LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 56
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ных вагонов на железной дороге. Он сам не знал, почему он решил
работать на железной дороге. Возможно, потому, что, работая на
железной дороге, он редко бывал дома, а может быть, «...сам того
не сознавая, носился по стране за душевной теплотой и радостью,
всюду искал Тину, свою единственную любовь, и боль от потери
любимой не могли заглушить ни время, ни война, ни бесконечный
стук колес».
Несмотря на то что большая часть повести посвящена пережива-
ниям Тимофея Ивановича из-за потери любимой девушки, автор
уделяет не последнюю роль обозрению нравов и порядков жизни.
Через небольшие отступления от главной сюжетной линии автор
показывает свое отношение к нынешней системе, да и к прошлой
тоже. В нынешней системе автора не устраивает то, что для боль-
шинства людей не осталось ничего святого. Люди стараются нажи-
ться практически на всем, даже на церкви, как внук Тимофея Ива-
новича. Единственное, чего хотят люди, — это выжить, и не важ-
но, какой ценой. Однажды Тимофей Иванович встретил своего ста-
рого сослуживца Лазуткина. Они долго говорили о жизни, потом
Лазуткин гордо сказал, что получил медаль во время войны. Тимо-
фею Ивановичу стало интересно, за что же Лазуткин получил ме-
даль. Оказалось, что медаль ему дали за то, что он промолчал, ког-
да должны были расстрелять солдата якобы за дезертирство. Ла-
зуткин знал, что произошло на самом деле, и его слово должно бы-
ло решить судьбу солдата. Но Лазуткин промолчал, потому что бо-
ялся, что его тоже могут расстрелять за соучастие, тем более что
для командования было очень важно припугнуть солдат показной
казнью за дезертирство, так как перевес сил был на стороне немцев
и у солдат было достаточно оснований, чтобы бежать с поля боя.
Несмотря на все это, Тимофей Иванович не понимал, как человек,
совершивший такое, может жить с этим, да еще и гордиться.
В старой же системе автора не устраивало то, что людям не да-
427
вали простора для творчества, поэтому многим одаренным лично-
стям, которые могли бы творить для своей страны, пришлось
уехать за границу. Основная масса людей была превращена в без-
ликую толпу, которая слепо следовала за вожаком.
Лежа в больнице и осмысливая свою жизнь, Тимофей Иванович
понимает, что сделал слишком мало в своей жизни. Когда лечащий
врач говорит ему о том, что ему надо обязательно делать операцию,
Тимофей Иванович понимает, что времени у него осталось слиш-
ком мало. Поэтому он просит врача отпустить его из больницы на
неделю, чтобы сделать то, на что у него не хватало смелости всю
жизнь. Спустя столько лет он решил разыскать Тину. Находит он
ее в доме для престарелых. Оказывается, она всю жизнь ждала его
и так и не вышла замуж.
Я искренне восторгаюсь этой женщиной, которая ждала своего
любимого всю жизнь и при этом не стала любить его меньше. Она
простила ему все, даже то, что он исчез, не объясняя причин. А он
оказался слабаком, потому что не смог признаться в собственном
проступке. Хорошо хоть, в конце жизни он нашел в себе силы сде-
лать это.
После встречи с Тиной Тимофей Иванович возвращается в боль-
ницу. Во время операции ему кажется, что он попадает в рай. И
там происходит интересный разговор с привратником рая. Тимо-
фей Иванович не считает себя грешником, но привратник возража-
ет, что участие в октябрьском перевороте, да и в гражданской вой-
не — это большой грех. Но что он искупил его честной жизнью и
покаянием перед святой женщиной, искренней любовью к ней. В
конце концов Тимофея впускают в рай. И там он видит «...паря-
щих над кущами людей со светящимися дивным светом прекрас-
ными, благородными лицами, которые внезапно, время от времени,
искажались страдальческими гримасами». Затем он видит людей,
которые вынуждены были эмигрировать из страны. Тут он внезап-
но приходит в себя и понимает, что остался жив. Он начинает раз-
мышлять, что же лучше: старый режим или новый. На этом по-
весть заканчивается. Автор оставляет читателю самому решить,
что же лучше.

РЕЦЕНЗИЯ НА ПОВЕСТЬ Е. МАТВЕЕВОЙ
«ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЗЕЧКИ И ДРУГИХ 3/К — 3/К,
А ТАКЖЕ НЕКОТОРЫХ ВОЛЬНЯШЕК»

Долгое время вопрос о любимой книге для меня оставался от-
крытым. Многие произведения нравились, даже очень, но назвать
какое-то из них любимым было бы слишком сильно. Но однажды
мне попалась книга, как я думала, — одна из тех, что забываешь
сразу после прочтения. Но, прочитав ее, я была просто потрясена,
было невыносимо тяжелое чувство, заставляющее пересмотреть не-
которые свои взгляды и устои. И каждый раз, когда я вновь беру в
руки эту книгу, становится как-то больно и горько на душе, она по-
трясает меня с новой силой.
«История одной зечки и других з/к — з/к, а также некоторых
вольняшек» — первое художественное произведение Екатерины
428
Матвеевой — автора, прошедшего через сталинские лагеря. Преж-
де всего это произведение в жанре русской классической прозы, а
не воспоминания, ограниченные одной судьбой каторжанки. Это
итог долгих раздумий, роман с художественными достоинствами,
ставящими его в ряд редкостной для нашего времени литературы.
Это зеркальное отражение нашего общества в ГУЛАГе и отражение
ГУЛАГа в «вольной жизни».
Послевоенные годы. Подмосковье. Девочка, только что окончив-
шая школу и готовящаяся к поступлению в консерваторию, невин-
но осуждена по обвинению в соучастии в убийстве с грабежом. Че-
ловек, потерявший на войне отца и брата, имеющий на руках боль-
ную мать, оказывается в тюрьме.
Семь лет! Что означают семь лет, когда человек находится на по-
роге новой взрослой жизни, когда он своими руками создает свое
будущее! Пропавшая молодость, разбитые надежды и мечты, поте-
рян смысл жизни. Дальше пересылка этапом в Воркуту, где она
сможет выступать на сцене «Речлага». Пение — единственное, что у
нее осталось, единственная отрада в жизни. Там были разные жен-
щины: отпетые преступницы, для которых тюрьма — дом родной,
«враги народа», а также просто находившиеся на оккупированных
территориях в годы войны. Там Надин срок казался детским, ведь
большинство зечек уже не надеялась когда-либо оказаться на свобо-
де. Надя, «политически устойчивая», никогда не сомневавшаяся в
правильности линии партии и правительства, начинает все воспри-
нимать по-новому, уже имея опыт «горькой» жизни, уже испытав
«прелести» каторжной работы в хлеборезке с утра до ночи, когда
сил совсем не остается. Но, как известно, не бывает худа без добра.
Среди таежных снегов, в застенках «Речлага» Надя встречает свою
первую настоящую любовь. Красавец охранник, волею судьбы зане-
сенный далеко на северо-восток, становится для нее смыслом жиз-
ни, заполняет ее разбитое сердце. В попытках добиться досрочного
освобождения проходят пять лет, а дальше — свобода и мечты о
счастье с любимым человеком. Но по суровым законам жизни белые
полосы сменяются черными. Так и на этот раз. В день, когда Надя
получила полную свободу и была вне себя от счастья, от руки бегло-
го бандита погиб ее жених, погибла ее любовь, ее жизнь. Опять раз-
битое сердце, разбитые надежды и мечты, и остались силы только
на крик. Возвратившись домой, она оказалась совсем одна. Мать
умерла, родственников рядом нет, дом заняли соседи. «Вольный
мир» стал для нее непонятен и жесток. Но жить надо, пусть нет ни
сил, ни желаний. Она находит работу на стройке в Москве, готовит-
ся к экзаменам в консерваторию, пробуждается от «кошмарного
сна». Потом находит друзей, выходит замуж, учится пению. Это
уже другой человек, но пять лет зоны просто так из жизни, из серд-
ца не выкинешь, стену рокового прошлого, на которую всякий раз
натыкаешься, просто так не сломаешь. Прошлое! Как сильно может
страдать человек из-за совершенных ранее ошибок. Но судьба —
штука странная и страшная, никогда не знаешь, что случится с то-
бой в следующий момент, как может измениться твоя жизнь.
Волею судьбы встречает наша героиня того беглого уголовни-
ка — убийцу ее жениха. Она уничтожает его, как болезнь, как бе-
429
шеное животное, чтобы он не существовал больше, чтобы навсегда
исчез с лица с земли. Надя была убеждена и свято верила, что не
сама она, а Провидение шаг за шагом вело ее к исполнению этого
предначертания. Оттого и не страшилась она людского суда, уве-
ренная в том, что была лишь орудием в руках Высшего судьи. На
смену ее недавнему унылому отупению к ней пришло чувство радо-
стного освобождения, настоящей свободы! Стена рухнула!
Теперь началась новая жизнь, теперь она могла быть по-настоя-
щему счастлива со своим мужем. Она знала, что он все поймет и
простит.
Я считаю, что в образе Нади Михайловой автор отобразил свою
трудную судьбу, а в образе окружающего мира — нашу страну в го-
дину жестоких репрессий. Сколько душ загубили, сколько жизней
искалечили! Далеко не все зеки оказались в конечном итоге так
счастливы, как наша героиня. Каждая строка этого романа просто
пропитана пережитой болью, страданием, но также талант автора
позволяет почувствовать и редкие радости на фоне всеобщего бедст-
вия. Здесь есть чему поучиться. В романе раскрываются вопросы
не только политические и исторические, но и вопросы, затрагиваю-
щие человеческую душу, мораль. Как преодолеть все трудности,
как выстоять перед лицом несчастий? На примере судьбы и борьбы
Нади с нею можно многое узнать. Женщина всегда остается жен-
щиной, даже после жутких условий, отношений и испытаний, да-
же окруженная злобой, жестокостью и несправедливостью. Чело-
век может победить все.
Я считаю, что эту книгу можно читать множество раз, но она
всегда будет открывать что-то новое, вновь и вновь потрясая и пе-
реворачивая наши души, надолго оставаясь в сердце,

РЕЦЕНЗИЯ НА РАССКАЗ Л. УЛИЦКОЙ «ДОЧЬ БУХАРЫ»

Рассказ Людмилы Улицкой был написан в 1994 году. Очень
сильно поражает, что многие рассказы современности посвящены
не сегодняшнему времени, а именно времени начала века, войне и
послевоенному времени. События в рассказе происходят в конце
мая сорок шестого года, когда люди еще не оправились от военных
потрясений. Описывается бедная «архаическая и слободская мос-
ковская жизнь, ячеистая и закоулочная». После таких описаний
читатель сразу погружается в простую и в то же время как-то угне-
тенную жизнь людей, в их проблемы.
В Москве много нищих и полуголодных, и резкий контраст воз-
никает при появлении сына старого доктора Димы: «...во двор въе-
хал «опель-кадет» и остановился возле калитки докторского дома».
Может быть, события рассказа несколько неправдоподобны, но
здесь четко показаны возможные проблемы и беды героев. Так, на-
пример, сложно представить, что в Москву после войны можно
привезти «красавицу» с Востока, однако впоследствии образ Буха-
ры (так назвал Дима свою жену) вписывается в повествование, и
черта между московской обыденностью и появлением девушки с
Востока вскоре стирается.
Но после прочтения рассказа возникает очень тяжелое чувство.
430
Даже сейчас люди редко обращают внимание на нищих, инвалидов,
которые встречаются им на улице. Лишь немногие люди действите-
льно понимают беду конкретного человека и то — поверхностно, не
подозревая, что же может быть у него в душе. Но если войти хоть на
миг в этот мир, посмотреть на проблемы таких людей, то можно
ужаснуться, закрыть лицо руками и сразу убежать оттуда.
Бухара родила Дмитрию дочь, которую они назвали Милочкой,
но сразу же после появления ребенка в доме отец Димы увидел, что
девочка была вялая, отечная, у нее наблюдалась мышечная рас-
слабленность и полное отсутствие хватательного рефлекса. Уже по-
сле смерти отца Дмитрий отвез Милочку в Институт педиатрии, где
доктор «провозгласил диагноз по тем временам редкий — класси-
ческий синдром Дауна». Конечно, сложно было выдержать такое
потрясение, и скоро Дима оставил Бухару с дочерью и ушел к дру-
гой женщине. В этом он проявил свою невыдержанность, отсутст-
вие силы воли, а может, он и не любил Бухару и его прельщала в
ней только красота?
Но Бухара смогла достойно воспитать Милу: она водила ее в
школу для отсталых детей, куда и сама устроилась работать. Она
сопровождала дочь везде, старалась научить ее как можно более
разнообразным вещам: готовить, держать иголку в руках. Сразу
после ухода мужа Бухара заболела и знала, что скоро умрет. Она
очень боялась за Милу, которая останется в этой жизни совсем од-
на, такая беспомощная. Бухара свозила дочь на родину и привезла
оттуда травы и различных сухих фруктов. Она знала, что если бу-
дет пить отвар из травы, то проживет дольше, и всячески старалась
не думать о том, что же будет дальше.
Еще одно затеяла мать Милы — выдать дочь замуж, Работая в.бо-
льнице, она видела много больных и однажды увидела доброго стари-
ка, который пришел к ней со своим больным сыном. Позже старик
узнал о намерении Бухары, и он не был особенно против. Сразу после
свадьбы Бухара уехала на родину и там умерла, оставив Милу и Гри-
гория совершенно одних. Казалось бы, что жизнь для них была кон-
чена, ведь они должны были скоро умереть, но они были счастливы.
Здесь как-то невольно просыпается жалость. Григорий каждый день
провожал Милу до остановки и встречал ее: «...они шли по улице,
взявшись за руки, маленькая Милочка на каблуках, в девичьем розо-
вом платье Бухары, и ее муж, большеголовый Григорий с поросшей
пухом лысиной, оба в уродливых круглых очках, выданных им бес-
платно, — не было человека, который не оглянулся бы им вслед».
Многие показывали на них пальцем и даже смеялись. Но они не за-
мечали чужого интереса. Ведь сейчас есть множество здоровых, пол-
ноценных людей, которые могли бы только позавидовать их счастью!

РЕЦЕНЗИЯ НА РОМАН А. ЖИТИНСКОГО
«ПОТЕРЯННЫЙ ДОМ, ИЛИ РАЗГОВОРЫ С МИЛОРДОМ»

«Иногда, чтобы приблизиться к жизни, нужно довольно далеко
отойти от нее. И я не хочу спасательного круга с надписью «Прав-
доподобие», когда под рукой Реализм в широком понимании этого
слова.
431
— Реализм «без берегов»?
— Нет, с берегами, с руслом, с холмиками на берегу, со стадами
коров, дающих реалистическое молоко, но чтобы река была широ-
кой и живой — Волга, к примеру, а не прямая, как палка, Лебя-
жья канавка, — ибо нашу удивительную российскую действитель-
ность может вместить река разнообразная и не менее удивитель-
ная».
Так в начале своего романа «Потерянный дом, или Разговоры с
милордом* заявляет о своем творчестве ленинградский прозаик,
поэт и публицист Александр Житинский.
Что такое потерянный дом или кто же такой милорд? Ми-
лорд — это английский писатель XVIII века Лоренс Стерн, пора-
жавший современников мудростью, веселостью, бесконечной вы-
думкой, раскованностью письма. Житинский, называя Стерна од-
ним из своих учителей, смело приглашает классика в соавторы.
Присутствуя в романе то в виде 61-го тома из «Библиотеки всемир-
ной литературы», то переходя в конкретный образ, учтивый и иро-
ничный милорд сопровождает повествование до самого конца. Под
двойным углом зрения — автора и милорда — все происходящее в
романе обретает совершенно особый объем.
Впрочем, и события, о который повествует книга, — тоже осо-
бенные. Как и в предыдущих произведениях (повести «Лестница»,
«Снюсь», «Хеопс и Нефертити» и других), Житинский ставит сво-
их героев в обстоятельства неординарные, порой фантастические. В
данном — улетает ...дом, кооперативный дом. Весенним вечером
вместе со своими обитателями он снимается с фундамента и, взле-
тев ввысь, словно огромный дирижабль, переносится из района но-
востроек с улицы Кооперации на Петроградскую сторону, к Тучко-
ву мосту. Там и оседает, перекрыв собой проезжую часть старой
улочки. С этого момента все персонажи романа начинают существо-
вать в новых условиях, с изумлением осмысливая случившееся и
ломая головы над тем, как быть дальше.
И, как всегда у Житинского, его абсолютная фантастика разра-
батывается затем в мельчайших достовернейших подробностях тем
самым «реализмом в широком понимании», о котором уже упоми-
налось выше. Кооператоры — так именуются жильцы потерянного
дома — это самые обычные люди, из тех, кого увидишь в семье, на
работе, в уличной суете. Обычные, но отнюдь не заурядные. У каж-
дого — своя судьба, а за судьбой личной — наша общая судьба, об-
щее наше время. Вот, например, суетящийся, талантливый, но ду-
шевно сломленный годами творческого застоя архитектор Евгений
Демиле. Он стесняется своей фамилии, давно разочаровался в идеа-
лах, расстался с мечтой создать прекрасное здание, где могли бы
жить счастливые люди со всех концов земли, а также не слишком
предан семье.
Дом, в котором у него крохотная квартирка для бытия, пожа-
луй, единственное, что еще ему служит опорой. Но ...дом улетает в
неизвестном Демиле направлении, и архитектору нечем и незачем
жить... За этой невеселой судьбой видится многое, и прежде всего
участь целого поколения интеллигенции, которой предстоит прео-
долеть внутренний кризис и вновь обрести духовные силы.
432
А вот другой герой — майор Рыскаль, честный служивый, кото-
рому поручено опекать растерявшихся кооператоров. Майор —
опытный организатор праздничных шествий, мастер направлять
людские массы в нужные русла, он бескорыстно предан принципам
и идеям коллективизма. Убеждения Рыскаля — осознанное подчи-
нение собственного «я* общему делу. Но, будучи тонким сатири-
ком, Житинский отнюдь не издевается над своим героем. Он пони-
мает, что и на таких характерах многое в жизни держится и будет
держаться впредь, они не списаны временем.
Другие герои романа — такие же обыватели, чудаки, пенсионе-
ры, дворники-поэты, сторожа-астрофизики, доморощенные филосо-
фы и элегантные приспособленцы с «дипломатами» в руках. Жи-
тинский как бы создает в своем потерянном доме все наше пережи-
вающее новое становление общество, болеет за своих кооператоров,
причисляя к ним и самого себя. Он желает им счастья, и пусть
взгляд писателя на своих героев и окрашен иронией, но при этом
начисто лишен снобизма. Вместе со своим соавтором — милор-
дом — автор твердо уверен: на пути в будущее можно вынести все,
«если знать зачем». А знать, по мнению писателя, пора, потому что
в недавнем прошлом «каждый год приносил успехи цинизму, и его
чудище росло, как на дрожжах».

РЕЦЕНЗИЯ ПО РОМАНУ О. ГОНЧАРА «ЧЕЛОВЕК И ОРУЖИЕ»

...Мало у нас оружия, но самое
верное, закаленное оружие в нас
самих, в нашей воле, в наших су-
дьбах...
О. Гончар

Роман Олеся Гончара «Человек и оружие» — произведение, в
котором рассказывается о Великой Отечественной войне, но на-
правлено оно против войн, против бессмысленной гибели лучшего,
что есть на свете, — человека. Эта идея выражена в последних
строках романа: «Даже погибая, будем твердо верить, что после нас
станет иначе и все это больше не повторится, и счастливый чело-
век, разряжая в солнечный день победы последнюю бомбу, скажет:
это был последний кошмар на земле!»
Как всем участникам войны — этой и всех предыдущих, — хо-
телось верить, что она последняя, что над головами их потомков
будет всегда чистое лазурное небо!
Какая страшная трагедия была для всего человечества, когда
матери думают о том, что их детям лучше не родиться! Они хотят
родить своих детей для радости, для счастья — вот для чего прихо-
дит человек в жизнь, вот для чего только и стоит рожать! Что же
сделала с людьми война? Она в корне изменила их мировоззрение,
их отношение к своему народу, земле, Родине. Они стали дорожить
этим всем в сто раз больше. Но как же страшно, что все это чело-
век осознает во время бедствий и войн! Герои романа — студенты-
добровольцы Колосковский, Степура, Лагутин, комиссар Лещенко,
рядовой Цоберябой и их товарищи, попавшие в самые тяжелые
433
жизненные обстоятельства. На нашу Родину внезапно напали фа-
шисты, советские войска отступают, неся огромные потери. Ору-
жия мало, не хватает продовольствия, людей, но, несмотря ни на
что, страна сопротивляется, нанося огромный ущерб врагу. Они ве-
рят, что когда-нибудь настанет день и они вот так же безжалостно
будут попирать врага, уничтожать его города, поливать его землю
его же кровью.
Роман начинается удивительно мирно и спокойно. «Еще никто
ничего не знает. Еще все, как было. Еще, разбредясь с самого ран-
него утра по паркам и библиотекам, забравшись в опустевшие
аудитории факультетов, склонились над конспектами студенты —
готовятся к последним экзаменам». Тревожно повторяется слово
«еще», как бы предсказывая огромную трагедию, крушение этого
спокойного мирка.
Главный герой романа — Богдан Колосковский. Красивый юно-
ша с фигурой спортсмена, отважный, имеющий величайшую вы-
держку, которая поможет пройти ему сквозь многие трудности. У
Богдана своя трагедия — его отец был репрессирован. Богдан не
признает за отцом вины, он никогда от него не отречется. Из-за
этого его исключили из комсомола. И вот теперь, после объявления
чрезвычайного положения, он хочет идти добровольцем на фронт,
но комиссия не берет его заявление. Он слышит слова: «Иди, про-
должай учиться. Нам ты не нужен». Это крах для Богдана. Но
один военный, как бы поверя в его желание воевать, поверя в его
силу, принял его заявление.
И вот Богдан со своими товарищами попадает в студбат, о кото-
ром все еще услышат. Первое свое задание он выполнил успешно.
Сразу же на фронте он проявил себя с лучшей стороны, убив не-
мецкого снайпера.
Друзья Колосковского — Степура и Духнович. — сражаются то-
же очень отважно. В первом же бою они все получили серьезные
ранения, но зато они смогли остановить немецкие танки. Всех тро-
их отправляют в госпиталь. Тут стоит упомянуть еще об одном сту-
денте, который сначала вызвал у меня только неприязнь. Но война
меняет людей, она коснулась и его. Еще в Харькове Павлушенко
относился к Богдану, с недоверием из-за репрессированного отца.
Он всячески показывал свое неодобрение и неприязнь к Колосков-
скому. На днепровской переправе, где Спартак Павлушенко и Бог-
дан Колосковский сражались бок о бок, он едва не погиб от бомбы.
В госпиталь Спартака привезли контуженным. Ему перекосило
скулу, а что еще хуже — он утратил дар речи. К таким испытани-
ям он не был готов. «Павлушенко до сих пор легко все давалось в
жизни». После контузии он смог многое сознать: как холодно и
равнодушно обращался с товарищами и как был несправедлив к
Богдану. В госпитале он встретил Духновича, но злая ирония судь-
бы не позволила ему высказать его мысли, попросить прощения.
«Именно теперь, когда в сердце появилось что-то новое, человеч-
ное, теплое, чем он хотел бы поделиться с товарищами, — именно
теперь контузия лишила его дара речи». Нечто новое появилось в
жизни Спартака — шахтерочка Наташа, которая ухаживала за
ним. Он полюбил ее всей душою, и она ответила ему взаимностью.
434
Позднее, в выздоровбате, где Богдан и Спартак встретились вновь,
они подружились. При прощании Богдан крикнул Спартаку: «Про-
щай, друг!* Это значит очень много.
Кроме военных действий, мужской дружбы, в романе также

<< Пред. стр.

страница 56
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign