LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 17
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

надеждой на лучшее и своими книгами призывал образумиться лю-
дей, толкающих страну к гибели: «Все пройдет. Страдания, муки,
кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и
тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного челове-
ка, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить
свой взгляд на них? Почему?»

МОЙ М. А. БУЛГАКОВ («Люди как люди»)

Для меня М. А. Булгаков является одной из величайших зага-
док человеческого гения. Все без исключения его творения выделя-
ются из огромной массы произведений XX века. Они слишком не-
похожи на других, оригинальны и неожиданны, чтобы быть неуз-
нанными. Спектр проблем, поднимаемых писателем в произведени-
ях, необычайно широк и разнообразен. Чувствуется, что он любит
человека, искренне интересуется всеми проявлениями человече-
ской натуры, порой нелицеприятными. В булгаковских произведе-
ниях есть любовь и ненависть, жадность и бескорыстие, Бог и дья-
вол. Произведением, ставшим вершиной его художественного ге-
ния, явился роман «Мастер и Маргарита». За него Булгаков борол-
ся до конца жизни. Роман вобрал в себя все философские, нравст-
венные и социальные проблемы, интересующие писателя, стал гло-
бальным историческим трудом, затребовавшим долгой и кропотли-
вой архивной работы.
Однако для меня это произведение интересно не столько как ве-
ликолепный исторический труд и щемящая любовная драма,
сколько как блистательное сатирическое произведение, раскрыв-
шее один из интересных периодов в истории нашей страны, не по-
хожий ни на один известный ранее и имеющий свой ни на что не
похожий стиль жизни, — период нэпа.
Булгаков неподражаем как сатирик. Невозможно без улыбки
читать портретное описание героев, с которыми связана сатириче-
ская линия романа. А чего стоит сценка погромов в Торгсине и
Грибоедове, устроенных неразлучной парочкой Коровьевым и Беге-
мотом. Эти сцены необычайно красочны и живы, Булгаков язвите-
льно насмехается над существующим порядком, когда важным ста-
новится не человек, а его документы.
Коровьев на требование предъявить его писательское удостове-
126
рение изрекает: «Чтобы убедиться в том, что Достоевский — писа-
тель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение?* А в
сцене в Торгсине он произносит душещипательную тираду о защи-
те прав «бедного человека, горемыки» и призывает бить иностран-
цев, произнося «глупейшую, бестактную и, вероятно, политически
вредную вещь*. И, как это ни странно, он находит сторонников
среди посетителей гастронома: тщедушный старичок бросает куле-
чек с миндальными пирожными и бьет иностранца по голове.
Булгаков словами Воланда говорит: «Люди как люди... и мило-
сердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди». И дей-
ствительно, на протяжении романа эти самые жестокие, глупые и
пошлые люди проявляют признаки человеческого сочувствия и
доброты: публика просит Воланда вернуть голову Бенгальскому,
молящему о помощи; милосердная фельдшерица Прасковья Федо-
ровна заботится о каждом больном клиники доктора Стравинского.
Воланд прощает людям многие слабости потому, что они — лю-
ди — были такими испокон веков. Во все времена главными люд-
скими пороками были жадность и трусость. С древности за деньги
покупалось все: любовь, дружба, честь и совесть. Иуда продал Хри-
ста за тридцать сребреников. Превыше денег ценилась лишь
власть; боязнь потерять власть заставила Понтия Пилата отречься
от Иешуа, ставшего ему близким человеком. Да и в современном
автору мире деньги являются главной движущей силой. Взяточни-
чество процветает повсеместно. Ради денег люди в цирке готовы
были прыгать с бельэтажа на сцену, драться, давить женщин и де-
тей, идти куда угодно, хоть к дьяволу в гости (буфетчик варьете
Андрей Фомич Соков добрался до самого Воланда, желая получить
деньги). Ради спрятанных дома богатств валютчики из сна Никано-
ра Ивановича готовы неделями сидеть на полу в театральном зале,
есть суп и слушать монологи из «Скупого рыцаря». Воланд проща-
ет их, он говорит: «Любят деньги, но ведь это всегда было... квар-
тирный вопрос только испортил их...» А уж ради решения жилищ-
ной проблемы современные люди идут на все: Алоизий Могарыч
доносит на своего соседа Мастера; киевский дядя Берлиоза Макси-
милиан Андреевич Поплавский не скорбит о племяннике, его мыс-
ли заняты лишь освободившейся жилплощадью; многочисленные
просители дают взятки председателю жилтоварищества; и наконец,
Воланд рассказывает Маргарите историю об одном очень изобрета-
тельном «квартирном проныре», который в рекордно короткий
срок обменял трехкомнатную квартиру на шесть комнат в разных
концах Москвы.
Несмотря на все людские пороки, Булгаков не считает себя
вправе осуждать их. Ведь наряду с ложью и предательством среди
людей существует чистая любовь, теплота и бескорыстная дружба.
И пока существуют эти прекрасные вечные чувства, у человечества
есть шанс исправиться и стать лучше. Писатель награждает Масте-
ра и Маргариту за стойкость их любви, он дарует им покой.
Долгое время произведения великого писателя, драматурга и са-
тирика XX века М. А, Булгакова находились под запретом. Его су-
дьба продолжила собой бесконечную цепь судеб талантливых, неор-
динарных личностей, к которым признание приходит лишь после
127
смерти. Гонимый, обездоленный, Мастер проходит путь своего со-
здателя: его бесценная рукопись попадает в руки пошлых и ограни-
ченных людей, его практически уничтожают. Булгаков оказался
сильнее своего героя, он не отрекся от своего детища и до конца
жизни боролся за него. Для меня М, А. Булгаков всегда был и оста-
нется Мастером с большой буквы.

ГОГОЛЕВСКИЕ ТРАДИЦИИ В «СОБАЧЬЕМ СЕРДЦЕ»
И «МАСТЕРЕ И МАРГАРИТЕ» М. А. БУЛГАКОВА

Гоголь стал основоположником ряда традиций в русской лите-
ратуре, многие из которых впоследствии нашли отражение в произ-
ведениях писателей второй половины XIX—XX веков. Характер-
ные художественной манере Гоголя черты можно увидеть в повести
«Собачье сердце» и в романе «Мастер и Маргарита» М. А, Булгако-
ва.
Как в этих булгаковских произведениях, так и в некоторых по-
вестях и рассказах Гоголя существуют два мира — реальный и
фантастический. Они параллельны, но могут и пересекаться, взаи-
модействовать, что обычно приводит к возникновению сверхъесте-
ственных явлений в среде людей. Это видно в гоголевских «Вече-
рах на хуторе близ Диканьки». Диканька и Петербург в рассказе
«Ночь перед Рождеством», Киев в «Страшной мести» вполне реаль-
ны, но появление черта и колдуна говорят о присутствии потусто-
ронних сил. Также и Москва у Булгакова — совершенно реальный
город, но в нем есть и нечистая сила в лице Воланда, Азазелло, Ко-
ровьева и Бегемота.
Изображение Москвы Булгаковым также восходит к гоголев-
ским традициям. Москва в целом — замкнутый мир, каким пред-
стает и город в «Мертвых душах» или в «Ревизоре», обособленный
от страны и в то же время отождествляющийся с ней. Жители это-
го города и Москвы олицетворяют все пороки, свойственные чело-
вечеству.
Гоголевские традиции нашли отражение в романе Булгакова
«Мастер и Маргарита» и при изображении нечистой силы. Ее пред-
ставители способствуют раскрытию характеров героев. Так, благо-
даря черту и ведьме Солохе в рассказе Гоголя «Ночь перед Рожде-
ством», человеческие грехи появляются на поверхности. Голова,
дьяк, сам черт — все они пытаются добиться благосклонности Со-
лохи, опускаясь до лицемерия и обмана. Это можно увидеть в «Со-
бачьем сердце» и «Мастере и Маргарите», где Булгаков показывает
подлую душу Шарикова, пьянство Степы Лиходеева, трусость Рим-
ского, взяточничество Никанора Ивановича, лицемерие, Варенухи.
Воланд приходит в человеческий мир через две тысячи лет узнать,
изменились ли люди или нет. Оказывается, что нет. Фактически
это демонстрируют Боланд, Азазелло и Бегемот на сеансе черной
магии. Но если у Гоголя нечистая сила может взывать симпатии
наряду с отвращением (читателю, как правило, нравится Солоха и
Пацкж, но он негативно относится к колдуну), то у Булгакова даже
Сатана преподносится положительно, с мягким и добрым юмором
описывается кот Бегемот, Коровьев, Азазелло.
128
«Мастера и Маргариту» Булгакова с рассказом Гоголя «Ночь пе-
ред Рождеством» роднит еще то, что Маргарита совершает фанта-
стическое путешествие на метле подобно тому, как вместе с чертом
летит в Петербург к царице кузнец Вакула.
Прием гротеска, к которому прибегает Булгаков, ирония при
изображении общества МАССОЛИТ и его членов в «Мастере и Мар-
гарите» или при передаче образов Шарикова и Швондера в «Соба-
чьем сердце» также всходят к гоголевским традициям. Этими при-
емами пользуется Гоголь, показывая в «Мертвых душах» и в «Ре-
визоре» помещиков и чиновников, чему следует Булгаков в своих
произведениях, доводя некоторые сцены до абсурда.
Гоголь стал новатором в русской литературе. Его приемы нашли
отражение в произведениях более поздних писателей как XIX, так
и XX века. Преемственность гоголевских традиций можно просле-
дить в сказках Салтыкова-Щедрина, в сатирических рассказах Зо-
щенко, в повестях и романах Булгакова.

«БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ» (По произведениям А. С. Пушкина,
А. И. Куприна, М. А. Булгакова)

В нашей литературе всегда бы-
ла жива идея самопожертвования
и такие уже до боли знакомые, но
никогда не тускнеющие понятия,
как долг, благородство, ответст-
венность, честь.
В. Каверин

Сегодня, как никогда, следует задуматься над словом «честь».
Первый раз я столкнулась с пословицей «Береги честь смолоду»,
когда читала повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Уже
тогда я попыталась разобраться в смысле услышанного. Мы много
спорили дома, в классе, каждый доказывал свою точку зрения.
Шли годы. Читая разные литературные произведения, я неволь-
но возвращалась к этой мудрой мысли. Когда нам прочитали темы
сочинений, сомнений при выборе у меня не возникло. Я выбрала
эту тему, потому что вопрос чести волновал меня всегда.
«Береги честь смолоду» — это эпиграф к повести А. С. Пушки-
на «Капитанская дочка». Каждое слово из этого эпиграфа обладает
глубоким смыслом. Береги — значит храни, не теряй в течение
всей жизни. Невозможно подобрать лишь одно определение к слову
«честь». В словаре Ожегова дано объяснение: «честь:
1. Достоинство, высокое общественно-моральное состояние, вы-
зывающее общее уважение.
2. Целомудрие, непорочность.
3. Почет, уважение».
Я сразу же вспомнила полюбившегося героя Пушкина, Петра
Гринева. Отправляясь на службу, он получил наказ от своего отца:
«...служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их
лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отго-
варивайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смоло-
ДУ».
5-1919 129
Несмотря на свою молодость, Гринев прочно усвоил 'совет отца.
Читая повесть, я следила за становлением характера, за теми ис-
пытаниями, которые выпали на его долю. И я видела, что поня-
тие «честь» для Гринева стало в жизни важнее всего. Даже перед
лицом смерти, когда Пугачев решал его судьбу, Гринев не спасо-
вал.
Когда я слышу слово «честь», то невольно возникает ассоциа-
ция с понятием «русский офицер». Не случайно бытуют такие со-
четания: «честь имею», «человек чести», «отдать честь». К жизни
русского военного человека обращались многие писатели. Среди
них такие, как А. С. Пушкин (в повести «Капитанская дочка»),
А. И. Куприн (в повести «Поединок»), М. А. Булгаков (в романе
«Белая гвардия»). В своих произведениях они пытались показать
проблемы жизни русских офицеров. А. Куприн в своей повести
«Поединок» писал о буднях армейской жизни, воспроизводил об-
становку бесконечной муштры. Куприн показывает, что русские
офицеры несли службу как «принудительную неприятную барщи-
ну», не любили ее, тяготились ею. Командиры, обремененные мно-
гочисленными заботами, долгами, расходами, превышающими ми-
зерное жалованье, задерживали денежные солдатские письма, не-
чисто играли в карты. Куприн описывает жестокость начальства,
случаи самоубийства в солдатской среде. Но между тем по своим
природным задаткам офицеры у Куприна совсем не бездушные зло-
деи. Их образы даны писателем в двойном освещении. Самодержав-
ный режим прогнил, недуги, болезни армейской среды — лишь ча-
стное проявление болезни всего общества.
Главный герой произведения — подпоручик Романов. Именно
он ощущает ту пропасть, которая отделяет его от праздной богатой
публики, и он начинает задумываться над причинами этого бедст-
венного положения. Армейская служба превращается в обязан-
ность, нудную, подневольную. Никто «в службу не верит и разум-
ной цели этой службы не видит». Гибель героя неизбежна: «армей-
ская знать», создавшая миф о «чести мундира», о своей исключи-
тельной роли в жизни страны, ополчается против каждого, кто от-
важится этот миф разоблачить.
Совсем другое отношение к военной службе у героев романа
М. А. Булгакова «Белая гвардия». Белая гвардия — это в основ-
ном «господа офицеры», для которых честь, совесть, воинский
долг, рыцарское отношение к женщине — неистребимые вечные
понятия. На долю главного героя выпадают наиболее мучительные
переживания и сомнения. Но он остается верен себе и своим прин-
ципам, он дорожит офицерской честью и старается ее не потерять.
Он не хочет бежать и не может этого сделать не только потому,
что он ответствен за семью, но главным образом потому, что он не
может предать свою Родину, не может оставить близких ему лю-
дей, не может выйти из войны, как это сделал Тальберг. «О, чер-
това кукла, лишенная малейшего понятия о чести! Все, что ни го-
ворит, как бесструнная балалайка, и это офицер русской военной
академии. Это лучшее, что должно быть в России...» Алексей Тур-
бин как истинный офицер думает прежде всего не о себе и даже не
о других, а о России, о своей чести. Турбин — военный врач, он о
330
политике заботится мало. Принимая присягу, верит, что может че-
стно служить, но не на благо кого-то «наверху», а на благо своей
Родины, которую он любит и уважает. Когда начинается действие
романа, Алексей уже понимает, что рушится то, чем жила вся их
семья, что потеряно было главное: русский начал воевать с русски-
ми, забыв о чести. Но Алексей, в отличие от многих, не паникует,
он просто трезво оценивает происходящее и пытается найти свое
место в той жизни, которая настает. «Русь — страна деревянная,
нищая и... опасная, и русскому человеку честь — только лишнее
бремя», в этих словах обида, боль, страдание за судьбу своего на-
рода.
В доме Турбиных часто ведутся разговоры о происходящем в
России. Мы задумываемся над словами Мышлаевского: «На Руси
возможно только одно: вера православная, власть самодержавная!*
Со страниц романа с нами говорят настоящие офицеры, которые,
если потребуется, отдадут свою жизнь до последней капли крови.
Но я больше чем уверена, что единственное, чего они не сделают,
так это не потеряют своей чести. Крупным планом показан полков-
ник Малышев, погибший во время наступления Петлюры, полков-
ник Най-Турс, прикрывающий отход своих солдат. Это действи-
тельно настоящие русские офицеры, для которых «честь» не пус-
той звук, а смысл всей жизни!
Читая литературные произведения, я невольно смотрю на своих
сверстников и сравниваю их с любимыми героями. Конечно, сегод-
ня совсем другое время. Все вокруг сильно изменилось. Совсем
иначе воспринимается понятие чести.
Что делать, когда люди, вместо того чтобы заступиться за свою
поруганную честь, молчат? Мы часто спорим с подругой, как нуж-
но себя вести в той или иной ситуации. После одной из ссор я на-
писала стихи, которыми хотела бы закончить свою работу:
Вся наша подлость — налицо.
Но мне одно лишь непонятно:
ах, неужели так приятно,
когда тебе плюют в лицо.
Как это можно, не стыдясь,
лить на себя такую грязь
и слушать ложь, развесив уши,
когда плюют нам прямо в душу?!
Тебе твердят с недавних пор,
что зверь, разбойник ты и вор;
уж кое-кто тебе сказал,
что красный свет зеленым стал...
И тот, кого ты защищал,
тебя опять оклеветал.
Коль счастья хочешь ты вдали,
не верь обманщикам лукавым.
Но вечно будешь ты неправым,
не встав за честь родной земли.

Я хочу верить, что возродятся былые понятия чести, благород-
ства. Тогда каждый человек сможет с гордостью сказать: «Честь
имею!»
131
А. Н. ТОЛСТОЙ
«ПЕТР Ь А. Н. ТОЛСТОГО — ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН

Роман А. Н. Толстого для меня, человека, интересующегося ис-
торией России, имеет особую ценность. В романе мы находим опи-
сание эпохи, описание характеров (как характеров народных, так и
характеров аристократов). Прослеживаются такие нити, связываю-
щие народ и власть. Из романа Толстого мы получаем полную кар-
тину взаимоотношений власти с народом и народа с властью, так
волнующую умы многих историков, так важную для меня. Пробле-
ма взаимоотношений народа и государства — это, без сомнения,
вечная проблема России. Конечно же А. Н. Толстой не мог обойти
ее в своем творчестве. Ведь каждый талантливый писатель — всег-
да часть своего народа, и эта проблема становится для него пробле-
мой личной. Толстому довелось жить и творить в очень непростой
и противоречивый период нашей истории, когда, по моему мне-
нию, проблема взаимоотношений народа с властью приобрела небы-
валую остроту. Поэтому правомерно обращение писателя к исто-
кам, к нашей истории. Ведь и понять и осмыслить прошлое — это
значит понять и осмыслить настоящее и будущее (на мой взгляд,
это утверждение не требует доказательств). Эпоха петровских ре-
форм, косвенных преобразований жизни России начала XVIII века,
как нельзя лучше, на мой взгляд, помогает понять всю сущность
этой вечной проблемы в условиях нашей страны.
Тема взаимоотношения народа и государства явственно просту-
пает с первых страниц романа. Царь умер, начинается смутное вре-
мя. В романе показано волнение народа за свою судьбу России.
Толстой верно показал, что русский народ не мыслит своей судьбы
в отрыве от судьбы Отечества. Правда, по моему убеждению, народ
России склонен боятся резких, коренных переустройств как жизни
государства, так и переустройств жизни собственной. Возможно,
поэтому сторонники царевны Софьи, которая хотела безмятежного
правления «по-старому*, сумели направить народ против Петра, от
которого ждали преобразований. Сцены убийства Матвеева, народ-
ных волнений еще раз подчеркивают боязнь народа за свое буду-
щее. Необразованная народная масса не лишена возможности по-
нять необходимость перемен (возможно, этим и вызваны тепереш-
ние наши проблемы).
Растет молодой царь, растет и недовольство народа правительст-
вом Софьи. Петр начинает обретать поддержку народа. Алексашка
Меншиков, выходя из народа, становится его главным помощни-
ком. Из крестьянских детей сформированы Преображенский и Се-
меновский полки, так славно послужившие Отечеству.
Придя к власти, Петр начинает реформы. Начинает он их жес-
токо. Но Толстой, на мой взгляд, верно оправдывает эту жесто-
кость. «Темный» люд не в силах понять свое благо, этим и вызвано
насильственное его вовлечение в перемены.
Петр, насаждая обычаи, чуждые русскому образу жизни, вызы-
вает народное недовольство, вылившееся в стрелецкий бунт. Жес-
токой расправой с бунтовщиками Толстой показывает нежелание
132
государства понять психологию народа. Это, мне кажется, главная
проблема отношений власти и народа в России.
Огромная, на мой взгляд, заслуга А. Н. Толстого состоит в том,
что он сумел показать не только противостояние народа и власти,
но и единение его с государством. Такой пример — сцены сраже-
ний со шведами. В этих сценах великолепно показано единение
власти с народом, и прежде всего на примере царя. Петр помогает
перетаскивать пушки, находится в самой гуще сражений, ведет
разговоры с солдатами. Тут Толстой показал, как исчезает про-
пасть, разделяющая власть и народ. Народ единый, народ могучий
выступает на первый план. Но в то же время у меня вызывает глу-
бокое чувство горечи то обстоятельство, при котором народ и
власть объединились. Неужели это возможно лишь перед лицом
внешней опасности? Пока я прихожу к выводу, что да.
Задумав строительство Петербурга на отвоеванном устье Невы,
Петр снова начинает прокладывать тот ров, ту пропасть, которая
стоит перед народом и властью. Город растет «на костях». Это слу-
жит еще одним подтверждением: единство народа и власти в мир-
ное время недостижимо.
Для меня в романе Толстого «Петр I» отношения народа и влас-
ти предстали во всем их многообразии и противоречии. Для себя
автор решает проблему однозначно: он отрицает насилие государст-
ва над народом, чем бы оно ни оправдывалось. Решить для себя
этот вопрос должен каждый. Моя точка зрения совпадает с точкой
зрения автора. Вряд ли можно оправдать страдания народа благи-
ми намерениями.

ЛИЧНОСТЬ И ЭПОХА В РОМАНЕ А. Н. ТОЛСТОГО «ПЕТР Ь

Эпоха петровских преобразований и личность Петра I привлек-
ли пристальное внимание Толстого еще до появления романа. Оче-
видно, автор находит определенные параллели и переклички того
времени и периода двадцатых — тридцатых годов XX века в России.
Фигура Петра в изображении Толстого многопланова и сложна.
Образ царя дан в развитии. В начале романа Петр — мальчик, яро-
стно отстаивающий свое право на престол, долговязый и углова-
тый. Ему приходится пережить много страшных моментов: убийст-
ва, заговоры, бегство, бунт стрельцов, казни провинившихся и не-
покорных. Постепенно из юноши вырастает государственный муж,
проницательный дипломат, опытный бесстрашный полководец.
Писатель изображает Петра таким, про которого Пушкин писал:
«Он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник». Образ
царя дан в постоянной динамике, стремительности, он рвется впе-
ред, толкая Россию на новые пути. Овладевший четырнадцатью ре-
меслами, Петр меньше всего заботится о сохранении «царственного
величия». Толстой изображает его на приеме у посла и у кузнечного
горна; крепящим снасти на паруснике и в сражении со шведами; в
царских покоях рядом с Натальей Кирилловной и в трактире Мон-

<< Пред. стр.

страница 17
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign