LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 9
(всего 32)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>





Н
полнительного протокола, был рассмотрен ряд других мер по усилению гарантий. В ча
стности, было принято решение о необходимости информирования странами участни




А
цами Агентства о новых установках, как только принято решение об их строительстве .
До последнего времени Иран не придерживался вышеуказанного решения Совета уп
равляющих, и изменение иранской позиции в этом вопросе следует признать важным
прорывом в вопросе укрепления гарантий МАГАТЭ в Иране, достигнутым в ходе визита
М. Эльбарадея в Тегеран.
В случае подписания Ираном Дополнительного протокола МАГАТЭ, согласно пункту X
статьи 2 Типового дополнительного протокола, Иран в течение 180 дней с момента
вступления протокола в силу должен будет представить Агентству заявление, содержа
щее «общие планы на предстоящий десятилетний период, имеющие отношение к раз
витию ядерного топливного цикла (включая планируемые относящиеся к ядерному топ
ливному циклу научно исследовательские и опытно конструкторские работы), когда
они утверждены соответствующими компетентными органами».


РАКЕТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИРАНА
Параллельно с развитием ядерных технологий Иран уделяет повышенное внимание
приобретению ракетного потенциала. Ракетная промышленность Ирана является одной
из наиболее динамично развивающихся отраслей, в которую направляются крупные ва
лютно финансовые средства и основные технические кадры. Нынешнее присутствие
многотысячных американских войск в регионе, вне всяких сомнений, является серьез
ным импульсом для ускорения развития ракетной программы Тегераном. Иран окружен
со всех сторон по своей сухопутной границе: американские базы расположены в Сау
довской Аравии, Ираке, Турции, Пакистане, Афганистане, усиливается американское
присутствие в двух других соседях Ирана: Азербайджане и Туркменистане. В этой ситу
ации Иран вынужден искать противовес американскому присутствию в регионе. Обла

47
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
дание ракетным потенциалом – единственный способ для Ирана выстроить политику
сдерживания в отношении США, обладающих несравненно большим военным конвен
ционным потенциалом.
В настоящее время в вооруженных силах Ирана находятся около 40 пусковых установок
оперативно тактических ракетных комплексов с баллистическими ракетами Scud B и
Scud C.
Баллистическая ракета Scud B разработана и произведена в СССР, представляет собой
мобильный групповой комплекс с управляемой оперативно тактической ракетой (ОТР),
принятой на вооружение в 1987 г. Пусковая установка смонтирована на базе китайского
тягача, способного перемещаться со скоростью 60 км/час.
Баллистическая ракета Scud C разработана в Северной Корее при технической под
держке Китая и поставлена на вооружение в 1992 г. Это тоже самоходная пусковая уста
новка на базе китайского тягача с управляемой ОТР. В мирное время самоходные пус
ковые установки несут боевое дежурство на операционной базе, а в военное время – на
стартовой позиции с периодической их сменой.
Возможности баллистических ракет Scud B и Scud C, находящихся на вооружении в
иранской армии, представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Тактико технические характеристики иранских ракет

Характеристики Scud B Scud C

Максимальная дальность стрельбы, км 0300 0550

Масса боезаряда, кг 1000 0700

Точность стрельбы, м 0450 1000
Боевое снаряжение ракет может быть и другим взамен обычного взрывчатого веще
ства.
Наряду с оперативно тактическими ракетами, в Иране имеются на вооружении и такти
ческие ракетные комплексы с баллистическими ракетами. К ним относятся: Луна М,
Назмат 10 и Огаб.
Баллистическая ракета Луна М разработана и произведена в СССР в начале 1970 х гг. и
представляет собой грунтовую самоходную установку, максимальная дальность стрель
бы которой составляет 65 км. При этом она способна доставить на эту дальность боеза
ряд весом 420 кг, оснащенный обычным взрывчатым веществом.
Баллистическая ракета Назмат 10 разработана в Иране при технической помощи Китая,
но произведена непосредственно в Иране. Планируется, что она будет размещена на
мобильном грунтовом комплексе с дальностью стрельбы до 150 км и массой боезаряда
250 кг с обычным взрывчатым веществом.
Баллистическая ракета Огаб разработана также в Иране при технической подержке Ки
тая и представляет собой такой же мобильный грунтовой комплекс тактического назна
чения с дальностью стрельбы до 34 км и весом боезаряда до 170 кг с обычным взрывча
тым веществом.
15 июля 2000 г. было проведено успешное испытание иранской ракеты Шехаб 3, кото
рое свидетельствует о возможности создания страной баллистических ракет. Это было
второе летное испытание этой ракеты. Первое испытание, состоявшееся в июле 1998 г.,

48 ИРАН: РАКЕТНО ЯДЕРНАЯ ЗАГАДКА ДЛЯ РОССИИ
закончилось подрывом ракеты во время испытаний. Шехаб 3 является моноблочной
баллистической ракетой, способной нести боеголовку массой 1 т и максимальной даль
ностью стрельбы 1300 км. Точность попадания ракеты составляет около 2 км. По мне
нию ряда экспертов, эта ракета разработана на основе технологий Scud C и североко
рейской ракеты Нодонг. При такой дальности ракета сможет поразить цели почти во
всех регионах Ближнего Востока, включая Израиль, а также в некоторых регионах Рос
сии, в зависимости от места старта. Пусковые установки передовых иранских ракет, по
мимо Исфахана, расположены вблизи Хамадана.
Появление у Ирана на вооружении ракеты Шехаб 3 означает качественное изменение
угрозы не только для Израиля, но и для России. Дальность стрельбы ракеты уже в насто
ящее время позволяет поражать южные регионы России, в которых проживает более
20 млн человек, включая Волгоградскую и Астраханскую области. Ракетные возможнос
ти Ирана представлены на Рис. 2.

Рис. 2
Ракетные возможности Ирана




З
EACAONOAI




И
OE?AEIA




Л
?INNE?
Oaoaa-3




А
1000 ei




Н
А
Scud-C
EEOAE
Scud-B
OO?OE? OAA?EEENOAI



E?AE
NE?E?
AOAAIENOAI
E?AI
EC?AEEU
EI?AAIE?
EOAAEO
IAEENOAI
NAOAIANEA?


AAEIAO A?AAE? IAY EIAE?

NOAAI
IIAI
300 ei
550 ei
EAIAI
1000 ei
1300 ei




49
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
В настоящее время в Иране ведутся работы по увеличению дальности стрельбы балли
стических ракет Шехаб 3. Для этого могут быть использованы более мощные ускорите
ли или уменьшена масса полезного груза. Возможный срок технической готовности к
развертыванию – 2005 г. Это будет уже ракета с отделяемой головной частью.
Помимо этого, в Иране ведется разработка ракеты Шехаб 4 с дальностью полета 2000
км и более тяжелой боеголовкой, способной нести биологический или даже ядерный
боезаряд. Имеются сообщения, что Иран пытается приобрести технологии китайской
ракеты М 9.
Наряду с этим ведется разработка ракеты Шехаб 5, которая будет действовать как меж
континентальная баллистическая ракета (МБР) средней дальности стрельбы порядка
4000 км.
К 2005 г. Ираном также планируется разработка:

? ОТР на основе технологии М 11 с помощью Китая с дальностью стрельбы до
300 км и массой моноблочной головной части 800 кг с обычным взрывчатым ве
ществом;
? ОТР Зелзал 2 при технической помощи Северной Кореи с дальностью стрельбы
до 200 км и массой моноблочной головной части 600 кг с обычным взрывчатым
веществом.
В 2005 г., когда начнется эксплуатация объектов ядерного топливного цикла, в составе
вооруженных сил Ирана будет: 16–20 пусковых установок с 80–100 ракетами Назнат;
40–60 пусковых установок с ракетой Огаб в количестве 200–300 единиц тактического
класса, а также 24 пусковых установки с ОТР Scud В в количестве 150–180 единиц, 4–6
пусковых установок Шехаб 3 с 10–20 ракетами.
В более отдаленной перспективе, в 2010 г., Иран может иметь до 16–20 пусковых уста
новок ракет Шехаб 3. Также к 2010 г. в Иране планируется разработать перспективную
БРСД с использованием технологии северокорейской БРСД Тэпходон 2. Это будет ста
ционарный наземный ракетный комплекс с дальностью стрельбы до 4000 км и массой
головной части 2000 кг. Моноблочная головная часть планируется отделяемой и снаря
женной как обычным взрывчатым веществом, так и, возможно, химическим боеприпа
сом.
В реализации ракетной программы Ирана в явной форме прослеживается не только бур
ный количественный рост носителей, но и их качественное совершенствование. Если
первые тактические ракеты Луна М, Назнат, Огаб являются неуправляемыми, с низкой
точностью стрельбы, то ракеты класса Scud, Шехаб и Зелзал, а также перспективные
БРСД будут иметь существенно более высокие тактико технические характеристики.
Так, ракеты Scud В и Scud C имеют значительно больший стартовый вес и массу полез
ной нагрузки, а также повышенную точность, попадая за счет наличия уже инерциальной
системы управления ракетой. На этих комплексах появилась возможность дистанцион
ного управления, контроля и пуска, в том числе дистанционное переприцеливание пус
ковых установок с использованием аппаратуры ПУ и ПКП. Время переприцеливания со
ставляет 15 минут. Существенно сократилось время подготовки и предпусковых опера
ций. Время готовности к повторному пуску сокращено до 1–2 часов.
Что касается перспективных баллистических ракет, то наряду с отделяемой моноблоч
ной головной частью, ракетные комплексы обладают более высокой точностью стрель
бы за счет инерциальной системы управления ракетой. Повышенные дальность стрель
бы (до 4000 км) и масса головной части (до 2000 кг) позволяют наносить удары по объ
ектам на значительном удалении от ракетных баз.

50 ИРАН: РАКЕТНО ЯДЕРНАЯ ЗАГАДКА ДЛЯ РОССИИ
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОССИИ
Проведенные оценки показывают, что к 2006 г., через год после сдачи в эксплуатацию
обогатительного комплекса в Натанзе, Иран приобретет технические возможности для
присоединения к клубу государств, обладающих ракетно ядерным потенциалом. В по
добных условиях неизбежно встает вопрос о том, какова должна быть позиция России в
отношении дальнейшего сотрудничества с Ираном в ядерной и других областях и что
необходимо предпринять России для уменьшения возможных негативных последствий
развития ядерной промышленности в Иране.
России стоит возобновить, а возможно даже и инициировать работу двусторон
них российско американских рабочих групп по ракетно ядерному досье Ирана,
которые были упразднены по инициативе американской стороны с приходом админист
рации Дж. Буша. Очевидно, что Россия, впрочем, как и США, не в состоянии самостоя
тельно контролировать развитие ракетно ядерных программ в Иране. Проблему отсут
ствия объективной информации по ядерному топливному циклу Ирана отмечал министр
по атомной энергии России А.Ю. Румянцев24. Изоляция Ирана и, как следствие, нехват
ка информации о процессах, происходящих внутри страны, оказывает отрицательное
влияние на всю систему международной безопасности.
Международные организации, осуществляющие контрольные функции, включая МАГА
ТЭ, испытывают те же проблемы. В этой связи неудивителен интерес высокопоставлен
ных представителей МАГАТЭ к любой информации об иранской ядерной программе, по




З
ступающей из самого Ирана. Так, директор департамента гарантий МАГАТЭ О. Хейно




И
нен, впоследствии сопровождавший М. Эльбарадея в поездке в Иран в феврале 2003 г.,
обратился в ПИР Центр за стенограммой пресс конференции, посвященной иранской




Л
ядерной программе, которая была проведена сразу после визита директора ПИР Цент




А
ра В.А. Орлова в Иран.




Н
России необходимо развивать двустороннее сотрудничество с США в тех областях, где
интересы двух стран совпадают. Ни Россия, ни США не заинтересованы в появлении




А
ядерного оружия в Иране. Согласно проведенным оценкам, к 2006 г. боевая часть иран
ской ракеты Шехаб 3 с ядерным боезарядом сможет поразить все американские базы в
странах Персидского залива, а также юг России, включая Ростов на Дону, Волгоград и
Астрахань.
Для того чтобы действовать эффективно на этом направлении, необходимо решить
главную задачу – выйти на новый уровень доверия друг к другу. До настоящего момента
передачу конфиденциальных российских данных в США воспринимали как должное и
использовали полученную информацию исключительно в собственных национальных
интересах, зачастую в ущерб российским. Так, вскоре после передачи в 1997 г. Советом
безопасности РФ Соединенным Штатам списка российских организаций, которые по
дозреваются в сотрудничестве в области ракетных технологий, в их отношении были
введены односторонние американские санкции. После конфиденциальной передачи
имен двух российских специалистов ракетчиков, подозреваемых в несанкционирован
ном выезде в Иран, одна из крупнейших американских газет опубликовала развернутое
интервью с одним из «героев».
Одним из вопросов изучения двусторонней комиссией должны стать источники чувстви
тельных технологий в Иране. Откуда поступают технологии? Определенные опасения
есть в отношении целого ряда стран, которые причисляют к наиболее активным «проли
ферантам». Это Пакистан, Северная Корея и Китай. Нельзя исключать, что в разработке
отдельных ядерных технологий Иран может следовать своему же собственному «ракет
ному» примеру, когда стрна финансировала разработку в Северной Корее новой, моди
фицированной модели ракеты Scud B с условием поставки в Иран значительного коли
чества этого оружия25. В то же время имеются данные о том, что ракетные и ядерные
программы Ирана используют технологии и поддержку западных фирм. «У нас есть та
кая информация, и мы готовы ее предоставить нашим партнерам», – отметил в одном из

51
ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (68), Том 9
своих выступлений президент В.В. Путин26. Наличие проблемы утечки технологий в Иран
из США признавал и заместитель госсекретаря США Дж. Вульф27.
России стоит увязывать продолжение сотрудничества с Ираном в ядерной обла
сти с подписанием страной Дополнительного протокола с МАГАТЭ. Российские
представители, ведя переговоры с Ираном по различным аспектам развития сотрудни
чества, в том числе в области мирного использования атомной энергии, неизменно ста
вят вопрос о присоединении страны к Дополнительному протоколу. В то же время у Рос
сии имеется опыт «критического» диалога с представителями Ирана. В 1995 г. при про
длении Договора о нераспространении ядерного оружия России удалось убедить Иран
не блокировать бессрочное продление в обмен на продолжение сотрудничества в Бу
шере. В нынешних условиях России необходимо ужесточить свою позицию в отношении
присоединения Ирана к Дополнительному протоколу и дальнейшее сотрудничество в
области атомной энергетики напрямую увязывать с решением этого вопроса. В случае
присоединения Тегерана к Дополнительному протоколу у России, скорее всего, появят
ся серьезные конкуренты на иранском рынке АЭС, однако экономические и политичес
кие издержки могут оказаться несравнимо выше, если Иран продолжит оставаться вне
рамок протокола.
России на переговорах с представителями ОАЭИ стоит строго придерживаться
позиции, ранее обозначенной министром по атомной энергии А.Ю. Румянцевым,
о возврате ОЯТ с Бушерской АЭС в Россию. Переговоры в отношении деталей про
токола о возврате ОЯТ идут давно, однако соглашение до сих пор не подписано. В авгу
сте 2002 г. поступили заявления о том, что протокол о возврате ОЯТ будет подписан уже
в сентябре–октябре. После визита министра А.Ю. Румянцева в Иран в декабре того же
года говорилось о готовности подписать протокол в течение месяца. Практических ре
зультатов, однако, до сих пор не достигнуто.
Предположительно, причинами затягивания переговоров могут быть поиски взаимо
приемлемых решений по процедуре хранения ОЯТ в Иране и срокам его вывоза. Изве
стно желание России, продиктованное давлением со стороны США и Израиля, сокра
тить эти сроки до того минимума, который только возможен с технологической точки
зрения. Обычный технологический процесс предусматривает трехлетнее хранение ОЯТ
в пристанционных бассейнах выдержки.
России нет необходимости сворачивать строительство в Иране легководных
энергетических реакторов. Реакторы ВВЭР 1000 не смогут быть использованы для
создания ядерного оружия. Единственный случай в мировой истории, когда боезаряд из
энергетического плутония был создан и испытан, датируется 1962 г. США после 15 лет
исследований и проведенных за это время 62 натурных испытаний удалось создать и
удачно испытать ядерный боезаряд из плутония, выделенного из ОЯТ британского маг
ноксового реактора, в который, однако, загружается природный уран, что делает изо
топный состав нарабатываемого плутония намного более сходным с оружейным, чем
плутоний легководного реактора. У Ирана, даже принимая во внимание значительный
прогресс этой страны в области ядерной энергетики за последние годы, подобные тех
нические возможности отсутствуют.
Экономическая же целесообразность строительства в Иране АЭС для России очевидна.
Общая стоимость проекта строительства одного энергоблока составляет более 1 млрд
долл. В строительстве Бушерской АЭС участвуют около трехсот российских предприя
тий. По некоторым оценкам, контракт на достройку ядерного реактора в Иране создал
около 20 тыс. рабочих мест. Благодаря контракту на изготовление компонентов для Бу
шерской АЭС, которая обеспечивает работой 70% мощностей «Ижорских заводов»,
средняя заработная плата сотрудников предприятия выросла только за 2002 г. в 4 раза,
в бюджет было выплачено в 3,5 раза больше налогов.
В то же время России стоит уделить особое внимание контролю за экспортными
операциями отечественных предприятий, которые являются производителями
чувствительных с точки зрения нераспространения продукции и услуг, а также на

52 ИРАН: РАКЕТНО ЯДЕРНАЯ ЗАГАДКА ДЛЯ РОССИИ
учно исследовательскими центрами, являющимися хранителями научно технических
секретов в ракетно ядерной области.
В предыдущие годы представители Ирана неоднократно предпринимали попытки неза
конного приобретения высокотехнологичного оборудования, которое, в частности, мо
жет быть использовано для создания оружия массового уничтожения и средств его до
ставки. В 1997–1998 гг. ФСБ России пресекла целый ряд попыток приобретения ракет
ных технологий в обход системы экспортного контроля, включая компоненты ракетных
двигателей и систем наведения. В январе 1999 г. руководством Научно исследователь
ского и конструкторского института энерготехники (НИКИЭТ) пресечен несанкциониро
ванный контакт нескольких сотрудников института с иранскими специалистами. Поми
мо этого, в декабре 2001 г. директор ФСБ Н.П. Патрушев заявил, что среди представи
телей российских органов государственной власти, а также силовых ведомств чаще,
чем в прошлые годы, стали встречаться «инициативники», которые пытаются установить
преступные контакты с представителями спецслужб других стран, включая Иран28.
Впрочем, в настоящий момент нельзя говорить о наличии причин, по которым
России стоит сворачивать торгово экономические отношения с Ираном, несмот
ря на заманчивые предложения со стороны США. Обещания Соединенных Штатов ком
пенсировать потери России на иранском рынке пока остаются лишь обещаниями. Дей
ствительно ли в Россию потекут деньги, если она откажется от сотрудничества с Ира
ном? Уверенности в этом нет. Многим памятна «украинская» история, когда официаль
ный Киев в марте 1998 г. отказался от участия в Бушерском проекте в обмен на амери




З
канские обещания компенсировать потери в виде увеличения размеров помощи энерге




И
тическому сектору Украины и размещения американских заказов на Харьковском АО
«Турбоатом». Именно это предприятие должно было поставить турбину для иранской




Л

<< Пред. стр.

страница 9
(всего 32)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign