LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 39
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Я тоже горда, что говорю на языке искусства. (Ведь можно
жить в этой стране и говорить не на языке классиков.) Прочитав
этот очерк, я в полной мере ощутила все то, что пытался донести
до нас автор. Мне захотелось самой слиться с природой, на многое
я не обращала внимания, хотя хорошо чувствую живой мир, окру-
жающий меня.
Такова сила языка, им можно убедить человека в том, что не
видно глазами. Это великое оружие, нужно только правильно им
пользоваться.

РЕЦЕНЗИЯ НА РАССКАЗ «ДРАГОЦЕННАЯ ПЫЛЬ*
ИЗ СБОРНИКА К. Г. ПАУСТОВСКОГО «ЗОЛОТАЯ РОЗА»

Ожидание счастливых дней бы-
вает иногда гораздо лучше этих са-
мых дней.
К. Г. Паустовский

Книга «Золотая роза» написана Константином Георгиевичем
Паустовским в зрелом возрасте, когда каждый человек в большин-
стве случаев уже испытал самые прекрасные моменты своей жиз-
ни, когда остались позади глупые ошибки молодости, когда переду-
маны неверно произнесенные слова, пересмотрены необдуманные
поступки, наконец, когда он просто может сказать: «Я познал
жизнь!» Но в то же время в его голове проносится спасительная
мысль: «Может, это еще не конец? Может, все самое лучшее еще
впереди? А что, если сейчас начать новую жизнь?.. Жизнь, полную
счастья, без ошибок и промахов...»
Что же нужно для этого? Надо просто оглянуться назад, переос-
мыслить все прожитое, взвесить все плюсы и минусы и обязательно
сделать вывод, пусть даже для себя. Итог этого переосмысления у
разных людей выражается по-разному: одни начинают жизнь зано-
во, другие пишут мемуары, а кто-то размышляет о жизни вообще.
Так, в своей прекрасной и удивительно глубокой по смыслу книге
«Золотая роза» Паустовский не только раскрыл проблему идейного
обоснования литературного творчества и выразил свое «понимание
296
писательства», но и приоткрыл нам некоторый смысл жизни. Ведь
именно в книгах мы жадно читаем о том, на что обращаем внима-
ние в жизни. Давайте же познакомимся с произведением поближе.
Я уверен, что каждый найдет в нем ответы на многие возникающие
вопросы.
В одном из рассказов своей книги — «Драгоценная пыль» — ав-
тор рассказывает нам «историю о парижском мусорщике Жане
Шамете». Но она вовсе не является начальным повествованием о
нелегкой жизни нищего человека. Нет, такой рассказ вряд ли заин-
тересовал бы читателя, он вызвал бы только лишь чувство состра-
дания к тяжелой доле «маленького человека». Такое произведение
и не создало бы особенной славы творчеству автора. Гениальность
Паустовского заключается в том, что обделенного жизнью мусор-
щика, забытого всеми даже в свой предсмертный час, он изобража-
ет как творца человеческого счастья, пусть даже сказочно-суевер-
ного, человека, способного любить и достойно жить, а не существо-
вать.
Автор знакомит нас с Шаметом во время его службы в армии
«Маленького Наполеона». Он подчеркивает, что это были лучшие
времена его жизни, И удача была на его стороне: «не побывав еще
ни в одной настоящей перестрелке», Шамет по состоянию здоровья
был отправлен на родину. Ему поручили отвезти во Францию дочь
полкового командира Сюзанну. Именно в процессе знакомства Ша-
мета с Сюзи мы узнаем всю жизнь героя рассказа до мельчайших
подробностей. И хотя она была не такая уж и сладкая, воспомина-
ния бывшего солдата полны какого-то тайного воодушевления.
Впрочем, никакой тайны в этом нет. Любой человек с некой иск-
ринкой в глазах и улыбкой на губах вспоминает свое золотое детст-
во и многообещающую юность, когда он еще не ощутил на себе всю
сложность жизни, не столкнулся с неизбежными разочарованием,
горем и обманом. Чаще всего воспоминания связаны с отчим до-
мом, родными краями, с их местными историями, былинами, ле-
гендами, сказками.
Одну из таких историй и рассказывает Шамет девочке. Это
«смутное воспоминание о золотой розе», по поверьям, приносив-
шей счастье своему обладателю, внесло в жизнь двух людей мечту
о несбыточном благополучии, надежду на воплощение этой краси-
вой легенды и в лучшее будущее, связало два существа воедино зо-
лотой ниткой веры в прекрасное. Золотая роза проходит через все
произведение и является основной, если не сказать, важнейшей его
деталью. На нем строится весь рассказ. Только благодаря ей исто-
рия бедного парижского мусорщика предстает перед читателем. Зо-
лотая роза не является символом богатства и могущества. Она оду-
шевляется и превращается в нечто вечное и светлое, олицетворяю-
щее счастье. Ведь человек живет на земле не для того, чтобы стать
богатым, а для того, чтобы стать счастливым. Смысл же жизни на-
шего героя не в жажде любви, хвалы, не в удовлетворении често-
любия и эгоистических потребностей, а в том, чтобы подарить Сю-
занне счастье, создав его своими руками. Он соткал это хрупкое со-
вершенство из мельчайших песчинок, воссоздал легендарную золо-
тую розу из пыли. Из этой обыкновенной пыли, что окружает всех
297
нас, но только некоторые способны разглядеть в ней те крупицы
золота, из которых сотканы самые заветные мечты и светлые гре-
зы. И только для них эта пыль будет носить название драгоценной.
Обычно в категорию мастеров и ювелиров счастья входят только те,
кто знает цену жизни, кто изначально не потерялся в этом мире, не
заблудился во множестве дорог, а нашел свою единственную, нако-
нец, кто вместо того, чтобы жаловаться на острые шипы розы, ра-
дуется тому, что среди этих шипов растет заветный цветок. Да,
трудно среди тысячи заблуждений и разочарований найти истину.
Но в этом и весь смысл жизни.
Почему же умирает Шамет? Неужели он, нашедший ту самую
истину, не заслуживает лучшей доли? Вот проблема рассказа, Я
уверен, что именно эти вопросы волнуют читателей, именно эта не-
ожиданная смерть непонятна им. Давайте попробуем разобраться.
Жизненный цикл, по легенде древних, не случайно предполага-
ет старость. Именно тогда, когда человек уже все знает, он стано-
вится неинтересен сам себе. Эта непривлекательность проявляется
даже во внешности. Шамет не мог видеть себя в зеркале — «эту не-
уклюжую образину, ковыляющую на ревматических ногах». Когда
цель, к которой так долго и тяжело шел Шамет, была достигнута,
стало известно, что Сюзанна уехала навсегда в Америку. Мир во-
круг разрушился окончательно и безвозвратно, и жизнь потеряла
смысл. Но это не главная причина смерти героя рассказа. Шамет с
улыбкой на губах покидает этот мир, он не нужен больше в земной
жизни, Жан познал ее смысл, постиг тайну бытия. В этом его сча-
стье. То, что он выковал не для себя, оказалось его навеки.
Разобранное нами произведение не имеет головокружительных
и увлекательных приключений, запутанных интриг, романтическо-
го ореола борьбы. Но оно действительно побуждает высокие чувст-
ва и мысли, манит к себе своей чистотой. Кажется, выступая в ро-
ли рецензента, я должен был обязательно критически оценить про-
изведение, найти отрицательные стороны работы Паустовского. Но
удивительное дело: то ли я плохой человек, то ли я предвзято отно-
шусь к рассказу, но мне он так понравился, что я не нашел в нем
ни одного писательского промаха, ни одной неправильной писате-
льской мысли. Да и могу ли я осуждать литературный труд писате-
ля, может быть, всей его жизни, критиковать рассказ о просто че-
ловеческом счастье.

РАССКАЗ «СТЛАНИК» В. Т. ШАЛАМОВА (Опыт рецензии)

Лучше умереть стоя, чем жить
на коленях.

Рассказ «Стланик» был написан русским писателем Варламом
Тихоновичем Шаламовым в пятидесятых годах нашего столетия,
во время его проживания в Калининской области, и относится к
циклу «Колымские рассказы». Как и многие другие писатели того
времени, Варлам Тихонович стал жертвой тоталитаризма. Беско-
нечные ссылки, золотые прииски, таежные командировки, боль-
ничные койки... В 1949 году на Колыме он впервые начал записы-
298
вать свои произведения. В документально-философской прозе Ша-
ламов выразил весь многострадальный опыт сверхчеловеческих ис-
пытаний в сталинских лагерях строгого режима. Голод, холод, по-
бои и унижения прекратились лишь после того, как в 1956 году
писатель был реабилитирован. Но это событие, увы, не было кон-
цом всех перенесенных страданий. Как писателя, автора множества
глубокомысленных произведений, его ожидало самое страшное:
бойкот со стороны различных литературных изданий, полное игно-
рирование творчества. Рассказы Шаламова не печатались. Мотиви-
ровалось это тем, что в них не хватало энтузиазма, лишь один абст-
рактный гуманизм. Но как мог человек, столько претерпевший от
этого режима, возносить ему дифирамбы? Несмотря на то что его
рассказы постоянно возвращались редакцией, он продолжал пи-
сать. Тяжелейшее состояние здоровья не позволяло делать это са-
мому, поэтому он диктовал свои стихи, воспоминания. Лишь по
прошествии пяти лет с момента смерти писателя, в 1987 году, бы-
ли опубликованы первые его работы: произведения из колымских
тетрадей. Среди них — рецензируемый мною рассказ.
Стланик — таежное дерево, родственник кедра, растущее, бла-
годаря своей неприхотливости, на горных склонах, цепляясь кор-
нями за камни. Примечательно оно тем, что способно реагировать
на условия окружающей среды. В предчувствии похолодания или
выпадания' снега оно прижимается к поверхности, расстилается.
Это буквальный смысл рассказа, его тема. Но мне кажется, что это
дерево для Шаламова не только предсказатель погоды. Он пишет,
что стланик — единственное вечнозеленое дерево в этих северных
краях, дерево надежд. Сильный, упрямый, неприхотливый, он по-
добен человеку, оставшемуся один на один в борьбе со стихией. Ле-
том, когда другие растения пытаются процвести как можно быст-
рее, обгоняя в этом друг друга, стланик, наоборот, незаметен. Он
непоколебимый идеолог борьбы, охваченный теплым веянием лета,
не поддается соблазну и не изменяет своим принципам. Он посто-
янно насторожен и готов принести себя в жертву стихии. Разве не
похоже это на людей? Вспомните, каким унижениям был подверг-
нут Борис Пастернак? А чуть позже, уже* казалось бы, совсем в
другое время, издевательства над Андреем Дмитриевичем Сахаро-
вым? Да, эти люди выстояли, хотя и были непоняты большинством
и отвергнуты. Но многие другие ломались под гнетом тоталитарно-
го строя. Были ли они неверны своим идеалам или просто слишком
доверчивы? Может, и вправду они отцвели и оставили после себя
лишь вымерший, холодный лес?
Шаламов писал о стланике как о слишком доверчивом дереве:
стоит только развести близ него костер, как он тут же поднимает
свои пушистые зеленые ветви. Костер погаснет, и стланик, огор-
ченный обманом, опустится, занесенный снегом. По словам автора,
чувства человека не так утонченны. Но, несмотря на это, люди
слишком часто остаются обманутыми. Если дерево после этого спо-
собно вернуться к обыденной жизни, то человек — редко. Появле-
ние костра в жизни кедрача можно сравнить, по моему мнению, с
периодом хрущевской «оттепели». Сколько людей тогда стали жер-
твами обмана, предательства!
299
Как писал Шаламов, у человека всего пять чувств. Да, может
быть, их и недостаточно для того, чтобы распознавать перемены,
происходящие вокруг, но их вполне хватит для того, чтобы про-
никнуться теми тысячами, которые овладевали писателем. Прочи-
тав рассказ, я понял, какое значение имеет для человека надежда,
вера в лучшее. Подобно ростку, вечнозеленому дереву, пробиваю-
щемуся сквозь вьюгу и стужу к солнечному свету, надежда в чело-
веческом сознании заставляет его верить, отстаивать свои идеалы.
Недаром говорят, что она умирает последней. Кроме того, меня не
покидала мысль о непомерном мужестве как одинокого таежного
дерева, так и многих людей, борющихся за справедливость.
Рецензия — исследование, содержащее критическую оценку.
Мой бунтарский характер конечно же мог бы помочь мне в крити-
ке, но только тогда, когда я с чем-то не согласен. В этом на первый
взгляд абстрактном произведении содержится столько скрытого
смысла и различных доводов, с которыми я просто не могу спо-
рить, что мне остается только полностью разделить свое мнение с
автором. Если же критика бывает положительной, то рецензия мне
удалась. И напоследок хочу сказать, что было бы замечательно, ес-
ли бы огонь в душе каждого борца за справедливость горел так же
жарко и ярко, как и дрова из замечательного таежного дерева.

РЕЦЕНЗИЯ НА ПЬЕСУ А. В. ВАМПИЛОВА
«ПРОЩАНИЕ В ИЮНЕ*

Дар драматического писателя — из самых редких в литератур-
ном ремесле. Форма драмы ставит немало стеснительных условий.
Надобны особый драматический слух, подобный музыкальному, и
чутье, чтобы не просто переводить литературную речь в диалоги, но
чтобы она лилась сверкающим, напористым потоком. Да еще необ-
ходимо уметь привести на сцену героя, столкнуть его с другими и во-
время увести, чтобы актер не переминался праздно на подмост-
ках, — иначе заскучает зрительный зал. И мало ли еще что надо! Но
главное, чтобы пьеса дышала жизнью — подлинной, узнаваемой.
Всеми этими дарами «милостью Божьей» был награжден заме-
чательный драматург А. Вампилов.
Уже в первой большой пьесе «Прощание в июне» собственная
тема Вампилова слышна как предвестие. Она еще не набрала силы,
только прорезывается сквозь сюжет «студенческой комедии», то
слишком замысловатой, то чересчур простенькой, в стиле факуль-
тетского капустника. Тут еще много эффектных положений, они
набросаны щедро и неразборчиво. Расстроившаяся свадьба, несо-
стоявшаяся дуэль, герой, отбывающий пятнадцать суток на прину-
дительных работах...
Автор еще не вполне верит, что может удержать наше внимание
очерком характера. А характер уже представлен, своя тема заявле-
на судьбой молодого Колесова.
Талантливый студент — любимец курса, дерзкий и находчивый
с девушками, бесшабашный озорник, д'Артаньян, сорвиголова... Не
лезет в карман за словом, очаровывает на ходу случайную незна-
комку на автобусной остановке, является на свадьбу друзей через
300
окно и не теряется, когда его гонят из института: пристраивается
садовником на даче у гражданина Золотуева.
Этот Золотуев будто бы совсем вводное комическое лицо, но в
замысле пьесы важнейшее. Нарушая все законы жанра, он произ-
носит монолог на три страницы, не перебиваемый хотя бы ради
сценического правдоподобия репликами собеседника вроде: «Ну а
дальше?», «Вот так история!», «Ну и ну!* Монолог этот — о беде
старого взяточника, нарвавшегося на честного человека. Он все ни-
как поверить не может, чтобы тот взяток не брал, — все берут,
важно не промахнуться в предложенной цене. Золотуев обижается,
негодует на его показную честность и, даже отсидев положенный
срок, уверен, что сидел понапрасну: значит, мало давал.
Но при чем тут пенсионер Золотуев, когда нас интересует залих-
ватски смелый, честный и обаятельный парень Колесов? В Колесо-
ве кипение сил молодых, неопасное озорство, но вообще-то он от-
личный малый и, когда его вышибают из института, большинство
ребят на его стороне.
Беда приходит к молодому герою с другого бока: когда надо де-
лать первый нешуточный жизненный выбор. Тут уж не кровушка
по жилкам переливается, дело серьезное: институт или любовь?
Так случилось, что герой Вампилова покорил сердце Тани, доче-
ри ректора института, а это совсем не по душе ее отцу. Вот когда мо-
раль Золотуева, с презрением и насмешкой отвергнутая, оказывает-
ся все же проблемой. А что, ведь и правда, с жизнью не поспоришь.
Это в книжках хорошо читать и в кино видеть. А тут сам реши, и
для каждого этот однажды возникший перед ним выбор во сто крат
труднее, чем кажется в теории и издали. Посмеявшись над Золотуе-
вым, Колесов сам не замечает, как переходит в его веру: все продает-
ся и покупается, важна цена и цель. Бросить любимую девушку, как
требует ее отец, и тяжело и подловато. Но если диплом горит? Если
судьба на кону? Колесову было присуще все, что свойственно хоро-
шему, честному юноше: рядом с восторженностью и поперек ей —
скептическая поза, рядом с романтикой души недоверие к фразе,
воспитательному нажиму, нравственным прописям, которыми вечно
надоедают старшие. Отсюда, наверное, озорство, молодечество. От-
сюда и демонстративная практичность, показной рационализм, не-
много смешной и еще безвинный в юном возрасте, но незаметно, как
у Колесова, оправдывающий первые сделки с совестью.
Для любого из нас настает момент, когда из тихой гавани се-
мьи, дома, школы ты выплываешь в открытое море жизни и где-то
встречает тебя неизбежно первое испытание совести, первый ру-
беж, перейдя который ты, случается, уже другой человек. Эта ми-
нута, этот критический миг и интересует более всего Вампилова.
Проблемы же, поднятые драматургом в пьесе, и сейчас, более
чем через двадцать лет, к сожалению, актуальны.

РЕЦЕНЗИЯ НА РАССКАЗЫ В. М. ШУКШИНА

Многие знают и любят рассказы В. М. Шукшина. Маленькие
жизненные ситуации, на которые никто бы не обратил внимания,
вошли во всеми любимые сборники коротких рассказов. Простые и
301
понятные, они заставляют думать. Рассказ «Материнское сердце»,
о котором я хочу поведать, не стал исключением. Эта история рас-
крывает всю полноту и глубину материнского сердца, которое отка-
зывается от логики и здравого смысла во имя спасения собственно-
го дитя.
Тема «отцов и детей» присутствовала в литературе всегда, но до-
статочно редко эта тема описывала взаимоотношения матери и сы-
на.
Произошел конфликт, но не семейный, а между матерью и «за-
коном», который она готова нарушить, лишь бы спасти своего ре-
бенка.
Ее сын Виктор Борзенков собрался жениться и, чтобы зарабо-
тать денег, едет на рынок продать сало. Получив сто пятьдесят руб-
лей, он отходит к ларьку выпить стакан красного вина, там он зна-
комится с молодой девушкой, которая предлагает продолжить их
разговор у нее дома. И естественно, наутро он проснулся в незнако-
мом месте, без денег и с больной головой. Еще на рынке он спрятал
червонец, на всякий случай, и этот случай выдался. Вернувшись к
ларьку, он выпивает бутылку вина из горла и забрасывает ее в
парк. Люди, находившиеся рядом, попытались вразумить его сло-
вами, но дело дошло до драки. Намотав на руку свой флотский ре-
мень и оставив бляху, как кистень, Витька «отправил» в больницу
двух нападавших. Под горячую руку попался и милиционер, кото-
рый попытался его остановить. Милиционер с травмой головы был
отправлен в больницу, а Витька Борзенков в КПЗ. Узнав о случив-
шемся, мать Вити бросила все дела и поехала по всем инстанциям,
надеясь освободить своего сына. Она ни разу не подумала, что он
совершил преступление, что есть закон, по которому его должны
судить. «Материнское сердце, оно — мудрое, но там, где замаячила
беда родному дитю, мать не способна воспринимать посторонний
разум, и логика тут ни при чем».
Автор попытался передать те переживания, которые испытыва-
ла мать Вити. И я считаю, что это одна из самых удачных попы-
ток. Жизненная трагедия превращается в историю с глубоким
идейным смыслом. А самым ярким моментом, раскрывающим
основную мысль произведения, стала сцена встречи матери с сыном
в тюрьме, когда она приходит к нему на свидание. «У матери в эту
минуту было на душе другое: она вдруг совсем перестала понимать,
что есть на свете — милиция, прокурор, суд, тюрьма... Рядом си-
дел ее ребенок, виноватый, беспомощный... И кто же может сейчас
отнять его у нее, когда она, никто больше — нужна ему? И дейст-
вительно, она ему нужна. Он свято чтит свою мать и ни за что не
даст ее в обиду. Но еще до встречи ему становится стыдно. «Мучи-
тельно стыдно. Жалко мать. Он знал, что она придет к нему, про-
бьется через все законы, — ждал этого и страшился». Он сам боял-
ся ее обидеть.
Эти чувства глубоки и бездонны, и ясно, что выразить их слова-
ми просто невозможно. Но автор использует тот стиль, который по-
нятен простому человеку, тот язык, который делает это произведе-
ние общедоступным. Помимо этого автор встает на сторону глав-
ных героев, и, хотя оспаривать закон трудно и даже невозможно,
302
здесь на первое место выходит материнская любовь, которая не
поддается никаким законам.
«И та неистребимая вера, что добрые люди помогут ей, вела ее и
вела, мать нигде не мешкала, не останавливалась, чтоб наплакать-
ся вволю. Она — действовала». «Ничего, добрые люди помогут».
Она верила, что помогут.

РЕЦЕНЗИЯ НА РАССКАЗ В. М. ШУКШИНА «СРЕЗАЛ»
(/ вариант)

Свою рецензию я решила написать на рассказ Василия Макаро-
вича Шукшина «Срезал», написанный в 1970 году.
Я знакома с Шукшиным-актером, я видела много фильмов с его
участием. Также Шукшин был мне интересен как режиссер. Мне
запомнились такие его известные фильмы, как «Калина красная»,
«Печки-лавочки», «Живет такой парень». Но Василий Макарович
Шукшин был известен не только как актер и режиссер, но и как
замечательный писатель. Им были написаны два романа, шесть по-
вестей. Прочитав один из его сборников рассказов — «Характеры»,
хотел бы выделить рассказ «Срезал».
В своем произведении автор поднимает перед читателем тему
социальной демагогии. Простой деревенский мужик Глеб Капу-
стин, решивший, что он живет хуже других и обделен возможно-
стью сделать свою жизнь лучше, мстит за это людям, которые
выше его по социальному статусу (полковник, профессор, канди-
дат). В действительности эти люди не имеют никакого отношения
к его жизни. Отсюда у героя такая зависть и злость. Но дурац-
кая месть заключается в том, что он пытается вести дискуссии с
кандидатом и прочими по вопросам, в которых сам ничего не по-
нимает и -не разбирается. Глеб Капустин всего лишь напичкан
сведениями отовсюду: из газет, радио, телевидения, книг, плохих
и хороших. Но все это перемешалось, и это он преподносит так,
как будто он умный, образованный человек. Это месть ничуть не
прикрашенная, а прикрашенная если, то для одурачивания своих
товарищей.
Рассказ интересен тем, что в нем Шукшин описал не свойствен-
ный для деревни случай. Писатель, уделивший большую роль в
своем творчестве деревенской жизни, показал деревенского жителя
в необычной роли. Вторжение в деревню в таком неожиданном вы-
верте, где уж вовсе не благостность, не патриархальность никакая.
Не в каждой деревне найдется такой «умник».
Автор не пишет ничего о жизненных интересах главного героя,
кроме того, что он работает на пилораме. В рассказе это упомянуто
между делом, что можно просто эту деталь не принять во внима-
ние. Создается впечатление, что вся его жизнь заключается в том,
чтобы глупо мстить людям выше его по социальному уровню.
Глеб Капустин не способен прислушаться к голосу другого чело-
века, их интонация всегда обличительна. Глеб никак не может по-
нять, что для того, чтобы добиться чего-то в жизни, необходимо
приложить усилия. Он просто снял с повестки дня вопрос, что для
того, чтобы жить хорошо, надо что-то сделать. Он просто игнориру-

<< Пред. стр.

страница 39
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign