LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 48
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

заться свидетелями тех событий, которые происходят с ними в эти
трагические военные дни.
Другой отличительной чертой произведений В. Быкова является
то, что герои писателя, попадая в необычные ситуации, раскрыва-
ются с совершенно неожиданной стороны. Вот как сказал один из
героев В. Быкова: «Вот что значат условия. Наверное, в одних
условиях раскрывается одна часть характера, а в других — другая.
Поэтому у каждого времени свои герои». Наиболее ярко это прояв-
ляется в непростых условиях войны. В своей повести «Сотников»
писатель показывает, как очень сильный физически и на первый
взгляд идейный парень на самом деле, попадая в сложную обста-
новку, оказывается трусом и негодяем, а внешне слабый и мягкий
по характеру Сотников — духовно сильным и честным человеком.
Но в наибольшей степени проблема нравственного выбора отра-
жена в повести В. Быкова «Обелиск», в которой автор рассказыва-
ет о непростой, трагической судьбе обыкновенного сельского учите-
ля Алеся Ивановича Мороза. В сердцах своих односельчан он на-
365
всегда остается истинным героем, хотя официально таковым и не
был признан. И уже по прошествии многих лет после войны один
из молодых чиновников утверждает, что поступок учителя нельзя
назвать подвигом.
Впервые об Алесе Ивановиче мы узнаем из рассказа Ткачука,
присутствующего на похоронах учителя, Павла Миклашевича, ко-
торый всю свою жизнь посвятил тому, чтобы поступок Мороза все
же был оценен как подвиг, а его имя внесено в список героев, в па-
мять которых в селе был поставлен обелиск,
Алесь Иванович дарил свою любовь и заботу ученикам, которые
за долгие годы общения стали ему родными. Одних он провожал
поздним вечером домой, других защищал от гнева родителей, брал
на себя вину детей, совершивших неблаговидные поступки, считая,
что это его недосмотр как педагога. Но главное, Мороз не пытался
сделать из своих учеников «отличников учебы и послушных зуб-
рил», прежде всего, он старался помочь стать им настоящими лю-
дьми. И все дальнейшие события подтвердили правильность этого
выбора.
В повести есть прекрасные строки о сельских учителях, и нель-
зя не отметить, с какой достоверностью рассказывает автор об их
огромной роли в духовном развитии народа. «Мороз был одним из
них, кто сделал для людей много, подчас на свой страх и риск, не-
взирая на трудности и неудачи».
Таким был Алесь Иванович в мирное время. Когда же началась
война, он не покинул родные места, не уехал скоропалительно в
Минск вместе с райкомовцами, а добился разрешения у немецких
властей продолжать работу в школе. Мороз считал, что «не для то-
го он очеловечивал этих ребят, чтобы их потом расчеловечили». В
отличие от тех, кто претерпел превращение из помощника проку-
рора в полицая, а из хозяйственного колхозника в яростного нена-
вистника Советской власти, Алесь Иванович остался самим собой,
остался учителем, помогал партизанам.
Но поистине суровые испытания выпадают на долю ребят, без-
заветно преданных своему наставнику. Пытаясь спасти от ареста
Мороза, ребята оказываются в плену у немцев. Но даже под пытка-
ми фашистов, которым подвергаются ребята, никто из них не гово-
рит об Алесе Ивановиче.
Добровольная сдача Мороза немцам может быть расценена раз-
ными читателями по-разному. Я же полагаю, что этот поступок
Алеся Ивановича был сообразован не с отвлеченными правилами
поведения, а с требованиями его личной совести, с его пониманием
своего человеческого и учительского дома: он не мог предать своих
учеников, не мог бросить их одних в предсмертный час. И до по-
следнего момента Мороз оставался благородным человеком, не счи-
тая себя героем. Он старался подбодрить, успокоить ребят. К сча-
стью, перед казнью одному из мальчиков удалось бежать, он был
тяжело ранен, но смог выжить, а через много лет продолжил дело
своего учителя.
Алесь Иванович Мороз встретил смерть вместе со своими деть-
ми, как Янош Корчак, польский учитель, который пошел в газо-
366
вую камеру вместе с учениками. Автор нигде не упоминает этого
имени, но аналогия возникает сама собой.
В. Быков обращается к вечным, «нетленным» темам. Идея доб-
роты и самопожертвования всегда тревожила умы и сердца самых
выдающихся русских писателей. Мы находим ее в раздумьях Бол-
конского и Безухова, Раскольникова и князя Мышкина о жизни и
смерти, о человеческом долге и гуманизме, в спорах Иешуа и Пи-
лата об истинных человеческих ценностях.
Как и многие другие произведения писателя, повесть «Обелиск»
производит большое впечатление, заставляет о многом задуматься.
Я полагаю, что благородный человек, даже если он физически слаб
(ведь Мороз был почти калекой), в одиночку способен совершить
героический поступок, пойти на самопожертвование ради спасения
еще более слабых и беззащитных.
Таким образом, рассказывая в своей повести о жизни и героиче-
ском поступке своего героя, В. Быков пытался ответить на главный
вопрос: как среди ужасов войны людям удается сберечь в себе ис-
тинно человеческое: доброту, любовь, сострадание, готовность при-
нять смерть за своих близких. И в этом плане главная мысль «Обе-
лиска* выходит далеко за рамки описания событий войны и сопри-
касается с лучшими традициями отечественной литературы — по-
иском нравственных истин, к которым постоянно обращались в
своих произведениях такие писатели, как Л. Толстой, Ф. Достоев-
ский, М. Булгаков и многие другие.
Обелиски... Обелиски... Много их на моей родной земле.
Для меня они — символ величия духа павших и нравственной
чистоты живущих.
Проходят десятилетия, но идеи самопожертвования во имя Ро-
дины живут. Они живы в тех стариках, которые молодыми прошли
войну, в «детях войны», которые вырастили новое поколение с иде-
алами преданности Отечеству.

РЕЦЕНЗИЯ НА ПОВЕСТЬ В. В. БЫКОВА «КАРЬЕР»

В одном из журналов была опубликована повесть Быкова «Ка-
рьер». И вновь о войне, о многострадальной земле Белоруссии, о
трагических испытаниях, которые выдерживают или не выдержи-
вают люди, оказавшиеся в ситуации, где возможность выбора огра-
ничена гибелью или отступничеством, равносильным предатель-
ству.
Лето и осень 1941 года. Первые недели и месяцы войны, обер-
нувшиеся для сражающейся армии и для населения западных рай-
онов страны тяжкой, такой неожиданной и до конца не объясни-
мой бедой, маленький пристанционный поселок, накрытый беспро-
светным пологом фашистской оккупации, первые массовые «ак-
ции» против беззащитных, растерянных мирных жителей и пер-
вые, еще не очень умелые шаги сопротивления захватчикам, каж-
дый из которых оплачивается кровью. И наконец, взгляд на то, что
когда-то произошло в этих краях из нашего «мирного далека»,
взгляд, упирающийся в конце концов в обелиск со скорбным спис-
367
ком погибших и в обрыв карьера, где когда-то расстреливали под-
польщиков,-
Если вот так обнажить канву повести «Карьер», то может пона-
чалу показаться, что все это узнаваемо и прежде всего по предыду-
щим произведениям белорусского писателя. Но более вчитываешь-
ся в страницы повести, тем более ощущаешь ее новизну, принципи-
альную значимость для В. Быкова, ее прочные внутренние связи с
новыми произведениями о наших днях Ч. Айтматова, В. Астафье-
ва, В. Белова и В. Распутина. Да и у самого Быкова современность
никогда ранее так властно не врывалась в повествование о про-
шлом, никогда рассказу о наших днях не отводилось столько места
в традиционном для писателя военном сюжете.
И дело не только в композиции повести. Именно современность
становится здесь той нравственной точкой отсчета, от которой лю-
ди, пережившие военное лихолетье, вглядываются в свое и чужое
прошлое, судят и себя и тех, кто остался в этом прошлом навсегда.
А что же ищет в старом карьере этот немолодой -уже человек,
вдовец и пенсионер, негромко, но, по всей видимости, достойно
проживший жизнь? Может, им движет лишь ностальгия по ушед-
шей молодости? В повести В. Быкова есть и этот мотив. Вся она
пронизана щемящим чувством ускользающей памяти о такой, "ка-
залось бы, недавней, но и такой далекой от текущих дел и событий
ушедшей жизни. Сорок лет! Для истории срок невелик. А для лю-
дей?
Совсем крохотная деталь в начале повести преисполнена глубо-
кого смысла. Менялось название улицы, менялись хозяева дома,
теперь совсем заброшенного, умирающего, а когда-то давшего при-
ют раненому Агееву. И вот уже только совсем «глубокий старик в
истоптанных валенках на тощих ногах», «постоянно находящийся
во власти старческих дум*, может хоть что-то сказать о Варваре
Барановской, передавшей тогда молоденькому командиру Красной
Армии самое дорогое, что у нее было, — не просто документы, па-
мять о своем погибшем сыне...
Пожалуй, впервые не только у В. Быкова, но и во всей нашей
военной прозе так замедленно подробно и впечатляюще рассказано
об операции, проведенной без какого-либо обезболивания в экстре-
мальных условиях, об адской боли, которая обрушивается на чело-
века, когда у него, предварительно сделав разрез, вытаскивают
осколок, застрявший совсем рядом с бедренной костью. И как боят-
ся солдаты ранения в живот, обрекающего человека на почти вер-
ную и мучительную смерть. И то чувство полной опустошенности,
охватывающее человека перед казнью, когда все уже изболелось и
отболело и держится лишь сознание, что «вся жизнь прожита без
остатка и прожита не так, как хотелось, — в беспорядке, не в ла-
дах с совестью, с ошибками и неудачами».
Говоря о судьбах людей в бесчеловечных, противоестественных
по самой сути ситуациях, в которые ставит их война, писатель
идет порой, по его же собственным словам, на «упрощение и заост-
рение отдельных характеров и положений», но они, заметим от се-
бя, отнюдь не превращаются в результате подобного заострения в
схемы.
368
Возможно, что автор «Карьера» в данном случае не ставил себе
цели прямой художественной полемики, но перед нами еще один
принципиальный взгляд этих прерывистых юношей сорок первого
с его нетерпеливостью и максимализмом требований к себе и дру-
гим, с отчаянной храбростью вступающих в схватку с врагом и
почти неизбежно гибнущих в первых же столкновениях.
Как же разобраться Агееву в своих жизненных трудностях? Та-
кому твердому человеку в своих убеждениях, старающемуся быть
абсолютно честным перед самим собой, молодому человеку с весьма
ограниченными знаниями и кругозором? Еще более сложным ока-
зался вопрос об истории Белоруссии, о народных традициях, о чем
с Агеевым впервые заговорил Ковешко. И как-то неожиданно от-
крылось, что об одном и том же почти теми же словами мог гово-
рить искренний патриот — отец Марии и прибывший вместе с фа-
шистами агент СД.
Доверие. Необходимая в тех условиях настороженность. Прямая
подозрительность. Человеческое участие. Равнодушие и бездушие.
Все вырастает в проблемы, над которыми ранее Агеев как-то не за-
думывался, а вот война поставила их перед ним обнаженно. Так же
и вопрос о соотношении цели и средств, ведущих к ее осуществле-
нию в условиях, где каждый шаг может быть оплачен слишком до-
рогой ценой. Нельзя сказать, что Агеев рассчитывает эти шаги и
при этом прячется сознательно за чью-то спину. Он упрям и спосо-
бен к бескомпромиссной оценке мотивов своих поступков. Но все-
таки: каков же конечный результат? И все, что происходит потом:
его стойкость на допросе, его холодное презренье к полицаям, Ко-
вешко и немецкому офицеру, пришедшему поговорить со странным
русским офицером, — не может отменить в нем самом чувства ви-
ны, остро ощущаемой даже в момент казни.
Выше уже шла речь о том, что повесть В. Быкова построена
так, что сцены из сегодняшней жизни, переплетаясь со сценами во-
енными, занимают в ней, пожалуй, не меньшее место. И пусть
ограничен кругозор постаревшего Агеева, все же ему с опытом про-
житой жизни многое видать.
Счет, принимаемый безоговорочно человеком честным, трудно,
но достойно прожившим всю отпущенную ему волей жизнь. И хотя
прибывшие на карьер бульдозеры оставляют ему крохотную надеж-
ду на то, что Марию, может быть, миновала их общая участь, рас-
коп собственной памяти и совести, который Агеев вел, два долгих
летних месяца работая в карьере, закончен.
Пессимистичен ли финал повести? Думается, нет. Ибо он прони-
зан верой автора в лучшее в человеке, и эту веру нам необходимо
передавать из поколения в поколение.

РЕЦЕНЗИЯ НА РАССКАЗ В. А. СОЛОУХИНА «МСТИТЕЛЬ»

Владимир Алексеевич Солоухин современный писатель, автор
многих замечательных произведений о природе и искусстве. В ряде
его рассказов хорошо представлен мир детства, показано формиро-
вание личности современного человека.
Название рассказа «Мститель» привлекает своей загадочностью.
369
Первая мысль, возникающая у читателя, скорее всего, о том, что в
сюжете скрыта какая-то интрига, обман и месть за этот обман.
Можно предположить, что далее начнется детективная история.
Читатель фантазирует, представляя развязку сюжета, видит себя
на месте мстителя, творящего добро и одновременно наказывающе-
го зло.
Но что мы видим: история не о неуловимых мстителях, сюжет
проще, но рассказ читается с не меньшим интересом.
Главные герои — школьники, учащиеся одной школы, одного
класса. Один из них Витька Агафонов, другой, судя по повествова-
нию от первого лица, — автор. Этот рассказ — воспоминание детст-
ва с последующим переосмыслением.
В основе новеллы лежит конфликт-интрига.
Работая на пришкольном участке, ученики «веселились», наса-
живая комья земли на гибкие прутья и бросая слепленные шари-
ки в воздух. Один комок, брошенный Витькой, возможно нечаян-
но, а может, я специально, попадает рассказчику в спину. С этого
момента начинается внутренний конфликт. Героем овладевает
обида, злость, а затем в его сознание закрадывается мысль о мес-
ти.
К счастью, дети могут вовремя остановить себя. Они боятся от-
вечать за свои поступки перед взрослыми. Отчасти поэтому умысел
рассказчика не осуществляется. Возможно, герою было тяжело
ударить по спине человека, который доверял ему. Тем более уда-
рить по спине было бы не по-мужски. Потерпевший отказывается
от возмездия, он сумел простить обидчика и тем самым облегчил
себе жизнь. «Мне делается легко от приятного решения не бить Ви-
тьку. И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели».
В настоящее время многие конфликты, возникающие между
взрослыми людьми, имеют трагический финал. Взрослого челове-
ка, мечтающего отомстить, вряд ли что может остановить. Он пой-
дет на все.
Новелла — художественно рассказанная жизненная история.
Язык прост, нет никаких двусмысленных фраз и выражений. Ав-
тор развивает сюжет по возрастающей линии. Описание обстанов-
ки, места действия сюжета сменяется развитием конфликта: раз-
мышлением о мести и пониманием того, что мстить не обязательно.
Ведь мстить может каждый, но простить — только духовно силь-
ный и благородный человек.
Что-то общее есть у этой новеллы с «Преступлением и наказани-
ем» Достоевского. Раскольников обижен и зол, но, в отличие от ре-
бенка, он приговаривает к смерти старуху и исполняет свой приго-
вор. Такой финал противоречит моим нравственным устоям, ведь
жизнь дал нам Бог, и только он вправе отобрать ее у нас.
На мой взгляд, «Мститель» подражает отпетым бандитам, зама-
нивающим свою, жертву в лес, туда, где их никто не увидит. Что
это? Трусость? Или, наоборот, смелость?
Каждый судит по-своему. Но я убеждена в одном: для человека
тяжелее простить обидчика, чем наказать его.
370
РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ В. П. АСТАФЬЕВА
«ЦАРЬ-РЫБА» (/ вариант)

Каждый писатель в любом своем произведении затрагивает тему
природы. Это может быть простое описание места разворачиваю-
щихся событий данного произведения или выражение чувств ге-
роя, но всегда автор показывает и свою позицию, свое отношение к
природе. Обычно здесь бывают две точки зрения: некоторые счита-
ют, что человек — создатель и он должен покорить все живое, оби-
тающее на земле; другие, напротив, доказывают, что природа —
это храм, каждый человек обязан подчиняться ее законам. Каждый
писатель настаивает на своем и зачастую отказывается понять и ос-
мыслить позицию, противоположную своей. Астафьев в своем про-
изведении «Царь-рыба» пытается разобраться в этой проблеме и
найти ответ на этот важный для всех вопрос: что есть природа: .
храм или раба человека?
Главный герой данного повествования в рассказах Игнатьич —
рыбак. Всю свою жизнь он ловил рыбу и умеет делать это как нель-
зя лучше. Ни одна рыба ни в одном месте реки, даже в самом уда-
ленном и необитаемом, не сможет уйти из его сетей. Он покорил
реку. Здесь он царь, царь природы. И ведет он себя как царь: он
аккуратен, все свои дела доводит до конца. Но как же он распоря-
жается богатством, вверенным ему? Игнатьич ловит рыбу. Но для
чего она ему в таких больших количествах? Его семья достаточно
обеспечена, чтобы прожить и прокормиться и без этой «наживы».
Пойманную рыбу он не продает. А чтобы заниматься ловлей, ему
приходится скрываться от рыбнадзора, ведь это занятие считается
браконьерством. Что же движет им? И здесь мы видим нашего ца-
ря природы с другой стороны. Всеми его поступками руководит
жадность. Кроме него, в поселке много хороших рыбаков, и между
ними идет необъявленное соревнование. Если твои сети принесут
больше рыбы, то ты лучший. И из-за этого эгоистического желания
люди истребляют рыбу, а значит, постепенно губят природу, рас-
трачивают единственное ценное, что есть на земле. Но зачем приро-
де такой царь, который не ценит то богатство, которым владеет?
Неужели она покорится и не свергнет его? Тогда появляется царь-
рыба, царица рек, посланная для борьбы с царем природы.
Каждый рыбак мечтает поймать царь-рыбу, ведь она — это знак
свыше. Поверье гласит: если поймаешь царь-рыбу, отпусти ее и ни-
кому не рассказывай о ней. Эта рыба символизирует особенность
человека, поймавшего ее, его превосходство над другими. Что же
происходит с Игнатьичем при встрече с этой посланницей приро-
ды? В нем противоборствуют два чувства: с одной стороны, стрем-
ление вытащить царь-рыбу, чтобы потом весь поселок узнал о его
мастерстве, с другой стороны, суеверный страх и желание отпус-
тить рыбу, чтобы избавиться от этого непосильного для него груза.
Но все же первое чувство побеждает: жадность берет верх над сове-
стью. Игнатьич принимает решение во что бы то ни стало выта-
щить эту рыбу и прослыть лучшим рыбаком во всей округе. Он
смутно понимает, что одному ему не справиться, но он подавляет в
себе мысли о том, что можно было бы позвать на помощь брата,
371
ведь тогда придется разделить с ним и добычу, и славу. И жадность
губит его. Игнатьич оказывается в воде один на один с «рыбиной».
Израненные, царь природы и царица рек встречаются в равном бою
со стихией. Теперь царь природы уже не управляет ситуацией,
природа покоряет его, и постепенно он смиряется. Вдвоем с рыбой,
прижавшись друг к другу и успокаиваясь от этого прикосновения,
они ждут своей смерти. И Игнатьич просит: «Господи, отпусти эту
рыбу!» Сам он этого сделать уже не в силах. Их судьбы теперь в ру-
ках у природы. Так, значит, не человек сотворяет природу, а при-
рода властвует над человеком. Но природа не так беспощадна, она
дает шанс человеку исправиться, она ждет покаяния. Игнатьич —
умный человек, он понимает свою вину и искренне раскаивается в
содеянном, но не только в этом: он вспоминает все свои прошлые
поступки, анализирует прожитую жизнь. Это происшествие застав-
ляет его вспомнить все давние грехи и проступки и подумать о том,
как он будет жить дальше, если выживет здесь.
Может показаться, что Астафьев своими размышлениями толь-
ко еще больше запутал читателя, а не выстроил его мысли, но все
же он дает ответ на непростой вопрос: природа — это храм, где че-
ловек не может хозяйничать по своему усмотрению, но все же он
должен помочь этому храму обогатиться, ведь человек — часть
природы, и он призван оберегать этот единственный дом для всего
живого.
Астафьев поднимает и другую, не менее важную, проблему:
проблему отношений в семье. Всегда главным в семье был муж. Но
какое же место занимает женщина? Семья — это единое целое. Ес-
ли муж — голова семьи, то жена, хранительница домашнего очага,
должна быть ее сердцем. Но как-то странно относится голова к
своему сердцу: без любви и понимания, лишь с угрозой. Женщины
в семьях живут в постоянном страхе. Они стараются во всем уго-
дить своим мужьям и боятся, что могли что-то сделать не так. При-
ветствуется только покорность жены, слепое поклонение и подчи-
нение мужу. Страх внушается женщинам с детства, поэтому побо-
роть его нелегко, только какое-либо чрезвычайное происшествие
может помочь им в этом. Так, только смерть дочери заставила же-
ну Командора преодолеть чувство страха перед мужем и открыто
выступить против него. А каковы же отношения между братьями?
И здесь царствует жадность. Игнатьич и Командор враждуют:
Командор знает, что Игнатьич — лучший рыбак, и завидует ему, а
Игнатьич не любит брата, потому что Командор не такой, как он.
Значит, главное чувство, которое преобладает во всех отношениях
между людьми в поселке, — это жадность.
- Произведение «Царь-рыба» написано как повествование в рас-
сказах. Книга состоит из множества новелл, очерков, рассказов.
Одни рассказы написаны в художественном стиле, другие в публи-
цистическом. Это разнообразие позволяет намного точнее оценить
ситуацию и разворачивающиеся события, посмотреть на проблемы
с разных сторон и найти единственно правильное их решение. Так-
же оно позволяет охватить большое количество проблем. Разные
стили делают события, происходящие в повествовании, более реа-
листичными.
372
Эта книга дала мне много хороших уроков и советов. Теперь,
прежде чем что-то сделать, я задумываюсь, а не навредит ли это
кому-нибудь, не причинит ли вреда природе. Я начала анализиро-
вать свои поступки. И если я нахожу, что совершила когда-нибудь
ошибку или какой-либо проступок, то я стараюсь это исправить. В
этом произведении Астафьев как бы спрашивает тебя: а правильно
ли ты используешь то, что тебе дано, не растрачиваешь ли ты впус-
тую данное нам богатство — природу? Истина, написанная здесь,
осветляет память и мысли и заставляет посмотреть на мир другими
глазами.

РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ В. П. АСТАФЬЕВА
«ЦАРЬ-РЫБА» (П вариант)

Виктор Астафьев является одним из талантливых писателей на-
ших дней. Родился он в 1924 году, детство и юность прошли в Си-
бири. Вся жизнь и творчество связаны с родным и близким его сер-
дцу краем; писатель всегда возвращается в родные места, куда бы
ни бросала его жизнь.
Предвоенное детство было трудным, сиротским; самые светлые
воспоминания — привольная жизнь в деревне, бабушка Катерина,
научившая любить людей и природу, жить по законам добра и

<< Пред. стр.

страница 48
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign