LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 49
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

справедливости.
С Великой Отечественной войны вернулся с несколькими ране-
ниями и многими идеями, которые легли в основу его будущих
произведений.
Астафьева я знаю по рассказам «Перевал», «Кража», роману
«Печальный детектив». Но наибольшее впечатление оставила кни-
га «Царь-рыба», которой и посвящена моя работа,
«Царь-рыба» — повествование рассказов, ранее услышанных
автором от самих героев. Черемисин поведал об истории приезжих
браконьеров, Николай — о славной собаке Боей, но больше всего
автор ссылается на Акима. Однако непосредственно от лица этих
героев повествование не ведется. Писатель художественно пере-
плавляет их рассказы; преобладает его оценка героев, отбор фак-
тов. Именно фигура автора-повествователя объединяет отдельные
главы этого произведения, придавая им художественную целост-
ность. Все многоголосие проблем фокусируется на этом образе, чер-
ты его ясно просматриваются в главах «Царь-рыба», «Уха на Бога-
ниде», «Сон о белых горах», где он внешне не присутствует. Слия-
ние эпических и лирических начал придает жанру книги своеобра-
зие и позволяет определить ее вид как лиро-эпическую повесть в
рассказах.
Астафьев не идеализирует природу и ее законы, а художествен-
но исследует их противоречивое содержание. Природа не только
врачует душу человека (глава «Капля»), но может быть слепа и же-
стока, как мы видим это, например, в главе «Поминки». Разум и
духовный опыт позволяют человеку установить гармонические
взаимоотношения между ним и природой, активно используя и по-
полняя ее богатства. Гармония взаимоотношений человека и приро-
ды, предполагающая и борьбу, исключает уничтожение. В челове-
373
ческой душе заложено чувство бережного отношения ко всему жи-
вому на земле, к красоте лесов, рек, морей. Бессмысленное уничто-
жение природы разрушающе сказывается на самом человеке. При-
родные и социальные законы не дают ему права переступить ту
«черту, за которой кончается человек, и из дальних, наполненных
пещерной жутью времен выставляет и глядит, не моргая, низколо-
бое, клыкастое мурло первобытного дикаря».
При всем разнообразии судеб, истории жизней героев условно
можно разделить на две группы, исходя из оценок и отношения к
ним автора-повествователя. Парамон Олсуфьев, бакенщик Павел
Егорович, Колыпа, Касьянка, Киряга-деревяга, Аким нарисованы с
особой теплотой; повествование о них, как правило, окрашено эмо-
циональным тоном радости, с проявлением человеческой работы и
уважения к живой душе этих героев.
Астафьев не приемлет корыстолюбия, уничтожающего душу,
слепой зависти и жестокости Зиновия Утробина, Командора, рыба-
ка Грохотало, что определяет и авторскую оценку этих героев, со-
ставляющих вторую группу персонажей. Чувствительность и доб-
рота делают человека слабым, считает Гога Герцев. Он искажает
духовные и социальные связи людей, уничтожает свою душу и
нравственно калечит окружающих.
В «Царь-рыбе» жизненный материал разных послевоенных де-
сятилетий спрессован, подчиняясь философскому смыслу идейного
содержания. Постоянное сравнение прошедшего с настоящим,
стремление автора полнее воплотить характер, поступки; духовные
черты персонажей обуславливают временные сдвиги в «Царь-ры-
бе». Повесть состоит из двух частей. Особое место в идейном содер-
жании занимает глава «Боей», содержащая обобщенные художест-
венные выводы. В этой главе характеризуется личность автора-по-
вествователя, даются сведения о его жизни, намечаются сюжетные
линии.
Рассказы первой части повести имеют общую идейную направ-
ленность, в них отвергается хищничество, браконьерское отноше-
ние к природе. Развитие сюжетных линий тесно связано с образом
повествователя. Важная идея заключена в сюжете рассказа «Царь-
рыба»; название его вынесено в заглавие книги. Многоопытному,
расчетливому Зиновию Утробину не по плечу оказалась борьба с
царь-рыбой. «Яростная, тяжело раненная, но неукрощенная* ухо-
дит царь-рыба. Волшебной называет ее автор в конце рассказа, от-
рицая жестокое, потребительское использование природных бо-
гатств. Природа тоже не приемлет отношений, которые навязыва-
ют ей Утробины, Герцевы и другие.
Содержание второй части «Царь-рыбы» больше сосредоточено
на нравственных, духовных проблемах человеческого бытия. На
первый план выходит конфликт между Акимом и Герцевым, Писа-
тель создает подробный внутренний портрет Акима. В главах «Уха
на Боганиде», «Поминки», «Сон о белых горах» нет образа повест-
вователя, сюжетная линия Акимов — Герцев тяготеет к саморазви-
тию. Выводы, которые подтверждает развязка в главе «Сон о белых
горах», углубляются и поясняются в заключительной главе «Нет
374
мне ответа!». Эта глава завершает лирическое произведение Аста-
фьева, придает ему целостность.
В «Царь-рыбе» широк диапазон художественных приемов, испо-
льзованных автором. Взять, к примеру, своеобразие интонацион-
ных переходов, приемы сатиры, юмора, иронии, подтверждающие
авторское отношение к героям и явлениям. Разнообразные средства
использует автор при создании образа Акима: интонация искренне-
го удивления его душе, умеющей чувствовать и откликаться на
красивое в природе и человеке (глава «Туруханская лилия»); от
иронического недовольства уступчивостью там, где не следовало, до
романтических приемов в главе «Сон о белых горах», утверждаю-
щих значимость такого человека в миру людском.
Изменяется Сибирь и ее люди, и автор стремится постичь эти
процессы. Заключительные строки «Царь-рыбы» наиболее емко ха-
рактеризуют образ писателя, мудрого современника, для которого
творчество — это вечное стремление к истине, утверждение добра и
красоты в кипучем биении жизни на земле.

РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ В. П. АСТАФЬЕВА
«ЦАРЬ-РЫБА» (III вариант)
В этом году я познакомилась с удивительной книгой — сборни-
ком новелл Виктора Петровича Астафьева «Царь-рыба».
Это повествование о просторах великой сибирской реки, бес-
крайней тайге, голубизне и шири поднебесья, «нескончаемости ми-
роздания и прочности жизни», которая «играет» в малой капле и
цветке, что дерзко вышел навстречу холодным ветрам и ждет солн-
ца.
Рассказ о таких чудесах природы не может не увлечь всякого,
кому не чужда красота родного края, кто ощущает себя частью
природы и этой красоты, способен чувствовать радость и биение
жизни даже в капле и цветке.
Не стала исключением и я, возможно, потому, что природа
края, описываемого в книге Астафьева, очень близка мне, так как
там находится не только родина писателя, но и моя, оставшаяся в
памяти самой близкой и прекрасной.
Сборник состоит из двенадцати новелл, каждая из которых по-
своему отображает главную мысль Астафьева: единство человека и
природы.
В «Царь-рыбе» поставлено множество важных проблем: фило-
софских, нравственных, экологических и социальных.
Так, например, в новелле «Капля» автором была затронута важ-
ная философская проблема, которую Астафьев формулирует в рас-
суждениях о капле, замершей на «заостренном конце продолгова-
того ивового листа».
Капля у автора повествования — это отдельная человеческая
жизнь. И продолжение существования каждой капли заключается
в слиянии ее с другими, в образовании потока-реки жизни.
Чрезвычайно важны здесь и размышления рассказчика о детях,
в которых продолжаются наши краткие радости и благотворные пе-
чали, наша жизнь.
375
Астафьев утверждает, что жизнь человека не прекращается, не
исчезает, а продолжается в наших детях и делах. Смерти нет, и в
мире ничто не проходит бесследно — вот основная мысль, выра-
женная писателем в «Капле».
В книге «Царь-рыба» есть новелла с таким же названием. Види-
мо, автор придает ей особое значение, поэтому мне хотелось бы по-
дробнее остановиться именно на ней.
Игнатьич — главный герой новеллы. Этого человека уважают
односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за
сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточ-
ный человек в селе, все делает «ладно» и разумно. Нередко он по-
могает людям, но в его поступках нет искренности. Не складыва-
ются у героя новеллы добрые отношения и со своим братом.
В селе Игнатьич известен как самый удачливый и умелый ры-
бак.
Чувствуется, что он в избытке обладает рыбацким чутьем, опы-
том предков и собственным, обретенным за долгие годы.
Свои навыки Игнатьич часто использует во вред природе и лю-
дям, так как занимается браконьерством.
Истребляя рыбу без счета, нанося природным богатствам реки
непоправимый урон, главный герой новеллы сознает незаконность
и неблаговидность своих поступков, боится «сраму», который мо-
жет его постигнуть, если браконьера в темноте подкараулит лодка
рыбнадзора. Заставляла же Игнатьича ловить рыбы больше, чем
ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой.
Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой.
Астафьев очень ярко описывает ее: рыба походила на «доисто-
рического ящера», «глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со
змеиной холодностью, чего-то таили в себе».
Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних «ко-
зявках» и «вьюнцах», он с удивлением называет его «загадкой
природы».
С самого начала, с того момента, как увидел Игнатьич царь-ры-
бу, что-то «зловещее» показалось ему в ней, и позже герой новеллы
понял, что «одному не совладать с этаким чудищем».
Желание позвать на подмогу брата с механиком вытеснила все-
поглощающая жадность: «Делить осетра?.. В осетре икры ведра
два, если не больше. Икру тоже на троих?!»
Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но че-
рез некоторое время «жадность он почел азартом», а желание пой-
мать осетра оказалось сильнее голоса разума.
Кроме жажды наживы, была еще одна причина, заставившая
Игнатьича помериться силами с таинственным существом. Это
удаль рыбацкая. «А-а, была не была! — подумал главный герой но-
веллы. — Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не «всякому
Якову».
Отбросив сомнения, «удало, со всего маху Игнатьич жахнул
обухом топора в лоб царь-рыбу...».
Образ топора в этом эпизоде вызывает ассоциацию с Раскольни-
ковым. Но герой Достоевского поднял его на человека, а Игнатьич
замахнулся на саму мать-природу.
376
Герой новеллы думает, что ему все дозволено. Но Астафьев счи-
тает, что эта вседозволенность не может быть ничьим правом. С за-
миранием сердца следишь за поединком Игнатьича с таинственной
рыбой.
Вскоре незадачливый рыбак оказался в воде, опутанный своими
же удами с крючками, впившимися в тела Игнатьича и рыбы. «Ре-
ки царь и всей природы царь — на одной ловушке», — пишет ав-
тор.
Тогда и понял рыбак, что огромный осетр «не по руке ему». Да
он и знал это с самого начала их борьбы, но «из-за этакой гады за-
былся в человеке человек». Игнатьич и царь-рыба «повязались од-
ной долей». Их обоих ждет смерть.
Страстное желание жить заставляет человека рваться с крюч-
ков, в отчаянии он даже заговаривает с осетром. «Ну что тебе!.. Я
брата жду, а ты кого?» — молит Игнатьич.
Жажда жизни толкает героя и на то, чтобы перебороть собст-
венную гордыню. Он кричит: «Вра-ате-ельни-и-и-ик!..» Игнатьич
чувствует, что погибает.
Рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брю-
хом». Герой новеллы испытал суеверный ужас от этой почти жен-
ской ласковости холодной рыбы. Он понял: осетр жмется к нему
потому, что их обоих ждет смерть.
В этот момент человек начинает вспоминать свое детство,
юность, зрелость. Кроме приятных воспоминаний, приходят мысли
о том, что его неудачи в жизни были связаны с браконьерством.
Игнатьич начинает понимать, что зверский лов рыбы всегда бу-
дет лежать на его совести тяжелым грузом.
Вспомнился герою новеллы и старый дед, наставлявший моло-
дых рыбаков: «А ежли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий
грех, срам какой, варначество — не вяжитесь с царью-рыбой, попа-
дется коды — отпушшайте сразу».
Слова деда и заставляют астафьевского героя задуматься над
своим прошлым.
Какой же грех совершил Игнатьич? Оказалось, что тяжкая вина
лежит на совести рыбака. Надругавшись над чувством невесты, он
совершил проступок, не имеющий оправдания.
Игнатьич понял, что этот случай с царь-рыбой — наказание за
его дурные поступки.
В этом и проявляется главная мысль новеллы и всей книги: че-
ловека ожидает расплата не только за варварское отношение к при-
роде, но и за жестокость к людям. Истребляя в своей душе то, что
природа закладывает изначально (доброту, порядочность, милосер-
дие, честность, любовь), Игнатьич становится браконьером не толь-
ко по отношению к природе, но и к самому себе.
Человек — это неотъемлемая часть природы. Он должен жить с
ней в согласии, иначе она будет мстить за свое унижение, «покоре-
ние». Это утверждает Астафьев в своей книге.
Обращаясь к Богу, Игнатьич просит: «Господи! Да разведи ты
нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» Он просит
прощения у девушки, которую когда-то обидел: «Прос-сти-итееее...
ее-еээээ... Гла-а-аша-а-а, прости-и-и». После этого царь-рыба осво-
377
бождается от крюков и уплывает в родную стихию, унося в теле
«десятки смертельных уд».
Игнатьичу сразу становится легче: телу — оттого что рыба не
висела на нем мертвым грузом, душе — оттого что природа прости-
ла его, дала еще один шанс на искупление всех грехов и начало но-
вой жизни.
Книга В. П. Астафьева мне понравилась тем, что автор подни-
мает в своем произведении не только экологические, но и нравст-
венные проблемы.
«Царь-рыба» воспитывает чувство ответственности и заставляет
задуматься каждого над словами автора о том, что за дурные по-
ступки человека обязательно ждет возмездие.
Читается этот сборник новелл с большим интересом, учит лю-
бить природу, воспитывать доброе отношение к человеку.
Своеобразен язык произведения. Писатель охотно использует те
слова, которые употребляют люди, живущие в его родных местах.
Эта книга делает читателя добрее, умнее.

РЕЦЕНЗИЯ НА РОМАН В. П. АСТАФЬЕВА
«ПЕЧАЛЬНЫЙ ДЕТЕКТИВ» (/ вариант)

Основной задачей литературы всегда была задача отношения и
разработки наиболее актуальных проблем: в XIX веке была пробле-
ма поиска идеала борца за свободу, на рубеже XIX—XX веков —
проблема революции. В наше время наиболее актуальной является
тема нравственности. Отражая проблемы и противоречия нашего
времени, мастера слова идут на шаг вперед своих современников,
освещая путь к будущему.
Виктор Астафьев в романе «Печальный детектив» обращается к
теме нравственности. Он пишет о будничной жизни людей, что ти-
пично для мирного времени. Его герои не выделяются из серой тол-
пы, а сливаются с нею. Показывая простых людей, страдающих от
несовершенства окружающей жизни, Астафьев ставит вопрос о рус-
ской душе, о своеобразии русского характера. Все писатели нашей
страны так или иначе пытались решить этот вопрос. Своеобразен
роман по содержанию: главный герой Сошнин считает, что эту за-
гадку души мы придумали сами, чтобы отмолчаться от других.
Особенности русского характера, такие, как жалость, сочувствие к
другим и равнодушие к себе, мы сами в себе развиваем. Писатель
пытается растревожить души читателя судьбами героев. За мелоча-
ми, описывающимися в романе, скрывается поставленная пробле-
ма: как помочь людям? Жизнь героев вызывает сочувствие и жа-
лость. Автор прошел войну, и ему, как никому другому, знакомы
эти чувства. Увиденное на войне вряд ли может оставить кого-то
равнодушным, не вызывать сострадания, душевной боли. Описыва-
емые события происходят в мирное время, но нельзя не почувство-
вать сходство, связь с войной, ибо показанное время не менее тяже-
лое. Вместе с В. Астафьевым мы задумываемся над судьбами людей
и задаемся вопросом: как мы дошли до такого?
Название «Печальный детектив» мало о чем говорит. Но если
вдуматься, то можно заметить, что главный герой действительно
378
похож на печального детектива. Отзывчивый и сердобольный, он
готов откликнуться на любую беду, крик о помощи, пожертвовать
собой ради блага совершенно незнакомых людей. Проблемы его
жизни напрямую связаны с противоречиями общества. Он не мо-
жет быть не печальным, потому что видит, какова жизнь людей,
окружающих его, каковы их судьбы. Сошнин не просто бывший
милиционер, он приносил пользу людям не только по долгу служ-
бы, но и по зову души, у него доброе сердце. Астафьев через назва-
ние дал характеристику своему главному герою. События, описан-
ные в романе, могли бы происходить и сейчас. В России простым
людям всегда было нелегко. Не указано время, события которого
описаны в книге. Можно только догадываться, что это было после
войны,
Астафьев рассказывает о детстве Сошнина, о том, как он рос без
родителей у тети Лины, потом у тети Грани. Описывается и пери-
од, когда Сошнин был милиционером, ловил преступников, рискуя
жизнью. Сошнин вспоминает о прожитых годах, хочет написать
книгу об окружающем его мире.
В отличие от главного героя, Сыроквасова далеко не положите-
льный образ. Она типичный деятель современной художественной
литературы. Ей поручено выбирать, чьи произведения печатать, а
чьи нет. Сошнин всего лишь беззащитный автор, находящийся под
ее властью среди многих других. Он еще в самом начале своего пу-
ти, но он понимает, за какое неимоверно трудное дело взялся, как
слабы еще его рассказы, как много возьмет у него, ничего не дав
взамен, литературный труд, на который он обрек себя.
Читателя привлекает образ тети Грани. Ее терпимость, доброта
и трудолюбие достойны восхищения. Она посвятила свою жизнь
воспитанию детей, хотя своих у нее никогда не было. Никогда тетя
Граня не жила в достатке, не имела больших радостей и счастья,
но она отдавала все лучшее, что у нее было, сиротам.
В конце роман переходит в рассуждение, раздумье главного ге-
роя о судьбах окружающих его людей, о беспросветности существо-
вания. В своих подробностях книга не имеет характер трагедии, но
в общих чертах она заставляет задуматься о грустном. Писатель ча-
сто за, казалось бы, обыденным фактом личных отношений видит
и чувствует гораздо больше. Дело в том, что в отличие от осталь-
ных он анализирует собственное чувство глубже и всестороннее. И
тогда единичный случай возводится в общее начало, превалирует
над частным. В мгновении выражается вечность. Несложный на
первый взгляд, небольшой по объему роман таит в себе очень слож-
ное философское, социальное и психологическое содержание.
Мне кажется, что к «Печальному детективу» подходят слова
И. Репина: «В душе русского человека есть черта особого, скрытого
героизма... Он лежит под спудом личности, он невидим. Но это —
величайшая сила жизни, она двигает горами... Она сливается все-
цело со своей идеей, «не страшится умереть». Вот где ее величай-
шая сила: «она не боится смерти».
Астафьев, по-моему, ни на минуту не выпускает из поля зрения
нравственный аспект бытия человека. Этим, пожалуй, его творче-
ство привлекло мое внимание.
379
РЕЦЕНЗИЯ НА РОМАН В. П. АСТАФЬЕВА
«ПЕЧАЛЬНЫЙ ДЕТЕКТИВ» (II вариант)

Роман «Печальный детектив» был опубликован в 1985 году, во
время перелома в жизни нашего общества. Он был написан в стиле
жесткого реализма и поэтому вызвал всплеск критики. В основном
отзывы были положительными. События романа актуальны и се-
годня, как актуальны всегда произведения о чести и долге, о добре
и зле, о честности и лжи.
В романе описываются разные моменты жизни бывшего мили-
ционера Леонида Сошнина, который в сорок два года оказался на
пенсии из-за ранений, полученных на службе.
Вспоминаются события разных лет его жизни.
Детство Леонида Сошнина, как почти у всех детей послевоенно-
го времени, было трудным. Но, как многие дети, он не задумывал-
ся над такими сложными вопросами жизни. После того как умерли
мать и отец, он остался жить с теткой Липой, которую звал Линой.
Он любил ее, и, когда она стала гулять, он не мог понять, как она
могла бросить его, когда всю жизнь отдала ему. Это был обычный
детский эгоизм. Она умерла вскоре после его женитьбы. Женился
он на девушке Лере, которую спас от приставших хулиганов. Люб-
ви особой не было, просто он как порядочный человек не мог не
жениться на девушке после того, как его приняли в ее доме как
жениха.
После его первого подвига (поимка преступника) он стал героем.
После этого был ранен в руку. Случилось это, когда однажды он
пошел утихомирить Ваньку Фомина, и тот ему проткнул плечо ви-
лами.
С обостренным чувством ответственности за все и всех, с его
чувством долга, честностью и борьбой за справедливость он мог ра-
ботать только в милиции.
Леонид Сошнин всегда думает о людях, мотивах их поступков.
Зачем и почему люди совершают преступления? Он читает много
философских книг, чтобы понять это. И он приходит к выводу, что
ворами рождаются, а не становятся.
По совершенно глупому поводу от него уходит жена; после ава-
рии он стал инвалидом. После таких передряг ушел на пенсию и
оказался в совершенно новом и незнакомом ему мире, где пытается
спастись «пером». Пробить напечатание своих рассказов и книг он
не умел, поэтому они пять лет пролежали у редактора Сыроквасо-
вой, «серой» женщины, на полке.
Однажды на него напали бандиты, но он справился с ними. Ему
было плохо и одиноко, тогда он позвонил жене, и она сразу поняла,
что с ним что-то случилось. Она понимала, что он всегда жил ка-
кой-то напряженной жизнью.
И вот в какой-то момент он по-другому взглянул на жизнь. Он
понял, что жизнь не должна быть всегда борьбой. Жизнь — это об-
щение с людьми, забота о близких, уступки друг другу. После того
как он это осознал, его дела пошли лучше: рассказы обещали напе-
чатать и даже выдали аванс, вернулась жена, и какое-то спокойст-
вие стало появляться в его душе.
380
Главная тема романа — человек, оказавшийся среди толпы. Че-
ловек, потерявшийся среди людей, запутавшийся в мыслях. Автор
хотел показать индивидуальность человека среди толпы с его мыс-
лями, действиями, чувствами. Его проблема состоит в том, чтобы
понять толпу, слиться с ней. Ему кажется, что в толпе он не узнает
людей, которых хорошо знал раньше. Среди толпы они все одина-
ковые и добрые, и злые, и честные, и лживые. Все они становятся
одинаковыми в толпе. Сошнин пытается найти выход из этой ситу-

<< Пред. стр.

страница 49
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign