LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 46
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

критик. В 1993 году вышло полное собрание сочинений писателя
впервые, уже после смерти Федора Абрамова. До этого до читателя
доходили лишь редкие издания в журналах и «истерзанные» цен-
зорами сборники, каждый из которых автору приходилось букваль-
но пробивать в печать месяцами, а иногда и годами.
Федор Абрамов красочно рисует дела и судьбы людей русской
деревни во время Великой Отечественной войны и в послевоенные
годы. Тема коллективизации, уничтожения крестьянства — основы
русской духовной культуры — звучит у писателя в большинстве
его произведений. Особенно близок Абрамову Русский Север — ро-
дина писателя. Там он начал свою трудовую судьбу, которая вобра-
ла трагедийный опыт деревенского подростка, испытавшего беды
коллективизации и полуголодного существования 1930-х годов,
ранний опыт безотцовщины и братской взаимопомощи, опыт опол-
ченца-фронтовика, а затем — опыт человека, воочию, на своих зем-
ляках, на семье брата, столкнувшегося с послевоенным лихолеть-
ем, с бесправным положением крестьянина, лишенного даже пас-
порта, почти ничего не получающего на трудодни и платившего на-
лог за то, чего у него не было. Поэтому Абрамов пришел в литера-
туру с огромным жизненным опытом, с убеждениями заступника
народного. В первом романе «Братья и сестры» мощно зазвучала
живая многоголосая народная речь, усвоенная писателем с детства
и всегда питавшая его книги. Романы «Братья и сестры», «Две зи-
мы и три лета», «Пути-перепутья» и «Дом» составляют тетралогию
«Братья и сестры». Объединенные общими героями и местом дейст-
вия (северное село Пекашино), эти книги повествуют о тридцати-
летней судьбе русского северного крестьянства начиная с военного
1942 года. За это время состарилось одно поколение, возмужало
второе и подросло третье. И сам автор обретал мудрость со своими
героями, ставил все более сложные проблемы, вдумывался и вгля-
дывался в судьбы страны, России и человека. В пору работы над
романами создавались и лучшие повести и рассказы писателя: «Де-
ревянные кони», «Пелагея», «Алька», «Поездка в прошлое», «Ста-
рухи», «О чем плачут лошади».
В 1974 году было закончено одно из самых ярких и значитель-
ных произведений Абрамова — повесть «Поездка в прошлое». Она
не увидела свет при жизни автора, ее издали лишь в 1989 году,
спустя пятнадцать лет. Эта повесть, на мой взгляд, превосходит
350
остальные по емкости и лаконичности, по глубине социального
анализа и остроте конфликта, Абрамов сосредоточил внимание в
повести не на событиях, а на сознании и психологии людей, на са-
мых губительных последствиях политики партии в двадцатые и
тридцатые годы, которые проникли в души людей, в характеры,
жизненные ориентации. В повести затронуты те сложнейшие поли-
тические, социально-исторические и философские проблемы, о ко-
торых в полный голос заговорили совсем недавно и которые до сих
пор ждут настоящего осмысления: трагедия коллективизации и
раскулачивания, противостояния фанатиков революционеров и
подлинных гуманистов, хранителей общечеловеческих ценностей,
прозрение и истоки трагедии людей, сломанных страшным прес-
сингом советской идеологии, давлением на людей в течение долгих
десятилетий. В центре повести лежит история жизни Микши Ко-
былина — сельского конюха, алкоголика. Микша — жертва своего
прошлого. Он всю жизнь верил в то, что его дядья — революционе-
ры-коллективизаторы — честные, благородные, отважные люди,
которые заботились об общем благе. Прозрение оказалось для него
столь страшным, что убило его изнутри. «Мефодий Кобылий, хоть
и дядя тебе родной, а собака был человек. Сколько его на свете не-
ту? Двадцать лет, а может, больше, а люди и теперь еще из-за него
плачут. В кажинной деревне безвинных людей сказнил, а в нашей
волости зараз десять мужиков», — рассказывала старая Федосеев-
на Микше. Миф о трагической гибели дяди Александра действи-
тельно оказался лишь мифом: «А на самом деле пьяный дядя изна-
силовал беззащитную пятнадцатилетнюю девчонку, которая убира-
ла комендатуру, а брат этой девчонки — четырнадцатилетний па-
цан — убил дядю...» А Микша верил в то, что рассказывали в об-
ластном музее: он отрекся от родного отца, чтобы «показать рево-
люционный пример», он отказался от отцовской фамилии. Микша
узнает, что его отец был честным и трудолюбивым человеком, но
уже было поздно чего-либо исправлять.
Сцены раскулачивания, жизни «лишенцев» или сосланных на
Север крестьян отражают реальные события тех лет: «У нас в де-
ревне стали колхоз делать — караул кричи. Три хозяйства по пла-
ну распотрошить надо, а где их взять?» «А в этом самом тридцатом
году что тут делалось... По два, по три мертвяка за утро вытаскива-
ли. Из раскулаченных. С южных районов которые к нам, на Север,
были высланы. Жуть сколько их в нашей деревне было! Все лето
баржами возили». Эти сцены говорят сами за себя. Расстрелы,
убийства, полное разрушение деревенского быта, реки крови и
страданий...
«Раскулачивали наиболее расторопных, хозяйственно-инициа-
тивных мужиков. Построил мельницу, завел смолокурню, масло-
бойку выписал — враг. Враг каждый, кто проявлял хоть какую-ни-
будь инициативу. Желанный, идеальный гражданин — лодырь,
бездельник», — писал автор о проблеме раскулачивания.
Глубина проблематики в книгах Абрамова связана с достовер-
ным знанием жизни русской деревни, души и характера крестьян-
ства, пониманием его трагедии в советское время.
351
ПОВЕСТЬ Б. Л. ВАСИЛЬЕВА «ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА»
(Опыт рецензии)

Крепко тесное объятье,
Время — кожа, а не платье.
Глубока его печать.
Словно с пальцев отпечатки,
С нас — его черты и складки,
Приглядевшись, можно снять.
А Кушнер

Повесть Бориса Львовича Васильева «Завтра была война» напи-
сана в 1972 году. И наряду с другой повестью этого писателя «А зо-
ри здесь тихие...» стала одним из самых лучших и известных в на-
шей стране произведений о периоде Великой Отечественной войны.
Эта потрясающая своей простотой и правдивостью повесть от-
крывает глаза читателей на самое трудное и прекрасное время в на-
шей жизни — юность. Талант писателя выразился, главным обра-
зом, в том, что он смог удивительно точно описать этот период че-
ловеческой жизни, хотя сам был уже далеко не молодым челове-
ком.
Повесть начинается прологом и заканчивается эпилогом. Через
пролог Васильев вводит читателя в мир своих воспоминаний о юно-
сти, знакомит со своими бывшими одноклассниками и учителями,
со школой и родителями и тому подобное. Одновременно писатель
как бы размышляет, обдумывая и переоценивая все, что произош-
ло с ним сорок лет назад.
Основная часть — это рассказ о жизни автора, написанный так,
будто он по цепочке вытаскивает одно за другим воспоминания из
шкатулки своей памяти. Начиная описывать одноклассников или
какое-нибудь происшествие, он переключается на более ранние со-
бытия, затем вновь возвращается к нему и так далее. Вместе с пи-
сателем мы перемещаемся то в третий, то в пятый, то в девятый
класс, вспоминая урывками прошедшие события. Несмотря на та-
кую необычную и сложную структуру, эти воспоминания не запу-
тывают нас, не позволяют заблудиться в довольно сложной цепочке
рассуждений, потерять нить повествования, но, напротив, склады-
ваются удивительно ловко и точно, составляя завершенный харак-
тер повести, что, несомненно, свидетельствует о мастерстве писате-
ля.
Эпилог подытоживает повесть, резко, но тем не менее гармонич-
но вливаясь в содержание. Мы снова оказываемся почти на сорок
лет вперед, в 1972 году, размышляя вместе с автором над прош-
лым.
В центре повествования оказываются несколько одноклассни-
ков. Искра Полякова — бойкая и целеустремленная девочка, меч-
тающая стать комиссаром, отличница, активистка, редактор стен-
газеты. Подруги всегда идут к ней за советом, и для всех у Искры
есть точный и меткий ответ, решение самых неразрешимых проб-
лем и вопросов. Правда, в конце повести Искра сильно меняется,
она начинает сомневаться в тех «истинах», которые так старатель-
но внушала ей мать. То есть Искра постепенно взрослеет.
352
Зина Коваленко — ветреная и непостоянная. Искра говорила,
что она настоящая девчонка. Все свои вопросы Зина решает либо с
помощью Искры, либо доверяясь безошибочной интуиции. Но и
она начинает взрослеть, чувствует, что нравится мальчикам, и да-
же приобретает в конце повести самостоятельность и рассудитель-
ность Искры.
Вика Люберецкая — самая загадочная и непонятная для одно-
классниц девочка. Она, похоже, была морально старше их и пото-
му до девятого класса не имела друзей. Вика восхищена своим от-
цом, считает его идеалом, любит до самозабвения. Самое страшное
для нее — это сомневаться в отце. И когда его арестовывают, Вика
кончает жизнь самоубийством не из каприза, а как взрослый чело-
век.
Взросление девочек происходит сначала физически, а затем мо-
рально. Несколько по-другому взрослеют мальчики, они как бы тя-
нутся за своими повзрослевшими одноклассницами. Так, хулигана
Сашу Стамескина берет под свою опеку Искра, делает его отлични-
ком, записывает в авиакружок, а затем помогает ему устроиться на
авиазавод.
Жора Ландыс, верный друг и помощник всех мальчиков класса,
влюбляется в Вику и стремится повзрослеть. Тот же процесс проис-
ходит и с некоторыми другими ребятами.
В принципе можно сказать, что инициатором всех этих возраст-
ных изменений невольно стал новый директор школы — Николай
Григорьевич Ромахин. Его необычная система воспитания не ско-
вывает взросление и духовный поиск детей, а, наоборот, провоци-
рует взросление.
Антиподом Ромахина в повести является классная руководите-
льница и учитель литературы Валентина Андроповна (Валендра,
как ее называют ребята). Ее не устраивает распорядок нового ди-
ректора в школе. В почти открытой борьбе с ним она использовала
все средства, например, писала доносы в высшие инстанции, спо-
рила и тому подобное. Однако Валентину Андроповну нельзя счи-
тать отрицательным персонажем. Автор пишет, что она абсолютно
искренно верила в правильность своих убеждений, в то, что новый
директор губит школу. И эта искренность в конце концов позволи-
ла ей найти общий язык с повзрослевшим классом и измениться.
Велико значение второстепенных персонажей в повести. Учите-
ля литературы и директора нельзя отнести к ним, так как вокруг
их взаимоотношений разворачивается основной конфликт повести.
Второстепенные персонажи — это родители учеников и два учите-
ля, не участвующие в конфликте. Родители, воспитывая своих де-
тей, создали свою точную копию, со своими чертами характера, но
все они с пониманием восприняли взросление своих детей, их новое
понимание действительности. И даже товарищ Полякова — мать
Искры, — «железная» женщина, привыкшая командовать доче-
рью, как подчиненным, встретив отпор повзрослевшей Искры, сми-
ряется, поняв, что это должно было произойти. То же можно ска-
зать и об отце Вики Люберецкой, который невольно изменил жизнь
многих ребят, став их идеалом.
Тематика произведения выражается именно этим взрослением
12-3959 353
(о котором я говорил выше, описывая героев отдельно). Основной
идеей, пронизывающей мыслью произведения является то, что ни &
коем случае взрослым нельзя влиять на взросление детей, воспиты-
вать их, конечно, необходимо, но взросление идет своим особым
путем.
Впрочем, такая идея прослеживается лишь в основной части по-
вести, а в прологе и эпилоге появляется новая идея. Тема пролога и
эпилога — воспоминания автора о своей молодости. А идея выра-
жается в том, что запоминается в жизни только самое прекрас-
ное — юность. Повесть называется — «Завтра была война», но о
войне в ней практически ничего не сказано, и это не случайно.
Война не фигурирует в действии повести, а как бы вытекает из ее
содержания, логически завершая школьные годы. Борис Васильев
пишет, что разница между поколением его молодости и нынешним
заключается в том, что они знали, что война будет, а мы знаем, что
ее не будет, и искренне в это верим.
И сейчас, через сорок лет, в поезде, символизирующем жизнь,
эти вечные девятиклассники вспоминают не войну, не то, как горе-
ли в танке и шли в бой, а то, что было до этого.
Эта повесть тронула меня до глубины души. На многое открыла
глаза, многое в жизни разъяснила и помогла понять. Борис Васи-
льев, безусловно, талантлив, так как повесть читается на одном ды-
хании и оставляет в душе неизгладимый след. Мне, как ребенку,
хотя и взрослеющему, было весьма полезно взглянуть со стороны
на собственную жизнь, что-то пересмотреть в своем мировоззрении.

Я ХОЧУ РАССКАЗАТЬ ВАМ О КНИГЕ Б. Л. ВАСИЛЬЕВА
«А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ...»

Все дальше уходят в прошлое события Великой Отечественной
войны, но они не становятся историей. Книги о войне не восприни-
маются как исторические произведения. Почему? Военная проза
семидесятых—восьмидесятых годов заострила существенные для
жизни современного человека проблемы: нравственного выбора, ис-
торической памяти. В этих книгах происходят утверждения тех
нравственных норм, без которых нет и «мирной жизни». «От уме-
ния жить достойно очень многое зависит в наше тревожное
время», — считает Б. Васильев, один из лучших авторов лейтенан-
тской прозы. Все, о чем писал автор, — не по наслышке. Васильев
добровольно ушел на фронт после окончания школы. Был лейте-
нантом. Писатель видел, как на войне не просто гибнут солдаты.
На войне убивают не людей вообще, а человека. Живого, теплого,
думающего. И вполне конкретного: со своей фамилией, именем,
любовью и радостью. Все свои чувства, мысли Васильев передал в
повести. Автор хочет, чтобы люди другими глазами посмотрели на
мир. В годы Великой Отечественной войны мы потеряли несколько
миллионов человек. К этому прибавим любовь, которая недолюби-
ла; мечты, которые недомечтали; песни, которые недопели; детей,
которые не родились.
Васильева интересовала не сама война, не сражения, а жизнь и
смерть человеческой души на войне. Действующих лиц в произве-
354
дении немного, время действия сжато. И вот на таком узком участ-
ке ведется глубинное исследование характеров, поступков и моти-
вов этих поступков. Герои в повести «А зори здесь тихие...» попа-
дают в драматические ситуации, их судьбы — оптимистические
трагедии. Герои — вчерашние школьники, а теперь участники вой-
ны. Васильев, как бы проверяя персонажей на прочность, ставит
их в экстремальные обстоятельства. Писатель считает, что в таких
ситуациях наиболее ярко проявляется характер человека.
Б. Васильев подводит своего героя к последней черте, к выбору
между жизнью и смертью. Умереть с чистой совестью или остаться
жить, запятнав себя. Герои могли сохранить себе жизнь. Но какой
ценой? Нужно лишь чуть-чуть отступиться от собственной совести.
Но герои Васильева не признают таких нравственных компромис-
сов. Что нужно для спасения девушек? Бросить без помощи Васко-
ва и уйти. Но каждая из девушек совершает подвиг в соответствии
со своим характером. Девушки были чем-то обижены на войну. У
Риты Осяниной убили любимого мужа. Остался ребенок без отца. У
Женьки Комельковой на глазах расстреляли немцы всю семью.
О подвигах героев почти никто не знает. В чем состоит подвиг?
В этой жестокой, нечеловечески трудной борьбе с врагами остаться
человеком. Подвиг — это преодоление себя. Мы выиграли войну не
только потому, что были гениальные полководцы, но были и такие
незаметные герои, как Федот Васков, Рита Ооянина, Женя Комель-
кова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич.
Истинно человеческие отношения между «бойцами» покажет
Б. Васильев. Комендант разъезда старшина Васков заботится о
каждой девушке. Следит, чтобы не сидели на камнях, не промочи-
ли ноги, не заболели. Не забывает похвалить и сказать душевно.
«Лапнику ей приволок. Устелил, шинелью своей покрыл:
— Отдыхай, товарищ боец.
— А вы как же без шинели-то?
— А я здоровый, не боись. Выздоровей только к завтраму.
Очень тебя прошу, выздоровей». «Хотел на камнях сесть, да Гур-
вич вдруг задержала, быстро шинельку свою подсунула». Герои —
Рита и Женя — удивительно добросовестные: не бросили в беде
старшину, а попрощались, обнялись и приняли свой последний
бой. Лично мне читать это произведение было очень тяжело. На
войне убивают солдат, но люди свыклись с мыслью, что солдат —
мужского рода. Это — брат, сын, это — муж и отец, это — люби-
мый, это — друг и товарищ. Это — всегда мужчина. На войне были
убиты не только мужчины, но женщины и дети. И, убивая их, вой-
на совершала преступление против человечности, против совести,
против разума. Убивая женщин, война совершала преступление
против будущего. Потому что вместе с женщиной убивала детей,
. внуков. Убивая женщин, фашизм рубил корни человечества.
Сороковые годы — роковые в нашей истории. Россия была не
подготовлена к войне. Подготовленных мужчин было мало, а в бой
шли женщины и дети. Правительство не обеспечивало материально
людей. Люди без крова, без семьи, голодные. Это страшная карти-
на.
Мне понравилось, что заканчивается повесть не совсем трагиче-
355
ски. Васильев нам показывает, что добро всегда побеждает зло.
Еще есть надежда на спасение. Девушки погибли, ио остался стар-
шина Басков. Сын Риты живет с хорошим человеком, который его
воспитывает. Басков и Ритин сын расскажут эти трагическую исто-
рию следующему поколению. И эти мужественные, сильные духом
девушки навсегда останутся в памяти человечества как герои Вели-
кой Отечественной войны.

РЕЦЕНЗИЯ НА ПОВЕСТЬ Б. Л. ВАСИЛЬЕВА
«А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ...» (/ вариант)

Много книг на свете, всех их за жизнь мне не перечесть. Но я
хочу рассказать о произведении, где затронута глубоко волнующая
меня проблема — проблема войны.
Борис Васильев — один из авторов произведений о Великой Оте-
чественной войне. Он родился и жил в Смоленске. Но началась
война, и он в рядах добровольцев отправляется на фронт. Пройдя
войну с начала и до конца, Васильев вынес с фронта главные мыс-
ли и идеи своих будущих произведений, написанных в семидеся-
тые годы. Одним из произведений «лейтенантской прозы» является
повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...».
В этой повести Васильев описывает жизнь и гибель пяти деву-
шек-зенитчиц. Пришедшие на войну по собственной воле, почти не
умевшие стрелять, они погибают от рук фашистской разведки, за-
щищая себя и Родину. Женщины и девушки, совсем юные и моло-
дые, война не ставит границ возраста и пола, здесь все и каж-
дый — солдат. В тылу были немцы, и каждый солдат чувствовал
свой долг перед Родиной. Остановить и уничтожить врага любой
ценой. И они остановят его, но ценой своей жизни. Повествование
ведется от имени коменданта разъезда Васкова. Вся повесть постро-
ена на его воспоминаниях. В рамках послевоенного времени идет
повествование о прошедших ужасах бесчеловечной войны. И это
играет важную роль в идейно-художественном восприятии повести.
Эта повесть написана человеком, побывавшим и прошедшим всю
войну, поэтому вся она написана правдоподобно и захватывающе, с
ярким выделением всех ужасов войны. Свою повесть автор посвя-
щает нравственной проблеме формирования и преобразования ха-
рактера и психики личности в условиях войны. Наболевшая тема
войны, несправедливой и жестокой, поведение разных людей в ее
условиях показано на примере героев повести. У каждого из них
свое отношение к войне, свои мотивы борьбы с фашистами, кроме
основных, и все они разные люди. И именно этим солдатам, моло-
дым девчонкам, предстоит проявить себя в условиях войны; кому-
то впервые, а кому-то и нет. Не все девушки проявляют героизм и
мужество, не все остаются твердыми и стойкими после первого боя,
но все девушки погибают. Только старшина Басков остается в жи-
вых и доводит выполнение приказа до конца.
Тема войны актуальна в любое время, потому что там погибают
люди. И автор при помощи своего таланта и мастерства смог дока-
зать еще раз ее актуальность. Все тяготы, несправедливости и жес-
токости автор описывает с неподражаемой простотой и краткостью.
356
Но это не вредит восприятию повести. Сцены из жизни девушек
емки и кратки, но дают полное представление о каждой героине, В
своих героях автор показывает разные типы людей, их поведение,
и это у Васильева, на мой взгляд, получается особенно хорошо. Ва-
сильев не просто писатель, а писатель-психолог. И этому он учился
не по книжкам, а сама жизнь, точнее, война научила и помогла по-
нимать психологию людей.
Прочитав произведение Бориса Васильева, мне кажется, каж-
дый не раз еще задумается о войне с ее бессмысленностью и послед-
ствиями. Это произведение должно оставить неизгладимое впечат-
ление у современного поколения, чтобы каждый задумался о том,
чтобы война не повторилась. После прочтения «А зори здесь ти-
хие...» мне показалось, что я сама вместе с девушками побывала в
боевых условиях, видела врага и гибель зенитчиц. Это еще раз под-
черкивает мастерство писателя. На мой взгляд, произведение напи-
сано интересно и убедительно, все правдиво и естественно. Каждая
деталь, начиная с описания разъезда, леса, дорог и заканчивая ге-
роями и сценами их гибели, важна для единого, целого восприятия
повести. И Борис Васильев, мне кажется, нигде не преувеличил.
Я не могу сказать, что эта книга моя самая любимая. Одну, са-
мую любимую книгу очень трудно выделить из многообразия книг.
Я считаю, что произведение написано на высоком уровне, просто и
доступно для любого читателя. В наше неспокойное время такие
произведения просто необходимы, поэтому мне и хотелось расска-
зать об одном из них. Именно мастерство таких писателей, как Ва-
сильев, раскрывает и подчеркивает бесчеловечность войны. И мне
кажется, что такие произведения, как повесть «А зори здесь ти-
хие...», актуальны и звучат как предостережение нам.

РЕЦЕНЗИЯ НА ПОВЕСТЬ Б. Л. ВАСИЛЬЕВА
«А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ...» (П вариант)

Васильев Борис Львович родился 21 мая 1924 года в семье
командира Красной Армии в городе Смоленске на Покровской горе.
Член КПСС с 1952 года. Добровольцем ушел на фронт. Отец его
был кадровым командиром. В 1969 году Б. Васильев написал по-
весть «А зори здесь тихие...», в 1974 году — роман «В списках не
значился», которые посвящены теме Великой Отечественной вой-
ны.
Современная проза о войне примечательна многообразием тем и
жанров. Но при всем этом разнообразии авторских подходов и сти-
лей особого внимания заслуживает единство современной советской
литературы о войне в той ее части, которая раскрывает секреты на-
шей победы, объясняет причины и истоки подвига народа.
Интересно отметить, что за последнее время появилось много
книг о войне, герои которых вынуждены действовать в особо труд-
ных условиях: то в условиях внезапного окружения, то сдерживая
отчаянный натиск врага. То есть писатели создают образы людей,
которые перед лицом страшной опасности, как «при свете дня»,

<< Пред. стр.

страница 46
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign