LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 13
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

его свитой они покидают этот город навсегда.
Так кто же все-таки Воланд? Положительный он или отрицате-
льный герой? Его нельзя, мне кажется, считать ни положитель-
ным, ни отрицательным героем. Он — «...часть той силы, что веч-
но хочет зла и вечно совершает благо». Он олицетворяет в романе
дьявола, но своим спокойствием, рассудительностью, мудростью,
благородством и своеобразным обаянием разрушает привычное
представление о «черной силе». Поэтому, наверное, он и стал моим
любимым героем.
Полной противоположностью Воланду в романе служит Иешуа
Га-Ноцри. Это праведный человек, который пришел спасти мир от
зла. Для него все люди добрые, «злых людей не существует, есть
только несчастные». Он считает, что самый страшный грех — это
страх. И действительно, именно страх потерять карьеру заставил
Понтия Пилата подписать смертный приговор Иешуа и тем самым
обречь себя на муки в течение двух тысячелетий. И именно страх
перед новыми мучениями не дал Мастеру закончить дело всей
своей жизни.
И в завершение я хочу сказать, что роман «Мастер и Маргари-
та» не только мне очень нравится, но и учит не быть такой, как все
отрицательные персонажи этого романа. Он заставляет задуматься
над тем, кто ты такой, что творится у тебя в душе, что ты хорошего
сделал людям. Роман помогает понять, что надо быть выше всех
неприятностей, стремиться к лучшему и ничего не бояться.
Этот роман, мне кажется, нельзя прочитать только один раз. Я
уверена, что чем старше ты становишься, тем более разнообразные
мысли и впечатления о книге у тебя появляются. Я еще не раз от-
крою эту книгу и подумаю над ее страницами.
95
МОЙ ЛЮБИМЫЙ РОМАН — «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
М. А. БУЛГАКОВА
...так кто ж ты, наконец?
— Я — часть той силы, что веч-
но хочет зла и вечно совершает
благо.
И. В. Гете. «Фауст»

Вечерняя Москва... Прогуливаясь у Патриарших прудов, я за-
мечаю, что и сегодня, как много лет тому назад, «небо над Москвой
как бы выцвело, и совершенно отчетливо была видна в высоте пол-
ная луна, но еще не золотая, а белая»; оглядываясь вокруг, я вижу
суетящихся людей, и оживают строки из романа: «Однажды вес-
ною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших
прудах...» Не знаю почему, я жду, что сейчас появится человек в
клетчатом пиджаке и заведет со мной разговор, напоминающий
тот, который очень удивил Берлиоза и Бездомного — героев романа
М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Эту книгу я перечитывала несколько раз, и сегодня у меня
вновь возникло желание вспомнить ее, поразмышлять над ее героя-
ми, их судьбами.
В истории человечества, особенно в переломные моменты, идет,
порой невидимая на первый взгляд, ожесточенная борьба между
высшим проявлением человеческого духа — честью, долгом, мило-
сердием и трусостью, предательством, низостью.
Трудно человеку обрести в это время истинные нравственные
ориентиры.
На помощь приходит друг — хорошая, умная книга. В России
всегда жила мечта о Великой Книге, которая поможет преобразить
мир. На протяжении многих веков русских писателей волновали
вечные нравственные проблемы: добро и зло, вера и безверие,
жизнь и смерть, любовь и ненависть.
Творчество Булгакова впитало в себя высокие гуманистические
традиции русской литературы и явилось глубоким обобщением че-
ловеческой мысли и тревожных исканий. «Мастер и Маргарита» —
удивительная книга, открытая для всех, кому не безразлична судь-
ба человечества, кто ставит перед собой извечные вопросы: зачем
человеку дается жизнь и как он должен распорядиться этим Божь-
им даром.
В основе романа — евангельская история Иисуса Христа, в ко-
торой автора интересует не столько религиозный аспект, сколько
нравственный, человеческий.
Понтий Пилат — пятый прокуратор Иудеи, в лице которого
говорит власт/ь Рима, человек «в белом плаще с кровавым подбо-
ем». Его жизнь скудна, так как он потерял веру в людей. Проку-
ратор одинок, ему не с кем поделиться своими переживаниями.
Он обречен на бессмертие, это неоспоримо. Имя его останется в
веках, тогда как имена его предшественников умерли в человече-
ской памяти. Но это не то бессмертие, какое Понтий Пилат мог
бы пожелать себе, он прославился не подвигами на поле брани, не
мудростью политика. Этот грозный властитель ненавидит свое бес-
96
смертие и неслыханную славу. Его имя стало проклятием, симво-
лом трусости, неразрывно связанным с именем погубленного им
человека.
«Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков» —
это слышал во сне Понтий Пилат слова Иешуа. Ему становится
жалко обвиняемого, он старается намекнуть Га-Ноцри, как отве-
чать на допросах, чтобы спасти свою жизнь. Прокуратор чувствует
страшную раздвоенность: то кричит на Иешуа, то, понизив голос,
доверительно спрашивает о семье, о Боге, советует помолиться.
Понтий Пилат так и не сможет спасти осужденного, потом он будет
испытывать страшные муки совести, потому что нарушил нравст-
венный закон, защищая закон гражданский. Трйгедия этого чело-
века в том, что он верный служитель власти и не способен изме-
нить ей. Он хочет спасти врача, снявшего у него головную боль, но
преступить цепи рабства выше его сил.
«Врач», «философ», носитель мирных проповедей, Иешуа ве-
рил, что «злых людей нет на свете», есть несчастливые, что всякая
власть является насилием над людьми, то есть миром должны пра-
вить не зло, а добро, не вера, а истина, не власть, а свобода. И пе-
ред лицом мучительной смерти он остался тверд в своей гуманисти-
ческой проповеди всеобщей доброты и свободомыслия.
И если бы Булгаков только ограничился евангельским сюже-
том, то, узнав много нового и поучительного из истории христиан-
ства, мы не смогли бы в полной мере уяснить мысль о незыблемо-
сти человеческих ценностей. Но роман дает нам, читателям, удиви-
тельную возможность связать далекие годы прокуратора Понтия
Пилата и вчерашний (сегодняшний) день, ибо сочетает в себе и биб-
лейские главы, и повествование о событиях тридцатых годов, труд-
ном и противоречивом времени нашей страны.
Прошло много лет с того ужасного периода сталинских репрес-
сий, гонений на личность, но со страниц романа Булгакова пред-
стают люди, судьба которых была искалечена тем страшным време-
нем, когда истинному таланту трудно было пробиться, как это про-
изошло с Мастером. Воздух тридцатых годов, атмосфера страха ко-
нечно же присутствовала на страницах романа, вызывая удручаю-
щее впечатление.
Особенно поражает сцена в театре, когда Воланд разбрасывает
купюры (естественно, фальшивые) и «переодевает» собравшихся
зрителей. Это уже не люди, а какое-то подобие людей, которые, по-
теряв человеческое лицо, забыв обо всем на свете, хватают дрожа-
щими руками эти ассигнации.
Остается только сожалеть, что не нашлось иной силы, кроме Во-
ланда и его шайки, которая могла бы противостоять всему тому
темному, злому, что было и есть, к сожалению, в этом мире.
Впервые встречаясь с Мастером, мы вместе с поэтом Иваном
Бездомным отмечаем его беспокойные глаза — свидетельство ка-
кой-то тревоги в душе, драмы жизни. Мастер — человек, чувствую-
щий чужую боль, способный творить и мыслить нестандартно, но в
соответствии с официальным мнением. Но мир, куда представляет
свое детище писатель, служит не истине, а власти. Невозможно за-
быть, как Мастер — жертва доноса — приходит к окнам подваль-
4-3959 97
чика, где играет патефон. Приходит в пальто с оборванными пуго-
вицами и с нежеланием жить и писать. Мы знаем, что пуговицы
срезали при аресте, поэтому легко можем объяснить себе душевное
состояние героя.
Булгаков имел слишком много оснований сомневаться в том,
что все люди добры, как считал Иешуа. Страшное зло принесли
Мастеру Алоизий Могарыч и критик Латунский. И Маргарита
оказалась в романе плохой христианкой, так как мстила за зло,
правда, по-женски: побила стекла и разгромила квартиру крити-
ка. И все же милосердие для Булгакова выше отмщения. Марга-
рита громит квартиру Латунского, но отвергает предложение Во-
ланда его уничтожить. Фантастический поворот дела позволяет
автору развернуть перед нами целую галерею весьма непригляд-
ных персонажей. Сатана Воланд карает за безверие, бездухов-
ность, беспринципность, но в то же время возвращает с помощью
своей свиты порядочность, честность и жестоко наказывает зло и
неправду.
Да, мир труден и порой жесток. Так же нелегко складывается и
жизнь Мастера. Не заслужил он и света, а только покой в мире те-
ней. Он не пошел, подобно Иешуа, на Голгофу за свою истину. Не
сумев побороть это многоликое зло в окружающей его жизни, он
сжигает свое любимое детище. Но, к счастью, «рукописи не горят».
На земле у Мастера остался ученик, прозревший Иван Понырев,
бывший Бездомный; на земле остался роман, которому суждена
долгая жизнь. Настоящее искусство бессмертно, всесильно.
А любовь? Разве это не всепоглощающее чувство? Тем, кто разу-
верился в любви, Булгаков внушает надежду. Маргарита заслужи-
ла вечную любовь. Она готова на сделку с Воландом и становится
ведьмой ради любви и верности Мастеру. «Я погибаю из-за любви.
Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы узнать, жив Мастер
или нет», — говорит Маргарита. Выбор ее пути самостоятелен и
осознан.
Почему роман назван «Мастер и Маргарита»? Булгаков считал,
что творчество, дело, любовь — основа человеческого бытия. Глав-
ные герои произведения являются выразителями этих убеждений
автора. Мастер — творец, человек с чистой душой, поклонник кра-
соты, он не мыслит своей жизни без настоящего дела. Любовь пре-
образила Маргариту, дала ей силу и мужество на совершение по-
двига самопожертвования.
И Булгаков вместе со своими любимыми персонажами утверж-
дает веру среди безверия, дело среди безделия, любовь среди равно-
душия.
Если бы сейчас появился этот необычный человек, я бы ему
сказала, что, пока у человека есть совесть, душа, способность кая-
ться, милосердие, любовь, желание искать истину, открывать ее и
идти за нее на Голгофу, все будет так, как надо, все будет прави-
льно.
А над миром все так же плыла луна, правда, теперь она была
«золотая с темным коньком — драконом».
Все так же куда-то спешили люди.
98
СОВРЕМЕННОЕ ЗВУЧАНИЕ РОМАНА М. А. БУЛГАКОВА
«МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Михаил Булгаков, автор, чье творчество многие годы отражает
острые проблемы современности, сравнительно недавно стал досту-
пен широкому кругу читателей. И те вопросы, которые в необыч-
ной, мистико-фантастической форме поднимает автор в романе
«Мастер и Маргарита», так же актуальны сейчас, как и в то время,
когда роман был написан, но не появился в печати.
Атмосфера Москвы, самобытного и неповторимого ее мира, где с
первых страниц романа переплетаются судьбы героев, захватывает
читателя, и звучит вечный вопрос о противоборстве и единении До-
бра и Зла в эпиграфе произведения. И умение автора на фоне ме-
лочности и низости быта, измен и трусости, подлости и взяточниче-
ства покарать или великодушно простить, поставить глобальные
проблемы рядом с самыми незначительными — вот то, что застав-
ляет читателя вместе с автором любить и восхищаться, порицать и
наказывать, верить в реальность необыкновенных событий, прине-
сенных в Москву Князем Тьмы и его свитой.
Булгаков одновременно открывает и страницы быта Москвы, и
фолиант истории: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркаю-
щей кавалерийской походкой» входит на страницы романа проку-
ратор Иудеи Понтий Пилат, «тьма, пришедшая со Средиземного
моря», накрывает ненавидимый прокуратором город, исчезает все в
грохоте грозы над Ершалаимом, совершается казнь на Лысой го-
ре... Казнь Добра, казнь, открывающая во всей наготе своей худ-
ший порок человечества — трусость, за которым стоит и жесто-
кость, и малодушие, и предательство. Это казнь Иешуа Га-Ноцри,
Христа, возвышение через страдание и прощение — не так ли
предстает перед читателем в романе ведущая нить его — любовь
Мастера и Маргариты? И трусость жестокого прокуратора, и рас-
плата его за малодушие и низость — не воплощение ли это всех тех
пороков московских взяточников, подлецов, прелюбодеев и трусов,
наказанных всемогущей рукой Воланда?
Но если Добро в романе — это свет и покой, прощение и лю-
бовь, то что же такое Зло? Воланд и его свита играют роль наказу-
ющей силы, и сам Сатана в романе — судящий Зло, но и караю-
щий Злом. Что же и кто же то Зло, которое сатирически и фанта-
стически изображает Булгаков?
Начиная с домоуправа Никанора Ивановича, смешного своей
показной порядочностью, на самом же деле «выжиги и плута», ав-
тор описывает «Дом Грибоедова», изобличая литераторов, и, нако-
нец, переходит к зрелищному сектору — под пером искусного пи-
сателя съеживается, словно опадает «прах», как на балу у Сатаны,
с фигур «власть предержащих». И открывается их истинная личи-
на — пороки шпионства, доносительства, обжорства витают над
великим городом — тоталитарной Москвой. Фантастические алле-
гории незаметно приводят читателя к критическому моменту —
балу у Сатаны в ночь весеннего полнолуния. «И было в полночь
видение в саду...» Так заканчивается описание грибоедовского рес-
торана под отчаянные крики «Аллилуйя!». Наказанию пороков
99
предшествует внезапно открывшаяся на балу правда: волной вли-
ваются «гости» Сатаны — «короли, герцоги, самоубийцы, висель-
ники и сводницы, доносчики и изменники, сыщики и растлите-
ли», волной льется общемировой порок, пенясь в бассейнах с шам-
панским и коньяком, безумствуя от оглушительной музыки орке-
стра Иоганна Штрауса; пульсируют под тысячами ног массивные
мраморные, мозаичные и хрустальные полы в диковинном зале.
Наступает тишина — близится момент расплаты, суда Зла над
Злом, и, как итог кары, звучат над залом последние слова: «Кровь
давно ушла в землю. И там, где она пролилась, уже растут вино-
градные гроздья». Умирает порок, истекая кровью, чтобы воскрес-
нуть в завтрашнем дне, ибо нельзя убить Зло Злом, как нельзя ис-
коренить вечное противоречие этой борьбы, покрытой таинством
лунных ночей...
И эти поэтические, лирические, наполненные фантастикой, за-
литые серебряным светом или шумящей грозой лунные ночи — не-
отъемлемая часть ткани романа. Каждая ночь полна символов и та-
инств, самые мистические события, пророческие сны героев проис-
ходят в лунные ночи. «Прячущаяся от света таинственная фигура»
навещает в клинике поэта Бездомного. Охвачено мистикой и воз-
вращение Мастера. «В комнату ворвался ветер, так что пламя све-
чей в канделябрах легло, распахнулось окно, и в далекой высоте
открылась полная, но не утренняя, а полночная луна. От подокон-
ника на пол лег зеленоватый платок ночного света, и в нем появил-
ся ночной Иванушкин гость», извлеченный темной и властной си-
лой Воланда. И как не имеет покоя в лунные ночи Мастер, так и
герой Иудеи, всадник Понтийский Пилат, терзает двенадцать ты-
сяч лун за ошибку, совершенную в одну ночь. Ночь, произошед-
шую две тысячи лет назад, ночь, когда «в полутьме, на ложе, за-
крываемом от луны колонной, но с тянущейся лунной лентой от
ступеней крыльца к постели» прокуратор «потерял связь с тем, что
было вокруг него в действительности», когда осознал порок своей
трусости, впервые тронулся по светящейся дороге и пошел по ней
вверх прямо к луне. «Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того
все сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой до-
роге. Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий
философ. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, ни в чем
не сходились, и ни один из них не мог победить другого. Казни не
было! Не было. Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по ле-
стнице луны». Но тем страшнее было пробуждение отважного вои-
на, не струсившего в Долине Дев, когда яростные германцы чуть не
загрызли Крысобоя-Великана. Тем ужаснее было пробуждение иге-
мона. «Банга зарычал на луну, и скользкая, как бы укатанная мас-
лом, голубая дорога перед прокуратором провалилась». И исчез
бродячий философ, произнесший слова, решившие через тысячеле-
тия искупления греха судьбу прокуратора: «Я прощаю тебя, ше-
мон». Через тысячелетия Мастер встретил своего героя и одною по-
следней фразой закончил роман: «Свободен! Свободен! Он ждет те-
бя!»
Снисходит прощение на души, искупившие грех страданием и
самоотвержением. Дарован не свет, но покой любви Мастера и Мар-
100
гариты, необыкновенному чувству, пронесенному героями через все
препятствия жизни. «Кто сказал, что нет на свете настоящей, веч-
ной, верной любви?» В одно мгновение полюбила Маргарита Масте-
ра, долгие месяцы разлуки не сломили ее, и единственно ценным
было для нее в жизни не благосостояние, не блеск всех удобств, ко-
торыми она обладала, а обгоревшие страницы «грозы над Ершалаи-
мом» да засохшие среди них лепестки розы. И необыкновенная
свобода гордости, любви, справедливости Маргариты, чистота и че-
стность Мастера дали влюбленным «дивный сад» или «вечный при-
ют». Но где это? На земле? Или в тех таинственных измерениях,
где совершалось торжество бала Сатаны, где в ночи летела обна-
женная Маргарита над «водным зеркалом, в котором проплывала
вторая луна»?
Лунная ночь объединяет таинства, стирает границы пространст-
ва времени, она страшна и упоительна, беспредельна и таинствен-
на, весела и грустна,., Грустна для того, кто страдал перед
смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный
груз. «Это знает уставший. И он без сожаления покидает туман
земли, ее болотца и реки, он отдается с легким сердцем в руки
смерти, зная, что только она одна успокоит его». А ночь безумству-
ет, «лунный' путь вскипает, из него начинает хлестать лунная река
и разливается во все стороны. Луна властвует и играет, луна танцу-
ет и шалит*. Она обрушивает потоки света на землю, скрывает пе-
ревоплощение Воланда, оставляющего мир людей, совершившего
свою миссию на земле, властной рукой нанесшего удар Злу. Остав-
ляет землю олицетворяющий собою тьму, как оставлял ее две ты-
сячи лет назад бродячий философ, со смертью унесший с собою
свет. Но на земле продолжается вечная борьба Добра и Зла, и веч-
ное их единство остается незыблемо.

М. А. БУЛГАКОВ. «МАСТЕР И МАРГАРИТА».
МОМЕНТЫ ИСТИНЫ

Все множество существующих книг можно условно разделить
на две группы: книги для души и просто для чтения. Со вторыми
все ясно: это различные любовные романы в ярких обложках, де-
тективы с громкими названиями. Эти книги читают и забывают, и
ни одна из них не станет вашей любимой настольной. Определение
первых же у каждого свое. Для меня хорошая книга значит мно-
гое. Ведь умное произведение может дать человеку гораздо больше,
чем просто возможность хорошо провести время. Она толкает чита-
теля на размышления, заставляет задуматься. Хорошие книги от-
крываешь для себя внезапно, а остаются с нами они на всю жизнь.
И перечитывая их, открываешь для себя новые мысли и ощуще-
ния.
Следуя этим рассуждениям, роман Михаила Булгакова «Мастер
и Маргарита» смело можно назвать хорошей книгой. Более того,
моя рецензия на это произведение могла состоять из одних воскли-
цательных и вопросительных знаков: столь сильно чувство восхи-
щения и преклонения перед творением Мастера, столь он загадочен
101
и необъясним. Но попытаюсь окунуться в бездну таинственности,
именуемую «Мастер и Маргарита».
Обращаясь к роману снова и снова, я каждый раз открывала
что-то новое. Любой человек, читая это произведение, может найти
для себя то, что интересно ему, что волнует и занимает его ум, В
роман «Мастер и Маргарита* нужно вчитываться, и тогда... роман-
тики насладятся Любовью Мастера и Маргариты как самым чис-
тым, искренним, желанным чувством; почитатели Бога услышат
новую версию старой истории Иешуа; философы смогут поломать
голову над загадками Булгакова, ведь за каждой строкой романа
стоит сама Жизнь. Гонения на Булгакова, цензура РАППа, невоз-
можность открыто высказываться — все это вынудило автора
скрывать свои мысли, свою позицию. Читатель же находит и чита-
ет их между строк.
Роман «Мастер и Маргарита» — апофеоз всего творчества Миха-
ила Булгакова. Это самый горький и самый душевный его роман.
Боль, страдания Мастера от непризнания его — боль самого Булга-
кова. Невозможно не почувствовать искренность автора, его под-
линную горечь, звучащую в романе. В «Мастере и Маргарите» Бул-
гаков пишет отчасти историю своей жизни, но называет людей дру-
гими именами, описывая их характеры такими, какими они суще-
ствовали в действительности. Его враги выписаны в романе со злой
иронией, переходящей в сатиру. Римский, Варенуха, Степа Лихо-
деев, «преданные» работники искусства, которые сеют лишь без-
вкусицу и фальшь. Но главный противник Булгакова в романе —
Михаил Александрович Берлиоз, председатель МАССОЛИТа, чи-
тай — РАППа. Вот кто вершит судьбы на литературном Олимпе,
вот кто решает, быть ли писателю достойным называться «совет-
ским». Он догматик, не желающий верить в очевидное. Именно с
его согласия отвергаются работы, не соответствующие идеологиче-
ским меркам писателей. Берлиоз сломал судьбу Мастера и еще
многих других, не ищущих мелких радостей и отдающихся со всей
страстью своей работе. Кто же занимает их место? Автор ведет нас
в Дом литераторов, где основная жизнь кипит в ресторане «Грибое-
дов». Весь пыл писатель растрачивает на мелкие интриги, на бегот-
ню по кабинетам, на поедание всяческих деликатесов и так далее.
Потому-то мы видим почти полное отсутствие талантливой литера-
туры в период правления Берлиоза.
Несколько иным, непривычным Булгаков предстает перед чита-
телями в главах, посвященных Иешуа. Мы видим сходство этого
библейского персонажа с автором. По признаниям современников,
Михаил Булгаков был честным, искренним человеком. Так же как
Иешуа, нес он добро и сердечную теплоту своим близким, но, по-
добно своему герою, был не защищен от зла. Однако нет в писате-
ле той святости, умения прощать слабости, нет той мягкости, при-
сущей Иешуа. Острым языком, беспощадной сатирой, злой иро-
нией Булгаков ближе к Сатане. Его-то и делает автор судьей всех
погрязших в пороке. В первоначальном варианте Великий Князь
Тьмы был один, но, восстанавливая сожженный роман, писатель
окружает его свитой весьма колоритной. Азазелло, Коровьев, кот
Бегемот созданы Мастером для мелких шалостей и проделок, тогда
102
как самому мессиру предстоят более значительные дела. Булгаков
показывает его вершителем судеб, наделяет его правом карать или
миловать. Вообще роль черных сил в романе «Мастер и Маргари-
та» неожиданна. Воланд появляется в Москве, чтобы не поощрять,
а наказывать грешников. Каждому он придумывает необычное на-
казание. Например, Степа Лиходеев отделался лишь вынужден-
ным путешествием в Ялту. Директор варьете Римский был нака-
зан более сурово, но оставлен в живых. А самое трудное испыта-
ние ждет Берлиоза. Страшная смерть, похороны, превращенные в

<< Пред. стр.

страница 13
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign