LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 14
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

фарс, и, наконец, его голова в руках самого мессира. За что же
ему столь суровое наказание? Ответ можно найти в романе. Самые
большие грешники, по мнению автора, те, кто утратил способность
мечтать, изобретать, чьи мысли идут по размеренному пути. Бер-
лиоз — убежденный, закоренелый догматик. А ведь с него спрос
особый. Председатель МАССОЛИТа заведует душами людей, на-
правляет их мысли и чувства. Ему доверено отбирать книги, на
которых воспитываются последующие поколения. Берлиоз из по-
роды тех псевдолитераторов, с которыми всю жизнь боролся Бул-
гаков. И Мастер мстит свои врагам, заставляя героиню романа,
Маргариту, разгромить ненавистный Дом литераторов. Мстит за
травлю, за гонения, за сломанную свою судьбу, за поруганные про-
изведения. И невозможно осуждать Булгакова — ведь правда на
его стороне.
Но не только темные, мрачные чувства вложил автор в свое лю-
бимое творение. «Любовь выскочила перед нами... и поразила нас
сразу обоих...» Такими словами открываются самые добрые, самые
светлые страницы романа. Это история любви Мастера и Маргари-
ты. Верная помощница, жена писателя Елена Сергеевна нашла
свое отражение в образе Маргариты — самом чувственном образе.
Только любовь булгаковской полусвятой-полуведьмы спасла Мас-
тера, и Воланд дарит им заслуженное счастье. Пройдя через мно-
гие испытания, но сохранив свою любовь, Мастер и его Муза ухо-
дят. А что же остается читателю? Чем же закончился роман-
жизнь?
«Этим и кончилось, мой ученик...» — последние слова Мастера.
Обращены они к Ивану Бездомному. Поэт сильно изменился с тех
пор, как мы встретили его на первых страницах романа. Исчез тот
прежний, бездарный, неискренний, фальшивый Иван. Встреча с
Мастером преобразила его. Теперь это философ, жаждущий идти по
стопам своего Учителя. Вот кто остается среди людей и будет про-
должать дело Мастера, дело самого Булгакова.
Каждая страница, каждая глава романа заставляла меня ду-
мать, мечтать, переживать и негодовать. Я открыла для себя мно-
го нового и интересного. «Мастер и Маргарита» — это не просто
книга. Это целая философия. Философия Булгакова. Ее главным
постулатом можно назвать, наверное, следующую мысль: каждый
человек должен, прежде всего, быть личностью мыслящей и чувст-
вующей, каковой для меня является Михаил Булгаков. И если,
как сказал Р. Гамзатов, «долголетие книги зависит от степени та-
ланта ее создателя», то роман «Мастер и Маргарита» будет жить
вечно.
103
ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА М. А. БУЛГАКОВА
«БЕЛАЯ ГВАРДИЯ»

Все пройдет. Страдания, муки,
кровь, голод и мор. Меч исчезнет,
а вот звезды останутся, когда и те-
ни наших дел и тел не останется
на земле.
М. Булгаков

В 1925 году в журнале «Россия» были напечатаны две первые
части романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Белая гвардия»,
которые сразу привлекли внимание ценителей русской литерату-
ры.
По мнению самого писателя, «Белая гвардия* — «это упорное
изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей
стране...», «изображение интеллигентско-дворянской семьи, бро-
шенной в годы Гражданской войны в лагерь белой гвардии». Здесь
повествуется об очень сложном времени, когда невозможно было
сразу во всем разобраться, все понять, примирить в самих себе про-
тиворечивые чувства и мысли. В этом романе запечатлелись еще не
остывшие, жгучие воспоминания о городе Киеве во время Граждан-
ской войны.
Я думаю, что в своем произведении Булгаков хотел утвердить
мысль о том, что люди, хоть и по-разному воспринимают события,
по-разному к ним относятся, стремятся к покою, к устоявшемуся,
привычному, сложившемуся. Вот и Турбиным хочется, чтобы все
они всей семьей дружно жили в родительской квартире, где с дет-
ства все привычно, знакомо, где дом — крепость, всегда цветы на
белоснежной скатерти, музыка, книги, мирные чаепития за боль-
шим столом, а по вечерам, когда вся семья в сборе, чтение вслух и
игра на гитаре. Их жизнь развивалась нормально, без каких-либо
потрясений и загадок, ничего неожиданного, случайного не прихо-
дило в их дом. Здесь все было строго организовано, упорядочено,
определено на много лет вперед. И если бы не война и революция,
то жизнь их прошла бы в спокойствии и уюте. Но страшные собы-
тия, происходящие в городе, нарушили их планы, предположения.
Настало время, когда нужно было определить свою жизненную и
гражданскую позиции.
Я думаю, что не внешние события, передающие ход революции
и Гражданской войны, не перемена власти, а нравственные конф-
ликты и противоречия движут сюжетом «Белой гвардии». Истори-
ческие события — это фон, на котором раскрываются человеческие
судьбы. Булгакова интересует внутренний мир человека, попавше-
го в такой круговорот событий, когда трудно сохранять свое лицо,
когда трудно оставаться самим собой. Если в начале романа герои
пытаются отмахнуться от политики, то потом ходом событий во-
влекаются в самую гущу революционных столкновений.
Алексей Турбин, как и его друзья, — за монархию. Все новое,
что входит в их жизнь, несет, ему кажется, только плохое. Совер-
шенно политически неразвитый, он хотел только одного — покоя,
возможности радостно пожить около матери, любимых брата и се-
104
стры. И только в конце романа Турбины разочаровываются в ста-
ром и понимают, что нет к нему возврата.
Моментом перелома для Турбиных и остальных героев романа
становится день четырнадцатое декабря 1918 года, сражение с пет-
люровскими войсками, которое должно было стать пробой сил пе-
ред последующими боями с Красной Армией, а обернулось пораже-
нием, разгромом. Мне кажется, что описание этого дня сраже-
ния — сердце романа, его центральная часть.
В этой катастрофе «белое» движение и такие герои романа, как
Итман, Петлюра и Тальберг, раскрываются перед участниками со-
бытий в своем истинном свете — с гуманностью и предательством,
с трусостью и подлостью «генералов» и «штабных». Вспыхивает
догадка, что все — цепь ошибок и заблуждений, что долг не в за-
щите развалившейся монархии и предателя гетмана и честь в чем-
то другом. Погибает царская Россия, но Россия — жива...
В день сражения возникает решение о капитуляции белой гвар-
дии. Полковник Малышев вовремя узнает о бегстве гетмана и ди-
визион свой успевает вывести без потерь. Но поступок этот дался
ему нелегко — может быть, самый решительный, самый отважный
поступок в его жизни. «Я, кадровый офицер, вынесший войну с
германцами... на свою совесть беру и ответственность, все!., все!.,
вас предупреждаю! Вас посылаю домой! Понятно?»
Полковнику Най-Турсу это решение придется принимать не-
сколько часов спустя, под огнем противника, в середине рокового
дня: «Ребят! Ребят!.. Штабные стегвы!..» Последние слова, которые
в своей жизни произнес полковник, были обращены к Николке:
«Уитег-цег, бгостьте гегойствоватъ к чегтям...» Но он, кажется,
выводов не сделал. Ночью после смерти Ная Николка прячет — на
случай петлюровских обысков — револьверы Най-Турса и Алексея,
погоны, шеврон и карточку наследника Алексея.
Но день сражения и последовавшие затем полтора месяца пет-
люровского господства, я полагаю, слишком маленький срок, что-
бы недавняя ненависть к большевикам, «ненависть горячая и пря-
мая, та, которая может двинуть в драку», перешла в признание
противников. Но это Событие сделало возможным такое признание
в дальнейшем.
Много внимания Булгаков уделяет выяснению позиции Таль-
берга. Это антипод Турбиных. Он карьерист и приспособленец,
трус, человек, лишенный моральных устоев и нравственных прин-
ципов. Ему ничего не стоит поменять свои убеждения, лишь бы это
было выгодно для его карьеры. В Февральской революции он пер-
вым нацепил красный бант, принимал участие в аресте генерала
Петрова. Но события быстро замелькали, в городе часто менялись
власти. И Тальберг не успевал в них разбираться. Уж на что каза-
лось ему прочным положение гетмана, поддержанного немецкими
штыками, но и это, вчера такое незыблемое, сегодня распалось,
как прах. И вот ему надо бежать, спасаться, и он бросает свою же-
ну Елену, к которой питает нежность, бросает службу и гетмана,
которому недавно поклонялся. Бросает дом, семью, очаг и в страхе
перед опасностью бежит в неизвестность...
Все герои «Белой гвардии» выдержали испытание временем и
105
страданиями. Только Тальберг в погоне за удачей я славой потерял
самое ценное в жизни — друзей, любовь, Родину. Турбины же
смогли сохранить свой дом, сберечь жизненные ценности, а глав-
ное — честь, сумели устоять в водовороте событий, охвативших
Россию. Эта семья, следуя мысли Булгакова, — воплощение цвета
русской интеллигенции, то поколение молодых людей, которое пы-
тается честно разобраться в происходящем. Это та гвардия, которая
сделала свой выбор и осталась со своим народом, нашла свое место
в новой России.
Роман М. Булгакова «Белая гвардия» — книга пути и выбора,
книга прозрения. Но главная мысль авторская, я думаю, — в сле-
дующих словах романа: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, го-
лод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени на-
ших дел и тел не останется на земле. Нет ни одного человека, кото-
рый бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой
взгляд на них? Почему? о И весь роман — это призыв автора к ми-
ру, справедливости, правде на земле.

СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА
(По роману М. А. Булгакова «Белая гвардия»)

Михаил Афанасьевич Булгаков. Имя этого замечательного рус-
ского писателя долгое время было у нас запрещено, его произведе-
ния не печатались, многие рукописи были изъяты при обысках.
При жизни (а умер он сорока восьми лет от роду, в 1940 году) его
произведения печатались очень мало: фельетоны, очерки о Москве,
некоторые сатирические рассказы, Булгаков был еще и прекрас-
ный драматург, но... его пьесы постигла та же судьба, что и его
прозу.
В начале шестидесятых годов издательства стали делать робкие
попытки выпустить в свет хотя бы некоторые книги Булгакова.
Тогда появились «Записки юного врача», «Жизнь господина де Мо-
льера», «Театральный роман» и... «Белая гвардия». Казалось бы,
как же цензура могла пропустить такое произведение, как «Белая
гвардия»? Ведь уже название говорит о том, что в книге показана
судьба белого офицерства. Но потому-то и пропустили ее в печать,
что раскрывается в ней трагедия белой гвардии, показано ее пора-
жение, ее разгром.
Булгаков всегда отличался от своих собратьев литераторов тем,
что старался идти своим путем. Всего через несколько лет после
конца Гражданской войны Булгаков показал весь ужас братоубий-
ственной бойни, не отдавая предпочтения ни белым, ни красным,
не высказывая особенно сочувствия ни тем, ни другим.
Он описывает Киев 1918 года, жизнь и судьбу одной семьи —
Турбиных — и их ближайших друзей. Показывает их не как злей-
ших врагов революции (хотя они действительно ее не принимают),
а как обычных людей, хороших и не очень, со своими недостатка-
ми и достоинствами, мелкими слабостями (а у кого их нет!), пере-
живаниями, страдающих потому, что жизнь их, такая привычная
и размеренная, вдруг перевернулась, стала кому-то неугодна и не-
удобна.
106
Судьба этих людей очень трагична. Когда читаешь первые стра-
ницы романа, кажется, что имеешь дело с семейной хроникой Тур-
биных.
Вот возвращается в родной город после долгой и тяжелой служ-
бы старший брат, Алексей Васильевич Турбин, военврач; сестра
его, Елена Васильевна, повенчалась с капитаном Сергеем Иванови-
чем Тальбергом... Жить бы да жить. Но, как предвестие страшных
несчастий грядущих, умирает мама. «Мама, светлая королева, где
же ты?* Вместе с маминой смертью уходит в прошлое и та мирная
и покойная жизнь, в которой стены их уютного маленького домика
в саду, над крутой горой, не захлестывали бури войн и революций.
В большом, бушующем пожарами и истекающем кровью мире се-
мья Турбиных предстает маленьким островком тепла и уюта, отно-
сительного покоя. Ведь они с детства привыкли к тому, что их
дом — их крепость, книги, часы и саардамский плотник совершен-
но бессмертны.
Революция и Гражданская война вихрем ворвались в их жизнь,
нарушили мирное ее течение. Очнувшись в комнате у спасшей его
Юлии, Алексей с отрадой увидит бок старинного фортепьяно, порт-
реты, край эполета в раме. «Боже, какая старина!.. Эполеты его
приковали. Был мирный свет сальной свечки в шандале. Был мир,
и вот мир убит. Не возвратятся годы».
Но, мучительно переживая исчезновение этого мира, Турбины
понимают, что колесо истории уже не остановишь, что, как бы
горько ни было это осознавать, пересидеть революцию в доме, за-
крывшись на щеколду, нельзя. Нельзя, ни при каких обстоятельст-
вах нельзя потерять совесть и честь, как это случилось с их ниж-
ним соседом Василием Лисовичем. Тем самым, который в 1918 го-
ду стал вдруг Василисой, чтобы избежать неизвестных и нежелате-
льных последствий. Турбины и их давние друзья-офицеры (да и
милый, неловкий кузен из Житомира — Лариосик) никогда не ста-
ли бы, как Василиса, закрывшись ночью в доме, считать деньги.
Напротив, что ни день — то у них гости, вино льется рекой. И не
боятся они в застолье встать и выпить со слезами в глазах за здоро-
вье царя-батюшки, запеть «Боже, царя храни...». Никогда не теря-
ют они своих жизненных принципов, ни на минуту не сомневают-
ся: а не лучше ли было бы перейти на сторону революции? Они
презирают людей, которые готовы менять взгляды на жизнь столь
же часто, сколь часто меняется в Городе власть. Потому-то и муж
Елены («Лены ясной», которую так любит Шервинский), Сергей
Иванович Тальберг, не прижился в семье Турбиных. Он чужой для
них, человек, при первой удобной возможности позорно удравший
из Города. Как крыса с тонущего корабля. Недаром Николка заме-
чает, что Тальберг очень похож на крысу.
Жизнь людей чести всегда гораздо тяжелее жизни людей бесче-
стных. Все Турбины думают так же, как Николка, совсем еще
юный, семнадцатилетний, который верит, «что честного слова не
должен нарушать ни один человек, потому что иначе нельзя будет
жить на свете». И это немного старомодное рыцарство является по-
следней подпоркой их веры.
«Белая гвардия» — роман разочарований. Да, Турбины презира-
107
ют ложь, своекорыстие, приспособление к обстоятельствам. Именно
потому так тяжела их судьба, что они, люди чести, никогда не смо-
гут отказаться от своей веры. Им легче умереть, чем сделать это.
Обладая сильным художественным талантом и способностью
беспристрастно анализировать совсем недавнее прошлое своей Ро-
дины (ведь роман был написан всего через шесть лет после начала
Гражданской войны), Булгаков мастерски сумел показать, что, не-
смотря на все тяготы судьбы, в человеке всегда остается вера в луч-
шее, что мир, покой, счастье и благоденствие обязательно насту-
пят. Пусть для этого даже необходимо пережить те страшные стра-
дания, которые выпали на долю героев «Белой гвардии».
Поэтому, как и в начале романа, в его эпилоге, глядя на яркие
звезды, автор заставляет нас думать о вечности, о жизни, о судьбе
будущих поколений, об ответственности людей перед историей,
друг перед другом. «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и
мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел
и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы
этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взор на
них? Почему?»

«ДНИ ТУРБИНЫХ* — ПЬЕСА ОБ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
И РЕВОЛЮЦИИ

Булгаков — воинствующий архаик в своих пристрастиях, и пат-
риархальность, теплая и мирная, служила ему опорой. Особое оба-
яние роману сообщает его романтический личный тон, тон воспо-
минания и одновременно присутствия, как бывает в счастливом и
тревожном сне. Книга подобна стону уставшего от войны, ее бес-
смыслицы, нахолодавшегося и наголодавшегося, измученного без-
домьем человека.
Ведущей темой произведения стала судьба интеллигенции в об-
становке Гражданской войны и всеобщего одичания. Окружающе-
му хаосу здесь, в этой пьесе, противопоставлялось упорное стремле-
ние сохранить нормальный быт, «бронзовую лампу под абажуром»,
«белизну скатерти», «кремовые шторы».
Остановимся подробнее на героях этой бессмертной пьесы. Се-
мья Турбиных, типичная интеллигентная семья военных, где стар-
ший брат — полковник, младший — юнкер, сестра — замужем за
полковником Тальбергом. И все друзья — военные.
Алексей Турбин, на наш теперешний взгляд, очень молод: в
тридцать лет — уже полковник. За его плечами только что закон-
чившаяся война с Германией, а на войне талантливые офицеры вы-
двигаются быстро. Он — умница, думающий командир. Булгакову
удалось в его лице дать обобщенный образ именно русского офице-
ра, продолжая линию толстовских, чеховских, купринских офице-
ров. Он служит Родине и хочет ей служить, но приходит такой мо-
мент, когда ему кажется, что Россия гибнет, — и тогда нет смысла
в его существовании. В пьесе две сцены, когда Алексей Турбин про-
является как характер. Первая — в кругу своих друзей и близких,
за «кремовыми шторами», которые не могут укрыть от войн и ре-
волюций. Турбин говорит о том, что его волнует; несмотря на «кра-
108
мольность» речей, Турбин сожалеет, что раньше не мог предвидеть,
«что такое Петлюра?». Он говорит, что это «миф», «туман». В Рос-
сии, по мнению Турбина, две силы: большевики и бывшие царские
военные. Скоро придут большевики, и Турбин склонен думать, что
победа будет за ними. Во второй кульминационной сцене Турбин
уже действует. Он командует. Турбин распускает дивизион, прика-
зывает всем снять знаки отличия и немедленно скрыться по домам.
Турбин не может сталкивать одного русского человека с другим.
Вывод таков: белому движению конец, народ не с ним, он против
него. А ведь как часто в литературе и кино изображали белогвар-
дейцев садистами, с болезненной наклонностью к злодействам.
Алексей Турбин, потребовав, чтобы все сняли погоны, сам остается
до конца в дивизионе. Николай, брат, верно понимает, что коман-
дир «смерти от позора ждет». И командир дождался ее — он поги-
бает под пулями петлюровцев.
Алексей Турбин — трагический образ, цельный, волевой, силь-
ный, смелый, гордый и гибнущий жертвой обманов, предательства
тех, за кого он сражался. Строй рухнул и погубил многих из тех,
кто ему служил. Но, погибая, Турбин понял, что был обманут, что
сила у тех, кто с народом. Булгаков обладал большим историче-
ским чутьем и верно понимал расстановку сил. Долго не могли про-
стить Булгакову его любви к своим героям.
В последнем действии Мышлаевский кричит: «Большевики?
...Великолепно! Мне надоело изображать навоз в проруби... Пусть
мобилизуют. По крайней мере буду знать, что буду служить в рус-
ской армии. Народ не с нами. Народ против нас». Грубоватый, гро-
могласный, но честный и прямой, хороший товарищ и хороший
солдат, Мышлаевский продолжает в литературе известный тип рус-
ского военного — от Дениса Давыдова до наших дней, но он пока-
зан в новой, небывалой еще войне — гражданской. Он продолжает
и заканчивает мысль старшего Турбина о конце, гибели белого дви-
жения, мысль важную, ведущую в пьесе.
В доме есть «крыса, бегущая с корабля», — полковник Таль-
берг. Он вначале пугается, врет о «командировке» в Берлин, потом
о командировке на Дон, дает лицемерные обещания жене, за кото-
рыми следует трусливое бегство.
Мы так привыкли к названию «Дни Турбиных», что не задумы-
ваемся над тем, почему так названа пьеса. Слово «Дни» означает
время, те считанные дни, в которые решалась судьба Турбиных,
всего уклада жизни этой русской интеллигентной семьи. Это был
конец, но не оборванная, погубленная, уничтоженная жизнь, а пе-
реход к новому существованию в новых революционных условиях,
начало жизни и работы с большевиками. Такие, как Мышлаев-
ский, будут хорошо служить и в Красной Армии, певец Шервин-
ский найдет благодарную аудиторию, а Николка, наверное, будет
учиться. Финал пьесы звучит мажорно. Нам хочется верить, что
все прекрасные герои булгаковской пьесы действительно станут
счастливыми, что минует их участь интеллигентов страшных три-
дцатых — сороковых — пятидесятых годов нашего непростого ве-
ка.
109
ПРОБЛЕМАТИКА И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ
ПОВЕСТИ М. А. БУЛГАКОВА «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ»

Михаил Афанасьевич Булгаков родился в Киеве, в семье препо-
давателя Духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Со-
чинять он стал, по свидетельству близких, рано. В основном это
были небольшие рассказы, сатирические стихи, драматические
сценки. Постепенно интерес к булгаковским произведениям возрас-
тает. Становится очевидным то, что талант художника был у Бул-
гакова, что называется, от Бога. Известность писателю принес ро-
ман «Белая гвардия», переработанный впоследствии в пьесу «Дни
Турбиных». Большой успех имели комедия «Зойкина квартира» и
юмористический сборник рассказов «Дьяволиада» (1925 г.)- Однако
начиная с 1928 года вокруг имени Булгакова создается обстановка
травли, само имя писателя становится как бы вне закона. Пьесы
«Бег», «Иван Васильевич», «Багровый остров», роман «Мастер и
Маргарита» далеко не полный список произведений, не увидевших
свет при жизни автора. В этом же перечне находится и повесть
«Собачье сердце». Это произведение, написанное в 1925 году, уви-
дело свет лишь в 1987 году в журнале «Знамя». В основу повести
лег рискованный эксперимент. Выбор такого сюжета Булгаковым
не случаен. Все, что происходило тогда и что называлось строите-
льством социализма, воспринималось автором «Собачьего сердца»
именно как эксперимент — огромный по масштабам и более чем
опасный. Скептично Булгаков относился и к попыткам создания
нового совершенного общества революционными, то есть не исклю-
чающими насилия, методами, к воспитанию теми же насильствен-
ными методами нового, свободного человека. Для автора повести
это было недопустимым вмешательством в естественный ход ве-
щей, последствия которого могли оказаться плачевными для всех,
в том числе и для самих «экспериментаторов». Об этом «Собачье
сердце* и предупреждает читателя.
Одним из главных героев, выразителем авторских мыслей в по-
вести становится профессор Преображенский. Это крупный уче-
ный-физиолог. Он предстает как воплощение образованности и вы-
сокой культуры. По убеждениям это сторонник старых дореволю-
ционных порядков. Все его симпатии на стороне бывших домовла-
дельцев, заводчиков, фабрикантов, при которых, как он говорит,
был порядок и ему жилось удобно и хорошо. Булгаков не анализи-
рует политические взгляды Преображенского. Но ученый высказы-
вает очень определенные мысли о разрухе, о неспособности проле-
тариев справиться с ней. По его мнению, прежде всего нужно лю-
дей научить элементарной культуре в быту и на производстве,
только тогда наладится дело, исчезнет разруха, будет порядок. Лю-
ди станут другими. Но и эта философия Преображенского терпит

<< Пред. стр.

страница 14
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign