LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 59
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Страх нередко оказывал нервно-паралитическое действие, а
иной раз заставлял человека панически метаться без цели и смыс-
ла. Слежка разом делает героя другим, отделяет его от всех про-
чих. В его психике неминуемо выступает на первый план сознание
бессмысленности собственного бытия.
Не потому ли в убеждениях современников так прочно обосно-
валась тщета любых социальных упований? Токсичность страха
гражданского оказалась всего острее и длительное. Что, если в об-
щественном организме оно-то и хранится вечно?
Написанный около четверти века назад роман Б. Ямпольского
одним из первых прикоснулся к скрытым пружинам авторитарной
власти и обнажил психологический механизм общественной покор-
ности. Он многое объясняет нам в нас самих — почему мы такие.

РЕЦЕНЗИЯ НА ПОВЕСТЬ Е. КОРШУНОВА
«ОПЕРАЦИЯ «ХАМЕЛЕОН»

Книга Евгения Коршунова «Операция «Хамелеон» по своему
жанру детектив. Притом детектив, действие которого происходит в
заманчивой Африке, Вряд ли найдется человек, не мечтавший хоть
раз в жизни попасть в ее саванны, побродить у Килиманджаро и
водопада Виктория, услышать при лунном свете звуки тамтамов и
увидеть ритуальные танцы местных племен. Для того, кто попадет
в Африку ненадолго, эти впечатления, наверное, и будут главны-
ми. Но для журналиста, живущего и работающего здесь несколько
450
лет, экзотика быстро отходит на дальний план. На смену ей прихо-
дит трезвая и точная оценка обстановки, сложившейся в современ-
ной Африке, понимание сложностей и трудностей ее развития, по-
литического и экономического. Именно такое понимание жизни
есть в книге «Операция «Хамелеон».
Действие повести Е. Коршунова происходит в вымышленной
стране Гвиания, где-то в Западной Африке.
В центре повествования молодой советский африканист Петр
Николаев, приезжающий в Гвианию в научную командировку. Его
творческим планам не суждено сбыться, поскольку иностранные
разведки решают сделать его жертвой своего заговора — операции
«Хамелеон*, чтобы скомпрометировать прогрессивное профсоюзное
движение в стране, объяснив его успехи и силу пресловутым «вме-
шательством Москвы». Ситуация не новая, но тем не менее все еще
живучая. Могу сразу сказать, что операция постыдно провалилась,
и Помогли в этом Петру Николаеву люди разных национальностей,
объединенные чувством справедливости.
Рядом с Петром Николаевым действуют австралиец Роберт Ре-
корд, австрийская художница Элинор, американец-микробиолог
Смит, английский профессор Нортон, лидеры молодежных гвиа-
нийских профсоюзов Стив и Гоке. Все эти характеры убедитель-
ные, написанные автором весьма впечатляюще. Профессор Нортон,
например, в шутку называющий себя «старым колонизатором», от-
давший всю жизнь изучению Африки, благородный исследователь,
не пожелавший способствовать офицерам своей разведки и высту-
пивший с разоблачением ее деятельности. Или мечущаяся в поис-
ках душевного покоя и счастья Элеонора, воспитывающая осиро-
тевших африканских детей. Это и добропорядочный, наивнейший
Смит, который даже не догадывается, какие прививки он делает.
Выяснив, что его «невинные» опыты над местными людьми не что
иное, как испытание бактериологического оружия, Смит кончает
жизнь самоубийством.
Интересно и правдиво показывает автор африканцев, в том чис-
ле и Гоке — ультралевого революционера на словах, а на деле про-
дажную марионетку. Он и есть тот самый «хамелеон», с помощью
которого должна была совершиться провокация.
Как ни странно, но рядом с этими реальными характерами ге-
рой повести Петр Николаев выглядит хоть и привлекательно, но
несколько наивно: уж очень часто не догадывается он о том, что
происходит вокруг. Правда, это позволяет автору показать Никола-
ева в разных неожиданных ситуациях. Автору так удобнее, но чи-
тателю иногда обидно за своего соотечественника. Хотелось бы и
диалоги видеть более насыщенными, с большей художественной
нагрузкой.

Я ХОЧУ РАССКАЗАТЬ ВАМ О КНИГЕ И. ПАДЕРИНА
«НЕ УХОДЯ ОТ СЕБЯ»

Я хочу рассказать вам о повести в новеллах И. Падерина «Не
уходя от себя». Голос разбуженной, воспаленной памяти писателя-
фронтовика звучит здесь настойчиво и сольно, порой печально, точ-
451
но пробивающийся откуда-то издалека звук тревожного колокола.
Мудрость и мужество поколения, вступившего в полосу ожидания
неизбежного, требовали от художника, .чья судьба была опалена
войной, исполнения долга поведать о жизни и о себе, окинуть
взглядом окружающих, оглянуться назад, вглядеться в даль. Писа-
тель, по-моему, чутко услышал и уловил это движение времени. Не
перекраивая и не упрощая прошлое на свой лад и вкус, не вгоняя в
мертвые думы живую современность, автор повести раскрывает
нам духовное содержание жизни своего поколения. И. Падерин по-
казывает вдохновленный образ человека с чистой совестью и высо-
ким внутренним достоинством, изображая дарованную ему судь-
бу — честную и прямую, а характер — глубокий, сильный и пре-
красный.
На долю Сергеева, главного героя падеринских новелл, выпало
счастье выдержать все испытания в годы войны. Однако достоин
ли человек своего счастья сегодня, сейчас, спустя много лет после
отгремевших залпов? Вот вопрос, каким писатель проверяет героя-
современника и всех, кто его окружает. И. Падерин пристально
всматривается в их поступки, пытаясь понять, почему очень мно-
гие в прошлом вроде честные и чистые люди стали мельчать, ро-
нять себя в глазах детей, соблазняться легкой наживой, становить-
ся стяжателями, а им подражают подростки.
Читая повесть, понимаешь, что ее автор сохраняет в себе нрав-
ственные идеалы и веру в высокое предназначение человека, сохра-
няет совестливое чувство вины и перед теми, кто не дожил, и за
тех, кто дожил, но отступил от самого себя, кто предал память о
самом себе.
Как случилось такое, что и полковник Авланов, и бывший врач
медсанбата дивизии, и генеральный директор комбината, в про-
шлом боевой генерал, смогли предать бывшего разведчика, героя
войны не только в Сталинграде, а уже в мирные дни? Чем объяс-
нить столь странное и страшное эхо войны? Что ими движет?
Горькие, серьезные раздумья над этими вопросами вновь воз-
вращают И. Падерина к фронтовым будням и к дням отрочества,
юности, времени тревожного счастья, когда происходило становле-
ние характеров и судеб людей его поколения. Тогда проявление
трусости, отступление от правды казнилось совестью и жестоким
беспощадным презрением к себе. Бой — ценой в жизнь, когда геро-
изм — норма, а война — работа. Быт, коему цена — совесть, забве-
ние которой та же смерть. Война — она преходяща, не ее ради жи-
вет человек на земле. И. Падерин убежденно проводит мысль о
том, что нет на свете более высокого призвания, чем быть созидате-
лем. Именно созидание увековечивает в людях память о погибших;
память, как потребность дышать, мыслить и двигаться.
Эта книга актуальна в наши дни. Сейчас самое время разобрать-
ся в той жизни, что прожило уходящее поколение. Для меня эта
повесть интересна даже не столько жизненными итогами ее героя,
сколько художественным выявлением духовного становления лич-
ности, постигавшей премудрости новой действительности.
452
РЕЦЕНЗИЯ НА РАССКАЗ И. ДАНИЛОВА «У НОВЫХ ХОЗЯЕВ»

С автором рассказа «У новых хозяев» Иваном Даниловым я по-
знакомилась впервые. Этот рассказ был написан в 1981 году, саму
же книгу «Зимний дождь» выпустило издательство «Современник»
в 1984 году.
Рассказ написан доступным и понятным языком, в нем описы-
вается новая жизнь коровы Марты после смерти старой хозяйки.
Бывшая хозяйка очень любила корову, прекрасно о ней заботи-
лась, была очень внимательна и добра к ней. Марта платила ей тем
же. Каждый раз радовалась встрече с хозяйкой, «возвращаясь с
пастбища», она «чуть ли не бежала впереди всего стада», надеясь
встретить ту, которую так любила. Но вот любимая хозяйка умер-
ла, и на смену ей пришли новые, чужие люди. Они не любили и по-
баивались Марту, очень плохо о ней заботились, были с ней грубы
и жестоки. Поэтому Марта невзлюбила их. Она не понимала, что
произошло с ее хозяйкой, очень скучала по ней, все время ждала,
что та когда-нибудь придет и все пойдет по-старому. За год новой
жизни она очень изменилась в характере, сделалась «вздорной и
задиристой». И где-то через год Марта отравилась и умерла от не-
досмотра своих хозяев.
Завязка произведения начинается с того момента, когда умира-
ет старая хозяйка. Дальше идет развитие действия — жизнь Мар-
ты у новых хозяев, потом кульминация — тот момент, когда Мар-
та отравилась, и, наконец, развязка, то есть смерть Марты. В ходе
рассказа много лирических отступлений, воспоминаний коровы, в
которых она невольно сравнивает прошлую и настоящую жизнь.
По-моему, они даны для того, чтобы лучше понять идею, которую
хотел донести до читателя автор. На мои взгляд, идея состояла в
том, чтобы показать людям, как нуждаются в любви и заботе жи-
вотные. Автор хотел сказать, что даже животные могут пережи-
вать, кого-то ненавидеть или любить, могут кому-то радоваться
или о ком-то тосковать. Без любви они так же, как и люди, черст-
веют и озлобляются. Я считаю, что главная тема этого произведе-
ния — тема любви и взаимоотношений между людьми и живот-
ными. В течение всего рассказа ярко выражена позиция автора.
Он явно жалеет корову, сочувствует ей. Ему, конечно, больше по
душе старая хозяйка Марты. Это заметно в описании тех момен-
тов, когда хозяйка кормит корову, ухаживает за ней. Эти места
автор описывает очень подробно и красиво. Некоторые слова он
употребляет в уменьшительно-ласкательной форме. Например,
«клала сенца», «былочка пырея», «ломтик хлеба». Описывая ру-
ки, он использует такие эпитеты, как «умные», «упругие», «лас-
ковые». Показывая же новых хозяев, в частности мужика, автор
иронизирует, смеется над ним, называя его «мужичишка» или
«этот вонючий».
Мне Марту действительно жалко. Ведь она абсолютно беспо-
мощная жертва обстоятельств. Она не понимает даже того, что про-
исходит вокруг нее, тоскует по старой хозяйке, все время ждет, что
та когда-нибудь вернется. Все эти пустые ожидания навевают мне
грустные мысли. Прочитав этот рассказ, понимаешь, насколько мы
453
все одиноки и беспомощны перед ударами судьбы, как мы легко
привыкаем к людям, любящим нас, постоянно находящимся рядом
с нами, и как тяжело мы переживаем разлуку с ними.

РЕЦЕНЗИЯ НА ПОВЕСТЬ Ю. ВЯЗЕМСКОГО «ШУТ»

Повесть Юрия Вяземского «Шут», изданную уже более десяти
лет назад, я прочитала совсем недавно. Желание познакомиться с
книгой поначалу было вызвано лишь интересом к личности автора.
Ю. Вяземский был известен мне как ведущий телевизионной пере-
дачи «Умники и умницы».
Тонкий знаток литературы и истории, умный, артистичный, го-
товый к риску, деловой человек. Эти свойства натуры Вяземского
проявляются и в его прозе.
В повести «Шут» есть боль, есть попытка исследовать острые
нравственные ситуации. В ней как бы концентрация жизни. Мне
кажется, что это произведение может вызвать серьезные раздумья.
Повесть «Шут» непроста для восприятия. Но бывает так; услы-
шишь новую музыку, и она покажется чужой. Но нельзя спешить.
Послушаешь эту музыку во второй, в третий раз, поймешь, при-
мешь ее, и она останется с тобой навсегда.
Повесть Ю. Вяземского надо «выслушать». Надо войти в нее и
принять правила игры ее автора.
Произведение о жизни и смерти шута — притча. Хотя никаких
фантастических событий и преувеличений в ней нет. Повесть имеет
заголовок «Исследования по материалам «Дневники шута». Автор-
рассказчик находит на антресолях старые тетради. Это и есть днев-
ник шута. Вел записи школьник Валя Тряпичников. Они постоян-
но прерывались авторскими размышлениями, пересказами собы-
тий из жизни шута, обращением к читателю, к все понимающему
собеседнику.
Наш герой рос мальчиком впечатлительным, книжным, был
увлечен древней культурой и литературой Японии и Тибета. А по-
тому в дневниковых записях нам встречаются цитаты из заинтере-
совавших его книг и учебников. Есть и толкования тех или иных
литературных образов, теорий. Увлечение своеобразной восточной
культурой говорит о том, что Валя был необычным человеком.
Родители его, образованные, сведущие, казались людьми достой-
ными, но, если верить тексту дневника, не было в доме Тряпични-
ковых душевного тепла и правды, и Вале многие важные жизнен-
ные проблемы приходилось решать в одиночку.
Не раз он получал удары за лучшее, что в нем было. И тогда Ва-
ля решил защищать это лучшее в себе и наносить удары сам. Он
надевает маску шута и изобретает систему исследования самых
уязвимых и чувствительных мест у людей, окружавших его. В
дневнике шута есть такие строки:
Опасности подстерегают нас,
Тревожна наша жизнь и нелегка,
И ранят иногда больней ножа
Невинные проделки шутника.
454
В школе Валю не любили. Связываться с ним мало кто решал-
ся. Его жизненная практика оснастилась и теорией. Что такое шу-
товство по Тряпичникову? Вот что: «Оружие безоружного, сила
слабого...» Кажется, хорошо, но жизнь по системе сделала его, пар-
ня доброжелательного, чрезвычайно одиноким человеком, одино-
ким судьей и палачом.
Он высмеивал и унижал с помощью разнообразных хитроумных
«шутэнов», учитывая индивидуальные особенности жертвы. «Шу-
тэн» — это нечто вроде подножки, умелой, коварной подножки.
Человек становится посмешищем для окружающих.
Важно понять «философию шутовства». Ее суть заключается в
том, что жизнь жестока. Надень маску, и ты защитишь лучшее в
себе.
Лишь чистые духом
Себя не дадут унижать.
Тот жалок,
Кого безумная страсть ослепила.
Безвольный слепец,
Им командует женщины власть.

Все люди, не желающие стать жертвами, живут в масках. Мас-
ка шута — самая человечная и невинная. Важно лишь, чтобы ни-
кто не догадался, что ты шут. Это твоя тайна. А окружающие ви-
дят в тебе не шута, а отважного «дуэлянта», сильного, несколько
экстравагантного человека, понимающего суть людей и вещей.
«Шутовство, — убежден герой, — оружие безоружного». Этим
оружием он унижает зло и защищает добро, добро в себе и вне се-
бя. Почему же совсем неуловима минута, почти неразличима чер-
та, отделяющая шута от палача?
Достоинство повести Ю. Вяземского в том, что он показал: мас-
ка шута наиболее опасна для того, кто ее на себя надевает. Все
«шутэны» сводятся к одному, самому неожиданному и убийствен-
ному «шутэну» — удару в собственное сердце. Ведь, вонзая «шпа-
гу» в уязвимые места окружающих, человек остановиться уже не
может. И его жертвами постепенно становятся любимая девушка,
лучший друг, любимый учитель.
Маска постепенно становится лицом. Он наносит удары, уже не
разбирая, пока после сильного душевного потрясения шут не поги-
бает.
Он шел по лезвию меча,
Он ступал на лед замерзшей реки,
Он входил в пустой дом;
Его желание быть шутом исчезло навсегда.

Шут погибает, чтобы опять родился мальчик Валя Тряпични-
ков, еще более беззащитный, может быть, и уязвимый, чем до
овладения всеми «шутэнами».
Повесть кончается моральным очищением и духовным торжест-
вом героя. В жизни может случиться и по-другому. Человек, пола-
гающийся лишь на силу маски, становится ее рабом. Начинают са-
455
ми собой отмирать основы души: искренность, бескорыстие, добро-
та, — на которых держались истинно человеческие отношения.
Повеет^ ставит вопрос: что опаснее — добро в маске зла или зло
в маске добра?
Зло под личиной добра обманывает, усыпляет, потом убивает —
иными словами, не перестает быть злом. Добро же под маской зла,
даже шутовское, как добро тоже умирает. Отсюда напрашивается
вывод: добро обязательно должно быть открытым, оно несовмести-
мо с лицемерием. К пониманию этого и пришел герой повести.
Чтение этого произведения позволяет решить многие нравствен-
ные вопросы. Читатель должен понять, что отвечать на зло «шутэ-
нами» — идти по пути разрушения себя. Помогает уцелеть дру-
гое — упорное участие в создании добра.

РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОИЗВЕДЕНИЯ В. С. ВЫСОЦКОГО

Я, конечно, вернусь
весь в друзьях и мечтах,
Я, конечно, спою...
В. С. Высоцкий

Я знаком с творчеством большого количества писателей и поэ-
тов разных времен. Есть среди них и любимые. Из зарубежных ав-
торов — это В. Шекспир, Э. Войнич, О. Уайльд, Э. Хемингуэй, из
отечественных — Н. Гоголь, А. Чехов, Н. Гумилев, М. Булгаков,
В. Быков. Их произведения таят глубоко в себе какую-то вечную
загадку для меня, которая будет существрвать всегда. Все они жи-
ли в разное время и писали каждый о своем и по-своему. Наверное,
талант художника заключается не только в искусном владении
формой, не только в приближении к полному самовыражению, но
и в том, насколько другие люди в другие времена могут найти в его
произведениях частицу самих себя. По словам Оскара Уайльда:
«...Искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится».
Получается, что человек ищет в искусстве аналоги своей судьбе,
своим чувствам, своим мыслям, поэтому, зная о любимых писате-
лях и поэтах того или иного человека, можно сказать кое-что и о
нем самом.
Мне бы хотелось рассказать о В. Высоцком — поэте-барде. Он
родился в 1938 году и прожил сорок два года. У него была очень
непростая и насыщенная жизнь. Многим В. Высоцкий известен
как артист Театра на Таганке. Одна из центральных его ролей —
Гамлет. Интересно сравнить стихотворения «Гамлет» Б. Л. Пастер-
нака и «Мой Гамлет» В. Высоцкого. У Пастернака акцент, мне ка-
жется, на строчках:
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.

Я один. Все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.

456
Да, каждый человек в какой-то момент жизни переживает в той
или иной степени то, чем мучился герой Шекспира.
Стихотворение В. Высоцкого «Мой Гамлет» гораздо длиннее.
Это очень долгий и подробный рассказ о том, что Пастернак назвал
одним словом «фарисейство»:
Я видел — наши игры с каждым днем
Все больше походили на бесчинства...
Как прожить во всем этом?
А мы все ставим каверзный ответ
И не находим нужного вопроса.

Мир стихов В. Высоцкого огромен и многоголос. Песни о Вели-
кой Отечественной войне оставляют сильное впечатление. Казалось
бы, человек, не испытавший в силу своего возраста все тяготы вой-
ны, не может писать о ней, а он писал и пел, потому что это его
волновало. Наблюдая и узнавая жизнь более старших поколений,
Высоцкий постигал судьбу своего народа, своей страны. Память и
боль о пережитом отдельно взятых людей становятся общей памя-
тью и болью.
Как разрезы, траншеи легла
И воронки, как раны, зияют.
Обнаженные нервы Земли
Неземное страдание знают.

Многие его песни о войне — от первого лица. Изображая опре-
деленную ситуацию, он как бы задает и себе вопрос: «А я бы как
поступил?» Прежде всего, это песни очень настоящих людей.
У В. Высоцкого есть стихи, посвященные дружбе, горам, морю:
Служение стихиям не терпит суеты,
К двум полюсам ведет меридиан.
Благословенны вечные хребты,
Благословен Великий океан!

Лирический герой этих песен — человек, на которого можно по-
ложиться, который не подведет.
Есть у Высоцкого и баллады: «Баллада о любви», «Баллада о
детстве», «Баллада о брошенном корабле»...
Если мясо с ножа ты не ел ни куска,
Если руки сложа наблюдал свысока
И в борьбу не вступил с подлецом, с палачом —
Значит, в жизни ты был ни при чем, ни при чем!

Все песни его очень искренние и личные. Высоцкий, по-моему,
не умел и не любил кривить душой:
Досадно мне, что слово «честь» забыто
И что в чести наветы за глаза.

Он не хотел слепо подчиняться государству, всеобщему мнению:
Я согласен бегать в табуне,
Но не под седлом и без узды.
457
В стихах, посвященных любви, у Высоцкого есть очень важная
проблема, которую поэт решает для себя однозначно. Это вопрос
постоянства в любви. По Высоцкому, любовь — чувство, дающееся
человеку свыше. Над ним он не властен, поэтому нельзя давать ни-
каких обещаний.
Люблю тебя теперь —
Без пятен, без потерь,
Мой век стоит сейчас — я век не перережу!
Во время, в продолжении, теперь —
Я прошлым не дышу и будущим не брежу.
Для поэта любить — это значит жить:
Потому что если не любил —
Значит, и не жил, и не дышал!
Поэзия Высоцкого обращена непосредственно к каждому чело-

<< Пред. стр.

страница 59
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign