LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 67
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

деталью, урной с прахом, и его уберут...
Прогресс отражен в книге Фридриха Энгельса «Диалектика
природы». Но я вынужден не согласиться с автором этого произве-
дения. Энгельс говорит о техническом прогрессе как о великой си-
ле, которая ведет общество к лучшей жизни. Также речь идет о
т
РУДе, превратившем обезьяну в человека. Моя же позиция такова:
если по второму вопросу ученый и прав, то технический прогресс
может сыграть обратную труду роль, то есть (заставить) загнать че-
ловека (влезть) обратно на банановую пальму, заставив его поте-
рять свойственную только этому живому организму, из всех суще-
ствующих на Земле, духовную сферу жизни...

ДОБРОДЕТЕЛЬ, ЛЮБОВЬ, МИЛОСЕРДИЕ, БЕСКОРЫСТИЕ...
АТАВИЗМЫ?

Наверное, многие люди задавались этим вопросом. Эта тема в
наше время злободневна, как никогда. Я тоже не раз задумывалась
над этой проблемой. Сейчас, когда многие люди находятся в посто-
янной погоне за деньгами, когда материальное благополучие явля-
ется самоцелью большей части нашего общества, когда темпы жиз-
ни растут день ото дня, когда главным жизненным кредо становит-
ся выражение «хочешь жить — умей вертеться», может ли идти
речь о таких вещах, как добродетель, любовь, милосердие, беско-
рыстие?
У каждого свое мнение на этот счет. Один считает, что это дей-
ствительно отжившие понятия, что в наш век больших скоростей,
512
когда каждый может надеяться только на себя и верить только в
себя, глупо и бесполезно быть милосердным или бескорыстным.
Действительно, а что это дает? Какая выгода для того человека, ко-
торый отдаст деньги, пусть даже небольшие, неимущему? Что по-
лучит тот, кто соблюдает все заповеди Господни и любит «ближне-
го своего, как самого себя»? Ничего. Или ничти ничего? Можно ли
считать «ничем» собственное удовлетворение? Я так не считаю.
Люди, которые не испытывают радости, помогая своему ближнему,
по моему мнению, просто эгоисты. И таких людей много. Их коли-
чество растет с каждым днем, они наводняют нашу планету, они,
подобно смертоносным вирусам, убивают наше общество. Эти люди
не любят никого, кроме себя. Так что же в этом хорошего? Я со-
гласна, что в материальном смысле это абсолютно невыгодно и что
жизнь диктует свои суровые законы — законы джунглей. Не ща-
дить никого, сметать все на своем пути — и будешь на вершине.
Звучит жутковато, не правда ли? Но именно так и обстоит сейчас
дело. Карьеристы, воры, преступники, просто озлобленные люди
повсюду. Общество задыхается. Не пора ли одуматься? Не пора ли
сделать первый шаг к сплочению здорового коллектива, нормаль-
ных человеческих отношений?
Пора! И начинать надо в первую очередь с себя. Конечно, лю-
бовь, милосердие, бескорыстие в глобальном масштабе — красивые
слова. Но посмотрите, как ведете себя вы, люди вокруг, ваши дру-
зья и близкие. Вероятно, каждый знает таких людей, которые всег-
да придут на помощь, не требуя за это никакой благодарности, лю-
дей, которые не держат ни на кого зла. Именно благодаря им еще
сохранились, еще не до конца отжили те мудрые законы жизни,
которые проповедовал Бог. Я считаю, что религия очень помогает
по-настоящему праведным людям сохраниться в нашем обществе,
подобно бриллиантам, которые сияют в куче камней, еще не по-
крывшись пылью и грязью. Именно такие люди верят в духовное
возрождение общества и именно благодаря им нас еще можно спас-
ти от нравственной деградации.
Когда пишешь о любви и милосердии, невольно вспоминаешь
поездку в городском транспорте в час пик. Это зрелище ужасает.
Толпа народа с искаженными злобой лицами влетает в открытые
двери, давясь и толкаясь. Те, что посильнее и повыше, в основном
мужчины, успевают занять место и тут же отворачиваются к окну,
чтобы не видеть несчастные глаза женщин, стоящих с сумками
около них. Эта картина прекрасно иллюстрирует «любовь» друг к
другу и бескорыстное «желание помочь».
Что же тут говорить о бескорыстии? О нем не может быть и
речи. Допускаю, что люди могут помогать родственникам и друзь-
ям, но я очень редко наблюдаю эту картину среди незнакомых
друг с другом людей. Все это заставило задуматься меня над во-
просом: «Почему?» Чтобы излечиться от болезни, надо знать ее
причину.
Я много размышляла и пришла к выводу, что в душе многие
люди очень добры и милосердны. Меняет их улица, те вредные мо-
лекулы злобы, которые постоянно носятся в воздухе. «Он меня тол-
кнул! Я толкну его или *сорву» свое зло на другом» — так рассуж-
513
дают многие. Но те же самые люди проявляют ...заботу о старушке
матери, обожают своих детей и ухаживают за больными животны-
ми. Не это ли любовь и добродетель?
Что же происходит с ними при общении с другими людьми? По-
моему, сейчас все люди настолько заняты своими проблемами, что
день ото дня становятся все более замкнутыми. Они заталкивают
все свои чувства и переживания глубоко в себя и покрываются
своеобразным «защитным панцирем», который не дает воздейство-
вать на душу человека ни добру, ни злу. Элементарная защитная
реакция каждого человека — ответить ударом на удар или замкну-
ться в себе, уйти от реальности. Каменные лица вокруг, отсутству-
ющие взгляды, молчание — это и есть та защитная реакция. Но
иногда вспоминает человек о чем-то хорошем и добром, и на его ли-
це, подобно лучу солнца, появляется улыбка, взгляд смягчается, и
он говорит прекрасные слова любви и доверия.
Тогда понимаешь, что не умерла еще любовь, что тебя окружа-
ют милые и добрые люди. Нужно только суметь растопить ту корку
льда, которая покрыла их сердце,
«Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к те-
бе» — избитая библейская истина. Но вы только представьте, что
было бы, если все люди начали следовать ей! Я думаю, эту картину
всеобщего счастья каждый представляет себе по-разному, но для
всех она одинаково прекрасна.
Так почему же люди не стремятся к ней? Ведь не так уж и труд-
но быть немного добрей и милосердней. Нужно лишь приложить
небольшое усилие — бескорыстно, просто так.
Все ниже и ниже становится уровень нравственности, все мень-
ше и меньше духовности в наших лицах. Но если люди все так
же добродетельны, если у них осталась в сердце любовь, если они
все еще милосердны и бескорыстны, то почему бы нам не попы-
таться сделать мир немного лучше? По крайней мере, чтобы боль-
ше никогда не стояло такого вопроса: «Атавизмы ли все те высо-
кие и прекрасные понятия, которые делают наше существование
лучше и светлее?» Давайте прислушаемся к голосу сердца, что
каждый человек в глубине души хочет измениться и изменить
мир в лучшую сторону. Лично я верю, что, хотя это и опроверга-
ется каждый день нашим поведением, у любого в душе есть место
для любви, милосердия и бескорыстия. Давайте будем настоящи-
ми, такими, какие мы есть на самом деле. И если хотя бы немно-
гие из нас станут хоть на йоту лучше — это будет лучшее, что мы
сделаем для всего человечества. Возрождение всего общества на-
чинается с нравственного совершенствования каждого его члена.
Я считаю, жить будет легче и лучше. А иначе что же делать? Как
продолжать жить дальше? Скатываться дальше по лестнице мора-
льных устоев?
Нет, нет и еще раз нет! Это приведет вначале к нравственному, а
потом и к физическому вырождению человека. Давайте не допус-
тим этого, давайте ответим на основной вопрос нашего времени:
деньги или душа? Душа.
Сущность человека не изменить. И делать этого в общем-то не
стоит. Мы — люди, а не животные, потому что можем плакать,
514
смеяться,"любить, ненавидеть, страдать и быть счастливыми, мо-
жем быть милосердны и бескорыстны. Сохраняя эти'Качества, мы
остаемся людьми и совершенствуемся. Не это ли главная цель жиз-
ни каждого человека?

СОВРЕМЕННЫ ЛИ СЕЙЧАС ПОНЯТИЯ «ДОБРОТА»,
«МИЛОСЕРДИЕ», «ОТЗЫВЧИВОСТЬ»?

Пожалуй, я начну с понятия слова «милосердие». Милосер-
дие — готовность помочь, пожертвовать собой ради других, беско-
рыстно делать добро. Для меня милосердие — это прежде всего то
качество, которое необходимо всем нам и которого сейчас очень не
хватает. Милосердие часто отождествляют с верой в Бога, но лично
я считаю, что это не одно и то же. Можно помогать другим и де-
лать добро и при этом не верить в Бога. Можно, наоборот, ходить в
церковь только потому, что это сейчас стало модным, и молиться
только для того, чтобы «обеспечить» себе вечную жизнь. К сожале-
нию, и такое бывает. Но с другой стороны, если человек искренне
верит в Бога и стремится выполнять все его заповеди, он постарает-
ся также быть и милосердным. Для меня в милосердии основное —
бескорыстие. Например, во время войны сестры милосердия само-
отверженно ухаживали за ранеными, рискуя своей жизнью, выно-
сили раненых и убитых с поля боя, и все это совершенно безвозмез-
дно. Кроме того, они морально поддерживали солдат, не давая им
упасть духом, что играет огромную роль в их победах. Имен боль-
шинства из них мы никогда не узнаём, но мы всегда будем благо-
дарны им за их самоотверженный труд.
К сожалению, сейчас, в наше трудное время перемен, такие ка-
чества, как милосердие, доброта, желание помочь уходят на задний
план, а, вытесняя их, вперед выдвигаются деловая хватка, умение
получить прибыль и забота прежде всего о себе. Милосердных лю-
дей сейчас не много, да и то остальные относятся к ним если не как
к умалишенным, то по крайней мере как к глупым. Сейчас никто
не поможет старушке перейти через дорогу, донести сумку, не по-
даст нищему, не пожалеет сирот и тяжелобольных. А мне кажется,
что именно в наше время истинного милосердия людям больше все-
го не хватает. Конечно, богатые люди могут себе позволить сделать
пожертвование в различные фонды помощи, но очень часто только
для того, чтобы об этом упомянули в газете или по телевидению. А
те люди, которые действительно хотят помочь, зачастую не распо-
лагают средствами для этого. Но помочь можно не только матери-
ально, но и духовно. Поддержка и понимание для каждого из нас
значит не меньше, чем материальное благополучие. Я думаю, если
бы люди больше заботились о других, исчезло бы с лиц людей вы-
ражение какой-то безысходной горести, которое так часто можно
видеть в метро, на улице, в магазине. Иногда, конечно, попадаются
люди веселые, жизнерадостные, оптимистично настроенные, улы-
бающиеся, но их — единицы. А остальные люди — хмурые, непри-
ветливые, постоянно озабоченные состоянием политики и экономи-
ки.
Потеряв милосердие, мы словно разучились радоваться жизни,
515
какой бы она ни была. Мало кому хочется делиться своим счастьем
с другими. А ведь жизнь у нас только одна, и было бы так прекрас-
но не только радоваться ей и жить сегодняшним днем, но и попы-
таться сделать жизнь других немного легче, светлее и радостнее.
Это бы принесло радость и нам самим. Каждая улыбка на лице че-
ловека, которому ты помог, делает твое лицо счастливее. С давних
времен известно, что причиняемое кому-то зло вернется к тебе сто-
кратным злом и что добро, которое ты кому-то сделал, возвратится
к тебе. И если мы хотим, чтобы к нам относились хорошо, мы сами
должны относиться хорошо к окружающим. Так будем же мило-
сердны!

РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЧЕСТИ И СОВЕСТИ
(На литературном материале или по личным впечатлениям)
Я не сам ли выбрал час рожденья...
Век и царство, область и народ,
Чтоб пройти сквозь муки и крещенье
Совести, огня и вод?
М. Волошин

Что же такое честь и совесть? Нужны ли они? Зачем? Да, честь
и совесть всегда были нужны в нашей нелегкой жизни. Если бы
люди ими не обладали, то страшно подумать, что было бы с челове-
чеством. Без совести и чести человеческий род давно бы угас. Я
убеждена, что совесть — это внутренний голос настоящего челове-
ка; голос, контролирующий наши мысли, поступки, дела.
Размышляя о чести, думаешь исключительно о честных людях.
Очень жаль, что сейчас честным людям приходится трудно. Мы
живем в такие годы, когда с людьми, позволившими себе сказать
правду, могут расправиться. XX век дает страшные примеры, ког-
да людей просто уничтожают за сказанное, содеянное. Причем про-
исходит это совсем незаметно: человек или просто исчезает, или
оказывается «случайно» убитым, или все факты говорят о том, что
это самоубийство. И примеров очень много. Погиб В. Цой. Было
сделано заключение — несчастный случай. Но так ли это? Затем
последовала смерть Игоря Талькова. Убийство произошло на гла-
зах нескольких свидетелей, но никто не видел убийцу. А в послед-
ние годы стали убивать журналистов. Это самое страшное. Кто
еще, кроме них, может сказать правду? Убит Д. Холодов. Кто-то не
захотел, чтобы тайное стало явным. И можно догадаться кто. Затем
убили В. Листьева. Их смерти потрясли мир. Но это еще не конец.
И есть опасение, что убийцы так и не будут найдены.
В художественных произведениях писатели прославляли героев,
обладающих честью и совестью.
Я считаю, что такими были герои произведений М. А. Шолохо-
ва «Поднятая целина» Давыдов, Нагульнов и Разметнов. Их объе-
диняло то, что они защищали общее дело, свято- верили партии.
Пусть герои иногда и ошибались, но не боялись отстаивать свои
взгляды на создание колхозов, умели признавать свои ошибки.
Для Давыдова, Нагульнова и Разметнова было делом чести пой-
мать зачинщиков заговора против Советской власти. И в это время
. 516
они не предполагали, как трагически сложатся их судьбы. Совесть
не позволила бы бросить начатое дело, остаться в стороне.
Честь и совесть не позволили героям повести «А зори здесь ти-
хие...» не выполнить задание, отступить. Они знали, что погибнут,
но верили, что выиграют время. Так оно и получилось. Все пять де-
вушек погибли, а старшина Басков мучился из-за того, что не смог
уберечь их. Оборвалась ниточка. Нет продолжения, но есть память
и есть сын Риты Осяниной, который стал честным человеком, спо-
собным защитить свое Отечество.
А что было бы, если бы девушки испугались, дрогнули, отсту-
пили? Была бы тогда возможна победа? Из маленьких подвигов
складывается единый подвиг советского народа в Великой Отечест-
венной войне. Мы благодарны всем тем, кто защищал нашу честь,
нашу совесть на полях сражений и выстоял. Хочется верить, что
люди с чистой совестью и честью не исчезнут в нашей стране. И на-
конец таки их оценят. На них будут равняться, их будут прослав-
лять.
Но не для славы нужны человеку честь и совесть. И не только
на войне или в каких-либо других экстремальных ситуациях.
Обычному человеку в обыденной жизни важно вести себя достойно,
то есть жить по принципам чести и совести. Мне приходят на ум
строчки из «Капитанской дочки» Пушкина, наказ отца Петру Гри-
неву: «Береги честь смолоду». Видимо, это самое главное пожела-
ние для человека. И самый достойный жизненный путь, правда, и
самый трудный. Есть и другой, полегче, попроще. Но там низость,
подлость, бесчестье!
Мне бы хотелось не свернуть с первого.

РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЧЕСТИ И О СОВЕСТИ
Закон, живущий в нас, называ-
ется совестью. Совесть есть собст-
венно применение наших поступ-
ков к этому закону.
И. Кант

Стыд и честь — как платье,
чем больше потрепаны, тем беспеч-
нее к ним относишься,
Апулей,

Честь и совесть?! Многие люди употребляют эти слова в повсед-
невной жизни. А ведь если спросить их, каково значение этих слов,
то ответят далеко не все. Да и ответы будут совершенно разными.
Почему? Да потому, что вопрос этот гораздо сложнее, чем ка-
жется на первый взгляд. И вот сейчас этот вопрос передо мной. И
найти на него однозначный ответ сразу я не могу. Открываю эн-
циклопедический словарь на слове «совесть» и читаю:
«Совесть — понятие морального сознания, убежденность в том,
что является добром и злом, сознание нравственной ответственно-
сти за свое поведение». Я полностью согласен с определением авто-
ра данного словаря, но все-таки особенно выделил бы конец этой
формулировки: «совесть — сознание нравственной ответственности
517
за свое поведение». С совестью стало уже чуть-чуть яснее, осталось
разобраться со словом «честь». Переворачиваю еще несколько стра-
ниц, нахожу слово «честь» и читаю: «честь — достойные уважения
и гордости моральные качества и этические принципы личности».
И с этим определением можно согласиться. Но от себя я поставил
бы вопросительный знак рядом со словом «гордость».
По моему мнению, которое я не хочу никому навязывать, слова
«гордость» и «честь» немного противоречат друг другу, но это
лишь мое мнение.
Однако все определения, написанные выше, являются очень об-
щими. Понимание как совести, так и чести претерпевало измене-
ние со временем. Корни этих слов уходят далеко в прошлое, одна-
ко, как мне кажется, их стоит начинать рассматривать со средне-
вековья. Не одно произведение посвящено этой эпохе, но одним из
наиболее значительных и ярких я считаю произведение Мигеля де
Сервантеса «Дон Кихот». Читая этот роман, невольно проникаешь-
ся духом средневековья, духом благородных рыцарей, которым
присущи и совесть, и конечно же честь. Мне кажется, что сложи-
лось такое мнение, что понятия «рыцарь» и «честь» неразделимы.
В романе действительно Дон Кихот защищает более слабых, а уж
чего стоят подвиги этого бесстрашного рыцаря ради своей возлюб-
ленной. В нашей стране этой эпохи не было. Именно этим в свое
время было вызвано такое отношение Гитлера к нашей стране. Но
отсутствие этой эпохи в истории нашей страны нельзя назвать не-
достатком. Да, Мигель де Сервантес описал Дон Кихота, показав
его воплощением чести, достоинства и благородства. Но, вопреки
сложившемуся мнению, на одного такого «Дон Кихота» приходи-
лось, по меньшей мере, двадцать «рыцарей», которым понятия
«совести» и «чести» были совершенно чуждыми и которые только
и занимались тем, что пьянствовали и «портили» деревенских де-
вушек.
Как и все, эпоха средневековья прошла, и пришли другие вре-
мена, совершенно другие, и вместе с ними изменилось значение че-
сти и совести. Чтобы проследить это время, я выбрал произведение
Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». В этом романе на суд чи-
тателя представляются уже совершенно другие люди, с совершенно
другой системой ценностей. И в большинстве своем они обладают и
честью, и совестью, если следовать определению, данному в начале
сочинения. Доказать? Пожалуйста, на примере южан.
Совесть — убежденность в том, что является добром и злом. Чи-
тая сцены, происходящие на пикнике в «Двенадцати дубах», пони-
маешь, что все южане одобряют Конфедерацию и все, происходя-
щее в ней, считая это добром, северян же они считают злом. Со-
весть — сознание нравственной ответственности за свое поведение.
Почти все южане уверены, что, воюя с северянами, они выполняют
то, что должны делать, выполняют свой долг. Честь — достойные
уважения и гордости моральные и этические принципы личности.
Но ведь так оно и есть. Уважаются люди, борющиеся за свободу
Конфедерации, а люди, выступающие против или даже сомневаю-
щиеся, встречают не понимание, а презрение. У северян же совер-
шенно другая система ценностей, но можно также легко доказать,
518
что и они обладают честью и совестью. Главные же герои стоят не-
сколько особняком на фоне остальных, и такие понятия, как честь
и совесть, к ним неприменимы. И Ретт Батлер, и Скарлетт немного
опередили свою эпоху...
Но Гражданская война в Америке прошла, южане и северяне
также ушли в историю. Пришла новая эпоха, замечательно описан-
ная Теодором Драйзером. Мое любимое литературное произведе-
ние — трилогия Теодора Драйзера «Трилогия желания», и особен-
но ее первая часть «Финансист». Читая это произведение, невольно
убеждаешься, что совесть и честь у людей отходят даже не на вто-
рой план, а куда-то очень-очень далеко. Действия людей, в особен-
ности Фрэнка Каупервуда, диктуются прежде всего своими жела-
ниями, сложившейся ситуацией, симпатией, неприязнью, да чем
угодно, только не совестью и честью. Ведь не совесть же подсказала
Фрэнку «ограбить» городское казначейство! Конечно, не все люди
были такими, как главный герой, Фрэнк Каупервуд являлся все-
таки воплощением Америки того времени.
Так получилось, что в своем сочинении я использовал только
зарубежную литературу, но сейчас я попробую исправить этот не-
достаток. Надо сказать, что наша страна в своем развитии шла по
совершенно другому пути, поэтому и понятия чести и совести были
совсем другими.
Это очень хорошо видно на примере одного из моих любимых
произведений русской литературы «Судьба человека», написанного
Михаилом Шолоховым. Главный герой рассказа Андрей Соколов
предстает перед читателем человеком бесконечной воли, чести и со-
вести. Разве мог бы тот же Фрэнк Каупервуд или Ретт Батлер пере-
нести испытания, выпавшие на долю простого русского солдата?
Разве могли бы они пожертвовать лучшими годами своей жизни,
здоровьем, семьей ради'свой родины? Вряд ли! Да никогда, потому
что не было у них никогда ни чести, ни совести. Именно честь и со-
весть помогли главному герою перенести весь ужас войны и вы-
жить.
Наша страна всегда будет оставаться самой богатой, самой
сильной, самой-самой, потому что нигде вы не встретите таких лю-
дей, как Андрей Соколов! Пусть в России и стали появляться лю-
ди, которые готовы плевать на честь и совесть, их число всегда бу-
дет небольшим по сравнению с числом порядочных людей, кото-
рым честь и совесть не чужды. Так можно размышлять до беско-
нечности. Сейчас, перечитав написанное, я понял, что понятия че-
сти и совести очень условны, очень субъективны. Они зависят от
системы ценностей, принятой в какой-либо стране, в каком-либо
кругу. В разных странах, у разных людей совесть и честь имеют
совершенно неодинаковые толкования, значения. И очень хочется
надеяться, что когда-нибудь в будущем понятия чести и совести во
всем мире будут одинаковыми, объединяющими в разных странах
сейчас и тех, которые были раньше, но не дошли до нашего време-
ни.
И очень хочется, чтобы как можно больше людей обладали та-
кими достоинствами, как честь и совесть.
519
РАЗМЫШЛЕНИЕ О ДРУЖБЕ И ЛЮБВИ
(На литературном материале и по жизненным впечатлениям)
(/ вариант)

Почти в каждом художественном произведении присутствует
любовь и дружба. Порою кажется, что без этих двух чувств произ-
ведение будет неполным: оно рассказывает о людях, о взаимоотно-
шениях между людьми, и невозможно писать только о ненависти,

<< Пред. стр.

страница 67
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign