LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ного выбора между свободой и подчинением, между честью и бесче-
стьем, между верностью и изменой. Таким образом, насилие не со-
вершенствует, а, наоборот, калечит человеческую личность, в ней
нет ни гармонии, ни счастья. Эта мысль завершает произведение.
Роман «Мы» произвел на меня сильное впечатление, заставил
задуматься об устройстве нашего мира, нашей жизни. В произведе-
нии совершенно по-новому раскрыта тема любви и человеческих
взаимоотношений, что привлекало меня в произведениях русских
писателей. После прочтения романа у меня возник вопрос: почему
такое произведение написал именно Замятин, каким жизненным
опытом он обладал? За разъяснением я обратилась к его автобио-
графии. Из нее я узнала, что Замятин окончил Политехнический
институт на факультете по кораблестроительству, работал препода-
вателем, печатал статьи и редактировал их в журналах, то есть
владел глубокими техническими знаниями. Кроме того, он обладал
опытом революционной борьбы, так как участвовал в революцион-
ных событиях 1905 года. Участие в революционных событиях за-
ставило автора многое осознать, осмыслить. Он пришел к неприя-
тию революционного насилия. Судьба писателя и его романа были
трагичны. Замятин не покинул Родину сразу после революции. Он
продолжал трудиться и жить в России, но в 1931 году Замятин, тя-
жело больной, при помощи Горького, эмигрировал с семьей за гра-
ницу. Он долго болел и мечтал о возвращении в Россию. Он ничего
не писал против своей Родины, потому что верил, что Россию ждет
прекрасное будущее, В 1937 году Замятин умер в нищете, так и не
сумев вернуться домой. Он не принял государство, которое было со-
здано в результате революции, не принял насилия над личностью,
культ власти.
Я не знаю, могу ли я назвать этот роман моим любимым произ-
ведением современной русской литературы, но совершенно точно
могу сказать, что роман «Мы» оставил заметный след в моей чита-
тельской судьбе. Книга значительно расширила круг моих читате-
льских симпатий, помогла разобраться в современной жизни. Она
поразила глубиной мыслей, размышлениями об устройстве совре-
менной жизни. Беспокойство писателя за судьбу России вызвало
мое сочувствие.


М. А. БУЛГАКОВ
ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА М. А. БУЛГАКОВА
«МАСТЕР И МАРГАРИТА»

На долю произведений Булгакова выпала непростая судьба. При
жизни автора были опубликованы лишь первая часть его романа
«Белая гвардия», книга фантастической и сатирической прозы,
цикл рассказов «Записки юного врага» и многочисленные газетные
фельетоны. Только в шестидесятые годы к писателю пришла широ-
49
кая известность и, увы, посмертная слава. Родился Михаил Афана-
сьевич в Киеве на Воздвиженской улице в мае 1891 года. Отец его
был преподавателем Духовной академии, мать в молодости работа-
ла учительницей. Дом на Андреевском спуске, атмосфера семейно-
го тепла, интеллигентности и образованности навсегда остались в
сознании писателя.
Окончив Первую киевскую гимназию, Булгаков поступает на
медицинский факультет университета. Подобно другим деятелям
русской культуры, вышедшим из разночинной среды и получив-
шим прекрасное образование, Михаил Булгаков обладал четкими
представлениями о чести русского интеллигента, которой ни разу
не изменил.
Смело можно сказать, что итоговым произведением Булгакова,
вобравшим в себя все идеи и помыслы писателя, звучавшие в более
ранних произведениях, стал роман «Мастер и Маргарита?. Неуди-
вительно, что роман этот полифоничен, богат сложными философ-
скими и нравственными проблемами, захватывает широкий круг
тем. О «Мастере и Маргарите» написано много критических статей,
роман исследовали литературоведы разных стран мира. Роман со-
держит несколько пластов смысла, он необычайно глубок и сло-
жен.
Попытаемся кратко охарактеризовать проблематику произведе-
ния и ее связи с основными героями романа. Глубочайшая фило-
софская проблема — проблема взаимоотношений власти и лично-
сти, власти и художника — находит отражение в нескольких сю-
жетных линиях. В романе присутствует атмосфера страха, полити-
ческих гонений 1930-х годов, с которой столкнулся сам автор. Бо-
лее всего тема угнетения, преследования неординарной, талантли-
вой личности государством присутствует в судьбе Мастера. Неда-
ром образ этот во многом автобиографичен. Однако тема власти, ее
глубинного воздействия на психологию и душу человека проявля-
ется и в истории Иешуа и Пилата.
Своеобразие композиции романа заключается в том, что в сю-
жетную ткань повествования о судьбах московских обитателей
вплетается основанная на евангельском сюжете повесть — повесть
об Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате. Здесь раскрывается тонкий
психологизм Булгакова. Пилат — носитель власти. Этим обуслов-
лена двойственность героя, его духовная драма. Власть, которой
наделен прокуратор, вступает в противоречие с порывом его души,
не лишенной чувства справедливости, добра и зла. Иешуа, безза-
ветно верящий в светлое начало в человеке, не может осознать и
принять действия власти, ее слепого деспотизма. Столкнувшись с
глухой властью, бедный философ погибает. Однако в душу Пилата
Иешуа заронил сомнение и раскаяние, мучившие прокуратора дол-
гие века. Так, идея власти связана в романе с проблемой милосер-
дия и прощения.
Для понимания этих вопросов важен образ Маргариты и по-
смертная судьба двух любящих друг друга героев. Для Булгакова
милосердие выше мести, выше личных интересов. Маргарита гро-
мит квартиру критика Латунского, погубившего Мастера, но отвер-
гнет предложение уничтожить своего врага. После бала у Сатаны
50
героиня в первую очередь просит за страдающую Фриду, забывая о
собственном страстном желании вернуть Мастера,
Булгаков указывает своим героям путь душевного обновления,
преображения. Роман с его мистицизмом, фантастическими эпизо-
дами бросает вызов рационализму, мещанству, пошлости и подлос-
ти, а также гордыне и душевной глухоте. Так, Берлиоза с его само-
довольной уверенностью в завтрашнем дне писатель приводит к ги-
бели под колесами трамвая. Иван Бездомный, напротив, оказыва-
ется способным преобразоваться, отказавшись от прошлых заблуж-
дений. Здесь возникает еще один интересный мотив —- мотив ду-
ховного пробуждения, наступающего с потерей того, что в косном
обществе считается разумом. Именно в психиатрической больнице
решается Иван Бездомный не писать более своих жалких стихов.
Булгаков осуждает воинствующий атеизм, не имеющий истинной
моральной основы. Важная мысль автора, утверждаемая его рома-
ном, — мысль о бессмертии искусства. «Рукописи не горят», — го-
ворит Воланд. Но многие светлые идеи живут среди людей олагода-
ря ученикам, продолжающим дело учителя. Таков Левин Матвей.
Таков и Иванушка, которому Мастер поручает «написать продол-
жение» своего романа. Таким образом, автор заявляет о преемст-
венности идей, их наследовании. Необычно истолкование Булгако-
вым функции «злых сил», дьявола. Воланд и его свита, находясь в
Москве, возвращали к жизни порядочность, честность, карали зло
и неправду. Именно Воланд приводит Мастера и его подрусу в их
«вечный дом», даруя им покой. Мотив покоя также знаменателен в
булгаковском романе.
Нельзя забывать и о ярких, замечательных своей выразительно-
стью и сатирической остротой картинах московской жизни. Суще-
ствует понятие «булгаковской Москвы», появившееся благодаря
таланту писателя подмечать детали окружающего мира и воссозда-
вать их на страницах своих произведений,
Проблематика романа «Мастер и Маргарита» сложна и разнооб-
разна, понимание ее требует серьезных исследований. Однако мож-
но сказать, что каждый читатель по-своему проникает в глубину
булгаковского замысла, открывая для себя новые грани таланта
писателя. Читатель с чуткой душой и развитым умом не может не
полюбить это необычное, яркое и притягательное произведение.
Именно поэтому талант Булгакова завоевал столько искренних по-
клонников во всем мире.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ
РОМАНА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

У романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» сложная судь-
ба. Произведение, законченное в конце тридцатых годов, не было
опубликовано при жизни автора и впервые увидело свет в середине
шестидесятых годов. Сам Михаил Булгаков считал этот роман
главной книгой своей жизни, итоговым произведением, и, как
вспоминала его жена, перед смертью говорил: «Что я мог написать
после «Мастера»?»
«Мастер и Маргарита» — двойной роман. Он состоит из романа
51
Мастера о Понтии Пилате и романа о судьбе самого Мастера. Ле-
гендарный бродяга Иешуа, прокуратор Иудеи Понтии Пилат и еще
более фантастический Воланд со своей свитой, а рядом — местные
обыватели тридцатых годов нынешнего столетия. Оба сюжета фор-
мально соединяет лишь фигура Мастера, однако, как мне представ-
ляется, смысл соотношения гораздо глубже. Роман Булгакова об
извечной борьбе добра и зла. Это произведение, посвященное не су-
дьбе определенного человека, семьи или даже группы людей, как-
то между собой связанных, — он рассматривает судьбы всего чело-
вечества в его историческом развитии. Временный интервал почти
в два тысячелетия, разделяющий действие романа об Иисусе и Пи-
лате и романа о Мастере, лишь подчеркивает, что проблемы добра
и зла, свободы духа человека, отношения его с обществом — это
вечные, непреходящие проблемы, актуальные для человека любой
эпохи.
Вот почему немало общего есть, на мой взгляд, в самих судьбах
Иешуа и Мастера. Во времена кесарей Августа и Тиберия в мир
пришел человек, открывший людям некую духовную истину. Со-
временники же остались в большинстве своем глухи к его учению.
Его ученик Левий Матвей говорил: «...свергнется старый храм и
взойдет новый...» — в прямом смысле, хотя Иешуа говорил в пере-
носном. Он был казнен, и в казни его были непосредственно повин-
ны духовные и гражданские власти империи. Такова вкратце исто-
рия Иешуа.
А вот судьба Мастера. Он задается целью написать роман, «вос-
становить правду об учении, жизни и смерти Иешуа», он хочет «за-
ново напомнить людям о той проповеди добра и любви, с которой
пришел в мир великий проповедник». Но люди с того времени не
изменились. Это подмечает и Воланд. «Ну что же, — задумчиво
отозвался тот, — они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это
всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были
сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота». Но и
сейчас, как и тогда, люди не хотят слышать этой правды, а Масте-
ра постигает участь если и не столь трагическая, как у Иешуа, но,
во всяком случае, подобная ей. Обоих героев объединяет привер-
женность к правде, готовность претерпеть великие страдания во
имя ее.
В чем она, эта правда? Давно замечено, что булгаковский
Иешуа — это художественное осмысление евангельского образа
Иисуса Христа. Дело, разумеется, не в том, насколько точно пере-
дает писатель детали евангельской легенды, он зачастую сознатель-
но отступает от нее. При этом его герой остается носителем высшей
философско-религиозной истины.
По сути дела, роман Булгакова — это роман о подлинной и мни-
мой силе человека, о свободе его духа. Вот и всесильный, казалось
бы, неограниченной властью наделенный Понтии Пилат, монотон-
но ведущий допрос, неожиданно чувствует силу, стоящую за на-
шим философом, силу выговариваемой им истины. И это вызывает
у прокуратора невольное уважение. Пока Иешуа проповедует, что
все люди добры, Пилат склонен снисходительно взирать на это без-
вредное чудачество, но вот философ коснулся верховной власти и
52
заявил, что настанет время, когда власти кесарей не будет над лю-
дьми, и тут же Пилата пронзает острый страх, что он доверительно
беседует с государственным преступником.
Всесильный прокуратор тут же оказывается во власти страха,
окончательно теряет остатки гордого достоинства и спокойствия.
Срываясь на крик, Пилат как бы пытается убедить, успокоить са-
мого себя, сохранить привычное равновесие. Для него одна защита,
одно успокоение — не верить в конечный период справедливости, в
истину, Б противном случае Пилату пришлось бы признать крах
всей своей жизни, ибо он равно приучил себя думать, что его един-
ственный долг на земле — славить кесаря, не оглядываясь в про-
шлое, не думать о будущем. Вера в грядущее торжество справедли-
вости подрывает этот короткий расчет. Приходится все-таки при-
знать, что храбрый воин, умный политик, человек, обладающий
неслыханной властью в покоренном Ершалаиме, склонен к постыд-
ному малодушию. Иешуа остается независимым, он верен своей
правде и перед лицом высшей власти, и перед лицом мучительной
смерти на кресте. Пилат же сначала трусит перед тенью кесаря,
опасаясь доноса, боясь погубить свою карьеру, потом робеет перед
самим Иешуа, колеблется, желая и не решаясь его спасти. В конце
концов, сознавая, что совершает ужасное преступление против со-
вести, он соглашается казнить Иешуа.
Нет, Пилат у Булгакова, как мне кажется, вовсе не показан
классическим злодеем. Прокуратор не хочет зла Иешуа, к жестоко-
сти и социальной несправедливости привела его трусость. Это, од-
нако, ни в коей мере не оправдывает поступок Понтия Пилата, и
Булгаков осуждает его без пощады и снисхождения. Именно страх
делает неплохих, неглупых и лично храбрых людей слепым оруди-
ем злой воли. Трусость — это крайнее выражение внутренней под-
чиненности, несвободы духа, зависимости человека. Она особенно
опасна еще и тем, что, раз смирившись с ней, человек уже не в си-
лах от нее отделаться. Таким образом, могущественный прокуратор
превращается в жалкое, безвольное существо. Зато бродяга фило-
соф крепок своей наивной верой в добро, которую не могут отнять
у него ни страх наказания, ни зрелище всеобщей несправедливо-
сти. В образе Иешуа Булгаков воплотил идею добра и неизменной
веры. Несмотря ни на что, Иешуа продолжает верить в то, что
злых, плохих людей нет на свете. Он и умирает на кресте с этой ве-
рой.
Казалось бы, учение Иешуа слишком наивно, слишком идеаль-
но, чтобы быть жизненным. Ведь и спасти хотя бы свою-то собст-
венную жизнь, убедив Понтия Пилата, готового его выслушать, ге-
рою не удается.
Значит ли это, что сама вера в добро безнадежно скомпромети-
рована в булгаковском романе? Думаю, это не так. Ведь не случай-
но же учение Иешуа, его жизнь и смерть, через много столетий
привлекают Мастера, которого тоже отличает верность убеждени-
ям. Подобно бродяге из Гамелеи, Мастер чутко откликается на че-
ловеческие страдания, боль.
Однако ему трудно поверить в то, что всякий человек добр и на-
до забывать людям любую обиду, идея всепрощения чужда Масте-
53
ру: он тоже верит в добро, но он знает и то, что победа добра воз-
можна только в борьбе со злом.
Пока справедливость не пришла, пока не настал ее срок, устав-
шего и побитого жизнью Мастера поддерживает лишь одно — вера
в важность своего труда, в его необходимость, любовь к Маргарите.
Маргарита пошла на сделку с дьяволом ради Мастера. Дьявол вос-
хищается ею, ее любовью. Он отправил Мастера и Маргариту на по-
кой. Именно такая судьба и у романа Булгакова.
Преодолев бесчисленные запреты, он пережил своего создателя
и дошел до читателя. Перечитывая сегодня «Мастера и Маргари-
ту», мы заново задумываемся над проблемами, которые, видимо,
никогда не утратят своей актуальности. Не утратят потому, что,
пока существует человек, ему неизбежно приходится делать в
своей жизни выбор между добром и злом, между истиной и обма-
ном.

ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА
РОМАНА М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

В литературе немало произведений, в которых «соседствуют»
миры реальный и фантастический. Это и «Илиада» Гомера, и «Бо-
жественная комедия» Данте, и романтические баллады Жуковско-
го. Появление реализма (двадцатые годы XIX века) практически
вывело из употребления данный прием. Тем более важным стало
появление романа «Мастер и Маргарита» с его уникальной про-
странственно-временной структурой — троемирием.
Подобная концепция не является изобретением Булгакова. О су-
ществовании мнимого мира говорится, например, в книге П. Фло-
ренского «Мнимости в геометрии», также в нем сформулирована
идея о троичности бытия. Но автор «Мастера и Маргариты» поле-
мизирует с ученым, так как последний трактовал Сатану как «обе-
зьяну Бога», а мнимый мир населен силами Света.
Философское обоснование рассматриваемой концепции дается в
трудах Г. Сковороды.
Итак, структура романа строится по принципу существования
трех миров: земного, библейского и Вечного. Последний — связую-
щее звено между первыми двумя, он помогает обнаружить сходство
между встречей на Патриарших прудах и допросом Иешуа Га-Ноц-
ри — эти события произошли в один и тот же день календарного
года.
Между мирами существует и композиционная связь, в романе
они переплетаются. «Древние» главы вводятся по-разному: как
рассказ Воланда и сопровождающее его видение, как сон Ивана
Бездомного и как отрывок из романа Мастера. Эти главы выделены
и стилистически: в них появляется размеренный ритм повествова-
ния, вновь приходящая гибкость речи создает ощущение реально-
сти происходящего.
Существуют в романе ситуации, повторяющиеся во всех трех
мирах, — таким образом Булгаков стремился сделать связь времен
очевидной. Легко прослеживаются совпадения в описании погоды
(гроза в Ершалаиме и в Москве). Зачастую это — прямые реминис-
54
ценции: «Тьма <...> накрыла ненавидимый прокуратором город.
Исчезли висячие мосты <...> опустилась с неба бездна <...>. Про-
пал Ершалаим — великий город, как будто вовсе не существовал
на свете». Это пейзаж начала 25-й главы. И конец 29-й главы:
«...Эта тьма, пришедшая с запада, накрыла громадный город. Ис-
чезли мосты, дворцы. Все пропало, как будто этого никогда не бы-
ло на свете».
Также повторяется образ мраморной лестницы: она присутству-
ет и в древних главах, и на балу у Сатаны.
Интересен и образ толпы, который возникает во время казни
Иешуа, на балу и в очереди в варьете.
Связь времен выявляет и знаменитая фраза «...Пятый прокура-
тор Иудеи, всадник Понтий Пилат». Она же завершает повествова-
ние в различных мирах: библейском — в главе 26, вечном — в гла-
ве 32 и в московском — в эпилоге.
Каждый из этих миров имеет также свои временные особенно-
сти: в первом действие продолжается один день (одно из трех
единств классицизма; в третьем — с вечера среды до вечера суббо-
ты). Что касается потустороннего мира, то в нем время останавли-
вается и не движется (например, бал у Сатаны). К слову, именно
таким образом в романе решается проблема греха Маргариты: она
совершила его за пределами времени, и ее душа осталась незапят-
нанной, следовательно, ее поступок безвреден и прощается.
Маргарита — уникальный персонаж и в системе образов, струк-
тура которой продиктована концепцией троемирия. Герои, сущест-
вующие в разных «измерениях» но сведенные одной проблемой,
объединяются автором в триады. Маргарита является исключением
в этой системе. Она — собирательный образ, и основные ее качест-
ва — любовь и сострадание — присутствуют во всех мирах. Поэто-
му у нее нет двойников, она — монада. Особняком стоят персонажи
Мастера и Иешуа, объединенные проблемой творчества. Их сбли-
жает то, что по натуре они не борцы, наличие трагедии непонима-
ния; можно говорить и о существовании «Голгофы творчества» для
обоих персонажей.
Однако истинное разрешение проблема творчества получает не в
системе образов, а в троемирий. Булгаков утверждает, что все вели-
кие произведения перемещаются в 'Вечность (сходные идеи выдви-
гали А. Ахматова и Б. Пастернак) и настоящее признание подлин-
ному художнику будет дано за пределами человеческой жизни, что
и иллюстрирует финал романа.
В связи с этим становится очевидным контрастное противопос-
тавление двух миров. Необходимо отметить, что автор использует
прием обновления фантастического попадания из вечности в Моск-
ву, Воланд и его свита приобретают бытовые черты. С другой сторо-
ны, при переходе из обычного мира в ирреальный обнажается сущ-
ность человека. Используется прием гротеска (превращение Нико-
лая Ивановича в борова). Таким образом, миры связаны: жизнь ге-
роя начинается в реальности и перемещается в фантастическую об-
ласть (традиция Гоголя), причем его судьба зависит от деяний в
обычном мире.
Булгаков освещает еще один аспект соединения миров: деграда-
55
цию душевной природы человека (об этом писали Бунин и Достоев-
ский); то, что было трагичным в древности, стало фарсом в реаль-
ности.
Автор утверждает, что граница между вечностью и настоящим
призрачна. Образы героев проецируются в вечность, но попадают
туда лишь самые достойные из них: Иешуа, Понтий Пилат, Левий
Матвей. Иными словами, в фантастической части романа дается
условное разрешение образов.
Некоторые предметные детали «кочуют» из одной части произ-
ведения в другую: вино, поле Левия Матвея. Постоянен и мотив,
объединяющий любовь и убийство: гибель Иуды и встреча Мастера
и Маргариты («Любовь выскочила перед нами, как из-под земли
выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!*).
Думается, что в концепции троемирия связующей является
также проблема добра и зла. «Древние» главы показывают, что
добро для одного человека могло бы обернуться злом для осталь-
ных. В московской части изображена обратная ситуация (к сожа-
лению, подобный уже был одним из основных в программе совет-
ского правительства). А между этими мирами — вечность — един-
ственное место, где Мастер и Маргарита обрели покой, где две ты-
сячи лун страдал пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пи-
лат.

МАСТЕР И МАССОЛИТ. ДВЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИТЕРАТУРНОГО
ТВОРЧЕСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИИ М. А. БУЛГАКОВА
«МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Проблема творчества и творческой личности вставала перед пи-
сателями во все времена. Но особенно остро выразилось противо-
стояние двух концепций в советское время, когда была воплощена
в жизнь некрасовская формула: «Поэтом можешь ты не быть, но
гражданином быть обязан». Иными словами, над творчеством стоя-
ла политика, и литература подчинялась единому канону, так назы-
ваемому соцзаказу.
Но в любое время находятся люди, действующие вопреки буд-
ничной логике. Для них единственно важным является их миро-
ощущение, их понимание добра и зла.
Таким образом, существует противостояние, которое и отрази-
лось в романе Булгакова «Мастер и Маргарита», — МАССОЛИТ,
объединявший огромное количество писателей, и одинокий Мас-

<< Пред. стр.

страница 7
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign