LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 68
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

не говоря о любви. Ненависть — тоже любовь, только с отрицатель-
ным зарядом. А говоря о вражде, нельзя не противопоставить ей
дружбу. Не зная зла, не узнаешь, что такое добро.
Испокон веков человечество задавало себе вопрос: что такое лю-
бовь. Но ни один из мудрецов не дал на него исчерпывающего отве-
та. Да это и невозможно. Каждый должен ответить на этот вопрос
сам. Поэты, писатели во все века писали о любви. Любовь — это
вечная, неисчерпаемая тема. Трубадуры, рыцари... Пушкин, Лер-
монтов, Блек, Есенин — при этих именах вспоминаются прекрас-
ные строки, написанные о любви.
За века было рассказано о разных видах любви: любовь-страда-
ние (Пушкин. «Евгений Онегин» и «Я Вас любил...»), любовь-жер-
тва (Соня в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»), любовь-игра,
любовь-скука (все это — у лермонтовского Печорина). Любовь с
большой буквы (Булгаков «Мастер и Маргарита*). Этот список
можно продолжать и дополнять.
Любовь — самое необычное, загадочное чувство; оно приходит
неожиданно и уходит внезапно. По-моему, очень точно сказал
М. А. Булгаков, вложив эти слова в уста Мастера: «Любовь выско-
чила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переул-
ке, и поразила нас сразу обоих. Так поражает молния. Так поража-
ет финский нож!» Сколько уже написано о любви, сколько еще на-
пишут! О ней можно говорить бесконечно, но формулы любви нет.
Дружба тоже малопонятное, загадочное чувство. Иногда из
дружбы рождается любовь. Почему же мы дружим с этим, а не с
тем? Два человека, находя общий язык, общие интересы, мысли,
переживания, невольно сближаются. Но бывает и так, что дружат
люди, абсолютно разные, такие, как Евгений Базаров и Аркадий
Кирсанов. Читая роман Тургенева «Отцы и дети», я задавала себе
вопрос: «Что их связывает? Что объединяет?» Ответ мне подсказа-
ла учительница физики: разнозаряженные частицы притягивают-
ся. Противоположности сходятся. Подтверждением тому — Евге-
ний и Аркадий, Николай Ростов и Борис Друбецкой.
Почему-то почти не пишут о дружбе между мужчиной и жен-
щиной. Может, считают это невозможным? Лишь у И. Ефремова я
встретила такую дружбу, и то в романе «Таис Афинская», расска-
зывающем о Древней Греции. Таис, знаменитая гетера, имела мно-
го поклонников. Она любила лишь одного — Александра Македон-
ского, но остальные становились ее друзьями, готовыми умереть за
нее (спартанец Менедем, конник Мониск).
О женской дружбе написано чуть больше. Если женщины не со-
перницы, то они союзницы — так можно понять почти все произве-
дения. Наверное, это потому, что большинство авторов — мужчи-
520
ны. Лишь у Л. Н. Толстого я нашла пример настоящей преданно-
сти дружбе. Княжна Марья, несмотря на то что ей самой очень по-
нравился Анатоль Курагин, отказывается от него, узнав, что в него
влюблена т-11е Воипеппе, ее подруга.
Иногда, перечитывая Толстого, Пушкина или Булгакова, я за-
видую, по-хорошему завидую некоторым героям: они радуются,
любят, страдают. Иногда мне кажется, что я не смогу так. Я не лю-
била (то, что было, было лишь увлечением) и не умею ненавидеть.
У меня не складываются отношения с девушками: они видят во
мне опасную соперницу. Единственная моя подруга-женщина —
моя мама. С юношами мне намного проще — я их лучше понимаю.
Я очень надеюсь, что встречу свою Любовь, большую, чистую, свет-
лую... Но кто на это не надеется?
Любовь и дружба — какие прекрасные слова! Без них мир был
бы скучнее, бесцветнее...

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ДРУЖБЕ И ЛЮБВИ
(На литературном материале и по жизненным впечатлениям)
(II вариант)
...Мой нежный друг,
Мой друг бесценный,
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил...
А. С. Пушкин

Это случилось около десяти лет назад. Как хорошо помню тот
жаркий день на даче, когда я впервые увидела этого, теперь беско-
нечно дорогого мне человека, вернее, человечка (ведь нам было-то
всего лишь восемь лет), но тогда я еще и не догадывалась о той ни-
точке, которая протянется между нами.
Я помню ее хрупкой, немного угловатой, с тонкими руками де-
вочкой, на голову выше всей детворы, которая ее окружала. Но не
это приковало мое внимание, меня поразили ее взрослые серьезные
глаза и не по-детски горделивая осанка.
Наверное, со мной случилось провидение, помню, я сказала се-
бе, что она будет моим другом, а вскоре я набралась смелости и по-
знакомилась с ней. Но ничего не клеилось. Царило полное непони-
мание. Все это прекращалось благодаря началу учебного года. Мы
не виделись до следующего лета.
Но это было детство, а детям свойствен максимализм, приступы
капризов, совершенно глупый эгоизм и желание быть в центре вни-
мания... Время быстро бежит, и незаметно приходит юность.
Мне тогда исполнилось четырнадцать лет, зима принесла мне
массу проблем и неприятностей, которые не давали мне покоя и
весной. Летом же я решила поехать на дачу. Тогда я была одинока
и мечтала, что завтра случится чудо: дверь моей «избушки на ку-
риных ножках» (так я называю свой дом) отворится и войдет
она — Наташа, ведь мы не виделись с ней несколько лет.
521
Наверное, Бог услыхал мои молитвы, все произошло гак, как я
и задумывала.
Помню, я тогда мыла посуду после обеда, надо мной брала верх
усталость, вызванная жарой и невыносимой духотой, вдруг послы-
шался шум, я обернулась и почувствовала, как сердце у меня в
груди застучало, зазвенело, закричало и готово было вырваться и
улететь. Она пришла! Значит, она не забыла меня, значит, есть на-
дежда на продолжение, нет, на воскрешение нашей дружбы...
Мы сидели обнявшись, говорили, плакали, смеялись весь вечер
и всю ночь, нет, мы не могли расстаться!
Наконец-то наши души открылись для обоюдного вечного поле-
та, наши сердца наполнились доверием и нескончаемой любовью и
заботой... Как мы были счастливы, наши глаза были наполнены
слезами радости! Мы хотели говорить и говорить, и казалось, что
мы не сможем всего рассказать друг другу...
Русский язык красив, но нет таких слов, которые могли бы выра-
зить то, что мы тогда чувствовали. Мы даже держались за руки, бо-
ясь снова потеряться в этом сумасшедшем мире, ведь так страшно
быть одиноким и чувствовать равнодушие окружающих, быть чу-
жим среди своих... Но нам предстояло пройти еще множество раз-
ных испытаний. Но в радости и беде мы были вместе. Ее дом стал мо-
им домом. Случись что со мной, и я знала, что она не оставит меня.
Этот год принес мне много потрясений и испытаний. Сначала я
не могла со многим смириться, но только недавно поняла, что то,
что случилось оо мной, — было к лучшему. Это укрепило мое со-
знание, помогло очиститься, сбросить «ненужную шкурку», но
найти в себе силы, чтобы преодолеть все препятствия, помогла мне
она же. Что бы я делала без нее, без ее открытого, бескорыстного,
любящего сердца? Без той дружбы, которую она мне подарила?
Я верю, что человеку дано прожить несколько жизней на земле.
И мне кажется, что в прошлой жизни она была рядом, как и в на-
стоящей и, дай Бог, в будущей...
Там, где царит любовь, будет и дружба. Эти понятия для меня
неразделимы. Это как азбука жизни. Тот человек, кто холоден, как
камень, и не страдал, испытывая муки любви, не сможет никогда
по-настоящему привязаться душой... Но все же надеюсь, что таких
людей нет или, быть может, их совсем немного...

РАЗМЫШЛЕНИЕ О ДРУЖБЕ И ЛЮБВИ
(По жизненным впечатлениям)
Человек понуро плетется за
своими кривляющимися страстя-
ми, ухмыляясь мерзким словам,
которые люди называют мудро-
стью ...
В. Гюго

Как часто в бесконечной череде серых однообразных дней мы
теряем и находим самые светлые высокие чувства. Задумываемся
ли мы об истинном значении столь привычных для нас слов, как
«любовь» или «дружба»? Наше представление о любви редко захо-
522
дит дальше фотографии двух молодых людей в свадебных костю-
мах и со счастливыми улыбками на лицах. А дружба вообще ассо-
циируется с детским стихотворением «мы с Тамарой ходим парой».
Что же в моем представлении значит любить? Я начну с того,
что скажу, что ведь и любовь-то бывает разная. Но это ни в коей
мере не влияет на ее значимость в моей жизни. Мне кажется, нуж-
ны и легкие курортные увлечения, и большая всепоглощающая
страсть. И вот именно вторая, так называемая настоящая любовь
на самом деле приносит много страданий. Поэтому для меня лю-
бить — значит страдать. Но это страдание прекрасно, ибо прекрас-
на любовь, его породившая. Прекрасна, как смерть Христа, умер-
шего за весь человеческий род, хоть сама смерть — это всегда стра-
дание, несчастье. Но вот проходит некоторое время, и мы привыка-
ем друг к другу. То, что так хорошо укрепляет дружбу, жестоко
расправляется с любовью. Это — время. Оно неумолимо подтачива-
ет нежные ранимые всходы сердечной привязанности, и страсть
медленно угасает в наших душах. Мужчина привыкает к красоте
любимой женщины, перестает замечать ее в суматохе буден. В ито-
ге мы начинаем считать близких людей чем-то само собой разумею-
щимся, привычным и уже изрядно надоевшим. И мы убегаем к
друзьям или ищем новую любовь. Но с каждой потерей старого
увлечения мы как бы отрываем часть своей души, потому нам все-
таки трудно расставаться, хоть мы уже и не любим. Тут возникает
парадокс: время разрушает, но оно же и лечит. Ведь с каждым
ушедшим днем наши страдания притупляются, боль из резкой пе-
реходит в тупую и в конце концов отпускает.
Мы говорим: «Блажен, кто верует», и, перефразировав это пред-
ложение, можно сказать: блажен, кто любит. Ибо любовь — это и
есть вера, и, как это ни банально, вера слепая. Это как в «Мастере и
Маргарите*: горячая вера Маргариты и притупившиеся чувства Ма-
стера. А ведь они любят друг друга! Но какая разная у них любовь...
Когда-то я услышала, что двое не могут одинаково любить. Лю-
бит только один, а другой лишь позволяет любить. Мне кажется,
это довольно-таки справедливое утверждение. Почему так хорошо
сходятся люди, разные по своим интересам, темпераментам? Они и
любят по-разному. Кто-то сильнее, кто-то слабее. Просто кому-то
нужен тихий, спокойный семейный очаг, другим же нужен непоту-
хающий огонь страсти.
А дружба? Что нужно для нее? Очень многие считают, что
дружба — это когда вы вместе ходите гулять, сидите за одной
партой, слушаете одну и ту же музыку, короче, вы очень похожи.
Но это не так. Настоящие друзья вряд ли будут стремиться к оди-
наковому образу жизни и ходу мыслей. Их сближает не это. Они в
какой-то мере тоже влюблены. Но это не любовь мужчины с жен-
щиной, это братская любовь. Тебя понимают, тебе всегда готовы
помочь и ничего не потребовать взамен. Но и ты в любую минуту
должен отдать последнее, что имеешь, человеку, которого ты назы-
ваешь своим другом.
Но так же как от дружбы до предательства, так и от любви до
ненависти всего один шаг. Как странно: столь противоположные
чувства, одинаковые лишь по силе, так часто стоят рядом. Натура
523
человека настолько удивительна, настолько проста и сложна в одно
и то же время. Что отличает человека от животных? На мой
взгляд, умение чувствовать. И самая отличительная черта — уме-
ние душевно страдать. Страдать не от физической боли, а от боли
сердечной. Как непохожи мы в этом на «братьев своих меньших».
И как противоречивы люди по своей сути: мы плачем, когда
счастливы, и смеемся над собой, когда нам больно. Только мы мо-
жем видеть такие красивые сны, наслаждаться простыми обыден-
ными вещами и переносить столько страдания и горя.
Мы — люди! И потому мы страдаем, любим, надеемся несмотря
ни на что.

ПРОБЛЕМА «ОТЦОВ И ДЕТЕЙ»
(Размышление на литературном или жизненном материале)

Все мы живем на одной планете и, как мы часто любим гово-
рить, составляем одну большую дружную семью. Все мы — дети
разных эпох. Каждый человек имеет свой взгляд на вещи. У людей
одного времени они (взгляды) в чем-то схожи, чего обычно нельзя
сказать о взглядах представителей разных поколений. Поэтому не-
избежно столкновение различных точек зрения.
Самой важной, на мой взгляд, является проблема «отцов и де-
тей», иначе говоря, проблема отношений между старшим поколе-
нием и поколением «детей». Общение между ними и необходимо, и
неизбежно. Именно между «отцами» и «детьми» возникает множе-
ство проблем. Вопрос «отцов и детей» волновал представителей раз-
ных эпох, он не раз поднимался и в русской литературе. Над этим
вопросом размышлял Иван Сергеевич Тургенев в романе «Отцы и
дети». В его произведении проблема «отцов и детей» созвучна вре-
мени написания, но имеет много общего с ее современным вариан-
том звучания. Автор представляет читателю суждения своих геро-
ев: «...сын отцу не судья...», «Пилюля горька — а проглотить ее
нужно».
Проблема «отцов и детей» актуальна и по сей день. Однако се-
годня она приобрела несколько иную окраску. В современном ми-
ре, мне кажется, вопрос этот возникает от непонимания, желания
возвеличить себя перед старшим или перед младшим поколением.
Непонимание — это недостаток современного общества, а непо-
нимание между «отцами» и «детьми» — это трагедия двух поколе-
ний. Оно является главной причиной, предпосылкой для возникно-
вения проблемы. По моему мнению, непонимание зарождается при
малейшем столкновении различных взглядов на один и тот же
предмет. Для полноты представления данного вопроса я приведу
довольно простой пример...
Очень часто рассматриваемая мною проблема возникает в шко-
ле, чаще всего между учеником и учителем. Как правило, в наше
время в роли учителя выступает человек так называемой старой
закалки, иначе говоря, воспитанный в суровых военных и после-
военных условиях. В его восприятии жизни устоялись определен-.
ные правила поведения. Для этого человека они неоспоримы. Ча-
ще всего такой учитель не воспринимает либерального отношения
524
к жизни. Он, естественно, указывает ученику правильный, как
ему кажется, путь поведения. Здесь проявляется неприятие или
непонимание индивидуального выбора ученика, его мнения. Но
проблемы в этом еще пока нет. Важна здесь реакция ученика.
Возможны два варианта. Один из них предусматривает если не
полное подчинение, то некоторые уступки со стороны младшего.
Этот вариант идеален в данном случае. Однако возможен и другой
вариант, при котором ученик ставит свою индивидуальность выше
мнения старшего. В этом и есть, я думаю, проблема. Здесь обе
стороны проявляют не столько эгоизм, сколько неприятие чужого
мнения.
Второй причиной возникновения проблемы является желание
возвеличить себя. Может быть, эта причина не самая главная, но
она имеет большое значение. Это явление не столь эгоистично, как
кажется на первый взгляд, оно скорее носит естественный харак-
тер, потому что заложено природой в сознании большинства людей.
А так как эта черта может проявиться исключительно в общении,
особенно между разными поколениями, то она в первую очередь
послужит для возникновения рассматриваемой мною проблемы.
Однако не только в этом ее недостаток. Можно заметить, что жела-
ние подобного рода является также непосредственной причиной и
для возникновения непонимания.
Но что касается проблемы «отцов и детей» в общем, то анализ
ее причин не может привести к ее решению. Она возникает почти
мгновенно, и предотвратить это невозможно. После появления
проблемы происходит процесс развития так называемой «пробле-
мной ситуации». На мой взгляд, этот момент является наиболее
интересным для рассмотрения. Развитие является самым болезнен-
ным этапом. Он включает в себя изменение эмоционального тона
между двумя сторонами или, вернее сказать, его нарастание. Ко-
нечно, событие происходит постепенно. В течение этого периода
представитель каждой стороны испытывает наивысшее нервное на-
пряжение.
В семье это может быть выражено постоянными спорами между
родителями и детьми, в школе — недовольством ученика учителем
или учителя учеником. Этот этап, пожалуй, самый длинный во
всем развитии отношений. И чем дольше он проходит, тем очевид-
нее конфликтная развязка.
Следующим этапом можно обозначить сам конфликт, хотя он и
не обязателен. В такой ситуации как со стороны младшего, так и
со стороны старшего выступают люди терпеливые, сдержанные,
воспитанные. Они не могут позволить себе сорваться и тем самым
показать свою отрицательную сторону.
Конфликт является своеобразным завершением проблемной си-
туации. Однако проблема все-таки остается нерешенной.
Переходя из поколения в поколение, она (проблема) оказывает-
ся вечной. В подтверждение этого я хочу сказать, что слова Турге-
нева и по сей день звучат актуально для старшего поколения:
«Чему тебя учили — оказывается — вздор... путные люди этаки-
ми пустяками больше не занимаются... ты, мол, отсталый кол-
пак...» Я делаю вывод, что проблема «отцов и детей» никогда не
525
найдет идеального решения. Из рассматриваемой мною пробле-
мной ситуации, как и из любой другой, есть выход. Он возможен,
на мой взгляд, при частичных уступках с обеих сторон. Идеаль-
ные отношения «отцов и детей» подразумевают понимание и вни-
мание как со стороны детей, так и со стороны родителей. Но мне
кажется, что это не всегда возможно в реальной жизни. Старшее
поколение, желая помочь младшему, предлагает свой метод реше-
ния того или иного вопроса. Чаще всего основываясь на личном
опыте и считая предлагаемый путь оптимальным, они не задумы-
ваются над индивидуальностью человеческой судьбы и, как прави-
ло, постепенно начинают просто навязывать свою точку зрения.
Между родителями и детьми должны сохраняться отношения та-
кие, в которых будут нуждаться и старшие и младшие. Первосте-
пенное значение здесь имеет воспитание детей. В этом я вижу
единственное возможное решение проблемы «отцов и детей». От
родителей судьба их ребенка в первую очередь зависит на том ее
этапе, когда закладываются и развиваются в сознании ребенка
лучшие черты его характера. Любой человек должен с раннего
возраста знать, что он, как и все люди, имеет право на собствен-
ное мнение, что терпение, понимание и уважение к родителям —
качества, которые помогут ему пройти свой долгий и трудный
жизненный путь.

КАКИМ ТЕБЯ ВИДЯТ ДРУГИЕ?

Человеку нет ничего труднее оценить самого себя объективно, и
нет людей, которые в глубине души не оценивали бы себя само-
критично. Но все же самооценка не будет настолько верной, как
если бы тебя оценили твои родные, близкие, друзья. Но картина
никогда не будет полной, если ты не узнаешь мнения о себе посто-
ронних людей, .даже тех, которые к тебе не очень хорошо относят-
ся. Именно эти люди способны подчас сказать безумно обидные,
горькие, невыносимо жестокие, но справедливые слова. И не стоит
в этих случаях затаивать обиду, ведь в каждом оскорблении в твой
адрес или в неудачной шутке товарища обязательно есть доля ис-
тины. Верно ведь говорят: «Горькая правда лучше, чем сладкая
ложь». И лучше принять эту правду такой, какая она есть, и по-
смотреть на себя со стороны: «А может быть, мне что-то нужно из-
менить в самом себе? Может, я что-то делаю неправильно? При
этом важно не раскритиковать себя в пух и прах, не занижать са-
мооценку, играя в пользу недостатков и жертвуя своими достоин-
ствами, а лишь взглянуть как бы со стороны на себя, на свои по-
ступки...
Меня, например, каждый человек оценивает совершенно по-раз-
ному. «Немудрено, — скажете вы и посмеетесь над незатейливой
фразой, — ведь у каждого есть свое мнение, восприятие того или
иного человека». Но есть аспекты, в оценках которых сходятся и
родные, и друзья, и подруги.
Я думаю, что рассказ о том, какой меня видят другие, лучше
всего начать с самых близких людей — родителей. Ведь родите-
ли — люди, которые видят меня каждый день и знают, как никто
526
другой. Они знают, что я не всегда красива, улыбчива. Ведь я еще
бываю злой, раздражительной по разным причинам, да иногда и
просто в плохом настроении. Именно у родителей никогда не созда-
ется ошибочного впечатления о своем ребенке. Мои родители гово-
рят, что я не умею отстаивать то, что мне нужно. Часто так получа-
ется и с учебой. Конечно, заполняя анкету, предложенную нам
школьным куратором, я впервые всерьез задумалась о своей эруди-
ции, о таких важных вещах, как трудолюбие, честь, о том, не эго-
истична ли я. На уроке, имея сравнительно неплохие знания по
данной теме, подготовленность и полное выполнение домашнего за-
дания, я не могу раскрыть свои мысли, сказать то, что я знаю. Так
обычно выходит на семинарах биологии, истории, литературы.
Просто мне всегда казалось, что мои товарищи знают намного боль-
ше меня.
Я не хочу меняться, я хочу, чтобы меня уважали и любили та-
кой, какая я есть. К тому же родители считают, что я не имею соб-
ственного мнения, ориентируясь только на мнения других и под-
страиваясь под них. Так было и в моем увлечении музыкой, и в
прочитанных книгах, которые стали позже излюбленными, в выбо-
ре мной друзей, ставших близкими или, наоборот, сделавшихся не-
другами, и просто в разных мелочах. Мои родители опасаются, что
таким образом будет и в выборе мной профессии, вуза, жизненного
пути.
Друзей у меня благодаря моему характеру (хорошему или не
очень — вам судить) всегда было очень много. Путь мой в выборе
друзей, наверное, как у всех, был тернист. Сколько же проб и
ошибок было у меня на этом пути! Конечно, каждый человек об-
жигается хоть раз в своей жизни о недоверие, неприязнь, жесто-
кость, наталкивается на стену холодной вежливости, расположив-
шись к человеку всей душой. Бывает так: полюбишь человека,
привяжешься к нему всем сердцем, а он не принимает твоей
дружбы, не понимает и не хочет понять твоей привязанности;
весь вид его показывает явное нежелание общаться с тобой и пол-
ную неприязнь,
К счастью, таких людей я встречала нечасто, но неприязненное
отношение, холодно-созерцающий взгляд, кричащий так явно о
своем отношении к тебе... и очень расстраиваюсь и даже обижаюсь,
что совершенно неуместно в такой ситуации.
Мое поступление в лицей можно сравнить только с приездом Та-
тьяны Лариной в Москву. Помните, как у Пушкина? Ее находят
странной! Так было со мной: замкнутая, нежная девочка, мечтаю-
щая о счастье.
Подруги считают меня очень ранимой, чувствительной. Я не мо-
гу судить, насколько это верно. Судить вам! Но, как известно, чув-
ствительный человек в любой чрезвычайной ситуации проявит бо-

<< Пред. стр.

страница 68
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign