LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 19
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

значило писать о революции, о новой жизни, о новой эпохе, о но-
вом человеке. «Разгром» был задуман в первые послеоктябрьские
годы, потому что еще свежи были воспоминания о событиях Граж-
данской войны на Дальнем Востоке, в которой участвовал автор. В
«Разгроме» мы видим отношение Фадеева к войне как к злу, кото-
рое несет в себе кровь, страдания, смерть. Но Фадеев смотрит на
войну не как наблюдатель, а как непосредственный участник собы-
тий, В своем романе автор отразил пробудившееся сознание народ-
ных масс в новых условиях.
Чтобы подробнее рассмотреть «Разгром», необходимо кратко пе-
редать содержание. В романе идет речь о неоднородной партизан-
ской массе. Революционная волна затрагивала интересы всех групп
населения. Один из главных героев, партизанский командир Ле-
винсон, — человек «правильной породы», которого все любили и
уважали. Его маленький партизанский отряд испытывает голод,
усталость, лишения, постоянные угрозы для жизни, смерть многих
и многих. Я вижу, что события разворачиваются на окраинах быв-
шей царской России, в гуще народа, среди людей подавленных и
141
угнетенных. Представителями народа являются шахтерская масса,
из которой выделяется отчаянный Морозка, ответственный и ис-
полнительный Дубов, из крестьян — бывший пастух Метелица, че-
ловек отважный и смелый. Представителями интеллигенции явля-
ются Мечик и доктор Сташинский. Маленький партизанский отряд
Левинсона, пробираясь к своим, защищается от многократно пре-
восходящих сил противника, мужественно преодолевает различные
препятствия на своем пути. Финал романа драматичен. Отряд по-
падает в засаду, остается девятнадцать человек. Партизаны раз-
громлены, но в конце романа я вижу светлое и ободряющее начало,
которое показано через отчаянный подвиг Морозки. В последних
строчках романа мы видим надежду автора на светлое будущее, ко-
торое выражается в словах: «нужно было жить и исполнять свои
обязанности».
Теперь обсудим героев романа, каждый из которых индивидуа-
лен на свой лад. Следует выделить из персонажей командира отря-
да Левинсона, который не отличается яркой внешностью, но обла-
дает талантом руководителя. Левинсон чувствует на себе ответст-
венность за доверенных ему людей. Он настоящий большевистский
вожак, сознательный руководитель масс, человек «особой, правиль-
ной породы», готовый на самоотречение ради своих идеалов. Ле-
винсон пользуется настоящим уважением, служит примером подра-
жания юного Бакланова. Однако Фадеев, по-моему, несколько иде-
ализирует образ своего героя. Ведь если присмотреться вниматель-
но, то можно увидеть, что Левинсон вполне обыкновенный человек
со слабостями и недостатками. Дело в том, что он умеет таить и по-
давлять все свои страхи и сомнения, мучительные разлады. Левин-
сон очень искусно руководит людьми.
Юный Бакланов старается подражать своему командиру во всех
мелочах. Автор показывает, что помощник командира набирается
опыта для будущего. Фадеев рисует образ рассудительного Гонча-
ренко. Я считаю, что этот подрывник тоже является в какой-то ме-
ре человеком «правильным». Я читала, как четко и самоотвержен-
но действовал Гончаренко во время отступления, искусно взрывал
гать, как рассудительно и умно говорил с партизанами. Такие лю-
ди беспредельно преданы революции и ее идеалам, они знают, что
делают и куда идут, ради чего сражаются.
В романе мало персонажей, но зато Фадеев внимательно иссле-
довал каждую личность, ее становление и развитие. Поэтому преж-
де чем показать человека на вершине героизма, писатель изобража-
ет его в обычной обстановке. Фадеев показывает нелегкий быт пар-
тизан, их будничную жизнь. Например, Морозка прошел терни-
стый путь, превращаясь из партизана нерадивого в партизана «исп-
равного». В начале романа я вижу несознательность и недисципли-
нированность Морозки, его грубое обращение с Варей, которая хо-
тела чистой и искренней любви. Но это участие в борьбе дало нача-
ло его нравственному перевоспитанию. Его жизнь становится более
осмысленной, он старается постичь свои поступки и окружающий
мир. «Беспечное озорство» Морозки превращается в ответствен-
ность, происходит становление личности. В результате чего Мороз-
ка совершает поистине героический поступок в конце романа, по-
142
жертвовав своей жизнью ради товарищей. Выделяется в романе и
бывший пастух Метелица. Этот герой отважен и стремителен, его
храбрость восхищает окружающих.
Метелица сформировался сам по себе, в стихии трудовой жиз-
ни. В данном случае революция помогла герою не потерять свои
прекрасные качества. Он получает возможность использовать и
раскрывать их в полную меру. Меня восхищает Метелица: его
огонь, движение, хищные глаза, решительность, стремительность,
молниеносность. Фадеев показывал становление стихийности в со-
знательное начало на примере Морозки. Метелица же, по-мое-
му, — дополнение образа Левинсона. Сомнения и опыт командира
сочетаются с решительным Метелицей. Это можно наблюдать на
примере того, как ловко Левинсон подменяет стремительный план
Метелицы более спокойным и осторожным. Автор показывает до-
стоинства Метелицы, которыми не наделен Морозка. Но каждый
герой по-своему индивидуален и неповторим. Естественное поведе-
ние Морозки в начале романа характеризуется расхлябанностью,
хулиганством, бесшабашностью и безотчетностью многих поступ-
ков.
Но если Метелице и Морозке автор симпатизирует, то к Мечи-
ку Фадеев испытывает полную антипатию. Автор показывает, как
мелкобуржуазный интеллигент Мечик ищет романтики и героиче-
ских подвигов в Гражданской войне. Но, увидев обыденность, во-
ровство, издевательства, насмешки, ругательства в партизанской
массе, Мечик разочаровывается. Мечик морален, но его качества
проявляются только на словах, а не на деле. Мечик думает только
о спасении своей собственной жизни, он ненадежен. Соприкасаясь
со сложностью реальной жизни, он теряется, у него не остается
идеалов: ни желанного подвига, ни чистой любви к женщине. Его
трусость и неуверенность вскоре порождают предательство, кото-
рое Фадеев клеймит позором. Мечик обладает абстрактным гума-
низмом, который пассивен и не требует жестокости и суровости.
Однако этот гуманизм причиняет страдания. Пожалев Фролова,
Мечик сделал ему только хуже, причинил страдания. Его мораль
направлена против него. По-моему, он не создан для подвигов и
войны, да и вообще для такой жизни, в которой сейчас находится.
Его душа слишком изнежена, совестлива и ранима. Фадеев пока:
зывает, что партизанская среда не приняла этого интеллигента.
Автор подчеркивает ненужность интеллигенции в большевистской
борьбе. Но не все же интеллигенты такие, как Мечик.
Мне кажется, что Мечик просто не готов к борьбе, его неуверен-
ность и юный романтизм породили отрицательные качества. В ре-
зультате он предал товарищей. В становлении личности этого героя
большую роль сыграла городская среда. Фадеев не принимает Ме-
чика, хотя он симпатизирует врачу Сташинскому. Врач — это ин-
теллигент, но бесконечно предан своему делу, своим идеалам, кото-
рые никогда не предаст. Это показано на примере убийства Фроло-
ва. Даже в критических ситуациях нельзя убивать безнадежного
больного, но в данном случае не сделать этого тоже нельзя. Отсюда
я могу сделать вывод, что и интеллигенция в революции играет то-
же существенную роль.
143
Итак, на примере этого маленького отряда мы видим стихийное
и сознательное становление масс. Этим и определяется главная и
основная мысль «Разгрома». Фадеев определил ее так: «...в граж-
данской войне происходит отбор человеческого материала, все
враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей
революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции от-
сеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из
миллионных масс народа закаляется, растет, развивается в этой
борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей». В романе есть
и отбор, и отсев, и переделка людей. Но этот «отбор человеческого
материала» ведет сама война. В результате погибают лучшие лю-
ди, кто уже успел полюбиться читателю: Метелица, Бакланов.
После своего духовного становления героически погибает Морозка.
В отряде остаются такие никчемные люди, как Чиж. Но Фадеев
фанатично верил в то, что происходит прорыв к добру и справед-
ливости, к новой духовной жизни, к свободному радостному труду
без буржуев. Но действительность порой была совсем другой, реа-
лизм внедряется в жизнь, показывая героическую личность, воз-
вышая и развивая ростки коммунизма в воображении. Я хочу за-
метить, что исследование людей и событий не всегда ведет к поло-
жительному результату. Выявляются и отрицательные стороны,
которые нельзя скрывать и сглаживать, справедливость не всегда
бывает чистой.
Однако мы должны отдать должное Фадееву за то, что он ярко
раскрыл тему, идею и композицию романа, а также четко поста-
вил две основные концепции. Первая — это единство мира и чело-
века в нем, а вторая — гуманизм. Фадеев показал нам не только
партизанский отряд, но и картину крестьянской жизни, без кото-
рой немыслимо описание партизан, ведь почти все они рышли из
крестьян. Вспомним Метелицу и Морозку. Гончаренко утверждал
что в каждом из них сидит мужик. Автор показывает неразрыв-
ность людей и крестьянского мира. Гуманизм в «Разгроме» пока-
зан не через милостивое отношение к женам и детям противника,
а через воздействие новых отношений на характеры и личность
людей.
Основную тему и идею Фадеев определил в «переделке людей*.
Именно этой главной мысли и подчинена композиция. Персонажей
в романе немного, но автор внимательно исследует каждую лич-
ность. Этому глубокому анализу изменений внутреннего мира чело-
века в ходе борьбы и подчинена первая половина романа. Автор по-
вествует о человеке, о его судьбе, о его испытаниях. Не зря же на-
чало разгрома описано только в десятой главе. Но даже во время
военных действий Фадеев прежде всего показывает состояние, по-
ведение и переживания участников сражения. Автор довершает ха-
рактер героя его поступками. В своем романе автор утверждает не-
победимость народа в войне. Фадеев был настоящим солдатом пар-
тии, истинным борцом за светлое будущее. Конечно, он видел и
мрачные стороны действительности, но твердо верил, что вскоре
они исчезнут. И мы должны отдать должное Фадееву за такую пре-
данность делу, за самоотверженность и труд.
144
М. А. ШОЛОХОВ
ЖЕНСКИЕ СУДЬБЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА
(По роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»)

Ждет тебя много попреков жестоких,
Дней (трудовых, вечеров одиноких:
Будешь ребенка больного качать,
Буйного мужа домой поджидать,
Плакать, работать — да думать уныло,
Что тебе жизнь молодая сулила,
Чем подарила, что даст впереди...
Бедная! лучше вперед не гляди!
Н. А. Некрасов. «Свадьба»

XX век насыщен бурными историческими событиями, что на-
шло свое отражение в литературе.
Через многочисленные произведения русских писателей прохо-
дит противопоставление рокового хаоса истории и вечно прекрас-
ной любви. Герои М. Булгакова, М. Горького ищут в любви забве-
ния, спасения от трудных вопросов. Например, гимном любви и
вечной женственности заканчивается роман «Сестры» из трилогии
А. Толстого «Хождение по мукам»:
«Пройдут года, утихнут войны, отшумят революции, и нетлен-
ным останется одно только — кроткое, нежное, любимое сердце ва-
ше...»
Эти слова произносит Рощин Кате. Главные персонажи этого
произведения, Катя и Даша Булавины, — прекраснейшие героини
со сложными судьбами. Мне же более жизненными представляются
образы Аксиньи, Натальи и Дарьи из романа М. Шолохова «Тихий
Дон».
Аксинья отличалась привлекательностью, ее красоту не испор-
тили даже морщины, появившиеся от нелегкой жизни. Другая ге-
роиня, Дарья, восхищает читателей своей женственностью, энер-
гией. Наталью чисто внешне можно сравнить с серенькой уточкой.
Сам же автор часто подчеркивает в Аксинье — «жадные губы», в
Наталье — «большие руки», в Дарье — «тонкие ободья бровей».
Я думаю, что М. Шолохов делает это преднамеренно. Губы —
красота, страстность. Руки — терпение, старание достичь все своим
трудом. А брови — легкомыслие, неспособность на глубокое чувст-
во.
Героини М. Шолохова очень различны, но их объединяет полно-
та восприятия жизни.
У меня сложилось впечатление, что в те годы женская судьба,
как, впрочем, и в наше время, была нелегка. Если муж бил жену,
то это считалось в порядке вещей: раньше отец учил уму-разуму, а
теперь, стало быть, муж. Вот последствия такого отношения Панте-
лея Прокофьевича к своей жене:
«...в гневе доходил до беспамятства и, как видно, этим раньше
времени состарил свою, когда-то красивую, а теперь сплошь опу-
танную паутиной морщин, дородную жену».
Но так было всегда и почти в каждой семье. И люди восприни-
145
мали это как неизбежное и данное свыше. Был дом, была семья,
была работа на земле, были дети, о которых надо было заботиться.
И как ни трудна была ее доля, она твердо знала свое назначение. И
это помогало ей выстоять.
И случилось страшное — началась война. И не просто война, а
война братоубийственная. Когда вчерашние соседи стали врагами,
когда отец не понимал сына, а брат убивал брата...
Трудно было разобраться в происходящем даже умному Григо-
рию. А что делать женщине? Как ей жить?.. Мужья уходят, а их
жены остаются.
Судьбы Аксиньи и Натальи переплетены, зависимы одна от дру-
гой. Получается так, что если счастлива одна, то несчастна другая.
М. Шолохов изобразил как бы любовный треугольник, который су-
ществовал во все времена.
Наталья любила своего мужа всей душой:
«...жила, взращивая бессознательную надежду на возвращение
мужа, опираясь на нее надломленным духом. Она ничего не писала
Григорию, но не было в семье человека, кто бы с такой тоской и бо-
лью ожидал от него письма».
Эта нежная и хрупкая женщина приняла на себя всю меру стра-
дания, отпущенного жизнью. Она желала сделать все для сохране-
ния семьи. И, лишь ощутив бесполезность этого, решается на само-
убийство. Может быть, это эгоизм, вызванный ревностью, побудил
ее на этот поступок. Как бы то ни было, но Наталья изменилась.
Был ли такой переворот в жизни Аксиньи? Мне кажется, что был.
Возможно, он наступил после смерти Тани. Потеряв дочь, она «не
ведала ничего», не думала ни о чем... Ужасно. Мать жива, а дети
ее находятся в земле. Нет продолжателей жизни твоей, она как бы
прервана... И в этот тяжелейший момент своей жизни Аксинья
оказалась совершенно одна. И некому было помочь ей... Некому?
Но ведь нашелся один «сострадалец», близость с которым привела
к разрыву Аксиньи с Григорием. Судьба к Наталье в этом плане
была более милосердна. Эта героиня, к моему восхищению, облада-
ла поистине материнскими чувствами, которые объединили ее с
Ильиничной, но несколько отдалили от Дарьи, единственный ребе-
нок которой умер.
О случившемся с ребенком Дарьи сказано было мельком:
«...а дитё у Дарьи померло...»
И все. Никаких лишних чувств, эмоций... Этим М. Шолохов
лишний раз подчеркивает, что Дарья жила лишь для себя. Даже
кончина мужа ненадолго ее опечалила, она быстро оправилась.
Очевидно, Дарья не испытывала глубоких чувств к Петру, она про-
сто привыкла к нему.
Мне жаль ее. Дарья чужда семье Мелеховых. Она дорого запла-
тила за свое легкомыслие. Бедная! Боясь ожидания неизбежного,
теряясь от одиночества, решилась Дарья на самоубийство. И преж-
де чем слиться с водами Дона, она крикнула не кому-нибудь, а
именно женщинам, так как только они могли понять ее: «Прощай-
те, бабоньки!»
Незадолго до этого ушла из жизни и Наталья. После их смерти
Аксинья сблизилась с матерью Григория. И это естественно. Очень
146
жаль, что чувства, соединившие этих двух женщин, возникли так
поздно, буквально за шаг до смерти, которая поджидала каждую
из них. Произойди это раньше, быть может, они бы повлияли на
Григория, сумели бы сделать вместе то, что не под силу было сде-
лать каждой в отдельности.
Аксинья и Наталья умерли, наказав тем самым вершину треуго-
льника, оставив Григория на перепутье дорог.
Может быть, М. Шолохов с горечью поведал о судьбах женщин.
Но попробуйте изобразить лучше — не выйдет! Действительность
только тогда реальна, если она правдива, а иначе это не действите-
льность, а лишь пародия на нее.

ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА М. А. ШОЛОХОВА
«ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА»
О судьбе народа в годы коллективизации М. Шолохов рассказал
в романе «Поднятая целина». Сегодня известно много горького и
страшного о том времени, о трагических судьбах «старательных»
крестьян, которых государство уничтожало «как класс». Тревож-
ные ноты прозвучали в «Поднятой целине». М. Шолохов писал
свой роман по горячим следам событий, происходивших в деревне
и коренным образом перевернувших ее: ликвидация кулаков, мас-
совое движение крестьянства в колхозы.
Трудно найти человека, который не следил бы с волнением за
драматическими эпизодами становления колхоза в Гремячем Логу,
трудностями жизни Семена Давыдова, Макара Нагульнова и Анд-
рея Разметнова, не смеялся над шуточками деда Щукаря.
Основа сюжета состоит в том, что в деревню было послано двад-
цать пять тысяч лучших рабочих-коммунистов, потому что это был
самый ответственный участок работы. Такими посланцами партии
оказались Давыдов, Нагульнов и Разметнов.
Слесарь Семен Давыдов выступил в роли организатора коллек-
тивного крестьянского хозяйства. «Прямо от станка — в колхозные
начальники». О деревенском труде ничего не знает, «готов по при-
казу партии и урожай дважды в год снимать, как в Египте», зато
вооружен райкомовскими инструментами и распознает кулака по
образу, знакомому из газетных статей и агитационных листков. С
легкостью обвиняет он своих оппонентов, которые хоть как-то пы-
таются сдержать его «коллективизаторский» пыл, учитывать не-
простой «текущий момент». Он не сомневается в правомерности
раскулачивания. Колхозники ходят по дворам, забирают все нажи-
тое не одним поколением за многие годы, переписывают посуду,
одежду, мебель, ломают замки на сундуках и амбарах, снимают
одежду даже с самих хозяев, но не дрогнет сердце Давыдова. Даже
Андрей Разметнов отказывается идти раскулачивать, «с детишка-
ми... воевать». «Да разве это дело?.. Или у меня сердце из самород-
ка?» — говорит он. Но собственное несчастное детство мешает Да-
выдову увидеть беду чужих детей. В образе Давыдова соединились
трагедия человека не на своем месте и трагедия деревни.
Макар Нагульнов — секретарь Гремяченской партячейки. Он
прошел через мировую войну, «газы нюхал, был отравленный», ге-
147
ройски сражался в Гражданскую войну. Война стала главным делом
его жизни, там «жизни грош цена, и Богу грош цена», это и отрави-
ло Нагульнова не меньше газов. Через десять лет после войны Макар
все еще воюет, для него уже другой жизни быть не может.
Их оппонентами являются противники Советской власти. Яр-
ким их представителем является Яков Лукич Островнов.
Яков Лукич Островнов, будучи прекрасным хозяином и опыт-
ным агрономом, который делал все «по науке», в романе изображе-
н между двух огней: Давыдовым и Половцевым. Островнов был в
хуторе не из бедных и, конечно, был против коллективизации и
колхозов, потому-то он и согласился выполнять приказ Половцева
разваливать колхозное хозяйство. Но, как настоящий хозяин, лю-
бящий свое дело, он не мог постоянно вредить делу. В работе он за-
бывался, движение и озабоченная суета хутора доставляли ему ис-
тинное удовольствие. В мучительной раздвоенности души жил этот
человек, совершающий странные поступки, мечущийся между
страхом разоблачения и ненавистью к новой власти. В романе дана
не только недвусмысленная оценка коммунистов — создателей кол-
хоза, но и отражены ее конкретные формы, например воспомина-
ния Нагульного о том, как он агитировал середняков вступить в
колхоз — принуждением и наганом. Да и вся история гремяченско-
го колхоза, изображенная писателем, не создает впечатления бла-
гополучия ее членов.
В «Поднятой целине» мир показан как бы в другом измерении:
казаки словно утратили голос, ни одна песня не звучит в хуторе на
протяжении всего действия — не то что в «Тихом Доне». Можно
вспомнить о большом числе человеческих смертей на протяжении
сравнительно небольшого романа. Например, за восемь месяцев
жизни в хуторе скончалось одиннадцать человек, и только дед
Агей умер естественной смертью, кроме того, упоминается о смерти
еще двадцати человек.
В ряде эпизодов романа запечатлены такие проявления зверства
и жестокости, каких не было в «Тихом Доне», например, Копро-
вых, смерть матери Островнова. Впечатление от этих сцен усилива-
ется тем, что они введены в атмосферу обычной, даже будничной,
жизни.
В финале романа звучит взволнованное слово автора, посвящен-
ное героям: «...Вот и отпели донские соловьи дорогим моему сердцу
Давыдову и Нагульнову, отшептала им поспевающая пшеница, от-
звенела по камням безымянная речка, текущая откуда-то с верхов
Гремячего буерака... Вот и все!»

РАЗМЫШЛЕНИЯ О РОМАНЕ М. А, ШОЛОХОВА
«ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА»

Я хочу рассказать вам о моем любимом произведении. Это ро-
ман М. Шолохова «Поднятая целина». Я жалею, что познакоми-
лась с этим произведением так поздно, потому что для меня оно от-
крыло новый мир, показало всю сложность жизни тех дней, красо-
ту мира, человеческих чувств, народного слова. Я стала зорче смот-
реть на людей, открыла для себя, что они не так просты, как могут
148
показаться, когда видишь их, людей с огрубевшими руками и не-
многословной речью, за тяжелым трудом, на ветрах, под дождем и
палящим солнцем. Нет, они наделены и умом и красивыми чувст-
вами. Шолохов помог мне еще больше полюбить родной народ.
Мне очень трудно выразить те чувства, которые возникли во мне
во время чтения данного романа. Читая «Поднятую целину», я в
прямом смысле слова окунулась в жизнь гремяченцев. Вместе с ни-
ми я переживала и боль, и радость, и потери близких, таким обра-
зом, они стали для меня близки, как были близки для Шолохова.
На мой взгляд, очень интересно название романа. Целина — это
незапаханная, не подвергшаяся обработке земля. «Поднятая» же
целина — это вспаханная земля, которая, казалось, никогда не
превратится в плодородную землю, которая может дать богатый
урожай. Название произведения символично. Эта символичность
параллельна сюжету романа. Давыдов — главный герой — приехав
в Гремячий Лог, начинает «вспахивать» не только землю, но и
жизни людей. А зеленые ростки — это новые люди, которые заново
познают жизнь. Но как и на целине попадаются камни, так и в де-
ятельности членов партии, активистов ведется вредительство, тер-

<< Пред. стр.

страница 19
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign