LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 45
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

свой святой дух, оберегающий остров, — «хозяин Матеры».
В этой повести нашли дальнейшее развитие и освещение проб-
лемы, которым посвящены первые произведения Распутина: эво-
люция представлений о материальных ценностях, перелом в духов-
ной жизни человечества.
Тема «Матеры» еще не закрыта. И я думаю, что она довольно
долго будет оставаться актуальной. Но она уже имеет свое продол-
жение в других повестях и рассказах Распутина, да и не только в
его. Материала для этого достаточно, но хотелось бы, чтобы произ-
ведения получали отклик в сердцах читателей и воздействовали на
принятие решений.
С изменением образа жизни изменились нравы, а с изменением
нравов — все тревожнее за человека. Старая мудрость гласит: не
плачьте об умершем — плачьте о потерявшем душу и совесть. Са-
мый главный вывод, который можно сделать, прочитав эту по-
весть, заключается в том, что нужно беречь не только свою душу,
но и сохранять духовные ценности народа.

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ В. Г. РАСПУТИНА «ЖИВИ И ПОМНИ»

Произведения современных писателей остро описывают нашу
повседневную, обыденную жизнь, показывая ее недостатки и упу-
щения. Писатели на реальных эпизодах современной действитель-
342
ности пытаются выявить, обозначить и показать негативные сторо-
ны общественной и индивидуальной жизни людей.
Мне дана возможность поразмышлять над одним из произведе-
ний современного русского писателя В. Распутина — «Живи и по-
мни».
Я, как читатель, рад, что мне довелось читать произведения за-
мечательного и талантливого русского прозаика В, Г, Распутина,
который создал прекрасные произведения о русских людях, о рус-
ской природе, о русской душе. Его повести и рассказы вошли в зо-
лотой фонд современной русской литературы.
События, описанные в повести, происходят зимой сорок пятого,
в последний военный год, на берегу Ангары в деревне Атамановка.
Название, казалось бы, громкое, а в недавнем прошлом еще более
устрашающее — Разбойниково. «...Когда-то в старые годы здешние
мужички не брезговали одним тихим и прибыльным промыслом:
проверяли идущих с Лены золотишников». Но обитатели деревни
давно уже были тихими и безобидными и разбоем не промышляли.
На фоне этой девственной и дикой природы происходит основное
событие повести — предательство Андрея Гуськова.
В любом художественном произведении заглавие играет очень
важную роль для читателя. Название книги «Живи и помни» на-
талкивает нас, читателей, на более глубокое понятие и осмысление
произведения. Эти слова — «Живи и помни» — говорят нам, что
все то, что написано на страницах книги, должно стать незыбле-
мым вечным уроком в жизни каждого человека. «Живи и по-
мни» — это измена, низость, человеческое падение, испытание
любви этим ударом.
Перед нами главный герой этой книги — Андрей Гуськов, «рас-
торопный и бравый парень, рано женившийся на Настене и про-
живший с ней до войны нехорошо-неплохо четыре года». Но вот в
мирную жизнь русских людей бесцеремонно вторгается Великая
Отечественная война. Вместе со всей мужской частью населения
ушел на войну и Андрей. Ничто не предвещало такого странного и
непонятного расклада, и вот, как неожиданный удар для Настены,
известие о том, что ее муж Андрей Гуськов — предатель. Не каж-
дому человеку дано пережить такое горе и позор. Это происшествие
круто переворачивает и меняет жизнь Насти Гуськовой. «...Где ты
был, человек, какими игрушками ты играл, когда тебе назначили
судьбу? Зачем ты с ней согласился? Зачем, не задумавшись, отсек
себе крылья, как раз, когда они больше всего нужны, когда надо не
ползком, а летом убегать от беды?» Теперь она находится под вла-
стью своих чувств и любви. Затерянная в глубине деревенской жиз-
ни, женская драма извлечена и показана Распутиным. Живая кар-
тина, которая все чаще встречается на фоне войны. Автор доводит
до читателей, что Настена — жертва войны и ее законов. Она не
могла действовать по-иному, по универсальному выбранному пути,
не подчиняясь своим чувствам и воле судьбы. Настя любит и жале-
ет Андрея, но, когда стыд за людской суд над собой и над своим бу-
дущим ребенком побеждает силу любви к мужу и жизни, она шаг-
нула за борт лодки посреди Ангары, погибнув между двух бере-
гов — берегом мужа и берегом всех русских людей. Распутин дает
343
читателям право судить о поступках Андрея и Настены, подчерк-
нуть для себя все хорошее и осознать все плохое. Сам же автор —
добрый писатель, склонный скорее прощать человека, чем осуж-
дать, тем более осуждать беспощадно. Он старается оставить место
своим героям для исправления. Но есть такие явления и события,
непереносимые не только для окружающих героев людей, а также
и для самого автора, на осмысление которых нет у автора душев-
ных сил, а есть только одно неприятие.
Валентин Распутин с неиссякаемой для русского писателя сер-
дечной чистотой показывает жителя нашей деревни в самых не-
ожиданных ситуациях.
Благородство Настены сопоставляется автором с одичавшим
умом Гуськова. На примере того, как Андрей набрасывается на те-
ленка и задирает его, видно, что он потерял человеческий образ,
полностью отошел от людей. Настя же пытается образумить и по-
казать ошибку своего мужа, но делает это любя, не настаивает.
Автор вводит в повесть «Живи и помни» много размышлений о
жизни. Особенно хорошо мы это видим при встрече Андрея и На-
сти. Герои томятся своими размышлениями не от тоски или безде-
лья, а желая понята назначение человеческой жизни.
Велики и многогранные образы, описываемые Распутиным.
Здесь мы видим типичный для деревенской жизни собирательный
образ деда Михеича и жены его, консервативно строгой Семеновны.
Солдата Максима Воложина, мужественного и героического, не жа-
левшего сил, сражавшегося за Отчизну. Многоликий и противоре-
чивый образ истинно русской женщины — Надьки, оставшейся од-
ной с тремя ребятишками. Она-то и подтверждает слова Н. А. Не-
красова: «...долюшка русская, долюшка женская».
Все отразилось и показалось — жизнь во время войны и ее сча-
стливый конец — на жизни деревушки Атамановки. Валентин Рас-
путин всем, что написал, убеждает нас, что в человеке есть свет, и
погасить его трудно, какие б ни случались обстоятельства! В героях
В. Г. Распутина и в нем самом есть поэтическое чувство жизни,
противопоставляемое устоявшемуся восприятию жизни.
Следуйте словам Валентина Григорьевича Распутина — «век
живи — век люби».

РЕЦЕНЗИЯ НА ПОВЕСТЬ В. Г. РАСПУТИНА
«ВАСИЛИЙ И ВАСИЛИСА»

Истинно мягкими могут быть
только люди с твердым характе-
ром. У остальных же кажущаяся
мягкость — это в действительно-
сти просто слабость.
Ф. де Ларошфуко

Валентин Григорьевич Распутин — один из писателей, который
рассказывает о проблемах села. Он родился в деревне Усть-Уда Ир-
кутской области. Детство провел в селе Атамановка, расположен-
ном близ Ангары. Деревенское детство сильно повлияло на Распу-
344
тина, и основой его прозы были не городские противоречия, а проб-
лемы деревни.
В повести «Василий и Василиса» основным предметом изобра-
жения является раскрытие сущности деревенской жизни, отноше-
ний, складывающихся между односельчанами. Основной пробле-
мой стоит вопрос не мирового масштаба, а обыденные социальные
отношения между людьми. Автор пытается показать на примере
главных героев нравственную проблему души всего крестьянства в
стране.
Василий — обыкновенное русское имя, которое может иметь
любой сельский парень. Василиса — имя сказочное, его можно
встретить в русских народных сказках и былинах. Василиса Пре-
красная, Василиса-царевна и т. д. Этими исконно русскими имена-
ми автор хотел показать, что на их месте могут быть и другие
обыкновенные люди, что таких же деревень тоже много.
Знакомство с главным действующим лицом начинается со
строк: «Вот уже почти тридцать лет Василий живет в амбаре, сред-
нем среди трех, стоящим одной постройкой». Недаром Распутин
делает акцент на слово «средний». На протяжении всего произведе-
ния Василий занимает среднюю позицию: его бросила жена, но он
не ушел, он остался жить в своем амбаре, но, с другой стороны, и
не делал попыток вернуться к ней. Правильна ли эта золотая сере-
дина? О героине мы узнаем из начала повести: она никому не дове-
ряет и делает всю работу сама, поздно ложится и рано встает, она
верит в Бога и все время вздыхает: «Вздохи у нее имеют множество
оттенков — от радости и удивления до боли и страданий». Весь ее
день расписан не по часам, а по самоварам: «Первый самовар, вто-
рой, третий...» Причиной ее конфликта с мужем была потеря ре-
бенка, в которой был виноват пьяный Василий. Уже тридцать лет
они живут в соседних домах, каждый день видятся, но между ними
потеряно звено взаимопонимания: «Будто не видят друг друга... и
только каждый из них знает о присутствии другого». Связующим
элементом между ними автор ставит их сына Петра. Петр — «сред-
нее» между матерью и отцом. Он не любит тайгу, как Василий,
мать называет его «отиком», хотя он и не является неисправимым
лентяем. Он поставлен связным компонентом между родителями.
Переломным эпизодом в сюжете и во взаимоотношениях Васи-
лия и Василисы писатель делает свадьбу Василия на приезжей
швейке Александре. Именно она становится тем катализатором,
который действует на Василисин характер. Это и подтверждает суе-
та, когда задержавшаяся Александра натыкается на Василису. В
этом эпизоде Распутин раскрывает пик накала страстей. Василиса,
уверенная в своих силах, неожиданно получает ответ, который
ошеломляет ее: «Хочешь выжить меня? Не выйдет! Все равно он с
тобой жить не будет... Он мой! Ты ему не нужна, не нужна, не
нужна!» После этих слов идет развязка: «Василиса опешила... ста-
ла чувствовать себя виноватой». Героиня задумывается, а права ли
она была? Нужно ли ей это было?
Не случайно автор заканчивает свое произведение сценой про-
щания. Ведь Василиса верит в Бога, и по законам христианства она
должна мужа простить. Осознав, что он наделал, поняв свою вину,
345
он понимает состояние Василисы. А поняв ее, ему уже нечего де-
лать на этом свете, и он умирает.
Распутин умело использует монологи героев для более полного
раскрытия их образов и метаморфоз, происшедших за все время
повести. Например, Василиса в начале повести обращается с сыном
ласково, по-матерински, ближе к концу, когда Петр принимает
сторону отца и его новой жены, Василиса относится к нему нелас-
ково, нервозно. Василий говорит сыну, чтобы он не продавал ру-
жье, чтобы о нем осталась память, следовательно, он считает, что
достоин того, чтобы о нем вспоминали. Писатель показывает, как в
деревню пришли новые времена, новые возможности, а она живет
по старым законам.
При чтении повести мне сразу же вспомнился «певец русской
земли» С. А. Есенин. Хотя их и разделяет полувековой период, но
оба автора рассказывают о судьбе деревни. В образе Василисы я уз-
нал Катерину из «Грозы». Но только если Катерина борется с «до-
мостроевским» обществом Кабанихи, то Василиса собирает в себе
бунтарский дух всех крестьянских жен, угнетенных беззаконием
системы. Хотя эта повесть и неактуальна в сегодняшнее время, но
все равно она оставит свой след в истории русской литературы.

РЕЦЕНЗИЯ НА ТРИЛОГИЮ О РУССКИХ ЖЕНЩИНАХ
Ф. А. АБРАМОВА
Есть женщины в русских селеньях...
Н. А. Некрасов

Повести Федора Абрамова — «Деревянные кони», «Пелагея» и
«Алька» — были завершены почти одновременно — в 1969 и 1971
годах. Писатель придал им особое значение.
В этих повестях воплощена история русской деревни, много-
страдальной жизни крестьян и прежде всего русской женщины.
Трилогия начинается повестью «Деревянные кони». В ней рас-
сказывается о жизни Милентьевны, русской крестьянки. Про
жизнь ее мы узнаем из рассказов Евгении — невестки Милентьев-
ны. И жизнь эта была далеко не легкой. Шестнадцати лет Ми-
лентьевну замуж выпихнули. От рассвета до заката — непосильная
работа, заботы по дому. Двух сыновей на войне убили. Но выстояла
Милентьевна, выдержала все невзгоды. И даже теперь, несмотря на
свою старость, не могла сидеть без работы. Каждое утро уходила в
лес за грибами. Возвращалась еле живая, но не хотела покоряться
усталости, немощи и возрасту. (А шел Милентьевне уже седьмой
десяток.)
Однажды пришла она совсем больная и слегла. Но через два дня
нужно было ехать ей домой (она гостила у одного из своих сыно-
вей), так как внучке обещала приехать к «школьному дню». И вот,
несмотря на свою болезнь, ливень и грязь за окном, несмотря на
то, что сын не приехал за ней, пошла пешком, увязая в грязи, по-
качиваясь от порывов ветра и слабости. Ничто не могло помешать
ей сдержать свое обещание, данное внучке.
Повесть «Пелагея» рассказывает нам о другой женской судьбе.
346
Другой, но не менее тяжелой. Пелагея Амосова — пекарша, с зари
до зари работающая в своей пекарне. Это, однако, не одна ее забо-
та: еще надо и по дому справиться, и двор прибрать, и травы нако-
сить, и за мужем больным успеть ухаживать. У нее постоянно ду-
ша болит за дочь свою — Альку. Эта непоседа и егоза, которая не
может усидеть на месте, целыми днями и ночами пропадает на гу-
лянках. А между тем сама еще школу не закончила...
Вся жизнь Пелагеи — это сплошная вереница одинаковых дней,
проходящих в непосильном труде. Пелагея не может позволить се-
бе хоть день отдыха: вся работа держится на ней. Да и не могла она
жить без своей пекарни. «Всю жизнь думала: каторга, жернов ка-
менный на шее — вот что эта пекарня. А оказывается, без этой ка-
торги да без этого жернова ей и дышать нечем».
Кроме непосильной работы, на Пелагею наваливаются и другие
невзгоды: тяжелая болезнь и смерть мужа, бегство дочери в город
вместе с офицером. Силы постепенно оставляли ее. Нестерпимее
всего была невозможность работать. «Не умела болеть Пелагея».
Не могла она примириться с тем, что не та уже стала, как раньше.
А жизнь готовит все новые и новые удары уже больной женщи-
не: от дочери никаких вестей, пекарня, ее родная пекарня, запуще-
на, в магазине ее обманули, подсунули давно вышедшие из моды
плюшевики. С каждым новым ударом Пелагея понимает, что отста-
ет она от жизни. «Да как тут жить дальше?» — ищет она ответа и
не находит его.
Так и умерла Пелагея, не увидев новой цели в жизни, так и не
поняв, как же можно жить, когда работать уже не можешь и силы
оставляют тебя.
Заключительная повесть трилогии — «Алька». Героиня ее —
Алька — дочь Пелагеи, но жизнь у нее совершенно другая, воль-
ная, не закованная в железный обруч непосильной работы. Алька
живет в городе и работает официанткой. Жизнь в деревне не для
нее, она не хочет жить, как мать, добиваясь всего тяжелым тру-
дом. Алька считает свою работу не хуже других и гордится тем,
что работает в городе, в ресторане, зарабатывает большие деньги. В
будущем она хочет стать стюардессой (и становится ею).
Алька — это тип совершенно другого человека, нежели ее мать.
Она не приучена с детства к тяжелому труду в поле, ей чужда вся
деревенская жизнь. Был момент, когда Алька была готова остаться
в деревне. Она вспоминает об умершей матери, о том, как неустан-
но работала та всю жизнь ради нее, Альки, о том, что не приехала
проводить свою мать в последний путь. И так горько становится на
душе у Альки. В этот момент он решает остаться в деревне, даже
бежит и сообщает об этом тетке Анисье. Надо только съездить в го-
род, забрать пятьсот рублей, «остатки от распроданного родитель-
ского добра». Но именно эта поездка все изменяет. Снова окунув-
шись в городскую жизнь, она уже не тянется в деревню. Что дере-
венская жизнь по сравнению с городской! Да и не такой человек
Алька, чтобы на веки вечные похоронить себя в деревне. «Жалко-
вато стало всего этого великолепия, с которым не сегодня-завтра
надо расстаться».
В трилогии очень ярко и живо показаны типы русской женщи-
347
ны тридцатых—семидесятых годов. Мы можем увидеть, как посте-
пенно изменялся этот тип из поколения в поколение. Изначально
женщина была «привязана? только к дому да работе на земле, но
постепенно у нее появляются другие возможности.
Пелагея уже меньше привязана к земле, чем Милентьевна, но
она еще не могла оторваться от нее, да ей это было и не нужно.
Алька же сызмала не тяготела к деревенской работе и потому спо-
койно покидает деревню.
Трилогия интересна для читателя не только главными героиня-
ми, но и второстепенными, но не менее яркими. С какой живостью,
например, выписаны образы Мани-болыпой и Мани-маленькой —
двух подружек-пенсионерок — или тетки Анисьи.
Читая повести Федора Абрамова, живо представляешь картины
деревенской жизни, взаимоотношения между людьми.
Трилогия Федора Абрамова мне очень понравилась. Написана
она ярким, живым и в то же время простым языком. Несмотря на
внешнюю простоту повестей, в них очень глубоко показана много-
страдальная судьба русской женщины.
Повести эти не только о деревне. Они о человеке, который в лю-
бых обстоятельствах должен оставаться человеком.

РЕЦЕНЗИЯ НА ПОВЕСТЬ Ф. А. АБРАМОВА «АЛЬКА»
С давних пор существует два
способа обновления и изменения
жизни. Один '— реформы и рево-
люции, второй — путь нравствен-
ного усовершенствования, самовос-
питания личности каждого челове-
ка.
Ф. Абрамов

На уроках литературы мы познакомились со многими авторами
и их произведениями. И каждое произведение соответствовало
своему времени. Изменения, которые происходили в шестидеся-
тых—семидесятых годах, в первую очередь отразились в произве-
дениях о деревне с ее бытовыми, нравственными проблемами. В
повести «Алька» Федор Абрамов раскрыл существенные пробле-
мы, которые волнуют героя, его чувства, мысли. Он мастерски на-
рисовал образы своих героев, и потому мы видим, какие измене-
ния происходят в обществе. Мы чувствуем переживания автора —
он пропускает все происходящее через сердце. Трудно и нам оста-
ться равнодушными. Абрамов понимал роль «деревенской прозы»,
нравственные начала ценностей, накопленных многовековым ду-
ховным опытом народа. Не случайно Федор Абрамов выбрал герои-
ней Альку — обычную деревенскую девчонку, которая уехала в го-
род.
В произведениях на деревенскую тему остро обнажаются жиз-
ненные противоречия. Абрамов стремится к лепке характеров, а не
к острым сюжетным положениям. Он большое внимание уделяет
этическим проблемам, формированию нравственных убеждений,
основанных на представлениях о назначении человека, его дела и
348
поведении. В повести «Алька» — проблема выбора героем верного
пути, своего места в жизни. Алька находится в поисках своего «я».
Естественно, что в ее сознании происходят изменения. И чтобы
усилить значимость этих изменений, Абрамов рисует образы се-
мян. Они не воспринимают новую Альку. Автор стремится соеди-
нить глубокую правдивость жизни с созданием образов самобыт-
ных героев. Главной героине Абрамов противопоставляет ее быв-
ших подруг и друзей, тетку Анисью, деревенских старух.
Знакомство с Алькой происходит в деревне, когда она приезжа-
ет обратно из города навестить тетку Анисью и побывать на могиле
матери. С первых строк автор как бы выделяет Альку из общей
сельской толпы. Деревенская душою, внешне она выглядит как го-
родской житель: красные шелковые штаны, белая кофточка с глу-
боким вырезом на груди, модные туфли на широком каблуке, чер-
ная сумочка на ремешке через плечо. Алька хочет показать себя,
зачастую преувеличивая истинные значения. В повести раскрыва-
ется конфликтная ситуация, в которой проявляется сила нравст-
венных убеждений и высота сознания героя. Порыв чувств Али не-
предсказуем. Когда она оказывается в доме родителей, ее перепол-
няют эмоции и воспоминания о матери. Алька решает остаться в
деревне, но, приехав в город за вещами, теряет решительность. Она
хочет работать стюардессой, повидать мир, но также она хочет пой-
ти по стопам матери, быть похожей на нее. Я думала, что Алька
все-таки останется в деревне, ведь там ее корни, но ее потянуло в
город. Может быть, она думала, что в городе жизнь ее сложится,
сбудутся ее мечты. В деревне к ней относились как к чужой. Это,
наверное, и перевесило в ее решении уехать.
Жизнь в деревне вся на виду. Поэтому и стыд перед сельчанами
был велик, и традиции уважения в старшим, труду, порядку были
крепче. Люди почитали совесть, стыд и честь. Алька показала от-
сутствие стыда перед сельчанами, когда сбросила с себя одежду и
пошла купаться голышом, пренебрежение традициями уважения к
старшим (разговор со старухами), скромности, когда Алька на виду
у всех в клубе танцует со всеми рабочими подряд. Все это приводит
к тому, что люди от нее отворачиваются. Вот такое понятие о нор-
ме нравственности у селян.
Абрамов — мастер слова! С какой достоверностью, он изобража-
ет бытовые детали, обстоятельства, колоритность языка персона-
жей. Обращаясь к истокам народного мироощущения, автор испо-
льзует фольклор. Абрамов создал целую галерею образов. Автор с
тонким чувством юмора создает образы. И мы сразу представляем
их. Федор Абрамов помогает осмыслить глубинные основы характе-
ров (как положительных, так и отрицательных). Он использует
внутренний монолог героини, чтобы ярче показать образ Альки,
сломившейся под тяжестью обстоятельств, оказавшейся во власти
ложных мещанских стремлений. Жизненные противоречия явля-
ются средством раскрытия характера.
Наследуя традиции М. Горького, А. Толстого, М. Шолохова,
К. Федина, Федор Абрамов развивает тему «деревенской прозы* и
преемственность нравственных начал. В этой повести сочетаются
размышления о прекрасных порывах и попусту растраченных си-
349
лах, размышления о месте человека в жизни. Жизнь в деревне
нелегка и сейчас. У людей нет культурного досуга. Тяжелая рабо-
та и пьянство занимают все время деревенских жителей. А Аля
человек, ищущий высокие нравственные ценности. Она не может
сидеть на месте и ждать, когда придет ее час. Алька приближает
его своими силами. Она самоуверенна и полна сил. Мне кажется,
что Аля все-таки добьется своей цели, найдет свою дорогу в жиз-
ни.

РЕЦЕНЗИЯ НА ПОВЕСТЬ Ф. А. АБРАМОВА
«ПОЕЗДКА В ПРОШЛОЕ*

Федор Абрамов — широко известный в нашей стране писатель и

<< Пред. стр.

страница 45
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign