LINEBURG


страница 1
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Школьникам
и абитуриентам




1000
ЛУЧШИХ ШКОЛЬНЫХ
СОЧИНЕНИЙ
Литература XX века




Москва
«Олимп»
Издательство АСТ
2002
УДК 882.2(075)
ББК 81.2Р-7
Т93




Подписано в печать с готовых диапозитивов 16.09.02.
Формат бОХЭО 1 /^. Печать офсетная. Бумага газетная. Гарнитура «Школьная».
Печ. л. 35,00. Тираж 5000 экз. Заказ 3959.
Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, т. 2; 953000 — книги, брошюры
Гигиеническое заключение № 77.99.14.953.П.12850.7.00 от 14.07.2000




Т93 1000 лучших школьных сочинений: Литера-
тура XX века. — М.: ООО «Агентство «КРПА
«Олимп*: ООО «Издательство АСТ», 2002. —
555с. [560].
13ВН 5-17-00.1701-4 («Издательство АСТ»)
13ВК 5-7390-0649-Х («Олимп*)
В четвертую книгу сборника включены сочинения по произ-
ведениям современной литературы. Большую помощь в подго-
товке к письменным и устным экзаменам окажут образцы
сочинений на обобщающие темы по русской литературе XX века.
Книга содержит варианты школьных письменных работ нетра-
диционных жанров: эссе, размышления, кино- и театроведческие
рецензии и т. д.
УДК 882.2(075)
ББК 81.2Р-7
18ВХ 5-17-001701-4 («Издательство АСТ»)
I8ВN 5-7390-0649-Х («Олимп»)
© «Олимп*. 1999
© «Издательство АСТ», 2000
А. А. АХМАТОВА

«Я ГОЛОС ВАШ...»

В 1989 году, объявленном ЮНЕСКО годом А. А. Ахматовой, ис-
полнилось сто лет со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой,
большого русского советского поэта, женщины-матери, противопос-
тавившей достоинство жестоким ударам судьбы.
В Анне Ахматовой все — внешний облик и духовный мир — бы-
ло значительно.
Ни в одной из ее книг, несмотря на тяжелую и даже трагиче-
скую жизнь, на весь ужас и унижения, пережитые ею, не было от-
чаяния и растерянности. Никто никогда не видел ее с поникшей
головой. «От ангела и от орла в ней было что-то...»
Всегда прямая и строгая, она была человеком, отличавшимся
воистину великим мужеством.
А после смерти, как это бывает нередко, Анна Ахматова вошла
в круг классиков русской литературы.
Вошла как автор замечательной любовной лирики, повествую-
щей о великом таинстве любви, ее трагедиях и преодолении этих
трагедий. Вошла как поэт-гражданин, потрясенный в судьбе Роди-
ны участью своих сограждан, их страданиями и болью. В сегод-
няшней оценке поэзии Ахматовой, к сожалению, имеется перенос в
сторону гражданских тем, которые заслоняют зачастую любовную
лирику, без которой не было бы Ахматовой. Какие у поэта живые,
невысокопарные стихи о любви, какое легкое, нежное признание в
ней:
Мне с тобой пьяным весело —
Смысла нет в твоих рассказах...

Но чаще стихотворения А. А. Ахматовой — это психологиче-
ские драмы с острыми сюжетами, основанными на трагических пе-
реживаниях. Лирическая героиня ранней Ахматовой отвергнута,
разлюблена, но переживает это достойно, с гордым смирением, не
унижая ни себя, ни возлюбленного:
В пушистой муфте руки холодели.
Мне стало страшно, стало как-то смутно.
О, как вернуть вас, быстрые недели
Его любви, воздушной и минутной...

Герой ахматовской поэзии сложен и многолик. Он — любовник,
брат, друг, представший в бесконечном разнообразии ситуаций: ко-
варный и великодушный, убивающий и воскресающий, первый и
последний.
Любовь к Родине у Ахматовой не была предметом анализа, раз-
мышлений или расчетливых прикидок, для нее значило: будет Ро-
дина — будут жизнь, дети, стихи. Вот почему Ахматова в первые
дни нашествия фашистов на Советский Союз обратилась ко всем
женщинам Родины со словами клятвы:
И та, что сегодня прощается с милым, —
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит.

Стихотворение было написано в 1941 году в Ленинграде.
Анна Ахматова верила в Победу, звала народ к Победе:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Жизнь Анны Андреевны Ахматовой проходила в суровое время
и не пощадила ее. Чего только не выпало на ее долю! Но, обладая
высокой свободой души, Ахматова не гнулась ни от чего: ни от кле-
веты и предательства, ни от обид и несправедливостей:
Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы,
Страдание выводит на щеках...

Свидетельством великого мужества души поэта стало самое тра-
гическое произведение Анны Ахматовой — «Реквием». Правда —
это не только кровь и слезы, но и покаяние, очищение от скверны:
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.

Голос Анны Ахматовой, строгий и мужественный, нельзя спу-
тать с другими голосами блистательных поэтов XX века. Ее голос
очень индивидуален, и этот крест индивидуальности таланта —
трудный крест — Анна Андреевна Ахматова несла до конца своих
дней.
Ее жизнь, «точно под крылом у гибели», была жизнью, достой-
ной вечного признания и удивления.
ЛИРИЧЕСКИЙ МИР А. А. АХМАТОВОЙ

И все-таки узнают голос мой,
И все-таки ему опять поверят.
А Ахматова

Удивительные строчки Ахматовой вошли в мою душу так: в
детстве я босиком бегала по самому краешку берега моря, о кото-
ром потом, поразившись точности восприятия поэта, прочитала в
поэме «У самого моря»:
Бухты взрезали низкий берег.
Все паруса убежали а море,
А я сушила солевую косу
За версту от земли на плоском камне...

Позже проснулся интерес к поэзии вообще, Ахматова же стала
самым любимым поэтом. Удивляло только одно: как могли такого
поэта так долго не печатать и так долго вообще не изучать в школе!
Ведь Ахматова по силе своего дарования, мастерства и таланта сто-
ит рядом с гениальным Пушкиным, которого она так ревниво лю-
била, понимала и чувствовала.
Сама Ахматова долгие годы жила в Царском Селе, которое ста-
ло для нее одним из самых дорогих мест на земле на всю жизнь. И
потому что «здесь лежала его треуголка и растрепанный томик
«Парни», и потому что для нее, семнадцатилетней, именно там «за-
ря была себя самой алее, в апреле запах прели и земли, и первый
поцелуй...», и потому что там, в парке, были свидания с Николаем
Гумилевым, другим трагическим поэтом эпохи, который стал судь-
бой Ахматовой, о котором она потом напишет в страшных по свое-
му трагическому звучанию строчках:
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне...

На рубеже двух столетий родилась великая русская поэтесса
Анна Андреевна Ахматова. Вернее, великий русский поэт, ибо сама
Ахматова слово «поэтесса* ненавидела и называла себя только по-
этом...
Большое влияние, может быть, на ее поэтическое становление
имело то, что Ахматова детские годы провела в Царском Селе, где
сам воздух был пропитан поэзией, где
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.

«Еле слышный» для нас. И хотя тоже негромкий для Ахмато-
вой, но ведущий ее по нужному пути, помогающий проникнуть в
человеческую душу, особенно женскую. Ее поэзия — это поэзия
женской души. Можно ли отделять — «женская» поэзия, «муж-
ская»? Ведь литература общечеловечна. Но Ахматова могла с пол-
ным правом сказать о своих стихах:
Могла ли Биче словно Дант творить,
Или Лаура жар любви восславить?
Я научила женщин говорить...-
Первые стихи Ахматовой — это любовная лирика. В них любовь
не всегда светлая, зачастую она несет горе. Чаще стихотворения
Ахматовой — это психологические драмы с острыми сюжетами,
основанными на трагических переживаниях. Лирическая героиня
ранней Ахматовой отвергнута, разлюблена, но переживает это до-
стойно, с гордым смирением, не унижая ни себя, ни возлюбленно-
го.
В пушистой муфте руки холодели.
Мне стало страшно, стало как-то смутно.
О, как вернуть вас, быстрые недели
Его любви, воздушной и минутной!

Герой ахматовской поэзии сложен и многолик. Он — любовник,
брат, друг, предстающий в различных ситуациях.
Но поэзия Ахматовой — это не только исповедь влюбленной
женской души; это и исповедь человека, живущего всеми бедами и
страстями XX века, но еще, по словам О. Мандельштама, Ахматова
«принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психоло-
гическое богатство русского романа XIX века».
Каждое ее стихотворение — маленький роман:
Проводила друга до передней.
Постояла в золотой пыли.
С колоколенки соседней
Звуки важные текли.
Брошена! Придуманное слово —
Разве я цветок или письмо?
А глаза глядят уже сурово
В потемневшее трюмо.
Но самой главной любовью в жизни А. Ахматовой была любовь
к родной земле, о которой она напишет после, что «ложимся в нее
и становимся ею, оттого и зовем так свободно своею».
В трудные годы революции многие поэты эмигрировали из Рос-
сии за рубеж. Как ни тяжело было Ахматовой, она не покинула
свою страну, потому что не мыслила своей жизни без России.
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно И спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Любовь к Родине у Ахматовой не предмет анализа, размышле-
ний. Будет Родина — будет жизнь, дети, стихи.
Нет ее — нет ничего. Ахматова была честным и искренним вы-
разителем бед, несчастий своего века, старше которого она была на
десять лет. Судьба ее трагична:
А я иду — за мной беда,
Не прямо и не косо,
А в никуда и в никогда,
Как поезда с откоса.

Эти стихи были написаны во времена сталинщины. И хотя Ах-
матова не была подвергнута репрессиям, для нее это было тяжелое
время. Ее единственный сын был арестован, и она решила оставить
памятник ему и всем людям, которые пострадали в это время. Так
родился знаменитый «Реквием». В нем Ахматова рассказывает о
тяжелых годах, о несчастьях и страданиях людей:
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
Это было произведение такой обвинительной и обличающей си-
лы, что, сочинив, его можно было только сохранить в памяти. На-
печатать его в то время было невозможно — это было равносильно
собственному смертному приговору.
Но ни в одной из ее книг, несмотря на всю тяжелую и трагиче-
скую жизнь, на весь ужас и унижения, пережитые ею, не было от-
чаянности и растерянности. Никто никогда не видел ее с поникшей
головой. В своей жизни Ахматова знала славу, бесславие и снова
славу.
Я — голос ваш, жар вашего дыханья,
Я — отражение вашего лица.
Война застала Ахматову в Ленинграде. В июле 1941 года она на-
писала стихотворение, облетевшее всю страну:
И та, что сегодня прощается с милым, —
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит.
Общенародное горе — это и личное горе поэта.
Чувство сопричастности родной земле становится почти физиче-
ским: Родина — «душа и тело» поэта. Рождаются великие чекан-
ные строчки, которые в феврале 1942 года прозвучали в знамени-
том стихотворении «Мужество»:
Час мужества пробил на ваших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, —
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Сохранить родную землю и родную речь — для Ахматовой по-
нятия равнозначные. Значимость слова равна значимости жизни:
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле — печаль,
И долговечней — царственное слово.

Переживая с народом трагедию фашистского нашествия, ра-
<дость возвращения в Ленинград, ликовавшая со своим народом в
День Победы, А. А. Ахматова надеялась, что судьба наконец-то
смилуется над ней. Но здесь грянуло печально известное жданов-
ское постановление 1946 года. Жизнь для Ахматовой словно оста-
новилась. После вывода из Союза писателей ее лишили даже продо-
вольственных карточек.
Друзья организовали тайный фонд помощи Ахматовой. По тем
временам это было истинным героизмом.
А. А. Ахматова рассказывала об этом через много лет: «Они по-
купали мне апельсины и шоколад, как больной, а я была просто го-
лодная...»
На долгие годы имя Ахматовой было вычеркнуто из литерату-
ры. Власти сделали все, чтобы о ней забыли. Но поэт горько и муд-
ро усмехается над своей судьбой, над своими гонителями:
Забудут! Вот чем удивили.
Меня забывали сто раз,
Сто раз я лежала в могиле,
Где, может быть, я и сейчас.
А Муза и глохла, и слепла,
В земле истлевала зерном,
Чтоб после, как Феникс из пепла,
В тумане восстать голубом.

Таков лирический мир Ахматовой: от исповеди женского серд-
ца, оскорбленного, негодующего, но любящего, до потрясающего
душу «Реквиема*, вобравшего весь «стомильонный народ...».
Когда-то в юности, ясно предчувствуя свою поэтическую судь-
бу, Ахматова проронила, обращаясь к царскосельской статуе
А. С. Пушкина:
Холодный, белый, подожди,
Я тоже мраморною стану.

И почти через тридцать лет горькая мысль о ее памяти и
памятнике звучит в «Реквиеме»:
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество.
Но только с условьем — не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь.
Ни в царском саду у заветного пня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Я бы поставила А. А. Ахматовой не один, а много памятников:
босоногой приморской девчонке в Херсонесе, прелестной царскосе-
льской гимназистке, утонченной прекрасной женщине с ниткой
черного агата на шее в Летнем саду, где «статуи помнят ее моло-
дой*. И еще там, где она хотела, — напротив ленинградской тюрь-
мы, там должен стоять, по-моему, памятник состарившейся от горя
женщине с седой челкой, держащей в руках узелок с передачей
для единственного сына, вся вина которого заключалась только в
том, что .он был сыном Николая Гумилева и Анны Ахматовой —
двух великих поэтов...
А может быть, вовсе и не нужно мраморных изваяний, ведь есть
уже нерукотворный памятник, который она воздвигла себе вслед за
своим великим царскосельским предшественником, — это ее сти-
хи...
МОТИВ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ПОЭЗИИ
(По творчеству А. А. Ахматовой)
Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
А. Ахматова

Поэзия Анны Ахматовой хорошо знакома широкому кругу рус-
ских читателей. Если рассуждать о мотивах исторической памяти в
стихах Ахматовой, то надо вспомнить, что корни этой памяти на-
ходятся в тверской стороне. С этим краем породнил поэтессу ее
муж — поэт Николай Гумилев. Впервые он привез ее в Слепнево в
1911 году, а потом она жила здесь каждый год, а с 1918 года при-
езжала только в Бежецк.
Слепнево и Бежецк — прекрасные места Тверской губернии, —
как сама поэтесса признавалась, стали ее родными на всю жизнь:
Спокойной и уверенной любови
Не превозмочь мне к этой стороне...
В этом уютном уголке России ей всегда хорошо и плодотворно
работалось над стихами. Здесь в уединении создала она свои заме-
чательные «Четки» и «Белую стаю», в которых появляются первые
мотивы исторической памяти.
ГОЛОС ПАМЯТИ
Что ты видишь, тускло на стену смотря
В час, когда на небе поздняя заря?
Чайку ли на синей скатерти воды
Или флорентийские сады?
Или парк огромный Царского Села,
Где тебе тревога путь пересекла?
Иль того ты видишь у своих колен,
Кто для белой смерти твой покинул плен?
Нет, я вижу стену только — и на ней
Отсветы небесных гаснущих огней.
В этих стихах слышится загадочная тишина исконной России,
срифмованная с чуткой душой поэта.
Я был в этих примечательных местах на празднике поэзии, по-
священном творчеству Анны Ахматовой, и видел, как местные жи-
тели с удивительной, трогательной заботой относятся к своим та-
лантливым землякам. Это проявлялось на празднике во всем: и в
выступлениях школьников, и в организации выставки, посвящен-
ной жизни и творчеству Анны Ахматовой, и в бережном отноше-
нии к дому Гумилевых.
В этих местах в далеком 1914 году Анна Ахматова переживала
события Первой мировой войны и, как настоящая патриотка, вос-
клицала в стихах:
Только вашей земли не разделит

страница 1
(всего 73)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign