LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 62
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Преданья русского семейства.
Любви пленительные сны
Да нравы нашей старины...
А. С. Пушкин
473
Мне думается, что пересказывать сюжет общеизвестной пуш-
кинской повести излишне. Это история любви двух молодых лю-
дей, семьи которых враждуют меж собой.
Режиссер очень бережно перенес на экран повесть Пушкина.
Он рассказывает о простом человеческом счастье, счастье любви,
понимания, счастье занимать свое место в жизни. А. Сахаров лю-
бит своих героев и в то же время относится к ним с тонкой иро-
нией.
Забавны отцы-помещики с их враждой. С юмором показан анг-
ломан Муромский, в сущности, типично русский барин, любящий
пропустить стаканчик своего «спотыкача», и притворная меланхо-
лия Алексея Берестова, когда он скучает в обществе провинциаль-
ных барышень. С каким облегчением он снимает перстень с чере-
пом после отъезда гостей. А ведь барышни считают, что он носит
его не снимая, постоянно. Как ни старается он принять вид томно-
го, бледного, разочарованного молодого человека, это у него не по-
лучается. По-настоящему Алексею хорошо, когда встречается с
мнимой «крестьянкой», искренне стараясь завоевать ее доверие,
научить ее грамоте. Но мнимая «крестьянка» — это настоящая
русская барышня, «воспитанная на чистом воздухе».
Это очень добрый фильм. Теплотой проникнуты взаимоотноше-
ния героев. Стоит вспомнить доброту, с которой относятся крестья-
не к молодому барину, как любуются им. И то, с какой заинтересо-
ванностью обсуждают Лиза и горничная Настя взаимоотношения
барышни и Алексея. Обеим девушкам хочется счастья: одной — с
Берестовым, другой — с пастухом Трофимом.
Очень хорошо подобраны актеры на главные и эпизодические
роли. Лиза в исполнении Елены Кориковой и Алексей — Дмитрий
Щербина весьма искренне передают счастье первой настоящей люб-
ви. Б. Лановой и Л. Куравлев особенно хороши в роли отцов-поме-
щиков. Очень мне нравится Муромский в исполнении Л. Куравле-
ва. Это человек абсолютно счастливый. Он рад всему: и тому, что
делает его умница дочь и когда выпьет рюмочку за обедом, счаст-
лив угостить гостей «аглицким» обедом и развлечь «аглицкой иг-
рой», хвастает, что учит Лизоньку настоящая англичанка, доволен,
когда мирится с Берестовым-старшим.
Образ Муромского у Куравлева получился мягкий.
Особенно хочется сказать о работе оператора Николая Немоляе-
ва. Фильм получился очень красивый. Камера замечает все: и тра-
винку в росе, и луну, и малину, живым огоньком полыхающую в
Лизиной ладошке.
Картины природы не просто служат фоном для действия. Они
создают впечатление тишины и покоя, задают настроение для всего
фильма. Это впечатление усилено музыкой В. Комарова. Музыка-
льным лейтмотивом фильма является романс на стихи А. С. Пуш-
кина «Я помню очи голубые».
Может быть, фильм и не является шедевром, но мне кажется,
что в наше время нужны такие картины: тихие и спокойные, рас-
сказывающие о вечных ценностях, о любви, о семейном счастье.
Мне нравится общая атмосфера фильма — светлая и прозрачная,
его простота.
474
По моему мнению, режиссер осторожно и бережно перенес на
экран прозу Александра Сергеевича Пушкина, напомнив нам о
том, что есть в мире добро, красота, счастье.

РЕЦЕНЗИЯ НА ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ
АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО «СТАЛКЕР»

«Сталкер» — последний фильм режиссера, снятый на Роди-
не, — как-то остался «на обочине» нашего восприятия его творче-
ства: его не вводили в постоянно растущее число публикаций о
Тарковском, вообще-то получивших саму возможность появления
уже после его смерти.
И на уровне всего контекста творчества великого режиссера, и
на уровне эстетической микроструктуры фильм «Сталкер» еще
ждет своего анализа: никаких поколений (в отличие, скажем, от
«Иванова детства», «Андрея Рублева», «Зеркала») здесь сегодня
просто нет.
Со временем и здесь будут опознаны эти сложнейшие отклики
главных внутренних тем, связующих все творчество Тарковского в
одно-единое лирико-поэтическое высказывание.
Прежде всего перед нами редчайший случай полного переосмыс-
ления литературного оригинала: Сталкер Стругацких — мародер
Зоны, торгующий ее загадками, —- у Тарковского становится ее
апостолом, он ведет сюда заблудшие, несчастные души, чтобы ис-
полнились их сокровенные желания. Он, проводник, бескорыстен.
Здесь он ничего не берет и ничего не может получить для себя, та-
ков закон Зоны (учитель Сталкера пожелал себе — получил и по-
гиб).
Этот измученный, весь словно бы обугленный человек, с лицом
Ван Гога (поразительное сходство с ним актера Александра Кайда-
новского), в Зоне, огороженной, охраняемой, недоступной для при-
шельца, непостижимой, — счастлив. Он приходит на свидание с
Зоной, как на свидание с покоем, тишиной, одиночеством. Свобо-
дой. Он чувствует Зону, как самого себя, ловит ее угрозы, ее снис-
хождение. Он приходит сюда из промозглого, выродившегося,
омертвевшего мира, где живут люди, чтобы ловить запахи ее
огромных трав, чтобы слушать пульсацию ее воды, чтобы слышать
ее таинственные зовы.
Тарковский не дает нам ответа на то, что она такое, эта Зона.
Говорят, что ее оставили пришельцы, что она порождена метеори-
том, но она просто есть. И Сталкер все водит и водит сюда людей,
во всем изверившихся, с пустыми душами и глазами, надеясь, что
их желания окажутся высоки и бескорыстны...
Говорят, что в фильме Тарковского, в отличие от оригинала
Стругацких, Сталкер морочит своих клиентов, что тут вся Зона бе-
зопасна; это ошибка, это неверно: следы смерти видны повсюду, и
гибель другого Сталкера, о котором идет речь, — правда.
Теперь — о другом.
Фильм Тарковского — не научная фантастика. Это мистерия.
Это опять «страсти». В сущности, все картины режиссера принад-
лежат к роду «страстей» — древнему роду искусства. Не потому
475
ли — знаковый признак жанра — так часто в фильмах Тарковского
звучит ария Петра их баховских «Страстей по Матвею» (в «Сталке-
ре» ее небрежно, но очень точно насвистывает писатель (А. Солони-
цын) — надорванный, изнуренно многословный, надменный, бало-
ванный и абсолютно несчастный).
«Страсти» — это испытание сомнениями, поиски веры, это кре-
стный путь человеческой души, проходящей через ужасы жизни,
чужую смерть, одиночество.
Сталкер у Тарковского — человек, который становится доброво-
льным проводником по такому вот крестному пути, он водит за-
блудшие души по Зоне дорогой самопознания, даже не зная о ко-
нечном итоге. Не зная, но веря. Впрочем, теперь этот итог перед
ним: ни один из теперешних его ведомых решительно не хочет пе-
реступить через порог комнаты, где исполняются заветные жела-
ния, потому что эти желания наверняка мелки, эгоистичны, низ-
ки.
Они уходят от чуда, уклоняются от него — возвращаются из Зо-
ны такими же, какими пришли. Они недостойны «страстей», пото-
му что они, как это сказано в Новом Завете, «не холодны и не горя-
чи», хуже чего для человека быть не может...

РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ ВИКТОРА СЕРГЕЕВА
« ШИЗОФРЕНИЯ »

Фильм Виктора Сергеева «Шизофрения» был снят на киносту-
дии «Ленфильм» при участии компании «Стабильная линия» в
1997 году. Этот фильм представляет собой работу прекрасных авто-
ров: режиссера-постановщика Виктора Сергеева, главного операто-
ра Юрия Шайгарданова, авторов сценария Александра Абдулова,
Евгения Козловского, Виктора Невского, композитора Андрея Ма-
каревича.
В основу сюжета легла история, рассказанная Александру Абду-
лову одним из известных российских «авторитетов». Решенный в
жанре политического детектива, фильм рассказывает о широких
связях криминального мира России с правоохранительными струк-
турами и спецслужбами, коррумпированности правительственных
чиновников самого высокого ранга.
В главных ролях в фильме снялись: Александр Абдулов, Алек-
сандр Збруев, Кирилл Лавров, Леонид Броневой, Армен Джигарха-
нян, Николай Трофимов, Юрий Кузнецов, Дарья Кабалова.
Слово «шизофрения» в переводе означает «расщепленный ра-
зум». Мы можем прочитать в медицинском справочнике, что это
«наиболее распространенное заболевание, которое характеризуется
разнообразными проявлениями и имеет тенденцию к хроническому
течению».
Итак, шизофрения. Такой диагноз ставит России конца XX века
самый лучший медик — история. Посмотрев по сторонам, мы уви-
дим, что наше общество недалеко, к сожалению, ушло от сталин-
ского террора, от всеобщей смуты. Россия, подобно загнанному жи-
вотному, пытается выкарабкаться, но нет сил уже, нет даже на-
476
дежд, а это самое страшное. Люди обезумели, страшная болезнь
одолевает всех...
Фильм «Шизофрения» состоит из двух частей. Первая часть —
«Немой» — рассказывает о судьбе героя, знакомит с ним. Находясь
на службе в КГБ, герой Александра Абдулова Иван Голубчик слу-
чайно выстреливает на охоте в пьяного генерала. За это Голубчик,
молодой тогда еще парень, получает пятнадцать .лет тюремного за-
ключения. После этого случая с генералом впечатлительный Иван
теряет дар речи. Спустя семь лет в наше время его «вызволяет» из
зоны уже ФСБ для убийства крупного банкира.
Таким образом, человек попадает под власть мощной, годами
выработанной системы. И если на него положила глаз «контора»,
то человек практически погиб.
В таком замкнутом круге оказывается Иван Голубчик. Спец-
службы готовят его к убийству, тщательно обдумывая каждый
шаг. Майор ФСБ, герой Александра Збруева, отводит Голубчику
роль палача: «Палачи любой власти нужны».
Совершив свою миссию, Голубчик еще больше втягивается в за-
падню. С одной стороны — охрана-мафия банкира, с другой —
«контора?. И здесь особенно четко встает вопрос фильма: мафия и
ФСБ. Чьи методы работы более законны?
Во второй части фильма — «Спаси и сохрани» — мы получаем
ответ на этот вопрос. Отчаявшись, Иван дает интервью француз-
ским журналистам прямо в самолете прямо в аэропорту Пулково-2.
Самолет отрывается от земли и взрывается. «Создана правительст-
венная комиссия, — говорит дикторша, — по расследованию при-
чин катастрофы». Председателем этой комиссии назначается чело-
век, организовавший убийство.
Актерский состав подобран, по моему мнению, очень удачно.
Особенно сильно играли актеры второго плана: Леонид Броневой,
Армен Джигарханян. Броневой играет роль правительственного
портного. Это пожилой, рассудительный человек, который гордит-
ся тем, что общался с «великими». Герой Збруева делает ему заме-
чание: «От старости вы не умрете». Выдержав паузу, портной отве-
тил: «С вашего позволения, я хотел бы умереть от старости». Меня
потряс этот момент. Оказывается, в нашем обществе кто-то глав-
ный может распоряжаться жизнью другого человека. Система, за-
родившаяся в СССР в тридцатых, создала вокруг себя мощную
опричнину, как это было во времена Иоанна IV.
Фильм, безусловно, тяжелый. Он очень сильно давит на психи-
ку. Это ощущение усиливает необычайная музыка. То и дело воз-
никает однообразный «сверчковый» звук, усиливающий психоло-
гическую нагрузку. Частыми в фильме являются немые диалоги.
Очень мастерски сыграны все паузы.
Я считаю, что реальную жизнь критиковать бесполезно. «Ши-
зофрения? — фильм о реальной жизни. Вся та злоба, страх и кровь
нашей жизни — все это отражено в этом фильме. «Шизофре-
ния» — это вызов. Недаром весть о нем была как-то скомкана и за-
быта. Мы видим страшную гибель России, выгодную кому-то. «В
державе за хорошие денежки можно все», — говорит героиня Да-
рьи Кабаловой. Пускай это звучит банально, но задача всей россий-
477
ской молодежи сейчас — спасти и возродить страну, не дать день-
гам взять верх в жизни. Если люди перестанут бороться, страшная
шизофрения проникнет во все слои общества, поразит каждого. Я
думаю, что появление такого фильма, как «Шизофрения», станет
одной из первых ступенек всеобщей лестницы выздоровления.

РЕЦЕНЗИЯ НА КИНОФИЛЬМ «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»

Чеченская война. Несомненно, в душе каждого из нас еще жи-
вы воспоминания об этой трагической странице в истории нашей
страны. Фильм Сергея Бодрова «Кавказский пленник», рассказы-
вающий о судьбе двух русских солдат, попавших в плен к чечен-
ским боевикам, еще раз напоминает нам о ней и заставляет задума-
ться над тем, как отвратительна и чудовищна война, насколько
чужда она человеческому сознанию. В то же время фильм поража-
ет 'нас прекрасными человеческими отношениями между героями,
которые подобны цветку, распустившемуся на поле битвы.
Сюжет «Кавказского пленника» понятен и близок всем людям.
Такие сюжетные ситуации характерны для многих фильмов Бодро-
ва. Например, в его картине «СЭР» мальчик бежит из исправитель-
ной колонии, чтобы найти своего отца. Посмотрев предыдущие ра-
боты Сергея Бодрова («Сладкий сок внутри травы», «Непрофессио-
налы», «СЭР»), мы можем отметить, что этот режиссер, показывая
суровую правду жизни, смотрит на своих героев с теплотой и любо-
вью. Такой же взгляд мы можем без труда уловить и в «Кавказ-
ском пленнике».
Многим критикам фильм показался слишком мягким, избегаю-
щим показа кровавой реальности войны в Чечне или быта Россий-
ской армии. Действительно, в нем нет зверств, нет эффектных ба-
тальных сцен. Это объясняется тем, что замысел режиссера заклю-
чался в создании картины взаимоотношений двух русских солдат и
чеченцев, в плен к которым они попали.
Создателей ленты вдохновило одноименное произведение Льва
Николаевича Толстого. Имена персонажей — Жилин, Дина, Абдул-
Мурат, некоторые сюжетные моменты взяты из «Кавказского плен-
ника» Толстого, поэтому и сам фильм носит такое название. Ре-
жиссер следует традиции классика, восходящей к «Войне и миру»,
с его отрицанием войны и убийства.
Главные герои фильма — рядовой Жилин и прапорщик Алек-
сандр. Первый — брошенный в пекло войны призывник-новобра-
нец, второй — профессионал-наемник. Оба, раненные в бою, попа-
дают в плен к чеченцу Абдул-Мурату. Сын Абдула находится в пле-
ну у русских, и старик хочет договориться с комендантом лагеря об
обмене пленными. Во время неудачной попытки побега Александра
убивают, Жилин остается один. Мать Жилина, потрясенная тем,
что случилось с ее сыном, приезжает к коменданту и договаривает-
ся об обмене. Но ее усилия оказались тщетными: сына Абдулы за-
стрелили русские солдаты, когда тот пытался убежать. Картина по-
казывает, как и почему возникает ужасная бесконечность крово-
пролития. Одна кровь влечет за собой другую, одна смерть — сле-
дующую. На этом строится сюжет. Этим он движется, пока кто-ни-
478
будь не найдет в себе силы остановить, разорвать порочный круг.
Абдул-Мурат находит в себе силы не мстить, не убивать. Видя, что
его дочь Дина любит Жилина, старик сохраняет ему жизнь. Но фи-
нал фильма омрачается страшной картиной: русские бомбардиров-
щики летят бомбить аул Абдулы.
«Кавказский пленник» Сергея Бодрова — это фильм не только о
войне, но и о любви. Юные герои фильма — Жилин и Дина — это
Ромео и Джульетта в условиях войны на Кавказе, разделившей
уже не два рода, а два народа.
Лента имела большой успех на кинофестивале в Канне, где по-
лучила приз ФИБРЕССИ и приз зрительских симпатий. На фести-
вале «Кинотавро в Сочи фильм удостоен Гран-при, а Олег Меньши-
ков, исполнитель роли Александра, и Сергей Бодров-младший, ис-
полнивший роль Жилина, получили приз за лучшую мужскую
роль. Сняв в роли Жилина своего сына, Сергей Бодров-старший на-
шел прекрасного партнера для Олега Меньшикова, а картина стала
для режиссера более значительной, личной. Беззащитные глаза
солдата Жилина, в которых мы не видим ни одной ноты фальши,
интуитивно угаданная Сергеем Бодровым-младшим пластика ком-
пенсируют отсутствие в фильме философских глубин и эстетиче-
ских порывов. В сильном актерском ансамбле блистает Олег Мень-
шиков, который принес в фильм ноту оптимизма и жизнерадостно-
сти. Благодаря мастерству оператора Павла Лебешева мы увидели
Кавказ с его пейзажными красотами и местными обрядами.
При всей видимой простоте в фильме есть то, что соединяет его
компоненты: это внутренняя естественность, соответствие психоло-
гическим и духовным реалиям нынешней России,

РЕЦЕНЗИЯ НА КИНОФИЛЬМ «БРАТ»

Фильм «Брат» Алексея Балабанова был снят кинокомпанией
«СТВ» в 1997 году. Главные роли исполняли Сергей Бодров, Вик-
тор Сухорукое, Светлана Письминченко, Юрий Кузнецов, Вячеслав
Бутусов. Продолжительность фильма (всего 95 минут) не велика.
Но это новое русское кино сразу же стало участником официальной
программы 50-го Каннского фестиваля. Почему «новое русское»?
Да потому, что «Брат» действительно оказался самой громкой и яр-
кой отечественной премьерой прошлого года, которая покорила
сердца российских зрителей.
Главный герой картины Данила Багров, демобилизованный из
армии, вернулся в свой родной городок. Но скучная жизнь россий-
ской провинции не устраивала его, и, ища себе на молодую голову
приключений и испытывая судьбу, он решил податься во вторую
столицу России — Петербург. Там, по слухам, уже несколько лет
процветает его старший брат. Но все оказалось не так-то просто —
брат был наемным убийцей... Здесь режиссер излагает свою, навер-
ное, излюбленную историю (ту, которая сейчас царит в жизни) — о
мире, погубившем душу молодого человека, Балабанов создает сю
жетную конструкцию современного боевика, тем самым вводит в
заблуждение зрителей, понявших фильм как историю очередного
симпатяги киллера, коих прошло по экранам предостаточно. Но
479
фильм «Брат» не об этом. Здесь звучит мотив братской внутренней
неразрывной связи. Старший брат, сделав Данилу также професси-
ональным убийцей, чистильщиком, словом, современным килле-
ром, подставляет его, бросая на произвол судьбы, потому что дол-
жен спасаться и думать только о своей собственной шкуре. Но Да-
нила сумел понять и простить брата, так как они «одной крови». В
фильме можно найти и тему убийства, и сюжетный зачин с кино-
съемками, на которые случайно забредает герой (просто Балабанов
решает посмотреть, при каких условиях в городе можно выжить...).
Наиболее остро и глубоко находит герой свое переживание ошелом-
ляющего мгновения встречи провинциала с огромным городом, чу-
жим, холодным, враждебным, в котором Данила чувствует себя ни-
чтожным, одиноким и беспомощным.
Первое ощущение оказалось неизгладимым. А. Балабанов за-
ставляет главного героя неприкаянно слоняться по лабиринтам
улиц в поисках брата и жилья, бросает его в объятия общества нар-
команов и дворовых тусовок, наделяет пугающим чувством потери
своего собственного «я? и дарит как бы зыбкое отдохновение в не-
замысловатых песенках Вячеслава Бутусова, согревающих его бес-
приютное сердце.
Режиссер как бы пробует себя в жанре современного боевика.
Он выбирает сегодняшний шумный многолюдный город — Петер-
бург. В каком бы временнбм ракурсе и через какую бы сюжетную
призму ни искал режиссер, он видел одно: никем вокруг не заме-
ченную трагедию маленького человека из толпы. Судьба, оборвав
Даниле крылья, бросает его в самое жаркое пекло жизни, к банди-
там, вне привычной системы жизненных координат.
Исходная ситуация фильма «Брат» Балабанова — это ситуация
мистического триллера, происходящего, кажется, в рамках абсур-
да. Автор сценария сталкивает героя один на один с миром-оборот-
нем, который принял облик Города-монстра, Города-убийцы и во-
льготно раскинулся на русской земле. Режиссер заставляет Данилу
попробовать жить в нем, что на деле оказывается сродни путешест-
вию по кругам ада, особо страшному еще и потому, что герой этого
не осознает и не ощущает его действия. В этом Городе герой беско-
нечно блуждает по одним и тем же улицам. Время от времени его
пути-дорожки пересекаются с теми, кто ему дорог или нужен, кто
протянет ему руку помощи и откроет сердце, полное сочувствием и
пониманием. Это происходит или на немецком кладбище, или в
трактире-забегаловке. Но не стоит искать в этом скрытый смысл,
так же как и в том, почему по улицам Петербурга часто одиноко
катит блуждающий трамвайчик, вроде бы обещающий спасение,
готовый увести человека от опасности — и даже не от самого ли се-
бя? Но на нем не уехать далеко, не вырваться из заколдованного
круга...
Балабанов дает своему персонажу такое прошлое, которое нор-
мальный человек вынести может, лишь отказавшись оценивать его
и думать о нем, — войну. О ней в фильме почти не говорится, ни-
каких примет ее нет, кроме одной-единственной исковерканной ду-
ши обыкновенного милого мальчика Данилы (Сергей Бордов), в ме-
ру неразвитого, в меру порядочного, отзывчивого, умеющего быть
480
благодарным и чувствующего ответственность за близких. Но вой-
на отучила его видеть во враге человека. И теперь брату достаточно
сказать Даниле: тот — мафиози, тот — банкир, тот угрожает, — и
Данила равнодушно стреляет.
Вот так и путешествует по мегаполису мальчик с наполовину
умершей душой, как зверь по чужому лесу, — приглядываясь, го-
товя себе запасные убежища, всегда настороже, готовый к внезап-
ным нападениям. И Город покоряется ему — прячет в своих пере-
улках, уберегает от врагов, дарит жилье и нужные встречи. Как
сказал его друг по кличке Немец, что «Город — это злая сила. Си-
льные приезжают — становятся слабыми. Город забирает силу».
Мертвое притягивает мертвых, живое — живых. Сам не понимая,
что с ним произошло и в кого он превратился, Данила оказался по-
середине между чудовищем —- Городом и живыми обычными людь-
ми, между смертью, легко творимой его руками, и романтическими
песнями «Наутилуса*, которые впитывает в себя как наркотик.
В жестокой сказке Балабанова нет хорошего конца и нет вообще
как такового. Мои слезы здесь ничего не изменяют. Да, хотя Город
отпустил Данилу. Может быть, потому, что они «одной крови»? Но
не спасение ждет юношу за его пределами — под полой куртки
уносит он обрез...
Балабанов проявил себя как режиссер, тонко чувствующий из-
бранный жанр, обладающий абсолютным композиционным чутьем
и сориентированный на создание выразительного музыкального об-
раза, который является и знаком времени, и характерной реально-
сти, и отображением душевного состояния человека. Герои фильма
не способны сформулировать свое отношение к происходящему, но
ощущают все непосредственно, чувственно, через музыку, звук.
Из-за всего этого «Брат» не позволяет сомневаться в его безу-
словном лидерстве.
Как показывает статистика, зрительский успех «Брата» склады-
вается сразу из нескольких составных частей. Вряд ли на него осо-

<< Пред. стр.

страница 62
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign