LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 65
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Березы ждут. Их лист
Полупрозрачный
Застенчиво манит и тянет взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд ее убор.

Рощи начинают редеть, сменяются кустарником, и вот на опуш-
ке леса возникает поселение — белый город, утопающий в «полу-
прозрачной листве берез» — Ростов Великий — город-сказка, го-
род-легенда. Он не похож ни на какой другой город. Ростовский
кремль не поддается никакому описанию. Освещенный солнцем,
отражаясь в озере Неро, кремль похож на сказочный подводный го-
род. Ростовская колокольня — очень грациозное сооружение. Она
просто пленяет высотой и формами, размерами и количеством ко-
локолов. Ростовский ансамбль настолько уникален, древен, красив,
естествен, что, глядя на ворота, кажется, что через пару минут по-
кажется князь с княгиней и княжеская дружина. От этого городка
с его монастырями, церквами, бревенчатыми избами остаются са-
мые радужные воспоминания. Изо дня в день мне постоянно хочет-
ся очутиться в этой чудо-сказке.
И вот опять автобус, дорога, разлуки и встречи. Приходят и
уходят Ярославль, Тула, Смоленск, Тверь, Суздаль, Коломна,
Клин, Александров, Боголюбов, Чехов, Кусково, Остафьево, Боро-
дино, Калуга, Серпухов. Каждый город чем-то знаменит, замечате-
лен. От каждого остается что-то особенное, что складывается в одно
целое — то, что мы называем Русью.
Просторы России бескрайни. Путешествовать по ней можно всю
жизнь, каждый раз открывая в знакомых местах нечто новое. Рос-
сийские города такие все разные и такие одинаковые. Общее в
них — это дух. А в наш безнравственный сумасшедший век хочет-
ся проникнуться этим духом, хочется былинного покоя. И, посе-
щая старинные места, становиться лучше, добрее, приобщаться к
многовековой национальной культуре народа возникает большое
желание.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ {// вариант)

Россия. Для одних это пустой звук, для других -— огромная, не-
объятная страна, называемая Родиной, а для меня это даже нечто
большее, чем место, где я родился и вырос. На мой взгляд, нигде в
мире нет страны с такой богатой культурой, историей, полной кро-
вавых войн, людьми, всегда готовыми помочь, понять и разделить
твое горе, поддержать в трудный момент и дать полезный совет.
Я понял все это, посетив старинные русские города, располо-
женные на берегах Волги и Оки. Для меня все было новым и уди-
вительным.
Небольшой двухпалубный теплоходик «Александр Шемагин»,
громко гудя и рассекая острым носом воду, в солнечный летний де-
нек отправился в свое очередное путешествие. Когда острый шпиль
17-3959 497
здания Северного речного порта исчезает из виду и огромные реч-
ные краны кажутся игрушечными, по обеим сторонам канала име-
ни Москвы, закованного в бетон, появляется лес. Кругом тишина,
нарушаемая лишь только негромким плеском волн о бетонные бе-
рега да натужной прерывистой работой двигателей. Сначала этот
звук кажется грубым и некрасивым, но ты привыкаешь, и вскоре
создается такое впечатление, будто двигатель напевает песню, сло-
ва которой известны только ему одному.
Наступает ночь. Постепенно жизнь на теплоходе затихает...
А утром, выйдя на палубу, я был поражен происшедшими за
ночь изменениями. Берега исчезли, и, куда ни кинь взгляд, всюду
была вода, необыкновенно чистая, чуть колеблемая утренним све-
жим ветерком.
Волга — великая русская река. Мое первое знакомство с ней
произошло в Угличе, Это маленький городок, который можно обой-
ти за два-три часа и получить огромное удовольствие от осмотра не-
обычайно красивых старинных русских построек. К сожалению, я
не могу передать всю красоту Углича на бумаге, ибо, как говорит-
ся, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
...Раздается гудок. Пароход медленно отходит от пристани, да-
ря возможность прощальным взглядом окинуть Углич, и путешест-
вие продолжается. Мы посещаем Ярославль, Кострому, Нижний
Новгород.
Особенно мне бы хотелось сказать о последнем городе. Нижний
Новгород находится в междуречье Оки и Волги, на пересечении
торговых путей, поэтому как в прошлом, так и сейчас он играет
очень важную роль в жизни страны. Главная достопримечатель-
ность города — Кремль. Он расположен на высоком холме и зани-
мает очень выгодное стратегическое положение. Необычный по
своей красоте вид открывается со стен Кремля: через тонкую дым-
ку мы видим маленькие, чуть больше спичечного коробка, кораб-
лики, перевозящие грузы и людей, речной порт и конечно же Чка-
ловскую лестницу, спускающуюся чуть ли не к самой воде.
Но поплыли дальше. Мы прощаемся со спокойной Волгой и
плывем по Оке, течение которой заметно быстрее. Муром, Касимов,
Рязань, подобно Угличу, встречают нас блеском золоченых купо-
лов. Я потрясен красотой и величественностью зданий, каждое из
которых по-своему прекрасно, а на фоне русской природы поража-
ет своей необычностью и неповторимостью. На меня, городского
жителя, привыкшего к однотипным, похожим друг на друга до-
мам-близнецам, все это производит огромное впечатление, которое
не было бы таким сильным, не путешествуй я по воде. Ибо, как
мне кажется, только с борта теплохода можно видеть всю красоту
русской природы и старинных городов, которые предстают перед
тобой как на ладони, в свете лучей восходящего солнца, сверкая и
переливаясь золочеными куполами церквушек, храмов и соборов,
подобно горсти драгоценных камней.
До Москвы остается совсем немного, когда начинается дождь,
летний теплый дождь. Представьте себе такую картину: ослепите-
льно светит солнце, идет дождь, отчаянно борясь с течением реки,
498
плывет теплоход, на одном берегу зеленой стеной стоит лес, а на
другом — маленькая деревушка с блестящими на солнце окнами.
Москва. Южный речной порт. Девять дней пролетели, как один.
Я стою на пристани и прощаюсь с «Александром Шемагиным».
Сколько приятных минут я провел на твоих палубах, сколько кра-
сивого и незабываемого я видел с них!
Хотя мое путешествие и окончилось, оно навсегда останется со
мной, в моем сердце!

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ (По личным впечатлениям)
(/ вариант)

Путешествовать по России можно не только вширь, но и вглубь.
Россия велика не только по территории, занимаемой ей, но и по
глубине и разнообразию чувств, настроений, характеров и взаимо-
отношений. Если взять литературу, то я не встретил ни в одной
другой стране такого обилия писателей, произведений, тем более
таких, в которых автор пишет о своей Родине. В них чувствуется
большая сила и любовь к Родине. В поэзии ни один стих так не
отобразит красоту Родины и любовь к ней, как русский. Любовь к
Родине выражается1 через любовь к своему народу, природе. Рус-
ские писатели наиболее читаемы в мире; и в наших школах огром-
ное внимание уделяется именно русской литературе. Россия с де-
ревнями, церквами, полями, реками и лесами — именно об этой
России мечтают большинство русских писателей. Россия с больши-
ми духовными ценностями и традициями. Наши летописцы сохра-
нили историю России до наших дней. День в домах начинается и
кончается молитвой. К работе отношение с почтением. Любовь к
земле и к Родине помогала русским отстаивать свое отечество в бо-
рьбе с завоевателями. Но только русские могли находиться долго в
крепостной и просто в зависимости от своих господ; здесь они пока-
зывают смирение. Действительно, Россия — страна противополож-
ностей, и в то же время здесь все связано и закономерно. Россия —
страна богатств материальных и духовных, и в других странах
большой спрос на ценности. Сейчас очень часто можно услышать,
как нелегально вывозятся за границу картины, иконы, церковные
принадлежности и предметы быта, культуры русской. Россия —
это третья культура, она находится между Востоком и Западом,
объединяет в себе эти культуры и создает новую. В России, в отли-
чие от других стран, большое значение имеют духовные ценности,
и они преобладают над материальными. Этим объясняется богатст-
во в убранстве церквей, святых мест и всего того, что тесно связано
с духовностью. Россия также объединяет духовности западных и
восточных религий. Но сейчас духовный потенциал, накопленный
нашими предками, начинает истощаться. Что же губит прежнюю
Россию, почему меняется отношение русских к своим духовным
ценностям? Из социальных причин — это резкие перемены в сем-
надцатом году XX века. После этого времени шел длительный и
глубокий процесс искоренения религии и как предрассудков, свя-
занных с нематериальным, и как духовных ценностей, отображен-
ных в заповедях Библии, и как духовных православных традиций.
499
Начало девяностых годов... Начинается осознание времени застоя.
Россия начинает называться Россией, идет перемена политического
строя, культуры. «Помощь» приносит Запад и Америка. Появилась
свобода всего. Открываются многие церкви, и огромные потоки лю-
дей хлынули туда. Люди посещают церкви, крестятся. Что же,
произошел духовный перелом большинства, развеяние семидесяти-
летнего тумана в религии. Не совсем. Люди внешне пытаются по-
казать это. Уровень духовности не только не повысился, но он по-
низился за этот короткий промежуток времени от 1991 года до ны-
нешнего времени. Церковь превратилась из дома Божия, духовного
пристанища людей, в торговую палатку церковными принадлежно-
стями и просто вещами, связанными с культурой. Какой же здесь
подъем духовности, если в Библии говорится, что церковь не долж-
на превращаться в торговую лавку, что любовь и вера в духовное
не должны проявляться через любовь в материальные вещи. Бог
внутри нас — так же говорит Библия. Человеку даже не обязатель-
но ходить в церковь, если он развит духовно. Сейчас по телевизору
можно увидеть певцов, металлистов и тому подобных, которые не
только песней, но всем своим видом показывают себя не с лучшей
стороны, хотя, может быть, эта сторона у них и есть лучшая. На
груди у них висят большие золотые и серебряные крестики, и они
дергаются вместе с ними. Разве здесь можно говорить о духовно-
сти? Но, я думаю, этот всплеск «показухи» умрет вскоре. Сейчас
все больше люди осознают происходящее и действительно стано-
вятся ближе к прежним ценностям.
Помощь и влияние Запада и США, с одной стороны, помогают,
с другой — развращают нас. Фильмы, мультфильмы их несут боль-
шую подсознательную агрессию; новейшая техника, предметы бы-
та — все это хорошо в меру, а происходит зависимость людей от
всего этого. Это ведет к понижению духовного уровня и разруше-
нию духовных структур.
В последнее время участились болезни людей. Почему? Сейчас в
результате усовершенствования техники появляется новая меди-
цинская аппаратура. Большое развитие науки, увеличение знаний,
все больше методов лечения болезней. Но состояние общества не
улучшается. Раньше ведь было меньше болезней. Болезни возника-
ют в результате духовного распада общества. Вылечившись духов-
но, можно вылечиться физически. Но это не значит, что все беды
связаны с ростом науки. Должно происходить объединение двух
противоположностей: науки и религии, материалистических взгля-
дов и идеализированных; и культура должна быть неразрывно свя-
зана с цивилизацией.
Рост цивилизации обусловлен войнами, потому что в результате
войн возникают новые приспособления и растет наука. Закономер-
ности распада цивилизации в связи с увеличением их мощи можно
проследить еще с легенды об Атлантиде, потом античная Греция,
Римская империя и т, д. С увеличением «культуры» происходит
притяжение и зависимость людей от материального.
Из всего сказанного подходим к выводу. Россия в первую оче-
редь страна духовных ценностей, что показывает ее культура в на-
стоящем смысле этого слова, а значит, отсюда должно пойти воз-
500
рождение цивилизации, так как общество, вылечившись духовно,
вылечится физически.
Россия еще живет, Россия первоначальная, где сохранены цен-
ности духовные — это в основном деревни в глубинке. Здесь малы-
ми темпами развивается цивилизация, но сохраняется и увеличи-
вается духовный потенциал. Действительно, для повышения циви-
лизации нежелательно пользоваться знаниями, приобретенными
другими, более высокими цивилизациями, потому что повышение
уровня знаний без повышения духовности и культуры ведет к раз-
ладу между ними и гибели цивилизации. Полученными, но не
осознанными знаниями следует распоряжаться осторожно. В мире
идет постоянное обновление цивилизаций из-за причин, показан-
ных выше, и роль обновления нашей цивилизации взяла на себя
Россия с большим духовным потенциалом.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ (По личным впечатлениям)
(I вариант)

Россия!!! Правда, звучит? Еще бы, все-таки Родина. Как для
американца Соединенные Штаты Америки, как для француза
Франция, для меня Россия значит очень многое. И пускай они жи-
вут лучше, чем мы, но все-таки я горжусь тем, что именно в этой
стране я родился, вырос и продолжаю жить, И у меня нет жела-
ния уезжать куда-либо, пускай даже в самую развитую, в самую
демократическую страну. Я не осуждаю тех, кто покинул Россию.
У многих были на это веские причины, у каждого свой путь. Ко-
му-то не давали нормально работать, кому-то нормально жить,
кто-то уезжает в поисках лучшей жизни. Но все-таки, если у чело-
века настоящая русская душа, он не сможет покинуть Россию ли-
бо уедет по не зависящим от него причинам и будет всю жизнь то-
сковать по Родине. Примером тому являются наши писатели, уче-
ные.
Все-таки в России жить очень интересно. Нет такого однообра-
зия, как в развитых странах. Каждый день что-то меняется, что-то
происходит. Все это касается экономических, политических сторон
нашей жизни. Но мне все-таки ближе отношения между людьми в
нашей стране. Пускай я большую часть России не охвачу, но, по-
моему, везде все очень похоже.
Ну, прежде всего это своеобразное разделение людей. Как в
Америке существует расовая дискриминация, так и у нас национа-
льная. И что самое интересное, у нас на этом не остановились. На-
чали разделять на городских и «деревенских». И что самое смеш-
ное, «деревенские» себя разделяют на близко живущих к городам и
живущих в «глуши».
В городе тоже интересные отношения: появилось разделение по
районам, а в Москве даже по микрорайонам. Имеют место такие
мероприятия, как разборки, дележ территории. Примером можно
взять хотя бы наш Борисовский проезд: довольно-таки суровые
отношения между седьмым «старым» и седьмым «новым», хотя
их разделяет всего лишь дорога, а о таких «прославленных» райо-
нах, как Замоскворечье и Таганка, и говорить нечего. Лично меня
501
все это захватывает, но удручает то, с какой жестокостью проис-
ходят все эти разборки. И что мне больше всего не нравится, так
это когда мои друзья начинают хвалиться своими «героическими»
поступками: кого-то избили, что-то сломали, сколько раз забира-
ли в милицию, сколько раз напивался и до какого состояния и то-
му подобное. И практически это происходит из-за того, что им не-
чем заняться. И все-таки даже среди таких людей можно найти
нормального человека. Когда я написал слово «нормальный*, я
совсем не хотел их обидеть, просто я хотел сказать, что человек
должен больше созидать, чем разрушать. Странно, но, когда начи-
наешь думать о том, почему это так происходит, приходишь к то-
му, что все находится в очень тесном взаимоотношении, одно вы-
текает из другого. Так и в этом случае. Почему у ребенка плохое
воспитание? Потому что родители плохо воспитали. А это почему?
Потому что родители либо так же воспитаны, либо очень загруже-
ны работой, и пошла цепочка. Вообще на личном опыте и по лич-
ным наблюдениям ребенок нуждается в хорошем воспитании и
присмотре до класса третьего-четвертого, и потом просто нужно
его контролировать, не лезть в его личную жизнь, а самое глав-
ное — это прислушиваться к нему, к его проблемам. Кстати, я
очень уж удалился от темы, и поэтому вернемся к отношениям
город—деревня.
Интересны отношения жителей других городов, деревень к мо-
сквичам. В скольких городах я ни был, к нам относятся так, как
мы относимся к иностранцам, практически чисто за своих нас не
считают. Некоторое уважение все-таки есть, а вот откровенности не
хватает. Может быть, кто-то скажет, что это мелочи и так можно
прожить. Но фактически мы же возвышаем себя по отношению к
жителям тех же поселков, деревень. А как мы сможем потом ре-
шить их проблемы?
Когда переезжаешь из города в город, видишь эти поселки, де-
ревни, хутора, и, смотря в окно, как-то тоскливо становится. Как
же здесь можно жить: бездорожье, кругом грязь. Господи, я бы там
не прожил и полгода, а люди живут и даже некоторым нравится.
Просто им внушили, что все отлично, жить можно, они и нормаль-
ной жизни никогда не видели. Но при виде всего этого становится
как-то обидно, что ты ничем не можем им помочь.
Странно, но мне почему-то ничего хорошего в голову не прихо-
дит, рассказываю только о наших проблемах. Но все же попро-
бую.
Самое прекрасное — это то, что Россия богата талантами. Это
мы знаем из уроков истории, да и сами видим каждый день по те-
левизору какое-то новое достижение российских энтузиастов. Но
такова наша система, что у нас в стране все эти изобретения не до-
ходят до нас, а видят свет только за рубежом. Хотя есть пример,
когда государство содействует изобретателям, — это оборонная про-
мышленность. Так появились танки, самолеты, которым за грани-
цей нет аналогов. А так нашумевший супервертолет «Черная аку-
ла», за которым охотились все разведки мира. Да и не только в во-
енном деле, и в спорте были или есть, практически в каждом виде,
олимпийские чемпионы, чемпионы мира. Да что говорить, много у
502
нас талантов, им только нужно немножко помочь, посодействовать.
Но это уже от нас не зависит и очень грустно. Но в принципе не
так все и плохо. Россия — великая страна, в этом мы убеждались
и, я уверен, будем убеждаться.

МОСКВА В ИСТОРИИ РОССИИ (На историческом материале)
(/ вариант)

В 1147 году сын Владимира Мономаха суздальский князь
Юрий, прозванный Долгоруким, возвращаясь из похода на Новго-
род, пригласил к себе на пир своего союзника и родственника кня-
зя Святослава Ольговича: «Приди ко мне, брате, в Москов». Так
впервые в 1147 году в летописи упоминается о Москве. Эту дату
принято считать официальной датой основания древнего города.
Расположение Москвы исключительно удобно в географическом
положении: на высоком холме, омываемом реками Неглинной и
Москвой-рекой. По этим рекам проплывают торговые корабли из
крупных городов. В Москве останавливались богатые купцы и тор-
говцы. Это все определило историческое значение Москвы.
В 1156 году были построены первые деревянные стены Кремля.
Во второй половине XII века был построен детинец, или Кремль,
который просуществовал около двухсот лет.
В XII веке жителям Москвы пришлось испытать страшные вра-
жеские нашествия хана Батыя и его войск. Деревянные укрепле-
ния Москвы не могли долго удерживать врага, и в 1238 году хан
сжег Москву. Хотя после этого еще не раз враги сжигали Москву,
русский народ опять возрождал ее, все больше укреплял ее и рас-
ширял границы.
В конце XIII века при князе Данииле Александровиче, сыне
Александра Невского, Москва стала центром небольшого удельного
княжества. По мере политического значения княжества росла и
обустраивалась его станица, закладывались первые каменные по-
стройки.
В XIV веке производились укрепления города и новые культур-
ные памятники. После татаро-монгольского нашествия Иван Дани-
илович для сохранения культурных ценностей стал сам собирать
дань с населения и отдавать ее татаро-монголам. Но часть дани он
оставлял для построения и укрепления Москвы и своего княжест-
ва. При-Иване Данииловиче всегда находился большой денежный
мешок, поэтому он получил прозвище Калита. Калита в переводе
значит «денежный мешок*. В 1339—1340 годах были возведены
дубовые стены вокруг Кремля. Кремль стал политическим центром
феодального княжества, резиденцией великих князей и москов-
ских митрополитов.
В 1367—1368 годах при князе Дмитрии Ивановиче построены
белокаменные стены Кремля. В то время это было первоклассное
укрепление и создавало серьезную преграду врагам.
Развитие экономических связей между отдельными русскими
княжествами и необходимость организации общей обороны от
внешних врагов привели к постепенному сплочению русских зе-
мель в единое государство. Средоточием складывающейся русской
503
нации стала Москва, расположенная в центре основных русских зе-
мель. Она начала расширять свои границы, собирая вокруг себя
разрозненные княжества. Из небольшой крепости, какой она была
в XII веке, Москва превратилась в крупный торговый и ремеслен-
ный город. Москва стала узлом крупных сухопутных и водных тор-
говых путей.
Образование Русского централизованного государства во второй
половине XV века способствует росту Москвы.
Белокаменные стены Кремля прослужили около ста лет, за это
время они сильно пострадали от войн. В 1485—1495 годах были по-
строены новые кирпичные стены Кремля. Для построения новых
стен Кремля в Москву приезжают итальянские архитекторы, кото-
рые славились в Европе своими крепостными сооружениями.
Сейчас Москва является столицей и культурным центром Рос-
сии. В Москве хранят память истории города и государства истори-
ческие памятники архитектуры.
Главное место среди соборов-музеев занимает древний Успен-
ский собор. Он построен в 1473—1479 годах итальянским архитек-
тором Фиораванти. Возведению собора придавалось огромное зна-
чение. Великие московские князья стремились подчеркнуть и
утвердить могущество столицы. Значительный интерес представля-
ет собой настенная живопись собора 1642—1643 годов. В эти вре-
мена над украшением собора работало более ста лучших живопис-
цев России.
В южной части Соборной площади, ближе к Москве-реке, нахо-
дится Благовещенский собор. Он является памятником русского
зодчества, в котором собраны достижения национальной архитек-
туры того времени. В Благовещенском соборе сохранился один из
древнейших русских иконостасов — памятников историко-художе-
ственной ценности.
С западной стороны Успенского собора расположена маленькая
одноглавая церковь Ризоположения. Ее построили псковские мас-
тера в 1484—1485 годах в стиле раннемосковской архитектуры.
Напротив Благовещенского собора находится Архангельский со-
бор. Он построен в 1505—1508 годах итальянским архитектором
Алевизом Новым на месте древнего храма, сооруженного еще при
Иване Калите в 1333 году. Сохранив традиционные формы и план
русского пятиглавого храма в наружном убранстве здания, зодчий
придал ему черты, характерные для эпохи Ренессанса.

<< Пред. стр.

страница 65
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign