LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 42
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

полнен неостановимого движения. «Небо над степью измеряется
высотой взлетевшего коршуна». На «десятках километров» —
«несть изобилующих в этой благодати», стада яков. С глубоким
восхищением списывает автор величественное бытие, особенно в
тот момент, когда на какое-то мгновение воцаряется «изначальное
равновесие» — «солнце в небе, пустынные горы, полная тишина,
отсутствие людей в равной мере принадлежали как жвачным, так и
хищникам». «Изначальное равновесие» природы попирается людь-
ми. В древности охотники приходили «вооруженные стрелами»,
«потом появились с бабахающими ружьями». Но «прошло время, и
человекобоги» стали устраивать облавы на машинах, «прилетать на
вертолетах» — не охотники, а «расстрелыцики», косящие все жи-
вое, «как будто сено на огороде». Бессмысленное массовое уничто-
жение, порождающее среди животных страх «апокалиптических
размеров», — угроза земному процветанию.
Пара волков — Акбара и Ташчайнар — олицетворяют мир зве-
рей. Волчья сущность быть «молниеносным ножом по глоткам ан-
тилоп» позволяет воплотить неистребимую силу, неиссякаемую
жизнеспособность диких степных зверей: отвагу в охоте, «великий
природный инстинкт сохранения потомства», «извечно жестокую
борьбу за продление рода». Во время отстрела Акбара и Ташчайнар
неожиданно уподобляются трусливым сайгакам. Так нарушаются
все естественные предначертания мира. Поэтому Акбаре казалось,
что «везде воцарился хаос и само солнце, беззвучно пылающее над
головой, тоже гонимо вместе с ними в этой бешеной облаве».
Своеобразно толкуется «внутреннее состояние» волков. Чем
изощреннее издеваются люди над ними, лишая их потомства, тем
более одухотворяется Акбара. Нет более глубочайшей проблемы,
чем потеря потомства. Отсюда ярость зверя, который готов мстить
319
человеку, мстить за причиненную боль. Гибель волчат в результате
отстрела сайгаков превращает Акбару в охотника на людей.
Человек же охотится не только на зверей, но и ненавидит себе
подобных. Айтматов объясняет причины преступлений против ис-
конной гармонии сущего. Не случайно после сцены облавы следуют
фразы о вынужденном бегстве Акбары: «Печально и горько тяну-
лись по снегу скомканные цветы ее следов» — дается суровая оцен-
ка тех, кто «скомкал цветы» вольной, степной жизни. «Люди без-
домные», «перекати-поле», «профессиональные алкоголики»: Обер-
Кандалов, Мишка-Шабашник, Абориген-Узюрбай, Гамлет-Галкин
и их шофер Кепа. Все они любят «ударить по-черному», полностью
сознание отшибить водкой, так как давно «озлобились на мир» и от
него пытаются урвать лишь средства для паразитического сущест-
вования. Неудивительно, что эта группа, сама себя нарекшая «хун-
той», подчинившаяся «бычьей свирепости», окончательно презрела
все нормы поведения. Участие в массовом уничтожении диких жи-
вотных для «хунты» — только «разминка* перед садистским убий-
ством человека.
Айтматов пытается осмыслить происхождение этой злобы и не-
нависти между людьми. Для этого он дает характеристику «анаши-
стов». Собиратели наркотической травы внутренне близки группе
Обер-Кандалова. «Анашисты» находятся во власти одной потребно-
сти — обогащения. Среди добытчиков дикой конопли те же законы
беспрекословного служения «хозяину» предприятия. Среди них
происходит душевное омертвение, которое необратимее наркома-
нии, хотя, видимо, эти недуги продуманно предстают в тесной свя-
зи между собой. Особенно устрашает судьба молодежи: двадцати-
летнего смышленого от природы Петрухи и совсем еще юного, пуг-
ливого и добродушного Леньки. Главарь «анашистов» Гришан бла-
годенствует за их счет.
Ч. Айтматов показывает, откуда у людей берется тяга к наживе,
обогащению. Главный герой «Плахи» АВдий Каллистратов, слушая
Петруху, мечтающего об автомашине «Волга», прямо отвечает:
«...во все времена держится незыблемый мир обывателя» на «трех
китах массового сознания». Такая психология присуща и некото-
рым сельским жителям. Прежде всего — Базарбаю, который ради
своего обогащения крадет для продажи из логова Акбары волчат.
Полную противоположность Базарбаю составляет Бостон, целая
жизнь которого направлена на сохранение гармонии: трудовой, об-
щественной, природной. Поэтому Бостон и вступает в затяжной
конфликт с приспособленцем и пустословом парторгом, разоблача-
ет поведение Базарбая. Ничтожные и завистливые, они равнодуш-
ны к священным заветам разумного бытия. В общении с окружаю-
щими Бостон убежденно отстаивает эти заветы: «чтоб для чабана
земля была своя, чтобы чабан за нее болел», ценить самому жизнь
в труде», быть «хозяином своему делу». В своей душе он бережно
хранит добро людей, красоту природы. Жестокой несправедливо-
стью к герою воспринимаются неожиданно происшедшие события.
Акбара уносит беззащитного маленького сына Бостона. «Задыхаясь
и хрипя, как запаленная лошадь», он гонится за волчицей, а затем
320
стреляет в нее и по трагической случайности убивает вместе со зве-
рем своего Кенджеша.
Утрачено теплое, доверительное сообщество людей, и каждый
из них, вне зависимости от личного опыта, приближается к паде-
нию. Бостон тоже встал на этот путь, совершил свой невозвратный
шаг к гибели — убил Базарбая. Бостон «преступил некую черту и
отделил себя от остальных», почувствовав, «что отныне он отлучен
от них навсегда». Поэтому наступает для него «конец света».
Человеком, который вбирает в свое сознание все ипостаси зем-
ных трагедий, олицетворяет нравственность, служит добру, являет-
ся Авдий Каллистратов. Авдий Каллистратов — недоучившийся
священник, еретик, по определению духовных наставников семи-
нарии, удаленный из нее за «новомысленнические представления о
Боге и человеке в современную эпоху». Авдий пытается найти «не-
хоженые тропы к умам и сердцам своих сверстников». Поэтому он
принимает предложение редакции журнала на ряд очерков .о про-
никновении в молодежную среду наркотических средств. Так вче-
рашний семинарист оказывается в обществе «анашистов», а затем
среди членов «хунты». Авдий пытается возродить угасающие ду-
ховные начала, человеческое общение по принципам высшей спра-
ведливости, самоутверждения. Он несет в мир светлые, справедли-
вые идеи, идеи добра. Авдий будто открывает «закономерность, со-
гласно которой мир больше всего и наказывает своих сынов за са-
мые чистые идеи». И далее одна эта закономерность и демонстри-
руется в длинной цепи тяжелейших страданий Каллистратова: в
руках Гришана, затем Обер-Кандалова, вплоть до распятия Авдия.
Роман «Плаха» дает людям возможность осознать свою ответст-
венность за все, что происходит в мире. Чингиз Айтматов в своем
романе направляет человека к идее гуманизма, милосердия, веры в
доброе начало в человеке. Он призывает людей не нарушать ту гар-
монию, которая существует в природе, встать на путь истины, до-
бра.

РЕЦЕНЗИЯ НА РОМАН Ч. Т. АЙТМАТОВА «ПЛАХА»
(III вариант)

Природа не признает шуток;
она всегда правдива; ошибки же и
заблуждения исходят от людей.
И. Гете

Ч. Айтматов — один из ведущих писателей нашей современно-
сти. Его роман «Плаха» — очень популярное произведение, потому
что в нем затронуты актуальные проблемы настоящего времени.
Эта книга является результатом наблюдений, размышлений и тре-
вог автора по поводу неспокойной, угрожающей будущему действи-
тельности, поэтому она значительно отличается от всех написан-
ных ранее произведений: «Ранние журавли», «Белый пароход»,
«Материнское поле», «Первый учитель», «Тополек мой в красной
косынке». В «Плахе» Ч. Айтматов, как художник слова, выполня-
ет миссию духовного наставника нынешнего поколения, который
11-3959 321
указывает современникам на трагические противоречия сегодняш-
него дня. Писатель затрагивает вопросы экологии, нравственности,
проблему угрозы наркомании.
Роман насыщен образами, которые на первый взгляд не связаны
друг с другом: волки, изгнанный семинарист Авдий, чабан Бостон,
«гонцы» за анашой. Но на самом деле их судьбы тесно переплета-
ются, образуя общий узел назревших в современном обществе проб-
лем, разрешить которые автор призывает нас, живущих сейчас.
Повествование начинается описанием волчьей семьи — Акбары
и Ташчайнара, мирно живущей в Моюнкумской саванне. Но эти
спокойствие и безмятежность лишь до тех пор, пока в азиатские
просторы не вторгается человек, несущий в себе не созидающую, а
разрушающую силу. И совершается ужасное, кровавое действо
уничтожения животного мира, в котором погибают и недавно по-
явившиеся на свет волчата Акбары. Все живое вокруг истреблено,
а люди, одержимые эгоистическим отношением к природе, радуют-
ся, что план по мясопоставкам выполнен. Три раза волки уходили
в глухие места, пытались обзавестись потомством для продолжения
своего рода и жить так, как предписывают им законы бытия, и три
раза злая и жестокая судьба, воплощенная в образе людей, лишала
их детенышей. Волки, в нашем представлении, — опасность, но,
оказывается, есть еще большее зло, которое способно сокрушить и
уничтожить все, — это опять-таки люди. Акбара и Ташчайнар в ро-
мане обладают милосердием и никому не желают плохого. Любовь
Акбары к волчатам — это не бессознательный животный инстинкт,
а осознанная материнская забота и ласка, свойственная всему жен-
скому на земле. Волки в произведении, особенно Акбара, олицетво-
ряют собой природу, которая пытается спастись от уничтожающих
ее людей. Дальнейшие действия волчицы становятся предупрежде-
нием человеку о том, что рано или поздно все живое воспротивится
и будет мстить, мстить жестоко и неумолимо. Мать Акбара, как
мать-природа, хочет сохранить себя, свое будущее в потомстве, но,
когда Базарбай похищает из логова волчат, она ожесточается и на-
чинает нападать на каждого, чтобы заглушить бешенство, тоску и
отчаяние, доводившие ее до безумия.
Волчица карает не того, кто действительно причинил ей зло, а
совершенно невиновного человека — чабана Бостона, семья которо-
го имела несчастье принять в своем доме Базарбая, проезжавшего с
волчатами мимо их жилища. Следы и привели Акбару к Бостонову
становищу. Чабан понимает, какой гнусный поступок совершил за-
вистливый и желающий ему навредить Базарбай, но не может ни-
чего сделать. Этот омерзительный пьяница, способный на любую
подлость, всю жизнь ненавидел Бостона, честного труженика, кото-
рый, благодаря своим собственным силам, стал лучшим чабаном в
аиле. И теперь Базарбай злорадствовал и ликовал при мысли о том,
что «возомнившего о себе и возгордившегося» Уркунчиева доводит
по ночам терзающим и изматывающим воем потерявшая волчат
Акбара. Но самое страшное ожидало Бостона впереди. Увидев, что
волчица, похитившая его любимого сына, убегает, Бостон убивает
одним выстрелом Акбару и малыша, который был его продолжени-
ем и смыслом жизни. Погибает и Базарбай, сломавший так много
322
чужих судеб и столкнувший друг с другом две могучие силы — че-
ловечество и природу. Совершив три убийства, только одно из ко-
торых осознанное, Бостон сам ведет себя на «плаху», подавленный
переполнявшими его горем и отчаянием, внутренне опустошенный;
но в глубине души он был спокоен, потому что уничтоженное им
зло больше не сможет вредить живущим.
Еще одна острая тема, раскрытая писателем в романе, — это
проблема наркомании. Ч. Айтматов призывает людей опомниться,
принять необходимые меры по искоренению этого опасного социа-
льного явления, которое калечит человеческие души. Автор правди-
во и убедительно описывает ведущий в тупик и разрушающий жиз-
ни путь «гонцов», которые, рискуя, отправляются в азиатские сте-
пи за анашой, одержимые жаждой обогащения. В противополож-
ность им писатель вводит образ Авдия Каллистратова, «еретика-но-
вомысленника», изгнанного из семинарии за его недопустимые с
точки зрения религии и устоявшихся церковных постулатов идеи о
«Боге-современнике». Одухотворенная и глубокомыслящая натура
Авдия противится всяким проявлениям зла и насилия. Неправед-
ный, гибельный путь, по которому идет человечество, вызывает в
его душе боль и страдания. Он видит свое назначение в помощи лю-
дям и обращении их к Богу. Для этой цели Авдий решает присоеди-
ниться к «гонцам», чтобы, находясь рядом с ними, показать, как
низко они пали, и направить их на путь истинный через искреннее
раскаяние. Авдий всеми силами стремится образумить их, спасти
погибающие души, вселив в них высокую мысль о Всеблагом, Все-
милостивом, Вездесущем... Но за это его жестоко избивают, а потом
и лишают жизни те, кому он протянул руку помощи. Фигура Ав-
дия, распятого на саксауле, напоминает Христа, принесшего себя в
жертву за Добро и Истину, даруемые людям, и искупившего
смертью человеческие грехи. Авдий тоже принял смерть за добро, и
в последних его мыслях не было упрека обезумевшей толпе убийц, а
лишь сострадание к ней и горестное чувство невыполненного дол-
га... «Ты пришла» — таковы были его последние слова, когда он
увидел перед собой волчицу с удивительными синими глазами, ко-
торая с болью заглянула в лицо распятого человека и жаловалась
ему на свое горе. Человек и волк поняли друг друга, потому что их
объединяло общее страдание — страдание, которое они испытывали
от нравственной нищеты людей, погрязших в бездуховности. Если
Бостона привели на «плаху» роковые обстоятельства, то Авдий сам
избрал себе такой путь, зная, что в человеческом мире за добро и
милосердие нужно жестоко расплачиваться. Трагедию Авдия усу-
губляет полное одиночество, потому что порывы его благородной
души ни в ком не находят отклика и понимания.
Тревога — вот главное чувство, которое несет роман читателю.
Это тревога за погибающую природу, за самоуничтожающееся по-
коление, утопающее в пороках, «Плаха» — это крик, призыв авто-
ра одуматься, принять меры по сохранению жизни на земле. Это
сильное по своему содержанию произведение способно оказать че-
ловеку неоценимую помощь в борьбе за новый, светлый, высоко-
нравственный путь, который назначен ему природой и на который
люди рано или поздно обратят озаренные разумом взоры.
323
РЕЦЕНЗИЯ НА РОМАН Ч. Т. АЙТМАТОВА «ПЛАХА»
(IV вариант)

Одним из моих любимых современных писателей является Чин-
гиз Айтматов. Я читал многие его произведения, но больше всего
мне запомнился роман «Плаха».
Чингиз Айтматов давно уже стал одним из ведущих писателей
нашего времени. И в романе «Плаха», выполняя высокую миссию
художника быть духовным вождем людей, он вскрывает те пласты
бытия, поднимает те вопросы, которые грозно требуют своего ос-
мысления и выражения в слове. Люди, привыкшие спокойно дре-
мать среди устоявшихся понятий, разбуженные, реагируют гневом.
Но и доброжелательные читатели, хотя и читают роман с захваты-
вающим интересом, когда пытаются осмыслить философские во-
просы, оказываются в известной растерянности.
Иисус Христос, наркоманы, чабан, волки — как все это связа-
но? Автор пытается провести панораму жизни природы и мировой
истории в нашу современность, в наш день. Он стягивает эти проб-
лемы в узел, который именно мы, люди конца второго тысячеле-
тия, призваны развязать.
Этот роман — крик, отчаянный призыв одуматься, осознать
свою ответственность за все, что так обострилось и сгустилось в ми-
ре. Экологические проблемы, затронутые в романе, писатель стре-
мится постичь прежде всего как проблемы состояния души челове-
ческой. Разрушение природного ,мира оборачивается опасной де-
формацией человека, личности. Роман начинается темой волчьей
семьи, перерастающей потом в тему гибели Моюнкумы по вине че-
ловека: человек врывается в саванну как преступник, как хищник.
Он уничтожает и сайгаков, и волков. На уничтожение обрекается и
естественная среда их обитания. Этим и определяется неотврати-
мость схватки волчицы Акбары с человеком. И кончается этот пое-
динок трагически.
Волки не просто очеловечены в романе. Они наделены в нем вы-
сокой нравственной силой, благородством, чего лишены люди, про-
тивопоставленные им в романе. Именно в Акбаре и Ташчайнаре
олицетворено то, что издавна присуще человеку: чувство любви к
детям, тоска по ним. Причем они не сводятся к одному лишь ин-
стинкту, а как бы озарены сознанием. Глубоко человечна и та вы-
сокая, самоотверженная верность друг другу, которая определяет
все поведение Акбары и Ташчайнара.
Акбара наделена Айтматовым даром нравственной памяти. Она
имеет в себе не только образ беды, постигшей ее род, но и осознает
ее как нарушение нравственного закона, который никогда и нигде
не должен быть нарушен. Пока не трогали ее саванну, Акбара мог-
ла, встретив в степи беспомощного человека, отпустить его. Теперь,
загнанная в тупик, отчаявшаяся и озлобленная, она обречена на
схватку с человеком. Очень важно при этом, что в борьбе гибнет не
только Базарбай, заслуживший кару, но и невинный ребенок. И
хотя личной вины перед волчицей Акбарой у Бостона нет, но он
должен принять на себя ответственность и за Базарбая, который
является его нравственным антиподом, и за действия Кандалова, в
324
одни сутки погубившего Моюнкумы. Айтматов при этом особо под-
черкивает: вандализм банды Кандалова возведен чуть ли не в ранг
государственной необходимости. Выходит, что нравственное вы-
рождение, эрозия в душах людей, разрушивших жизнь в Моюнку-
мах, имеет не частное значение, а общее. Это проблема социальная.
Недаром разбой, творимый Кандаловым, не просто допускается, а
возводится в уровень трудовой доблести: решена проблема мясопо-
ставок. Вот в чем трагедия.
Роман пронизывает убеждение: за то, что в сегодняшнем мире
бесчинствуют базарбаи и кандаловы, в ответе все человеческое об-
щество и, разумеется, мы с вами.
Создавая образы Базарбая и Кандалова, писатель сознательно
пренебрегает описанием их внутреннего мира. Для него они только
воплощение распада, духовного скотства, а отсюда — зла. Базар-
бай — пьяница, подлец, ненавидящий целый мир, завидующий
всем. Он беспредельно озлоблен. Привыкший к безнаказанности,
он становится самим собой, жалким и трусливым, когда волки пре-
следуют его.
Много внимания уделяет автор раскрытию причин трагедии Бо-
стона. В этом образе Айтматовым олицетворена та естественная че-
ловечность, которой нет в Базарбае. Бостон попадает в роковое сте-
чение обстоятельств. Он совершает три убийства — сына, Акбары и
Базарбая. Из них только одно сознательное. В ужасе молит Бостон
вернуть ему сына, похищенного Акбарой. Не видя иного выхода,
чабан стреляет в бегущую волчицу, убивая тем же выстрелом свое-
го сына. В этих сценах проявляет себя трагическая неотвратимость
ответственности за зло. Начало этой катастрофы было в саванне,
где скрепленным авторитетными печатями планом были одним ма-
хом нарушены законы естественного течения жизни и равновесия
во взаимоотношениях человека с природой. Нарушения закона
природы как трагедию ощущает в романе один лишь Бостон.
Айтматов много раз подчеркивает, что все проблемы, которые
встают перед нами изо дня в день и которые имеют поэтому дело-
вое, практическое значение, перерастают в проблему нарушенных
естественных контактов человека и природы, что одинаково катаст-
рофично и для природы, и для человека.
Решение задач такого масштаба потребовало особенного художе-
ственного решения образов Бостона и Базарбая. Базарбаи потерян
для общества. У Бостона судьба другая. Он в большой степени жер-
тва обстоятельств. Совершая самосуд, Бостон в гневе казнит Базар-
бая. Выход ли это? Ведь совершено убийство. Бостон сам себя ведет
на «плаху», выполняя в отношении себя веление совести.
В романе затронута еще одна острая социальная тема — пробле-
ма наркомании. Автор показывает «гонцов», устремляющихся в
Моюнкумскую саванну в поисках дикорастущей конопли и ищу-
щих не столько денег, а прежде всего возможности пожить в иллю-
зиях.
Этих людей пытается понять и спасти Авдий Каллистратов. Ав-
дий — сын священника, изгнанный из академии как «еретик-ново-
мысленник». Авдия мучает мысль о спасении хотя бы одного чело-
века. Он не хочет ждать, пока человек придет к Богу, и сам устрем-
325
ляется навстречу падшим. Авдий, по замыслу писателя, вряд ли
сможет помочь наркоманам, хотя он незаурядный по своему духов-
ному складу человек. Авдий не очень грамотный, несколько нелов-
кий и непрактичный человек, его действия скорее вызывают со-
страдание, чем надежду. Но действия его свидетельствуют о высоте
помыслов и о твердом желании внести свет в погрязшие во тьме ду-
ши. Пробудить в своих недругах раскаяние и совесть — таков его
способ борьбы со злом, — мы очень надеемся, что ему удастся по-
мочь Леньке, несчастному доброму юноше, еще не совсем испорчен-
ному.
Надо честно признать, что неудачи Авдия в борьбе с наркомана-
ми отражают реальное положение в нашем обществе. Поступки Ав-
дия достойны глубокого уважения. Есть в Авдии почти детская бес-
помощность, беззащитность. Айтматов наделяет его способностью к
самопожертвованию, силой, достаточной, чтобы не бросить крест,
им же на себя возложенный. Вид Авдия, распятого на саксауле,
очень напоминает легенду о распятом Христе. Но вопросы и проб-
лемы, ведущие за собой этого человека на «плаху», не решаются
Айтматовым однозначно. Мы видим, что в духовной чистоте Авдия
автор осознает потребность нашего времени в таких молодых лю-
дях.
С образом Каллистратова Айтматов связал идею гуманизма,
идею веры в доброе начало в человеке, но автор подвергает сомне-
нию теорию Авдия о том, что Бог всемогущ, всемилостив, везде-
сущ. Если так, почему он не наказал Кандалова, почему не сумел
защитить Авдия. Айтматову мало только глубокой религиозности.
Ему не обойтись без веры в человека.
Роман Айтматова — воззвание к совести каждого: не жди, вы-
ходи воином в поле за правду. Тревога — вот главный лейтмотив
романа. Это тревога за утрату веры в высокие идеалы, за падение
нравов, за рост наркомании, тревога за человека и окружающую
его среду.
Роман заставляет задуматься, как мы живем, вспомнить, как
коротка жизнь...

РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД ПРОЧИТАННОЙ КНИГОЙ.
Ч. Т. АЙТМАТОВ. «ПЛАХА»

«Обитателям уникальной Моюнкумской саванны не дано было
знать, что в самых обычных для человечества вещах таится источ-
ник добра и зла на земле». «И уж вовсе неведомо было четвероно-
гим и прочим тварям Моюнкумской саванны, отчего зло почти
всегда побеждает добро...»
В романе Чингиза Айтматова «Плаха» подписан, пожалуй, са-
мый жестокий приговор из тех, что довелось мне услышать. Зло
побеждает, а значит, совсем скоро люди не смогут больше испить
чашу мучения и восторга, познав музыку ветра, не увидят вечного
и бесконечного неба... Приговор Айтматова — это уже не лермон-
товское учение о тождестве добра и зла, выдвинувшее принципы
оправдания зла из-за того, что родились эти противоположности из
одного корня; это и не булгаковское зло, которое совершает благо.
326
Герои Айтматова идут на Голгофу, другой дороги нет. А почему?
Да потому, что умирает душа человеческая, а когда это происхо-
дит, умирает и сам человек. Поэтому возникает потребность гово-
рить об экологии духа.
Не случайно все события романа в большей или меньшей степе-
ни связаны с природой. В мировой литературе духовность и богат-
ство внутреннего содержания героев определялись степенью их

<< Пред. стр.

страница 42
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign