LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 11
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

емых попивающим Лиходеевым и финдиректором Римским, мечта-
ющим о смещении начальника. Оба они, будучи атеистами, несут
свое наказание, но тлен неверия коснулся не только правящей вер-
хушки, но и всей Москвы в целом. По этой причине Воланд с такой
легкостью нащупывает больные струны в душах наивных зрителей.
Фокус с заколдованными денежными купюрами разного достоинст-
ва повергает зрительный зал в полный восторг. На этом простом
примере великий маг выявляет всю мелочность и жадность люди-
шек, сражающихся за право «наловить» рекордное количество эти-
кеток от «Нарзана», что выяснилось впоследствии. Картина нрав-
ственного разложения, описанная Булгаковым, была бы совсем уд-
ручающей, если бы не нелепый случай с конферансье, которому по-
просту оторвали его глупую голову. Однако мертвенные на первый
взгляд обыватели, закостеневшие в своих житейских пересудах,
еще способны на сострадание:
«Простить! Простить!» — раздались вначале отдельные... голо-
са, а затем они слились в один хор...» После этого феномена чело-
веческой жалости чародей повелевает «надеть голову» обратно.
«...Люди как люди, — заключает он, — любят деньги, но ведь это
всегда было...»
Однако фокус с деньгами — не единственное искушение, угото-
ванное хитроумной шайкой для московских жителей. На сцене воз-
никает необыкновенный магазин с женской одеждой и аксессуара-
ми, и это чрезвычайное событие настолько поражает не верящих в
чудеса зрителей, что они не замечают исчезновения главного мага,
который растаял в воздухе вместе со своим креслом. Раздача бес-
платной одежды, пропадающей после сеанса, является своеобраз-
ной метафорой психологии московского обывателя, уверенного в
своей защищенности от внешнего мира и даже не предполагающего
о том, что и он находится во власти обстоятельств. Этот тезис под-
тверждается на примере ситуации с «почетным гостем» Семплеяро-
вым, рьяно требующим «незамедлительного разоблачения» всех по-
казанных ранее фокусов. Нисколько не стушевавшийся в этой си-
туации Фагот незамедлительно «выкладывает» достопочтенной
публике поднаготную важного господина с его многочисленными
изменами и злоупотреблениями служебным положением. После по-
лученного «разоблачения» обескураженный деятель культуры ста-
новится «деспотом и мещанином», получая вдобавок удар зонти-
ком по голове.
Все это немыслимое феерическое действо получает соответству-
ющее завершение под какофонию «урезанного» музыкантами мар-
ша. Довольные своими выходками Коровьев и Бегемот исчезают
вслед за Воландом, а ошеломленные москвичи расходятся по до-
мам, где их ожидают новые поводы для удивления...
Сцена в театре варьете является своеобразной моделью более
важного события романа — бала у Сатаны. И если одураченные
зрители олицетворяют собой лишь мелкие пороки, то позже мы
столкнемся с самыми великими грешниками всего человечества.
80
СИМВОЛИКА ЛУННОГО СВЕТА В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА
«МАСТЕР И МАРГАРИТА»

«Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, по мнению многих кри-
тиков, самое гениальное произведение XX века в русской литерату-
ре. Бесконечное множество смысловых пластов этого романа вклю-
чает и злободневную сатиру на окружающий писателя мир, и рас-
суждения о вечных этических проблемах. Автор создавал свое заве-
щание, активно используя наследие мировой культуры. Но тради-
ционные символы часто приобретали новый смысл в творчестве
Булгакова. Так произошло и с понятиями «тьмы» и «света», ассо-
циативно связанными со Злом и Добром. Привычная антитеза в ро-
мане трансформировалась: появилось противопоставление двух
основных астральных образов — солнца и луны.
Роман «Мастер и Маргарита» начинается с изображения мучений
от жары, испытываемых героями: Берлиозом и Бездомным — в пер-
вой главе, Пилатом — во второй. Солнце чуть не сводит с ума предсе-
дателя МАССОЛИТа (он жалуется на галлюцинацию), усиливает
страдания прокуратора Иудеи от приступа гемикрании. Более того,
«час небывалого заката» — это указание на время появления на Пат-
риарших прудах Сатаны. Удушающий зной четырнадцатого числа
весеннего месяца Нисана становится фоном казни Иешуа — страш-
ного греха Понтия Пилата. Жара оказывается символическим изо-
бражением адского пекла. Обжигающие лучи солнца напоминают о
расплате за содеянное зло. Лунный же свет не только облегчает стра-
дания, но и открывает истину. Не случайно в финале романа именно
с появлением луны на небосклоне «все обманы исчезли», «утонула в
тумане колдовская нестойкая одежда» Воланда и его свиты. Уже это-
го достаточно для вывода о предпочтительном отношении Булгакова
к отраженному лунному свету по сравнению с прямым солнечным.
Анализ проявления оппозиции «солнце — луна» на страницах рома-
на позволяет лучше понять некоторые стороны философии автора.
Этическая проблематика «Мастера и Маргариты» непосредст-
венно связана с Иешуа. С ним соотносится в произведении образ
«света». Но писатель настойчиво подчеркивает, что Га-Ноцри во
время допроса «сторонится от солнца», жгучие лучи которого несут
ему скорую гибель. В видениях Пилата проповедник идет по лун-
ной дороге. Отраженный свет вечного пути к Истине — это тот
свет, который предлагает нам Иешуа.
Основной принцип построения романа «Мастер и Маргарита» —
трехмерность. Каждое событие в одном из миров — историческом,
фантастическом или московском — находит отклик в других. У ер-
шалаимского проповедника был свой последователь в московском
мире (Мастер), но идеи добра и человечности не нашли понимания
среди живущих в XX веке. Следовательно, Мастера изгоняют в
царство темных сил. Он перестает быть членом советского общества
задолго до появления Воланда — с момента ареста. Создатель рома-
на о Пилате — единственный параллельный Иешуа образ. Однако
новый «евангелист» духовно слабее Га-Ноцри, и это отражено в
астральной символике.
Во время визита к Ивану Бездомному Мастер прячется даже от
81
лунного света, хотя постоянно смотрит на его источник. Появление
возлюбленного Маргариты у Воланда в лунном потоке подтвержда-
ет родство Мастера с Иешуа, но, по словам Левия Матвея, Мастер
заслужил покой, а не свет. Если говорить точнее, то он недостоин
именно лунного света, связанного с безостановочным движением к
Правде, потому что для Мастера это движение прервалось в момент
сожжения рукописи. Дарованный ему вечный дом освещают пер-
вые утренние лучи солнца или горящие свечи, и только в счастли-
вом сне Ивана Бездомного-Понырева, получившего Откровение
именно от Мастера, бывший «номер сто восемнадцатый» уходит со
своей спутницей к луне по дороге Иешуа.
Лунный свет содержит в себе элемент мрака, поэтому Булгаков,
осознающий единство сталкивающихся крайностей бытия, награж-
дает им за приближение к Истине. Упорствующий в своих заблуж-
дениях, ни во что не верящий Берлиоз в последний момент жизни
видит разваливающуюся на куски луну, поскольку так и не понял,
что Высшее знание лежит не в грубой эмпирической реальности,
доступной человеческому зрению. Зато переродившийся Иванушка
Бездомный, ставший профессором Института истории и философии
Поныревым, обретает счастье в своих возвышенных снах, исцеляю-
щих его память лунным наводнением.
Ученик Мастера сопоставлен с учеником Иешуа из историче-
ских глав романа. Но Левий Матвей стремится «наслаждаться го-
лым светом», поэтому он глуп, по выражению Воланда. Обращаясь
к солнцу как к Богу в сцене казни учителя, обещая людям возмож-
ность «смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл», Левий де-
монстрирует неспособность к восприятию диалектических противо-
речий и претендует на обладание Истиной, тогда как цель
Иешуа — ее поиск. В силу фанатизма и ограниченности Левий в
своих записях искажает слова Га-Ноцри, то есть распространяет
лжеистины. Не случайно бывший сборщик податей появляется пе-
ред Воландом на каменной террасе в тот момент, когда зажглось
«изломанное ослепительное солнце».
Так же как Иешуа, который не является воплощением Абсолю-
та, Воланд не только «дух зла и повелитель теней». Он олицетворя-
ет начало, гармонизирующее крайности, в его «ведомство» входят и
свет и тьма, причем сам он не склоняется ни к одному из полюсов.
Уже внешний облик Воланда рисуется Булгаковым с явной целью
подчеркнуть диалектическое единство противоположностей. Пра-
вый глаз Сатаны — «с золотою искрой на дне», а левый — «пустой
и черный... как вход в бездонный колодец всякой тьмы и теней».
«Золотая искра» прямо ассоциируется с солнечным светом: в сцене
на каменной террасе глаз Воланда горел точно так же, как солнце в
окнах домов, «хотя Воланд был спиною к закату». Тьма сочетается
в этом образе и с ночным светом: в финале повод коня Сатаны —
лунные цепочки, шпоры всадника — звезды, а сам конь — глыба
мрака. Такое изображение дьявола указывает на близость воззре-
ний Булгакова к богомильскому дуализму, признающему сотрудни-
чество Бога и Сатаны, что отличается от концепции официального
христианства о непримиримой борьбы двух начал.
Явственно соотносится с луной главная героиня романа. «Свет-
82
лая королева Марго» возникает в потоке разлившейся лунной реки
в снах Понырева. С желтыми цветами на черном фоне пальто она
появляется в воспоминаниях Мастера, когда тот видит золотую лу-
ну на ночном небе. Даже имя героини ассоциируется с лунным све-
том: Маргарита означает «жемчужина*, цвет которой серебристый,
матово-белый. С луной связаны все похождения Маргариты в обра-
зе ведьмы, лунный свет ее приятно согревает. Непрекращающийся
поиск — вначале настоящей любви, затем — потерянного возлюб-
ленного — равноценен поиску Истины. Значит, Любовь открывает
Знание, лежащее за пределами земной реальности.
Это знание скрыто от большинства жителей Москвы и Ершалаи-
ма. Луны они не видят. Оба города ночью залиты искусственным
освещением. Горят фонари на Арбате, сияет электричеством бес-
сонный этаж одного из московских учреждений, спорят с луной
два огромных пятисвечья над ершалаимским храмом. Это верный
знак того, что ни Иешуа, ни Мастер не могут быть поняты своим
окружением.
Реакция персонажа на лунный свет выявляет наличие у него ду-
ши и совести. Понтий Пилат выстрадал возможность пойти по лун-
ной дороге, искупив свой грех веками душевных терзаний. Нестер-
пимая тоска, вызванная неясной самому прокуратору мыслью о бес-
смертии, связана с раскаянием и чувством вины, не уменьшенными
светом двенадцати тысяч лун. Бессовестный Иуда из искусственно
освещенного Ершалаима попадает под тень деревьев, где получает за-
служенную кару, так и не оставшись наедине с луной, не задумав-
шись о совершенном предательстве. Не понимает знаков, посылае-
мых позлащенной луной, Берлиоз, у которого нет души, потому что
нет веры. Раздумья о жизни к поэту Рюхину приходят в час начина-
ющегося рассвета, когда ни луны, ни солнца на небе нет. Не трону-
тые смыслом и не согретые чувством стихи Рюхина бездарны. Вне
философской символики света находится бесстрашный воин Марк
Крысобой. Он не страдает от жары, при первом появлении закрывает
собой солнце, факел в его руках перебивает свет луны, которую ищет
глазами измученный прокуратор. Это живой автомат, находящийся
вне сферы действия природных сил, подчиняющийся только прика-
зу, заслоняющему Истину. Жалкими жертвами луны становятся те,
чья жизнь пуста и бессмысленна: плачет в полнолуние Жорж Бенга-
льский, напивается «до ужаса» в компании только «с полной луной»
Никанор Иванович Босой, нелепо ведет себя Николай Иванович.
Таким образом, используя символику лунного света, Булгаков
углубляет характеристику персонажей, проясняет авторское отно-
шение к героям, облегчает читателю постижение философского
смысла произведения.

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ДРУЖБЕ И ЛЮБВИ
(По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Человек — сложная натура. Он ходит, говорит, питается. И есть
еще много, много всего, что он может делать.
Человек — совершенное творение природы; она дала ему то, что
считала нужным. Она дала ему право владеть собой. Но как часто
83
человек переступает эту черту владения. Человек пользуется при-
родными дарами, забывая, что сам является подарком миру, в ко-
тором живет, что окружающее его так же, как и он сам, сотворено
одной рукой — природой.
Человек совершает различные поступки, хорошие и плохие, пе-
реживает в себе различные душевные состояния. Он чувствует,
ощущает. Он возомнил себя царем природы, забывая, что человек
занимает всего лишь ступеньку в лестнице природных творений.
А почему человек решил, что он хозяин мира? У него есть руки,
чтобы что-то делать; ноги, чтобы ходить, и, наконец, голова, кото-
рой он думает. И считает, что этого достаточно. Но часто человек с
«думающей» головой забывает, что, кроме всего этого, у него долж-
на быть душа; а у некоторых «людей» хотя бы элементарное поня-
тие о совести, чести, сострадании.
Человек должен любить; мир держится на любви, дружбе, Че-
ловеке, наконец. Вспомните булгаковскую Маргариту: она живет
только для любимого, ради своей любви она согласна и способна на
самые опрометчивые поступки. До встречи с Мастером она была го-
това покончить с собой. Встретив его, она обретает смысл жизни;
понимает, для кого жила и кого ждала всю свою жизнь. Она ухо-
дит от обеспеченной жизни, от любящего ее мужа; она бросает все
ради человека, которого любит.
А сколько в нашей жизни таких Маргарит? Они существуют,
живут. И будут жить, пока на земле есть любовь, люди, пока суще-
ствует мир.
Человек рожден, чтобы жить; жизнь дана, чтобы любить, чтобы
быть Человеком.
Если спросить у людей: кто такой душевный человек? — многие
скажут, что это человек, у которого есть душа; другие, что человек
с такими качествами, как доброта, искренность, правдивость. Пра-
вы, конечно, и те и другие. Но лишь немногие добавят, что душев-
ный человек — это еще и любящий; любящий все, что существует
на нашей земле.
Каждый любящий человек — душевный; он готов любить всех и
все, радоваться всему. С рождением любви в человеке просыпается
душа.
А что такое душа? Точного определения ей не дашь. Но я ду-
маю, что это все то хорошее, что есть в человеке. Любовь, доброта,
милосердие.
Любовь либо пробуждает душу, либо сама рождается в ней. И
никто не знает, когда это происходит. Она «выскочила ниоткуда»,
считает Мастер.
Маргарита, всего лишь посмотрев на Мастера, решила, что имен-
но его ждала всю свою жизнь. Все знают и в то же время не знают, что
такое любовь. Но каждый, кто ее пережил, кто до сих пор еще любит,
скажет: «Любовь — это хорошо, любовь — это прекрасно!» И они бу-
дут правы, ведь без любви не будет души, без души — Человека.
И вот человек выходит в мир, живет в нем, соприкасается с
ним. Везде на своем пути он встречает людей; многим он нравится,
многим не очень. Многие становятся знакомыми; затем многие из
этих знакомых становятся друзьями. Потом, может быть, кто-то из
84
знакомых и друзей становится любимым. Все в человеке связано:
знакомство — дружба — любовь.
Человек не знает, что с ним произойдет в следующий момент.
Не знает своей жизни наперед, не знает, как поступит в той или
иной ситуации.
Мы ходим по улицам, не замечая друг друга, а может быть, уже
завтра или через несколько дней, месяцев, лет какой-нибудь прохо-
жий станет знакомым, потом, может быть, другом. Точно так же
мы живем, видя в людях одни недостатки, не замечаем того хоро-
шего, что в них есть. Люди привыкли материальные блага ценить
выше душевных; души испорчены материальным вопросом. Мастер
и Маргарита не испорчены этим вопросом. В это трудное время они
смогли найти, встретить друг друга, полюбить. Но счастье, простое,
доброе счастье, на этом свете, в этом мире найти не смогли.
Неужели люди для того, чтобы быть счастливыми, должны уме-
реть? Почему они не могут найти счастье здесь, на земле? Ответы
на эти вопросы нужно искать в нас самих. И нужен ответ не одного
человека, а многих, многих и многих.
Так что же такое дружба и любовь? Точного ответа нет, его ни-
кто не знает. Но каждый это переживет; у каждого из людей когда-
то, когда-нибудь будет любимый человек, будут друзья, знакомые.
И завтра или через года люди найдут ответ.
Так давайте наслаждаться дружбой, пока она есть; любить, по-
ка существует любовь, и жить, пока живется.
Разбудите свои души, возродите любовь в своих сердцах, стань-
те душевнее; станьте Человеком! И от этого жить легче будет не
только другим, но и вам!

РАЗМЫШЛЕНИЕ О ДРУЖБЕ И ЛЮБВИ
(По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита*)

С тем, что я хочу сказать о дружбе и о любви, может быть, бу-
дут согласны не все. В своей жизни я пока еще не встречала насто-
ящих друзей. И настоящей, искренней и постоянной любви я тоже
не встречала никогда. Вообще любовь бывает разная: любовь меж-
ду родителями и ребенком, между родственниками, между мужчи-
ной и женщиной, а также любовь к вещам.
Человек очень часто неискренен по отношению к себе и окру-
жающим его людям. Жизнь учит нас притворяться с самого детст-
ва. Иногда нам приходится делать то, чего не хочется, говорить то,
о чем не думаешь на самом деле. В конце концов наступает такой
1
момент, когда хочется все бросить, убежать ото всех и остаться од-
ной.
Часто в такие моменты помогают книги. А когда находишь та-
кую книгу, которая нужна тебе именно сейчас, она становится са-
мой любимой. Такой книгой стал для меня роман Булгакова «Мас-
тер и Маргарита». Не каждый писатель может подарить себя чита-
телю целиком, так как это делает Булгаков. В роман «Мастер и
Маргарита» он вложил всю свою душу и весь свой талант. Взяв эту
книгу в руки, не хочется с ней расставаться, хочется поселиться в
ней вместе с ее героями: прекрасной Маргаритой, Мастером, озор-
85
ным Бегемотом и даже со страшным и таинственным, умным и все-
могущим Воландом.
Все, о чем пишет Булгаков, больше похоже на сказку, в которой
асе хорошо кончается, но некоторые образы он берет из настоящей
жизни. Например, Маргарита, прототипом образа которой является
его жена. А прототипом Мастера, наверное, был он сам (Булгаков).
Может быть, и отношения между Булгаковым и его женой были
похожи на отношения Мастера с Маргаритой. И значит, между ни-
ми была настоящая любовь и настоящая дружба.
Я уже говорила о том, что не встречала настоящих друзей. Я во-
обще не верю в настоящую, вечную дружбу, потому что близкий
друг рано или поздно предает, а если не предает, то уходит, исчеза-
ет из твоей жизни.
Что касается любви, то даже самое святое — любовь между ро-
дителями и ребенком — непостоянно. Сколько детей, оставленных
родителями в детских домах, сколько их, живущих в семьях с не-
родными мамой или папой. Зачастую родители не принимают во
внимание чувства ребенка, когда расстаются между собой. Как го-
ворит одна моя знакомая, папа может быть первый, и второй, и
третий. Но невольно напрашивается вопрос: сможет ли ребенок
принять каждого из них, полюбить, а потом забыть? Взрослые са-
ми учат детей лгать и притворяться, зачастую они нехотя передают
своим детям свои «знания*.
Если говорить о любви между мужчиной и женщиной, то я ду-
маю, что даже Булгаков не до конца верит в настоящую любовь на
земле. Именно поэтому он переместил Мастера и Маргариту в иной
мир, в тот, где они смогут любить друг друга вечно, где все создано
для них: дом, в котором они живут, люди, которых им приятно ви-
деть. В нашем мире это невозможно, невозможно иметь все сразу и
поэтому невозможно быть счастливым до конца.
Вот что можно сказать о любви к вещам: счастлив тот человек,
который любит и может создавать красивые, необыкновенные ве-
щи, но несчастен тот, для которого эти вещи являются воспомина-
нием о чем-то прошедшем, любимом. Так Мастер был несчастен,
когда потерял Маргариту, и черная шапочка, связанная ее руками,
приносила ему невыносимую душевную боль. Вообще ужасно, ког-
да от счастья остаются только лишь вещи, напоминающие о нем. И
вообще, когда жизнь теряет смысл.
Этими своими размышлениями я не хотела бы сказать, что че-
ловеческая жизнь абсолютно бессмысленна и ничтожна, а совсем
наоборот.
Каждый из нас должен искать себя в этой жизни, искать то, ра-
ди чего или ради кого вообще стоило бы жить.

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЛЮБВИ
(По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Темы любви и дружбы очень тесно связаны и перекликаются
между собой. Ведь если разобраться, то понятия дружбы и любви
заключают в себе много общего. Как мне кажется, дружба — это то
чувство или даже душевное состояние, которое объединяет людей и
86
делает их одним целым. В горе и в радости настоящий друг рядом,
он никогда не оставит в беде и протянет руку. В романе «Мастер и
Маргарита» М. А. Булгаков показал большое и светлое чувство —
Любовь. Любовь главных героев полна взаимопонимания, в крити-
ческие моменты жизни Маргарита была для Мастера прежде всего
другом. Другом, который не предаст и не отвернется. Счастлив тот
человек, который нашел настоящую дружбу и любовь, но еще бо-
лее счастлив тот, кто нашел дружбу в любви, Я покажу вам такую
любовь.
Герои романа прошли через многое, вытерпели и выстрадали, но
смогли уберечь единственно дорогое и ценное — свою любовь, ведь
«тот, кто любит, должен разделять участь того, кого любит». До
встречи друг с другом жизнь Мастера и Маргариты текла однооб-
разно, каждый из них жил своей жизнью. Но общее у них — это ис-
тория одиночества. Одинокие и ищущие Мастер и Маргарита нашли
друг друга. Впервые увидев Маргариту, Мастер не мог пройти ми-
мо, так как «всю жизнь любил именно эту женщину!». Желтые цве-
ты а руках у Маргариты, когда влюбленные встречаются впервые,
как бы тревожное предзнаменование. Они предупреждение того, что
отношения между Мастером и Маргаритой не будут простыми и
гладкими. Мастеру не понравились желтые цветы, он любил розы,
которые можно считать символом любви. Мастер — философ, оли-
цетворяет в романе М. А. Булгакова творчество, а Маргарита — лю-
бовь. Любовь и творчество создают гармонию в жизни. Мастер пи-
шет роман, Маргарита— единственная опора мастера, она поддер-
живает его в творческой работе, вдохновляет его. Но окончательно
соединиться они смогли лишь в потустороннем мире, в последнем
приюте. Роману Мастера не суждено было быть напечатанным,
единственным читателем стала Маргарита, по достоинству оценивая
его труд. Душевная болезнь ломает Мастера, но его опорой остается
Маргарита, единственный и верный друг. Мастер в порыве отчая-
ния жжет роман, но «рукописи не горят». Маргарита остается одна,
мучаясь и страдая без любимого. Она бережно хранит уцелевшие от
огня листы, храня надежду о возвращении Мастера.
Маргарита настолько безгранично любит, что готова на все,
только бы еще раз увидеть дорогого ей человека. Она согласилась
на предложение Азазелло встретиться с Воландом, не упустила
шанс вернуть Мастера. Полет Маргариты, шабаш и бал у Сатаны —

<< Пред. стр.

страница 11
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign