LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 15
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

крушение. Он не может воспитать в Шарикове разумного человека:
«Я измучился за эти две недели больше, чем за последние четыр-
надцать лет...»
В чем же причина неудачи Преображенского и доктора Бормен-
таля? А дело не только в генной инженерии. Преображенский уве-
рен, что чисто звериные инстинкты, сказывающиеся в поведении
110
бывшего пса Шарикова, можно изжить: «Коты — это временно...
Это вопрос дисциплины и двух-трех недель. Уверяю вас. Еще ка-
кой-нибудь месяц, и он перестанет на них кидаться». Вопрос не в
физиологии, а в том, что Шариков — тип определенной среды. Пес
становится человеком, но его поступки определяют гены, получен-
ные от пьяницы и хама Клима Чугункина: «...у него уже не соба-
чье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, ко-
торые существуют в природе!* Контраст между интеллектуальным
началом, воплощенным в интеллигентных людях, физиологах Пре-
ображенском и Борментале, и темными инстинктами «гомункула»
Шарикова (с низким, скошенным лбом) настолько разителен, что
создает не только комический, гротескный эффект, но и окрашива-
ет в трагические тона.
Немаловажную роль играет здесь и Швондер. Он старается по-
влиять, воспитать Шарикова. Этот не то пес, не то человек в беседе
с Преображенским буквально повторяет слова и фразы Швондера
не только о правах, но и о своем превосходстве над буржуями: «Мы
в университетах не обучались, в квартирах из 15 комнат с ваннами
не жили...» Естественно, что попытка воспитать нового человека во
вчерашнем Шарикове — сатирический выпад писателя против
Швондеров. Стоит отметить, что сатира и юмор Булгакова в этой
повести достигают высшей степени мастерства. Достаточно вспом-
нить блестяще написанную сцену с омоложенным старичком, хвас-
тающим своими любовными похождениями, или же сцену со «стра-
стной дамочкой» не первой молодости, которая, чтобы удержать
любовника, готова на все. Эти сцены рисуются через восприятие
пса. «Ну вас к черту», — мутно подумал он, положив голову на ла-
пы и задремав от стыда». Комичен и образ Швондера, решившего
воспитать Шарикова в «марксистском духе»: сам процесс очелове-
чивания Шарикова рисуется в резких сатирических и юмористиче-
ских тонах. Сюжетно он построен по контрасту — умный и ласко-
вый пес становится грубым, невоспитанным хамом, в котором все
отчетливее проявляются унаследованные свойства Клима Чугунки-
на. Вульгарная речь этого персонажа слита с его поступками. Они
становятся постепенно все более возмутительными и нетерпимыми.
То он пугает даму на лестнице, то он как сумасшедший кидается за
уносящимися прочь кошками, то пропадает по кабакам и тракти-
рам. Как итог — юмористическая сцена с уголовной милицией,
пришедшей в эпилоге повести по доносу Швондера разыскивать
Шарикова; много объясняет профессор. Он предъявляет пса как до-
казательство своей невиновности и поясняет: «То есть он говорил...
Это еще не значит быть человеком...»
Новаторство же повести «Собачье сердце» не только в сатириче-
ском и юмористическом мастерстве Булгакова, но и в сложной фи-
лософской концепции этого произведения. По мнению автора «Со-
бачьего сердца», человечество оказывается бессильным в борьбе с
темными инстинктами, просыпающимися в людях. Трагедия за-
ключалась в том, что в жизни Шариковы быстро расплодились. И
уж они, говоря словами Полиграфа Полиграфыча, «душили-души-
ли»... Таким образом, мы понимаем, что Булгаков в повести «Соба-
чье сердце» с огромной впечатляющей силой, в своей излюбленной
111
манере гротеска и юмора поставил вопрос о власти темных инстин-
ктов в жизни человека. Его сатира в адрес Шариковых, Швонде-
ров, Климов Чугункиных достигала высшей степени мастерства и
выразительности. Симпатии Булгакова на стороне Преображенско-
го. Но веры в то, что темные инстинкты в жизни людей можно из-
жить то ли с помощью науки, то ли с помощью всеобщего усилия
коллектива, — веры этой у писателя нет. Можно сказать, что по-
весть окрашена в пессимистические тона.
В широкий и многообразный поток литературы двадцатых годов
Булгаков ворвался стремительно и занял в нем видное место. Он
создал ряд классических произведений во многих жанрах. Михаил
Афанасьевич стал одним из основоположников новой сатиры. Он
защищал общечеловеческие идеалы, клеймил пороки, которые, к
сожалению, не изжиты до сих пор...

ШАРИКОВ И ШАРИКОВЩИНА В ПОВЕСТИ М. А. БУЛГАКОВА
«СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ»

Творческий путь Булгакова полон драматизма. В литературу он
вступил, имея богатый жизненный опыт. После университета, ко-
торый он окончил по медицинской части, Булгаков работал зем-
ским врачом в Никольской больнице Сычевского уезда. В 1918—
1919 годах он оказался в Киеве и был свидетелем петлюровской
«Одиссеи*, Эти впечатления отразились во многих его романах,
вплоть до романа «Белая гвардия» и пьесы «Дни Турбиных». Бул-
гаков не сразу принял революцию. После войны Булгаков начал
работать в театре и газетах. Приехав в Москву осенью 1921 года,
Булгаков занялся журналистикой. Булгаков стремился решать
острейшие проблемы времени, быть оригинальнее — и в философ-
ских взглядах, и в сатире. Результатом этого были острые противо-
речия в его произведениях. Одним из них и было «Собачье сердце».
В основу сюжетных событий в произведении было положено ре-
альное противоречие. Профессор Преображенский, физиолог с ми-
ровым именем, открыл тайну гипофиза — придатка мозга. Опера-
ция, которую ученый проделал над псом, пересадив в его мозг че-
ловеческий гипофиз, дала неожиданные результаты. Шарик не
только приобрел человеческий облик, но ему передались в генах по
наследству все черты характера и особенности натуры Клима Чу-
гункина, двадцати пяти лет, пьяницы, вора.
Место действия «Собачьего сердца» Булгаков переносит в Моск-
ву, на Пречистенку. Реальна, даже натуралистична Москва, пере-
данная через восприятие Шарика — бездомного пса-дворняги,
«знающего» жизнь изнутри, в ее неприглядном виде.
Москва времен нэпа: с шикарными ресторанами, «столовой нор-
мального питания служащих Центрального Совета Народного Хо-
зяйства», где варят щи «из вонючей солонины». Москва, где живут
«пролетарии», «товарищи» и «господа». Революция лишь исказила
облик древней столицы: вывернула наизнанку ее особняки, ее до-
ходные дома (как, например, Калабуховский дом, где живет герой
повести).
Один из главных героев повести, профессор Преображенский,
112
всемирно известный ученый и врач, принадлежит к таким «уплот-
ненным» и постепенно вытесняемым из жизни. Его пока не трога-
ют — известность защищает. Но к нему уже наведывались предста-
вители домоуправления, проявляя неустанную заботу о судьбе про-
летариата: не слишком ли большая роскошь оперировать в опера-
ционной, есть в столовой, спать в спальне; вполне достаточно со-
единить смотровую и кабинет, столовую и спальню.
С 1903 года Преображенский живет в Калабуховском доме. Вот
его наблюдения: «...до апреля 1917 года не было ни одного случая
<...>, чтобы из нашего парадного внизу при общей незапертой две-
ри пропала бы хоть одна пара калош. Заметьте, здесь двенадцать
квартир, у меня прием. В апреле 17-го в один прекрасный день
пропали все калоши, в том числе две пары моих, три палки, пальто
и самовар у швейцара. И с тех пор калошная стойка прекратила
свое существование. <..,> почему, когда началась вся эта история,
все стали ходит в грязных калошах и валенках по мраморной лест-
нице? <...> Почему убрали ковер с парадной лестницы? <...> На
какого черта убрали цветы с площадок? Почему электричество, ко-
торое <...> тухло в течение 20 лет два раза, в теперешнее время ак-
куратно гаснет раз в месяц?» — «Разруха», — отвечает собеседник
и помощник доктор Борменталь.
«— Нет, — совершенно уверенно возразил Филипп Филиппо-
вич, — нет. <...> Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой?
<...> Да ее вовсе не существует. <...> Разруха не в клозетах, а в го-
ловах».
Разруха, разрушить... Идея разрушения старого мира, конечно,
родилась в головах, и головах мыслящих, просвещенных, причем
задолго до появления председателя домкома Щвондера и его
команды.
Наряду с этой проблемой переустройства общества, проблемой
того, что принесла революция в жизнь человека, появляется проб-
лема формирования нового советского человека.
«Дикий» человек Шариков испытывает воздействие слова. Он
становится объектом словесных атак Швондера, который защищает
интересы Шарикова *как труженика».
Шарикова нисколько не смущает то, что он живет и кормится за
счет Преображенского. Именно вышедший из народа Шариков
«примеривается» к квартире профессора. Принцип Шарикова прост:
зачем работать, если можно отнять; если у одного много, а у другого
ничего, нужно взять все да и поделить. Вот она, Швондерова обра-
ботка шариковского первобытного сознания!
Аналогичная работа была проведена над миллионами людей.
Как известно, ленинский лозунг «Грабь награбленное!» был одним
из самых популярных в годы революции. Высокая идея равенства
мгновенно выродилась в примитивную уравниловку. Эксперимент
большевиков, задуманный, чтобы создать «нового», улучшенного
человека, — не их дело, это дело природы. По мнению Булгакова,
новый советский человек — это симбиоз бродячей собаки и алкого-
лика. Мы видим, как этот новый тип постепенно превращается в
хозяина жизни, «рекомендуя для чтения диалектику Маркса и Эн-
гельса».
113
Фантастическая операция профессора Преображенского оказа-
лась столь же неудачной, как и великий коммунистический экспе-
римент с историей. «Наука еще не знает способов обращать зверей
в людей. Вот я попробовал, да только неудачно, как видите. Пого-
ворил и начал обращаться в первобытное состояние», — признается
Преображенский.
Булгаков в повести «Собачье сердце» с огромной впечатляющей
силой, в своей излюбленной манере гротеска и юмора поставил во-
прос о власти темных инстинктов в жизни человека. Веры в то, что
эти инстинкты можно изменить, у Булгакова как писателя нет.
Шариковщина — это моральное явление, и с ним каждый должен
бороться внутри себя,

ШАРИКОВ И ШАРИКОВЩИНА
(В повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)

Творчество Булгакова — вершинное явление русской художест-
венной культуры XX века. Трагична судьба Мастера, лишенного
возможности быть напечатанным, услышанным. С 1927 по 1940
год Булгаков не увидел ни одной своей строчки в печати.
Михаил Афанасьевич Булгаков пришел в литературу уже в го-
ды Советской власти. Он испытал все сложности и противоречия
советской действительности тридцатых годов. Детство и юность его
связаны с Киевом, последующие годы жизни — с Москвой. Именно
в московский период жизни Булгакова была написана повесть «Со-
бачье сердце». В ней с блестящим мастерством и талантом раскры-
та тема дисгармонии, доведенной до абсурда благодаря вмешатель-
ству человека в вечные законы природы.
В этом произведении писатель поднимается на вершину сатири-
ческой фантастики. Если сатира констатирует, то сатирическая
фантастика предупреждает общество о грядущих опасностях и ка-
таклизмах. Булгаков воплощает свою убежденность в предпочтите-
льности нормальной эволюции перед насильственным методом
вторжения в жизнь, он говорит о страшной разрушительной силе
самодовольного агрессивного новшества. Эти темы вечны, и они не
утратили своего значения и теперь.
Повесть «Собачье сердце» отличается предельно ясной автор-
ской идеей: свершившаяся в России революция явилась не резуль-
татом естественного духовного развития общества, а безответствен-
ным и преждевременным экспериментом. Поэтому страну необхо-
димо возвратить в ее прежнее состояние, не допустив необратимых
последствий такого эксперимента.
Итак, посмотрим на главных героев «Собачьего сердца». Профес-
сор Преображенский — демократ по происхождению и убеждениям,
типичный московский интеллигент. Он свято служит науке, помога-
ет человеку, никогда не навредит ему. Гордый и величественный,
профессор Преображенский так и сыплет старинными афоризмами.
Будучи светилом московской генетики, гениальный хирург занима-
ется прибыльными операциями по омоложению стареющих дам.
Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решает
посоревноваться с самой жизнью, создать нового человека, переса-
114
див собаке часть человеческого мозга. Так на свет появляется Ша-
риков, воплощающий в себе нового советского человека. Каковы
же его перспективы развития? Ничего впечатляющего: сердце бро-
дячей собаки и мозг человека с тремя судимостями и ярко выра-
женной страстью к алкоголю. Вот то, из чего должен развиться но-
вый человек, новое общество.
Шариков во что бы то ни стало хочет выбиться в люди, стать не
хуже других. Но он не может понять, что для этого надо проделать
путь долгого духовного развития, требуется труд по развитию ин-
теллекта, кругозора, овладение знаниями. Полиграф Полиграфо-
вич Шариков (так теперь называют существо) надевает лакирован-
ные ботинки и ядовитого цвета галстук, но в остальном его костюм
грязен, неопрятен, безвкусен.
Человек с собачьим нравом, основой которого был люмпен, чув-
ствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Конф-
ликт между профессором Преображенским и человекообразным
люмпеном абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей
его квартиры становится сущим адом. Вот одна из их бытовых сцен:
«— ...Окурки на пол не бросать, в сотый раз прошу. Чтобы я
больше не слышал ни одного ругательного слова в квартире! Не
плевать! Вон плевательница, — негодует профессор.
— Что-то вы меня, папаша, больно утесняете, — вдруг плаксиво
выговорил человек».
Вопреки недовольству хозяина дома, Шариков живет по-своему:
днем спит на кухне, бездельничает, творит всяческие безобразия,
уверенный, что «в настоящее время каждый имеет свое право». И в
этом он не одинок. Полиграф Полиграфович находит союзника в ли-
це Швондера — местного председателя домкома. Тот несет такую же
ответственность, как и профессор, за человекообразного монстра.
Швондер поддержал социальный статус Шарикова, вооружил его
идейной фразой, он его идеолог, его «духовный пастырь». Швондер
снабжает Шарикова «научной» литературой, дает тому на «изуче-
ние» переписку Энгельса с Каутским, Звероподобное существо не
одобряет ни одного автора: «А то пишут, пишут... Конгресс, немцы
какие-то...» Вывод он делает один: «Надо все поделить». Вот и выра-
боталась психология Шарикова, Он инстинктивно учуял главное
кредо новых хозяев жизни: грабь, воруй, растаскивай все созданное.
Главный принцип социалистического общества — всеобщая уравни-
ловка, называемая равенством. Все мы знаем, к чему это привело.
Звездным часом для Полиграфа Полиграфовича явилась его
«служба». Исчезнув из дома, он предстает перед изумленным про-
фессором эдаким молодцом, полным достоинства и уважения к се-
бе, «в кожаной куртке с чужого плеча, в кожаных же потертых
штанах и высоких английских сапожках». Неимоверный запах ко-
тов сейчас же расплылся по всей передней. Ошарашенному профес-
сору он предъявляет бумагу, в которой говорится, что товарищ Ша-
риков состоит заведующим отделом чистки города от бродячих жи-
вотных. Устроил его туда Швондер.
Итак, булгаковский Шарик совершил головокружительный
прыжок: из бродячей собаки он превратился в санитара по очистке
города от бродячих собак и кошек. Что ж, преследование своих —
115
характерная черта всех шариковых. Они уничтожают своих, слов-
но заметая следы собственного.происхождения...
Последний аккорд шариковской деятельности — донос на про-
фессора Преображенского. Нужно отметить, что именно в тридца-
тые годы донос становится одной из основ социалистического обще-
ства, которое правильнее было бы назвать тоталитарным. Только
такой режим может иметь в своей основе донос,
Шарикову чужды стыд, совесть, мораль. У него отсутствуют че-
ловеческие качества, есть лишь подлость, ненависть, злоба.
Однако профессор Преображенский все-таки не оставляет мысли
сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, посте-
пенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к
нему не стремится. Благие намерения Преображенского оборачива-
ются трагедией. Он приходит к выводу, что насильственное вмеша-
тельство в природу человека и общества приводит к катастрофиче-
ским результатам. В повести профессор исправляет свою ошибку,
превращая Шарикова обратно в пса. Но в жизни подобные экспери-
менты необратимы. Булгаков сумел предупредить об этом в самом
начале тех разрушительных преобразований, которые начались в
нашей стране в 1917 году.
После революции были созданы все условия для появления
огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тотали-
тарная система этому очень способствует. Из-за того, что эти монст-
ры проникли во все области жизни, Россия и переживает сейчас
тяжелые времена.
Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всег-
да среди нас. Их нёлюдская сущность все время проявляется. Су-
дья осуждает невиновного, чтобы выполнить план по раскрытию
преступлений; врач отворачивается от больного; мать бросает свое
дитя; чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, го-
товы предать своих же. Все самое высокое и святое превращается в
свою противоположность, так как в них проснулся нелюдь и втап-
тывает их в грязь. Приходя к власти, нелюдь старается расчелове-
чить всех вокруг, так как нелюдями легче управлять. У них все че-
ловеческие чувства заменены инстинктом самосохранения.
Собачье сердце в союзе с человеческим разумом — главная угро-
за нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале
века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением
грядущим поколениям. Сегодняшний день так близок ко вчераш-
нему... На первый взгляд кажется, что все изменилось, что страна
стала другой. Но сознание и стереотипы остались теми же. Пройдет
не одно поколение, прежде чем шариковы исчезнут из нашей жиз-
ни, люди станут другими, не станет пороков, описанных Булгако-
вым в его бессмертном произведении. Как хочется верить, что это
время настанет!..

ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

Октябрьская революция породила новый тип человека, позже
названного довольно страшным термином «гомо советикус». Писа-
тели старались понять этот феномен, и многим из них, таким, как
116
М. Зощенко, Н. Эрдман, В. Катаев, это вполне удалось, «Новый»
обыватель не просто приспособился к новой власти, он увидел в
ней нечто свое, родное. Отсюда его повышенная агрессивность, уве-
ренность в своих непогрешимых действиях, которые не подлежат
осуждению.
М. А. Булгаков в начале двадцатых годов был сотрудником га-
зеты «Гудок». Он, конечно, сталкивался с подобными типами по-
стоянно, и результатом его наблюдений стали сатирические повес-
ти «Дьяволиада», «Роковые яйца» и «Собачье сердце».
Повесть «Собачье сердце» написана в январе—марте 1925 года.
Главный герой — профессор медицины Филипп Филиппович Пре-
ображенский, занимающийся модной в то время проблемой омоло-
жения человеческого организма. М. Булгаков не случайно наделяет
героя говорящей фамилией. Профессор занимается евгеникой, то
есть наукой об улучшении, преображении биологической природы
человека.
Это очень талантливый ученый, преданный своему делу. В обла-
сти евгеники ему нет равных не только в России, но и в Европе. Он
полностью отдается работе: днем принимает пациентов, вечером, а
иногда и ночью изучает медицинскую литературу. Не чужд Фи-
липп Филиппович и «земных радостей»: любит хорошо поесть, со
вкусом одеться, сходить на премьеру в театр, поболтать со своим
помощником Борменталем. Словом, «типичный интеллигент» ста-
рой закваски. Политикой Преображенский не занимается, новая
власть его раздражает бескультурьем и хамством, но дальше ядови-
того недовольства дело не идет.
Так продолжается до тех пор, пока в квартире № 5 не появляет-
ся пес Шарик, Он не подозревает, какая судьба его ждет, но ради
краковской колбасы готов пойти на все. Всего лишь запах омоло-
дил его: «райский запах рубленой кобылы с чесноком и перцем».
Шарик учуял в правом кармане шубы проходящего мимо господи-
на колбасу. «Пес полз, как змея, на брюхе, обливаясь слезами»,
взглядом моля: «Господин!.. Отдайте ее мне!»
Однако, несмотря на тяжелую судьбу, пес все-таки сумел сохра-
нить свой вздорный и агрессивный характер, который он выказы-
вает сразу. Проходя мимо швейцара в подъезде, Шарик думает:
«Вот бы тяпнуть его за пролетарскую мозолистую ногу». А оказав-
шись в приемной профессора и увидев чучело совы, приходит к вы-
воду: «А сова эта — дрянь. Наглая. Мы ее разъясним!»
Наивный профессор и не подозревает, кого он ввел в дом и что
из этого получится. Цель Преображенского грандиозна и восхити-
тельна: облагодетельствовать человечество и дать ему вечную моло-
дость. В порядке эксперимента он пересаживает Шарику семенные
железы человека, а потом и гипофиз. На глазах изумленных Пре-
ображенского и Борменталя Шарик постепенно превращается в че-
ловека.
Я думаю, что сюжет создания искусственного человека в лите-
ратуре не нов. Начиная с Мэри Шелли и воплощенного ее фанта-
зией чудовища Франкенштейна и кончая современными фантасти-
ческими «терминаторами», эти персонажи служат для того, чтобы
решать вполне земные, реальные проблемы.
117
Для М. Булгакова сюжет «очеловечивания» собаки — аллегори-
ческое осмысление современности, торжества хамства, приобретше-
го форму государственной политики.
Полу зверь-получеловек Шарик, или Шариков Полиграф Поли-
графович, очень быстро находит в этом мире свою социальную ни-
шу. Воспитателем и вдохновителем Шарикова становится председа-
тель домоуправления Швондер, демагог и хам. Не жалеет сатири-
ческих красок М. Булгаков и для других членов домоуправления.
Это безликие и «бесполые» существа, «трудовые элементы», у кото-
рых, по словам Преображенского, «разруха в головах». Они зани-
маются только тем, что поют революционные песни, проводят по-
литбеседы и решают вопросы уплотнения. Их главная идея — раз-
делить все поровну. Так они понимают социальную справедли-
вость. Наличие у профессора семи комнат приводит их в тихое бе-
шенство. Аргументы же о том, что все эти комнаты необходимы
для нормальной жизни и работы, просто неподвластны их разуме-
нию. «Известно, — ответил Щвондер, — что общее собрание, рас-
смотрев ваш вопрос, пришло к заключению, что в общем и целом
вы занимаете чрезмерную площадь. Совершенно чрезмерную. Вы
один живете в семи комнатах»,
И мне кажется, если бы не высокий покровитель, профессору
Преображенскому вряд ли удалось бы доказать «дубинноголовым»
активистам свою правоту.
До рокового эксперимента Филипп Филиппович практически
не сталкивался с представителями новой власти и нового «истеб-
лишмента», теперь же он имеет такого «представителя» под бо-
ком. Шариков показывает всю гнусность своего характера: пьян-
ство, дебош, хамство на каждом шагу. Более того, он под влияни-
ем идей Швондера начинает заявлять о своих правах и на жил-

<< Пред. стр.

страница 15
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign