LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 28
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Ставка крайняя!
Третий год уже
Авель с Каином
бьется...
Люди становятся оружием в руках власти. Разбиваясь на два
лагеря, друзья становятся врагами, родные — навсегда чужими. Об
этом тяжелом времени повествуют И. Бабель, А. Фадеев и многие
другие.
И. Бабель служил в рядах Первой Конной армии Буденного.
Там он вел свой дневник, который впоследствии превратился в зна-
менитое сейчас произведение «Конармия». В рассказах «Конар-
мии» говорится о человеке, который оказался в огне Гражданской
войны. Главный герой Лютов повествует нам об отдельных эпизо-
дах похода Первой Конной армии Буденного, которая славилась
своими победами. Но на страницах рассказов мы не ощущаем
победного духа. Мы видим жестокость красноармейцев, их хладно-
кровность и равнодушие. Они без малейшего колебания могут
убить старого еврея, но, что более ужасно, они могут добить своего
раненого товарища, ни секунды не раздумывая. Но ради чего все
это? Ответ на этот вопрос у И. Бабеля не дан. Он оставляет за своим
читателем право размышлять.
Тема войны в русской литературе была и остается актуальной.
Писатели пытаются донести до читателей всю правду, какая бы она
ни была.
Со страниц их произведений мы узнаем о том, что война не
только радость побед и горечь поражений, а война — это суровые
будни, наполненные кровью, болью, насилием. Память об этих
днях будет жить в нашей памяти вечно. Может быть, настанет тот
день, когда на земле утихнут стоны и плач матерей, залпы и вы-
стрелы, когда наша земля встретит день без войны!

ТЕМА ВОЙНЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (III вариант)
Не смеют крылья черные
Над Родиной летать.
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!
«О светло светлая и прекрасно украшенная земля русская», —
писалось в летописи еще в XIII веке. Прекрасна наша Россия, пре-
красны и сыны ее, которые защищали и защищают красоту ее от
захватчиков уже много веков.
211
Одни защищают, другие воспевают защитников.
Давным-давно один очень талантливый сын Руси рассказал в
«Слове о полку Игореве» о Яр-Туре Всеволоде и всех доблестных
сынах «земли Русской». Отвага, мужество, храбрость, воинская
честь отличают русских воинов.
«Опытные воины под трубами пеленены, под знаменами взлеле-
яны, с конца копья вскормлены, дороги им известны, овраги зна-
комы, луки у них натянуты, колчаны открыты, сабли заострены,
сами скачут, словно серые волки в поле, ища себе чести, а кня-
зю — славы». Эти славные сыны «земли Русской* воюют с полов-
цами за «землю Русскую». «Слово о полку Игореве» задало тон на
века, а другие писатели «земли Русской» подхватили эстафету.
Наша слава — Александр Сергеевич Пушкин — в своей поэме
«Полтава» продолжает тему героического прошлого русского народа.
«Сыны любимые победы» защищают русскую землю. Пушкин
показывает красоту боя, красоту русских солдат, смелых, мужест-
венных, верных долгу и Родине.
Но близок, близок миг победы,
Ура! Мы ломим, гнутся шведы.
О славный час! о славный вид!
Еще напор — и враг бежит.
Автор показывает и мудрого, смелого царя-новатора, который
всю жизнь боролся за каждый кусок «земли русской».
И он помчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Вослед Пушкину Лермонтов рассказывает о войне 1812 года и
славит сынов русских, которые так отважно, так героически защи-
щали нашу красавицу Москву.
Ведь были ж схватки боевые?
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Защита Москвы, Отечества — великое прошлое, полное славы и
великих дел.
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!
Михаил Юрьевич Лермонтов подтверждает, что за землю рус-
скую, за свою Родину солдаты не жалеют жизни. В войне 1812 года
все были героями.
Об Отечественной войне 1812 года, о подвиге народа в этой вой-
не писал и великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он
нам показал русских солдат, которые всегда были самыми храбры-
ми. Их легче было расстрелять, чем заставить бежать от врага. Кто
гениальней сказал о мужественном, храбром русском народе?! «Ду-
212
бина народной войны поднялась со всею своей грозной и величест-
венной силой и, не спрашивая ничьих внуков и правил, с глупою
простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднима-
лась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло
все нашествие».
И опять черные крылья над Россией. Война 1941—1945 годов,
которая вошла в историю как Великая Отечественная война...
Пламя ударило в небо! —
Ты помнишь, Родина?
Тихо сказала:
Вставайте на помощь,
Родина.
Сколько талантливых, удивительных произведений об этой вой-
не! Эти годы мы, нынешнее поколение, к счастью, не знаем, но нам
так талантливо рассказали об этом русские писатели, что эти годы,
озаренные пламенем великой битвы, никогда не изгладятся из на-
шей памяти, из памяти нашего народа. Вспомним изречение: «Ког-
да говорят пушки, умолкают музы». Но в годы суровых испыта-
ний, в годы священной войны музы не могли молчать, они вели в
бой, они становились оружием, разящим врагов.
Меня потрясло одно из стихотворений Ольги Берггольц:
Мы предчувствовали колыханье
этого трагического дня,
Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье.
Родина! Возьми их у меня!
Я люблю Тебя любовью новой,
горькой, всепрощающей, живой,
Родина моя в венце терновом,
с темной радугой над головой.
Он настал, наш час,
и что он значит —
только нам с тобою знать дано.
Я люблю Тебя — я не могу иначе,
Я и Ты по-прежнему — одно.
Наш народ продолжает традиции своих предков и в годы Вели-
кой Отечественной войны. Страна огромная встала на смертный
бой, а поэты воспевали защитников Родины.
Одной из лирических книг о войне на века останется поэма «Ва-
силий Теркин» Твардовского.
Грянул год, пришел черед.
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете.
Поэма была написана в годы войны. Она печаталась по одной
главе, бойцы с нетерпением ждали их издания, поэма читалась на
привалах, бойцы всегда помнили ее, она вдохновляла на бой, звала
на разгром фашистов. Героем поэмы был простой русский солдат
Василий Теркин, обычный, такой, как все. Он в бою был первым,
ну а после боя готов был без устали плясать и петь под гармонь.
213
В поэме отражены и бой, и отдых, и привалы, показана вся
жизнь простого русского солдата на войне, там вся правда, потому-
то солдаты полюбили поэму. А в солдатских письмах переписанные
миллионы раз главы из «Василия Теркина»...
Теркин был ранен в ногу, попал в госпиталь, «належался леж-
нем» и снова намерен «вскоре без подмоги той ногой траву топ-
тать». Так готов был поступить каждый. «Василий Теркин» —
книга про бойца, товарища, друга, с которым встречался на войне
каждый, и солдаты старались быть похожими на него. Эта книга —
набат, призыв к борьбе. Александр Твардовский старался, чтобы
про каждого можно было сказать:
Эй ты, Теркин!
Наряду с солдатами-мужчинами сражались и женщины. Борис
Васильев в книге «А зори здесь тихие...» рассказал о пяти девуш-
ках, молодых, недавно окончивших школу, рассказал о каждой, о
ее судьбе и о том, какая страшная неженская доля выпала им.
Предназначение женщины — быть матерью, продолжать род чело-
веческий, а жизнь распорядилась по-другому. Оказавшись один на
один с матерым врагом, они не растерялись. По-своему они защи-
щают этот тихий край с его зорями. Фашисты даже не поняли, что
сражались они с девочками, а не с опытными воинами.
Печален конец книги, но девушки отстояли тихие зори ценой
своей жизни. Так, как сражались они, сражались везде. Так боро-
лись вчера, сегодня, будут бороться завтра. Это и есть массовый ге-
роизм, приведший к победе.
Память погибших в войнах увековечена в произведениях искус-
ства. К литературе присоединяются и архитектура, и музыка. Но
лучше бы никогда не было войн, а доблестные сыны и дочери тру-
дились во славу России.
Помните!
через века,
через года, —
помните!
О тех,
кто уже не придет
никогда, —
помните!

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь,
Иди и гибни безупречно,
Умрешь недаром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь.

Не случайно эпиграфом моего сочинения на историческую тему
в русской литературе является эта цитата Н. А. Некрасова. Все
произведения, посвященные войне, несомненно, относятся к разря-
ду исторических.
Тема Великой Отечественной войны, на мой взгляд, остается
214
одной из ведущих тем нашей литературы. Лучшие писатели по-
новому пытаются переосмыслить и понять события тех грозных
лет, более точно отразить психологию людей, которые своей само-
отверженностью, героизмом и мужеством спасли мир от фашиз-
ма.
Ю. Друнина говорила: «Пишу об этом потому, что не могу не
писать. Память сердца... И еще: разве повествование о войне не
призыв к миру?»
Совсем недавно, 9 мая этого года, наш народ отмечал большой
праздник — 50-летие Победы. На площадях столицы и в других го-
родах, у Вечного огня, у мемориалов погибших мы встречались с
Героями войны, слушали их рассказы о трудных фронтовых доро-
гах.
Э. Г. Казакевич писал:
«Помните ли Вы нас, товарищи потомки? Знаете ли Вы о на-
ших свершениях, догадываетесь ли о наших страданиях?»
Эти слова* конечно, обращены и к моему поколению. Хочется
заверить всех участников войны, оставшихся в живых, что мы по-
мним о них, преклоняемся перед ними и гордимся ими.
Нелегкой ценой досталась победа. Советский народ долгих
1418 дней шел дорогами тяжелейшей из войн, чтобы спасти свою
Родину и все человечество от фашизма. Люди не думали о славе,
они воевали и делали свою многотрудную работу.
В воспоминаньях мы тужить не будем.
Зачем туманить грустью ясность дней?
Свой век мы прожили как люди
И для людей, •—
так писал погибший в 1944 году при прорыве блокады Ленинграда
двадцатипятилетний поэт Георгий Суворов.
Одна из героических страниц Великой Отечественной войны —
Сталинградская битва. Ей посвящен роман Ю. Бондарева «Горячий
снег». Книга повествует о грандиозном сражении за Сталинград.
Армия, о которой рассказывается, должна была не допустить
продвижения танковых дивизий Манштейна, которые рвались на
выручку окруженным войскам Паулюса. В данном случае решало
исход поведение каждого солдата, мужество, стойкость. Ю. Бон-
дарев исследует природу героического, поведение человека на
войне.
Представим батарею Дроздовского, на которую обрушились гит-
леровские танки.
Разбитые орудия, много убитых, раненых, но она все же живет,
сражается.
Лейтенант Кузнецов, свидетель многих смертей, ведет огонь из
уцелевшего орудия, ему помогает санинструктор Зоя, стреляет ору-
дие Уханова...
Люди не думают о смерти, у них одна цель: остановить ревущие
танки, не пустить, истребить.
Таким образом, Ю. Бондарев передает, в каких трудностях рож-
далась победа.
Ее ковали и командующий армией генерал Бессонов, и член Во-
215
енного совета Веснин, и командир дивизии Деев, и начальник
контрразведки Осин, и другие вместе с солдатами, защищавшими
нашу Родину.
Бессмертен подвиг солдат, защищавших Сталинград. Понимая,
какое значение имеет город для нашей страны, генерал Бессонов
отдает приказ: «Стоять и о смерти забыть. Сражаться до последне-
го патрона, до последней капли крови!» И солдаты выполнили при-
каз. В живых остались только четыре артиллериста и два пулемет-
чика. Бессонов, обходя позиции после боя, плакал, не стыдясь сво-
их слез, плакал оттого, что советские воины выстояли, победили,
не пустили фашистские танки в Сталинград, оттого, что они вы-
полнили приказ, хотя и погибли сами.
Смертельной битвы этой ветер,
Как бы расплавленный металл,
Сжигал и плавил все на свете,
Что даже снег горячим стал, —

эти строки поэт Львов посвящает Бондареву и его произведению.
Еще один русский писатель изобразил событие под Сталингра-
дом. Это Виктор Некрасов, Остановлюсь на его повести «В окопах
Сталинграда*.
Этот писатель, участник войны, на мой взгляд, воссоздает наи-
более правдивую и достоверную картину событий Сталинградской
битвы. Он писал об этом просто, как в жизни. Эта повесть о про-
стых солдатах, о молодом лейтенанте. В повести нет генералов и
политработников. Автор просто и лаконично рассказывает о буднях
войны, о том, что видел, знал и пережил сам. Он участвовал в этих
событиях, был командиром саперного взвода, полковым инжене-
ром. Его героям присущи обычные человеческие свойства и чувст-
ва: страх, боль, непонимание, иногда растерянность. Связной шта-
ба Игорь, изящный и талантливый, — один из героев повести. До
войны был дипломантом художественного института. Когда надо
остаться, чтобы дать возможность уйти другим, без пафоса, без по-
зы и громких слов, «Игорь молча кивает головой». Эти люди гиб-
ли, но не были сломлены, они просто, с достоинством защищали
Отечество.
Подвиги совершаются не только на поле боя и не только с помо-
щью оружия. Есть подвиги, показывающие величие духа, стой-
кость, непокорность русского человека.
Мужество людей, не подчинившихся врагу, не ниже мужества,
проявленного на поле сражения. Герои Быкова, белорусского писа-
теля, часто погибают, не совершив ничего героического. Это и
Игорь Ивановский из повести «Дожить до рассвета», и учитель
Мороз, погибший со своими учениками, и партизан Левчук, спас-
ший ребенка, и Сотников из одноименной повести Василя Быкова.
Все они просто выполнили свой долг солдата. Сила духа.этих лю-
дей оказалась сильнее страха смерти. В повести «Обелиск» интере-
сен эпизод спора между партизаном Ткачуком и «заведующим
районо» Ксендзовым о значимости поступка Алеся Ивановича Мо-
роза.
216
« — Что он такое совершил? Убил ли он хоть одного немца? —
спрашивает Ксендзов.
— Он сделал больше, чем если бы убил сто. Он жизнь положил
на плаху. Сам. Добровольно... — ответил Ткачук». Такие люди по-
беждали своим величием от души. Мороз воспитал для подвига
учеников и собственной смертью доказал это.
В своих повестях Василь Быков создал целый ряд объемных,
широко типизированных человеческих характеров, через которые
глубоко и масштабно постигаются многие стороны народного по-
двига в годы Великой Отечественной войны.
Произведения Бориса Васильева «В списках не значился», «А
зори здесь тихие...» учат любви к Родине, воспитывают чувство
гордости подвигами отцов и дедов. Прочитав однажды его повес-
ти, мы никогда не забудем лейтенанта Плужникова, последнего
защитника Брестской крепости, Васкова и тех девчонок, которые
пошли защищать свою Родину. Разве им носить мужские сапоги
и гимнастерки, разве им в руках держать автоматы? Конечно
нет! Но они не испугались, ценою своих жизней выполнили долг
перед Родиной. Чтобы дать возможность Васкову оказать помощь
Рите, Женя Комелькова уводит немцев от того места, где лежит
ее подруга. Она сражается с фашистами до своей гибели. Страш-
ной смертью умирает Лиза, провалившись в трясину. Басков тя-
жело переживает гибель своих девушек. В каждой он видит буду-
щую мать, у которой были бы свои дети, внуки, а «теперь не бу-
дет этой ниточки! Маленькой ниточки в бесконечной пряже чело-
вечества». Старшина кричит оставшимся немцам: «Что, взяли?
Взяли, да..? Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!..
А не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохне-
те!»
Произведения советских писателей о войне многогранны и непо-
вторимы.
В послевоенные годы Илья Эренбург справедливо отметил, что
наиболее полные и достоверные версии событий, наиболее обшир-
ные и философские произведения будут написаны именно участни-
ками, но через некоторое время.
Свое сочинение я хочу закончить словами Ильи Эренбурга:
«Мы много потеряли в этой борьбе, но мы сохраним для нового
счастливого поколения мысль, свет, совесть человечества».

ПОДВИГ ЧЕЛОВЕКА НА ВОЙНЕ (/ вариант)
И я, покамест смерть не погасила
В моих глазах последнюю звезду, —
Я твой солдат, твоих приказов жду.
Веди меня, Великая Россия,
На труд, на смерть, на подвиг — я иду!
Н. Грибачев

Память сердца заставляет вновь и вновь писателей и читате-
лей возвращаться к теме подвига народа на войне. Эта тема неис-
черпаема, необъятна; трудно перечислить все, что написано о
войне.
217
В своем сочинении я хочу прежде всего рассказать о подвиге пи-
сателей-фронтовиков. Подвиг советского народа был также подви-
гом литературы.
В первый день войны на митинге советских писателей прозву-
чали такие слова: «Каждый советский писатель готов все свои си-
лы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобит-
ся, отдать делу священной народной войны против врагов нашей
Родины». Эти слова были оправданны. С самого начала войны пи-
сатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными».
Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из
них не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джа-
лиль; совсем молодыми погибли М. Кульчицкий. В. Багрицкий.
П. Коган.
Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом
и боль отступления, и радость побед. Георгий Суворов, писатель-
фронтовик, погибший незадолго до победы, писал: «Свой добрый
век мы прожили как люди, и для людей».
Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: мерз-
ли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и ...писали.
О, книга! Друг заветный!
Ты в вещмешке бойца
Прошла весь путь победный
До самого конца.
Твоя большая правда
Вела нас за собой.
Читатель твой и автор
Ходили вместе в бой.

Среди писателей-фронтовиков были и женщины. Совсем юная
Ю. Друнина писала о себе и своих сверстницах:
Нет, это горят не хаты —
То юность моя в огне.
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.

Ей же принадлежат незабываемые строки:
Я только раз видала рукопашный.
Раз — наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Да, было страшно: земля содрогалась от разрывов бомб и грохо-
та гитлеровских танков, рева самолетов, стонов раненых; было
страшно видеть умирающих рядом, но люди совершали самоотвер-
женные поступки. Мне хочется отметить, что писатели рассказыва-
ли о жестоких днях правдиво, без прикрас, продолжая традиции
Л. Н. Толстого, провозгласившего правду важнейшим принципом
творчества.
Произведения писателей звали людей на борьбу против врагов,
воодушевляли на подвиги. Глубокое влияние на людей оказывала
песня «Священная война» на стихи В. Лебедева-Кумача. Так. на-
пример, в своих воспоминаниях командир батальона, попавшего во
218

<< Пред. стр.

страница 28
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign