LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 29
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

вражеское окружение, пишет: «Люди, уже отчаявшиеся победить,
обрели веру в себя и выиграли сражение, услышав из рубки прием-
ника:
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идет война народная,
Священная война».

Я преклоняюсь перед тем, что, попадая в тяжелейшие условия,
писатели и поэты оставались верными своему делу. Татарский поэт
Муса Джалиль, будучи тяжело раненным, попал в плен. Но он не
сломался, не смирился со своей судьбой, не встал на колени перед
врагами. В плену Муса Джалиль создал подпольную антифашист-
скую организацию. Но поэт был предан, а затем переведен в бер-
линскую тюрьму Моабит. Брошенный в каменный мешок Моабит-
ской тюрьмы, скованный по рукам и ногам, но не сломленный ду-
хом, Муса не прекратил борьбы. Теперь у него осталось единствен-
ное оружие — слово.
Не преклоню колен, палач, перед тобою»
Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.
Придет мой час — умру. Но знай: умру я стоя,
Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.

Это стихотворение — самоотверженный поединок Джалиля в
Моабите с фашистскими палачами, свидетельство огромной силы
духа, непоказного, спокойного мужества.
Размышляя о подвиге человека на войне, я невольно вспоминаю
книгу Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие...». Мы привыкли, что
война — дело мужское, а Борис Васильев сумел повернуть тему
войны такой стороной, которая меня поразила — война и девушки.
Женя Комелькова, Рита Осянина, Соня Гурвич, Лиза Бричкина,
Галя Четвертак... Каждая из них могла бы жить, воспитывать де-
тей, приносить радость людям... Но была война. Никто из них не
успел осуществить свои мечты, они не успели прожить свои собст-
венные жизни. В. Васильев показывает, что истоком подвига была
любовь к Родине, нуждающейся в защите. Старшине Васкову ка-
жется, что позиция, которую занимает он и девчата, — самая важ-
ная. И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся
Россия сошлась, словно именно он, Федор Евграфович Басков, был
ее последним сыном и защитником. И не было во всем мире больше
никого: лишь он, враг да Россия.
Нельзя не сказать о подвиге людей, которые работали в тылу,
ибо хлеб, взращенный трудом женщин и детей, — это тоже ору-
жие, и сила этого оружия велика.
Поражает мужество ленинградцев. Именно они отстояли город
от натиска гитлеровских полчищ, именно они создали ледовую до-
рогу, сохранили нужные производства. Ленинградцы сберегли чис-
тоту и абсолютный порядок, творили искусство под сплошным ар-
тиллерийским обстрелом и беспрерывной бомбежкой.
Ольга Берггольц, поэтесса-блокадница, «дыша одним дыханием
с Ленинградом», писала об этих днях:
219
Горжусь, что в эти дни, как никогда,
мы знали вдохновение труда.
В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
где смерть, как тень, тащилась по пятам,
такими мы счастливыми бывали,
такой свободой бурною дышали,
что внуки позавидовали б нам.

Для моего поколения Великая Отечественная война — далекая
история. Но история, которая волнует нас, учит дорожить свободой
Родины, учит доброте, человечности, любви к людям. Тема подвига
человека на войне вечна.

ПОДВИГ ЧЕЛОВЕКА НА ВОЙНЕ (// вариант)

Пусть живые запомнят
и пусть поколения знают
эту взятую с боем
суровую правду солдат.
И твои костыли,
и смертельная рана сквозная,
и могилы над Волгой,
где тысячи юных лежат, —
Это наша судьба...
С. Гудзенко

В последнее время в души и сердца стали возвращаться забытые
имена писателей, их честные книги о войне. Это такие произведе-
ния, как роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба», повести и расска-
зы В. Некрасова («В окопах Сталинграда»), К. Воробьева («Крик»,
«Убиты под Москвой», «Гуси-лебеди»), В. Кондратьева («Отпуск по
ранению», «Сашка») и др.
Прекрасная повесть о войне В. Некрасова «В окопах Сталингра-
да» появилась в 1942 году. Это было первое произведение неизвест-
ного тогда писателя-фронтовика, дослужившегося до капитана,
провоевавшего под Сталинградом все долгие дни и ночи, участво-
вавшего в его обороне, в страшных и непосильных боях, которые
вела наша армия. В произведении мы видим стремление автора не
только воплотить личные воспоминания о войне, но и попытаться
психологически мотивировать поступки человека, исследовать
нравственно-философские истоки подвига солдата. Читатель уви-
дел в повести великое испытание, о котором написано честно и до-
стоверно, столкнулся со всей бесчеловечностью и жестокостью вой-
ны. Это была одна из первых попыток психологического осмысле-
ния подвига народа.
События в повести В. Некрасова происходят в сорок втором году
при обороне Сталинграда. Автор описывает передовую, ожесточен-
ные бои, когда противник прорвался к Волге и отступать было не-
куда. И возникает вопрос: кто виноват в этом? Кто виноват в не-
подготовленности наших войск к войне, в отступлении Красной
Армии, в том, что враг дошел уже до Волги? Этот вопрос возникает
у многих: и у Юрия Керженцева, главного героя повести, и у
командира пятой роты Фабера, и у других людей.
220
Война стала для всех большой бедой, несчастьем. Но именно в
это время люди проявляют нравственную суть, «она (война) как
лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный». Вот,
например, Валега — малограмотный человек, «...читает по слогам,
и спроси его, что такое родина, он, ей-богу ж, толком не объяснит.
Но за эту родину... он будет драться до последнего патрона. А кон-
чатся патроны — кулаками, зубами...». Командир батальона Ширя-
ев и Керженцев делают все возможное, чтобы сберечь как можно
больше человеческих жизней, чтобы выполнить свой долг. Им про-
тивопоставлен в романе образ Калужского, который думает только
о том, чтобы не попасть на передовую; автор также осуждает и Аб-
росимова, который считает, что если поставлена задача, то ее надо
выполнять, несмотря на любые потери, бросая людей под губитель-
ный огонь пулеметов.
Читая повесть, чувствуешь веру автора в русского солдата, у ко-
торого, несмотря на все страдания, беды, неудачи, нет никаких со-
мнений в справедливости освободительной войны. Герои повести
В. П. Некрасова живут верой в будущую победу и готовы без коле-
баний отдать за нее жизнь.
В этом же суровом сорок втором происходят события повести
В. Кондратьева «Сашка». Автор произведения тоже фронтовик, и
воевал он подо Ржевом так же, как и его герой. И повесть его по-
священа подвигам простых русских солдат. В. Кондратьев так же,
как и В. Некрасов, не отступил от правды, рассказал о том жесто-
ком и тяжелом времени честно и талантливо. Герой повести
В. Кондратьева Сашка очень молод, но он уже два месяца на пере-
довой, где «просто обсохнуть, согреться — уже немалая удача» и
«...с хлебцем плохо, навару никакого. Полкотелка... пшенки на
двоих — и будь здоров».
Нейтральная полоса, которая составляет всего тысячу шагов,
простреливается насквозь. И Сашка ночью поползет туда, чтобы
добыть своему ротному командиру валенки с убитого немца, пото-
му как у лейтенанта пимы такие, что их за лето не просушить, хо-
тя у самого Сашки обувь еще хуже. В образе главного героя вопло-
щены лучшие человеческие качества русского солдата. Сашка
умен, сообразителен, ловок — об этом свидетельствует эпизод за-
хвата им «языка». Один из главных моментов повести — отказ
Сашки расстреливать пленного немца. Когда его спросили, почему
он не выполнил приказ, не стал стрелять в пленного, Сашка отве-
тил просто: «Люди же мы, а не фашисты».
В главном герое воплотились самые лучшие черты народного
характера: мужество, патриотизм, стремление к подвигу, трудолю-
бие, выносливость, гуманизм и глубокая вера в победу. Но самое
ценное в нем — способность размышлять, умение осмыслить проис-
ходящее. Сашка понимал, что «не научились еще воевать как сле-
дует что командиры, что рядовые. И что учеба на ходу, в боях идет
по самой Сашкиной жизни. Понимал и ворчал, как и другие, но не
обезверил и делал свое солдатское дело, как умел, хотя особых ге-
ройств не совершал».
«История Сашки — это история человека, оказавшегося в самое
221
трудное время в самом трудном месте на самом трудной должнос-
ти — солдатской*, — писал о герое Кондратьева К. М. Симонов.
Тема народного подвига звучит также в повести писателя-фрон-
товика К. Воробьева «Убиты под Москвой». Она появилась в печа-
ти в 1963 году, но подверглась резкой критике, была запрещена в
продолжение многих лет и вернулась к читателю в 1987 году. Кри-
тик Златокуцкий назвал книгу Воробьева повестью о прозрении от
слепоты. Главная мысль — постижение сущности войны всеми ге-
роями. В начале повествования мы узнаем о том, как учебная рота
в количестве двухсот сорока курсантов идет на фронт. Они шли
легко и радостно, фронт казался им чем-то величественным. Но в
страшных условиях жесточайшей войны во многом меняются их
представления о жизни.
Молоденькие курсанты переживают первый обстрел, гибель по-
литрука роты Анисимова, а затем похороны шести убитых товари-
щей, кровопролитные бои и смерть многих бойцов. В финальной
сцене мы узнаем, что из всей роты в живых остался только лейте-
нант Ястребов.
Война показана К. Воробьевым как народное бедствие. Автор,
восхищаясь мужеством своих героев, их подвигом, в то же время
как бы спрашивает, почему мы часто не ценим человеческую
жизнь, почему так бездумно относимся к урокам нашей истории.
Главный герой повести Алексей Ястребков прошел суровую
школу, постиг жестокий опыт войны, стал мужественным воином,
до конца выполнил свой долг, долг памяти перед погибшими това-
рищами.
Прошло пятьдесят лет, как отгремели победные залпы над Бер-
лином, но тема войны, тема подвига, стойкости, мужества совет-
ских людей в те трудные, грозовые годы продолжает волновать пи-
сателей, поэтов. Они делятся воспоминаниями о пережитом. И это
для них самое большое счастье, самая высокая любовь к своему
долгу, к Родине, к народу.

ПОДВИГ ЧЕЛОВЕКА НА ВОЙНЕ (III вариант.)
Грянул год, пришел черед,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете.
А. Твардовский

Поэт-фронтовик сказал: «Война — жесточе нету слова...» Уже
для многих поколений оно олицетворяет ненависть и страх, боль и
смерть. Пятьдесят лет прошло с тех пор, как окончилась самая же-
стокая и кровопролитная из войн. И очень приятно, что люди не
забыли тех страшных уроков, что преподнесла нам история. Так
случилось, что испокон веков наша Родина требовала от своих сы-
нов подвига во имя самой жизни, во имя всего человечества. И они
поднимались, эти русские чудо-богатыри, и несокрушимой стеной
вставали на пути зловещего врага. И конечно же, как могла лите-
ратура оставить без внимания сей ратный подвиг, как могла не вос-
222
петь его для грядущих поколений? Множество литераторов брали
на себя этот труд. Среди них были и неизвестные ныне авторы
древних летописей, и признанные классики русской литературы.
Мужество и героизм российского воина нашли отражение как в ле-
тописном «Слове о полку Игореве», так и в грандиозной эпопее
Льва Николаевича Толстого «Война и мир».
Подвиг человека на войне, каков он? Он такой разный, как
трудно его порой определить. У него нет ни возраста, ни пола, ни
национальности. В свои восемнадцать лет Александр Матросов
вряд ли думал о подвиге, бросаясь на амбразуру и закрывая своим
телом вражеский пулемет, чтобы товарищи могли пойти в атаку. И
это войдет в историю, как и подвиг Николая Гастелло, который на-
правил свой охваченный пламенем самолет на танки врага. Эти ге-
рои, а с ними и великое множество других не будут забыты. Подчас
же подвиг человека остается неизвестным. Пример именно такого
героизма мы видим в рассказе Михаила Шолохова «Судьба челове-
ка». Его герой, Андрей Соколов, проходит через все круги ада в фа-
шистском плену, война отбирает у него жену и дочь, а потом и сы-
на. Все эти несчастья тяжелым грузом ложатся на сердце Андрея.
Казалось бы, человек не может выдержать такой тяжести, его ду-
ша должна навечно опуститься в пучину отчаяния и ожесточения.
Этого не происходит с Соколовым, все пережитое рождает лишь
временное отчуждение, тонкий ледяной покров, ограждающий его
от красот мира. Но Андрей сумел сохранить в неприкосновенности
свой внутренний мир, богатство своей души: «Человек всегда дол-
жен бороться за жизнь, за справедливость, но при этом он должен
оставаться человеком». Нравственно Андрей крепок, и, чтобы на-
всегда прогнать тот леденящий душу холод, ему нужна лишь не-
большая помощь, маленький толчок. И этим толчком к новой жиз-
ни становится Ванюшка — маленький мальчик, встреча с которым
освобождает душу Соколова, спавшую до этого в ледяном забытьи.
Ну разве остаться самим собой, перенеся все ужасы войны, это не
подвиг?
В том же рассказе Шолохов показывает нам еще один пример
людского подвига, и это пример мужества и верности своему долгу.
Военврач, запертый вместе с Соколовым и другими пленными в
церкви, даже не считает возможным остаться в тени, не выполнить
свой врачебный долг, не помочь раненым товарищам. Как глубоко
уважение автора к такому мужеству и самоотверженности: «Вот
что значит настоящий доктор! Он и в плену, и в потемках свое ве-
ликое дело делал».
Еще один подвиг душевный, внутренний — это подвиг Алексея
Мересьева из «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого.
Человек, оставшийся без ног, передвигающийся на протезах, сумел
сделать практически невозможное. Он заставил почувствовать са-
мого себя полноценным человеком. Алексей обладает настолько
сильной жаждой жизни, желанием действовать, что не может сми-
риться с ролью калеки, уготованной ему безжалостной судьбой.
Мересьев, пройдя через боль и страдания, достигает своей заветной
цели, он вновь поднимается в небо. Алексей совершает подвиг си-
лы воли и упорства в достижении поставленной цели.
223
Подвигом может быть преодоление себя, своего страха, эгоизма,
способность ощущать свою ответственность за то, что происходит в
мире, готовность к самопожертвованию во имя любви к людям,
способность выбора пути перед лицом смерти. Именно этим пробле-
мам посвящена одна из лучших повестей В. Быкова — «Сотников».
Быков подробно прослеживает поведение Рыбака и Сотникова в
плену. Он показывает, как слепая жажда жизни приводит к изме-
не, как сильный, ловкий и смелый человек может оказаться преда-
телем. Рыбак — это «не враг по убеждению и не подлец по натуре».
Он смелый и мужественный партизан. Но все эти качества сохраня-
ются в нем до того момента, пока не нужно заплатить за убежде-
ния жизнью. Одной из причин, которые привели Рыбака к предате-
льству, Быков считает его нравственную неразвитость. Об этом ду-
мает перед смертью Сотников: «Рыбак был неплохим партизаном.
Но как человек и гражданин, безусловно, не добрал чего-то. Впро-
чем, откуда было и добрать Рыбаку, который после своих пяти
классов вряд ли прочитал хотя бы десяток хороших книг...» В Ры-
баке сильна жажда жизни, но в нем нет способности оценивать се-
бя, свои поступки, и поэтому легко его сломать. В этой повести ав-
тор раскрывает и рождение подвига. С момента ареста Сотников пе-
рестает думать о себе, о своей жизни. До самой смерти его мысли
заняты тем, чтобы спасти женщину, у которой они прятались.
Определяющей чертой характера Сотникова автор показал верность
гражданскому долгу. Он не прячется за спину другого, не перекла-
дывает долю своей ответственности на чужие плечи. Ответствен-
ность перед людьми — это и есть, по мнению автора, проявление
той высокой моральной силы, которая заключена в человеке. Под-
вигом было поведение Сотникова в фашистском застенке, подвигом
была и его смерть. Он остался человеком до конца своей жизни и
умирает непокоренным. Быков показывает, что путь к подлинному
мужеству и героизму труден. Готовность к подвигу воспитывает
вся жизнь.
Великолепна повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...».
Невозможно читать ее без слез. Как страшно, когда девушки, кото-
рых сама природа предназначила для жизни, вынуждены с оружи-
ем в руках защищать свою Отчизну. Именно в этом и заключена
основополагающая мысль повести Бориса Васильева. Она повеству-
ет о подвиге, о подвиге девушек, защищающих свою любовь и
юность, свою семью, свою Родину и не пожалевших жизни ради
этого.
Вспоминая историю Великой Отечественной войны, нельзя за-
бывать еще об одной форме героизма, еще об одном подвиге. Это
подвиг труда, который, не жалея сил, свершали старики, женщи-
ны, дети. Они, как и их отцы, сыновья, мужья на фронте, сража-
лись с врагом в тылу, сражались, не щадя свою жизнь.
Великая Отечественная война ушла в прошлое, но нам и нашим
потомкам никак нельзя забыть тот бессмертный подвиг, который
совершил наш народ, каждый солдат в отдельности. Подвиг ради
будущего своих детей, ради мира на нашей планете. И так жаль,
что для достижения всего этого потребовалось так много жизней и
так много подвигов.
224
ТЕМА ГЕРОИЗМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Изображение подвига человека на войне является традицион-
ным еще со времен «Слова о полку Игоревен и «Задонщины». Лич-
ный героизм солдата и офицера в романе Л. Толстого «Война и
мир» порождает «скрытое тепло патриотизма», ломавшее «хребет
врагу». Но в русской литературе XX века подвиг человека на войне
изображается не только через борьбу с врагом и победу над ним, но
и через борьбу каждого человека на войне с самим собой в ситуа-
ции нравственного выбора и победу над самим собой.
Начавшаяся Великая Отечественная война для советских людей
стала и «народной войной». На протяжении всей истории России
любые посягательства на российскую независимость и целостность
вызывали общенародный протест и стойкое сопротивление. И в
этой войне весь советский народ, за редкими исключениями, под-
нялся на войну с врагом, олицетворением которого был германский
фашизм.
Среди прошедших войну было много будущих поэтов и писате-
лей: Ю. Бондарев, В. Быков, К. Воробьев, Б. Васильев, В. Астафь-
ев, Д. Самойлов, С. Орлов, С. Гудзенко, Б. Окуджава. В основном
их произведения были напечатаны уже после смерти Сталина, а
многие пробы пера получали резкую критику за то, что они показа-
ли не столько мощь государства и оружия, сколько страдания и ве-
личие человека, брошенного в пекло войны.
Одним из запомнившихся мне произведений о войне стала по-
весть В. Некрасова «В окопах Сталинграда». В ней подвиг многих
людей показан не традиционно, не так, как это привыкли подавать
читателям авторы многочисленных книг о войне. В этой книге по-
двиг показан как повседневная жизнь простых солдат.
В повести «В окопах Сталинграда» В. Некрасов открыл правду
окопа — жизнь рядового войны — пехотинца. В этом произведении
автор не изображает героических подвигов в сражениях, а считает,
что именно в окопах решается исход битв. К нашему стыду, за это
произведение В. Некрасова исключили из Союза писателей, а в
1974 году выслали из страны. Эта книга начала целое направление
в литературе о войне. В. Некрасов рассказал о мужественных лю-
дях, которые героически преодолевали ежедневные тяготы войны.
Каждый герой и все вместе отвоевывали у войны свою жизнь — на
день, месяц, год.
Главный герой повести — Ю. Керженцев. В одном эпизоде он
рассматривает две фотографии своего друга Игоря, сравнивает их.
На довоенной фотографии Игорь изображен веселым, хорошо оде-
тым, а на фотографии времен войны — изможденным и осунув-
шимся. Впечатление, что на фотографиях разные люди. И не слу-
чайно в начале повести прозвучат слова: «Жизнь солдатская, будь
она проклята!» Боль за страшные потери и мучения звучит в сло-
вах повести: «...полка нет, и взвода, и Ширяева, а есть только на-
сквозь пропотевшая гимнастерка и немцы в самой глубине Рос-
сии». В. Некрасов так изображает быт войны, что кажется неверо-
ятным человеку пережить такое. Героически переносят солдаты
сражения, дороги, недолгое обживание новых мест.
225
На войне каждый день одно и то же, а это целая история сол-
датской жизни. «Тогда-то минировали и всех накрыло, а тогда-то
сутки в овраге отлеживались, в трех местах пилотку прострелили».
У В. Некрасова человек на войне изображается на грани между
жизнью и смертью. Еще одна правда этой страшной войны: секун-
ду назад — жизнь, а сейчас — уже нет.
Главного героя поражает: «Товарищей хоронят над Волгой —
просто как-то, здесь был вчера, а сегодня — нет, а завтра, может
быть, и тебя не будет. И так же глухо будет падать земля на гроб, а
может, и гроба не будет, а занесет тебя снегом, и будешь лежать до
конца войны». От такой простоты становится страшно.
«Дымящийся окурок на губе трупа — это было страшнее всего:
страшнее разрушенных городов, оторванных рук и ног, распорото-
го живота или повешенного ребенка. Секунду назад была жизнь, а
сейчас человек уже мертв». Убитый солдат с дымящимся окурком
на губе — это символ полного разрушения грани между жизнью и
смертью.
Нам, читателям, страшно от будничности, в которой потерялась
даже смерть. «Завтра проснутся люди и увидят, кого нет; люди
пойдут молча, смотря под ноги и не оглядываясь».
Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло для обоих...
Все теперь одному, только кажется мне,
Это я не вернулся из боя.
В. Высоцкий
В. Некрасов показал войну изнутри, глазами солдата. А это зна-
чит, что она представлена правдой, настоящей и страшной прав-
дой. В этой войне каждый солдат совершал не только подвиг, но и
пережил позор отступления, не только четкое проведение военных
операций и победы были в ней.
Каждый мечтал о покое, об уютном домике, где можно было бы
находиться в кругу семьи и слушать музыку, а не гром далеких ка-
нонад. Такие же надежды и мечты были у Ю. Керженцева, но ког-
да он вернулся домой, то воспоминания о войне не давали ему по-
коя. «На душе был какой-то осадок, и, хотя он не дезертир и не
трус, было такое ощущение, что он и то и другое».

<< Пред. стр.

страница 29
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign