LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

разрешения. При необходимости на время анкетирования их стоит вывести в другое помещение.
Согласие родителей и учителей на анкетирование: Поскольку анкета для учителей и
анкета для учащихся заполняются анонимно и конфиденциально, информация, позволяющая
идентифицировать испытуемых, собираться не будет. Учителя являются взрослыми людьми
(лицами старше 18 лет), поэтому их письменного согласия на исследование, скорее всего, не
потребуется. Это же относится и к родителям. Тем не менее, местная ИРК может потребовать
от родителей и/или учителей письменного согласия на участие в исследовании.

Вопрос о получении согласия родителей на участие их детей можно разрешить тремя путями,
один из которых утверждается местной ИРК и администрацией школы. Большинство ИРК полагают,
что полное исключение получения разрешения от родителей является нежелательным.
1) Можно отказаться от получения разрешения родителей; иными словами, не требовать
письменного согласия. Но и в этом случае родители должны получить информационное
письмо из школы с описанием исследования и сообщением об участии в нем их ребенка
(см. Приложение 1 (в)).

http://www.childepi.org/awareness
awareness@childpsych.columbia.edu
Руководство по процедурам
-4-
2) Родители должны получить информационное письмо с формой согласия, которую они
должны вернуть в школу только в случае, если они против участия детей в исследовании
(см. Приложение 1 (в) и (д))
3) Родители должны дать активное согласие, то есть ребенок может участвовать в
исследовании только в случае, если родитель вернет в школу подписанную форму с
согласием на его участие (см. Приложение 1 (в) и (г)).
В3. Добровольность участия
Участие всех отобранных для исследования учеников, родителей и учителей является весьма
желательным, но оно должно быть полностью свободным от принуждения. Следует указать, что
участие в исследовании является добровольным. Каждый учитель имеет право на отказ, каждый
родитель может отказаться от своего участия или участия ребенка, и каждый ребенок может не
согласиться на анкетирование (даже при разрешении родителя). Согласившись на участие,
испытуемый имеет право отказаться от него в дальнейшем или не ответить на любой вопрос, на
который не желает отвечать. За отказ от участия не предусматривается никаких штрафных санкций.
Поощрение. Учащимся и, если удобно – учителям, участвовавшим в исследовании можно
предложить незначительные поощрения. Вместе с тем, они не должны давать долговременные
преимущества участникам перед лицами, не участвовавшими в исследовании. Поощрения не должны
быть значительными, это может оказать на участников нежелательное влияние. Например, всем
детям, заполнившим анкету, можно выдать свидетельство об участии. Желательно выдать
поощрение всем ученикам класса, в котором проводилось анкетирование, независимо от участия.
В4. Анонимность/ Конфиденциальность
Информацию от каждого участника исследователя следует получить анонимно и хранить с
соблюдением строгой конфиденциальности. «Анонимность» означает, что не следует применять
никаких способов идентификации отдельных испытуемых. От лиц, участвующих в исследовании или
решивших отказаться от него, не получают данных об именах, фамилиях или иных
идентифицирующих сведений. «Конфиденциальность» означает, что любая информация, полученная
в ходе исследования (например, сообщение ученика, участвовавшего в опросе, о собственной
проблеме психического расстройства) будет открыта только лицам, уполномоченным получать эти
сведения. Участников исследования – учителей, родителей и учащихся – никто не идентифицирует и
не обсуждает с использованием фамилий кроме уполномоченных для этого лиц. Всю информацию
относительно исследования хранят в недоступном для посторонних, запирающемся на ключ
помещении. Участников исследования следует известить об анонимных/ конфиденциальных
условиях исследования и возможных исключениях.
В5. Организации поддержки родителей
Если в зоне проведения исследования существует Ассоциация родителей и учителей или
иная организация родителей, следует приложить максимальные усилия к их активному
информированию и привлечению в исследование. Это повысит вероятность получения согласия
родителей на участие детей в опросе и участия самих родителей. Это также поможет более широкой
пропаганде кампании по повышению осведомленности и оценке ее результатов среди местного
населения и в школах.
Г. СОСТАВЛЕНИЕ ВЫБОРОЧНЫХ ГРУПП УЧАЩИХСЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Рисунок 2 «План отбора школ и составления групп учащихся» приводится в качестве помощи
в составлении выборочных групп. Вначале следует идентифицировать школы-участницы. Для
участия подходят все школы, находящиеся в зоне проведения кампании, в которых учатся не менее
50 детей нужного для исследования возраста (10-11 и 16-17 лет) и работают не менее трех учителей.
http://www.childepi.org/awareness
awareness@childpsych.columbia.edu
Руководство по процедурам
-5-
Прежде всего, все подходящие школы делят на две категории по величине: малые (менее 300
подходящих по возрасту учеников) и большие (300 и более подходящих по возрасту учеников). Если
подходящих школ окажется 3 или меньше, и общая популяция учащихся составит 300 или менее
человек, то в исследование следует включить все школы. Если все школы окажутся большими (300
или более учеников), следует провести отбор (составить выборочную группу) (см. Г1, инструкцию
по использованию таблицы случайных чисел).
Далее, следует определить число учащихся, которые будут опрошены в каждой школе.
Программой предусмотрено, чтобы в каждой стране было исследовано минимум 200 учащихся в
возрасте 10-11 лет и минимум 200 учащихся в возрасте 16-17 лет. Отбор школ и учащихся обеих
возрастных групп следует проводить отдельно в соответствии с приведенной ниже инструкцией (см.
также Рис. 2). Исходя из общего количества учеников школы, определяют, сколько испытуемых
следует отобрать из данного учебного заведения. Например, как показано на Рис. 2, если в зоне
проведения кампании существуют лишь малые школы, то путем случайного отбора следует выбрать
достаточное число школ для получения минимум 200 испытуемых 10-11лет и минимум 200
испытуемых 16-17 лет (отбирать не более 100 учащихся из каждой школы). В школах, где учатся
менее 100 подходящих по возрасту детей, анкетируют всех. В школах, где окажется более 100
учеников нужного возраста, классы выбирают путем случайного отбора для получения
необходимого числа испытуемых (см. Г1). В школах, где обучаются менее 100 подходящих по
возрасту детей, все они должны заполнить анкету, даже если в итоге будут опрошены более 200
испытуемых. Группе исследователей в любой стране следует стремиться к проведению опроса до
500 испытуемых каждой упомянутой возрастной группы (500 в возрасте 10-11лет и 500 в возрасте
16-17лет).

Инструкции по отбору, приведенные на Рис. 2, продолжаются описанием процедур
отбора в случае наличия в зоне кампании больших школ. Например, в зонах, где существуют
три малые школы и лишь одна большая, путем случайного отбора следует выбрать
достаточное число классов большой школы, чтобы получить минимум 50 испытуемых 10-11
лет и минимум 50 испытуемых 16-17 лет. Затем путем случайного отбора выбирают
достаточно малых школ, чтобы в итоге получить минимум 200 учащихся в возрасте 10-11
лет и минимум 200 учащихся 16-17 лет. В случае наличия в зоне кампании только двух
малых и двух больших школ путем случайного отбора из каждой школы выбирают
достаточное число классов, чтобы получить минимум по 100 учеников в возрасте 10-11 лет и
по 100 учащихся в возрасте 16-17 лет из каждой большой и малой школы1,2.




1
Отбирать не более 100 учащихся из одной школы.
2
Опрашивать всех подходящих по возрасту учащихся из школ, где число детей, соответствующих требованиям
программы, составляет менее 100 человек. Выбирать путем случайного отбора достаточное число классов,
чтобы получить не более 100 испытуемых из каждой школы, в которых число подходящих по возрасту
учащихся составляет более 100 человек.
http://www.childepi.org/awareness
awareness@childpsych.columbia.edu
Руководство по процедурам
-6-
Рисунок 2: План отбора школ и составления групп учащихся
Примечание: приведенные ниже процедуры следует провести дважды, вначале для отбора учащихся
в возрасте 10-11 лет, а затем – учащихся в возрасте 16-17 лет.

Составить список всех школ в зоне проведения кампании повышения осведомленности (например, в
городе), в которых обучаются дети в возрасте 10-11 лет и второй список школ, где есть учащиеся в
[
возрасте 16-17 лет и работают не менее трех учителей. Включить школы, обслуживающие как одну, так
и обе возрастные категории (10-11 и 16-17 лет)



Менее 300 учащихся – Классифицируйте все 300 учащихся или более –
отнесите к категории подходящие школы, отнесите к категории
«малые школы» вошедшие в оба списка «большие школы»


Опросить ВСЕХ
Определить состав школ
учеников
да
Путем случайного отбора выберите Путем случайного
Менее 100
достаточное число малых школ, отбора выбрать столько
Только малые школы? подходящих
чтобы получить минимум 200 классов, чтобы в каждой
учеников в 1
испытуемых 10-11 лет и 200 школе опросить по 100
школе?
испытуемых 16-17 лет учеников
нет
или
Опросить ВСЕХ
Путем случайного отбора выберите учеников
да
достаточно малых школ, чтобы
Путем случайного
получить минимум 200 Менее 100
отбора выбрать столько
Минимум 3 малые и испытуемых 10-11 лет и 200 подходящих
классов, чтобы в каждой
только 1 большая испытуемых 16-17 лет и учеников в 1
школе опросить по 100
? достаточное число классов школе?
учеников
больших школ, чтобы получить по нет
Опросить ВСЕХ
50 учеников 10-11 и 16-17 лет
или учеников
да
Путем случайного отбора выберите
Путем случайного
Менее 100
достаточно школ или классов,
отбора выбрать столько
подходящих
чтобы получить минимум по 100
Только 2 малые и 2 классов, чтобы в каждой
учеников в 1
испытуемых 10-11 лет и 100
большие школы? школе опросить по 100
школе?
испытуемых 16-17 лет из каждой
учеников
нет
большой и малой школы
Опросить ВСЕХ
учеников
Исследуйте всех испытуемых в да
или малой школе, а затем путем Путем случайного
Менее 100
случайного отбора выберите отбора выбрать столько
подходящих
достаточно больших школ, чтобы классов, чтобы в каждой
учеников в 1
получить из оставшихся минимум школе опросить по 100
Только 1 малая и школе?
по 200 испытуемых каждой учеников
минимум 3 большие нет
возрастной категории (10-11 и 16-
школы?
17 лет). Опросить ВСЕХ
да учеников
Путем случайного отбора выберите
или Менее 100
достаточно больших школ, чтобы Путем случайного
подходящих
получить минимум 200 отбора выбрать столько
учеников в 1
испытуемых 10-11 лет и 200 классов, чтобы в каждой
школе?
испытуемых 16-17 лет
Только большие школы? школе опросить по 100
нет учеников

http://www.childepi.org/awareness
awareness@childpsych.columbia.edu
Руководство по процедурам
-7-
На Рис. 2 приведена информация о ряде других ситуаций. Если место исследования не
соответствует в точности возможностям, указанным на Рис. 2, в пояснительной записке опишите
метод, которым вы использовали при отборе школ и учеников. Если по какой-либо причине вам не
удастся исследовать всего 200 учащихся в возрасте 10-11 лет и 200 учащихся в возрасте 16-17 лет,
укажите эти обстоятельства и вместе с заполненными формами пришлите объяснительную записку.
Г1. Использование таблицы случайных чисел
Отбор школ и классов с помощью таблицы случайных чисел (см. Таблица 1) проводится в
два этапа. Приведенный ниже пример касается способа случайного отбора школ, но для отбора
классов в большой школе в случае необходимости используют ту же процедуру. На первом этапе
составьте два списка школ (в первом укажите школы, где учатся дети 10-11 лет, во втором – школы,
где учатся 16-17-летние подростки). Если в какой-либо школе окажутся 10-11-летние и 16-17-летние
учащиеся, внесите ее в оба списка. В каждом списке школы должны располагаться в нисходящем
порядке в зависимости от их размера. Так, наибольшая школа (с самым многочисленным составом
учеников) займет в списке №1, а наименьшая (с самым малым числом учащихся) – будет последней в
списке. Если в двух школах окажется совершенно одинаковое число учеников, то расположите их в
зависимости от возраста здания – от более старого к более новому. Когда эти списки будут
составлены, пронумеруйте школы в каждом из них, начиная с самой большой. Далее, следует
определить номера школ, которые будут отобраны из каждого списка. Если у вас окажется менее 10
школ, относящихся к возрастной группе 10-11 лет, вам понадобится выбрать однозначный номер.
Если школ этой возрастной группы будет от 10 до 99, вы будете выбирать двузначный номер.
Наконец, если подобных школ будет от 100 до 999, нужно будет выбрать трехзначное число.
Второй этап начинается, когда вы кладете на стол перед собой таблицу случайных чисел (см.
Табл. 1). Закройте глаза и опустите на нее указательный палец. Не меняя положения пальца,
откройте глаза. Трехзначная цифра, ближайшая к кончику вашего пальца, станет для вас точкой
отсчета, а первым выбранным номером окажется крайняя левая цифра этой трехзначной
последовательности. Если вы выбираете однозначное число, то крайняя левая цифра трехзначной
последовательности, на которую попал кончик вашего пальца, является номером первой отобранной
вами школы. Если вам нужно двузначное число, то номер первой отобранной школы обозначают две
крайние цифры слева. Если же вам нужно трехзначное число, то все три знака определяют номер
первой выбранной школы. Теперь, продвигаясь вниз по той же колонке таблицы, используйте
аналогичную процедуру для идентификации следующей школы. Продолжайте процесс до тех пор,
пока не отберете все школы, необходимые для получения нужного для исследования числа
учащихся.
Заметьте, что если число, на которое попал ваш палец, окажется большим, чем количество
школ в списке, следует перейти вниз по столбцу к следующему числу. Например, если в список
вошли 44 школы, где учатся дети в возрасте 10-11 лет, а ваш палец опустился на СТОЛБЕЦ 4, РЯД 8,
то первой выбранной школой должна была бы оказаться школа номер 71 (первые 2 знака слева). Так
как этот номер больше, чем 44 (общее число школ в списке), то вам придется продвинуться вниз и
выбрать номер 13 (первые два знака в СТОЛБЦЕ 4, РЯД 9). Если же вам нужно трехзначное число
(скажем, в список школ, где учатся 10-11 летние дети, вошли 144 учебных заведения), то вы также
выбираете СТОЛБЕЦ 4, РЯД 9, но выбранная школа окажется №134. Дойдя до нижнего конца
столбца, переходите к верхнему краю следующего столбца справа. Если вы дойдете до конца
таблицы, а число отобранных школ будет еще не достаточным, то вновь закройте глаза, опустите
указательный палец на Таблицу случайных чисел, и следуйте той же самой процедуре.




http://www.childepi.org/awareness
awareness@childpsych.columbia.edu
Руководство по процедурам
-8-
Таблица 1: Таблица случайных чисел

СТОЛБЕЦ СТОЛБЕЦ СТОЛБЕЦ СТОЛБЕЦ СТОЛБЕЦ СТОЛБЕЦ СТОЛБЕЦ СТОЛБЕЦ
1 2 3 4 5 6 7 8
472 895 421 941 923 909 674 361
РЯД 1
791 651 951 803 388 063 618 442
РЯД 2
325 925 081 729 170 276 085 599
РЯД 3
247 106 107 555 668 088 721 061
РЯД 4
546 405 080 258 080 045 029 817
РЯД 5
246 739 162 080 656 830 975 642
РЯД 6
861 137 081 919 655 975 190 212
РЯД 7
090 808 983 712 473 543 578 918
РЯД 8
074 485 148 134 086 874 743 650
РЯД 9
085 418 332 669 763 837 544 281
РЯД 10
865 409 347 884 167 290 848 729
РЯД 11
130 958 097 558 103 405 767 538
РЯД 12
315 023 718 183 459 960 958 482
РЯД 13
630 106 307 773 012 560 724 927
РЯД 14
285 925 414 217 497 746 228 194
РЯД 15
300 057 480 355 085 503 028 125
РЯД 16
125 967 951 431 718 308 586 581
РЯД 17
751 699 435 715 410 334 940 424
РЯД 18
232 246 783 773 408 425 665 618
РЯД 19
216 523 767 698 115 580 349 814
РЯД 20
355 147 130 483 529 464 763 386
РЯД 21
875 889 827 450 469 611 645 071
РЯД 22
468 774 996 069 733 435 287 853
РЯД 23
503 147 254 121 026 577 081 156
РЯД 24
142 526 095 815 718 472 754 094
РЯД 25
405 563 170 275 821 425 133 016
РЯД 26
432 567 768 367 995 159 127 641
РЯД 27
299 064 736 969 955 685 753 810
РЯД 28
039 184 248 134 037 110 939 540
РЯД 29
555 236 646 295 821 855 110 633
РЯД 30
329 017 244 035 384 962 379 022
РЯД 31
996 495 390 176 112 587 029 744
РЯД 32
926 879 395 326 780 143 907 785
РЯД 33
409 291 916 556 299 859 031 769
РЯД 34
455 717 518 579 961 827 828 698
РЯД 35
717 524 749 119 489 814 188 025
РЯД 36
171 442 449 582 154 723 011 479
РЯД 37
792 503 526 616 603 798 204 838
РЯД 38
896 619 669 745 564 097 482 146
РЯД 39
354 880 597 407 392 967 729 532
РЯД 40




http://www.childepi.org/awareness
awareness@childpsych.columbia.edu
Руководство по процедурам
-9-
Г2. Процедура предварительного исследования

Хотя описанные в настоящем руководстве по процедурам оценки действия основаны на
богатом опыте работы с представителями разных культур и популяций, вполне возможно, что
некоторые методики не будут одинаково хорошо работать в любой стране. Поэтому каждой группе
участников следует провести предварительные исследования с использованием отдельных процедур,
чтобы была возможность их коррекции до начала программы оценки как таковой.
В руководстве приведен блок предварительных исследований (см. Приложение) для внесения в
него любых вопросов, проблем или иных обстоятельств, мешающих осуществлению описанных
процедур. Важно, чтобы каждая группа исследователей на местах независимо от наличия проблем
представила заполненный блок предварительных исследований до начала анкетирования. Любые
проблемы будут разрешаться совместными усилиями групп на местах и Центра координации
международных исследований, вопросы и ответы на них будут помещены на сайте в сети Интернет
по адресу: awareness@childpsych.columbia.edu. Эта информация может оказаться полезной для
других групп исследователей. Важно помнить, что предварительные исследования предоставляют
возможность определения адекватности процедур, описанных в настоящем руководстве, но
полученные в их ходе результаты не следует включать в данные оценки. Каждая группа (страна)
должна апробировать в ходе предварительных исследований следующие процедуры:
Составление выборки школ. Следуйте всем инструкциям по отбору школ (см. раздел Г и Г1)
для идентификации школ-участниц. НЕ УСТАНАВЛИВАЙТЕ СВЯЗЬ С ЭТИМИ ШКОЛАМИ.
Отметьте возникшие проблемы в блоке предварительных исследований и разрешите трудности,
обратившись в Центр координации международных исследований. Независимо от возникновения
проблем при проведении этой отборочной процедуры ее результаты следует отбросить, и не
включать в выборку школ, в которых будет проведено исследование.
Составление выборки классов. Следуйте всем инструкциям по отбору классов (см. раздел Г и
Г1) для идентификации определенных классов. НЕ УСТАНАВЛИВАЙТЕ СВЯЗЬ С ЭТИМИ
КЛАССАМИ. Отметьте возникшие проблемы в блоке предварительных исследований и разрешите
трудности, обратившись в Центр координации международных исследований. Независимо
возникновения проблем при проведении этой отборочной процедуры ее результаты следует
отбросить, и не включать в выборку классов, в которых будет проведено исследование.
Проведение анкетирования (учащихся 10-11 и 16-17 лет, родителей, учителей). Кто-то из
каждой группы на местах, обычно – координатор проекта, должен провести согласно приведенным в
настоящем руководстве инструкциям соответствующее анкетирование двух учеников в возрасте 10-
11 лет (см. разделы Д2-Д4 и Е1), двух учеников в возрасте 16-17 лет (см. разделы Д2-Д4 и Е1), двух
родителей (см. разделы Д2, Д5 и Е2) и двух учителей (см. разделы Д2, Д6 и Е2), чтобы убедиться в
правильности перевода и правильном понимании испытуемыми вопросов (апробация предназначена
не для оценки валидности анкет, а лишь для проверки процедур). Существует ряд способов выбора
испытуемых для предварительного исследования. Легче всего подобрать школу за пределами зоны
проведения основного проекта, и попросить разрешения провести в ней апробацию. Учитывая, что
для проведения предварительных исследований нужна маленькая выборка испытуемых, в странах-

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign