LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 27
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

рую руку построенное жилье: «Горят леспромхозовские склады в
деревне Сосновка». Повесть, по замыслу писателя, созданная как
продолжение «Прощания с Матерой», говорит о судьбе тех, кто
...предал свою землю, природу, самую человеческую суть. Прекрас-
ный остров уничтожен и затоплен, так как на его месте должно
быть водохранилище, оставлено все: дома, огороды, неубранный
урожай, даже могилы — место святое для русского человека. По
указанию начальства все должно быть сожжено. Но природа проти-
вится человеку. Как кресты, торчат из воды обгорелые скелеты де-
ревьев. Гибнет Матера, но гибнут и души людей, теряются духов-
ные ценности, сохранявшиеся веками. И по-прежнему одиноки про-
должатели темы чеховского доктора Астрова Иван Петрович Петров
из повести «Пожар» и старуха Дарья из «Прощания с Матерой». Не
услышаны ее слова: «Эта земля рази вам однем принадлежит? Это
земля-то вся принадлежит кто до нас был и кто после нас придет».
Тональность темы человека и природы в литературе резко изме-
няется: из проблемы духовного обнищания она превращается в
проблему физического уничтожения природы и человека. Именно
так звучит голос киргизского писателя Чингиза Айтматова. Автор
рассматривает эту тему глобально, в общечеловеческом масштабе,
показывая трагичность разрыва связей человека с природой, соеди-
няя современность с прошлым и будущим.
Уничтожающий и продающий заповедный лес Орозкул превра-
щается в быкоподобное существо, отвергающий народную нравст-
венность и отстранившийся от жизни родных ему мест Сабиджан,
вообразивший себя большим городским начальником, проявляет
203
черствость и неуважение к умершему отцу, возражая против его
похорон на родовом кладбище Ана-Бейт, — это «герои» романа
«Буранный полустанок».
В «Плахе» до предела заострен конфликт между природой и
«темными силами», и в лагере положительных героев оказываются
волки. Имя волчицы, теряющей по вине людей один выводок за
другим, — Акбара, что значит «великая», а глаза ее охарактеризо-
ваны теми же словами, что и глаза Иисуса, легенду о котором
Айтматов сделал составной частью романа. Огромная волчица не
угроза человеку. Она беззащитна перед мчащимися грузовиками,
вертолетами, винтовками.
Природа беспощадна, она нуждается в нашей защите. Но как
порой обидно за человека, который отворачивается, забывает о ней,
обо всем добром и светлом, что только есть в ее недрах, и ищет свое
счастье в ложном и пустом. Как часто мы не прислушиваемся, не
хотим слышать сигналы, которые она без устали посылает нам.
Свои размышления я хочу завершить словами из рассказа Вик-
тора Астафьева «Падение листа»: «Пока падал лист; пока он достиг
земли, лег на нее, сколько же родилось и умерло на земле людей?
Сколько произошло радостей, любви, горя, бед? Сколько пролилось
слез и крови? Сколько свершилось подвигов и предательств? Как
постигнуть все это?»

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (П вариант)

Тему человека и природы рассматривали многие писатели, и
среди них мне хотелось бы назвать Валентина Распутина и его ро-
ман «Прощание с Матерой». Природа в этом произведении предста-
ет перед читателем в разных значениях. Это и пейзаж, и художест-
венный символ гибели, смерти, и выявление сущности человека,
человеческой природы; природа как хозяин жизнеустройства, ми-
роустройства. Эти аспекты понимания природы я и попытаюсь рас-
крыть.
Пейзаж в повести выявляет настроение каждого и всех героев.
Когда слухи о переселении жителей были еще неясными, неточны-
ми, то природа предстает перед нами успокаивающая, нежная, до-
брая: «Жары на острове, посреди воды, не бывает; по вечерам, ког-
да затихал ветерок и от нагретой земли исходило теплое испарение,
такая наступала кругом благодать, такой покой и мир,,, так все ка-
залось прочным, вечным, что ни во что не верилось — ни в пере-
езд, ни в затопление, ни в расставание... В конце романа природа
показывается тревожной, затихает в ожидании чего-то плохого,
сумрачного; такое же настроение было и у оставшихся жителей
Матеры: «Стояла глухая, сплошная тишь: не плескала вода, не до-
носило привычного шума с переката на недалеком верхнем изломе
Ангары, не булькала одиноким случайным чмоком со дна рыба, не
возникало, не пробивалось нигде длинного и мерного, в другую по-
ру доступного чуткому уху, поигрывающего посвиста течения, мол-
чала земля — все кругом казалось заполнено мягкой, непроницае-
мой плотью...» В романе картины природы выступают в роли сим-
волов, которые меняют свое значение в зависимости от развития
204
сюжета и авторской идеи. К таким символам можно отнести образ
Ангары. В начале романа — это «могучая сверкающая течь», кото-
рая катится «с чистым, веселым перезвоном», в конце же Ангара
вовсе исчезает, она «сгинула в кромешной тьме тумана». Эволюция
этого символа неотделима от эволюции жителей Матеры: ведь и
они живут как в тумане: Павел на катере не может найти свою род-
ную деревню, старухи, жившие столько лет вместе, не узнают друг
друга, лишь видно, как «в тусклом размытом мерцании проносятся
мимо, точно при сильном вышнем движении, большие и лохматые,
похожие на тучи очертания...» Затем очень символичен туман, опу-
стившийся на Матеру. Такого густого тумана не было уже давно, и
он как бы является символическим концом Матеры, последний раз
оставляя ее в одиночестве с ее старейшими жителями. Вообще я
хочу отметить, что природа, по Распутину, так или иначе изменя-
ется в соответствии с изменениями в людской жизни, и можно сде-
лать справедливый вывод, что природа и человек имеют в романе
огромное влияние друг на друга и существуют нераздельно.
Теперь я перейду к изображению природы как образа Хозяина.
Сначала он описывается как «маленький, чуть больше кошки, ни
на какого другого зверя не похожий зверек», которого «никто ни-
когда не видел», но «он здесь знал всех и все, что происходило из
конца в конец и из края в край на этой отдельной, водой окружен-
ной и из воды поднявшейся земле». Однако он не является бессло-
весным существом: его мысли, его анализ происходящего сразу же
выдают его предназначение. С одной стороны, это, безусловно, сам
автор, который наблюдает за событиями как бы со стороны, загля-
дывает вперед повествования («Знал Хозяин, что Петруха скоро
распорядится своей избой сам») и выносит его на суд читателя че-
рез призму собственного восприятия. А с другой стороны, этот об-
раз настолько гармоничен, что невольно напрашивается его олице-
творение с самой природой, и через него она выражает свое отно-
шение ко всему происходящему. Особенно четко это видно в самом
конце произведения, когда «...в раскрытую дверь, как из развер-
стой пустоты, понесло туман и послышался недалекий тоскливый
вой — то был прощальный голос Хозяина»; природа в образе Хозя-
ина прощается с Матерой, которая была ей так дорога и близка.
Наконец, я подхожу к третьему, самому, на мой взгляд, слож-
ному аспекту представления природы в изображении Валентина
Распутина — природы, выявляющей природу человека. Эта тема
является одной из основных во всех произведениях писателя. В
«Прощании с Матерой» он создал яркие, колоритные образы, пока-
зав в них все стороны человеческого характера. Это и бесстыдство
Петрухи, который, после того как поджег свою избу, говорил, как
«в последний момент проснулся от дыма в легких и от жара в воло-
сах — волоса аж потрескивали»; это и самобытность «чужака» Бо-
годула, и духовная сила старухи Дарьи, которая сама прибирает
свою избу, прощается с ней, со своей прошлой жизнью; она испол-
няет извечный обряд: «...Ее по-прежнему не оставляло светлое, ис-
тайна берущееся настроение, когда чудилось, что кто-то за ней по-
стоянно следит, кто-то ею руководит»; это и недетская серьезность
молчаливого Коли, еще совсем маленького мальчика, который, од-
205
нако, уже успел узнать жизнь. Автор нередко «выворачивает» сво-
их героев наизнанку, показывая самые тайные уголки их души. И
я думаю, что Валентина Распутина можно смело назвать знатоком
природы человека и писателем драматического времени, совестью
своего народа.

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (III вариант)

Тема взаимоотношений между человеком и природой во все вре-
мена была очень актуальна. Она находит свое отражение в произве-
дениях многих писателей: Ч. Айтматова, В. Астафьева, В. Распути-
на, М. Пришвина, К. Паустовского. В своем сочинении я попыта-
юсь раскрыть эту тему, опираясь на роман Ч. Айтматова «Плаха»,
в котором, на мой взгляд, эта проблема поставлена наиболее остро.
Ч. Айтматов уже давно стал одним из ведущих писателей наше-
го времени. В своем романе он ставит перед нами философскую
проблему взаимоотношений Бога, человека и природы. Как это все
связано?
Автор объединяет эти понятия в один узел. И именно нам он
предоставляет возможность развязать его.
Этот роман — призыв одуматься, оглянуться назад, осознать
свою ответственность за все, что происходит сейчас в мире. Эколо-
гические проблемы, поднятые в романе, Ч. Айтматов пытается ре-
шить прежде всего как проблемы состояния человеческой души.
Ведь, разрушая мир, мы обрекаем самих себя на погибель.
Одна из важнейших проблем романа — взаимоотношения меж-
ду человеком и окружающей средой. На примере конфликта между
волчьей стаей и человеком (в лице Базарбая и шайки Обер-Канда-
лова) Ч. Айтматов показывает, как может нарушиться равновесие
между этими двумя великими силами. Этот раскол провоцирует
страшный человек. Базарбай — пьяница, подлец, привыкший оста-
ваться безнаказанным, ненавидящий весь мир, завидующий всем.
Он воплощение духовного распада и зла. Базарбай, как хищник,
уничтожает все, бессмысленно и грубо врываясь в саванну. Его по-
ступок ужасен, он похищает волчат, лишая потомства волчицу Ак-
бару и Ташчайнара. И это неотвратимо приводит к схватке волчи-
цы и человека, которая завершается трагично. В романе людям
противопоставлены волки. Они не просто очеловечены. Ч. Айтма-
тов наделяет их благородством, тем качеством, которого нередко
лишены люди. Они самоотверженно преданы друг другу. Но их по-
стигает беда: человек нарушает закон природы, который никогда и
нигде не должен быть нарушен. Если бы люди не напали на Акба-
ру, она, встретив беззащитного человека, не стала бы его трогать.
Но, загнанная в тупик, отчаявшаяся и озлобленная, волчица обре-
чена на борьбу с человеком. И выход у нее один — убить человека
и самой погибнуть. Очень важно, что в этой жестокой борьбе поги-
бает не только Базарбай, но и невинный ребенок. Акбара похищает
мальчика и этим мстит за свое потомство. По роковому стечению
обстоятельств этот мальчик — сын Бостона.
Образ Бостона в романе олицетворяет собой естественную чело-
вечность. Он жертва глупой и жестокой выходки Базарбая, его ан-
206
типод. Бостон, как и Акбара, не найдя иного выхода, стреляет в
волчицу, убивая тем же выстрелом своего сына. Эта трагедия ра-
зыгралась еще в саванне, когда одним махом был нарушен закон
естественного течения жизни. Автор показывает нам, как безнрав-
ственность Базарбая сломала жизни и судьбы других людей.
В романе «Плаха» Ч. Айтматов обращается к вечной теме Иису-
са Христа. Автор рисует образ Авдия, сына священника. Целью
своей жизни он считает спасение человеческих душ. Все его дейст-
вия говорят о высоте его помыслов и о твердом желании пролить
свет в погрязшие во тьме души. Он стремится пробудить в своих
врагах раскаяние и совесть — таков его способ борьбы со злом. Его
поступки достойны глубокого уважения. В нем есть какая-то беспо-
мощность и беззащитность. Ч. Айтматов наделяет его способностью
к самопожертвованию.
С образом Авдия связана идея гуманизма, веры в доброе начало
в человеке.
Роман Айтматова — воззвание к совести каждого. Тревога —
вот главный смысл произведения. Тревога за утрату веры и высо-
кие идеалы, за человека и окружающую среду.
Роман заставляет нас задуматься о жизни, вспомнить, как она
коротка.

ТЕМА ВОЙНЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (/ вариант)
Правда в памяти! У кого нет
памяти, у того нет жизни.
В. Распутин

Когда в мирную жизнь людей врывается война, она всегда при-
носит горе и несчастье в семьи, нарушает привычный уклад жизни.
Русский народ испытал на себе тяготы многих войн, но никогда не
склонял головы перед врагом и мужественно переносил все невзго-
ды. Самая жесточайшая, чудовищная из всех войн в истории чело-
вечества — Великая Отечественная — затянулась на пять долгих
лет и стала настоящей катастрофой для многих народов и стран, а
для России особенно. Фашисты преступили законы человеческие,
поэтому сами оказались вне всяких законов. Весь русский народ
поднялся на защиту Отечества.
Тема войны в русской литературе — это тема подвига русского че-
ловека, потому что все войны в истории страны, как правило, носили
народно-освободительный характер. Среди книг, написанных на эту
тему, мне особенно близки произведения Бориса Васильева. Герои
его книг — люди сердечные, отзывчивые, с чистой душой. Одни из
них героически ведут себя на поле боя, храбро сражаясь за Родину,
другие — герои в душе, их патриотизм никому не бросается в глаза.
Роман Васильева «В списках не значился» посвящен защитни-
кам Брестской крепости. Главный герой романа — молодой лейте-
нант Николай Плужников, боец-одиночка, олицетворяющий собой
символ отваги и стойкости, символ духа русского человека.
В начале романа мы встречаемся с неопытным выпускником во-
енного училища, который не верит страшным слухам о войне с
207
Германией. Неожиданно настигает его война: Николай попадает в
самое пекло — в Брестскую крепость, первый рубеж на пути фаши-
стских орд. Защита крепости — жесточайшая схватка с врагом, в
которой погибают тысячи людей. В этом кровавом человеческом
месиве, среди развалин и трупов, Николай встречает девушку-ка-
леку, и среди страданий, насилия рождается — как огонек надеж-
ды на светлое завтра — юношеское чувство любви между младшим
лейтенантом Плужниковым и девушкой Миррой. Не будь войны,
возможно, они бы и не встретились. Скорее всего, Плужников до-
служился бы до высокого звания, а Мирра вела бы скромную
жизнь инвалида. Но война свела их, заставила собраться с силами
для борьбы с врагом. В этой борьбе каждый из них совершает по-
двиг. Когда Николай идет в разведку, он хочет показать, что кре-
пость жива, она не покорится врагу, что даже по одному бойцы бу-
дут сражаться. Юноша не думает о себе, его беспокоит судьба Мир-
ры и тех бойцов, которые сражаются рядом с ним. Идет жестокая,
смертельная схватка с фашистами, но сердце Николая не черстве-
ет, не ожесточается.. Он бережно заботится о Мирре, понимая, что
без его помощи девушка не выживет. Мирра не хочет быть обузой
для смелого солдата, поэтому она решает выйти из укрытия. Де-
вушка знает, что это последние часы в ее жизни, но она вовсе не
думает о себе, ею движет только чувство любви.
«Военный ураган невиданной силы» завершает героическую бо-
рьбу лейтенанта. Смело встречает Николай свою смерть, даже вра-
ги уважают мужество этого русского солдата, который «в списках
не значился».
Война жестока и страшна, она не обошла стороной и русских
женщин. Фашисты заставили воевать матерей, будущих и настоя-
щих, в которых самой природой заложена ненависть к убийству.
Стойко работали женщины в тылу, обеспечивая фронт одеждой и
продовольствием, ухаживали за больными солдатами. Да и в бою
женщины не уступали опытным бойцам по силе и отваге.
В повести Б. Васильева «А зори здесь тихие...» показана герои-
ческая борьба женщин с захватчиками, борьба за свободу страны,
за счастье детей. Пять совершенно различных женских характеров,
пять разных судеб. Девушки-зенитчицы отправляются в разведку
под командованием старшины Васкова, у которого «в запасе два-
дцать слов, да и те из уставов». Несмотря на ужасы войны, этот
«пенек замшелый» смог сохранить лучшие человеческие качества.
Он сделал все ради спасения жизни девушек, но все равно не может
успокоиться. Он сознает свою вину перед ними за то, что «мужики
со смертью их оженили». Смерть пяти девчат оставляет глубокую
рану в душе старшины, он не может оправдать ее в своих глазах. В
скорби этого простого человека заключен высокий гуманизм. Пы-
таясь захватить врага, старшина не забывает и о девушках, все
время старается увести их от грозящей опасности.
Поведение каждой из пяти девушек — подвиг, ведь они совер-
шенно не приспособлены к военным условиям. Героична смерть
каждой из них. Мечтательная Лиза Бричкина погибает страшной
смертью, стремясь поскорее перейти болото и позвать подмогу. Эта
девушка умирает с мыслью о своем завтрашнем дне. Впечатлитель-
208
нал Соня Гурвич, любительница поэзии Блока, погибает, возвра-
тившись за оставленным старшиной кисетом. И эти две смерти,
при всей их кажущейся случайности, связаны с самопожертвовани-
ем. Особенное внимание писатель уделяет двум женским образам:
Рите Осяниной и Евгении Комельковой. По словам Васильева, Рита
«строга, не смеется никогда». Война разбила ее счастливую семей-
ную жизнь, Рита все время беспокоится о судьбе своего маленького
сына. Умирая, Осянина поручает заботу о своем сыне надежному и
умному Васкову, она покидает этот мир, осознавая, что никто не
может обвинить ее в трусости. Ее подруга умирает с оружием в ру-
ках. Писатель гордится озорной, дерзкой Комельковой, любуется
ею: «Высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские — зеленые,
круглые, как блюдца». И эта чудесная, красивая, трижды спасав-
шая от гибели свою группу девушка погибает, совершая подвиг ра-
ди жизни других.
Многие, читая эту повесть Васильева, будут вспоминать герои-
ческую борьбу русских женщин в этой войне, будут чувствовать
боль за прерванные ниточки человеческих родов.
Во многих произведениях русской литературы война показана
как противоестественное человеческой природе действие. «...И на-
чалась война, то есть свершилось противное человеческому разуму
и всей человеческой природе событие», — писал Л. Н. Толстой в
своем романе «Война и мир».
Тема войны еще долго не будет сходить со страниц книг, пока
человечество не осознает свою миссию на земле. Ведь человек при-
ходит в этот мир, чтобы сделать его прекраснее.

ТЕМА ВОЙНЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (II вариант)

Очень часто, поздравляя своих друзей или родственников, мы
желаем им мирного неба над головой. Мы не хотим, чтобы их се-
мьи подверглись тяжелым испытаниям войны. Война! Эти пять
букв несут за собой море крови, слез, страдания, а главное, смерть
дорогих нашему сердцу людей. На нашей планете войны шли всег-
да. Всегда сердца людей переполняла боль утраты. Отовсюду, где
идет война, слышны стоны матерей, плач детей и оглушительные
взрывы, которые разрывают наши души и сердца. К нашему боль-
шому счастью, мы знаем о войне лишь из художественных филь-
мов и литературных произведений.
Немало испытаний войной выпало на долю нашей страны. В на-
чале XIX века Россию потрясла Отечественная война 1812 года.
Патриотический дух русского народа показал Л. Н. Толстой в своем
романе-эпопее «Война и мир». Партизанская война, Бородинское
сражение — все это и многое другое предстает перед нами воочию.
Мы становимся свидетелями страшных будней войны. Толстой по-
вествует о том, что для многих война стала самым обыкновенным
делом. Они (например, Тушин) совершают героические подвиги на
полях сражений, но сами этого не замечают. Для них война — это
работа, которую они должны добросовестно выполнить.
Но война может стать обычным делом не только на полях сраже-
ний. Целый город может свыкнуться с мыслью о войне и продолжать
209
жить, смирясь с ней. Таким городом в 1855 году являлся Севасто-
поль. О тяжелых месяцах обороны Севастополя повествует Л. Н. Тол-
стой в своих «Севастопольских рассказах». Здесь особенно достовер-
но описываются происходящие события, так как Толстой является
их очевидцем. И после того, что он видел и слышал в городе, полном
крови и боли, он поставил перед собой определенную цель — расска-
зать своему читателю только правду — и ничего, кроме правды.
Бомбардировка города не прекращалась. Требовались новые и
новые укрепления. Матросы, солдаты трудились под снегом, дож-
дем, полуголодные, полураздетые, но они все равно работали. И
здесь всех просто поражает мужество их духа, сила воли, огромный
патриотизм. Вместе с ними в этом городе жили их жены, матери,
дети. Они настолько свыклись с обстановкой в городе, что уже не
обращали внимания ни на выстрелы, ни на взрывы. Очень часто
они приносили обеды своим мужьям прямо в бастионы, и один сна-
ряд нередко мог уничтожить всю семью. Толстой нам показывает,
что самое страшное на войне происходит в госпитале: «Вы увидите
там докторов с окровавленными по локти руками... занятых около
койки, на которой, с открытыми глазами и говоря, как в бреду,
бессмысленные, иногда простые и трогательные слова, лежит ране-
ный под влиянием хлороформа». Война для Толстого — это грязь,
боль, насилие, какие бы цели она ни преследовала: «...увидите вой-
ну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и ба-
рабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими гене-
ралами, а увидите войну в настоящем ее выражении — в крови, в
страданиях, в смерти...»
Геройская оборона Севастополя в 1854—1855 годах еще раз по-
казывает всем, как сильно русский народ любит свою Родину и как
смело становится на ее защиту. Не жалея сил, применяя любые
средства, он (русский народ) на дает врагу захватить родную землю.
В 1941 — 1942 годах оборона Севастополя повторится. Но это бу-
дет уже другая Великая Отечественная война — 1941—1945 годов.
В этой войне с фашизмом советский народ совершит необыкновен-
ный подвиг, о котором мы будем помнить всегда. М. Шолохов,
К. Симонов, В. Васильев и многие другие писатели посвятили свои
произведен-ия событиям Великой Отечественной войны. Это тяже-
лое время характерно также тем, что в рядах Красной Армии на-
равне с мужчинами сражались женщины. И даже то, что они явля-
ются представителями слабого пола, не остановило их. Они боро-
лись со страхом внутри себя и совершали такие героические по-
ступки, какие, казалось, женщинам совсем несвойственны. Именно
о таких женщинах мы узнаем со страниц повести Б. Васильева «А
зори здесь тихие...». Пять девчат и их боевой командир Ф. Басков
оказываются на Синюхиной гряде с шестнадцатью фашистами, ко-
торые направляются на железную дорогу, абсолютно уверенные в
том, что о ходе их операции никто не знает. В трудном положении
оказались наши бойцы: отступать нельзя, а остаться, так немцы их
как семечки слузгают. Но выхода нет! За спиной Родина! И вот эти
девушки совершают бесстрашный подвиг. Ценой своей жизни они
останавливают противника и не дают ему осуществить его ужасные
планы. А какой беззаботной была жизнь этих девчонок до войны?!
210
Они учились, работали, радовались жизни. И вдруг! Самолеты, тан-
ки, пушки, выстрелы, крики, стоны... Но они не сломались и отда-
ли для победы самое дорогое, что у них было, — жизнь. Они отда-
ли жизнь за Родину.
Но на земле существует гражданская война, на которой человек
может отдать жизнь, так и не узнав за что. 1918 год. Россия. Брат
убивает брата, отец — сына, сын — отца. Все перемешивается в ог-
не злобы, все обесценивается: любовь, родство, человеческая
жизнь. М. Цветаева пишет:
Братья, вот она

<< Пред. стр.

страница 27
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign