LINEBURG


страница 1
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Психическое здоровье детей –
Будущее мира




ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ О
ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
Спонсоры:

Всемирная Психиатрическая Ассоциация (ВПА)
Всемирная программа психического здоровья детей
в сотрудничестве с Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ)
и
Международной ассоциацией детской и подростковой психиатрии и смежных специальностей
(МАДППСС)




РУКОВОДСТВО
ПО ПРОЦЕДУРАМ ОЦЕНКИ

Оценка в школах эффективности
кампаний повышения осведомленности о
проблемах психического здоровья детей и
подростков
ПСИХИКА РЕБЕНКА ? БУДУЩЕЕ МИРА:
ВИДЕТЬ. СЛЫШАТЬ. ПОМОГАТЬ.
Разработано
Кристиной Ховен

2004




WHO
WPA IACAPAP
Психическое здоровье детей –
Будущее мира


РУКОВОДСТВО
ПО ПРОЦЕДУРАМ ОЦЕНКИ

Оценка эффективности кампаний повышения осведомленности
в школах о проблемах психического здоровья детей и
подростков

ПСИХИКА РЕБЕНКА ? БУДУЩЕЕ МИРА:
ВИДЕТЬ. СЛЫШАТЬ. ПОМОГАТЬ

Руководящий комитет:
Председатель
Ахмед Окаша, Египет
Заместитель председателя
Норман Сарториус, Швейцария
Научный директор
Хельмут Ремшмидт, Германия
Заместитель научного
Сэм Тиано, Израиль
Секретарь
Тарек Окаша, Египет
Члены
Джон Хейлигенстайн, США;
Питер Дженсен, США;
Барри Нуркомб, Австралия
Представитель ВОЗ
Майрон Белфер, Швейцария

Инициативная группа кампании повышения
осведомленности:
Председатель Сэм Тиано, Израиль
Тереза Анге Агоссоу, ВОЗ/AFRO
Майрон Берфер, Швейцария
К. Михаэль Хонг, Корея
Кристина Ховен, США
Дуйя Сонг, Китай
Данута Вассерман, Швеция
Психическое здоровье детей –
Будущее мира



ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ О
ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

Страны – участницы * и директора проектов

АРМЕНИЯ – Маруке Г. Егиян, Ассоциация детских психиатров и психологов
БРАЗИЛИЯ – Луи Аугуста Роде, Кафедра психиатрии, Федеральный университет Рио
Гранде до Сул
КИТАЙ – Дуйя Сонг, Центр психического здоровья Шанхая и медицинская школа
Университета Фудан
ЕГИПЕТ – Амира Сейф Эль-Дин, Кафедра общественного здравоохранения,
Александрийский университет
ИЗРАИЛЬ – Алан Аптер, Израильский детский медицинский центр им. Шнейдера
РОССИЯ – Дмитриева Татьяна, Центр психического здоровья детей и подростков –
Нижний Новгород
УГАНДА – Эмилио Овуга, Кафедра психиатрии, Университет Мэйкерер



КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Кристина Ховен, директор
Группа эпидемиологии психических расстройств у детей
Колумбийский университет – Психиатрический институт штата Нью-Йорк

Адрес: 1051 Riverside Drive, Unit 43
New York, NY 10032, USA
awareness @ childpsych.columbia.edu



Фэн Бин ………….............................................…… ответственный за сбор данных
Дональд Мэнделл ......……………............................................. социальный эколог
Джордж Муса ............................................................…………………. координатор
Карен Сауттер ................мониторинг институциональных ревизионных комиссий
Мин Тэнг...........…..................................................ответственный за анализ данных
Джудит Уикс ...........................................................… организационный директор




*
Предусмотрено, что и другие страны могут изъявить желание участвовать в проекте
Психическое здоровье детей –
Будущее мира


Содержание
Введение ...................................................................................................…............... 1
Рисунок 1: Компоненты оценки программы повышения
осведомленности ............................................................................................ 2
А. Цель ..................................................................................................................…. 3
Б. Метод ...............................................................................................….............… 3
В. Соблюдение этических правил ............................................................................ 3
В1. Ревизионная комиссия учреждения и информированное согласие .. 3
В2. Разрешение на проведение исследования ................... .…. 4
В3. Добровольность участия ......................................................................... 5
В4. Анонимность/конфиденциальность........................................................ 5
В5. Организации поддержки родителей ..................................................… 5
Г. Составление выборочных групп учащихся для исследования ......................... 6
Рисунок 2: План отбора школ и составления групп учащихся ….....…..... 7
Г1. Использование таблицы случайных чисел ............................…............ 8
Таблица l: Таблица случайных чисел .................................................. 9
Г2. Процедура предварительного («пилотного») исследования .............. 10
Д. Процедуры .......................................................................................................... 11
Д1. Отбор и обучение лиц, проводящих исследование ........................… 11
Д2. Подготовка к исследованию .............................................................… 11
Д3. Беседа с учащимися об исследовании .........................................….... 12
Д4. Чтение анкеты учащимся …….......................................……..………. 12
Д5. Анкетирование родителей …………...........................................…….. 13
Д6. Анкетирование учителей ................................…....…………………... 13
Е. Описание анкет ……………........................…................................................… 14
Е1. Анкеты для учащихся .....…….............................................................… 14
Е2. Анкеты для родителей/ учителей ......……............................................. 15
Е3. Примеры вариантов ответов .....................….......................................…15
Ж. Частные вопросы: персонал, контроль качества, клинические соображения 18
Ж1. Координатор проекта .............................................................................18
Ж2. Помощь в осуществлении проекта .................................................…. 18
Ж3. Интервьюеры, участвующие в исследовании ......................................19
Ж4. Контроль качества ..................................................................................19
Ж5. Клинические соображения .................................................................... 19
З. Обработка данных .........................................................................................….... 19
З1. Ввод и очистка данных ……..................................................................19
З2. Блоки оценочных анкет .......................................................... 20
З3. Представление данных ......................................................................… 20
И. Использование данных ........................................................................................ 20
Психическое здоровье детей –
Будущее мира




Приложения

I. Образцы официальных писем и форм согласия ............................................ 21
а) Договор с муниципальным отделом ...................................................... 22
б) Школы-участницы ..............................................................….............…. 23
в) Письма согласия родителей или опекунов: участие детей ...............… 24
г) Формы согласия родителей или опекунов: участие детей .................. 25
д) Формы отказа родителей или опекунов: участие детей ....................... 26

II. Блок предварительных исследований ...............................…. 27
а) Объем предварительного исследования ..…........................................ 28
б) Идентификация отобранных школ и классов ………………….......... 29
в) Проведение интервью (с детьми, родителями, учителями) ................ 30

III. Блоки оценочных анкет …..................................................................................33
а) Блок оценочных анкет учащихся ………..........................................…. 34
б) Блок оценочных анкет родителей ………...............................................35
в) Блок оценочных анкет учителей …......…......................................…… 36
г) Итоговый блок оценочных анкет …....................................................... 37
Психическое здоровье детей –
Будущее мира


ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ О
ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
РУКОВОДСТВО ПО ПРОЦЕДУРАМ ОЦЕНКИ
Оценка эффективности кампаний повышения осведомленности в школах о проблемах
психического здоровья детей и подростков:
ПСИХИКА РЕБЕНКА ? БУДУЩЕЕ МИРА:
ВИДЕТЬ. СЛЫШАТЬ. ПОМОГАТЬ.

ВВЕДЕНИЕ

Программа повышения осведомленности о психическом здоровье детей спонсируется
Всемирной Психиатрической Ассоциацией (WPA), Всемирной программой психического здоровья
детей в сотрудничестве с Всемирной Организацией Здравоохранения (WHO) и Международной
Ассоциацией детской и подростковой психиатрии и смежных специальностей (IACAPAP).
Программа повышения осведомленности состоит из двух компонентов: 1) Кампании
повышения осведомленности «ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ – БУДУЩЕЕ МИРА: ВИДЕТЬ.
СЛЫШАТЬ. ПОМОГАТЬ», описанной в руководстве для программы «Повышение осведомленности
населения о проблемах психического здоровья детей и подростков» (WPA – WHO – IACAPAP,
2004); и 2) Оценки результатов кампании повышения осведомленности. Целью кампании повышения
осведомленности является повышение уровня знаний о важности психического здоровья детей у
самих детей, их семей, учителей, представителей других профессий и всего общества в целом.
Оценка результатов ориентирована на учащихся школ, их родителей и учителей. Настоящее
«Руководство по процедурам оценки» (WPA – WHO – IACAPAP, 2004) посвящено методам и
процедурам оценки результатов кампании повышения осведомленности о состоянии психического
здоровья детей, проведенной на базе школ. Описанные в руководстве процедуры оценки проведены в
2004-2005 годах под руководством координатора проекта в сотрудничестве с его национальным
директором. Данные, полученные при оценке кампании повышения осведомленности, будут
использованы в качестве части всемирной программы привлечения внимания к вопросам
психического здоровья детей.
Для обеспечения использования единообразной методологии оценки всеми странами,
участвовавшими в кампании повышения осведомленности, в настоящее руководство включены ее
цели и руководство по проведению всех аспектов оценки. Приведены все важные требования к
удовлетворяющему этическим нормам, адекватно запланированному исследованию по оценке,
например, обязательное получение разрешения правительственных органов и отделов образования,
санкций этических комитетов или институциональных ревизионных комиссий, защищающих права
исследуемых людей, привлечение организаций поддержки родителей, отбор классов, обучение
персонала, проводящего исследование, получение согласия родителей, проведение исследований по
оценке до и после кампании повышения осведомленности, обработка и представление данных. Эти
мероприятия следует проводить под руководством координатора оценочного проекта
сотрудничестве с национальным директором проекта. Оценка должна координироваться с кампанией
повышения осведомленности. Вместе с тем, во избежание конфликта интересов важно, чтобы эта
кампания и оценка ее результатов проводилась разными лицами.




http://www.childepi.org/awareness
awareness@childpsych.columbia.edu
Руководство по процедурам
-1-
Перед чтением настоящего руководства внимательно рассмотрите Рисунок 1 «Компоненты
оценки программы повышения осведомленности». На рисунке приведена последовательность
важных этапов, которая необходима для успешного проведения оценки кампании повышения
осведомленности. Важно отметить, что кампания не будет осуществлена до завершения многих
других компонентов программы, поэтому лицам, ответственным за проведение программы следует
приступить к планированию этой деятельности как можно раньше.
Рисунок 1. Компоненты оценки программы повышения осведомленности*
Необходимое разрешение высшего
административного органа (например,
отдела образования, отдела
здравоохранения)

Получить санкцию органов по Разрешение местного
защите исследуемых лиц административного органа (отдела
(этического комитета, комиссии образования, отдела здравоохранения)
учреждения). Руководство, стр. (в случае необходимости)
3-6
Санкция руководства конкретной
школы (например, директора)
Начало
планирования
кампании
повышения
Организации поддержки
Руководство по оценке, стр. 6 осведомленности
родителей (если доступны)
(см. Руководство * )

Руководство по оценке, стр. 6-9 Отбор школ и классов

Руководство по оценке, стр. 10 «Пилотные» исследования

Руководство по оценке, стр. 11 Обучение персонала

Руководство по оценке, стр. 12 Получение согласия родителей

Руководство по оценке, стр. 14-18 Исследование учащихся, учителей и
родителей до проведения кампании

Руководство по оценке, стр. 19-20 Дублированное введение данных,
Проведение
представление данных и блоков
кампании
интервью в Международный Центр
координации исследований
Применение
Руководства для
кампании
Исследование учащихся, учителей и
Руководство по оценке, стр. 14-18 повышения
родителей после кампании осведомленности

Раздача брошюр,
Руководство по оценке, стр. 19-20 Дублированное введение данных,
развешивание
подача данных и блоков интервью в
плакатов WPA
Международный Центр координации
исследований

*
«Повышение осведомленности населения о проблемах психического здоровья детей и подростков:
Руководство по программе повышения осведомленности» (WPA-WHO-IACAPAP, 2004)
http://www.childepi.org/awareness
awareness@childpsych.columbia.edu
Руководство по процедурам
-2-
А. ЦЕЛИ
Настоящее руководство по процедурам оценки предназначено для оценки эффективности
программы повышения осведомленности населения о проблемах психического здоровья детей,
организованной WPA, WHO и IACAPAP, в частности, кампаний повышения осведомленности в
школах. Общие цели, изложенные в брошюре, посвященной кампании повышения осведомленности,
состоят в следующем:
• Повысить осведомленность о ключевых формах поведения, свидетельствующих, что
ребенок или подросток может страдать нарушениями эмоций или поведения.
• Повысить осведомленность о том, что могут говорить дети или подростки, страдающие
нарушениями эмоций или поведения.
• Предоставить информацию о ресурсах и помощи, доступных для удовлетворения
потребностей детей и подростков, страдающих нарушениями эмоций и поведения.
В задачи кампании повышения осведомленности также входит:
• Уменьшение социальной стигматизации, связанной с проблемами психического здоровья.
• Развитие понимания, что психические проблемы являются излечимыми.
• Устранение распространенных мифов относительно проблем психического здоровья.
• Повышение доступности служб психического здоровья для детей.
Б. МЕТОДЫ
Оценочное исследование, выполняемое в школах, состоит из анкетирования учителей,
родителей и учащихся. Первичный опрос проводится перед началом кампании повышения
осведомленности, а повторный – после ее окончания. Одну и ту же анкету следует дважды раздать
учителям, родителям и учащимся для заполнения: а) за 2 – 4 недели до начала кампании повышения
осведомленности о проблемах психического здоровья и б) через 2 – 4 недели после завершения
кампании. Оба раза следует использовать одни и те же общие процедуры исследования.
Целевая популяция исследуемых школьников должна проживать в зоне проведения кампании
повышения осведомленности. Эта зона может, например, охватывать город, район города, сельскую
местность, и т. п. Анкета для учащихся раздается школьникам в возрасте 10-11 лет и 16-17 лет для
обеспечения возможности сравнения эффективности кампании для детей старшего и младшего
возрастов. Все учителя в школах, в которых дети участвуют в анкетировании, должны получить
анкету для учителей, а родителей всех опрошенных детей следует пригласить для заполнения анкет
для родителей.
В. СОБЛЮДЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ ПРАВИЛ
В1. Институциональные ревизионные комиссии и информированное согласие
Учреждения (обычно – университеты, иногда – отделы здравоохранения и т. п.), проводящие
исследования с участием испытуемых-людей, к которым, например, относится оценка результатов
программы повышения осведомленности, по требованию своих ревизионных комиссий обязаны в
письменной форме информировать участников о задачах, которые им предстоит выполнить,
возможном риске и преимуществах (если они есть), связанных с их участием. Их также следует
поставить в известность о праве в любое время отказаться от дальнейшего участия и ответов на
любые вопросы. Эта информация содержится в «Форме согласия» на исследование, которую каждый
участник должен прочесть (или ему читают вслух). Каждая форма подписывается участником и
членом команды исследователей.

В2. Разрешение на проведение исследования

http://www.childepi.org/awareness
awareness@childpsych.columbia.edu
Руководство по процедурам
-3-
Для проведения настоящего исследования необходимы разрешения многих лиц и органов. В
оптимальном случае их следует получить в ходе планирования кампании повышения
осведомленности, чтобы кампания и оценка ее результатов составили единую программу.
a) Соблюдение этических норм/ защита прав людей-испытуемых: описание исследования
следует подать на рассмотрение и утверждение в местную институциональную
ревизионную комиссию (ИРК). Можно обратиться в ИРК местного университета, а если
ее нет, то образовать комиссию из лиц с соответствующими знаниями. При
необходимости член инициативной группы Всемирной Психиатрической Ассоциации
поможет каждой группе на местах найти эквивалент ИРК.
b) Письменное разрешение от национального и/или муниципального отдела образования:
Возможно, возникнет необходимость в официальном письме (письмах) с разрешением
на проведение исследования в школе (школах) от национального или муниципального
отдела образования (или из обеих инстанций) или иных административных органов.
Образец подобного официального письма приведен ниже.
c) Письменное согласие школ-участниц: Администрации каждой школы-участницы
следует предложить подписать стандартное официальное письмо, в котором следует
указать, что она согласна на проведение исследования и понимает, в чем оно состоит.
Письмо должен подписать директор школы. Его образец приведен в Приложении (см.
Приложение 1 (а) и (б)).
d) Разрешение родителей на участие ребенка: Согласно требованию ИРК может
возникнуть необходимость получения письменного согласия всех родителей или
родителей младших детей. Если требуется подобное разрешение, администрация школы
решает, каким способом лучше связаться с родителями – по почте, на классном или
общешкольном родительском собрании, путем передачи письма через учеников или др.
Форму официального письма должны продумать лица, ответственные за исследования,
ее утверждает местная ИРК. Образцы форм согласия приведены в приложении (см.
Приложение 1 (в), (г) и (д)).
В формах согласия следует указать, что участие является добровольным, что будет
соблюдаться конфиденциальность, и даже в случае согласия родителей на участие ребенка в
исследовании он имеет право отказаться от заполнения анкеты.
Администрация школы или учителя собирает формы согласия до начала исследования.
Следует разработать способ исключения из исследования детей, родители которых не дали своего

страница 1
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign