LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 66
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


МОСКВА В ИСТОРИИ РОССИИ (На историческом материале)
(II вариант)

«Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда
не случалось окинуть одним взором всю нашу древнюю столицу с
конца в конец... тот не имеет понятия о Москве, ибо Москва не есть
обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолв-
ная громада камней холодных, составленных в симметрическом по-
рядке... нет! у нее есть своя душа, своя жизнь. Как в древнем рим-
ском кладбище, каждый ее камень хранит надпись, начертанную
временем и роком, надпись, для толпы непонятную, но богатую,
504
обильную мыслями, чувством и вдохновением для ученого, патрио-
та и поэта!..» — так писал о Москве Лермонтов. И с ним нельзя не
согласиться, потому что Москва — это необыкновенный город. Ее
история уходит своими корнями далеко в глубь веков. Так же дале-
ко уходит в прошлое и история храмов и монастырей Москвы.
На Руси издавна повелось в честь великих побед русских воинов
возводить храмы и соборы. Это были своего рода памятники воин-
ской славы.
Сразу же после сокрушительной победы над Наполеоном в Оте-
чественной войне 1812 года царь Александр I рещил возвести в Мо-
скве храм в честь павших воинов русской армии и избавления Рос-
сии от вражеского нашествия. Однако от решения его построить до
воплощения замысла должны были пройти десятилетия. Нико-
лай I, сменивший на престоле своего брата Александра, Москву не
любил, жил в Петербурге, занимался постройкой Исаакиевского
собора и благоустройством северной столицы Российской империи.
И еще он не мог забыть, что многие офицеры, отличившиеся в боях
за Отечество в 1812 году, «возмечтали о свободе» и стали декабри-
стами. Но русский народ упорно собирал деньги на постройку хра-
ма Христа Спасителя. Деньги в Москву везли отовсюду.
Храм строился почти полвека. Наконец в 1883 году произошло
торжественное освящение храма. Поставлен был храм на Пречис-
тенской набережной недалеко от Кремля и Каменного моста.
Высота его от основания до купола более 103 метров. Каменный
пол здания был похож на разноцветный ковер с изображением
звезд, кругов, других фигур. Массивные двери храма были отлиты
из бронзы и украшены сценами из Библии. Над росписью стен и
алтаря трудились знаменитые русские художники: Суриков, Крам-
ской, Верещагин и другие.
Судьба этого великолепного храма сложилась трагически.
В 1931 году он был взорван. На его месте должен был встать Дво-
рец Советов, который все-таки не был построен. Долгие годы строи-
тельная площадка Дворца Советов пустовала, затем там устроили
бассейн «Москва». Недавно снова начался сбор средств на восста-
новление храма Христа Спасителя.
В Москве всегда было много монастырей. Многие из них были
основаны в память о каком-либо важном событии в государстве
или в честь святого угодника. Строились они по типу Кремля —
как мощные крепости на подступах к «первопрестольному граду»
Московского государства.
'Монастыри не только защищали Москву, но и становились цен-
тром развития русской культуры, просвещения и духовности. Мо-
нахи составляли летописи, переписывали древние книги, способст-
вовали развитию русской иконописной школы. Великий русский
художник Андрей Рублев, «Троицей» которого по сей день востор-
гается мир, тоже был монахом.
В XIII веке монастыри были деревянными и часто горели. Поэ-
тому с XIV века их стали возводить из белого камня — известняка,
затем из красного кирпича. На подворьях монастырей появились
церкви с высокими колокольнями — «маковками», похожие на
расписные терема.
505
Одним из красивейших московских монастырей является Ново-
девичий женский монастырь. Он был основан на южной границе
Москвы в 1524 году князем Василием III в память возвращения в
состав Русского государства Смоленска, более ста лет находившего-
ся под властью Великого княжества Литовского. Монастырь распо-
ложен на берегу Москвы-реки, в четырех километрах от Кремля.
Он не раз отражал нападения крымских татар и польско-литовских
войск.
Новодевичий монастырь — один из древнейших на территории
современной Москвы. Комплекс из хозяйственных, жилых и куль-
товых построек окружен крепостными стенами, имеющими двенад-
цать башен и двое парадных проездных ворот. Центром монастыря
является собор Смоленской иконы Богоматери. В соборе сохрани-
лась красивая стенная роспись, драгоценная утварь, ткани, вышив-
ка. Недалеко от него располагается шестиярусная колокольня. Ис-
торический интерес представляет кладбище Новодевичьего мона-
стыря. На нем похоронены участники Отечественной войны
1812 года, декабристы, выдающиеся русские писатели, известные
ученые, государственные деятели, актеры.
С 1922 года монастырь стал Музеем истории и русского искусст-
ва XVI—XVII веков, с 1943 года — это филиал Исторического му-
зея.
Сменяли друг друга столетия. Изменилась Москва, сильно раз-
рослась. Но и по сей день украшают ее величественные постройки
старинных монастырей, церквей и храмов.

МОСКВА В ИСТОРИИ РОССИИ
Москва... Как много в этом звуке для сердца
русского слилось, как много в нем отозвалось...

История Москвы уходит корнями в седую даль веков, к началу
XI века. Образование Москвы началось с Кремля. Это ее духовный
и исторический центр. Краснокирпичные стены, мощью, величием
и красотой которых мы восхищаемся сегодня, далеко не первые на
Кремлевском склоне. Им предшествовали по меньшей мере четыре
крепости: земляные валы с бревенчатым тыном, поставленные жи-
телями славянского городка в XI веке, деревянный летописный
«град», построенный по указу Юрия Долгорукого с 1147 года по
1156 год, «град дубов» Ивана Калиты, возведенный в 1339—1340
годах, белокаменный Кремль Дмитрия Донского, сложенный в
1367 году. Ныне стоящий Кремль в основном воздвигнут при вели-
ком князе Иване III в 1485—1495 годах. В начале XVI века, когда
переустройство Кремля было завершено, он стал одной из мощней-
ших крепостей Европы, и стены его ни разу не были взяты штур-
мом. В те же времена крепость, словно остров, со всех сторон омы-
вали воды: с юга — Москва-река, с северо-запада — Неглинная (в
1819 году ее заключили в подземную трубу, а сверху был разбит
Александровский сад), а с востока, вдоль Красной площади до са-
мой Москвы-реки, шел глубокий ров, заполненный водой. «Что
сравнить с этим Кремлем, который, окружаясь зубчатыми стенами,
506
красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе?..
Ни Кремля, ни его зубчатых стен... описать невозможно... Надо ви-
деть, видеть... чувствовать все, что они говорят сердцу и воображе-
нию» — так с юношеским восторгом писал М. Ю. Лермонтов. Безу-
частным к Кремлю не оставался никто из видевших его.
Неотъемлемой частью Кремля является Красная площадь, и ис-
тория ее неотделима от главной крепости столицы, у стен которой
она и возникла. Более того, как и Кремль, Красная площадь стала
символом не только Москвы, но и всей страны. За долгие века пло-
щадь не раз меняла название: именовалась Торгом, Пожаром — по-
сле опустошительного пожара в 1493-м, уничтожившего здесь все
торговые и иные строения, Троицкой (XVI век) — по названию цер-
кви, стоявшей на месте храма Василия Блаженного. Название
«Красная» закрепилось за площадью в середине XVII века и озна-
чало на старорусском языке «красивая», «главная».
В последующие века Москва «не сразу строилась*. Сначала бы-
ли Китай-город, затем Белый и Земляной город. Потом «матушка-
Москва» расширилась до Бульварного и Садового кольца. И сегод-
ня Москва представлена нам во всем своем великолепии слияний
древнего и современного миров. Наряду с памятниками древней ар-
хитектуры: церквами, соборами, монастырями, усадьбами мы мо-
жем видеть архитектурные сооружения, выполненные по современ-
ному компьютерному дизайну с применением высокопрочных мате-
риалов из металла и пластика.
Если смотреть хронику города, то приходишь к выводу, что Мо-
сква хоть и преобразилась в связи с научно-техническим прогрес-
сом, но осталась прежней. Если идешь по старому Арбату, то ви-
дишь старый облик Москвы и сразу представляешь себя в веке этак
в XVI. Москва — это не только культурный центр страны, но и
крупнейшее индустриальное ядро.
Только в Москве находится более 1000 заводов и предприятий.
Можно даже сказать, что Москва и поныне является гордостью
России.
Но были в истории Москвы печальные моменты. Вспомним хотя
бы относительно недавний эпизод — войну 1812 года. Москва в
1812 году — почти легенда.
В который раз древний город оказался ареной ожесточенной бо-
рьбы с завоевателями. С начала войны с Наполеоном и особенно по-
сле того, как французские войска взяли 6 августа Смоленск, Моск-
ва жила напряженной, тревожной жизнью. Несмотря на то что
многие стали спешно выезжать из города, Москва принимала ране-
ных воинов; работал пороховой завод, москвичи ковали сабли и пи-
ки. Наконец, 26 августа грянуло Бородинское сражение, но рус-
ская армия продолжала отступать. С 28 августа начался массовый
исход жителей из Москвы, однако многие москвичи все-таки со-
храняли надежду, что войска дадут еще один бой. Но бой так и не
состоялся, а вместо этого 1 сентября все население города покинуло
Москву. И 3 сентября Наполеон вошел в Москву. Москва оказалась
пуста. И тут начался пожар. Он длился шесть дней, и сгорело 7632
дома. Наполеон решил отступать, так как сгорели все продовольст-
венные склады и начался голод. Хоть Москва и погорела, но страна
507 .
не была захвачена. Более подробно эти события описываются в ро-
мане Л. Н. Толстого «Война и мир».
В итоге мы приходим к выводу, что Москва не просто один из
городов страны — это символ величия и славы Российского госу-
дарства, занимающий особое, самой судьбой определенное ему мес-
то в истории развития нашей Родины,

НРАВСТВЕННОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

Наш XX век — это век новых технологий. Техника стремитель-
но врывается в жизнь людей, она облегчает им труд, заполняет до-
суг человека. Однако технический прогресс часто вступает в конф-
ликт с моралью, противоречит нравственным понятиям.
Александр Беляев, видя успехи человечества в медицине, еще в
двадцатых годах ставил вопрос о нравственной стороне техническо-
го прогресса. В своем научно-фантастическом романе «Голова про-
фессора Доуэля» он рассказывал о существовании головы человека
отдельно от своего тела. Это, конечно, было целесообразно с прак-
тической точки зрения. Сама возможность существования головы
отдельно от тела открывала безграничные просторы, вплоть до веч-
ной жизни. Но это переворачивало веками сложившиеся представ-
ления о смерти человека как о неизбежном явлении, противоречи-
ло всем нравственным нормам общества.
Этот конфликт происходит не только в научно-фантастических
произведениях, он происходит и в нашей повседневной жизни каж-
дый день и каждую минуту. И это неудивительно, ведь успехи че-
ловечества в медицине действительно были ошеломляющими. Бла-
годаря развитию химии и физики, человечество победило многие
болезни, которые на протяжении столетий уносили тысячи жиз-
ней. Открытие рентгеновских лучей и радиоволн позволило лечить
переломы рук, ног, шеи и даже позвоночника. Техника стремите-
льно совершенствовалась, и стали возможны операции на сердце, а
также пересадка органов. Известие о пересадке органов произвело
переворот в научном мире, однако церковь долгое время была про-
тив этого. Сейчас этот метод успешно применяется во всех ведущих
клиниках мира.
Усовершенствование орудий труда произошло с огромной скоро-
стью. От плуга на конной тяге люди перешли к мощным тракто-
рам. Произошел переворот в производстве оружия и военной техни-
ки, но, с другой стороны, последняя мировая война унесла огром-
ное количество жизней: только с нашей стороны погибло более два-
дцати миллионов человек.
Благодаря появлению автомобилей, самолетов и вертолетов, воз-
росла скорость передвижения и улучшился комфорт, однако еже-
годно от авиа- и автокатастроф гибнут десятки тысяч человек.
Вообще технический прогресс — это очень противоречивое явле-
ние. Он задал столько загадок, что все и за год не разгадаешь.
Очень трудно осмыслить, что в нашем мире важнее: технический
прогресс или нравственность. По приведенным мною фактам из ху-
дожественной и научной литературы трудно решить, что нужнее. Я
не думаю, что человечество откажется от автомобилей и самолетов,
508
всех удобств, от атомных электростанций, которые дают около тре-
ти всей энергии. Скорее, оно откажется от нравственности, что го-
раздо страшнее, чем жизнь без удобств. Если человечество потеряет
свой нравственный облик, то снова воцарится фашизм. Появятся
новые концентрационные лагеря, в которых, мучая и убивая лю-
дей, «доктора» будут «двигать прогресс». Ведь пятьдесят лет назад
фашизм остановили именно нравственные идеалы человечества, со-
страдание и взаимопомощь. Тогда люди поняли, что нельзя двигать
технический прогресс с помощью бесчеловечных экспериментов
над людьми. А если посмотреть с другой стороны, если бы господ-
ствовала нравственность, если бы технический прогресс отсутство-
вал, что было бы тогда? Тогда мы, скорее всего, так и остались бы
на уровне XV—XVI веков, где святая инквизиция пресекала бы
всякую попытку внедрить что-нибудь новое.
Так что трудно оценить, что важнее — технический прогресс
или нравственность. Я думаю, что только при наличии обеих этих
вещей, при борьбе одного с другим может развиться высокоразви-
тое, гуманное общество.

НРАВСТВЕННОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
(На научном материале) (I вариант)

Нравственность и технический прогресс — две совершенно раз-
ные стороны жизни общества. Нравственность — это совокупность
нравственных законов, по которым живет человек, то есть законов,
которые он сам определяет для себя, в зависимости от воспитания,
окружающих его людей и т. д. Технический прогресс — это разви-
тие производительных сил общества. Тем не менее они, как и лю-
бые сферы жизни общества, должны быть взаимосвязаны между
собой.
Считается, что нравственность и нравственные законы сущест-
вовали с момента зарождения общества и что нравственность явля-
ется врожденным свойством человека, заложенным в него самой
природой. Стремление человека к техническому прогрессу также
проявляется на самых ранних стадиях развития общества.
Раскрытие нравственных законов человеком с момента зарожде-
ния общества, несомненно, претерпело большие изменения. Нрав-
ственные законы становятся более гуманными, в них вошли такие
понятия, как свобода личности, уважение к личности (разумеется,
развитие нравственных законов рассматривается на большинстве
населения и в расчет не принимаются отдельные случаи безнравст-
венности, существовавшие всегда). Такой процесс можно назвать
нравственным прогрессом. Наличие же технического прогресса не
вызывает сомнений. Так каким же образом взаимодействуют эти
прогрессы? Обусловливает ли технический прогресс развитие нрав-
ственности или, наоборот, они развиваются независимо друг от
друга?
Современные писатели часто обращаются к будущему, пытаясь
понять и высказать свою точку зрения на то, как будут развива-
ться нравственный и технический прогрессы. Существуют разные
точки зрения: что нравственный прогресс в дальнейшем подчинит
509
зхнический или, наоборот, что нравственный прогресс достиг ко-
нечной точки своего развития и далее развиваться не будут и
т. д. Тем не менее человечество прошло уже довольно долгий
путь развития нравственных законов и технического прогресса, и,
рассматривая этот путь, наверняка можно проследить их взаимо-
действие. Нравственный и технический прогрессы, как свидетель-
ствуют теории развития общества Канта, Маркса и прочих, заро-
дились одновременно на заре цивилизации и с тех пор развива-
лись параллельно друг другу: с развитием производительных сил
развивается и понятие о нравственности. На исторических источ-
никах невозможно проследить зависимость одного прогресса от
другого. Но, быть может, они развиваются независимо друг от
друга. Этому существуют подтверждения в современных истори-
ческих находках. В научных периодических изданиях неодно-
кратно печатались сообщения о народностях, не развивавшихся
технически, но имевших нравственные законы, соответствующие
современным.
Но хотя нравственность и технический прогресс развиваются
независимо, это не значит, что они совершенно не взаимодействуют
между собой. Это означает лишь то, что при отсутствии одного из
этих факторов другой будет развиваться (хотя общество и не будет
полноценным).
Сферы взаимодействия их очень велики. Как писал известный
религиозный деятель Филарет, одним из главных законодателей
нравственных законов является религия. В современном обществе.
в основном сохраняются нравственные законы, провозглашаемые
самыми распространенными религиями. Но с развитием техниче-
ского прогресса многие люди стали атеистами, что несколько изме-
нило нравственные законы. Также изменилась внешняя сторона са-
мой религии, но сама ее суть осталась неизменной. Также техни-
ческий прогресс заметно повлиял на распространение нравственно-
го прогресса. Среди нравственных законов появилось бережное от-
ношение к окружающей среде. В свою очередь, нравственность на-
правляет технический прогресс, сдерживая его развитие в некото-
рых отраслях и сферах жизни (например: в производстве оружия, в
загрязнении окружающей среды).
Нравственный и технический прогрессы олицетворяют собой
умственное и духовное развитие человека. Человек, как считают
психологи, развивается независимо умственно и духовно. И в этом
случае общество можно назвать единым человеческим организмом,
развивающимся по тем же законам, что и отдельный индивидуум.
И каждый член/общества должен делать все возможное, чтобы этот
организм был полноценным и одинаково хорошо развитым и
технически и нравственно.

НРАВСТВЕННОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
(На научном материале) (77 вариант)

Эти два понятия, которые на первый взгляд кажутся такими да-
лекими друг от друга, на самом деле тесно соприкасаются. Не побо-
юсь сказать, что нравственный кризис, в котором сейчас находится
510
человечество, является прямым следствием технического прогрес-
са, что я и собираюсь здесь доказать.
Человечество зашло слишком далеко в своем развитии. Еще в
древности появление оружия, обусловленное необходимостью вести
войну за новые земли ввиду полного разбазаривания имевшихся,
дало одним людям право властвовать над другими, и результатом
войн стал рабовладельческий строй, противоречащий изначальной
нравственной позиции, отражающейся в различных религиозных
источниках.
Продолжая рассматривать этот конкретный случай с оружием
(другие ему аналогичны), следует отметить, что его возникновение
оказало негативное воздействие в двух направлениях — нравствен-
ном и экологическом. Производство, например, мечей или шлемов
требовало знания сплавов, которое тоже переросло в алхимию и за-
вершилось химическими комбинатами и заводами-гигантами Ура-
ла, смог от которых плывет «ароматной» пеленой над Россией.
'Изобретатели оружия, естественно, не могли предвидеть столь
кошмарных последствий, но ближайшие события, вызванные вой-
нами, можно было предугадать. Завоевание новых земель для заня-
тия на них сельским хозяйством, вследствие нерационального зем-
лепользования, привело к запустыниванию значительных террито-
рий.
Нарушение природного равновесия также влечет за собой изме-
нение нравственных устоев: вредные выбросы в атмосферу негатив-
но влияют на здоровье людей, что способствует развитию различ-
ных нервных расстройств на этой почве (в том числе ипохондрии),
а вслед за ними и эгоизма среди населения, терпящего бедствие ре-
гиона. Рождение мутантов рождает страх, страх дает толчок жесто-
кости.
Запустынивание земель ведет к бегству людей из таких облас-
тей. Эти беженцы дают повод коренному населению районов им-
миграции еще раз проявить агрессивность по отношению к чужа-
кам. Девиз «Нам самим плохо, а тут еще и эти лезут!» становится
очень распространенным...
Но не только экологическая проблема, вызванная техническим
прогрессом, влияет на сознание, но и сам он прямым образом ока-
зывает такое действие. И главный враг общества — средства массо-
вой информации, книги, журналы и т. д. (Я имею в виду не все
книги, журналы и т. д. Конкретно я скажу об этом ниже.)
С возникновением телевидения стало возможным воздействие
на умы большой аудитории, а так как ради денег показывают не
только «разумное, доброе вечное», то и нравственный уровень соот-
ветственно понижается.
Книги, пропагандирующие жестокость, разврат и насилие; газе-
ты, нагоняющие страх и сеющие панику, ответной реакцией на ко-
торые является та же жестокость; псевдомузыка, создающая извра-
щенный стереотип и помогающая забыть истинный смысл слова
«музыка» — все это способствует деградации человечества в нрав-
ственном аспекте и ведет к катастрофе.
Попытки заменить во всем человека машинами могут привести
511
к тому, что, забыв слово «труд», человек опять вернется к обезья-
не, погрязнув в одних удовольствиях, чревоугодии и разврате.
Таким образом, технический прогресс и прямо и косвенно отра-
жается на духовном мире человека, на его «Я». Царство машин так
же урезает личность, как коммунизм.
Вред технического прогресса хорошо понимали служители цер-
кви средневековья. Только не знали они, что остановить его нельзя
обыкновенными методами, поэтому горели по всей Европе костры
святой инквизиции и стонали в глубоких подвалах алхимики, ког-
да палачи вгоняли им под ногти раскаленные иглы...
Постоянное совершенствование может достигнуть абсурда. По-
учительна древняя легенда (не помню, где ее слышал, но запомнил,
и сейчас она как нельзя более подходит к теме моих рассуждений)
о том, как от неизвестной болезни умерла невеста принца и он при-
казал выстроить мраморный мавзолей, где и похоронить ее. Когда
усыпальница была готова, принц был потрясен ее великолепием,
но чего-то ему все же не хватало, и он приказал сделать надстрой-
ки, добавить скульптур, построить минареты вокруг и ко входу
подвести широкую белую лестницу. Наконец работы были законче-
ны, и слуги принца поставили урну с прахом его невесты внутрь,
напротив входа. Принц пришел посмотреть на усыпальницу, но не
был удовлетворен. Одна деталь казалась ему лишней — сама урна,
ради которой и строили дворец. Тогда принц приказал убрать ее...
Технический прогресс должен служить интересам человека, но
может наступить такой момент, когда человек окажется лишней

<< Пред. стр.

страница 66
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign