LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

представление набора концепций, элементов, функций, сервисов, протоколов и т.д., определён-
ных в эталонной модели OSI, и производных от них специфических стандартов, которые, буду-
чи применены, позволяют осуществлять связь между открытыми системами".
Несмотря на отсутствие единства в определениях среди различных организаций можно,
однако, выделить те свойства открытых систем, которые отражены во всех определениях и,
следовательно, являются бесспорными:
• понятие "открытая система" относится преимущественно к программному обеспече-
нию;
• основная цель открытых систем состоит в обеспечении:
а) способности к взаимодействию между гетерогенными системами;
б) переносимости приложений, пользователей и данных между гетерогенными
системами;
• понятие «открытая система» может применяться и по отношению к отдельно взятой
вычислительной системе, и к системе обработке данных в целом, и к построенной на её основе
информационной системе, если они согласуются с концепцией открытости;
• стандарты играют ключевую роль в открытых системах.
Последнее свойство является особенно важным, так как на него прямо указывают все
определения. Информационная система не может рассматриваться как открытая до тех пор, по-
ка она не реализует функции, которые согласуются со стандартами, имеющими отношение к
соответствующей области. Учитывая центральное место стандартов в концепции открытых
систем, важно рассмотреть более подробно, что представляют собой стандарты, как и кем они
создаются.

1.3. Роль стандартов в технологии открытых систем. Основные группы
стандартов и организации по стандартизации
Стандарты в области информационных технологий являются соглашениями о функцио-
нальности и интерфейсах, которые поддерживаются продуктом или группой продуктов инфор-
мационных технологий, обеспечивая таким образом совместимость между системами. Стандар-
ты в широком смысле слова могут сильно различаться по своему статусу, по степени влияния
на производителей и поставщиков продуктов и решений: от простого взаимного соглашения
между несколькими совместно работающими людьми или организациями до формальных, ут-
верждённых организациями по стандартизации документов с признанным международным ста-
тусом.
Рассмотрим основные аспекты и значение стандартизации для информационных техно-
логий и, в особенности, для открытых систем.
Во-первых, стандарты вырабатывают единый, нормированный, согласованный порядок
рассмотрения объекта стандартизации: терминологию, нормативные модели, формальное опи-
сание процедур обращения с объектом, спецификации, структуру объекта и т.п. Стандартиза-
ция позволяет избежать несогласованного, субъективного, неполного или одностороннего
взгляда на объект стандартизации.
Стандарты позволяют замаскировать неоднородность объектов стандартизации, предос-
тавляя такую модель, которая помогает избежать различий в представлении, описании и реали-
зации этого объекта. В отсутствии такой модели каждый разработчик был бы вынужден созда-
вать свою собственную. Таким образом, стандарт уменьшает потенциальную разнородность
объекта стандартизации. Как будет видно далее, многие стандарты являются именно абстракт-
ными моделями различных аспектов обработки данных, например, общеизвестная модель ISO
OSI.
Стандарты специфицируют общую форму, к которой должны "сходиться" разнородные
системы для того, чтобы выполнять совместную работу или обеспечивать основу для перено-
симости между ними. Если две системы поддерживают стандарт в дополнение к их собствен-
ным формам, тогда любая пара систем сможет быть совместимой друг с другом. Таким обра-
зом, стандарт облегчает управление гетерогенностью. Разработчик информационных техноло-
гий заинтересован в том, чтобы его продукты и системы соответствовали стандартам. Это путь
к широкому признанию его продукции и росту числа потребителей. Соответствия стандартам
можно достичь двумя способами: либо добиваться принятия своей технологии в качестве стан-
дарта, либо как можно быстрее интегрировать в свои продукты технологию, претендующую
быть стандартом. Вследствие того, что любая организация по стандартизации проводит широ-
кое и всестороннее обсуждение документов, прежде чем они становятся стандартами, как пра-
вило, стандартом становится объективно наилучшее по большинству критериев решение (спе-
цификация, модель и т.д.).
Другой важный аспект стандартизации — в том, что любые изменения в стандартах или
новые стандарты почти всегда (но не всегда) принимают во внимание созданную ранее базу
стандартов в этой области. Организации по стандартизации не заинтересованы в отчуждении
уже существующего "сообщества" пользователей стандартизованной технологии, а в ряде слу-
чаев они прямо участвуют в выработке стандартов.
Наконец, важно провести различие между стандартами и реализующими их технология-
ми. Стандарты описывает абстрактные сущности, определённые только на бумаге: модели, спе-
цификации, описания интерфейсов и протоколов, схемы, форматы данных и т.п. Описанные в
нём объекты с определённой функциональностью должны быть затем реализованы, используя
определённую технологию: программно или аппаратно. Разрабатываемые и выпускаемые тем
или иным производителем в соответствии со стандартами продукт или система, как правило,
имеют значительно больше функций, чем те, которые описаны в стандарте. Стандарт обеспечи-
вает лишь наименьший "общий знаменатель" для продуктов определённого типа.
Различают два типа стандартов: стандарты де-юре и стандарты де-факто. Стандарты
де-юре утверждены организациями по стандартизации и имеют юридически оформленный ста-
тус официальных документов. Стандарты де-факто могут являться результатом признания
большим количеством производителей и потребителей удачного научного или технологическо-
го решения или быстро набирающей силу, обладающей большими потенциальными возможно-
стями в будущем, технологией. Они не имеют никакого официального статуса и могут быть
описаны в произвольной форме. Станет или нет какая-либо технология стандартом де-факто —
определяет только рынок.
Стандарты де-факто могут быть в конце концов приняты как стандарты де-юре, и наобо-
рот (по крайней мере теоретически), стандарты де-юре должны в итоге становиться стандарта-
ми де-факто, будучи приняты рынком. Рассмотрим более подробно эти две категории стандар-
тов.
Стандарты де-юре характеризуются следующими особенностями:
• Формальные процедуры тщательного согласования и утверждения этих стандар-
тов приводят к тому, что их разработка занимает весьма длительное время, как
правило, много лет. Стандарты не успевают за быстрым развитием ин-
формационных технологий, и нередко принимаются уже по факту их широкого
распространения.
• Стандарты, как правило, являются сложными и могут включать несколько раз-
личных подходов к решению одной задачи, поэтому они предоставляют произво-
дителям и потребителям широкий спектр возможностей реализации (в том числе
необязательных).
• Продукты появляются позже, чем стандарты (за исключением случаев, когда ут-
верждён стандарт де-факто).
• Стандарты открыты для всех разработчиков и производителей на равных услови-
ях.
• Организации по стандартизации обеспечивают процесс совершенствования стан-
дартов, который позволяет всем заинтересованным сторонам подавать свои пред-
ложения для рассмотрения.
• Эти стандарты определяют долговременные направления развития, независимые
от конкретных продуктов и решений.
Стандарты де-факто отмечены следующими особенностями:
• Реализации этих стандартов доступны уже сейчас, возможно, даже от многих по-
ставщиков: нет необходимости ждать их окончательного согласования и утвер-
ждения.
• Существует опыт применения этих стандартов, хорошо известны их сильные и
слабые стороны.
• Стандарты де-факто могут использовать произвольный, удобный для этих стан-
дартов, набор существующих технологических решений, не обязательно состоя-
щий из стандартов де-юре.
• Истинная "открытость" этих стандартов всегда может быть подвергнута сомне-
нию.
Для многих стандартов де-факто технология, реализующая стандарт, либо предшествует,
либо становится доступной одновременно со спецификациями. Станет ли спецификация обще-
признанной — зависит либо от успеха исходной технологии, либо от степени согласия других
производителей со спецификацией. Часто можно видеть несколько конкурирующих технологий
и (или) спецификаций одновременно. В этом случае бывает трудно предсказать, какая из них
завоюет успех на рынке. Тогда, чтобы добиваться стандартизации своих продуктов, производи-
тели могут объединяться в различный организации: консорциумы, альянсы, фонды и т.п.
Из-за множества стандартов и большого количества необязательных или альтернатив-
ных возможностей реализации, предусмотренных во многих стандартах де-юре, некоторые за-
интересованные организации разрабатывают так называемые профили стандартов. В профилях
точно отмечается, какие стандарты и какой выбор возможностей из этих стандартов они жела-
ют реализовать в информационных системах. Профили обычно специфицируют, где это воз-
можно, подмножества стандартов де-юре, а оставшиеся "свободные места", для которых не су-
ществует стандартов де-юре, заполняют стандартами де-факто.
Профили, как и стандарты, играют важную роль в открытых системах. Число стандартов
и областей, которые они покрывают, очень велико и продолжает расти. Всё труднее становится
конструировать открытые решения, которые могут свободно взаимодействовать друг с другом
или могут быть получены из других открытых решений. Это противоречит самой концепции
открытых систем. Профили предназначены для снижения потенциальной возможности несо-
вместимого использования продуктов, соответствующих стандартам. Кроме того, они помога-
ют идентифицировать "пробелы", которые существуют в стандартизации информационных
технологий. Профили могут создаваться самими организациями по стандартизации, организа-
циями пользователей, правительственными органами.
Так, правительственные профили возникли в результате возрастания потребностей упро-
стить и облегчить процесс применения информационных технологий в правительственных
структурах путём определения общего набора требований и исключения независимого изуче-
ния пользователями огромного множества сложных, объёмных стандартов. Правительственные
профили могут комбинировать международные и национальные стандарты той страны, для ко-
торой они создаются. Тем самым обеспечивается стабильность деятельности прави-
тельственных учреждений. Цель этих профилей — добиться взаимодействия средств различных
поставщиков на рабочих местах правительства.
Профили явились началом развития более сложных форм структурной логической орга-
низации стандартов: архитектур, нормативных моделей и др. Поэтому, учитывая нынешнее
развитие стандартизации, конкретные профили целесообразно рассматривать в рамках более
высокоуровневых логических моделей (см. п. 3.2.1, 3.2.2).
Различается три типа организаций, разрабатывающих стандарты:
• Национальные и международные организации по стандартизации. К этой категории
относятся, например, ISO, IEC, ITU, IEEE (международные), Госстандарт РФ, ANSI, NIST
(США) и др. Эти организации являются единственным источником стандартов де-юре, тогда
как остальные два типа организаций производят только стандарты де-факто.
• Консорциумы и альянсы фирм-производителей. К этой категории относятся OSF, Unix
International, Power-Open и др. Они способствуют созданию стандартов де-факто, распространяя
спецификации и технологии на множество производителей. Однако, поддержка технологий та-
ким образом может быть недостаточной, если она не соответствует требованиям организаций
пользователей.
• Организации пользователей. Они определяют стандарты де-факто либо посредством
спецификации профилей, либо выявляя их на рынке информационных технологий. Первый
способ используют большие пользователи, такие как правительственные организации или ассо-
циации пользователей. Второй способ предполагает исследование преимуществ и недостатков
каждого продукта, его распространённости у пользователей. Принятие или непринятие рынком
той или иной технологии (продукта, решения) есть окончательный показатель стандарта де-
факто. Если они не соответствуют тому, что требует пользователь, он не будет покупать их.
Охарактеризуем некоторые из наиболее важных и влиятельных организаций, вовлечён-
ных в процесс разработки стандартов по информационным технологиям.
• Международная организация по стандартизации (ISO — International Organiza-
tion for Standardization). ISO — международная неправительственная организация. Как записа-
но в её Уставе, она "осуществляет разработку международных стандартов и координирует дея-
тельность в области стандартизации с целью содействия взаимному сотрудничеству в важных
областях человеческой деятельности: интеллектуальной, научной, технологической и эко-
номической".
Сейчас в состав ISO входят около 130 государств. Каждое государство участвует в работе ISO через свой националь-
ный орган стандартизации. Государства могут быть членами, членами-корреспондентами или членами-подписчиками ISO. Ка-
ждое государство-член ISO возглавляет один или несколько технических комитетов или подкомитетов. Официальными языка-
ми ISO являются английский, русский и французский. СССР был одним из учредителей ISO в 1946 г.
Сфера ответственности ISO за разработку стандартов охватывает все области техники, за исключением электроники и
электротехники (это — прерогатива IEC). Структурно ISO состоит из Технических комитетов (ТС), которые делятся на Подко-
митеты (SC). Для обеспечения работы по подготовке стандартов внутри подкомитетов образуются Рабочие группы (WG).
Группы, работающие над решением конкретной задачи, называются TF (Task Force). Каждый разрабатываемый стандарт про-
ходит последовательно несколько стадий:
• NWI — New Work Item;
• WD — Working Draft;
• CD — Committee Draft;
• DIS — Draft International Standard;
• IS — International Standard.
Согласованный проект принимается в качестве стандарта, если за него проголосовало не менее 75% государств-
членов ISO.
• Международная электротехническая комиссия (IEC — International Electrotechni-
cal Commission) — специализированная международная организация, которая разрабатывает
стандарты, связанные с электроникой, электротехникой и информационными технологиями.
IEC — одна из первых международных организаций, начавших процесс разработки международных стан-
дартов. Образована в 1906 г. В настоящий момент она дополняет деятельность ISO в области информационных
технологий. IEC совместно с ISO сформировала Объединённый технический комитет JTC1 (Joint Technical Com-
mittee) для координации разработки стандартов по информационным технологиям.
• Международный телекоммуникационный союз (ITU — International Telecommuni-
cations Union).
ITU — одна из первых международных организаций. Союз был основан в 1865 г., до 1947 г. носил назва-
ние Телеграфного союза. Сейчас входит в систему органов ООН. Объединяет около 160 стран. В структуру ITU
входят Международный консультативный комитет по радиосвязи (ITU-R, до 1993 г. — CCIR) и Международный
консультативный комитет по телефонии и телеграфии (ITU-T, до 1993 г. — CCITT). Название последнего было
заменено на ITU/TSS (Telecommunications Standard Sector), но более известным остаётся предыдущее. Стандарты
ITU официально называются "рекомендациями". Они принимаются на сессиях ITU, которые проходят один раз в
четыре года. Разработка стандартов, таким образом, занимает весьма длительное время.
ITU занимается стандартизацией открытых телекоммуникационных сервисов. ITU-T вы-
пускает 25 серий рекомендаций (обозначаемых буквами латинского алфавита от А до Z), каж-
дая из которых насчитывает до нескольких десятков или сотен рекомендаций. Наиболее из-
вестны серии, посвящённые стандартизации взаимодействия открытых систем, сетям ISDN и
др. Многие рекомендации ITU были приняты в качестве стандартов ISO.
• Международный институт инженеров по электронике и электротехнике (IEEE
— The Institute of Electrical and Electronics Engineers).
IEEE был основан в 1884 г. В настоящее время активно участвует в разработке стандартов для компью-
терной промышленности. IEEE работает в тесном сотрудничестве с другими международными организациями, в
частности ISO, так что между стандартами IEEE и эквивалентными стандартами ISO практически не вносится ни-
каких изменений.
IEEE разрабатывает три типа спецификаций:
• стандарты — спецификации с предписательными требованиями;
• рекомендованные практики — спецификации действий, процедур и практик, ре-
комендуемые IEEE;
• руководства — описывают спектр альтернативных возможностей без рекоменда-
ции определённого подхода.
Два наиболее известных стандарта IEEE: стандарты серии 802 по локальным вычисли-
тельным сетям и стандарты POSIX.
• Internet Architecture Board (IAB) — неофициальная организация, создающая систему
стандартов для среды Internet.
IAB основана в 1992 г. Состоит из двух подразделений: IETF (Internet Engineering Task Force), которая от-
ветственна за разработку краткосрочных инженерных документов, и IRTF (Internet Research Task Force), которая
занимается долгосрочными исследованиями. IAB ведёт работу в девяти функциональных областях: приложения,
сервисы Internet, управление сетями, операционные требования, интеграция с OSI, маршрутизация, безопасность,
транспортные сервисы, сервисы пользователя.
Наиболее известными документами этой организации является серия так называемых
RFC (Request for Comments). RFC различны по своему статусу: некоторые из них являются ут-
верждёнными стандартами для среды Internet, другие рекомендованы к использованию, но не
являются обязательными, третьи вообще служат справочными материалами. Значительная
часть из них является стандартами де-факто. RFC создавались с целью определения минималь-
но необходимого набора спецификаций для обеспечения нормальной работы глобальной ин-
формационной среды. Сегодня этот "минимум" включает уже более двух с половиной тысяч
стандартов.
• The Open Group (TOG) — образована в 1993 г. в результате слияния консорциума OSF
и организации Х/Ореn как международная некоммерческая организация с целью содействия
развитию технологий открытых систем и открытых распределённых сред. The Open Group за-
нимает особое положение: можно утверждать, что она находится между первой (официальные
органы) и второй (неофициальные) категориями организаций. Она одобряет стандарты де-юре,
согласует и разрабатывает стандарты де-факто, и её документы имеют большое влияние на
промышленность. Однако, в отличие от промышленных групп и консорциумов, она не внедряет
отдельные продукты, технологии или решения фирм-производителей. Многие свои проекты
TOG ведёт совместно с официальными организациями по стандартизации, прежде всего ISO.
• Open Software Foundation (OSF) — некоммерческий международный консорциум, в
1993 г. вошедший в состав The Open Group. Это научно-производственная организация, цель
которой — создание спецификаций для программного обеспечения открытых систем с целью
поддержки различных производителей. Широко известны разработки OSF, которые объединя-
ют лучшие достижения промышленности: набор спецификаций и исходных кодов для UNIX-
подобных операционных систем OSF/1, графический интерфейс OSF/Motif, набор сервисов для
поддержки распределённых приложений OSF/DCE, набор сервисов для управления системами
OSF/DME, модель и спецификация интерфейсов для разработки переносимых приложений в
среде открытых систем OSF AES.
• Х/Ореn — всемирная некоммерческая независимая организация по открытым систе-
мам, основанная в 1984 г. и вошедшая в состав The Open Group в 1993г. Главными разработка-
ми этой организации являются спецификации САЕ (Common Application Environment) — мо-
дель и стандартный набор интерфейсов программирования, опубликованные в документах
XPG. САЕ основана преимущественно на стандартах де-юре (в т.ч. POSIX) и включает стандар-
ты де-факто и промышленные стандарты производителей.
• Unix International (UI). В настоящее время эта организация ликвидирована, но во мно-
гом благодаря ей понятие "открытые системы" ассоциируется с операционными системами
UNIX и протоколами TCP/IP.
Кроме перечисленных, большое влияние на технологии открытых систем оказывают
также следующие организации:
• OMG — Object Management Group;
• NMF — Network Management Forum;
• W3C— World Wide Web Consortium;
и другие.
Ссылки и замечания к гл. 1:
п. 1.1:
В настоящее время многие понятия, связанные с распределённой обработкой данных, не получили ещё однозначного,
единообразного толкования. Определения одних и тех же терминов различаются даже в международных стандартах. Опре-
деления системы обработки данных, (компьютерной) информационной системы, вычислительной системы сформулированы
автором на основе обобщения документов [11,14,17,22,24], определение среды — на основе [11,17]. Эти определения не пре-
тендуют на полноту и научную строгость: они введены только в контексте данной работы. Так, информационная система
может пониматься более широко: например, в [Расторгуев С.П. Информационная война как целенаправленное информацион-
ное воздействие информационных систем. //Информационное общество. — 1997. — №1. — С. 64] под информационной систе-
мой понимается "система, осуществляющая получение входных данных; обработку этих данных и/или изменение собственно-
го внутреннего состояния (внутренних связей/отношений); выдачу результата либо изменение своего внешнего состояния
(внешних связей/отношений)". Определение информационного обеспечения деятельности предприятия заимствовано из [В.А.
Герасименко, А.А. Малюк. Основы защиты информации. —М.,1997. — с. 14,16].
В ряде случаев адекватный перевод англоязычных терминов и определений на русский язык затруднителен. Как пра-
вило, если перевод является спорным или неочевидным, здесь и далее в данной работе рядом приводится их оригинальное напи-
сание на английском языке.
Хорошим источником стандартизованных ITU-T (и частично ISO) определений является база данных по определени-
ям и аббревиатурам в области телекоммуникаций SANCHO (ITU-T Sector Abbreviations and definitions for a telecommunication
tHesaurus Oriented database), доступ к которой возможен в сети Internet no адресу: http: //www7 . itu. int/sancho.
Этот и следующий параграфы придерживаются в основном плана изложения, принятого в учебном руководстве [20,
ch.2], и частично используют материал его пп. 2.3 — 2.9, 2.27 — 2.28. Хорошей, но несколько устаревшей, обзорной работой
по технологиям распределённой обработки данных является также [22]: характеристика путей эволюции систем обработки
данных, конфигурационных сред составлена по материалам этой книги.
п. 1.2:
Определения открытых систем и среды открытых систем приводятся по следующим источникам: IEEE — [20,21],
OSF uX/Open — [20], определение ISO сформулировано в стандарте [12] и эквивалентном ему стандарте ITU-T X.200. В глос-
сарии к модели TOGAF (версия 5, янв. 2000г.) [24] организации The Open Group определение открытых систем (рекомендован-
ное вместо определений OSF и Х/Ореn) сформулировано следующим образом (приводится исходный текст на английском язы-
ке):
"Open system — a system that implements sufficient open specifications for interfaces, services, and supporting formats to en-
able properly engineered applications software: (a) to be ported with minimal changes across a wide range of systems, (b) to intemper-
ate with other applications on local and remote systems, and (c) to interact with users in a style that facilitates user portability."
"Open systems environment (OSE) — the comprehensive set of interfaces, services, and supporting formats, plus user aspects
for interoperability or for portability of applications, data, or people, as specified by information technology standards and profiles. "
n.1.3:
Информация о международных и национальных органах стандартизации, порядке их работы и целях деятельности,
разрабатываемых стандартах получена, в основном, с соответствующих Web-страниц сети Internet:
ISO (International Organization for Standardization) — http://www.iso.ch/, дополнительно использовалось [21, App. А.З],
The Open Group — http: //www. opengroup. org,
IEEE— http://www. ieee.org/,
ITU— http://www.itu.ch/,
IAB — http: / /www. ietf. org,
OMG— http://www.omg.org/,
Госстандарт РФ— http://www.gost.ru/, http://www.interstandard.gost.ru/ (каталог российских и международных
стандартов),
NIST (Национальный институт стандартов и технологий США) — http: //www. nist. gov .
В России на начало 2000 г. насчитывается 161 государственный стандарт по классу "Информационная технология".
Несмотря на это количество и состав государственных стандартов РФ по информационным технологиям всё ещё значи-
тельно уступает международным стандартам ISO/IEC.
Перечни и краткие аннотации стандартов могут быть также получены по следующим адресам: стандарты ISO и
ISO/IEC — http://www.iso.ch/cate/cat.html, рекомендации ITU — http://www.itu.int/publications/index.html.
Глава 2. ПЕРЕНОСИМОСТЬ И СПОСОБНОСТЬ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ
2.1. Основные аспекты совместимости систем
Как было отмечено в главе 1, основными требованиями к совместимости вычислитель-
ных систем в сложной среде является переносимость и способность к взаимодействию. Рас-
смотрим подробнее смысл этих требований, различие между ними, методы их реализации в
среде открытых систем. Для этой цели нам потребуется функциональная модель информацион-
ной системы, которая в дальнейшем будет использоваться для размещения в ней и более под-
робного рассмотрения стандартов и технологий открытых систем.
Переносимость означает возможность перемещать между вычислительными системами
приложения, данные и пользователей. Концепция переносимости применяется к разделённым,
не связанным между собой системам, т.е. когда мы хотим взять один из этих объектов (прило-
жение, данные, пользователя) из одной системы в другую, мы говорим о переносимости.
Переносимость имеет три составляющие.
Переносимость приложений означает возможность исполнения прикладных программ
пользователя на платформе, отличной от той, для которой она была создана изначально. Само
понятие переносимости не подразумевает никакого конкретного способа достижения этого ка-
чества открытых систем, хотя, как будет видно далее, переносимость приложений, например,
может быть достигнута либо на уровне исходных текстов приложений на языках программиро-
вания, либо на уровне исполняемых кодов. В первом случае исходный текст перекомпилирует-
ся на каждой новой платформе, во втором — программа компилируется один раз и может ис-
полняться на любой платформе из обозначенного множества. Но ни в том, ни в другом случае
это никак не влияет на пользователя, так как он всегда приобретает уже готовый объектный
код. Переносимость данных означает возможность доступа приложений к одним и тем же дан-
ным на различных платформах (считая их не связанными между собой!), т.е. приложения
должны иметь единые механизмы манипулирования данными: создание, удаление, поиск, ко-
пирование и др. Наконец, переносимость пользователей означает, что пользователям и обслу-
живающему персоналу не потребуются дополнительные затраты на обучение, привыкание и
накопление опыта работы на различных вычислительных системах, входящих в открытую сре-
ду. Они всюду будут работать с системой через единый интерфейс, обладать одинаковым набо-
ром сервисов, иметь равные возможности управления системой, равные права доступа к ресур-
сам и т.д.
Способность к взаимодействию означает способность разнородных вычислительных
систем выполнять некоторую работу вместе. Необходимым условием совместной работы двух
или более систем является их взаимосвязанность. Они должны иметь физическое соединение
между собой, которое позволит обмениваться данными. Но простого соединения вычислитель-
ных систем в сеть недостаточно для обеспечения возможности обмена данными. Наличие раз-
личных типов сетей: множества технологий передачи данных, множества производителей,
множества коммуникационных протоколов — делает необходимым решение следующей зада-
чи. Любая вычислительная система должна быть доступна из любой точки в пределах всей
сложной сети. Когда мы хотим иметь возможность использовать ресурсы другой системы с
имеющейся у нас системы, мы говорим о способности к взаимодействию.
Однако, сама по себе возможность обмена данными через вычислительную сеть ещё не
обеспечивает способности систем к взаимодействию. Им необходимо достичь общего понима-
ния работы, которую они выполняют, а именно, все системы должны единообразно восприни-
мать порядок и значение сообщений, которыми они обмениваются, а также ту работу, которую
каждая из систем должна выполнять индивидуально в ответ на получаемые сообщения. В об-
щем случае эта задача решается при помощи коммуникационного интерфейса (см. п. 2.3).
Итак, способность к взаимодействию позволяет вычислительным системам совместно
выполнять некоторую работу. В зависимости от характера работы, это качество может быть
представлено в системах в различной степени: от способности простой передачи файлов до
способности их работать как полностью распределённая система с прозрачным хранением и
обработкой данных.
Переносимость и способность к взаимодействию не являются взаимно исключающими
понятиями. Открытые системы предоставляют пользователям обе эти возможности, хотя не все
пользователи и не всегда могут ощущать их одновременно.
Заметим, что, например, определение IEEE среды открытых систем можно расчленить
на две составляющие в соответствии с понятиями совместимости и способности к взаимодейст-
вию. С одной стороны, открытая система подразумевает "исчерпывающий и консистентный на-
бор международных стандартов по информационным технологиям .... который специфицирует
интерфейсы, сервисы и поддерживаемые форматы для достижения ... переносимости приложе-
ний, данных и пользователей", а с другой стороны — "исчерпывающий и консистентный набор
международных стандартов ... , который специфицирует интерфейсы, сервисы и поддерживае-
мые форматы для достижения способности к взаимодействию ...".
В настоящее время существует очень большое количество стандартов в области откры-
тых систем. Они определяют различные элементы технологии открытых систем: эталонные мо-
дели, сервисы, интерфейсы, форматы, протоколы, руководства и рекомендованные методики.
Эти стандарты могут различаться по сложности, по широте охватываемых проблем и относить-
ся к любому аспекту информационных технологий. Чтобы распознать и позиционировать раз-
личные стандарты, связанные с переносимостью и способностью к взаимодействию, будем ис-
пользовать простую модель информационной системы, показанную на рис. 1. За основу в ней
берётся модель POSIX OSE, описанная в документе IEEE PI 003.0 "Guide to the POSIX Open
Systems Environment", которая подвергается дальнейшей декомпозиции по методике, исполь-
зуемой в документах фирмы IBM. Выбор модели POSIX OSE объясняется тем, что она является
наиболее простой и наиболее общей. Она взята за основу в большинстве других, более сложных
моделей. Эта модель не является определяющей по отношению к рассматриваемым далее стан-

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign