LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

тер.
Конечно, может показаться, что один не может противостоять
толпе. Один в поле не воин. Но в данном случае, когда речь идет о
творчестве, уместнее упомянуть другое: и один в поле воин.
Дело в том, что Мастеру есть что противопоставить
МАССОЛИТу. Произведениями нельзя назвать статьи критика Ла-
тунского или стихи Ивана Бездомного, последний сам признается,
что они ужасны.
Да и вообще, с моей точки зрения, творчеством можно назвать
только деятельность Мастера.
Действительно, говоря о членах МАССОЛИТа, Булгаков описы-
вает просто скопище человеческих пороков.
К примеру, если рассмотреть разговор поэта Амвросия и Фоки,
то видно, что ничто не волнует их так, как вопрос о еде. А между
прочим, чревоугодие — это тяжкий грех. Амвросий признается,
что у него нет особенного умения, а есть лишь «обыкновенное же-
лание жить по-человечески». Для «пышнощекото Амвросия-поэта»
жить по-человечески — это значит обедать не в «Колизее», а в Гри-
боедове, где судачки намного дешевле, да и к тому же свежие.
Грибоедов, то есть Дом литераторов, воспринимается как хоро-
ший ресторан, как бильярдная, как касса, но не как дом искусства.
Булгаков идет дальше. Он уподобляет Грибоедов аду. «К Грибо-
едову! Вне всяких сомнений, он там», — с уверенностью восклик-
нул Бездомный. Конечно, где быть дьяволу, как не в аду.
Не случайно последней проделкой свиты Воланда был поджог
Грибоедова. Мессир говорит, что нужно будет строить новое здание.
«...Остается пожелать, чтобы оно было лучше прежнего», — произ-
носит Воланд.
«— Так и будет, мессир, — сказал Коровьев.
— Уж вы мне верьте, — добавил кот».
Если сам дьявол говорит о новом здании, то конечно же людям
(тем более) нужно надеяться на лучшее. Но в рамках произведения
Булгакова этого лучшего не появляется.
В произведении настоящей творческой личностью является
лишь Мастер, с его бесконечными поисками и страданиями. Он пи-
шет произведение всей своей жизни, не жалея времени, не щадя се-
бя. Но, как и для любого писателя, для него важна реакция чита-
теля. Но понимание он находит лишь в Маргарите. Его коллегами
движет только зависть. Они используют его произведения в собст-
венных интересах. Так появляются критические статьи Латунского
и прочих.
Возможно, в том-то и заключается слабость Мастера, что он не
смог пройти этого испытания. Злобные сплетни совсем расшатали
и без того слабые нервы писателя. Он слишком близко к сердцу
воспринял «критику». Руководствуясь страхом, он сжег рукопись.
Это, может быть, было его последним испытанием, но он его не
прошел. Хотя рукописи и не горят, Мастер достоин лишь покоя.
Таким образом, можно сказать, что к концу произведения исче-
зают обе концепции. Грибоедов сгорел, Мастер ушел в другой мир.
Вероятно, появится что-то третье, где не будет пошлости МАССО-
ЛИТа, не будет и слабости Мастера. Это идеал, к которому следует
стремиться, но которого вряд ли удастся достичь.

ДОБРО И ЗЛО В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА
«МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Михаил Афанасьевич Булгаков — великий мастер, своим талан-
том несущий свет, не скрывая при этом тьмы...
Действительно, тьмы он не скрывал. Свое беззаконие и трагизм
пыталось скрыть от современников это время, в котором жил и тво-
рил автор. Время пыталось скрыть и самого Булгакова как автора.
57
В тридцатые годы он был из числа «запрещенных». После публика-
ции начала «Белой гвардии» до конца жизни ему не удалось опуб-
ликовать ни одного значительного произведения. И через много
лет, после смерти автора, его творения в полном объеме стали до-
ступны читателю. Долгое время оставалось «в тени» последнее про-
изведение Булгакова «Мастер и Маргарита». Это сложное, много-
гранное произведение. Жанр его был определен самим автором как
«фантастический роман». Посредством сочетаний реального и фан-
тастического Булгаков в своем произведении поднимает много
проблем, показывает нравственные изъяны и недостатки общества.
Смех и печаль, любовь и нравственный долг я вижу, читая страни-
цы романа. Одной из основных тем, мне кажется, является извеч-
ная тема добра и зла.
Пока существует на земле человек, будет существовать добро и
зло. Благодаря злу мы понимаем, что такое добро. А добро, в свою
очередь, выявляет зло, освещая человеку путь к истине. Всегда бу-
дет происходить борьба добра со злом.
Очень своеобразно и по-мастерски изобразил эту борьбу в своем
произведении Булгаков. Дьявольская свита вихрем проносится по
Москве. По той Москве, в которой существует ложь, недоверие к
людям, зависть и лицемерие. Эти пороки, это зло обнажает перед
читателями Воланд — художественно переосмысленный образ Са-
таны. Его фантастическое зло в романе показывает зло реальное,
нещадно разоблачает лицемерие таких людей, как Степа Лиходеев,
значимая личность в культурных и высоких кругах Москвы, —
пьяница, развратник, опустившийся бездельник. Никанор Ивано-
вич Босой — выжига и плут, буфетчик варьете — вор, поэт А. Рю-
хин — закоренелый лицемер. Таким образом, Воланд называет
всех своими именами, указывая, кто есть кто. На сеансе черной
магии в московском варьете он раздевает в прямом и переносном
смысле гражданок, позарившихся на дармовое добро, и с грустью
делает вывод: «Любят деньги, но ведь это всегда было... Ну, легко-
мысленны... ну, что... и милосердие иногда стучится в их сердца...
обыкновенные люди... В общем, напоминают прежних...»
А какими же были они, эти прежние? Автор переносит нас в да-
лекий Ершалаим, во дворец пятого прокуратора Иудеи Понтия Пи-
лата. «В Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудови-
ще, и это совершенно верно». Прокуратор живет по своим законам,
согласно им мир делится на властвующих и подчиняющихся, раб
подчиняется своему господину •—• это незыблемый постулат. И
вдруг появляется тот, кто мыслит иначе- Человек, лет двадцати се-
ми, у которого связаны руки и который физически абсолютно бес-
помощен. Но он не боится прокуратора, он даже смеет ему возра-
жать: «...рухнет храм старой веры и создастся новый храм исти-
ны». Это человек — Иешуа убежден, что злых людей нет на свете,
есть только люди «несчастливые». Иешуа заинтересовал прокура-
тора. Понтий Пилат хотел и даже попытался спасти Иешуа от горь-
кой участи, но тот не мог отказаться от своей истины: «В числе
прочего я говорил, что всякая власть является насилием над людь-
ми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни ка-
кой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и спра-
ведливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Но про-
куратор не может смириться с этим, это явное противоречие его
идеологии. Иешуа казнен. Казнен человек, который нес людям
праведный свет истины, добро было его сущностью. Этот человек
был духовно независим, он отстаивал истину добра, внушал веру и
любовь. Понтий Пилат понимает, что его величие оказалось мни-
мым, что он трус, его мучает совесть. Она наказан, его душа не мо-
жет обрести покой, но Иешуа — воплощение нравственной силы
добра в романе — прощает его. Он ушел из жизни, но живы зерна
добра, оставленные им. И вот уже сколько столетий люди верят в
Иисуса Христа, прообразом которого и является Иешуа. И вечное
стремление к добру неодолимо. Мастер пишет роман о Христе и
Пилате. В его понимании Христос — личность мыслящая и страда-
ющая» несущая в мир непреходящие ценности, неисчерпаемый ис-
точник добра. Истина открылась Мастеру, он уверовал и все-таки
выполнил миссию, ради которой он жил. Он пришел в эту жизнь,
чтобы написать роман о Христе. Мастер, как и Иешуа, дорого пла-
тит за право провозгласить свою истину. Пророки находят свое
место в сумасшедшем доме. И мир, увы, оказывается таким, что в
роли судьи выступает дьявол. Именно он и платит всем по заслу-
гам. Мастер уходит от людей, обретая покой и счастье. Но на земле
остается его бессмертное произведение. Борьба добра и зла продол-
жается. Из поколение в поколение люди ищут и будут искать нрав-
ственный идеал, решать этические противоречия, искать истину,
бороться со злом.
Я думаю, таким борцом является сам Булгаков. Его роману
суждена долгая жизнь, я верю, что он не потеряется во времени, а
будет служить источником нравственных идей еще многим и мно-
гим поколениям.
Проблема добра и зла — это вечная проблема, которая волнова-
ла и будет волновать человечество. Что есть добро и что есть зло на
земле? Этот вопрос проходит лейтмотивом через весь роман
М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Как известно, две проти-
воположные силы не могут не вступить в борьбу друг с другом, по-
этому вечна борьба между добром и злом.
Наиболее остро конфликт между этими силами отразился в ро-
мане «Мастер и Маргарита*». Итак, перед нами Москва конца два-
дцатых — начала тридцатых годов. В жаркий и душный вечер на
Патриарших прудах появляется господин, похожий на иностранца:
«...ни на какую ногу он не хромал, и росту был не маленького и не
огромного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой сторо-
ны у него были платиновые коронки, а с правой — золотые. Он
был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма туф-
лях... По виду — лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Вы-
брит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеле-
ный. Брови черные, но одна выше другой...» Это Воланд — буду-
щий виновник всех беспорядков в Москре.
Сомнений нет в том, что Воланд — представитель «темной* си-
лы. (Воланд переводится с древнееврейского как «черт».) Важно
обратить внимание на эпилог к роману. Это слова Мефистофеля из
«Фауста» Гете: «Я — часть этой силы, что вечно хочет зла и вечно
59
совершает благо». Мефистофель в Фаусте — Сатана, который кара-
ет грешников, устраивает беспорядки. Нет, Воланд не похож на
Мефистофеля. Его сходство с ним ограничено лишь внешними при-
знаками! Острый подбородок, скошенное лицо, кривой рот. В дей-
ствиях же Воланда нет стремления наказать погрязших в грехах
москвичей. Он явился в Москву с одной целью — узнать, измени-
лась ли Москва с того дня, когда он был в ней последний раз. Ведь
Москва претендовала на звание Третьего Рима. Она провозглашала
новые принципы переустройства, новые ценности, новую жизнь.
Но что же видит Воланд, когда устраивает в театре варьете сеанс
черной магии для москвичей? Алчность, зависть, стремление на-
жить «легкие» деньги. И Воланд делает такой вывод: «Ну что же...
Они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было...
Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из ко-
жи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомыслен-
ны... ну что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обык-
новенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный во-
прос только испортил их...»
Прибытие Воланда в Москву сопровождается беспорядками:
умирает под колесами трамвая Берлиоз, сходит с ума Иван Бездом-
ный, сгорает «Дом Грибоедова». Но разве это дело рук самого Во-
ланда? Нет. Отчасти в бедах москвичей виновата свита Воланда!
Коровьев и кот Бегемот. Но более всего в своих несчастьях винова-
ты сами москвичи. Ведь это они создали вокруг себя мир, похожий
на ад, населенный злобой, пьянством, ложью, развратом. Заглянем
хотя бы в ресторан «Дома Грибоедова», где проводят свое свободное
время члены МАССОЛИТа. Здесь, «оплывая потом, официанты не-
сли над головами запотевшие кружки с пивом», «плясал какой-то
очень пожилой с бородой, в которой застряло перышко зеленого
лука», «грохот золотых тарелок в джазе иногда покрывал грохот
посуды, которую судомойки по наклонной плоскости спускали в
кухню». Вся атмосфера в ресторане напоминает преисподнюю, опи-
санную в Библии, одним словом «ад».
Попадая на бал Сатаны, мы можем убедиться в том, что челове-
чество всегда жило по одним и тем же законам, всегда совершало
зло. Перед нами и Маргаритой проходит госпожа Минхина, сжег-
шая своей горничной лицо щипцами для завивки, молодой юноша,
продавший любившую его девушку в публичный дом. Но при этом
мы понимаем, что все эти люди мертвы. Значит, в «ведомство» Во-
лана, в «ведомство» «тьмы» попадают только умершие. Только тог-
да, когда человек мертв, его душа, отягощенная грехами, попадает
под власть Воланда. Вот тогда наступает расплата за все то зло, ко-
торое человек совершил при жизни.
В «ведомство» Воланда попадают и Берлиоз, и Мастер с Марга-
ритой, и Понтий Пилат, жестокий прокуратор Иудеи.
Как много людей, попавших под власть Сатаны! Кто же может
вступить в борьбу со злом, кто из героев романа достоин «света»?
На этот вопрос отвечает роман, написанный Мастером. В городе Ер-
шалаиме, погрязшем, как и Москва, в распутстве, появляются два
человека: Иешуа Га-Ноцри и Левий Матвей. Первый из них счита-
ет, что злых людей не бывает и что самый страшный грех — это
60
трусость. Вот это тот человек, который достоин «света». Впервые
он предстает перед Понтием Пилатом «в стареньком и разорванном
хитоне. Голова его был прикрыта белой повязкой с ремешком во-
круг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека
был большой синяк, в углу рта — ссадина с запекшейся кровью».
Можно ли говорить о том, что Иешуа Га-Ноцри — это Иисус Хрис-
тос? Судьбы этих людей схожи, они оба умерли на кресте. Но стоит
заметить, что Иешуа было двадцать семь лет, а Иисусу — тридцать
три года, когда их распяли. И Иешуа — самый обыкновенный че-
ловек, сирота, а Иисус Христос — «сын Божий». Но дело не в этом.
Главное, что Иешуа несет в своем сердце добро, он никогда в своей
жизни не сделал ничего плохого, он пришел в Бршалаим, чтобы
учить людей добру, чтобы излечить их тела и душу. Он спаситель
человечества. Но, к сожалению, человечество не нуждается в спасе-
нии. Наоборот, оно стремится избавиться от Иешуа, как от пре-
ступника и вора. И это тоже борьба добра со злом.
Наиболее ярко столкновение противоборствующих сил представ-
лено в конце романа, когда Воланд со своей свитой покидает Моск-
ву. Что же мы видим? «Свет» и «тьма» стоят на одной ступени.
Миром не управляет Воланд, но миром не управляет и Иешуа. Все,
что может Иешуа, — это попросить Воланда о том, чтобы тот дал
Мастеру и его возлюбленной вечный покой. А Воланд исполняет
эту просьбу. Таким образом, мы приходим к выводу, что силы до-
бра и зла равноправны. Они существуют в мире рядом, постоянно
противоборствуя, споря друг с другом. И борьба их вечна, потому
что нет на Земле человека, который ни разу за свою жизнь не со-
вершил греха; и нет такого человека, который бы полностью утра-
тил способность вершить добро. Мир — это своеобразные весы, на
чашах которого лежат два груза: добро и зло. И, как мне кажется,
пока сохраняется равновесие, мир и человечество смогут существо-
вать.
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» помогает взглянуть на
окружающий мир по-новому. Я считаю, что этот роман помогает
найти и распознать, что есть добро и что есть зло.

ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА
«МАСТЕР И МАРГАРИТА»
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
М. Лермонтов. «Пророк»

Воистину жемчужиной творчества Булгакова стал его роман
«Мастер и Маргарита». Он не только позволяет проникнуться атмо-
сферой быта двадцатых — тридцатых годов, не только, следуя гого-
левским традициям, обнажает пороки и недостатки современников
61
Булгакова, но и заставляет читателя задуматься над вопросами,
так волновавшими писателя: добро и зло, истина, справедливость,
любовь, свобода. Бог... Не случайно именно в годы «строительства»
атеистического (что так порадовало Воланда, так как было пре-
красной почвой для его экспериментов) государства Булгаков обра-
щается к Евангелию. В нем писатель находит для себя ответы на
вечные вопросы человеческого бытия. Но увенчается ли успехом
«го иопытка донести истину людям? Не останется ли он одинок в
своем стремлении?
В романе писатель глубоко осмысливает проблему одиночества.
Не случайно так, очевидно одиночество главных героев (Мастера,
Маргариты, Понтия Пилата). Чем же это вызвано?
Главный герой. Мастер в своем неожиданном, искреннем, сме-
лом романе о Пилате и Иешуа выразил авторское понимание исти-
ны. Булгаков широко освещает проблему взаимоотношений Масте-
ра и общества и сталкивается с одиночеством творческой личности.
Роман Мастера, смысл всей его жизни, не принят обществом. Более
того, он решительно отвергнут критикой, даже будучи неопублико-
ванным. Что же такого хотел сказать людям Мастер? Он хотел до-
нести до них необходимость веры, необходимость поиска истины.
Но она (как и он сам) отвергнута. Обществу чужды размышления
об истине, о правде — о тех высших категориях, значимость кото-
рых каждый должен осознать для себя сам. Люди заняты удовлет-
ворением мелочных потребностей (но ведь «не хлебом единым...»),
они не борются со своими слабостями и недостатками, легко подда-
ются искушениям, о чем так красноречиво говорит сеанс черной
магии. Неудивительно, что в таком обществе личность творческая,
думающая одинока, но находит понимания, отзыва.
В романе есть герой, путь которого до определенной степени по-
вторяет Мастер. Это Иешуа (Иисус), который так же, как и Мастер,
пыл отвергнут людьми. Была отвергнута и правда, которую он про-
поведовал им. Но Иешуа не чувствует себя одиноким, хотя и гово-
рит: «Я один в мире». Иешуа верит в то, что Бог всегда с ним; он
готов бороться за свои убеждения и даже отдать за них свою
жи,?нь. А Мастер оказывается неспособным к борьбе, он сжигает
рукопись, тем самым отрекаясь от истины. Если бы Мастер обра-
тился к Богу, он не был бы одинок. Но Мастер, удалившись от лю-
дей, став выше их в своем понимании жизни, в то же время не по-
дтел пс действительно верному пути, не обратился к Богу. И в этом
я вижу причину его одиночества.
С одиночеством Мастера созвучно одиночество Понтия Пилата.
Он имеет, казалось бы, все для счастливой жизни: деньги, власть,
славу... Это как раз то, что должно побуждать окружающих его
людей к общению с ним. Но уже при первом знакомстве с Пилатом
мы замечаем какое-то томление его души. Он еще не почувствовал
себя одиноким, но не случайно Иешуа говорит ему: «Истина преж-
де всего в том, что у тебя болит голова...о Иешуа видит в нем Со-
весть, видит неравнодушие к людям (ведь выражение «болит голо-
ва» имеет и переносный смысл).
Встреча Пилата и Иешуа была недолгой, но они успели погово-
рить об истине, Иешуа пробудил в Пилате мысль и душу, пробудил
62
жажду поиска истины. Не случайно автор проводит параллель
между сегодняшним днем и далеким прошлым. В поиске истины
Булгаков видит вечное стремление человека, но за два тысячелетия
человечество не созрело до понимания истины, и каждый, кто заду-
мывается о ней, кто приближается к ее пониманию, невольно вста-
ет выше толпы и становится одинок.
Одиночество Пилата — это не только доказательство того, что
он отошел от обыденной суеты и приблизился к пониманию исти-
ны. Это еще и наказание. Наказание за то, что он пренебрег Сове-
стью, предпочел выполнить закон ершалаимский, преступив закон
высший. Разве не напоминают его муки совести, его одиночество
состояние Раскольникова после преступления?! Пилат стал выше
толпы, но в то же время сам преградил себе путь к Богу.
«...Необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах»
Маргариты на первый взгляд имеет совершенно другую природу.
Ее сердце требует любви, любви возвышенной, чистой, вечной. И
она находит ее, она «заполняет собой» душу Мастера и готова ради
него на все. Но истина, в понимании самого Иешуа, есть не что
иное, как царство добра, справедливости, ради которого Иешуа
приносит себя в жертву. Любовь — это тоже безграничная доброта,
готовность на самопожертвованию. Отдав душу дьяволу, Маргарита
также совершила величайшую жертву во имя спасения своей люб-
ви.
Царство истины, его начало Иешуа видит именно в любви. И
для того чтобы «возлюбить ближнего своего», полюбить все челове-
чество, требуется еще большая сила, чем душевная сила Маргари-
ты. Чем больше будет людей, способных на всепоглощающую лю-
бовь, тем скорее мы приблизимся к «царству истины и справедли-
вости». Одиночество же Маргариты говорит о том, как мало таких
людей встречал Булгаков.
Говоря об одиночестве, нэяьзя не упомянуть Ивана Бездомного.
В начале романа мы видим поэта, стихоплетствующего на потребу
атеистическому обществу. В конце же романа он отказывается от
«сочинительства»; мы видим одинокого человека, который, поняв
несправедливость и фальшь окружающего его мира, находится на
пути к познанию истины. На примере судьбы этого поэта Булгаков
показал неспособность неверующего человека противостоять злу.
Именно в поиске истины, в борьбе за справедливость, в борьбе
добра со злом видит Булгаков смысл человеческой жизни. Но авто-
ра беспокоит, что люди не меняются, что за две тысячи лет они ни
на шаг не приблизились к пониманию смысла своей жизни (об этом
автор заявляет устами Воланда: «...Люди как люди. Любят деньги,
но ведь это всегда было...»). Писатель показал трагедию творческой
личности, обреченной на непонимание.
В запрете романа Мастера угадываются судьбы многих произве-
дений, не увидевших свет тогда, когда они были особенно нужны,
угадываются судьбы многих поэтов и писателей, не получивших
заслуженного признания. Но еще более страшным знамением вре-
мени видит Булгаков одиночество Совести и Любви, Искренности и
Доброты, на которых зиждется «царство истины и справедливо-
сти». Только познав истину и любовь, слушая голос совести, чело-
63
век, по Булгакову, обретает покой. И в конце романа автор выска-
зывает надежду на то, что люди обретут-таки покой и встретят по-
нимание. Надежду на то, что люди, постигшие вечные ценности,
высшие категории бытия, незыблемость которых утверждает Еван-
гелие, не будут одиноки.

ОБЫВАТЕЛИ ТРИДЦАТЫХ ГОДОВ
В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

В 1921 году в стихотворении «О дряни» В. В. Маяковский писал
о современной ему действительности:
Утихомирились бури революционных лои.
Подернулась тиной советская мешанина.
И вылезло
Из-за спины РСФСР
Мурло
Мещанина.
В начале двадцатых годов на сцене театра жизни вновь появил-
ся знакомый персонаж — обыватель. В XIX веке о нем писали
Н. В. Гоголь и Ф. М. Достоевский и Г. И. Успенский. На рубеже
столетий он приковывал пристальное внимание А. П. Чехова и
И. А. Бунина, А. И. Куприна и В. Г. Короленко, Л. Н. Андреева и
М. Горького. В годы революции и Гражданской войны обыватель
на время затаился. С ужасом, подобно Лисовичу из «Белой гвар-
дии», наблюдал он сквозь щелку между ситцевыми занавесками
перипетии кровавой борьбы, но, как только над шестой частью су-
ши окончательно и бесповоротно утвердилась власть рабочих и кре-
стьян, вздохнул с облегчением и стал искать свое теплое местечко в

<< Пред. стр.

страница 8
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign