LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 44
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Великолепны в повести две главы о том, как, купив два ящика
водки на предполагаемые поминки, братья на радостях, что мать
вдруг чудом от смерти отошла, начали их распивать сначала одни,
а потом с дружком Степаном. Водка подобна одушевленному суще-
ству, и, как со злым, капризным властелином, с ней надо уметь об-
ращаться с наименьшими для себя потерями: «ее надо на испуг
брать», «...один не уважаю ее пить. Она тогда, холера, злее». Вы-
334
сшим моментом в жизни многих, прежде всего мужчин, увы, стала
выпивка. За всеми колоритными сценами, за плутовскими расска-
зами пьяниц (тут эта история Степана, который тещу вокруг паль-
ца обвел, пробрался в подпол за самогоном), за комичными разго-
ворами (скажем, о разнице между бабой и женщиной) встает насто-
ящее общественное, народное зло. О причинах пьянства Михаил го-
ворил: «Жизнь теперь совсем другая, все, почитай, переменилось, а
они, эти изменения, у человека добавки потребовали... Организм
отдыха потребовал. Это не я пью, это он пьет».
Давайте же возвратимся к главной героине повести. По моему
мнению, старуха Анна воплотила в себе все лучшие стороны искон-
но сибирского характера и по упорству исполнения будничного де-
ла, по «твердости и гордости*. В последних главах повести Распу-
тин полностью сосредоточивается на своей главной героине и фина-
льном отрезке ее жизни. Здесь писатель нас вводит в самую глубь
материнского чувства к последнему, самому любимому и близкому
ей ребенку, дочери Таньчоре. Старуха ждет приезда дочери, но та,
к сожалению, не приехала, и тогда «в старухе вдруг что-то оборва-
лось, что-то с коротким стоном лопнуло». Из всех детей снова толь-
ко Михаил оказался в состоянии понять происходящее с матерью,
и он снова взял на свою душу грех. «Не приедет Ваша Таньчора, и
нечего ее ждать. Я ей телеграмму отбил, чтоб не приезжала», — пе-
ресиливая себя, ставит он точку. Мне кажется, что этот акт его же-
стокого милосердия стоит сотен ненужных слов.
Под прессом всех несчастий Анна взмолилась: «Господи, отпус-
ти меня, я пойду. Пошли к мине смерть мою, я готовая». Свою
смерть, «матушку-смертыньку», она представляла такой же древ-
ней, изможденной старухой. Собственный уход в «дальнюю сторо-
нушку» распутинская героиня провидит с удивительной поэтиче-
ской отчетлиЕ ^стью, во всех его стадиях и деталях.
Уходя, Анна вспоминает своих детей в те моменты, когда те вы-
разили в себп все лучшее: молодой Илья очень серьезно, с верой
принимает материнское благословение перед уходом на фронт; Вар-
вара, выросшая такой плаксивой, несчастной бабой, видится в ран-
нем детстве роющей ямку в земле просто так посмотреть, а что в
ней есть, «отыскивая то, что никто еще в ней не знает», Люся отча-
янно, всем существом рвется с уходящего парохода навстречу
матери, покидаемому дому; Михаил, ошеломленный рождением
своего первенца, вдруг пронзается пониманием неразрываемой це-
пи поколений, в которой он накинул «новое кольцо». И себя Анна
вспомнила в самый дивный момент своей жизни: «Она не стару-
ха — нет, она еще в девках, и все вокруг нее молодо, ярко, краси-
во. Она бредет вдоль берега по теплой, парной после дождя реке...
И до того хорошо, счастливо ей жить в эту минуту на свете, смот-
реть своими глазами на его красоту, находиться среди бурного и
радостного, согласного во всем действа вечной жизни, что у нее
кружится голова и сладко, взволнованно ноет в груди».
Когда Анна умирает, то дети буквально покидают ее, Варвара,
сославшись на то, что ребят оставила одних, уезжает, а Люся и
Илья и вовсе не поясняют причин своего бегства. Когда мать просит
их остаться, то ее последняя просьба осталась неуслышанной. По-
335
моему, это даром не пройдет ни Варваре, ни Илье, ни Люсе. Мне ка-
жется, это был для них последний из последних сроков. Увы...
«Ночью старуха умерла».
Благодаря произведениям Распутина, я смогла найти ответы на
многие вопросы. Этот писатель остался в моем представлении од-
ним из лучших, ведущих современных прозаиков. Пожалуйста, не
пройдите мимо его книг, снимите с полки, спросите в библиотеке и
читайте медленно, не торопясь, с раздумьями.

• В. Г. РАСПУТИН. «ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ» (Опыт рецензии)
(/ вариант)

Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в поселке
Усть-Уда, что стоит на Ангаре, почти на полпути между Иркутском
и Братском. После школы в 1959 году окончил историко-филологи-
ческое отделение Иркутского университета, затем занялся журна-
листикой. Первые очерки и рассказы Распутина были написаны в
итоге корреспондентской работы, поездок по близкой его сердцу Си-
бири; в них отложились наблюдения и впечатления, которые стали
опорой для размышлений писателя о судьбе родного края. Распутин
любит родину. Он не представляет себе жизни без Сибири, без этих
трескучих морозов, без этого слепящего глаза солнца. Именно по-
этому в своих произведениях писатель раскрывает таежную роман-
тику, единство людей с природой, изображает характеры, завора-
живающие своей силой, первозданностью, естественностью. Такие
характеры Распутин открыл в сибирских селениях. На материале
сибирской деревни написаны такие повести, как «Последний срок*
(1970), «Деньги для Марии» (1967), «Вверх и вниз по течению».
Здесь автор поднимает высокие нравственные проблемы добра и
справедливости, чуткости и щедрости человеческого сердца, чисто-
ты и откровенности в отношениях между людьми. Однако Распути-
на интересовала не только личность с ее духовным миром, но и бу-
дущее зтой личности. И я бы хотела рассказать именно о таком про-
изведении, в котором ставится проблема бытия человека на Земле,
проблема жизни поколений, которые, сменяя друг друга, не долж-
ны потерять связи. Это повесть «Прощание с Матерой». Хотелось
бы заметить, что Распутин попытался возвратить интерес к старин-
ному русскому повествовательному жанру-повести.
«Прощание с Матерой» — своеобразная драма народной жиз-
ни — была написана в 1976 году. Здесь речь идет о человеческой
памяти и верности роду своему.
Действие повести происходит в деревне Матера, которая вот-вот
должна погибнуть: на реке возводят плотину для постройки элект-
ростанции, поэтому «вода по реке и речкам поднимется и разольет-
ся, затопит...», конечно, Матеру. Судьба деревни решена. Молодежь
без раздумий уезжает в город. У нового поколения нет тяги к земле,
к Родине, она все стремится «перейти на новую жизнь». Безусловно,
то, что жизнь — это постоянное движение, изменение, что нельзя
оставаться неподвижно на одном месте столетия, что прогресс необ-
ходим. Но люди, вступившие в эпоху НТР, не должны терять связи
со своими корнями, разрушать и забывать вековые традиции, пере-
336
черкивать тысячи лет истории, на ошибках которой им бы следовало
учиться, а не совершать свои, иногда непоправимые.
Всех героев повести условно можно разделить на «отцов» и «де-
тей». «Отцы* — это люди, для которых разрыв с землей смертелен,
они выросли на ней и любовь к ней впитали с молоком матери. Это
и Богодул, и дед Егор, и Настасья, и Сима, и Катерина.
«Дети» — это та молодежь, которая так легко оставила на про-
извол судьбы деревню, деревню с историей в триста лет. Это и Анд-
рей, и Петруха, и Клавка Стригунова. Как мы знаем, взгляды «от-
цов» резко отличаются от взглядов «детей», поэтому конфликт
между ними вечен и неизбежен. И если в романе Тургенева «Отцы
и дети» правда была на стороне «детей», на стороне нового поколе-
ния, которое стремилось искоренить морально разлагающееся дво-
рянство, то в повести «Прощание с Матерой» ситуация совершенно
противоположная: молодежь губит то единственное, что делает воз-
можным сохранение жизни на земле (обычаи, традиции, национа-
льные корни).
Главный идейный персонаж повести — старуха Дарья. Это тот
человек, который до конца жизни, до последней ее минуты остался
предан своей родине, Дарья формулирует главную мысль произве-
дения, которую сам автор хочет донести до читателя: «Правда в па-
мяти. У кого нет памяти, у того нет жизни». Эта женщина являет-
ся некой хранительницей вечности. Дарья — истинный националь-
ный характер. Писателю самому близки мысли этой милой старуш-
ки. Распутин наделяет ее лишь положительными чертами, простой
и незатейливой речью. Надо сказать, что все старожилы Матеры
описаны автором с теплотой. Как искусно изображает Распутин
сцены расставания людей с деревней. Прочтем еще раз, как снова и
снова откладывают свой отъезд Егор и Настасья, как не хотят уез-
жать они из родной стороны, как отчаянно борется Богодул за со-
хранение кладбища, ведь оно свято для жителей Матеры: «...А ста-
рухи до последней ночи ползали по кладбищу, втыкали обратно
кресты, устанавливали тумбочки».
Все это лишний раз доказывает то, что отрывать народ от зем-
ли, от его корней нельзя, что такие действия можно прировнять к
жестокому убийству.
Автор очень глубоко осмыслил проблему, вставшую перед обще-
ством в эпоху НТР, — проблему утраты национальной культуры.
Из всей повести понятно, что эта тема волновала Распутина и была
актуальна и у него на родине: недаром он располагает Матеру на
берегу Ангары,
Матера — символ жизни. Да, ее затопило, но память о ней оста-
лась, она будет жить вечно.

В. Г. РАСПУТИН. «ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ» (Опыт рецензии)
(II вариант)

Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в селе
Усть-Уда Иркутской области. Первые сборники рассказов и очер-
ков Распутина были напечатаны в 1965—1967 годах: «Василий и
Василиса». Известность ему принесла повесть «Деньги для Ма-
337
рии». Казалось бы, описана обычная ситуация недостачи, обернув-
шаяся трагедией для Марии. Однако проблематика романа глубже:
вскрытие нового явления в деревне — активизация денег. Автора
увлекали характеры своей естественностью, внутренней красотой.
Такие характеры он открыл в сибирской деревне. Новое содержа-
ние нашло свою форму в повестях: «Последний срок» (1970), «Жи-
ви и помни» (1974), «Прощание с Матерой*, главы из книги «Си-
бирь, Сибирь...» (80—90-е).
Совершенно реальные ситуации и характеры старой и новой де-
ревни стали поводом для философских размышлений автора о
проблемах бытия: о жизни и смерти, верности и предательстве, о
благодарности и памяти. «Прощание с Матерой» — продолжение
драмы народной жизни в философско-нравственном аспекте. Сю-
жет произведения — история затопления острова с одноименным
названием. Люди представлены в момент расставания с землей. Од-
нако этот частный случай — только основа для авторских размыш-
лений.
«Прощание с Матерой» — обобщенно-символическая по смыслу
драма, в которой речь идет о человеческой памяти, верности своему
роду. Главная героиня — Дарья. Одной из основных черт ее харак-
тера является чувство сохранения памяти, ответственности перед
предками. Тот же вопрос, обращенный к себе и детям, к прошлым
и будущим поколениям, поставленный еще Анной Степановной
(«Последний срок»), теперь с новой силой звучит и в речах Дарьи,
да и во всем содержании произведения: «И кто знает правду о чело-
веке: ...Что должен чувствовать человек, ради которого жили мно-
гие поколения? Ничего он не чувствует. Ничего не понимает». Да-
рья находит главную часть ответа: «Правда в памяти. У кого нет
памяти, у того нет жизни». В повести описан конфликт «отцов и
детей», поскольку нравственному дому Дарьи противопоставлена
позиция внука Андрея, вдохновленного всем новым, прогрессив-
ным. Повесть исполнена символики: в Матере мы угадываем сим-
вол жизни, а возможно, нашу землю; в Дарье — хранительницу
этой жизни, мать, устами которой говорит сама истина. Эта по-
весть — своеобразное предупреждение об опасности, грозящей ма-
тери-земле, «подобно острову», затерявшейся «в космическом океа-
не». В повести много других символических образов: символиче-
ский образ избы, которую Дарья обряжает перед сожжением; ту-
ман, который прячет остров. И, лишь отвлекаясь от реальной конк-
ретности содержания, становится понятна решимость Дарьи и ее
подруг не расставаться с Матерой (землей) и разделить ее судьбу. В
целом повести свойственна острая публицистичность, высокая тол-
стовская назидательность, апокалиптичность мировосприятия. Зву-
чание центральной темы несет в себе высокую библейскую трагич-
ность. В критике оспаривался финал повести, возражение вызыва-
ла концепция произведения, вступающая в противоречие с идеями
прогресса.
Конечно, содержание произведения и его финал сложны для
восприятия, а потому есть основания для различных интерпрета-
ций. И тем не менее невозможно отождествлять автора и его геро-
ев, авторскую позицию с мнениями и идеями, которые отражают
338
героини. Отвечая на вопрос о том, какие герои его, как писателя,
привлекают, В. Распутин заметил: «...Больше Дарья. Для писателя
нет и не может быть человека конченого. Мы должны судить или
оправдывать. Или—или... старайтесь понять, постичь душу челове-
ческую. Пока жив человек, каким бы плохим он ни был, есть на-
дежда, что точка в его судьбе не поставлена». Таким образом,
«Прощание с Матерой» — произведение о судьбе сибирской дерев-
ни, о крестьянах. Среди особенностей распутинской прозы можно
отметить возвращение к и неприметному» герою, стремление автора
перенести внимание от исследования характера героя к исследова-
нию исторической судьбы крестьянства. В его повестях поэтиче-
ской многозначностью и символичностью наполняются понятия-об-
разы дома, земли. Эти образы закономерно могут свое место в ряду
найденных русской литературой художественных ассоциаций.

РЕЦЕНЗИЯ НА ПОВЕСТЬ В. Г. РАСПУТИНА
«ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ» (III вариант]

Просматривая жизненный и творческий путь Валентина Григо-
рьевича Распутина, испытываешь особое, захватывающее чувство
на тех этапах его жизни, где происходит чудесное превращение де-
ревенского мальчика в великого писателя: вот только он был шко-
льником, как все, студентом, каких несколько миллионов, журна-
листом, начинающим писателем, и их так много, вот он уже выпу-
стил первую тоненькую книжечку очерков, а затем и рассказов в
провинциальном издательстве — и таких тысячи, но вот он публи-
кует «Деньги для Марии», «Последний сроке, потом «Живи и по-
мни», «Прощание с Матерой» — и огромный успех, Государствен-
ная премия, всесоюзная и мировая известность. Он уже единствен-
ный в своем роде писатель и человек, всеми замеченный, прочитан-
ный, обсужденный, переведенный на десятки языков мира.
Чтобы написать такую глубинную по содержанию книгу, как
«Прощание с Матерой», нужна, конечно, не только талантливость
писателя, чуткость художника, упорная тщательность в работе, но
и глубоко личная уязвленность тем конкретным сюжетом, которая
ляжет в основу творческой работы писателя. Это последнее условие
лежит у Распутина на поверхности. Деревня его детства Атама-
новка сама оказалась на дне Братского моря.
Писатель очень любил свою деревню, да и как не любить свою
родину, место, где ты родился. Любовь к «малой» родине — это все
равно что любовь к матери. Мать воспитывает ребенка, а природа
выращивает. Ведь именно матушка-земля кормит, поит. Красота ее
лугов, полей, лесов воспитывает наилучшие качества души челове-
ческой. Так разве можно оторвать сына от матери, тем более такой
красивой? Конечно, это противоестественно.
Красоту края, очарование природы мы можем оценить, исходя
из воспоминаний самого Валентина Распутина: «Едва научившись
ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки, еще не
окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, со-
бирали ягоду и грибы, с малых лет садились в лодку и самостояте-
льно брались за весла, чтобы грести к островам, где косили сено, а
339
потом снова шли в лес — больше наших радостей и наших занятий
была связь с рекой и тайгой. Это была она, известная всему свету
река, о которой слагались вечные легенды и песни, единственная
дочь Байкала, об удивительной красоте и поэзии которой я храню
самые чистые и святые воспоминания».
Склонность Распутина к глубинному созерцанию природы, спо-
собность чувствовать окружающий мир, несомненно, черпается из
опыта общения с природой в избранные моменты проникновенного
с ней контакта.
Всю эту необыкновенную красоту первозданной природы и не-
обычайную грусть при расставании с ней отражает Распутин в по-
вести «Прощание с Матерой».
Распутинское «Прощание с Матерой» одновременно и идейный
гребень и итог целого направления нашей литературы шестидеся-
тых — семидесятых годов.
Повесть «Прощание с Матерой» не случайно начинается со слов:
«И опять...» Это не просто описание какой-то конкретной весны, а
обобщающий взгляд на то, что «бывало много раз», внутри чего
всегда находилась Матера; опять ледоход, зелень, возвращение
птиц, первые дожди, начало сева.
Глазами Дарьи производит Распутин смотр острова, его природ-
ного ландшафта. «От края до края, от берега до берега хватало в
ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари
по паре — всего, отделившись от материка, держала она в достат-
ке — не потому ли и назвалась громким именем Матера».
Деревня, обитающая на этом острове, повидала на своем веку
многое. Знала войну, наводнение, и пожар, и голод, и разбой.
Была в деревне и церквушка, как положено, на высоком чистом
месте, хорошо видная издали с той и с другой протоки. Худо-бедно
жила деревня, отделенная от внешнего мира быстротечной водой
Ангары.
Здесь росли ребятишки, гуляли молодые, доживали свой век
старые.
Но вот страшное известие сотрясло мирную деревушку: строив-
шаяся поблизости гидроэлектростанция вскоре затопит деревню
Матера. Любой разговор, о чем бы он ни был, в какое бы время ни
перебрасывался, кого бы ни метил, кончался он всегда одним: под-
ступающим затоплением Матеры и скорым переездом.
Конечно, власти позаботились о жителях и выделили каждой
семье дом в новом поселке городского типа и в скором времени все
должны были переселиться. Но хотели ли переезжать жители? На
этот вопрос каждый отвечал по-разному.
Одни были рады предстоящей смене обстановки и не скрывали
этого. Клавка Стригунова так и говорила: «Давно надо было уто-
пить. Живым не пахнет... не люди, а клопы да тараканы. Нашли
где жить — средь воды... как лягушки».
Конечно, в большинстве своем молодежь была рада переселе-
нию, ведь не было у них за плечами тех лет жизни на острове Ма-
тера, как, например, у старшего поколения.
Самая старая в деревне — старушка Дарья. Характер видения
Дарьи поражает редкой конкретностью и точностью, она настоя-
340
щий «философ», со своей глубоко оригинальной мировоззренче-
ской интуицией и системой ценностей.
Ты не просто человек, творящий себя с нуля или которого с того
же нуля формирует жизнь, ты — сын или дочь, большая часть тебя
уходит в прошлое, в предков, они дали тебе все: само существова-
ние, оставили в наследство навыки, умения, средства. Таково внут-
реннее, неизымаемое ощущение Дарьи. Отсюда и ее глубоко лич-
ная тема ответственности перед умершими. Поэтому переселение
для нее смерти подобно.
Часто с Дарьей проводит время Настасья, а также Сима с вну-
ком Колей, который «смотрел на старух с каким-то недетским,
горьким и кротким пониманием». Заходил и Богодул, «ступая мед-
ленно и широко, тяжелой, навалистой поступью, сгибаясь в спине
и задирая большую лохматую голову, в которой воробьи вполне
могли устраивать гнезда». Старухи Богодула любили. Неизвестно,
чем он их привораживал, чем брал, но только заявлялся он на по-
рог к той же Дарье, она бросала любую работу и кидалась к нему
встречать, привечать.
Они привыкли друг к другу, любили бывать вместе. Безусловно,
для них жизнь вдали друг от друга не представляет интереса. Кро-
ме того, они слишком любили свою Матеру. «Тут все знакомо, об-
жито, проторено, тут даже и смерть среди своих виделась собствен-
ными глазами ясно и просто — как оплачут, куда отнесут, с кем
рядом положат».

РЕЦЕНЗИЯ НА ПОВЕСТЬ В. Г. РАСПУТИНА
«ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ*. (IV вариант.)

В 1987 году в издательстве «Художественная литература» вы-
шла книга Валентина Распутина, в которую вошли его повести и
рассказы.
Свое призвание Распутин определил так: «Когда нужно стоять
за совесть, за правду, литература идет туда, где требуется. Писа-
• тель — это не просто профессиональное, а все больше общественное
понятие, и от гражданских проблем ему не уйти. Литература дав-
но, а в последнее время в особенности, добровольно взяла на себя
обязанности общественного мнения». Именно общественным проб-
лемам он и посвятил свои произведения.
Я прочитала всю книгу, но рассказать хочу о наиболее понра-
вившейся мне повести «Прощание с Матерой». Это произведение
посвящено нравственным проблемам в современной деревне.
Сюжет повести взят из жизни самого писателя. И это легко уга-
дывается при чтении. Матеру ждет участь Атамановки — родной
деревни писателя, которая находилась в зоне затопления, когда
строилась Братская ГЭС.
И вот остров, имя которого срослось с землей, должен уйти под
воду. А это, как ни ряди — смерть, перед лицом которой раскрыва-
ется человек, его истинная суть.
Затопление деревни и связанный с этим переезд для кого-то тра-
гедия, а для кого-то пустяк. Трагедия для старушек, проживших
всю жизнь на этой земле, собравшихся здесь и умирать. Старухи и
341
сами понимают, что уход с острова Неизбежен, но их тревожит, как
легко люди прощаются с родными местами, как бесцеремонны с
могилками, за которыми вековая жизнь деревни и память об ушед-
ших.
Сами миры, в которых живут старушки и молодые, очень не по-
хожи. Молодому парню, приехавшему сжигать деревню, непонят-
но, зачем старухе надо убирать избу, которую все равно сожгут,
тогда как для нее это целый ритуал и устоявшаяся привычка.
Читая повесть, я чувствовала, как переживает автор, как небез-
различно ему все происходящее. Но он не ищет правых или вино-
ватых, не очерняет одних и не подкрашивает других, а правда сама
находит каждому место в читательском сердце.
Главная тема этой повести — начавшееся нравственное опусто-
шение людей. Теряются такие понятия, как совесть и правда. Лю-
ди забывают о святынях, об истории своего народа, которая переда-
валась из поколения в поколение. И только костяк деревни смог со-
хранить этот особый мир. Вот именно им мы обязаны сохранением
культуры, которой гордился.
Язык Распутина — это точность и ясность выражений, а самое
главное — простота, которая помогла писателю в воссоздании под-
линно народной жизни.
Для полной остроты восприятия произведения Распутин исполь-
зует лирические отступления, в которых показывает связь между
людьми и природой. Старушки — костяк деревни — сравниваются с
«царским Лиственей», который не поддался руке разрушителей и
остался погибать вместе с островом. А молодой лес сгорает дотла, не
оставив и следа, как и молодые, уехавшие с Матеры. И конечно, ес-
ли для людей святое место — кладбище, то и у Матеры существует

<< Пред. стр.

страница 44
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign