразия (6,77%), оно платное (18,72%), плохо готовят (6,39%). Некоторые учителя считают, что нужны комплексные обеды, бесплатное молоко.
Более 80% опрошенных хотели бы, чтобы школы имели службу охраны и безопасности. 52% опрошенных считают, что здоровье ребенка в процессе обучения не сохраняется, а даже ухудшается. Таким образом, большинство опрошенных хотели бы, чтобы было сохранено здоровье, чтобы их самочувствие было комфортным.
Большинство опрошенных считают, что 12-летнее обучение не нужно (учителя - 64,15%, родители - 74,57%, учащиеся - 67,12%).
Более 30% опрошенных отказываются сотрудничать в управлении образовательным процессом.
6,77% родителей согласны участвовать в любой форме контроля за образовательным процессом.
37,44% учащихся согласны участвовать в управлении образовательным процессом в форме "совет старшеклассников", в организации проведения классных часов.
Отсюда вывод - общественность частично готова сотрудничать в управлении образованием, но пока не умеет этого делать.
На вопрос, "Что Вы ждете от школы будущего?", учителя ответили: "Достаточной оплаты труда" (19,35%), "Стабильного финансирования" (12,90%), "Хорошего обеспечения материальной базы для осуществления учебно-воспитательного процесса" (12,90%), "Хорошего обеспечения ТСО" (9,67%), "Улучшения качества образования" (6,45%), "Высокого умственного развития детей" (6,45%), "Чтобы дети ходили в школу с радостью" (6,45%).
Родители считают, что образование должно быть бесплатным (8,47%). Задача школы - подготовить молодого человека к нормальному восприятию современной действительности (6,77%), дать глубокие знания (6,77%), физкультура должна стать залогом здоровья (3,38%), чтобы в школе учились те, кто хотят (3,38%), наладить профильное обучение (1,69%), создать много курсов, факультативов, включая платные (1,69%).
В школе должны работать, по мнению учащихся, добрые (30,13%), понимающие (23,28%), справедливые (22,37%), хорошо объясняющие свой предмет (15,98%) учителя.
Таким образом, современные условия требуют от муниципальной образовательной системы (МОС), чтобы школьники за время учебы сохранили здоровье, овладели навыками саморазвития, творчества, выработали способность к самореализации, высокой мотивации к созидательной деятельности, приобрели ориентацию на ценности открытого общества, стали полноправными членами общества с активной гражданской позицией.
Нормативно-правовая среда муниципальной системы образования может также оказывать свое влияние на образовательные системы. Положительные стороны этого влияния:
- ратификация Закона Саратовской области "Об образовании" в Петровском районе, определяющего направленность деятельности администрации района в сфере образования, гарантирующего права граждан на получение образования, социальные гарантии работникам образования;
- на основании Закона Саратовской области "О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций" разработано "Положение о детской общественной организации "Единство";
- разработана и утверждена "Программа развития образования Петровского района на 2001-2005 годы"
- распоряжением Главы администрации Петровского района за ДОУ и школами города и района закреплены шефствующие организации и предприятия, оказывающие помощь в подготовке учреждений образования к новому учебному году.
Однако несовершенство нормативно-правовой базы проявляется в отсутствии действенных механизмов реализации законодательных актов, действующих на территории Петровского района.
Наибольшее влияние на результаты образовательной системы оказывает качественный состав кадровых ресурсов.
В Петровском районе 1064 педагогических работников, из них 828 человек работают в школах, 214 - в ДОУ, 22 - в учреждениях дополнительного образования. 70% педагогических работников имеют высшее образование.
С 1998 - 2000 гг. в районе работают 38 молодых специалистов, из них 18 - в селе, получают 15% надбавку к окладу.
Имеют пенсионный возраст 32 человека, (3% от общего числа педагогических работников) (табл. 1).


Таблица 1
Педагогический стаж учителей школ

Педагогический стаж
Город
Село
до 2-х лет
9
23
от 2-х до 5-ти лет
15
29
от 5-ти до 10-ти лет
55
71
от 10-ти до 20-ти лет
124
130
свыше 20-ти лет
92
111

В 2000 г. в районном конкурсе "Учитель года" приняли участие 31 человек из 20-ти школ.
В 1999/2000 гг. и 2000/2001 гг. прошли переподготовку в СарИПКиПРО 344 человека.
Таким образом, мы приходим к следующим выводам.
В Петровском районе педагогические кадры с достаточно высоким уровнем профессиональной подготовки, педагогического мастерства. Большое внимание в районе уделяется вопросу повышения квалификации педагогических работников через созданный центр для проведения выездных курсов повышения квалификации и обобщению и распространению педагогического опыта. Однако наблюдаются следующие тенденции:
- старение кадров; нехватка кадров в селе; недостаточное количество школьных психологов, социальных работников, отсутствие валеологов;
- отсутствие должностей зам. директоров по науке, диагностике;
- недостаточное количество руководящих работников, аттестующихся на высшую категорию;
- недостаточное финансирование не позволяет осуществлять повышение квалификации на курсах в г. Саратове;
- отсутствие мер по улучшению жилищных условий педагогических работников.

О результативности образовательной деятельности свидетельствуют табл. 2, 3,4.
Таблица 2
Итоги успеваемости учащихся

Характеристика учащихся

1997/1998
1998/1999
1999/2000
Успевают
7334
7178
7136
Оставлены на повторный год
68
62
54
Отсев
8
11
7
Всего учащихся
7410
7251
7197

Большинство учащихся, оставленных на повторное обучение, обучаются в начальной школе. Повторное обучение рекомендовано медико-педагогической комиссией на основании медицинских диагнозов.

Качество знаний, %:
1997/1998 уч. год - 39%
1998/1999 уч. год - 9,6%
1999/2000 уч. год - 39,9%

Таблица 3
Количество выпускников, закончивших школу с медалью

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign