LINEBURG


страница 1
(всего 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

УДК 574

И.Г. Зубилин
Ю.В. Холин Зубилин И.Г., Холин Ю.В., Юшко В.К.

В.К. Юшко Научные основы охраны природы и рациональное
природопользование. Харьков: Фолио, 1999. – 169 с.

ISBN


Рассмотерена роль экологии в решении проблем взаимодейс-
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ твия природы и общества, обсуждены основы учения о биосфере,
глобальные проблемы, связанные с антропогенным воздействием на
ПРИРОДЫ И РАЦИОНАЛЬНОЕ природу. Особое внимание уделено химическим аспектам взаимодей-
ствия организмов с окружающей средой, химии процессов в окружа-
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ ющей природной среде. Обсуждены современные подходы к реше-
нию проблемы рационального использования природных ресурсов и
охраны природы.
Пособие предназначено для студентов химических специаль-
ностей университетов и может быть полезно студентам высших учеб-
Учебное пособие для студентов химических факультетов ных заведений химико-технологического и технического профиля,
университетов изучающим курсы экологии и охраны природы.


Рекомендовано Учебно-методическим центром
Харьковского государственного университета

Р е ц е н з е н т : зав. кафедрой неорганической химии и методики
преподавания химии Харьковского государствен-
ного университета, доктор химических наук
И.Н. Вьюнник


Харьков
«Фолио»
? Зубилин И.Г., Холин Ю.В.,
ISBN
1999 Юшко В.К., 1998
раны природы, рационального природопользования, нужно знать,
чем занимается экология, какие проблемы и какими методами ре-
ВВЕДЕНИЕ шает, какое место занимает эта дисциплина среди других фундамен-
тальных и прикладных наук.
Особо отметим значение экологических знаний для химиков.
Невозможно охранять природу, использовать ее ресурсы, не
Общественное мнение предвзято относится к химии и химической
зная, как она устроена, по каким законам развивается, как реагирует
промышленности, считая их главными виновниками разрушения
на воздействие человеческой деятельности, какие предельные на-
среды обитания, загрязнения воды и пищи. На самом же деле,
грузки на природные системы может себе позволить общество.
именно химии и химикам предстоит внести решающий вклад в ох-
Важная роль в исследовании обозначенных проблем принадле-
рану природы, оздоровление окружающей природной среды. Но для
жит экологическим дисциплинам. В настоящее время экология пре-
решения таких задач химику следует знать, каков химизм процессов
вратилась в одну из главных междисциплинарных синтетических
в природных системах, какие нарушения вносит в них деятельность
наук. В центре внимания экологов стоит проблема взаимоотношений
человека, насколько велики возможности природы в компенсации
организмов со средой их обитания и, в частности, взаимоотношений
вредных воздействий, и к каким результатам способно привести раз-
природы и человечества. Все согласны, что сложившееся положение
балансирование устойчивых природных процессов.
становится критическим: участились засухи, неуклонно растет опус-
Предлагаемый вашему вниманию курс лекций состоит из двух
тынивание и засоление в прошлом плодородных земель, исчерпыва-
частей. Первая ставит своей целью предоставить студенту минимум
ются запасы пресной воды и многих полезных ископаемых, растет
сведений, необходимых для свободной ориентации в понятиях, тер-
нехватка продуктов питания в странах третьего мира, ухудшается
минах, задачах и методах экологии; особое внимание уделяется хи-
состояние водного и воздушного бассейнов, человеческая деятель-
мическим аспектам взаимодействия организмов с окружающей сре-
ность уже способна изменить энергетический баланс Земли, что чре-
дой, химии процессов в окружающей природной среде. Полученные
вато непредсказуемыми климатическими последствиями; на слуху у
экологические знания рассматриваются как теоретическая основа
всех такие слова, как «парниковый эффект», «озоновые дыры», «ки-
охраны природы и рационального природопользования; эта пробле-
слотные дожди». Влияние человека на процессы органической эво-
матика обсуждается во второй части лекционного курса. В ней ос-
люции, на природные комплексы стало столь весомым, что возникает
новное внимание уделяется формированию у студентов природо-
настоятельная потребность в превращении биосферы в ноосферу, в
охранного сознания, передаче им необходимых общих знаний по
переходе к сознательному управлению природными процессами.
природопользованию, защите природной среды и природоохранному
И, вместе с тем, несмотря на разительные успехи наук о при-
законодательству.
роде, общественность поразительно мало знает о закономерностях,
Пособие предназначено для студентов химических специаль-
управляющих природными процессами, о путях охраны природы и
ностей университетов и может быть полезно студентам высших учеб-
восстановления разрушенных природных систем. Можно сказать, что
ных заведений химико-технологического и технического профиля,
все слышали об экологии, но мало кто знает, что это такое. Действи-
изучающим курсы экологии и охраны природы.
тельно, разве мы не читаем в газетах, не слышим из уст министров и
Книга подготовлена при финансовой поддержке Международ-
депутатов, что «у нас в стране плохая экология», «в последние годы
ной научно-образовательной программы правительства Украины и
экология нарушилась», «на экологию в бюджете не хватает средств».
Института открытого общества (США), грант YSU 083061.
Но что-то никто из журналистов или депутатов не сокрушается о
«плохой ботанике», «нарушении математики» или нехватке средств
на астрофизику. Налицо элементарная путаница: термин «экология»
употребляется как синоним термина «окружающая природная среда».
Для того чтобы грамотно решать современные сложные задачи ох-

4
ОБЩАЯ И ХИМИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ моря, экология леса и проч.) либо отдельными типами процессов в
этих системах (химическая экология, радиоэкология).
Глобальная экология изучает биосферу в целом, исследуя об-
щие принципы ее функционирования.
Химическая экология – это комплексная дисциплина, иссле-
дующая всю совокупность связей в живой природе и химические
І. ЭКОЛОГИЯ – НАУЧНАЯ ОСНОВА взаимодействия, связанные с жизнью.
Экологическая химия рассматривает влияние деятельности
ОХРАНЫ ПРИРОДЫ И человека на химические процессы в живой природе. Часто предметы
РАЦИОНАЛЬНОГО химической экологии и экологической химии не разделяют, считая
экологическую химию составной частью химической экологии.
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В последние два десятилетия развивается социальная эколо-
гия, объектом исследования которой являются закономерности взаи-
модействия общества и окружающей среды.
Важным разделом социальной экологии является промышлен-
1.1. Предмет экологии ная экология – дисциплина, рассматривающая воздействие промыш-
ленности, сельского хозяйства, транспорта на природу и, наоборот,
влияние условий природной среды на функционирование предпри-
Термин «экология» (от греч. «ойкос» – дом, жилище и «логос»
ятий и их комплексов.
– учение) предложил в 1866 г. немецкий биолог Эрнст Геккель, обра-
Экология подразделяется на аутоэкологию, исследующую ин-
щавший внимание на необходимость изучать организмы в условиях
дивидуальные связи отдельного организма со средой; популяцион-
их естественного обитания. В буквальном смысле экология – наука
ную экологию, изучающую отношения между организмами, относя-
об организмах «у себя дома».
щимися к одному виду и живущими на одной территории; и синэко-
Как самостоятельная наука экология сформировалась в начале
логию, комплексно изучающую группы, сообщества организмов и их
ХХ века. В настоящее время экологию определяют как науку об от-
взаимосвязи в природных системах.
ношениях организмов или групп организмов между собой и с окру-
Выделяют также эндоэкологию («эндо» – внутри), науку, ис-
жающей средой либо как науку о взаимоотношениях между жи-
следующую внутреннюю среду организма как целостность. Эндоэко-
выми организмами и средой их обитания.
логия быстро развивается. О ее значении в условиях растущих нагру-
зок окружающей среды на организм человека может свидетельство-
1.2. Общая экология и частные экологические вать создание в Киеве специального научного учреждения – Инсти-
тута сорбции и проблем эндоэкологии Национальной академии наук
дисциплины
Украины.
Поскольку экология – наука сравнительно молодая, еще не вы- Выделяют экологию теоретическую и экологию прикладную.
работана окончательная классификация ее разделов. Первая, относясь к фундаментальным наукам, вскрывает общие за-
Выделяют общую экологию, исследующую главные принципы коны взаимодействия организмов и среды. Вторая обеспечивает при-
организации и функционирования различных надорганизменных сис- менение теоретических закономерностей для разработки природо-
тем, и частные экологические дисциплины, сфера каждой из кото- охранных мероприятий и рационального природопользования.
рых ограничена кругом изучаемых групп организмов (экология мик- Часто понятие «экология» толкуется расширительно. Так, ака-
роорганизмов, экология насекомых, экология позвоночных, экология демик Д.С.Лихачев ввел термин «экология культуры», понимая под
человека и т.п.), кругом изучаемых природных систем (экология ней взаимоотношение культуры с другими феноменами человеческой
5 6
цивилизации. Многозначность понятия «экология» затрудняет науч- 1. Химический мониторинг – система периодически повторяемых
ные исследования и передачу экологической информации. Ученые- наблюдений химического состава объектов окружающей среды.
экологи работают над унификацией терминологии. Система мониторинга охватывает как локальные районы или от-
Экология зародилась как раздел биологии. В первом издании дельные страны (национальный мониторинг), так и земной шар в
Большой Советской Энциклопедии (1933 г.) можно прочитать: «Эко- целом (глобальный мониторинг). Работы по глобальному хими-
логия, или ойкология, … раздел биологии, изучающий приспособле-
ческому мониторингу координируются Программой ООН по ок-
ния (адаптации) животных и растений к окружающей неорганиче-
ружающей среде и Всемирной метеорологической организацией.
ской и органической среде». Многие биологи и по сей день считают
Основными направлениями химического мониторинга являются
экологию только одной из биологических наук. Но более справед-
изучение влияния кислотных дождей на состояние природной
ливо мнение, согласно которому экология – междисциплинарная
среды; определение содержания важнейших загрязнителей в ат-
наука, опирающаяся на результаты биологии, химии, географии, ма-
мосфере, воде и почве. Частота измерений колеблется от 10–20
тематики и других наук, но имеющая самостоятельные предмет и
методы исследования. дней (атмосферные осадки, воздух) до 2–6 месяцев (почва, под-
Не следует отождествлять экологию и с «наукой об окружаю- земные воды).
щей среде» (Environmental Science). Этот термин получил широкое 2. Исследование химических форм элементов в биосфере, их кру-
распространение на Западе, но не имеет четко определенного содер- говоротов; изучение нарушений круговоротов и разработка ме-
жания. Чаще всего предметом этой дисциплины считают исследова- тодов регулирования круговоротов элементов. Организмы в про-
ние физико-химических параметров окружающей среды, разработку цессе своей жизнедеятельности накапливают химические веще-
методов их контроля и технологических мероприятий, позволяющих
ства, включенные в цепочки питания. Изучение химических
снизить антропогенное влияние на природу. Важнейший аспект эко-
форм элементов в живой природе, движения элементов, их гео-
логии – взаимоотношения со средой живых организмов – в «науке об
химической роли является фундаментальной научной задачей. Ее
окружающей среде» занимает второстепенное, подчиненное место.
актуальность в настоящее время обусловлена тем, что в резуль-
тате развития промышленности и сельского хозяйства за послед-
1.3. Задачи экологии ние 50 лет количество рассеянных химических веществ выросло
стократно, причем значительная часть этих веществ включена в
цепочки питания и, таким образом, попала в организмы живот-
Исходя из рассмотренного понимания предмета экологии, ее
ных и человека. Более того, воздействие человека стало геологи-
места среди других наук, можно следующим образом сформулиро-
чески значимым и способно вызвать необратимое нарушение ус-
вать ее задачи:
• исследование закономерностей организации жизни, в том числе тойчивых циклов движения элементов в природной среде.
в связи с воздействиями на природу, вызванными деятельностью 3. Оценка канцерогенной и мутагенной активности веществ,
человека; попадающих в среду обитания в результате жизнедеятельности
• создание научных основ рациональной эксплуатации биологи- человека. Решение этой задачи имеет первостепенное значение
ческих ресурсов; для выработки научно обоснованных методов защиты от вред-
• прогнозирование возможных в будущем изменений природной ных химических воздействий.
среды, в том числе под влиянием деятельности человека.
4. Химическая и химико-токсикологическая экспертиза при про-
В решение общих задач экологии свой вклад вносят экологиче-
ектировании новых и реконструкции существующих предпри-
ская химия и химическая экология. К проблемам, имеющим непо-
ятий промышленности и транспорта. Речь идет не только об
средственное отношение к химическим дисциплинам, относятся:
оценке ущерба природе, наносимого при нормальной работе
7 8
1.4. Особенности эксперимента в экологии
предприятий промышленности, транспорта, энергетики, но, в
первую очередь, об оценке риска, связанного с возможными ава-
Экология – приятная наука. Зани-
риями. Осознание опасности для населения и окружающей среды
мающиеся ею проводят свое время в
аварий, связанных с химическим или радиационным пораже-
попытках понять функции мира при-
нием, пришло относительно недавно – в первой половине 80-х
роды, которые столь же таинст-
годов, после нашумевших катастроф на атомной электростанции венны, как и любое явление в фи-
Тримайл Айленд (США) и на химическом комбинате в Бхопале зике, но которые в то же время за-
(Индия). Чернобыльская катастрофа (1986 г.) стала уроком, пока- трагивают живые струны в душе че-
завшим недостаточность существующих мер безопасности и ловека. Эколог может наслаждаться
способов защиты от техногенных аварий. Особо следует отме- образом жизни натуралиста, исполь-
зуя методы химии или философию
тить роль академика В.Легасова, первым в СССР, за несколько
математики.
лет до Чернобыльской катастрофы, начавшего работу по оценке
П.Колинво
риска, связанного с техногенными катастрофами, и по разработке
мероприятий, снижающих этот риск. К сожалению, предупреж-
Будучи фундаментальной научной дисциплиной, экология ис-
дения В.Легасова не были вовремя услышаны ни учеными, ни
пользует богатый арсенал средств, применяемых в естествознании.
правительством.
Основой естествознания является экспериментальный метод.
5. Разработка методов конверсии химического оружия, борьбы с
Эксперимент бывает пассивным (наблюдение) или активным, когда
техногенными катастрофами. Химическое оружие использова- исследователь целенаправленно изменяет условия. В любом случае,
лось в годы I мировой войны и значительно позднее в 70-х – 90-х эксперимент – это не бесцельное, случайное манипулирование пред-
годах в локальных военных конфликтах. Но разработка и произ- метами или веществами. Перед началом эксперимента ученый всегда
водство все более токсичных видов химического оружия не оста- формулирует вопрос, ответить на который должен задуманный экс-
навливались ни на один день вплоть до подписания договора об перимент. Даже при простом наблюдении такой вопрос (явно или
неявно) формулируют, обозначая значимые или незначимые фак-
уничтожении химического оружия. Даже находящееся на скла-
торы, выделяя те признаки или величины, за которыми следует вести
дах оружие представляет большую угрозу, поскольку истекают
наблюдения. Очевидно, что формулировка вопроса перед началом
сроки хранения боеприпасов, созданных 40–50 лет назад. Акту-
эксперимента обязательно базируется на некотором предваритель-
альной становится угроза попадания иприта, люизита или си-
ном, пусть неполном и упрощенном, знании (модели)?. Модель пред-
нильной кислоты в окружающую среду. К настоящему времени
сказывает: «Сделай то-то и то-то, и получишь такой-то результат».
надежного и дешевого способа избавиться от химического ору-
Выполненный эксперимент подтверждает этот прогноз модели или
жия все еще нет. Государства, владеющие им, широко использо-
опровергает его. В последнем случае модель подвергают пересмотру,
вали такие методы, как захоронение боеприпасов на дне моря планируют и проводят новые эксперименты.
или сжигание. Оба этих метода наносят природе огромный вред. Обобщение моделей, предложенных для описания различных
Другие методы, предусматривающие нейтрализацию химиче- экспериментов в одной и той же научной области, представляет со-
ского оружия, очень дороги. Таким образом, указанная проблема бой гипотезу. Если гипотеза находится в соответствии со всеми на-
только ждет своего экономичного и экологически приемлемого блюдаемыми экспериментальными фактами, то она приобретает ста-
решения.
?
«Чтобы сформулировать вопрос, нужно знать большую часть
ответа». Роберт Шекли
9 10
тус теории и используется для предсказания результатов будущих служить уравнения Лотки–Вольтерра, математически описывающие
экспериментов. борьбу видов и организмов за существование. Модель, которая ока-
От эксперимента в таких науках, как физика или химия, тре- зала огромное влияние не только на науку, но и на политическое раз-
буют воспроизводимости. Но при экспериментировании с природ- витие человечества – это «модель ядерной зимы» (Н.Моисеев,
ными объектами, живыми организмами обеспечить повторяемость Ю.Александров, К.Саган и др.), предсказавшая губительные послед-
эксперимента трудно: найти два абсолютно идентичных организма ствия ядерной войны для биосферы.
невозможно, а исследуемые явления слишком часто длятся годами и Не следует, конечно, переоценивать возможности математиче-
даже столетиями. ского моделирования. Если в основу модели положены недостовер-
Первая из названных особенностей породила особый тип эко- ные предпосылки или область применения модели слишком далеко
логических и биологических экспериментов – эксперимент с контро- выходит за границы ее эмпирического базиса, то сделанные с помо-
лем. Под контролем имеется в виду изучение двух групп особей – щью модели прогнозы будут ошибочными.
экспериментальной и контрольной. Эти две группы должны пребы- Диалектику возможностей математического моделирования и
вать в идентичных условиях, за исключением одного фактора, дейст- опасностей, подстерегающих его приверженцев, передает высказыва-
вие которого и подвергается исследованию. Важно, что эксперимент ние Г.Яблонского и С.Спивака: «Опасна и бессмысленна математиза-
проводится именно на группе особей, что позволяет рассматривать ция слаборазвитых научных областей, но сколь плодотворно иссле-
индивидуальные отличия организмов как случайные погрешности?. дование математических моделей, отвечающих сути дела!»?.
Вторая особенность – длительность либо практическая неосу-
ществимость эксперимента – придала особое значение использова-
1.5. Из истории экологической науки
нию в экологии математических моделей. В них из всей совокупно-
сти реальных связей между предметами, объектами и явлениями
данной системы исследователь на основе анализа имеющихся экспе- Как и всякая научная дисциплина, экология знавала разные
риментальных данных выбирает некоторые, по его мнению наиболее времена.
важные связи, записывает соответствующую информацию на языке Свое название эта дисциплина получила от Э.Геккеля и долгое
математики (используя, скажем, алгебраические, дифференциальные время была одним из разделов биологии, причем разделом далеко не
или интегральные уравнения). Зафиксировав значения параметров, самым популярным (действительно, конец XIX – начало XX века –
внешних для системы, и задав начальные величины параметров, ко- это период яростных споров сторонников и противников дарвинизма,
торые меняются при эволюции системы, ученый аналитически или время возникновения и быстрого развития генетики, период первых
численно, вручную или на компьютере изучает поведение своей сис- серьезных успехов биохимии; экология казалась спокойным и не
темы. Он сравнивает результаты расчетов по модели с реальными слишком перспективным направлением). Кроме того, репутация
данными наблюдений и измерений. Если совпадение приемлемое Э.Геккеля как не очень серьезного ученого вызывала у коллег насто-
(прогностическая способность модели удовлетворительная), то мо- роженное отношение ко всем, даже разумным, идеям, от него исхо-
дель в дальнейшем используется для научного прогнозирования и тех дившим.
явлений, которые выходят за рамки ее эмпирического базиса. Приме- Термином «экология» Э.Геккель обозначил направление ис-
ром таких моделей, сыгравших решающую роль в экологии, могут следований, уже наметившееся в трудах ряда ученых. Русский нату-
ралист К.Рулье еще в 1851 г. подчеркивал, что изучать организмы
?
Интересно заметить, что математическая статистика как наука, следует в постоянном взаимном развитии, организации и образе
исследующая, в частности, влияние погрешностей на результаты
измерений, своим бурным прогрессом в начале XX столетия во
?
многом обязана появлению биологических и экологических задач, Яблонский Г.С., Спивак С.И. Математические модели химической
связанных с обработкой результатов экспериментов с контролем. кинетики. – М.: Знание.
11 12
жизни среди определенных условий; в 1855 г. ученик Рулье ные занятия сына, отец разрешил ему бросить практику и согласился
Н.А.Северцов опубликовал первую в мировой литературе экологиче- финансировать годичную поездку в Италию для изучения морских
скую работу?. Идеи Рулье и Северцова заметно опередили свое животных. Упорная работа там, а затем имевшая успех монография
время, и термин экология лишь эпизодически появлялся в научных по результатам исследований сделали имя Геккеля известным и при-
публикациях. Только в 1913 г. в США была опубликована первая несли кафедру зоологии в знаменитом Иенском университете (Иена –
экологическая сводка «Руководство к изучению экологии животных»
столица Веймарского герцогства, где премьер-министром в течение
Ч.Эдамса. Автор ясно проводил мысль, что отношение организмов и
многих лет был И.Гете, немало сделавший для культурного и науч-
среды – фундаментальная биологическая проблема. К 1930 гг. в раз-
ного прогресса). Геккель, человек невероятной работоспособности и
витии экологии наметился качественный сдвиг. В трудах
увлеченности наукой, написал немало книг, которые читали не
В.Шелфорда (1913–1915) был сформулирован и обоснован «принцип
только специалисты, но и очень многие образованные люди того
толерантности», количественно выражавший влияние факторов
времени. Главными трудами Геккеля считают «Общую морфологию»
внешней среды на организмы, а с 1926 г. начались работы В.Воль-
и «Всеобщую историю мироздания». Огромной популярностью эти
терра по внедрению в экологию математических методов и моделей.
Трудами британского ученого А.Тэнсли в 20-х–30-х годах создана работы Геккеля пользовались в кругах нигилистов и анархистов, в
единая теоретическая концепция, ставшая фундаментом различных том числе в России, поскольку он все явления живой и неживой при-
экологических дисциплин, – концепция экосистем. Похожим путем роды объяснял материалистически, действием простых механических
развивалась экология и в СССР, где в трудах В.Н.Сукачева (1940– причин. С невероятной легкостью Геккель решал самые сложные
1944) было сформулировано «учение о биогеоценозе». Фундамен- вопросы современной ему науки. Кредо Геккеля – вульгарный, меха-
тальное значение не только для экологии, но и для естествознания в
нистический материализм – отталкивало от него серьезных исследо-
целом имело открытие В.И.Вернадским (1926–1943) геохимической
вателей. Но полностью из круга уважаемых ученых его вытолкнуло
роли живого вещества и важнейших принципов устойчивости био-
пренебрежение научными методами исследования. Если выяснялось,
сферы. В настоящее время экология развивается в русле идей указан-
что экспериментальные факты не согласуются с теорией, то Геккель
ных ученых, все шире опираясь на данные физики и химии, привле-
в лучшем случае эти факты «не замечал», а иногда не останавливался
кая подходы системного анализа и математические методы.
и перед прямой фальсификацией результатов.
Не всегда можно согласиться с мнением, что личность ученого
Владимир Иванович Вернадский (1863–1945) в 1885 г. окон-
влияет лишь на ход исследования, но не на формулировку конечного
научного результата. На современный облик экологии, несомненно, чил физико-математический факультет Петербургского универси-
повлияли яркие личности ученых Э.Геккеля, А.Тэнсли, тета, с 1890 г. работал в Московском университете: сначала приват-
В.Вернадского, В.Сукачева и др., формировавших эту науку. доцентом, а с 1898 г. – профессором. В 1911 г. вместе с группой дру-
Эрнст Геккель (1834–1919) родился в буржуазной семье в Пот- гих прогрессивно настроенных профессоров в знак протеста против
сдаме. Уступая требованиям отца, Геккель окончил медицинский (а реакционной политики царского правительства оставил преподава-
не естественнонаучный, как он того хотел) факультет. Но практиче- ние в университете. В.И.Вернадский внес большой вклад в становле-
ская медицина была отвратительна Геккелю – для приема больных он ние геохимии, ввел представления о геологической роли круговых
установил время с пяти до шести утра, причем за полгода медицин- процессов с участием живого вещества. Он участвовал в политиче-
ской практики к Геккелю пришли всего три пациента, рискнувших ской борьбе своего времени, будучи активным деятелем земского
лечиться у столь экстравагантного врача. Махнув рукой на врачеб- движения и одним из основателей кадетской партии. В 1912 г. избран
академиком Петербургской Академии Наук (позднее – Академия
наук СССР). В годы первой мировой войны был председателем Ко-
?
Северцов Н.А. Периодические явления в жизни зверей, птиц и гад
миссии по изучению производительных сил России. После Великой
Воронежской губернии. – М.: Тип. А.Евремова, 1855. – 430 с.
13 14
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Октябрьской революции выехал в Киев, где в 1919 г. стал президен-
том-основателем Академии наук Украины. Начиная с 20-х годов
БИОСФЕРЫ. ПОНЯТИЯ
В.И.Вернадский сотрудничает с Советским правительством: с 1922
ЭКОСИСТЕМЫ И БИОГЕОЦЕНОЗА
по 1939 г. возглавляет Государственный радиевый институт, а с 1927
г. до конца своих дней руководит Биогеохимической лабораторией,
позднее преобразованной в Институт геохимии и аналитической хи-
мии АН СССР (ГЕОХИ). В 30-е годы В.И.Вернадский мужественно
2.1. Понятие биосферы. Биологическая
защищал репрессированных деятелей науки, в письмах на имя Пред-
регуляция геохимической среды
седателя Совнаркома В.М.Молотова выражал критическое отноше-
ние к нарушениям законности. Несмотря на то, что и при жизни
Термин «биосфера» для обозначения области земной поверх-
В.И.Вернадский пользовался огромным авторитетом, подлинное ве- ности, охваченной жизнью, впервые ввел австрийский геолог Э.Зюсс
личие этого человека как последнего ученого-энциклопедиста и мыс- в конце XIX века. В этот термин не вкладывали четкого содержания,
лителя открылось широким кругам общественности лишь начиная с понятие оставалось размытым и использовалось редко. Подлинно на-

страница 1
(всего 12)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign