LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 20
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

рористическая работа Половцева и его окружения. Это не поединок
героев, а социальный конфликт, имеющий историческую основу.
Потерпели крах авантюрные планы врагов.
Шолохов в этом романе остается строгим историком. Материал
в его существенных моментах имеет документальную основу, на-
званы точные даты.
На мой взгляд, характерная особенность сюжета — насыщен-
ность сложными событийными ситуациями, острый драматизм, ко-
торый смягчается иногда комическими сценам. Таковы бесконечные
россказни деда Щукаря о «сурьезных случаях* в его жизни. Что же
касается особенности композиции романа, то она заключается в том,
что М. Шолохов чередует главы, изображающие процесс коллекти-
визации, с главами, в которых подготавливается мятеж на Дону.
Мне кажется, что все то, что касается сюжета, композиции и
языка, достойно уважения и восхищения, так как в романе «Под-
нятая целина» всего в достатке. И хотя на первый взгляд может
показаться, что в романе не хватает описания природы, на самом
деле Шолохов раскрывает реальную данность, в самом обыкновен-
ном находит необыкновенное. Вот именно этим и скрашивается эта
«нехватка» описания.
Я считаю, что Шолохов — тонкий мастер психологического
портрета, он раскрывает душу человека в ее цельности и сложно-
сти. Он не боится изобразить и ограниченность своих героев, кото-
рая порождена прежними условиями их жизни. Но одновременно и
поражает огромным богатством мыслей, чувств, переживаний, ко-
торые они несут в себе.
Шолохов показывает бесконечное многообразие человеческих
характеров, людских судеб во всей достоверности их индивидуаль-
ных особенностей, жизненных красок. Решение судьбы каждого
персонажа воспринимается как единственно верное, неизбежное,
обусловленное всем развитием характера, хотя бы и изобилующим
самыми крутыми поворотами.
149
Прочитав великолепный, на мои взгляд, роман «Поднятая цели-
на», я была поражена и восхищена простым и понятным языком.
Роман изображает одну из эпох ломок общественного уклада, автор
сумел посмотреть на жизнь глазами народа. Язык и поведение ге-
роев романа, их мысли и чувства типичны для крестьянской массы
в эпоху коллективизации. Все это говорит о том, что «Поднятая це-
лина* — подлинно народное произведение. И народ отлично пони-
мает язык этого романа, он живет в нем, потому что это произведе-
ние о нем.

ТЕМА ВОЙНЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
(«Донские рассказы» М. А. Шолохова)

Война — это большая беда для любого человека. Так было во
все времена. Это всеобщая беда, сплачивающая народ в единое це-
лое. В такие времена люди забывали о своих личных проблемах и
обидах, объединялись и делали все для победы над врагом, был ли
это Батый или Гитлер. Находились во все времена предатели и тру-
сы, но это была капля в море. Войны эти называли отечественны-
ми, когда люди боролись за свою независимость; мировыми, когда
боролся друг с другом почти весь мир. Наша многострадальная
Россия еще прошла войну — Гражданскую; войну между гражда-
нами одного государства. На мой взгляд, это самая большая беда.
Если есть один общий враг для всего народа, то и правда для всех
одна. В Гражданскую войну были две правды — старая и новая. И
обе стороны были правы. Это война сделала врагами не только бед-
ных и богатых, но и отцов и детей, братьев и сестер, сделала врага-
ми совершенно близких и родных людей.
Революция всколыхнула, нет, взорвала Россию. Никто не остал-
ся в стороне. Чудовищный смерч обрушился на страну, неся разру-
шения и смерть.
Во всех уголках России: в городах и в маленьких селениях —
шли жаркие споры о дальнейшей судьбе и жизни. В донских каза-
чьих станицах — тоже война. В смертельной схватке встречаются
командир эскадрона Николка Кошевой и атаман банды («Родинка»
М. Шолохова). Николка вырос без отца, который пропал в герман-
скую войну, мать умерла. Хлебнул он горя, а потом ушел с красно-
армейцами воевать с Врангелем. Атаман семь лет не видел родной
земли. Сначала германский плен, потом Врангель, теперь банда.
Устали от войны оба. Мечта Николки пойти учиться, закаменев-
шая душа атамана тоскует по земле. И вот в бою они встречаются,
полные ненавистью друг к другу; атаман убил Николку и, сняв с
него сапоги, увидел родинку на ноге и узнал в своем враге сына. Не
высказать словами горе отца, уже не имеет значения вся эта куте-
рьма, белые, красные... Жизнь кончена, незачем жить, держа в
объятиях найденного сына, атаман-отец застрелился.
Вообще в каждом из «Донских рассказов» Шолохова мы сталки-
ваемся с той драмой, на которую толкнула Гражданская война лю-
дей.
Другой отец, из рассказа «Семейный человек», своими руками
убил двух своих сыновей, но не из-за ненависти, он очень любил их
150
обоих, но ценой их жизни он старался спасти жизни еще семерых
своих детей. Старшие сыновья, Данила и Иван, ушли к красным и
попали в плен к своим же казакам. Отцу было предложено самому
расправиться с ними и тем самым доказать свою преданность каза-
честву. Он мог бы отказаться, но где была гарантия, что его не убь-
ют вместе с ними, а семеро малых детей пропадут. Как расценивать
его поступок? Зверь? Трус, предатель? Или, наоборот, человек, об-
ладающий огромной внутренней силой? Не каждый может взять на
себя такое —- до конца жизни носить в себе огромную душевную
боль. Он сам себе судья. Он день и ночь работает, чтобы вырастить
детей, и горько слышать ему упреки дочери. Он остается не поня-
тым своими детьми, теми, из-за которых он пошел на это.
А вот еще отец, из рассказа «Бахчевник». Этот отец четко опре-
делил для себя, кто ему друг, а кто ему враг. Его избирают комен-
дантом военно-полевого суда станицы, он от души радуется этому.
Он «блюдет казачью честь», избивает старшего сына за то, что Фе-
дор общается с большевиками, тот вынужден уйти к красным. Этот
отец убивает свою жену за то, что та носила продукты пленным.
Отказывается от младшего Митьки, бросив его на произвол судьбы.
Четко служа казачеству, он отправляет на расстрел старшего Федо-
ра, попавшего в плен, а потом тщательно разыскивает его после по-
бега. Этот отец, оставшись бы он в живых, убил бы обоих сыновей,
и рука бы у него не дрогнула бы.
Война пробуждала не только ненависть, но и такие чувства, как
сострадание, милосердие, любовь.
Старики, Гаврила и его жена, вырастили единственного сына
Петра, надежду и опору. В огне Гражданской войны погиб Петр от
рук красных. В сердце старика Гаврилы огромное горе и боль пре-
вращаются в лютую ненависть к большевикам. И вот на его глазах
белоказаки убивают большевика, и, вместо злорадства и торжества,
его сердце сжимается от жалости. Они со старухой выхаживают по-
лумертвого красноармейца Николая, прикипают к нему всем серд-
цем, любят, как своего сына.
А какие страдания выпали на долю матерей! Как можно было
объяснить матери, что один ее сын — друг, а другой — враг? Она их
родила, вскормила, вырастила. В «Бахчевнике» мать умоляет мужа
не трогать сыновей, несет продукты пленным красноармейцам, пе-
реживая за своего сына, поплатившись за это своей жизнью.
Это все касалось людей родных, а что же говорить о совершенно
посторонних людях, встречавшихся в этой войне? В войну были во-
влечены люди, убежденные в своей правоте, и люди, случайно по-
павшие в силу тех или иных обстоятельств. В белой армии офице-
ры сознательно воевали за Россию, которая была, в Красной Армии
воевали за будущую Россию, за светлое будущее, которое они рисо-
вали в своем воображении. А простые солдаты с той или другой
стороны, а обычно это были простые рабочие и крестьяне, воевали
за то, в чем их убеждали: белые за царя и Отечество, против боль-
шевиков. Красные — за землю и равенство. Но иногда случалось
так, что один и тот же человек сначала воевал на стороне одних
противников, а затем переходил на другую. Как Григорий Меле-
хов, который запутался и не мог понять, на чьей же стороне прав-
151
да. Даже сейчас, спустя многие годы, мы до сих пор не знаем, на
чьей стороне все-таки была правда. Ведь до сих пор нам навязыва-
ют свое мнение люди, стоящие во главе государства.

МОЕ ЛЮБИМОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ —
РАССКАЗ М. А. ШОЛОХОВА «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»

Впервые я познакомилась с произведениями Шолохова в один-
надцатом классе. Меня сразу увлек сюжет романа «Поднятая цели-
на», но когда я прочитала рассказ-эпопею «Судьба человека», то
была поражена вдвойне: это произведение позволило мне увидеть
истинное величие, силу и красоту обыкновенного русского челове-
ка Андрея Соколова. Рассказ о невосполнимых утратах, о страш-
ном горе пронизан у Шолохова верой в жизнь, верой в человека.
Меня поразила масштабность замысла писателя, «сверхзадача»,
которую он успешно решает. Трагическая история человеческой
жизни в ее связи с событиями мировой войны. Наивысшее истори-
ческое испытание для народа и государства и трагический надлом,
жизнь человека, на которую обрушились все несчастья войны.
Вот он появляется перед моим взором из неоглядной дали, из
бескрайней весенней степи, этот человек, высокий мужчина — и с
ним рядом мальчонка лет пяти-шести, былинка, доверчиво при-
льнувшая к сильному, обездоленному войной. Сиротинка. И снова
они уйдут вдаль...
На мой взгляд, «Судьба человека» явилась открытием той жан-
ровой формы, которая называется рассказ-эпопея. Поначалу ка-
жется, Шолохов возвращает читателя к традиционной срорме. В
рассказе должен был быть рассказчик — участник или свидетель
событий, — и автор, и слушатель. Жизненная история должна бы-
ла быть кем-то рассказана. Если произведение соответствует этим
условиям, то его жанр — рассказ. Отсюда традиционный зачин: где
и при каких обстоятельствах была услышана автором эта история.
Такой традиционный зачин для жанра есть и в рассказе Шоло-
хова. Но этим подобием, на мой взгляд, исчерпывается сходство
произведения с традицией. Я считаю, что в «Судьбе человека» нет
«частной» истории. Автор отобрал то, что позволяет осмыслить от-
дельную человеческую жизнь в связи с трагической сущностью
эпохи. Показал всю несовместимость доброго, мирного, человечно-
го я жестокого, варварски беспощадного к людям.
Как сейчас помню, в начале рассказа меня поразило описание
глаз Андрея Соколова. Эти глаза «даны», как в кино, крупным
планом. А кем эти глаза увидены? Человеком, чутким к чужому
горю и нужде. Наделенным огромной силой переживания. Он сам
уже во власти сострадательного чувства и заставляет читателя пол-
ной мерой жить этим мучительно-жестоким и добрым, очищаю-
щим и возвышающим чувством.
Звучит голос Андрея Соколова, предельно откровенная испо-
ведь-рассказ. И его волнение передается мне, я хочу разделить его
неразделимое горе. И вновь льется рассказ о невосполнимых утра-
тах... Я думаю, такими же чувствами переполнен и автор-повество-
ватель, который помогает читателю не только пережить, но и ос-
152
мыслить одну человеческую жизнь, как явление эпохи. Увидеть в
ней огромное общечеловеческое содержание и смысл.
Приглушенное напоминание «о вечном утверждении живого в
жизни» возвращает меня к одной из самых сокровенных тем, про-
ходящих через все творчество Шолохова. В «Судьбе человека» она
предваряет рассказ Андрея Соколова о том, как в чужой немецкой
земле он похоронил сына Анатолия. Как остался в полном одиноче-
стве... Как нашел в донской станине Ванюшу.
Напоминанием «о вечном утверждении живого в жизни» подго-
товляется авторское раздумье о будущем этих двух человек. В этом
раздумье, на мой взгляд, философско-смысловая кульминация рас-
сказа, обобщение всего узнанного, угаданного. Повествование как
бы переводится из трагического и безнадежного в тональность, про-
низанную героической верой и надеждой.
Но у человеческого чувства есть свои законы. Ему подвластно и
человечнейшее сердце автора. Звучит заключительный аккорд. Ко-
роткая песня-стон раненного чужой бедой человека. Пролилась
горчайшая мужская слеза.
Но в рассказе Шолохова прозвучал еще один голос — звонкий,
чистый детский голос, казалось не ведающий полной меры всех бед
и несчастий, выпадающих на человеческую долю. У них, у этих
граждан пяти-шести лет, есть свои полюбившиеся словечки. По-
явившись в начале столь беззаботно-звонко, Ванюша уйдет затем,
чтобы, я считаю, в финальных сценах стать непосредственным уча-
стником, действующим лицом высокой человеческой трагедии.
В -«Судьбе человека» гуманистическое осуждение войны, фа-
шизма не только в истории Андрея Соколова. С не меньшей силой
проклятия звучит оно и в истории Ванюши. С какой мучительно
сдерживаемой скорбью рассказывает об этом мальчике Андрей Со-
колов. Этот детский вздох тяжкой гирей ложится на весы истории,
на весы, обвиняющие тех, кто начал войну. На мой взгляд, высо-
кий гуманизм пронизывает эту короткую повесть о погубленном
детстве, о детстве, которое так рано узнало горе и расставание.
И какая же неистребимая сила добра, красота человеческого
сердца открывается нам в Андрее Соколове, в том, как он увидел
мальчика, в его решении усыновить Ванюшу. Он возвратил детству
радость. Он будет оборонять его от боли, страданий и скорби. Каза-
лось, все вычерпала война из этого человека, и все же, несмотря ни
на что, он остался человеком.
Я считаю, что в «Судьбе человека» звучит обращение ко всему
миру. К каждому человеку. Остановись на минуту. Подумай над
тем, что несет война, что может принести. Конец рассказа предва-
ряет неторопливое авторское раздумье — раздумье много видевше-
го и знающего в жизни человека. В этом раздумье утверждение ве-
личия и красоты истинно человеческого. Прославление мужества,
стойкости, прославление человека, устоявшего под ударами воен-
ной бури, вынесшего невозможное.
Эти две темы —- трагического и героического, подвига и страда-
ния — все время сплетаются в рассказе Шолохова, образуя слитное
полифоническое единство, определяя многое в жанре и стиле его.
В рассказе Шолохова, я считаю, продуманная и эмоционально
153
оправданная сюжетно-композиционная структура. Я бы назвала
композицию рассказа музыкальной, симфонической. Отчетливо
выделяются ведущие образы-лейтмотивы. Заметно деление на час-
ти внутри единого целого: вступление — начало, три части расска-
за Андрея Соколова. Это рассказ-размышление, дума о судьбах лю-
дей, поднятая из конкретно-событийного в огромный социально-ис-
торический и философско-этический план обобщений. В каждой
части рассказа Андрея Соколова есть, на мой взгляд, своя внутрен-
няя завершенность содержания, в то же время в каждой из них
звучат общие мотивы; повторяясь, они придают всему трагедийную
напряженность переживаний.
Первая часть рассказа Андрея Соколова вместила всю историю
довоенной жизни его, описания начала войны, прощание с семьей.
На мой взгляд, эмоциональный центр ее в рассказе об отношениях
с женой, с семьей. Он с мучительным напряжением ищет самых
точных слов, которые бы выразили, передали все то красивое, доб-
рое, что было в ней, его жене, друге. В них мучительное чувство
любви, верности на всю жизнь. Самый трагический лейтмотив рас-
сказа — прощание героя с женой,
Начало второй части рассказа повторяет этот же мотив беско-
нечно дорогой утраты. И когда Андрей Соколов узнает о том, при
каких обстоятельствах погибла его семья, в конце второй части
рассказа, вновь звучит его воспоминание о той утрате.
Третья часть рассказа Андрея Соколова и финал пронизываются
напряженным борением различных мотивов: трагического и герои-
ческого, всей безнадежности отчаяния, каждодневного непереноси-
мого страдания и блеснувшей надежды, поманившей детским голо-
сом жизни.
Таким образом, в судьбе Андрея Соколова с фашизмом вступает
в битву все доброе, мирно-трудовое, человеческое, социально про-
грессивное. Человек мира социализма, с его верой, с его надеждой,
с его идеалами, оказался сильнее войны. Он устоял под сокрушаю-
щими ударами самой страшной бури. Он вышел из нее победите-
лем. Это победительное, человеческое и давало основной героиче-
ский тон рассказу Шолохова.

ПОДВИГ ЧЕЛОВЕКА НА ВОЙНЕ
(По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы.
Да, можно голодать к холодать.
Идти па смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
К. Симонов

Никто не любит войну. Но на протяжении тысячелетий люди
страдали и гибли, губили других, жгли и ломали. Завоевать, завла-
деть, истребить, прибрать к рукам — все это рождалось в жадных
умах как в глубине веков, так и в наши дни. Одна сила сталкива-
лась с другой. Одни нападали и грабили, другие защищали и стара-
лись сохранить, И во время этого противостояния каждый должен
был показать все, на что способен. Примеров геройства, мужества,
154
стойкости и храбрости в русской истории достаточно. Это и нашест-
вие татаро-монголов, когда русским приходилось, не щадя себя,
драться за каждый клочок родной земли, когда их многомиллион-
ная армия вынуждена была неделями брать города, защищаемые
одной-двумя сотнями героев. Или во время нашествия Наполеона,
прекрасно описанного Толстым в «Войне и мире», мы встречаем
безграничную силу, мужество и единение русских людей. Героем
был и каждый отдельный человек, и весь народ. Чем больше стано-
вилось население земли, тем больше ненависти копилось в сердцах,
тем ожесточеннее становились войны. С развитием науки совершен-
ствовалась и военная техника, военное искусство. Все меньше зави-
село от каждого отдельного человека, все решалось в битвах огром-
ных армий и техники. И все-таки люди оставались определяющим
фактором. От поведения каждого зависела боеспособность рот, пол-
ков, армий. На войне нет сверхгероев. Герои все. Каждый соверша-
ет свой собственный подвиг: кто-то рвется в бой, под пули, другие,
внешне незаметные, налаживают связь, снабжение, работают на за-
водах до изнеможения, спасают раненых. Поэтому именно судьба
отдельного человека особенно важна для писателей и поэтов. О пре-
красном человеке поведал нам Михаил Шолохов. Много испытал ге-
рой и доказал, какой силой может обладать русский человек.
До войны жил он обычной, неприметной жизнью. Работал «в
плотницкой артели, потом пошел на завод, выучился в слесаря».
Нашел себе хорошую, добрую, любящую жену. Родились "у них де-
ти, пошли в школу. Все было спокойно, тихо, гладко. И стал чело-
век подумывать о счастливой старости. «А тут вот она, война». Все
надежды перечеркивает и заставляет расстаться с домом. Но долг
перед Родиной и перед самим собой заставляет Соколова смело ид-
ти на встречу с врагом. Ужасные мучения испытывает любой чело-
век, отрываясь от любимой семьи, и только по-настоящему мужест-
венные люди могут идти на смерть не только ради своего дома и
родных, но и ради жизни и спокойствия других людей.
Но воевать не так просто, как кажется. Во время боя трудно со-
блюдать порядок и ясность. Где враг, где свои, куда идти, в кого стре-
лять — все перемешивается. Так и Соколов в хаосе войны был конту-
жен и попал в плен. «Очнулся, а встать на ноги не могу: голова у меня
дергается, всего трясет, будто в лихорадке, в глазах темень...» Тут
его фашисты и взяли. И здесь, в плену, начинаются самые страшные
испытания. Люди отрезаны от Родины, шансов на выживание нет, а
еще издевательства и истязания. *Били за то, что ты — русский, за
то, что на белый свет еще смотришь...» Кормили плохо: вода, балан-
да, иногда хлеб. А работать заставляли с утра до вечера.
Но быть в плену — это не значит быть бесполезным стране. Это
не предательство, не слабость. Даже в плену есть место подвигу. Не-
льзя падать духом, надо верить в победу, верить в свои силы и не те-
рять надежды на избавление. Несмотря на то что человека лишили
погон, оружия, он все равно должен оставаться солдатом, до конца
быть верным своей Родине. Вот почему Соколов не может принять
предательства Крыжнева. Этот мерзкий и низкий человек готов вы-
дать друзей ради своей жизни. «Своя рубашка к телу ближе», — го-
ворит это ничтожество. И поэтому, исполняя свой солдатский долг,
155
Соколов своими руками задушил предателя и не испытал при этом
ни жалости, ни стыда, а лишь омерзение: «...будто я не человека, а
какого-то гада ползучего душил...» Много еще пришлось Соколову
увидеть и испытать в плену. Гоняли их по всей Германии, унижали,
заставляли гнуть спину. И не раз смерть проходила рядом. Но самое
сильное, самое острое испытание случилось с Соколовым при встре-
че с комендантом лагеря Б-14, когда реальная угроза смерти навис-
ла над ним. Именно здесь решалась судьба Соколова как солдата,
как настоящего сына Родины. Ведь умереть достойно тоже надо
уметь! Не пойти на поводу коменданта и сохранить человеческое до-
стоинство до конца смог Соколов. Не спасовал перед властью, а, на-
оборот, показал себя достойно. И несгибаемой волей Соколов отвое-
вал у судьбы право на жизнь. И даже немецкий офицер признал в
Соколове личность, а не раба, безропотно идущего на смерть.
С этого момента Соколову полегчало. Он даже устроился рабо-
тать шофером. Русские наступали и были уже близко. С необычай-
ной силой возросла в Соколове тяга'к Родине. И страх, и чувство
опасности отступили на второй план, рискуя жизнью — всем, что у
него осталось, — Соколов прорывается через линию фронта. «Ми-
лый ты мой губошлеп. Сынок дорогой! Какой же я тебе фриц, ког-
да я природный воронежец?» — восклицает он при встрече со свои-
ми. Радость его неизмерима.
Многотрудна, страшна была судьба Соколова. Он потерял близ-
ких, родных. Но важно было не сломаться, а выстоять и остаться
солдатом и человеком до конца: «На то ты и мужчина, на то ты и
солдат, чтобы все вытерпеть, все снести..,» И главный подвиг Соко-
лова в том, что он не зачерствел душой, не обозлился на весь свет,
а остался способным любить. И Соколов нашел себе «сына», того
самого человека, которому он отдаст всю свою судьбу, жизнь, лю-
бовь, силы. С ним будет и в радости и в горе. Но ничто не изгладит
из памяти Соколова этот ужас войны, его понесут с собой «глаза,
словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смер-
тной тоской, что в них трудно смотреть».
Соколов жил не ради себя, не ради славы и почестей, а ради
жизни других людей. Велик его подвиг! Подвиг во имя жизни!

ПОДВИГ ЧЕЛОВЕКА НА ВОЙНЕ
(По роману «Они сражались за Родину»
и рассказу «Судьба человека» М. А. Шолохова)
Родина наша — колыбель геро-
ев, огненный горн, где плавятся
простые души, становясь крепки-
ми, как алмаз и сталь.
Л. Н. Толстой

Михаил Александрович Шолохов — писатель, в чьем творчестве
отразилась жизнь родного народа на рубежах, которые становятся
историческими вехами. Одна из наиболее ярких глав жизни рус-
ского народа связана с годами Великой Отечественной войны.
В начале войны Шолохов был призван в ряды Советской Армии
как комиссар запаса, где стал военным корреспондентом «Правды»
156
и «Красной звезды». С первых дней войны Шолохов посвятил свое
творчество служению народу, вступившему в смертельную схватку
с фашистами. Поэтому глубоко патриотическая тема — подвиг че-

<< Пред. стр.

страница 20
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign