LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 22
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Во вступлении поэт готовит читателя к обсуждению важных
проблем, настраивает его на серьезный лад:
Перед лицом ушедших былей
Не вправе ты кривить душой, —
Ведь эти были оплатили
Мы платой самою большой...
164
Сама поэма разделена на три части, причем первая противопос-
тавлена двум другим. В ней автор рассказывает простую, немного
грустную историю о том, как двое молодых людей, собираясь поки-
нуть родные края, думают о будущем, мечтают быть полезными
своей стране, своему народу; они уверены: счастье «сторицей долж-
но воздать за наш порыв». Но уже к концу первой части тон автора
становится все мрачнее, читатель чувствует, как сгущаются крас-
ки. Поэт дает понять, что очень скоро беззаботная юность этих лю-
дей закончилась и жизнь встретила их не слишком приветливо.
«Сын за отца не отвечает» — так названа вторая часть поэмы.
Из нее мы узнаем страшную «быль» о том, какие ужасные муки
вынуждены были терпеть дети репрессированных граждан, великое
множество которых не только не совершало никаких преступле-
ний, но всячески старалось помочь молодой стране подняться из
разрухи и нищеты. Отец самого Твардовского был раскулачен и со-
слан на Северный Урал, и молодому человеку приходилось всту-
пать в жизнь и в литературу с клеймом «кулацкого сынка».
А как с той кличкой жить парнишке,
Как отбывать безвестный срок, —
Не понаслышке,
Не из книжки.
Толкует автор этих строк...

Но основной, на мой взгляд, задачей этой части было показать
ту ужасающую простоту, с которой принимались решения, способ-
ные изменить жизнь миллионов граждан. Переживания и чувства
людей не просто не брались в расчет — подразумевалось, что их
просто не существует, что вместо людей — лишь механические ис-
полнители воли «высшего» существа. И государственная машина
растила и тщательно готовила тех, кто впоследствии мог стать та-
ким механизмом, кто в угоду начальству был готов на все.
Особенностью поэмы является то, что при малом объеме текста
автору удается сказать о многом. Так, постоянно возвращаясь во
второй части к фразе: «Сын за отца не отвечает», поэт размышляет
и об исторических последствиях этого лозунга, и о своей личной
вине перед родителями, и о том, что «за всеобщего отца мы оказа-
лись все в ответе...».
Третья часть является предостережением нам, потомкам, уже
не заставшим это время, об опасности забыть всю бесчеловечность
той власти, которая управляла страной многие десятилетия. И это
по-настоящему актуально не только для времени написания поэмы,
когда «у руля» находился Л. И. Брежнев, но и для наших дней.
Так давайте же вдумаемся, вчитаемся в строки поэмы, поймем,
что
...это было явной былью
Для тех, чей был оборван век,
Для ставших лагерною пылью,
Как некто некогда изрек.

Поколение, к которому были обращены эти слова, не имело воз-
можности прочитать их и осознать их справедливость и важность.
165
Последствия этого мы ощущаем уже сейчас, наблюдая митинги и
демонстрации, их участников, несущих портреты Сталина, мечтаю-
щих о «сильной руке». Так пусть же до сознания каждого дойдут
строки, обращенные к нам два с половиной десятилетия назад:
А вы, что ныне норовите
Вернуть былую благодать,
Так вы уж Сталина зовите —
Он богом был —
Он может встать.
В этом небольшом произведении Твардовскому удалось выра-
зить множество различных чувств и переживаний советской интел-
лигенции, точнее, той ее части, которая, несмотря на явно неблаго-
приятные условия, пыталась противостоять режиму, не поддаться
давлению сверху, сохранить человеческое лицо, не запятнать свою
совесть. И нам, нашему поколению, находящемуся на пороге зре-
лой жизни и видящему нестабильность общественного сознания,
именно нам не просто полезно, но жизненно необходимо изучать
как историю, так и литературу нашей страны, чтобы в решающий
момент выбора не сделать роковой ошибки и не ввергнуть ее в ха-
ос, разруху, нищету. Ярким примером такой литературы, знание
которой помогает формированию активной жизненной позиции,
может служить именно поэма «По праву памяти», описывающая
лишь малую часть того, что пришлось пережить народу, но все же
достаточно глубокая и серьезная, чтобы заставить задуматься над
прошлым, оценить настоящее и предотвратить ужасные ошибки в
будущем. И пусть девизом для всех нас будут заключительные
строки поэмы:
Зато и впредь как были — будем, —
Какая вдруг ни грянь гроза, —
Людьми
из тех людей,
что людям,
Не пряча глаз,
Глядят в глаза.

МОЙ А. Т. ТВАРДОВСКИЙ
С тропы своей ни в чем не соступая,
Не отступая — быть самим собой.
А. Т. Твардовский

Александр Исаевич Солженицын в своих литературных воспо-
минаниях «Бодался теленок с дубом» восхищался чувством меры у
А. Т. Твардовского, он писал, что, не имея свободы сказать полную
правду о войне, Твардовский останавливался перед всякой ложью
чуть не на последнем миллиметре, но нигде этого барьера не пере-
ступал. Прочитав эти строки, мне захотелось узнать побольше о
Твардовском, о его жизни, прочитать произведения поэта. Сборник
его стихов стал моей настольной книгой, и я с удовольствием пере-
читываю его снова и снова.
Поэзия Твардовского — своеобразная поэтическая энциклопе-
166
дня времени, это эпическая и лирическая, отчасти и драматиче-
ская история нашей страны. Почти все главнейшие события этой
истории отразились в творчестве Александра Трифоновича: коллек-
тивизация — в «Стране Муравии», Великая Отечественная вой-
на — в «Василии Теркине» и в «Доме у дороги», послевоенные го-
ды ˜ в поэме «За далью — даль» и, конечно, в лирике с ее много-
образием тематики. Герои произведений Твардовского — люди ря-
довые, не «генералы» новой жизни, а ее солдаты. Василий Тер-
кин — один из таких солдат. Он герой поэмы, являющейся верши-
ной поэтического наследия А. Т. Твардовского.
«Василий Теркин» — подлинно народная поэма. Мало в нашей
стране найдется людей, кто не любит этого героя. Мне в поэме боль-
ше всего нравится язык, образный, народный. Стихи его запомина-
ются сами по себе, непроизвольно. Восхищает ее необычность и за-
душевность, словно ты вновь встретился со старым другом, которо-
го тебе представлять не надо. Вместе с героем ты переживаешь тра-
гические фронтовые будни, выпавшие на долю солдат. Сжимают
сердце и трогают за душу строки поэмы, ставшие бессмертными:
Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый.
Снег шершавый, кромка льда...
Кому память, кому слава,
Кому темная вода, —
Ни приметы, ни следа.
Василий Теркин стал одним из моих любимых литературных ге-
роев. Он по душе мне своим жизнелюбием. Порой он мерзнет, голо-
дает, не имеет вестей от родных, он на фронте, где каждый день
смерть, где никто «не заколдован от осколка-дурака, от любой ду-
рацкой пули». Но Теркин не унывает, живет и радуется жизни:
Разрешите доложить
Коротко и просто:
Я большой охотник жить
Лет до девяноста.
Во время войны, видя вокруг смерть и насилие, трудно не очер-
стветь, не стать жестоким, не потерять веру в себя. Твардовский
показывает, что в самые тяжелые минуты сохранить душевное здо-
ровье помогал природный солдатский юмор. Когда кто-нибудь из
солдат падал духом, Теркин, душа солдатской компании, мог од-
ной шутливой фразой поднять настроение товарища:
Не горюй, у немца этот
Не последний самолет...
В поэме «Василий Теркин» мне больше всего нравится глава
«Смерть и воин», в которой Василий, раненный, лежит и замерза-
ет. И чудится ему, что пришла Смерть и зовет его с собой. Меня
восхищают мужество и стойкость истекающего кровью солдата, ве-
дущего спор со Смертью. И чего уж, казалось, держаться за эту
жизнь, где вся радость — то мерзнуть, то рыть окопы, то бояться,
что убьют тебя? Но не готов Василий Теркин, чтобы легко сдаться
«Косой»:
167
Буду плакать, выть от боли,
Гибнуть в поле без следа.
Но тебе по доброй воле
Я не сдамся никогда.

И воин побеждает Смерть.
В поэме «Теркин на том свете», обличающей сталинизм, меня
покорили умная, едкая сатира и великолепный юмор Твардовско-
го. В поэме подвергнуты осмеянию и сам «отец народов», и систе-
ма, им созданная. Действие, перемещенное с земли на тот свет, со-
здает удивительный эффект: мы не только видим убогость и ненуж-
ность казарменно-бюрократической системы, но и явную антигума-
нистическую ее направленность. Мы видим разделение общества на
категории, секретность, полную обюрокраченность, попытки отде-
лить нашу систему от всего мира стеной.
Совершенно иную грань поэтического таланта А. Т. Твардовско-
го я открыла для себя в его лирике. Его речь пластична, богата
красками, запахами, звуками, густо населенного мира. Мы видим
«розоватую пену» березового сока со свежих пней, «голубой» весен-
ний пар над полями, «грузного грача» над первой бороздой. Яркие
и сочные краски, которыми поэт описывает просыпающуюся при-
роду, будоражат воображение, и мы словно чувствуем запахи ве-
сеннего леса:
Как после мартовских метелей,
Свежи, прозрачны и легки,
В апреле —
Вдруг порозовели
По-вербному березняки.

И конечно, в лирике поэта-фронтовика военная тема остается
одной из основных. Стихотворения «Я убит подо Ржевом», «В тот
день, когда окончилась война», «Партизанам Смоленщины» и мно-
гие другие Твардовский посвятил воинам, павшим и живым, кото-
рые не щадили себя «ради жизни на земле».
А. Т. Твардовский не избежал общей печальной участи — необ-
ходимости восхвалять вождя, все великие и страшные переломы.
Но я уважаю и люблю Твардовского за то, что он одним из первых
в советской литературе начал борьбу против сталинизма. За то, что
он, будучи редактором журнала «Новый мир», вопреки нежеланию
многих, опубликовал повесть никому тогда не известного писателя
А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». За поэму
«Теркин на том свете», за образ созданного им простого русского
солдата Василия Теркина. И за то, что чувствовал свою личную от-
ветственность за страшные события в нашей истории и выносил
свое покаяние на суд читателей:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, —
Речь не о том, но все же, все же, все же...
168
А. И. СОЛЖЕНИЦЫН
ТРАГИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
В ТВОРЧЕСТВЕ А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА

Как лихо может измениться жизнь человека за несколько лет.
Так уж случилось, что и в России в XX веке произошло множество
событий, которые очень серьезно меняли ход ее истории.
Александр Исаевич Солженицын пережил вместе с Россией и ее
народом все тяготы как военной, так и послевоенной жизни. Сол-
женицын писал о том, что пидел сам. Солженицын описывает отде-
льное событие в своих произведениях. Он не пытается «захватить»
сразу всю Россию. Но с помощью этого одного эпизода можно по-
нять, что происходило в каждом селе. Можно понять, как жила
страна, как жили люди в это время.
Описывая послевоенную Россию, Солженицын выступал как ис-
торик. Первым сказал правду. Обнищавший народ, который рабо-
тал за грамоты и ради великих идей, которые выдвигали руководи-
тели страны. Отсутствие морали, равнодушие людей. Россия, опи-
сываемая Солженицыным, — это тоталитарное государство, в кото-
ром у человека нет почти никаких прав, но очень много обязанно-
стей.
В своих произведениях Солженицын показывает кризис русской
деревни, который начался сразу после семнадцатого года. Сначала
Гражданская война, затем коллективизация, раскулачивание кре-
стьян. Крестьяне были лишены собственности, они потеряли сти-
мул в работе. А ведь крестьянство позже, во время Великой Отече-
ственной войны, прокормило всю страну. Жизнь крестьянина, его
быт и нравы — все это очень хорошо можно понять с помощью про-
изведения, которое А. И. Солженицын написал в 1956 году. «Мат-
ренин двор» — это автобиографическое произведение. Главный ге-
рой в нем — это сам автор. Это человек, который отсидел в лагерях
большой срок (маленьких тогда просто не давали), который хочет
вернуться в Россию. Но не в ту Россию, которая была изуродована
цивилизацией, а в глухую деревню, в первозданный мир. Где будут
печь хлеб, доить коров и где будет прекрасная природа: «На взгор-
ке между ложков, а потом других взгорков, цельно-обомкнутое ле-
сом, с прудом и плотиной. Высокое поле было тем самым местом,
где не обидно бы и жить и умереть. Там я долго сидел в рощице на
пне и думал, что от души бы хотел не нуждаться каждый день зав-
тракать и обедать, только бы остаться здесь и ночами слушать, как
ветви шуршат по крыше — когда ниоткуда не слышно радио и все
в мире молчит».
Многие люди просто не поняли его намерений: «Тоже и для них
редкость была — все ведь просятся в город, да покрупней». Но,
увы, он разочаровывается: всего того, что он искал, он не нашел, в
деревне та же социальная нищета: «Увы, там не пекли хлеба. Там
не торговали ничем съестным. Вся деревня волокла снедь мешками
.из областного города».
Перед глазами главного героя предстает реальный быт кресть-
янства, а не то, что обычно говорили на съездах партии — кресть-
169
янство обнищало. Оно утратило вековые хозяйственные традиции.
Он видит дом своей хозяйки Матрены. В этом доме можно жить
лишь летом, да и то только в хорошую погоду. Быт в доме ужас-
нейший: бегают тараканы и мыши. Людям в деревне Торфопродукт
нечего есть. Матрена спрашивает, что приготовить на обед, но ведь
реально, что, кроме «картови или супа картонного» ничего другого
из продуктов просто нет. Нищета заставляет людей воровать. Руко-
водители уже запаслись дровами, а о простых людях просто забы-
ли, а людям нужно как-то существовать, и они начинают воровать
торф у колхоза. Государство не интересуется, как живут такие лю-
ди, как Матрена. Их права ничем не защищены. Матрена всю
жизнь проработала на колхоз, но ей не платят пенсию, потому что
она ушла из колхоза раньше, чем ввели пенсии. Ушла она из-за бо-
лезни, но это никого не интересует.
Солженицын в рассказе «Матренин двор» показывает моральное
падение людей, стесненных социальными невзгодами. Фаддей
больше переживает не о смерти своего сына или Матрены, женщи-
ны, которую он когда-то любил, а о тех дровах, которые он оставил
на переезде.
Своим рассказом Солженицын ставит много вопросов и сам же
на них отвечает. Колхозный строй оправдал себя во время войны, а
теперь он прокормить страну не может. Уродство монопольной вла-
сти. Деревней командуют горожане, приказывают, когда сеять,
когда жать.
Солженицын в своем рассказе не высказывает идей, как нужно
изменить мир, он просто правдиво описывает русскую деревню, без
прикрас, и в этом его истинная заслуга как литератора. Он показал
народу суровую правду жизни.

ТРАГИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ В ТВОРЧЕСТВЕ
А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА (По рассказу «Матренин двор»)

Многие страницы в творчестве Солженицына повествуют об
истории России. Эта тема не случайно выбрана автором. В ней он
пытается передать все свои знания и переживания того времени.
1956 год — это время насилия и деспотии. Народ несет на себе
тяжелый груз, под которым сгибается спина. Жизненные нравы
и условия быта народа будут показаны в его произведениях.
Правда, горькая правда жизни не будет скрыта в рассказах Сол-
женицына. Произведения писателя пропитаны болью, страданием
людей. Читая его рассказы, оставаться равнодушным невозмож-
но. Примером является известный рассказ Солженицына «Матре-
нин двор», где будет также описана нищета, боль и несправедли-
вость.
Начинается этот рассказ с того, как учитель математики пыта-
ется поселиться в какой-либо деревушке. Объездив несколько дере-
вень, ему люба стала та, где жила женщина лет шестидесяти, Мат-
рена. Это место было похоже на многие того времени. Оно не отли-
чалось богатством, а наоборот, его поглощала бедность.
Дом Матрены не светился от чистоты и не был добротно сде-
лан: «Дом Матрены стоял тут же, неподалеку, с четырьмя оконца-
170
ми в ряд на холодную некрасную сторону, крытый щепою, на два
ската и с украшенным под теремок чердачным окошком. Дом не
низенький — восемнадцать венцов. Однако изгнивала щепа, посе-
рели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и про-
редилась их обвершка». Автор подробно описал Матренин дом,
показав тем самым нищету русского крестьянина. «Просторная
изба и особенно лучшая приоконная ее часть была уставлена по
табуреткам и лавкам — горшками и кадками с фикусами. Они за-
полнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой. Они
разрослись привольно, забирая небогатый свет северной стороны.
В остатке света и к тому же за трубой кругловатое лицо хозяйки
показалось мне желтым, больным. И по глазам ее замутненным
можно было видеть, что болезнь измотала ее». Матрену «измотала
болезнь», и это действительно так. Матрена много болела, а ино-
гда не вставала с печи. Женщина, которая всю жизнь провела в
труде, не видела в жизни ни добра, ни тепла. Пятнадцать лет на-
зад она была замужем и имела шестерых детей. Но муж не вер-
нулся с войны, а дети один за другим умерли. В этой жизни она
была одинока: «Кроме Матрены и меня, жили в избе еще: кошка,
мыши и тараканы».
Эта женщина многое в жизни пережила, но даже не была удос-
тоена заслуженной пенсии: «Наворочено было много несправедли-
востей с Матреной: она была больна, но не считалась инвалидом;
она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заво-
де — не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было
только за мужа, то есть за утерю кормильца». Такая несправедли-
вость царила в то время во всех уголках России. Человек, который
своими руками делает добро для страны, не ценится в государстве,
его втаптывают в грязь. Матрена за всю свою трудовую жизнь за-
служила пять таких пенсий. Но пенсию ей не дают, потому что она
в колхозе получала не деньги, а палочки. А чтобы добиться пенсии
за мужа, нужно потратить много сил и времени. Она очень долго
собирала бумаги, потратила время, но все зря. Матрена так и оста-
лась без денег. Эта нелепость законов скорее вгонит в гроб челове-
ка, чем обеспечит его материальное положение.
Так несправедлива жизнь к Матрене. Государство не интересу-
ется, как живут такие, как Матрена. Показан бюрократический ап-
парат, который работает не для человека. Перечеркнут лозунг:
«Все для человека». Богатство не принадлежит народу, люди —
крепостные у государства. Именно такие проблемы затрагивает
А. И. Солженицын.
Главная героиня не имеет даже скота, кроме козы: «Все животы
ее были — одна грязно-белая криворогая коза». Еда у нее состояла
из одной картошки: «По воду ходила и варила в трех чугунах: один
чугун — мне, один — себе, один — козе. Козе она выбирала из под-
полья самую мелкую картошку, себе — мелкую, а мне — с куриное
яйцо». Болото бедности засасывает людей, а хорошей жизни не
видно.
Взять случай с торфом: «Стояли вокруг леса, а топки взять бы-
ло негде. Рычали кругом экскаваторы на болотах, а только вез-
ли — начальству». Это говорит о том, что все достается только тем,
171
кто распределяет, то есть начальству. А воровать приходится чест-
ным людям, потому что не остается другого выхода, иначе —
смерть. «Что ж, воровали раньше лес у барина, теперь тянули торф
у треста». Здесь показана покорность народа. Крестьяне терпят
произвол и воруют.
Но Солженицын показывает не только материальное обнища-
ние, но и духовное. У окружающих Матрену людей происходит де-
формация нравственных понятий: добро — богатство. При жизни
Матрены родня начинает делить дом (горницу). Полуразрушенную
горницу перевозят на тракторе. Трактор застревает и попадает под
скорый поезд. Из-за этого погибает Матрена и еще два человека.
Жадность овладевает людьми. Фаддей, который в прошлом любил
Матрену, на похоронах переживает не о ее смерти, а о бревнах. Ему
дороже богатство, чем человеческая жизнь.
Эта среда, в которой живут люди, доводит их до воровства, жад-
ности и потери нравственных ценностей. Люди портятся и стано-
вятся жестокими. Но Матрена сохранила в себе человека. Прекрас-
но показан чисто русский характер Матрены. Доброта и сочувствие
ко всему живому. Матрену всю жизнь обижали. Но в чем же источ-
ник ее души? В работе — отвлечение от всего, вдохновение, забота.
Силы она черпает в природе. Убогий быт Матрены не сделал убо-
гим ее сердце и душу.
Трагедия заключается во всей нелепости и жестокости устройст-
ва общества. Нищета и убогость условий доводит человека до зве-
риных поступков. На народе держится государство, и надо все си-
лы вкладывать во благо народа. Будет жить хорошо народ, будет
хорошо и государству. Нужно не забывать людей, а просвещать и
учить добру и правде. Только тогда из людей вырастут духовно бо-
гатые личности.

ТРАГИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
В ТВОРЧЕСТВЕ А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА

<< Пред. стр.

страница 22
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign