LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 33
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

мнение писатель не выставляет напоказ.
В Гражданской войне не все было ужасно. Во многих людях
249
проявились положительные качества, их чувства прошли суровую
проверку. Даже в таких условиях они носили в сердцах любовь.
Все это также нашло отражение в произведениях русских авторов.

«НЕЗАБЫВАЕМОГО ВЕКА НЕДОБРОЙ ПАМЯТИ ДЕЛА»
(// вариант)
А. Т. Твардовский

Эти строки А. Т. Твардовского относятся к XX веку — навер-
ное, самому сложному, противоречивому, многогранному периоду
истории человечества. XX век запомнится нам как эпоха величай-
ших открытий и достижений человека и трагедией двух мировых
войн и множества локальных конфликтов, как время культурного
расцвета, который тем не менее прерывался периодами глубочай-
шего нравственного упадка, как век, одновременно жуткий и уди-
вительно интересный для людей, живших в эту пору. Действитель-
но, «недоброй памяти дела», упомянутые А. Т. Твардовским, сосед-
ствуют здесь с прекрасными, справедливыми поступками, образуя
крайне противоречивый образ XX века, полный добра и зла, красо-
ты и безобразия, света и тьмы. Очевидно, что в этой небольшой ра-
боте невозможно охватить даже малую часть событий этой эпохи,
поэтому мы остановимся на наиболее, на мой взгляд, значимом пе-
риоде жизни России — на Гражданской войне 1918—-1921 годов,
рассматривая ее сквозь призму литературных произведений, посвя-
щенных тому времени.
Одна из самых трагических страниц в истории нашей страны,
Гражданская война, не могла не отразиться в произведениях писа-
телей той эпохи; более того, ей посвящено такое множество рома-
нов, повестей и стихов, что в данной работе мы отметим только са-
мые, на мой взгляд, основные — «Тихий Дон» М. Шолохова, «Ко-
нармию» И. Бабеля, «Разгром» А. Фадеева, «Белую гвардию»
М. Булгакова и «Доктора Живаго» Б. Пастернака. В каждом из
этих произведений отразились не только конкретные события рас-
сматриваемого периода, но и их последствия, поэтому на этом мате-
риале мы можем подробно проанализировать «недоброй памяти де-
ла» Гражданской войны. Как мне кажется, последние можно раз-
делить на две группы: одни из них относятся к реальной жизни, а
вторые — к духовной сфере.
Среди первых следует, прежде всего, выделить гибель миллио-
нов людей. Любая война — это, прежде всего, бессмысленное убий-
ство, которому не может быть оправданий, а Гражданская война в
этом плане отличается от остальных в худшую сторону. Именно в
этот период свершаются такие жестокие дела, как убийство Михаи-
лом Кошевым беззащитного деда Гришани в ответ на расправу, ко-
торую Дмитрий Коршунов учинил над семьей Кошевого. Этот при-
мер из «Тихого Дона» Шолохова иллюстрирует типичную для того
времени ситуацию.
Возможно, менее отвратительными, но не менее страшными по-
следствиями Гражданской войны являются нищета, разлука, го-
лод. Это не просто период, в который нарушается привычный
уклад жизни, — это время, в которое происходят коренные измене-
250
ния в обществе, полная и бесповоротная ломка старой жизни. Вооб-
ще говоря, революционные изменения редко приносят пользу об-
ществу, в отличие от эволюционных, но даже если это и происхо-
дит, то тем не менее это всегда сопровождается огромными жертва-
ми. Под жертвами мы подразумеваем не только гибель людей, но и
их сломанные судьбы, духовный кризис, который переживает поч-
ти каждый современник таких событий, тяготы жизни, вызванные
революционными изменениями, разлад человека с самим собой и с
окружающим его миром.
Возможно, что духовные последствия Гражданской войны явля-
ются значительно более ужасными, чем те, с которыми люди стол-
кнулись в реальной жизни. Постоянное насилие стирает грань
между хорошим и плохим, вызывает очерствение души даже у та-
ких людей с сильным характером, как Григорий Мелехов. Но в
этом герое еще остается что-то светлое, и это проявляется в его
страданиях после убийства мальчика-матроса: «Братцы, нет мне
прощения! ...Смерти предайте!..» На людей же со слабым характе-
ром и неокрепшей психикой постоянное насилие оказывает катаст-
рофическое влияние. Такого человека нам с ужасающей точностью
описал И. Бабель в рассказе «Письмо» из цикла «Конармия*. Ма-
льчик Курдюков в письме своей матери бесстрастно рассказывает
при гибель своего брата от рук отца и про убийство отца другим
братом, перемежая свой рассказ просьбами лучше заботиться о его
лошади.
Читая произведения о войне, можно прийти к выводу, что она
обнажает худшие черты человека; в это время не существует твер-
дого порядка, стабильности, а власть и право дают обладание ору-
жием. Такая бесконтрольность человека приводит к тому, что он
руководствуется своими желаниями, не размышляя о правах или
интересах других людей, о последствиях своих действий. В такие
моменты проявляется истинный характер человека, каков бы он ни
был. Именно поэтому на страницах произведений о Гражданской
войне мы часто встречаем случаи трусости, подлости, предательст-
ва, например, так поступают гетман и некоторые генералы в рома-
не М. Булгакова «Белая гвардия», Мечик в повести А. Фадеева
«Разгром». Часто встречаются в таких книгах и сцены пьянства,
разврата.
Но все это не проходит бесследно даже для таких черствых лю-
дей, как Памфил Палых. В романе «Доктор Живаго» Пастернак
показывает нам, как этот человек сходит с ума, не в силах прими-
рить в своей душе бесконечную жестокость и любовь к детям. В
конце концов он зарубил свою жену и всех своих детей, опасаясь,
что они попадут в плен к «белым». Как мне кажется, лучше всего
Палых характеризует следующая фраза из текста: «На рассвете он
исчез из лагеря, как бежит от самого себя больное водобоязнью бе-
шеное животное».
Но, к счастью, война обнажает и все хорошие стороны человече-
ской души. Именно поэтому герои романа М. Булгакова «Белая
гвардия» находят во время этих страшных событий любовь, и ко-
нец произведения выглядит оптимистично, несмотря на все гряду-
щие испытания. Поэтому доктору Живаго удается в это трудное
251
время сохранить незапятнанной свою совесть и, не дожидаясь
окончания братоубийственной войны, уйти домой к своей жене, по-
этому Морозка погибает как герой, спасая отряд Левинсона, и, на-
конец, поэтому Григорий Мелехов возвращается-таки домой к свое-
му сыну.
Итак, проанализировав произведения, посвященные Граждан-
ской войне, можно сделать вывод, что это был крайне сложный пе-
риод для нашего народа в целом и для каждого человека в отдель-
ности. Несомненно, война принесла много бед и страданий русской
земле, но доброе начало в людях, тяга к честной, спокойной трудо-
вой жизни все же оказалась сильнее, и поэтому мир на некоторое
время снова установился в России.

«НЕЗАБЫВАЕМОГО ВЕКА НЕДОБРОЙ ПАМЯТИ ДЕЛА»
(III вариант)
А. Т. Твардовский

Одной из самых значительных вех в истории России первой тре-
ти XX века, наряду с Великой Октябрьской революцией, явилась
Гражданская война 1918—1921 годов. В то же время она вошла в
русскую литературу, став главной темой многих произведений, в
частности романов «Белая гвардия* М. А. Булгакова, «Доктор Жи-
ваго» Б. Л. Пастернака и серии рассказов И. Э. Бабеля под общим
названием «Конармия». Но предметом изображения у этих писате-
лей стала не череда побед и поражений. От беспристрастной хроно-
логии военных действий их произведения отличает подход к изло-
жению исторических событий. Он заключается в следующем: война
преподнесена как история жизни людей. У Булгакова, Пастернака
и Бабеля на первый план выходит именно человек, а авторский ин-
терес находится в сфере исследования влияния, которое на него
оказывают исторические катаклизмы.
Необходимо все же отметить, что у каждого из писателей есть
свой взгляд на изображаемые события, хотя принципиальные раз-
личия между ними незначительны. Пастернак в «Докторе Живаго»
отразил позицию интеллигенции в отношении войны, Бабель —
процесс адаптации ее к условиям нового времени, Булгаков же
стремился максимально абстрагироваться от идеологической подо-
плеки происходящего и быть объективным (несмотря на это, в «Бе-
лой гвардии» явственно чувствуется его антипатия к Петлюре).
Но схожи мнения писателей в том, что судьбы людей, ставших
участниками и просто свидетелями военных действий, глубоко тра-
гичны. Война разрушает их жизни, лишает всего, что они имели.
Так случилось с Василием («Белая гвардия»), у которого петлюров-
цы конфисковали все сбережения и учинили настоящий погром в
квартире. Но еще более ужасно то, что ежедневно, ежечасно, еже-
минутно умирали люди. В ходе осады Киева был убит полковник
Най-Турс, чья смерть стала настоящим горем для его матери и се-
стры; были расстреляны два санитара и одиннадцать наиболее ви-
новных партизан по делу о заговоре против командира Ливерия.
Еще более страшной, нежели физическая смерть, становится
нравственная гибель человека вследствие его моральной деграда-
252
ции. В буднях войны у людей притупляется чувство жалости, они
утрачивают способность сострадать окружающим, ценить жизнь.
Война разрушает традиционные представления о морали, устанав-
ливает свои законы, выстраивает новую систему ценностей, в кото-
рой нет места «ненужным» эмоциям. Яркий пример такой эволю-
ции мы находим в «Конармии» Бабеля. Главный герой, К. В. Лю-
тов, попадает на фронт чутким молодым человеком, исповедующим
гуманистические идеи. Но чтобы утвердиться в новой среде, он
вступает в борьбу с самим собой. В рассказе «Мой первый путь» Ба-
бель описывает, как Лютов, желая заслужить уважение у будущих
товарищей по отряду, убивает гуся. Этот эпизод положил начало
долгим душевным метаниям героя. Столкнувшись с необходимо-
стью облегчить страдания смертельно раненного телефониста Дол-
гушова, Лютов не находит в себе сил совершить убийство. За это он
получил страшный упрек: «Жалеете вы нашего брата, как кошка
мышку...» Встав перед сложной философской дилеммой, Лютов пе-
реступил через себя. Об этом свидетельствует спокойствие, с кото-
рым он наблюдал за тем, как один из красноармейцев «правой ру-
кой вытащил кинжал и осторожно зарезал старика, не забрызгав-
шись». Цена этого спокойствия — внутренний надлом.
Но воздействие войны на человека может быть еще ужаснее.
Она уничтожает здравый смысл, сводит людей с ума. В романе
«Доктор Живаго» Пастернак изображает, как в угаре борьбы про-
тивостояние «белых» войск и «красных» партизанских отрядов пе-
рерастает в соревнование в жестокости и безжалостности. Жертвой
этой безумной кровавой резни становится «человеческий обрубок»
без правой руки .и левой ноги, приползший в отряд Ливерия Мику-
ли и рассказывающий о зверствах в карательных частях у «белого»
генерала. Не менее красноречивый пример того, как может война
лишать людей рассудка, — это судьба партизана Памфила Палых.
Страх за судьбу семьи довел его до сумасшествия, и «он зарубил
жену и трех детей тем самым, острым, как бритва, топором, кото-
рым резал им, девочкам и любимому сыну, из дерева игрушки о.
В судьбе Памфила Палых Пастернак воплотил главное противо-
речие войны, ее антигуманную суть: преследуя благие цели, она
приносит несчастья.
Силой, способной противостоять разрушающему все на своем
пути урагану войны, и Пастернак, и Булгаков, и Бабель провозгла-
шают любовь. Именно ее хочет положить торговец Гидали («Гида-
ли») в основу «Интернационала добрых людей» в противовес «рево-
люции злых людей», Любовь дала надежду доктору Живаго, всели-
ла в него решимость, позволившую ему бежать из партизанского
отряда к своей семье. И та же любовь объединила семью Турбиных,
сохранила в их доме атмосферу доверия, взаимопонимания и ду-
шевного тепла, оградила людей, записанных в «книгу жизни», от
безжалостной лавины исторических катаклизмов.
Придерживаясь единой концепции изображения войны,
М. А. Булгаков, Б. Л. Пастернак, И. Э. Бабель пришли в своих
произведениях к общему выводу: война недопустима, так как она
угрожает самому ценному в этом мире — человеческой жизни.
253
ПРОБЛЕМА ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ И РЕВОЛЮЦИИ

Начало XX века явилось переломной эпохой в судьбе России.
Революция, Гражданская война изменили не только социально-по-
литическую обстановку в стране, они сильно повлияли на мысли,
настроения людей. Многие потеряли веру, опору в жизни. Все во-
круг перевернулось с ног на голову. Человеку трудно было ориен-
тироваться в безумной мире, где старые, существовавшие на протя-
жении столетий ценности разрушены, а новые еще не утверждены.
Каждого затронули революционные события, и поэтому естествен-
ным было желание осмыслить происходящее. Большинство писате-
лей не могли не отразить случившееся в своих произведениях, по-
тому что сами часто являлись участниками революций, свидетеля-
ми коренных изменений. Как творческие личности, они стреми-
лись дать оценку сложившейся в стране ситуации, когда были под-
няты многочисленные проблемы, когда люди оказались разделен-
ными на два лагеря и их отношения стали строиться на основе вы-
работанных новой эпохой законов, по принципу классовой ненавис-
ти и неприятия инакомыслящих.
Многие оказались словно выброшенными за борт, поэтому в ра-
ботах писателей была поднята проблема «лишних людей» — тех,
кто по своим убеждениям, воспитанию не мог согласиться с тем,
что происходило вокруг. Интеллигенция чувствовала себя ответст-
венной за Россию, за ее будущее, поэтому некоторые шли на сторо-
ну революции, искренне веря в то, что она поможет стране, другие,
наоборот, разочаровывались, не принимали ее и стремились сохра-
нить старые идеалы.
Каждый писатель по-своему относился к происходящим событи-
ям: кто-то писал на злобу дня, выполняя социальный заказ, про-
славляя новые ценности, кто-то, продолжая традиции «золотого ве-
ка», желал сохранить русскую культуру, они оценивали револю-
цию с точки зрения вечных истин: добра и зла, справедливости,
любви...
Часть писателей в своих книгах писали о бессмысленности про-
исходящего. К ним относится И. Бабель. В «Конармии» он описы-
вает Гражданскую войну, с которой мы знакомимся через восприя-
тие главного героя — Кирилла Лютова. Он был интеллигентом, и в
новелле «Мой первый гусь» мы узнаем о том, как тяжело ему осво-
иться среди конармейцев, относящихся неприветливо, враждебно к
нему подобным. Они грубы, жестоки и, чтобы тебя приняли, надо
быть таким же. Кириллу Лютову приходится отказываться от сво-
их позиций, опускаться до уровня этих конармейцев, внутренне ге-
рой сильно переживает, но внешне он пытается сохранить хладно-
кровие. Разве это нормально, когда человек ради того, чтобы оста-
ться просто живым, должен поступаться своими принципами, пре-
вращаться в грубое, безнравственное существо. В новеллах «Пись-
мо» и «Смерть Долгушева» И. Бабель пишет о страшной реально-
сти, когда жестокость становится нормой жизни, когда брат убива-
ет брата, сын — отца, отец — сына... происходит переоценка цен-
ностей: моральное делается аморальным, утверждается понятие но-
вого гуманизма: для укрепления идеалов революции используются
254
любые средства, человек получает право вершить судьбу другого,
решать, может он жить или нет. Так, убивают раненого Долгуше-
ва. Кириллу Лютову трудно принять окружающую действитель-
ность. В условиях нового времени интеллигент оказывается в двой-
ственном положении, он раздваивается между требованиями реаль-
ного мира и тем, что заложено в его душе. Герой Бабеля «ломает-
ся*, уступает, хотя постоянно внутренне тяжело реагирует на про-
исходящие вокруг события. Автор сочувствует своему герою, для
него страшна потеря нравственности.
Другое отношение к интеллигенции испытывает Фадеев. Он был
писателем новой эпохи, участником революционных событий и со-
бытий Гражданской войны. В своем произведении Фадеев создает
определенное настроение для понимания революции, утверждает
идеалы нового гуманизма. В «Разгроме» явно ощущается его пре-
зрительное отношение к интеллигенту. Он изображает Мечика че-
ловеком, внутренне готовым к предательству, слабой, несформиро-
вавшейся личностью и сравнивает с Морозкой — сильным, уверен-
ным в себе и своей позиции. Автор в образе Левинсона создает ново-
го героя, непоколебимого, превыше всего ставящего дело. Положи-
тельным может быть только рабочий или крестьянин, интеллигент
же является отрицательным героем. Фадеев относится к нему пред-
взято, в его понимании интеллигент не в состоянии честно служить
революции. Такое отношение писателя вызвано тем, что он оцени-
вал человека с классовой, общественно-политической точки зрения.
Можно провести параллель между произведением Фадеева и Па-
стернака. В «Докторе Живаго» автор тоже поднимает проблему
«лишнего человека», стремится понять, какова роль интеллиген-
ции в происходивших событиях. Но Пастернак писал в пятидеся-
тые годы, то есть у него была возможность посмотреть на случивше-
еся как бы со стороны, более объективно. Его отличает совершенно
другое мировоззрение, он подходит к личности с общечеловеческих
позиций, с точки зрения вечных ценностей. Его герой никому не до-
веряет и сам отвечает за совершенные поступки. Попав в плен,
Юрий Живаго ведет себя благородно. Он, несмотря на то что не по
собственной воле очутился в отряде, лечит раненых, исполняет вра-
чебный долг. Война вызвала дисгармонию в душе героя, и в плену у
него возникает желание переосмыслить все, что творится с ним.
Юрий Живаго возвращается к вечным истинам, которые были зало-
жены в нем с самого рождения, с которыми он воспитывался. Пас-
тернак стремился показать то, что никакие потрясения не могут и
не должны заставить человека отказываться от выработанных мно-
гими поколениями традиций, сбивать его со светлого пути истины.
О судьбе русской интеллигенции писал Булгаков. Он был свиде-
телем всего происходящего и понимал, что революция разрушит
культуру России, потому что нанесет страшный удар по интелли-
генции, являющейся носительницей старых традиций и олицетво-
ряющей собой русскую культуру. Писатель с теплотой и симпатией
описывает семью Турбиных. Их дом, несмотря на разыгравшуюся
метель, на окутавший все мрак, символизирует успокоение, добро-
ту, любовь. Для Булгакова страшно, что это должно неизбежно по-
гибнуть и что в хаосе и неразберихе могут не заметить потери само-
255
го ценного, ведь, умирая, интеллигенция уносит с собой русскую
культуру. Люди не задумываются о том, что очень трудно восстано-
вить уничтоженное. Как будут жить новые поколения, если смете-
ны старые основы жизни? Этот вопрос писатель задает всем своим
произведением. О причинах трагедии русской интеллигенции гово-
рит герой пьесы «Дни Турбиных» Алексей Турбин: «Народ не с на-
ми, он против нас». В изолированности носителей культуры видит
Булгаков их трагедию. Писатель глубоко переживает, что в России
утрачиваются вечные ценности, традиции, передававшиеся из по-
коления в поколение.
Революция сильно повлияла на людей, на творчество писателей,
во многом определила тематику и проблематику их произведений.
Каждый писатель в зависимости от занимаемой им позиции, от от-
ношения к революции по-своему описывал ситуацию, стремился
дать оценку тому, какова роль русской интеллигенции в происхо-
дивших событиях. Но, несмотря на различные взгляды, на преоб-
ладавшее в определенное время отрицательное отношение к интел-
лигенции, несомненным было то, что, разрушая старые устои, тра-
диции, отказываясь от вечных ценностей, не так легко утвердить
новые идеалы, отвечающие только потребностям революции.

ЧЕЛОВЕК В ОГНЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (I вариант)

Начало XX века стало для России временем страшных потрясе-
ний. За какие-то двадцать лет произошло три революции, страна
была втянута в Первую мировую войну! Двадцать лет — это ни-
чтожно малый срок для истории, однако события этого времени в
корне изменили нашу страну. И самым суровым испытанием этого
двадцатилетия стала Гражданская война.
Двадцатые годы этого века стали временем появления новой ли-
тературы, связанной, прежде всего, с именами Фадеева, Фурмано-
ва, Бабеля, Шолохова. Они пишут о конкретных исторических со-
бытиях, в которых зачастую сами принимали непосредственное
участие. Так, например, Исаак Бабель сражался в рядах Первой
Конной армии Буденного, и написанный им впоследствии сборник
рассказов, посвященных Гражданской войне, получил название
«Конармия». Для литературы этого времени главной стала пробле-
ма человека и революции, человека в огне Гражданской войны.
Гражданская война разъединила людей, легла пропастью между
ними. Нередко случалось так, что члены одной семьи оказывались
по разные стороны баррикад. В рассказе «Письмо», вошедшем в
сборник «Конармия», И. Бабель приводит читателям письмо крас-
ноармейца Василия Курдюкова своей матери. В начале письма он
рассказывает о боевых действиях Первой Конной армии, в которых
он принимал участие. Во вторых строках Василий упоминает о
том, что отец его, белый офицер, «зарубал» брата Федю, ставшего
красноармейцем. Затем он пишет, что другой его брат, решивший
отомстить за убийство Феди, разыскал отца и убил его. Василий да-
же не подозревает, что может значить эта новость для матери. Отец
идет на сына, сын — на отца, и это он считает вполне нормальным.
Во время Гражданской войны рушатся моральные устои старого
256
общества, поэтому одной из главных задач новой литературы ста-
новится создание новой идеологии, создание нового героя. В два-
дцатых годах в литературе появляется совершенно новый психоло-
гический тип — Левинсон (главный герой романа А. Фадеева «Раз-
гром»). Он свято верит в революцию, в коммунистические идеалы
и готов бороться за них до последней капли крови. Для Левинсона
на первом месте всегда стоят общественные интересы и только по-
том личные. Чтобы обеспечить передвижение отряда, Левинсон со-
глашается на убийство тяжело раненного Фролова.
Для писателей того времени важна также тема интеллигенции и
революции, и хотя разные писатели по-разному относились к ней,
то почти каждый обращался к этой теме в своем творчестве. В ро-
мане Фадеева «Разгром» мы знакомимся с молодым красноармей-
цем Мечиком, представителем интеллигенции. Его образ вызывает
у нас негативное отношение. Мечтательный по натуре, боязливый,
Мечик проигрывает в сравнении с сильным, смелым партизаном
Морозкой. Фадеев пишет, что Морозка «всегда чувствовал между
собой и этими людьми (имеется в виду Мечик) непроходимую стену
из натащенных ими неизвестно откуда фальшивых красивых слов
и поступков». Фадеев изображает Мечика как попутчика, далекого
от интересов революции. Булгаков же, наоборот, считает интелли-
генцию нравственным столпом русского народа, носительницей ве-
ковых традиций и культуры. Это он показывает на примере семьи
Турбиных в пьесе «Дни Турбиных». На глазах Булгакова происхо-
дит окончательный распад «дворянских гнезд», и это не может не
вызывать у него протест. Турбины связаны не только родственны-
ми узами, но и духовно близки друг другу. Недаром Лариосик го-
ворит, что за кремовыми шторами их дома скрываются все ужасы
войны. Однако война врывается и в этот тихий, уютный дом: уез-
жает муж Елены, погибает Алексей, младший брат тяжело ранен.
Семья — часть общества, и распад семьи Турбиных говорит о кри-
зисе всего общества.
В рассказе «Гедали», написанном И. Бабелем, главный герой
недоумевает: «Революция — это хорошее дело хороших людей. Но

<< Пред. стр.

страница 33
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign