LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

участницах несомненно найдется множество вариантов выбора участников. Не следует забывать, что
на проведение предварительных исследований также следует получить утверждение ИРК/ Этической
комиссии (см Раздел В2). Помните: ДАННЫЕ, ПОЛУЧЕННЫЕ ПРИ АПРОБАЦИИ, НЕ
ВКЛЮЧАЮТСЯ В ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ. В ЦЕНТР КООРДИНАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ ПОДАЕТСЯ ТОЛЬКО БЛОК ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.


Д. ПРОЦЕДУРЫ
Д1. Отбор и обучение лиц, проводящих исследование
http://www.childepi.org/awareness
awareness@childpsych.columbia.edu
Руководство по процедурам
-10-
В большинстве стран анкетирование проводят обученные интервьюеры. Время отбора
интервьюеров определяется таким образом, чтобы они были обучены и могли приступить к работе к
моменту завершения процесса составления выборочных групп испытуемых (см. также Ж3 –
обсуждение качеств, необходимых для интервьюеров). Обучение интервьюеров занимает от 1до 3
дней. Курс обучения должен охватывать вопросы получения информированного согласия,
конфиденциальности и добровольности участия, а также специальные сведения о содержании анкет.
Разделы Д, Е и Ж руководства содержат важную информацию для обучения интервьюеров.
Чаще всего обучение проводит координатор исследования, который должен подчеркнуть
важность точного следования описанным ниже процедурам для получения надежных данных. На
тренингах подчеркивается важность роли интервьюеров для достижения общих целей исследования.
Ролевые игры с ответами на вопросы учащихся, учителей и родителей должны составлять
значительную часть занятий. Интервьюерам следует внимательно прочесть всю анкету для учащихся
вслух перед пробной группой учеников.
Хотя родители и учителя заполняют анкеты самостоятельно, интервьюеры также должны
попрактиковаться в применении этих анкет друг на друге и тщательно ознакомиться с содержанием
и особенностями каждой формы. Тренеры должны ссылаться на правила заполнения и примеры,
касающиеся каждой анкеты, приведенные в настоящем руководстве и каждой анкете. В конце курса
обучения интервьюеры тщательно знакомятся со стандартами, применяемыми при сборе научных
данных, и демонстрируют свое знание содержания и особенностей каждой анкеты в беседе с
тренером.
Д2. Подготовка к исследованию
а) Следует размножить все анкеты, официальные письма и формы письменного согласия.
б) Каждой анкете следует присвоить уникальный восьмизначный идентификационный
(ИД) номер согласно следующим правилам:
Идентификационный (ИД) номер анкеты: Полный ИД номер состоит из 8 знаков.
Первые два знака обозначают место исследования (т.е. школу). Затем, каждому
участнику исследования присваивается личный четырехзначный ИД номер.
Дополнительно 7-й знак показывает, кем является испытуемый – учеником,
родителем или учителем, а последний, 8-й знак обозначает исходное или
заключительное анкетирование. Полный восьмизначный номер ставится на первой
странице каждой анкеты лицами, проводящими анкетирование.
ПРИМЕР: ИД номер 25045001
25=место исследования (школа №25); 0450=индивидуальный ИД№; 0=учащийся;
1=первичное исследование.
ПРИМЕР: ИД номер 01000511
01=место исследования (школа№1); 0005=индивидуальный ИД№; 1=учитель;
1=первичное исследование
ПРИМЕР: ИД номер 04004822
04=место исследования (школа№4); 0048= индивидуальный ИД№; 2=родитель;
2=заключительное исследование

в) Получение согласия. Родителей следует поставить в известность о проведении
исследования и попросить о разрешении на участие детей в течение недели перед
ним. ПРИМЕЧАНИЕ: РУКОВОДСТВО ПО СОБЛЮДЕНИЮ ЭТИЧЕСКИХ И


http://www.childepi.org/awareness
awareness@childpsych.columbia.edu
Руководство по процедурам
-11-
ПРОЦЕДУРНЫХ ПРАВИЛ ОТНОСИТЕЛЬНО СОГЛАСИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
УЧИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ, СМ. РАЗДЕЛ В2.

г) Продолжительность анкетирования. Анкеты для учителей и родителей примерно
равны по объему. При заполнении, родители и учителя обычно укладываются в
10-20 минут. На заполнение анкет учениками требуется больше времени,
минимум 20 минут, поскольку каждый вопрос читается вслух.

д) Проведение анкетирования: Опрос учителей и учеников следует проводить в
группе. Это можно сделать в классной комнате, актовом зале или другом
подходящем месте. В помещении для анкетирования постоянно должен
присутствовать интервьюер и один учитель или другой работник школы.

е) Терминология: Термины, используемые для обозначения вопросов психического
здоровья и кампании повышения осведомленности, должны соответствовать
терминологии понятной для местного населения. В анкетах места, где следует
использовать местную терминологию, выделяются курсивом, например,
«кампания повышения осведомленности о вопросах психического здоровья»*** и
«проблемы психического здоровья»***.

Д3. Беседа с учащимися об исследовании
Прежде, чем приступить к анкетированию учащихся, интервьюер должен:
а) Сообщить учащимся, что исследование является анонимным, и в анкетах не
следует указывать имена и фамилии. Испытуемым также нужно сказать, что они
могут пропустить вопросы, на которые не сумеют ответить, и они имеют право
прекратить заполнение анкеты в любой момент. Вместе с тем, интервьюер должен
подчеркнуть, что каждый вопрос является весьма важным, и учеников просят
отвечать на все вопросы как можно старательнее. На вопросы следует отвечать,
четко обведя кружком номер соответствующего ответа.
б) Подчеркнуть, что анкета не является тестом. Организаторы интересуются
мнениями учеников. Поясните, что интервьюер будет читать вопросы вслух, а
учащиеся – обозначать кружками те ответы, которые наиболее точно отражают их
мнение.
в) Ответить на любые вопросы, которые могут возникнуть у учащихся об анкете.
Д4. Чтение анкеты учащимся

Все вопросы следует читать точно так, как они изложены в анкете. Интервьюер читает
вопросы, оставляя достаточно времени, чтобы ученики успели продумать ответ и при необходимости
задать вопросы. Интервьюер не должен отклоняться от последовательности вопросов.

Он должен:
а) Читать вопросы так, как они изложены в анкете.
б) Читать четко, достаточно громко, чтобы все учащиеся хорошо его слышали. Темп
чтения должен быть достаточно медленным, чтобы учащиеся успевали понять
вопросы, но и достаточно быстрым, чтобы у них сохранялся интерес к работе.
Если ученик не поймет конкретного слова, то интервьюер может дать его
определение или предложить замену, особенно если местный термин является
более привычным. Вместе с тем, интервьюеру следует избегать перефразировки

http://www.childepi.org/awareness
awareness@childpsych.columbia.edu
Руководство по процедурам
-12-
или попыток объяснения целых вопросов, поскольку это может помешать
достижению целей исследования.
в) Избегать приведения примеров, если они не приведены в анкете.
г) Избегать разъяснений терминологии, используемой для обозначения «проблем
психического здоровья», поскольку цель исследования отчасти состоит в том,
чтобы проверить адекватность понимания учащимися этих терминов.
После заполнения форм анкет, интервьюер собирает их и благодарит испытуемых за участие
в работе.
Д5. Анкетирование родителей
В идеальном случае один из родителей каждого из отобранных для исследования учащихся
заполняет анкету. Однако, участие ребенка не является обязательным условием участия его
родителей, а анкетирование родителей не является обязательным условием участия их детей.
Анкетирование родителей проводится только после заполнения анкет учащимися. Если из одной
семьи отбирается для опроса более одного ребенка, то кто-то из родителей заполняет только одну
анкету (см. обложку анкеты для родителей). Решение о способе проведения анкетирования
родителей принимается на местах (например, анкеты можно разослать по почте, передать родителям
через детей или заполнить во время родительского собрания). Правила заполнения анкет для
родителей такие же, как и при анкетировании учителей (см. ниже), если отличия не указаны особо.
Д6. Анкетирование учителей
Анкетирование учителей удобнее всего провести в группе в классной комнате, актовом зале
или другом подходящем помещении, выделенном администрацией школы. В помещении для
анкетирования должен находиться один интервьюер и один работник школы, не участвующий в
исследовании. Интервьюер должен оставаться в комнате в течение всего времени заполнения анкет,
отвечать на вопросы или разрешать какие-либо проблемы, связанные с анкетами. Приемлемо также
раздать анкеты для заполнения учителям индивидуально, но при этом следует соблюдать
конфиденциальность: важно, чтобы заполненные анкеты собирал интервьюер, а не кто-либо из
работников школы.
Прежде, чем приступить к анкетированию, интервьюер должен:
а) Сообщить учителям, что исследование является анонимным, и в анкетах не следует
указывать имена и фамилии. Испытуемым также нужно сказать, что они могут
пропускать вопросы, на которые не желают ответить, и имеют право прекратить
заполнять анкету в любой момент. Вместе с тем, как и при анкетировании
учащихся, интервьюер должен подчеркнуть, что каждый вопрос является весьма
важным, и учителей просят отвечать на все вопросы как можно лучше. На
вопросы следует отвечать, четко обведя кружком номер соответствующего ответа.
б) Подчеркнуть, что анкета не является тестом. Организаторы интересуются
мнениями учителей. Поясните, что вопросы следует читать самостоятельно и
обозначать кружками те ответы, которые наиболее точно отражают их мнение.
в) Ответить на любые вопросы, которые могут возникнуть у учителей об анкете.
г) Если анкеты для родителей рассылаются по почте, приведенные выше сведения и
инструкции можно изложить в сопроводительном письме.
После заполнения анкет, интервьюер собирает их и благодарит учителей за участие в работе.
Для соблюдения конфиденциальности заполненные анкеты не следует показывать учителям или
администрации школы. Если анкеты для родителей рассылаются или передаются им индивидуально,
родителям нужно дать дополнительные инструкции о том, как вернуть заполненные формы группе

http://www.childepi.org/awareness
awareness@childpsych.columbia.edu
Руководство по процедурам
-13-
исследователей. Родители ни в коем случае не должны возвращать заполненные анкеты работникам
школы.
Е. ОПИСАНИЕ АНКЕТ
Е1. Анкета для учащихся: Анкета для учащихся разделена на три части:
а) Общие инструкции (страница 1): Всю страницу с инструкциями интервьюер
читает перед классом, оставляя ученикам достаточно времени для вопросов об
исследовании.
б) Раздел А: Демографические данные (страница 2): В этом разделе задаются
вопросы относительно возраста, пола испытуемого, класса, в котором он учится,
числа детей и взрослых, проживающих вместе с ним. Слово «класс» можно
заменить на более распространенное понятие в данной местности (например, «год
обучения»). При необходимости поясните, что «проживать в доме» (вопросы А04
и А05) означает проводить в этом доме не менее 4 ночей в неделю.
в) Раздел Б: Опросник сильных сторон и трудностей (страницы 3 и 4): Это
широко применяемый инструмент, позволяющий оценить мысли, чувства,
формы поведения учащихся и их способность и желание общаться и дружить.
г) Раздел В касается мыслей и мнений учащихся о проблемах психического
здоровья детей. Раздел В подразделяется на три части:
• Вопросы В1-В5 позволяют измерить уровень знаний и оценить отношение
учащихся к вопросам психического здоровья детей.
• Вопросы В6-В15 позволяют оценить отношение к лечению и оказанию
психиатрической помощи детям.
Каждый участник должен ответить на вопросы 1-15 по возможности лучше.
• Вопросы В16-В18, В27-В28 (Исходные) и вопросы В19-В26, В27-В28
(Заключительные): Раздел содержит вопросы, позволяющие оценить исходный
и заключительный уровень знаний/мнения до и после проведения кампании
повышения осведомленности.
На «Исходные» вопросы (В16-В18) следует отвечать ТОЛЬКО в том случае,
если анкетирование проводится в течение интервала времени от 2-х до 4-х
недель до начала кампании.
На «Заключительные» вопросы (В19-В26) следует отвечать ТОЛЬКО в том
случае, если анкетирование проводится в течение периода от 2-х до 4-х недель
после завершения кампании.
Каждый участник должен ответить на вопросы В27 и В28 в течение
«исходного» и «заключительного» периодов.

Е2. Анкеты для родителей/учителей: Анкета для учителей состоит только из одного
раздела А. В анкете повторены многие вопросы из Раздела «В» анкеты для учащихся. Как и раздел
«В» анкеты для учащихся, анкеты для родителей и учителей разделены на три части:

• Вопросы А01-А05 позволяют оценить знания и отношения родителей/учителей
относительно вопросов психического здоровья детей.
• Вопросы А06-А16 позволяют оценить отношение к лечению и психиатрической
помощи детям.

http://www.childepi.org/awareness
awareness@childpsych.columbia.edu
Руководство по процедурам
-14-
** Каждый участник должен ответить на вопросы 1-16 по возможности лучше.
• Вопросы А17-А19, А29-А33 (Исходные) и вопросы А20-А28, В29-В33
(Заключительные): Раздел содержит вопросы, позволяющие оценить исходный и
заключительный уровень знаний/мнения до и после проведения кампании
повышения осведомленности.
На «Исходные» вопросы (А17-А19) следует отвечать ТОЛЬКО в том случае,
если анкетирование проводится в течение интервала времени от 2-х до 4-х
недель до начала кампании.
На «Заключительные» вопросы (А20-А28) следует отвечать ТОЛЬКО в том
случае, если анкетирование проводится в течение периода от 2-х до 4-х недель
после завершения кампании.
Каждый участник должен ответить на вопросы А29 - А33 в течение
«исходного» и «заключительного» периодов.
Е3. ПРИМЕРЫ ВАРИАНТОВ ОТВЕТОВ:
а) Ответы Да/Нет: На протяжении всех анкет НЕТ=0, а ДА=1
ПРИМЕР: Является ли эта проблема действительно серьезной ? ОТМЕТЬ «ДА» ИЛИ «НЕТ»
a) Частая грусть, подавленность или слезы .............................................. 1 ДА 0 НЕТ
б) Вопросы с множеством вариантов ответов: В ряде случаев на один вопрос имеется несколько
вариантов возможных ответов. В вопросе указывается, следует ли испытуемому ВЫБРАТЬ
ТОЛЬКО ОДИН ОТВЕТ, или он может ВЫБРАТЬ БОЛЕЕ ОДНОГО ОТВЕТА, если пожелает.
ПРИМЕР 1: Как ты думаешь, какова самая вероятная причина того, что ребенок ОТМЕТЬ ТОЛЬКО
постоянно злится, вступает в драки или просто не может ни с кем ОДИН ОТВЕТ
ужиться?
Она/ Он плохой человек........................................................................... 1
Она/ Он заболел(а).................................................................................... 2
У нее/него плохая семья ........................................................................... 3
С ней/ним случилось что-то плохое ........................................................ 4
ПРИМЕР 2: Когда у детей возникают «проблемы психического здоровья»***, ОТМЕТЬ БОЛЕЕ
что это обычно означает? ОДНОГО ОТВЕТА,
ЕСЛИ ПОЖЕЛАЕШЬ
Им трудно думать ................................................................................... 1
Они сходят с ума ....................................................................................... 2
У них болезнь мозга .................................................................................. 3
У них проблемы с чувствами .................................................................. 4


в) Основные и уточняющие вопросы:

ОСНОВНЫЕ вопросы – это те, на которые при заполнении анкеты следует отвечать
независимо от обстоятельств. Их нужно задавать в том же порядке, в котором они
приведены в анкете.
УТОЧНЯЮЩИЕ вопросы задаются в зависимости от ответа на основной вопрос. В
анкетах есть всего несколько таких вопросов. Они не составляют проблемы при


http://www.childepi.org/awareness
awareness@childpsych.columbia.edu
Руководство по процедурам
-15-
заполнении анкет для учителей, если их правильно информировали о том, как следует
выполнять инструкции, приведенные в анкетах.
Что касается анкет для учащихся, каждый вопрос которых читается вслух, то
интервьюеру придется добавлять свои инструкции к тем, что имеются в анкете. Если
за основным вопросом следуют уточняющие (например, вопросы В07 и В07А,
приведенные ниже), интервьюер инструктирует учащихся на основании инструкций,
приведенных в анкете.
Например: После ответа учащихся на вопрос В07 интервьюер говорит: «Если вы
ответили «НЕТ» на вопрос В07, то, пожалуйста, подождите. Если на этот вопрос вы
ответили «ДА», то послушайте: я прочту вопрос В07А».
ПРИМЕР:
ОСНОВНОЙ: В07. Если у ребенка возникают проблемы в школе, в отношениях с другими детьми или в
отношениях с родителями, как ты думаешь, поможет ли ему (ей) беседа с кем-либо?
Нет ………………………….…. 0
Да …………………………….. 1
УТОЧНЯЮЩИЙ: ЕСЛИ ТЫ ОТВЕТИЛ(А) «ДА» НА ВОПРОС В07, ПОЖАЛУЙСТА УКАЖИ:
В07a Как ты думаешь, кто САМЫЙ ПОДХОДЯЩИЙ человек ОТМЕТЬ ТОЛЬКО
для подобной беседы? ОДИН ОТВЕТ
Учитель …………………………………………………………………………….. 1
Друг …. ........................................................................................................ 2
Социальный работник или консультант ................................................... 3
Врач или медицинская сестра..................................................................... 4
Родитель ..................................................................................................... 5
Другой родственник.................................................................................... 6
Священник ................................................................................................... 7
Кто-то другой [Кто именно?] ________________________ .............. 8
г) Открытые вопросы: Открытые вопросы задают для того, чтобы испытуемый сам
написал ответы на них. Ответ дается на родном языке испытуемого.
а) Учащиеся: В анкете для учащихся есть всего три открытых вопроса:
1) В вопросе В07А ученика просят уточнить, «кто именно», если он ответил «кто-то
другой» (см. выше);
2) В вопросе В08Б ученика просят уточнить, «с кем именно», если он ответил
«поговорить с кем-то другим»;
3) В вопросах В26, В27 и В28 ученика просят написать все, что он пожелает, о
проблемах психического здоровья и кампании повышения осведомленности.
Возможные варианты ответов на вопросы 07А и 08 ограничены, тогда как
вопросы В26, В27 и В28 являются совершенно открытыми.

Чтение открытых вопросов: Читая вопросы В07А и В08, интервьюер должен сказать,
например: «Если вы отметили ответ «8» на вопрос В07А, то напишите, кто именно
является самым подходящим человеком для беседы с ребенком. Если вы отметили
другой вариант ответа на вопрос В07А, а не «8», то подождите минутку». Предоставив
ученикам достаточно времени, чтобы вписать ответ, интервьюер продолжает чтение. Что
касается завершающих открытых вопросов, то он читает их и предоставляет ученикам
столько времени на ответ, сколько потребуется, без ограничений.

http://www.childepi.org/awareness
awareness@childpsych.columbia.edu
Руководство по процедурам
-16-
а) Родители/ Учителя: Анкеты для учителей и родителей содержат аналогичные
открытые вопросы. На них следует обратить внимание учителей перед началом
заполнения анкет.
д) Опросник по сильным сторонам и трудностям для учащихся: Ответы на вопросы
раздела «Б» о сильных сторонах и трудностях ребенка расположены в
иерархическом порядке. Интервьюер читает ученикам каждый вопрос, а затем –
каждый из возможных ответов. В вопросах этого типа на КАЖДЫЙ вопрос следует
читать все варианты ответов, кроме «не знаю /не помню».
ПРИМЕР 1: Я стараюсь поступать с людьми по-хорошему, мне не хочется никого обидеть
ЧИТАТЬ: Неверно Как когда Совершенно верно
ПРИМЕР 2: Сколько времени продолжались эти трудности? ОТМЕТЬ ТОЛЬКО ОДИН ОТВЕТ
? 0 меньше месяца ? 1 1-5 месяцев ? 2 6-12 месяцев ? 3 более года
В каждом случае учащимся следует напомнить, чтобы они отметили галочкой квадратик,
стоящий рядом с вариантом ответа, который вернее всего описывает ситуацию.
а. Составные вопросы: Вопрос В04 анкеты для учащихся и А04 анкеты для учителей
касаются целого ряда чувств и форм поведения. По поводу каждого чувства и формы
поведения ответ должен состоять из двух частей:
Часть 1: Считает ли испытуемый, что данное чувство/ поведение является действительно
серьезной проблемой.
Часть 2: Полагает ли испытуемый, что у многих детей имеются подобные проблемы.
ПРИМЕР:
Является ли У многих ли
В04. Нам бы хотелось, чтобы ты поделился (поделилась) своим
проблема детей она
мнением о перечисленных ниже «проблемах психического
действительно возникает?
здоровья» (или другой термин, используемый в кампании
серьезной?
повышения осведомленности) – насколько они серьезны и у
многих ли детей они возникают.
a. Частая грусть, подавленность или слезы 1 – Да 0 – Нет 1 – Да 0 – Нет
b. Множество страхов, боязливость 1 – Да 0 – Нет 1 – Да 0 – Нет
c. Частый сильный гнев, вспыльчивость 1 – Да 0 – Нет 1 – Да 0 – Нет

Интервьюер должен:
1. Прочесть вслух формулировку вопроса В04.
2. Прочесть, о какой проблеме идет речь, например «частая грусть, подавленность или
слезы», затем спросить испытуемых, является ли эта проблема действительно
серьезной. Сообщить испытуемым, чтобы они отметили ответ «Да» или «Нет».
3. Далее, задать испытуемым вопрос, у многих ли детей она возникает. Повторить, о
каком чувстве или поведении идет речь, например, «частая грусть, подавленность
или слезы». Сообщить испытуемым, чтобы они отметили ответ «Да» или «Нет».
Задавая этот вопрос, интервьюер должен обязательно прочесть все его части, касающиеся
каждой проблемы, например, «частой грусти, подавленности или слез», прежде, чем перейти к
следующей.
е) Не знаю/ не имею мнения: Этот вариант ответа приводится на многое вопросы, но
его не следует читать вслух. Испытуемых стоит поощрять, чтобы они «попытались
отгадать», если не уверены в правильном ответе. В начале опроса им нужно сказать,
что этот вариант ответа они могут выбрать лишь в том случае, если действительно
не имеют никакого представления о том, как ответить на вопрос.


http://www.childepi.org/awareness
awareness@childpsych.columbia.edu
Руководство по процедурам
-17-
Ж. ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ: ПЕРСОНАЛ, КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА, КЛИНИЧЕСКИЕ
СООБРАЖЕНИЯ

Ж1. Координатор проекта

При проведении каждой национальной кампании повышения осведомленности
ею руководит директор проекта, а за оценку результатов отвечает координатор проекта.
Им не должен являться тот же человек, который отвечает за проведение кампании.
Координатор может сам проводить оценочное исследование в каждой школе, а если
школ много – то руководить работой интервьюеров в каждой школе (см. ниже).
Координатор проекта должен хорошо знать все процедуры, описанные в настоящем
руководстве, он отвечает за получение разрешений ИРК, согласий администраций школ
и родителей учеников, за передачу информации, полученной при анкетировании, в Центр
координации международных исследований (Колумбийский университет, Нью-Йорк).

Ж2. Помощь в осуществлении проекта

Настоящее руководство по процедурам оценки, анкеты для учащихся и учителей,
образцы всех форм и руководство по проведению кампании повышения
осведомленности можно найти на сайте в сети Интернет по адресу:
http://www.childepi.org/awareness/. К этому сайту следует регулярно обращаться для
получения обновленных вариантов документов и новых сведений в ходе проведения
кампании и оценки ее результатов. На ходе кампании на сайте будет работать раздел
вопросов и ответов, куда координаторы кампании и координаторы программы оценки
могут обращаться с вопросами и получать ответы относительно исследования.

Кроме того, с вопросами и за информацией можно обращаться к местному
директору проекта и директору Центра координации международных исследований д-ру
Кристине Ховен (Dr. Christina Hoven), тел. 212-543-5688; e-mail: ch42@columbia.edu
или координатору программы оценки результатов кампании повышения

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign